Научная статья на тему 'Особенности формирования оптимального закона тепловыделения в дизелях на основе принципа минимизации энтропии'

Особенности формирования оптимального закона тепловыделения в дизелях на основе принципа минимизации энтропии Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
111
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕПЛОВЫДЕЛЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО ЭНТРОПИЯ / ДИССИПАЦИЯ / ДВИГАТЕЛИ / СГОРАНИЕ / ТЕПЛОТА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Зейнетдинов Р.А.

Рассмотрены особенности преобразования тепловой энергии в поршневых двигателях с учетом диссипативных явлений в неравновесных рабочих циклах. Предложена методика нахождения оптимального закона тепловыделения в дизелях на основе принципа минимизации энтропии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of formation of optimal law of heat release in diesel engines based on the principle of minimization of entropy

The peculiarities of transformation of heat energy in piston engines, taking into account dissipative phenomena in non-equilibrium business cycles. The technique of optimal law of heat release in diesel engines based on the principle of minimization of entropy.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования оптимального закона тепловыделения в дизелях на основе принципа минимизации энтропии»

УДК 621.436.2

Канд. техн. наук Р.А. ЗЕЙНЕТДИНОВ

(СПбГАУ, 7га61@таП. ги)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ЗАКОНА ТЕПЛОВЫДЕЛЕНИЯ В ДИЗЕЛЯХ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА МИНИМИЗАЦИИ ЭНТРОПИИ

Тепловыделение, производство энтропия, диссипация, двигатели, сгорание, теплота

Тепловыделение в цилиндрах дизеля - важнейший функциональный процесс. От характера его протекания во многом зависят технико-экономические показатели дизеля, его тепловая и механическая напряженность и в итоге показатели его надежности. Поэтому вопросам организации тепловыделения уделяется особое внимание [1, 2].

Выделенная при сгорании химическая энергия топлива в камере сгорания двигателя превращается в тепловую, которая используется для совершения работы и повышения внутренней энергии рабочего тела, а часть теряется в результате теплоотдачи в стенки внутрицилиндрового пространства и на диссоциацию продуктов сгорания. В этой связи относительная скорость сгорания теплоиспользования может быть выражена уравнением [3]:

йЧи

йф

йх йф

+ йЧдис йф йф

(1)

где чвыд - йх/йф- относительная скорость тепловыделения; Чвыд — общая теплота,

фактически выделившаяся в течение всего процесса сгорания; йх/йф — относительная скорость

сгорания топлива; йцм!1с1ф ; йЧдис/йф — относительные скорости, соответственно, теплопередачи в

стенки внутрицилиндрового пространства и затраты теплоты на диссоциацию.

Относительная скорость тепловыделения при сгорании топлива с высокой степенью точностью описывается полуэмпирической функцией И.И. Вибе [3]:

йх йф

6,908(т +1) ( ф — в

фг

зУ

фг

ехр

(

— 6,908

ф — в фг

т+1

(2)

где т — показатель характера сгорания; 9 - угол начала тепловыделения; ф - текущее значение угла поворота коленчатого вала; фг - угол продолжительности сгорания.

Исследование процесса сгорания топлива с помощью закона Вибе предусматривает нахождение оптимального закона тепловыделения, описывающего желаемую организацию процессов смесеобразования и сгорания, и достижения улучшения топливно-экономических показателей ДВС. Наибольшее влияние на экономические показатели рабочего цикла оказывают продолжительность процесса сгорания фг и коэффициент эффективности сгорания т. Показатель т однозначно определяет максимум скорости выделения теплоты и момент ее достижения в интервале продолжительности сгорания. Повышение коэффициента т достигается снижением потерь теплоты в стенки цилиндров и повышением полноты сгорания топлива.

Продолжительность сгорания ф зависит от состава смеси и можно вычислить по формуле Оберега в зависимости от суммарного коэффициента избытка воздуха а:

ф2 = 15 -а"0'28 + 95 -а"0'38.

2 (3)

Следовательно, определяющей задачей улучшения процессов тепловыделения в дизелях является достижение оптимальных значений продолжительности процесса сгорания ф и показателя характера сгорания т, что сводится, в основном, к минимизации тепловых потерь в тепломассообменных процессах рабочего цикла и при теплопередаче через стенки цилиндров.

