УДК 34.01
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
В СТРАНАХ АНГЛОСАКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ
© Тирских М. Г., 2017
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Анализируется роль права в трансформации политического режима в контексте специфики правовой семьи общего права. Делается вывод о том, что влияние права на трансформацию политического режима существует. Однако оно имеет условный характер и не препятствует трансформации в случае значительных изменений в праве.
Ключевые слова: политический режим; правовая система; сравнительное правоведение; демократия; авторитаризм; тоталитаризм.
История развития государственности показывает, что длительное стабильное существование одного порядка управления государством является скорее исключением, чем правилом. На протяжении всей мировой истории мы можем наблюдать непрерывную череду преобразований методов, средств, способов, приемов политического управления. Таким образом, если рассматривать политический процесс и процесс государственного строительства в динамике, то можно констатировать факт, что формирование новых политических режимов в конкретных государствах и преобразование существующих является частью нормального порядка «жизнедеятельности» политических систем и развития институтов государства.
В рамках такой беспрерывной динамики принципиальное значение имеет право государства, которое одновременно выполняет несколько функций. Право является, с одной стороны, средством закрепления правил формирования системы государственного управления, легализации части методов, средств и способов осуществления государственной власти. С другой стороны, право может являться стабилизатором или катализатором процесса политического преобразования, ускоряя или, наоборот, замедляя процесс преобразования политического режима. Наконец, право является необходимой составляющей в таком явлении, как преемственность, позволяя переносить правовой и политический опыт из прошлого в будущее.
Учитывая столь многоплановое влияние права на политический режим, принципи-
ально важным, на наш взгляд, является анализ влияния на трансформацию политических режимов такого явления, как правовая система, представляющая собой концентрированное единство большинства правовых явлений, присущих конкретному государству. В частности, интересным представляется вопрос о влиянии на процессы формирования политического режима права в странах с англосаксонской правовой системой (правовой системой общего права).
В первую очередь, следует рассмотреть англосаксонскую правовую систему в контексте ее влияния на стабилизацию политических режимов и использование его в качестве катализатора процессов их трансформации.
Под стабилизацией политического режима следует понимать процесс институционального и социального укрепления совокупности методов, средств, способов и форм осуществления политической власти в условиях конкретного государства. То есть это закрепление как отдельных процедур властвования (будь то институты выборов, практика проведения референдумов, плановая ротация государственных служащих и т. д.), так и укрепление общественных представлений о допустимости и объективной необходимости функционирования существующего политического режима.
При этом стабилизация не означает абсолютной неизменности политического режима, а лишь предполагает изменение его отдельных признаков. Это становится очевидным на основе анализа большинства
политических режимов, возникших в результате трансформации.
На первом этапе транзитивного процесса достигается первичная стабилизация сформированного политического режима и уже в дальнейшем — его реконструкция, внедрение новых методов управления и т. д. Важным, однако, является то, что сравнительно неизменными остаются основополагающие политические и идеологические принципы политического режима. В случае же их изменения мы не можем говорить о стабилизации политического режима, а должны констатировать продолжение процесса нестабилизированной трансформации политических режимов. Стабилизацию политического режима следует отделять от таких явлений, как его легализация и легитимация.
Бесспорно, данные явления, играющие существенную роль в функционировании политического режима, связаны с его стабилизацией. Однако они ни в коей мере не заменяют его. Процесс легализации политического режима основан на правовом закреплении базовых институтов политического режима и потому может рассматриваться как элемент регулятивного воздействия права в процессе стабилизации политического режима.
Легитимация же политического режима может определяться как процесс придания политическому режиму легитимности, т. е. способности порождать и поддерживать веру народа в то, что политические институты в наибольшей степени отвечают интересам данного общества [1]. В таком случае мы должны рассматривать легитимацию политического режима в качестве одного из стабилизирующих механизмов, а значит, и легитимация, и легализация политического режима должны рассматриваться как элемент стабилизации режима.
