Научная статья на тему 'Особенности фазового равновесия жидкость - пар в охлаждающей системе высокофорсированного дизеля'

Особенности фазового равновесия жидкость - пар в охлаждающей системе высокофорсированного дизеля Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
159
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ / ТЕПЛОНОСИТЕЛЬ / ПАРООБРАЗОВАНИЕ / ЖИДКОСТНЫЕ И ПАРОВЫЕ ФАЗЫ / ДИЗЕЛЬ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Зейнетдинов Р.А.

Рассмотрены факторы, влияющие на процесс парообразования в дизелях с высокотемпературным охлаждением. Отмечено, что установление взаимосвязи между давлением, температурой и составом теплоносителя позволяет исследовать возможности существования фазового равновесия теплоносителя и тепловые потери при фазовых превращениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of phase balance of liquid - steam In the cooling system of the high-forced diesel

The factors influencing process of steam formation in diesels with high-temperature cooling are considered. It is noted that establishments of interrelation between pressure, temperature and structure of the heat carrier allows to investigate possibilities of existence of phase balance of the heat carrier and thermal losses at phase transformations.

Текст научной работы на тему «Особенности фазового равновесия жидкость - пар в охлаждающей системе высокофорсированного дизеля»

УДК 621.436.2 Канд. техн. наук Р.А. ЗЕЙНЕТДИНОВ

(СПбГАУ, zra61@mail.ru)

ОСОБЕННОСТИ ФАЗОВОГО РАВНОВЕСИЯ ЖИДКОСТЬ - ПАР В ОХЛАЖДАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ ВЫСОКОФОРСИРОВАННОГО ДИЗЕЛЯ

Система охлаждения, теплоноситель, парообразование, жидкостные и паровые фазы, дизель

Основной задачей современного двигателестроения является дальнейшее повышение технико-экономических показателей автотракторных двигателей при одновременном уменьшении их массогабаритных параметров. Одним из возможных путей решения данной проблемы является разработка высокофорсированных двигателей с уменьшенным отводом теплоты от рабочего тела. При этом оптимальный тепловой режим двигателя должен обеспечить повышение мощностных, улучшение топливно-экономических и некоторых экологических и снижение износных показателей двигателя, а, следовательно, увеличение долговечности двигателя.

Удельное количество теплоты, отводимое от двигателя системой охлаждения, составляет на номинальных режимах работы от 12 до 35%, а с переходом на долевые нагрузки эти потери еще более возрастают [1]. Следовательно, повышение эффективности поршневых двигателей путем снижения тепловых потерь на эксплуатационных режимах их работы является актуальной проблемой.

В перспективных системах охлаждения сокращение тепловых потерь осуществляется за счет повышения температуры охлаждающей жидкости (ОЖ). В одной из работ по системе охлаждения [2] отмечено, что переход на высокотемпературное охлаждение (ВТО) позволяет уменьшить количество теплоты, отводимой через систему охлаждения двигателя, повысить эффективность использования теплоты и уменьшить габариты теплообменных аппаратов системы охлаждения. Применение высокотемпературных систем охлаждения стало возможным благодаря эффективным мерам по интенсификации охлаждения деталей цилиндропоршневой группы, приближению охлаждающей жидкости к тепловоспринимающим поверхностям, применению более высококачественных моторных масел, глубокому охлаждению надувочного воздуха.

Следует добавить, что температурный режим двигателя влияет в первую очередь на интенсивность охлаждения стенок цилиндра, камеры сгорания и на тепловыделение в охлаждающую жидкость и смазочное масло, и в то же время влияние этих факторов на индикаторную мощность двигателя Ni носит противоречивый характер [3]. Повышение температуры поверхности камеры сгорания с ростом температуры смазочного масла приводит, с одной стороны, к лучшему использованию теплоты топлива (росту коэффициента теплоиспользования), а с другой - из-за увеличения подогрева свежего заряда происходит увеличение его температуры в конце впуска Ta, что ведет к уменьшению наполнения цилиндра. Следовательно, будут уменьшаться коэффициенты наполнения rjv и избытка воздуха а и производные от них - индикаторные показатели п, pi, Ni.