Однако точность определения диссипативных потерь теплоты ограничивается недостаточной изученностью процесса теплообмена, что в большей степени обусловлено его сложностью и быстротечностью. Это обусловлено тем, что процессы тепловыделения и

теплопередачи в двигателях неравновесные, и продолжительности их конечны. Следовательно, оценку степени необратимости внутрицилиндровых процессов лучше производить на основе энтропийного анализа, так как энтропия - единственная термодинамическая функция, позволяющая однозначно различать обратимые и необратимые процессы. Использование понятия «энтропия» позволяет также ввести в расчетную схему дополнительные термодинамические связи.

При таком подходе задача оптимальной организации процессов тепловыделения и тепломассообмена в цилиндре теплового двигателя состоит в том, чтобы выбором температур, давлений и химических потенциалов взаимодействующих подсистем и их конструктивных параметров, а также показателей сгорания т и р добиться минимума возникновения энтропии (диссипации) при известной интенсивности потоков рабочего тела. При этом значения кинетических параметров р и т, при которых получаются наилучшие сочетания высоких значений р, и п при наименьших значениях рмакс, Тмакс , можно назвать оптимальным.

Известно, что закон подвода теплоты определяет вид процесса, от него зависит и термодинамическая эффективность цикла. В дизелях горение топлива осуществляется в изохорных и изобарных условиях путем введения согласно закону топливоподачи фиксированного количества цикловой подачи. Данный процесс сопровождается одновременным образованием продуктов сгорания с известным составом, поэтому в ходе процесса сгорания топлива термодинамическую систему можно считает открытой, а после окончания процесса - закрытой.

В силу вышесказанного, полный дифференциал энтропии многокомпонентных продуктов сгорания, как открытой термодинамической системы, принимает вид:

dS = (дБ/ дТ) с1Т + (дБ/ др) с1р +£ (дБ/ дЫк) N + £ , (4)

к т

где Ык - текущие значения к-го компонента продуктов сгорания в цилиндре двигателя.

В нашем случае выражение (3) можно привести к виду:

т N , _ ч

dS=йе+ £Nk + £с1£т - £-Бко) dnk, (5)

к=1 т к=1

где Бк — текущее значение парциальной молярной энтропии к-го компонента продуктов сгорания; Бко — молярная парциальная энтропия к-го компонента продуктов сгорания в начальном состоянии системы.

Здесь важно отметить, что каждое из слагаемых правой части уравнения зависит от характера термодинамического процесса, в то время как их алгебраическая сумма не зависит от характера процесса, а определяется только начальным и конечным состояниями системы. При этом точная отметка момента окончания процесса сгорания требует проведения довольно сложной операции - переноса полученной индикаторной диаграммы в координаты Т-Б, и концом сгорания будет являться момент окончания притока теплоты «извне» от сгорания топлива, т. е. точка, соответствующая максимуму энтропии.

Первая составляющая уравнения (5) обусловлена подводом теплоты при сгорании топлива в камере сгорания, а также переносом энтропии конвективным потоком через кольцевое уплотнение и имеет следующий вид:

РтГ

А е ^ =

I

Т ■ 1о

и — О^

dр, (6)

о

где Ни - низшая теплота сгорания топлива, 1о - стехиометрический коэффициент; V - скорость реакции; Тг - текущая температура рабочего тела; - текущее значение удельной энтропии рабочего тела; Ог - расход газа через отверстие кольцевого уплотнения; £ - коэффициент эффективности процесса сгорания.

Множитель и связан с формой кривой выгорания топливовоздушной смеси, является суммарной характеристикой процесса горения. Кривую выгорания или молекулярную скорость сгорания топлива можно выразить следующим образом:

1 §и йх

и =-----, (7)

V Мт й

где х - закон сгорания; gц - количество топлива, впрыснутое в цилиндр за один цикл; Мт -молекулярная масса топлива; V- текущий объем; dx/dt - относительная скорость тепловыделения.