При этом если в случае с легализацией мы можем говорить о превалирующем правовом характере данного института, то, рассматривая процесс легитимации, вынуждены констатировать факт, что право может быть представлено лишь в качестве одного из механизмов легитимации, при этом не являющегося универсальным для всей совокупности политических режимов различных видов. Полагаем, что важным аспектом влияния права на стабилизацию политического режима является многофакторность действия права как стабилизирующего
явления. Право имеет возможность участвовать в стабилизации политических режимов благодаря совокупности различных форм воздействия, оказываемых как на политические институты, так и на общество. Безусловно, приоритетное значение права в стабилизации политического режима заключается в его регулятивной функции.
Регулируя общественные отношения, формируя модели правомерного поведения в различных сферах, государство укрепляет и отдельные институты политического управления, различные методы властвования. По сути, в условиях современного общества невозможно представить себе ситуации, когда политический режим мог бы функционировать без правового регулирования процедур приобретения и реализации политической власти.
Для проведения выборов, формирования органов исполнительной власти, функционирования судебных органов либо заменяющих их правоприменительных органов необходима правовая регламентация. Можно согласиться с мнением З. Бжезин-ского, называвшего в качестве одного из этапов посткоммунистического перехода выдвижение «задачи стабилизации, принятия новой конституции и закона о выборах, проведения демократических выборов, осуществления децентрализации системы государственного управления» [2].
В целом регулятивное воздействие права в процессе стабилизации политического режима можно разделить на три группы:
1) это непосредственная фиксация признаков стабилизируемого политического режима в нормах права (как правило, в конституции государства), а иногда и прямое определение отнесения политического режима конкретного государства к определенному виду политических режимов;
2) это нормативное закрепление базовых институтов, свойственных данному политическому режиму (принятие законодательства о выборах и референдуме, политических партиях, формах прямой демократии, фиксация порядка формирования высших законодательных и исполнительных органов, принципов отправления судопроизводства и т. д.);
3) это частное регулирование общественных отношений в различных сферах общественной жизни, в рамках которого проявляются принципы политического режима либо отдельные методы политического
управления. К данной группе относятся, например, нормы законодательства о государственной службе, включающие положения о люстрации.
При этом сущность регулятивного воздействия права на стабилизацию политических режимов для всех трех групп регулятивного воздействия идентична и заключается в том, чтобы нормативно закрепить необходимые для функционирования политического режима институты властвования и, одновременно, зафиксировать в сознании индивидуума установку на легальный характер конкретных методов и средств политического управления.
Следует отметить и идеологическое влияние права. Право в настоящее время является, по сути, одной из самых устойчивых идеологических конструкций в современном государстве, поскольку не только навязывает субъекту тот или иной тип социального поведения, но и определяет его в качестве наиболее верного, соотносимого с представлением о целесообразности и обязательности, законности и правопорядке.
При этом идеологическое влияние права на стабилизацию политического режима наблюдается практически во всех видах режимов. Однако в условиях тоталитарного режима право приобретает черты ярко выраженного средства фиксации и реализации идеологических постулатов. Это, в частности, отражается в содержании преамбул нормативных правовых актов, в нормах-принципах конституций данных государств, и т. д. В условиях авторитарного и демократического политических режимов идеологическое воздействие правовых норм несколько смещается. В значительной мере сокращается число норм-принципов, включающих политические лозунги, однако сохраняется базовый идеологический базис права. В условиях авторитаризма этот идеологический базис основывается на концепте поддержки идеологической платформы правящего лидера или политического объединения (партии, движения), в условиях демократии — на констатации принципов демократизма, политического плюрализма, законности, разделения властей и т. д. Как правило, в таком случае в праве фиксируются либеральные ценности, что, безусловно, влияет на идеологический фон общества.
Идеологизация права имеет огромное значение в процессе формирования полити-
ческого режима. Фактически при помощи закрепления в нормах права отдельных идеологических постулатов последним придается сила не только важного программного положения, но и обязательного правила поведения. Обществу предлагается не только воспринять политическую идеологию и поверить в нее, но и, по сути, реализовы-вать ее в каждодневной практике, иногда под угрозой негативных последствий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения соответствующих норм. Таким образом, идеология приобретает в условиях политического режима еще большее значение и вес.