Однако эффективная мощность Ne большинства дизелей с повышением его температурного режима увеличивается, т.к. уменьшается мощность, затрачиваемая на трение. При увеличении температуры деталей двигателя повышается и температура смазочного масла Тм, а вязкость его уменьшается, что обуславливается снижением потерь на трение. Следует отметить, что при уменьшении нагрузки механический КПД Пм будет непрерывно уменьшаться, а коэффициент избытка воздуха а будет расти, следовательно, повышение температуры теплоносителя и масла на частичных режимах ведет к более интенсивному снижению удельного расхода топлива по сравнению с номинальным.

Испытания дизелей показывают, что повышение температуры Тол уменьшает тепловыделение в охлаждающую систему (по 4-5% на каждые 10°С), несколько повышает тепловыделение в масло (при сохранении температуры масла постоянной) и увеличивает КПД дизеля на 2-3% [2, 3].

В связи с этим ряд исследователей стали уделять внимание работе двигателей с относительно высокой температурой охлаждающей жидкости Тохл (до 150°С). Согласно Б.Б. Генбому, для двигателя Ч10,5/13 для предотвращения кислотной коррозии оптимальная температура внутренней поверхности стенок цилиндра данного двигателя должна лежать в пределах 160-170°С.

Для достижения этих условий необходимо поддерживать температуру охлаждающей жидкости на выходе не ниже 115-125°С.

Итак, анализ влияния температуры жидкости на технико-экономические показатели двигателя убедительно подтверждает необходимость ее поддержания на оптимальном уровне так, чтобы суммарные потери теплоты в теплоносителе с увеличением его температуры уменьшались на всех режимах работы двигателя, и более заметно - при работе двигателя на частичных режимах, особенно на режиме холостого хода.

В широком диапазоне эксплуатационных режимов работы двигателей и особенно при его термофорсировании, на охлаждаемых поверхностях деталей двигателя имеются отдельные участки («центры парообразования»), температура которых выше температуры насыщения жидкости, вследствие чего происходят в этой зоне фазовые превращения охлаждающей жидкости с образованием паровых пузырьков. Рост паровых пузырей на поверхности происходит как за счет теплоты перегретого слоя жидкости, окружающей пузырь, так и за счет теплоты, передаваемой от поверхности нагрева через основание пузыря. При этом с возрастанием плотности теплового потока число активных центров парообразования увеличивается.

Образование новой паровой фазы при кипении связано с разрежением молекул, которое носит характер флуктуации, и число центров парообразования зависит от вероятности возникновения зародыша пара. Чем больше вероятность возникновения, тем больше количество действующих центров, и наоборот. Так, вероятность образования зародыша в случае кипения однокомпонентной жидкости имеет следующий вид [4]:

W и exp

1бпстУг 3r 2k (AT )2

(1)

где а - поверхностное натяжение на границах жидкость - пар; Т - температура кипения жидкости; и - мольный удельный объем; ЛТ - температура перегрева жидкости; г - теплота парообразования жидкости.

Для многокомпонентных жидкостей появление новой фазы будет обусловлено преимущественным испарением компонента, имеющего более низкую температуру кипения (НК-компонента). Учитывая, что в системах охлаждения дизелей значительные применения получили двухкомпонентные низкокипящие жидкости, то вероятность возникновения зародыша пара ¿-того НК-компонента в кипящей двухкомпонентной охлаждающей жидкости можно определить из уравнения [5]:

Wk и exp

16ncrV

r , ,, , д2^k

T + (^ -^k )

dx dT

kT (AT )2

(2)

2

3

где x'k, x"k - молярные доли жидкостной и паровой фаз НК-компонента теплоносителя; ць -химические потенциалы НК- компонента теплоносителя.

Из данного уравнения видно, что для двухкомпонентного теплоносителя в знаменателе имеются дополнительные слагаемые, которые учитывают влияние на вероятность возникновения зародыша взаимного смешения компонентов теплоносителя.

Хорошо известно, что пузырек пара в жидкости формируется за счет поверхностного натяжения а, которое существует на границе раздела фаз. Поверхностное натяжение создает дополнительные силы, действующие на фазу. Величина а описывает изменение потенциала Гиббса системы вследствие наличия в ней межфазной границы с общей площадью П. В результате флуктуации при (р, Т)= const, приведшей к образованию пузырька, произойдет изменение изобарного потенциала системы dG, обусловленное работой сил поверхностного натяжения и переходом части жидкости в пар. В общем случае

ао = —Бат+уар —8ЬХ + х мкаМк, (3)

к=1 (3) где р.к - химические потенциалы к- го компонента теплоносителя; Ьк - работа сил

поверхностного натяжения, 8ЬХ = —саО, где о - коэффициент поверхностного натяжения; аО -

приращение поверхностности пузырька.