Вторая составляющая выражения (5) dSnp.cz обусловлена непрерывным поглощением кислорода и выделением двуокиси углерода и водяного пара. За единицу времени величина его составляет:

т

йе^^пр.сг = I SkdeNk = ^2 deNO2 + ^2 +

к=1 2 2 2 2 (8)

+ sCOdeNCO + SH 2OdeNH 20' где N - количество к- го компонента продуктов сгорания; sк - средняя парциальная энтропия к- го компонента продуктов сгорания.

Парциальную энтропию составляющих компонентов продуктов сгорания можно выразить в

виде

ТСок ^ д V ^(дР^

дT

йУ. (9)

sк = + Нт йТ + -— | Т

о Т дпк V(0) ЧдТ JV

При тепловыделении в камере сгорания имеются градиенты плотности и температуры, следовательно, происходят процессы переноса теплоты и массы продуктов сгорания, общей характеристикой которых является производство энтропии, которое расходуется в диссипативных процессах и поддерживает систему в неравновесном состоянии. Процесс переноса теплоты по своей сути нелокален, так как частица переносит энергию и массу из одной точки пространства камеры сгорания в другую, причем этот процесс происходит не мгновенно, а требует конечного промежутка времени т.

Скорость генерации энтропии в необратимых процессах переноса теплоты и массы при тепловыделении в цилиндре можно выразить уравнением [4]:

1 "

Т к=1

V Т ,

(10)

где и Jk — плотности потоков теплоты и масс к-го компонента рабочего тела; Т-

локальная температура; [1к- локальный химический потенциал соответствующего к-го компонента рабочего тела.

В поршневых двигателях основными источниками генерации энтропии являются: физико-химические превращения в цилиндре двигателя; процессы, направленные на выравнивание интенсивных параметров - температуры, давления и химических потенциалов компонентов рабочего тела по рабочему объему, включая турбулентное смешение, теплопроводность, тепло- и массоперенос, тепловое излучение; диссипация механической энергии за счет трения в термомеханических системах; дросселирование газов и т.д. Перенос массы рабочего тела как многофазной гетерогенной системы может при этом характеризоваться потоком диффузии, которая включает термодиффузию (перенос рабочего тела за счет градиента температуры) и бародиффузию (перенос рабочего тела за счет градиента давлений), перенос энергии - потоком тепла.

На основании вышесказанного выражение для изменения энтропии топливовоздушной смеси в цилиндре можно представить в виде суммы двух слагаемых:

dS л ]\

р-= + р-*—. (11)

& & &

Первое слагаемое в выражении (11) отражает изменение энтропии впрыснутого топлива за счёт обмена энергией и массой с воздухом в цилиндре:

р^ = — \ qxdFs dFs,

dt р тт Т1

(12)

5 5

где J1 - потоки тепла и массы впрыснутого топлива через его поверхность

Причем первое слагаемое в (12) характеризует изменение энтропии за счет энергии (#1 -поток тепла через поверхность капли топлива), второе - за счет обмена испарившейся массы с окружающей средой - поток массы через поверхность).

Второе слагаемое в (11) определяет приращение энтропии смеси за счет необратимых процессов и представляет собой произведение термодинамических потоков на термодинамические движущие силы. Производство энтропии при тепломассообмене топливовоздушной смеси в цилиндре двигателя сгтм можно записать с использованием аппарата механики гетерогенных сред в следующем виде [5]:

* ( 1 4

Сщм = Л ^^ +1 *1,2

V I Т1 о

1

*

+ 1 Jсf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

Т

V Т1

ТТ

+ /

2 У

2

V Т2

dr +

1 У

Т

+

(и1 — и2)2 2Т1

(13)

dr Ш,

где Jl - поток массы топлива в сплошной среде воздуха; #12- поток теплоты между сплошной средой воздуха и топливом; г - средний радиус капли топлива после впрыскивания в цилиндр, может изменяться от 0 до Я; Jf - поток массы топлива от поверхности раздела; Т1, /и.1 и Т2, Ц2- температуры и химические потенциалы топлива в рабочей смеси в начальном и конечном видах соответственно; «1, и2 - векторы скоростей потока топлива и сплошной среды рабочего тела в камере сгорания.