Еще одной формой влияния права на стабилизацию политического режима является ретрансляционный фактор. Правовые нормы не только регулируют общественные отношения, но и фиксируют в себе наиболее значимые социальные ценности. Субъект права, привычный к действию правовых норм, невольно воспринимает их как должное и правильное (что прослеживается даже в этимологии слова «право»). Осознавая потенциальную возможность изменения правовых норм, возможность иного толкования содержания нормы, оспаривания их действия, а также обусловленность их функционирования действием других норм, человек сознательно не позволяет себе отказаться от норм только по причине их изменяемости. При длительном функционировании правовых норм в обществе возникает привычка поступать именно так, как требуют правовые нормы. В таком случае право становится дополнительным стабилизирующим стержнем, на который может опереться власть. Мировой истории известны лишь единичные случаи, когда при смене политического режима полностью менялось бы право соответствующего государства. Это возможно, пожалуй, лишь в случае смены права одного типа другим (например, при комплексном заимствовании правовой системы другого государства).
Во всех остальных случаях попытка быстрого изменения правовых норм столкнется с двумя сложностями: либо с возникновением чувствительных пробелов в праве, которые могут сказаться на эффективности осуществления власти, а значит и стабильности режима, либо с переживанием правовой традиции, когда даже после отмены действовавшей правовой нормы некото-
рое время субъекты права могут по традиции придерживаться ранее существовавших правил.
Мы можем констатировать факт значения традиции в праве в странах англосаксонской правовой семьи. В данном случае интересным представляется опыт Канады, где по сей день, несмотря на достаточно длительный период независимого существования, сохраняют свое действие нормы британских законов, принятых до 1867 г., например британский Билль о правах 1689 г. Конечно же, данные законы уже давно могли бы быть заменены аналогичными канадскими законами, однако такая замена негативно скажется на восприятии общества, привыкшего жить по издавна заведенным правилам, а значит, и на стабильности политического режима.
Формирование такой привычки к использованию определенных правовых норм, ретрансляции содержания права (в том числе и по вопросам политического управления) придает устойчивость сложившимся механизмам управления, а значит, и стабилизирует политический режим. Для изменения политического режима, в таком случае, необходимо преодолеть сложившуюся правовую и социальную традицию (во многом основанную на праве), что весьма сложно. Имеющиеся примеры трансформаций политических режимов показывают, что обществу весьма сложно согласиться с крушением прежнего опыта без дополнительного толчка, которым могут стать длительные военные конфликты, экономические кризисы и т. д.
Следует отметить и функциональный фактор влияния права на политический режим. Фактически право является своеобразной оградой, отделяющей возможное от недопустимого в политической реальности. Зачастую именно право является тем сдерживающим элементом, который заставляет субъекта, стремящегося изменить систему методов, средств, способов и приемов политического управления, применять или не допускать определенные действия. Так, политический лидер, претендующий на власть, не может сиюминутно отказаться от тех процедур и институтов, которые существуют в правовой реальности. Даже тоталитарные лидеры прошлого вынуждены были в течение длительного времени мириться с не соотносимыми с сущностью данного режима правовыми механизмами,
по крайней мере до момента осознания способности покуситься на право как универсальную ценность общества. Наконец, можно определить ориентирующий фактор влияния права на политический режим.
Даже если конкретный человек пребывает в состоянии правового нигилизма, он вынужден независимо от своей воли согласовывать свои действия с основным направлением правового развития, поскольку остальная часть общества функционирует именно по этим правилам. Право задает магистральные направления развития общества, формируя «идею нормального» в социальном поведении. В таком случае человек, которому свойственен конформизм в поведении, предпочтет придерживаться правовых ориентиров, установленных в обществе, нежели чем выступать против них. Учитывая, что конформизм является свойством большинства граждан в условиях государства, право, выступая в качестве ориентирующей субстанции, позволяет сделать политический режим более стабильным. Использование определенных методов, средств или способов политического управления обществом вызовет меньше нареканий, если будет сопровождаться правовым предписанием, ориентирующим на «нормальное» правовое поведение, нежели чем будет реализовано во внеправовом пространстве. Таким образом, ориентирующий фактор права также играет существенную роль в стабилизации политических режимов.