2 ~ ~ ~ Подставляя в уравнение (3) ^Мк^Мк = М'¿М'+м"аМ" и отмечая, что в состоянии

к=1

фазового равновесия аМ'=аМ" (так как М'=М"=сот(), ¿7=0, ф=0, можно получить следующее выражение:

ао = (м"—м)ам "+са о. (4)

Учитывая, что объем паровой фазы по сравнению с жидкой имеет малую величину, можно заменить дифференциалы ¿М" и dQ их конечными разностями ¿М" ~ АМ" и dQ ~ АО. При этом

можно считать, что в результате флуктуации мгновенно образовался объем пара Д V" = (4 / 3)пЯ 3,

2

ограниченный поверхностью ДО = 4пЯ , где Я - радиус пузырька. В этом объеме заключена масса пара ЛМ"=ЛУ"/и"=4пК.3/3и". В результате изменение изобарного потенциала определяется выражением:

ао = (м"—М)ДМ"+стШ = 4—м Я3 — 4хиЯ2. (5)

3 V"

При переходе метастабильной жидкости в парообразное состояние разности химических потенциалов жидкости и пара (р! — ц") является положительной величиной. Это означает, что химические потенциалы ц' и ц" не равны друг другу, т.е. не выполняется одно из условий фазового равновесия [6]. Следовательно, процесс испарения метастабильной жидкости в общем случае определяется неравновесностью фазовых превращений.

Гиббс показал, что жидкость может находиться в перегретом, относительно устойчивом или метастабильном состоянии потому, что для перехода в устойчивое парообразное состояние системе необходимо преодолеть некоторый активационный барьер. Существование этого барьера связано с действием поверхностных сил: при возникновении в перегретой жидкости пузырька термодинамический потенциал, с одной стороны, уменьшается за счет перехода молекул в более устойчивое состояние (объемный эффект), а с другой стороны, увеличивается из-за появления поверхностной энергии (поверхностный эффект). У малых пузырьков решающую роль играет второе слагаемое, у больших - первое. При некотором «критическом» размере пузырька термодинамический потенциал системы приобретает максимальное значение. Поэтому, только достигнув критического размера, пузырек сможет расти дальше самопроизвольно.

Пузырьки, размеры которых меньше критического (Я < Якр), будут охлопываться, так как пар в них перенасыщен. При Я < Якр изобарный потенциал растет, поэтому новая фаза неустойчива и мелкие пузырьки конденсируются. В случае Я > Якр пузырьки будут расти, что соответствует переходу системы в более устойчивое состояние. При Я > Якр изобарный потенциал с ростом Я уменьшается. Величина работы, которую нужно совершить против поверхностных сил, чтобы создать критический пузырек, и служит по Гиббсу мерой метастабильности перегретой жидкости.

Итак, при неустойчивом равновесии пузырек имеет критический радиус Якр, который может быть найден из условия максимума изобарного потенциала:

дДО / дЯ = 4жМ—М- Якр — 8п оЯр = 0, (6)

V"

откуда Я = 2сгу"/(м'—м").

Из формулы видно, что размер зародыша йкр тем меньше, чем сильней перегрета жидкость, т.е. чем больше разность /'-/". Химические потенциалы в жидкой и паровой фазах определяются согласно [7]:

л _ /10 (Т,Р) + ЯТ4пх1/1; (7)

/_/0(Т, р) + ЯТ21ПХ2,

где /1 - летучесть низкокипящего компонента; Х1, Х2 - молярные доли жидкостной и паровой фаз НК-компонента теплоносителя.