Члены в правой части выражения (13) описывают следующие внутрицилиндровые необратимые процессы: первый - перенос массы в сплошной фазе за счёт процесса диффузии; второй - теплообмен между воздухом и дисперсной фазой распыленного топлива; третий - массообмен между воздухом и дисперсной фазами топлива.

Известно [6], что температура рабочего тела, определенная по уравнению состояния из индикаторной диаграммы, существенно отличается от температуры пламени, величина которой практически полностью определяется излучением частиц сажи, образующихся в цилиндре дизеля в процессе сгорания топлива. Тогда производство энтропии за счет теплопроводности рабочего тела определяется следующим образом:

1 дт Л

Л

т2 дг т2

2

(14)

где Хр - теплопроводность рабочего тела.

Реакции горения топливовоздушной смеси в камере сгорания сопровождаются процессами диффузии компонентов продуктов сгорания и переносом теплоты, следовательно, в каждой точке пространства в каждый момент времени сосуществуют градиенты концентрации нескольких компонентов и градиент температуры. Согласно закону Фика, скорость переноса массы вещества на единицу площади (диффузионный поток) пропорциональна только градиенту концентрации. Диффузионный поток вместе с веществом переносит также и энтропию, и «движущей силой» диффузии при этом рассматривается химический потенциал, который определяется в действительности не концентрацией, а активностью щ = у^с^, и коэффициент активности уг зависит от состава смеси. Так как в процессе диффузии состав изменяется, коэффициент активности, характеризующий соотношение между концентрацией и активностью, тоже изменяется.

Количество энтропии, переносимое за единицу времени через единицу площади поверхности, перпендикулярной к направлению диффузионного потока, пропорционально разности химических потенциалов первого и второго компонентов ЛЦ1-2, т.е. — 2 Jg / Т , где Jg -

диффузионный поток.

В соответствии с этим неконвективная составляющая вектора плотности потока энтропии будет состоять из вектора с[/Т, связанного с потоком теплоты (причем под величиной д в общем

1

случае понимается поток теплоты как от теплопроводности, так и от лучеиспускания), и вектора -м/д/Т, т.е.

3 = Т (Ч — М2 3 ) (15)

При тепловыделении в цилиндре двигателя продукты сгорания представляют сплошную среду с изменяющимся составом и температурой от точки к точке в камере сгорания. Тогда выражение локального производства энтропии с учетом многокомпонентности продуктов сгорания приводится к виду:

^=—(Ч—Дм,—2 -У^—, (1«)

При горении паров топлива возникает стефановский поток, так как процессы протекают с изменением объема газовой фазы. При этом объемы газовой фазы продуктов сгорания около углеродной поверхности изменяются за счет реакций образования СО, а около водяных паров - за счет реакций образования Н2О. Потоки инертного компонента - азота - равны нулю.

Продукты сгорания представляют собой многокомпонентную систему, в связи с чем химический потенциал любого к- го компонента рабочего тела внутри цилиндра является функцией состава системы и условий существования системы, т.е. Мк = I(Р, Т, п,, П2,...Пк). Зависимость химического потенциала к- го компонента продуктов сгорания от параметров системы может быть получена из фундаментного уравнения Гиббса [4]:

ймк = — $кйТ + Vkdp, (17)

где Sk - соответственно, мольная энтропия и мольный объем к- го компонента.

Благодаря переменности температур компонентов продуктов сгорания в цилиндре двигателя во времени, разными будут и их тепловые скорости. При этом диффузионные потоки компонентов зависят не только от градиента относительно концентрации (концентрационная диффузия), но и от градиента температур (термодиффузия) [7]:

3 %г) =

МгМ, pD1

г)

М ят

Р к

(18)

где р - давление рабочего тела в цилиндре; Мг, М- молекулярные массы компонентов продуктов сгорания; кт — термодиффузионное отношение; - коэффициент взаимной диффузии; Р; - парциальное давление г - компоненты рабочего тепла.