Катализирующее воздействие права на политический режим может заключаться в трех аспектах:
1) право может являться основанием для осуществления определенных политических действий акторов, направленных на преобразование политического режима;
2) право может являться своеобразным каналом, определяющим приемлемые рамки действий по преобразованию политического режима;
3) наконец, право может легализовать произошедшие изменения, придав им законную форму.
В первом случае речь может идти о том, что под лозунгом реализации прав широкой категории субъектов, зафиксированных в правовых нормах, некоторые политические силы могут осуществить изменение методов управления отдельной территорией или государством. Так, в североамериканских колониях Великобритании именно наличие
определенных прав населения (зафиксированных как в нормативных актах, так и в прецедентах) стало обоснованием борьбы за независимость этих колоний.
В тексте Декларации независимости США дается указание на множество правовых оснований такой независимости, давшей возможность не только учредить новые государства (а впоследствии и их союз), но и обосновать легальность смены политического режима. К таким основаниям были отнесены: отказ короля дать согласие на принятие законов, в высшей степени полезных и необходимых для общего блага; запрет проводить неотложные и чрезвычайно важные законы, если только их действие не откладывалось до получения королевского согласия; разрешение проведения законов, важных для жизни населения обширных округов, только при условии, что оно откажется от права на представительство в легислатуре; неоднократный роспуск палат представителей, которые противостояли посягательствам на права народа, и т. д.
Тот же пример показывает и возможность использования некоторых каналов фиксации статуса и легализации вновь созданных режимов посредством принятия декларации независимости, проведения выборов и принятия конституции.
Таким образом, очевидно, что особенности права стран англосаксонской правовой семьи позволяют говорить о доминирующем стабилизационном воздействии права на политический режим в этих государствах. Это не значит, однако, что в таких странах невозможна трансформация режима. Обратными примером является, в частности, диктатура О. Кромвеля, приведшая к попытке переустройства правовой системы Англии (в том числе: принятие квазиконституционного акта «Орудие правления», изменение юрисдикции судов, подчинение судов интересам исполнительной власти, отступление от существовавших прецедентных норм и т. д.). При этом формой реакции на такую попытку установления диктатуры стало принятие в 1679 г. «Хабеас Корпус Акта», не позволявшего творить правовой произвол при применении государственной репрессии.
Кроме того, если анализировать политические преобразования в Англии, можно констатировать факт, что на протяжении
нескольких веков (с XVIII по XXI в.) при неизменности большинства процедур и институтов, при одновременно расширяющемся доступе отдельных категорий граждан к институтам политического представительства (право женщин на участие в выборах, отмена имущественных цензов и т. д.) политический режим изменился с авторитарного с отдельными элементами демократии, до автократической демократии. Однако сам процесс происходил крайне длительно, без резких изменений и преобразований чрезвычайного характера.
Таким образом, следует признать, что государства англосаксонской правовой семьи в меньшей степени подвержены трансформации политического режима благодаря стабилизирующему влиянию права. Они допускают существенное преобразование политического режима либо в течение длительного периода (иногда сотен лет), либо лишь при существенной деформации правовой системы, выражающейся в принятии нормативных актов, расходящихся с общей системой прецедентов, и существенным ограничением функций органов судебной власти. ^
1. Благож Й. Формы правления и права человека в буржуазных государствах. М., 1985. С. 45.
2. Brzezinski Z. The Great Transformation / / The National Interest. 1993. N 33. P. 4.
список литературы
Благож Й. Формы правления и права человека в буржуазных государствах : [пер. с чеш.] / Й. Благож ; с предисл. и под общ. ред. В. А. Туманова. — М. : Юрид. лит., 1985. - 222 с.
Brzezinski Z. The Great Transformation // The National Interest. - 1993. - N 33. - P. 3-13.
Features of Formation
of the Political Regime in the Countries
of the Common Law
© Tirskikh M., 2017
The article analyzes the role of law issues in the transformation of the political regime in the context of the legal specifics of common law family. It is concluded that the effect of law on the transformation of the political regime there. However, it is conditional and does not interfere with the transformation in the case of significant changes in the law.
Key words: political regime; legal system; comparative law; democracy; authoritarianism; totalitarianism.