Последний член правой части уравнения (5) выражает изменение в необратимом процессе сгорании локальной энтропии вследствие смешения инертных составляющих рабочего тела и вновь образовавшихся компонентов продуктов сгорания, которое всегда неотрицательно, т.е.

I (Бк — Бко) йп

г=1

> 0.

(19)

Процесс сгорания сопровождается потерями теплоты в стенки, что характеризуется показателем сгорания т. В связи с этим для оптимизации показателя т надо рассмотреть выделения теплоты с учетом процесса теплоотдачи, который обусловлен оттоком энтропии в систему охлаждения. Тогда при отыскании оптимального закона тепловыделения, описывающего желаемую организацию процессов смесеобразования и сгорания, необходимо рассмотреть целевую функцию скорости изменения

количества теплоты, используемой на изменение внутренней энергии и совершения работы расширения, которую можно записать в виде [8]:

^исп = Тг^в^Ъ — X Тг^т — X Т™к^к = ^в^—Ш — X Тп^п ^ max, (20)

т к п

где TlTwkdSwk — теплота, отводимая в систему охлаждения; ЕГ^^ — диссипативная функция тепломассообменных процессов.

Производства энтропий при теплопередаче через стенку цилиндров можно определить, воспользуясь свойством аддитивности энтропии и разбивая процесс теплопередачи на конвективный теплообмен и теплопроводность [8].

Уравнение (20) можно переписать в виде функционала, выражающего количество используемой теплоты:

Л

О*. ^¡{P-^drS t/a

. -t ^ n -t

t V V n J

-V-t. (21)

При фиксированном времени рабочего цикла выражение, характеризующее предельное теплоиспользование в цилиндре двигателя, можно отразить в виде:

m

Queп = jj S qi -V-t ^ maX. (22)

t V i =1

Подынтегральное выражение характеризует свободную энергию рабочего тела, которая используется на совершение механической работы и повышение его внутренней энергии. Величина свободной энергии в целом определяет работоспособность рабочих газов на линии расширения.

Таким образом, оценить степень совершенства необратимых процессов при тепловыделении с использованием методов термодинамики необратимых процессов позволяет учитывать интенсивности потоков теплоты и компонентов рабочего тела. При таком подходе можно ставить вопрос о степени термодинамического совершенства тепломассообменных процессов при заданном коэффициенте теплопереноса, заданной продолжительности процесса и количестве переданной теплоты. Это позволяет достигнуть оптимальных значений кинетических параметров сгорания, а также минимизации тепловых потерь, тем самым находить оптимального закона тепловыделения.

Л и т е р а т у р а

1. Гусаков С.В., Уклейкин В.Е. Оптимизация тепловыделения в дизеле с учетом ограничений по параметрам рабочего процесса://Мат. науч.-техн. конференции, посвящ. 40-летию кафедре двигателей ЧВВАКУ. - Челябинск: Изд-во ЧВВАКИУ, 2008. - С. 39-43.

2. Хакимов Р.Т. Влияние основных параметров рабочего цикла на динамику тепловыделения газового двигателя // Вестник академии военных наук РФ. - 2011 - №2(35). - С. 308-315.

3. Вибе И.И. Новое о рабочем цикле двигателей. - М., Свердловск: Машгиз, 1962. - 272 с.

4. Хаазе Р. Термодинамика необратимых процессов.- М.: Мир, 1967.- 544 с.

5. Зейнетдинов Р.А. Теоретические основы анализа тепловыделения в поршневых двигателях с учетом необратимости внутрицилиндровых процессов // Известия Международной академии аграрного образования (МААО). - СПб., 2013 - №16. Т.3. - С. 139-143.

6. Ложкин В.Н. Исследование динамики и термических условий сажеобразования при сгорании распыленного топлива в цилиндрах дизелей: Дис... канд. техн. наук. - Л.: ЛПИ., 1978.

7. Основы практической теории горения: Учебное пособие для вузов/ Под ред. В.В. Померанцева.- Л.: Энергоатомиздат. ЛО., 1986. - 312 с.

8. Зейнетдинов Р.А. Системный анализ теплоиспользования в поршневых двигателях: Монография. - СПб.: СПбГУСЭ, 2012. - 171 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.