В системе охлаждения дизеля, особенно при ВТО, особый интерес представляют условия устойчивости равновесия относительно непрерывных изменений состава фаз. При постоянном давлении в охлаждающей системе состав фаз теплоносителя непрерывно изменяется из-за уменьшения количества легколетучего компонента (воды) при неизменном содержании нелетучего компонента (этиленгликоля). Температурную зависимость состава фаз в бинарных системах при постоянном давлении можно выразить уравнением [8]:

dx'2 _ (1 - х"2)АН1 + х"2 АН2. dx"2 __ (1 - х'2)АН1 + х'2 АН2 (8)

dT ~ (х"2-х'2)Г(а2ОЧdX22)' dT (х"2-х\)Т(а2О"/ аХ"2)'

где Х2 - мольная доля компонента 2 в сосуществующих фазах (') и ("); АН1 - изменение энтальпии при обратимом переходе компонента 1 из фазы (') в фазу ("), аналогично ДН2 - для перехода компонента 2; О', О" - значения интегральной молярной энергии Гиббса для фаз (') и (").

Таким образом, при кипении недогретой двухкомпонентной охлаждающей жидкости процесс парообразования в системе охлаждения дизеля определяется частотой образования центра парообразования и критическим радиусом пузыря. При заданных значениях давления и температуры двухфазного двухкомпонентного теплоносителя важным является исследование возможности существования фазового равновесия и состава равновесной фазы с учетом зависимостей летучести НК-компонента теплоносителя от состава.

Итак, если же в системе охлаждения двигателя имеются фазовые превращения теплоносителя, то часть теплоты будет отведена в виде скрытой теплоты парообразования и может не найти отражения в статьях внешнего теплового баланса. В результате количество теплоты, отводимое теплоносителем через радиатор, будет меньше количества теплоты, подведенного к охлаждающей жидкости от стенок цилиндров. Потери теплоты, связанные с процессами фазового перехода, носят диссипативный характер [9].

В реальных условиях на входе в блок двигателя подается значительно недогретая до температуры насыщения вода или другая жидкость, и двухфазные потоки в большинстве случаев являются термодинамически неравновесными, что обусловливает в охлаждающей системе производство энтропии. При теплообмене в зависимости от времени течения внутрицилиндровых процессов возможны как приток, так и отток энтропии, следовательно, производство энтропии за счет теплообмена со стенкой цилиндра может иметь любой знак. Однако в целом суммарная энтропия за счет теплообмена будет иметь положительный знак и определяться энтропийным равновесием, значение которого зависит от степени открытости системы и однозначно меняется с изменением степени воздействия внешней среды на систему. При этом из-за инерционности системы возможно возникновение энтропийных колебаний относительно энтропийного равновесия, которые с переходом двигателя на установившийся режим работы затухают, и наступает снова термодинамическое равновесие.

В условиях термодинамического равновесия количество теплоты, отводимое из системы охлаждения двухфазным теплоносителем, можно представить в виде [10, 11]:

ртаТ _ рпж ^-аТ- 2 Н^, Нк _(ен/епк) , (9)

ат ат ат к _1 ат к ах 1

где h - удельная массовая энтальпия двухфазно термодинамической системы; сk - мольная концентрация ¿-го компонента системы; dnk - бесконечно малое изменение числа молей ¿-го компонента теплоносителя за счет массообмена с внешней средой.

В системе охлаждения происходят сложные гидродинамические и тепловые процессы, связанные с движением теплоносителя, омывающего поверхности теплообмена. Возникающее на определенных участках поверхностное кипение сопровождается одновременным переносом теплоты и массы, что не только интенсифицирует теплообмен, но и приводит к совершенно иным в сравнении с вынужденной конвекцией закономерностям. Поэтому описывание двухфазных неравновесных стационарных потоков теплоносителя дополняется сложной системой дифференциальных уравнений баланса, массы, импульса, энергии системы [12].

Уравнение неразрывности для стационарного потока насыщенного пара принимает вид:

сИу{р\у>'+Х(У'-й')]}= 0, (10)

где w', соответственно скорости жидкой и газовой фаз; р' = (1 — х)р, р" = хр —

средние плотности соответственно жидкой и паровой фаз теплоносителя.

Уравнение импульса для насыщенного пара:

р-^ [(1 - х)т~'+х~"] = -ШУ [(1 - х)Р'+хР"] + (1 - х)рР'+хрР-", (11)

аг

где Р', Р" - полный тензор давлений двухфазных систем; Р', Р" - сила, приходящая на единицу массы жидкой и паровой фаз двухфазного потока теплоносителя.

Уравнение теплоотдачи с внешней стенки цилиндра к кипящей жидкости:

-ЛУГ = аст(Тст -Гпж), (12)

где X - коэффициент теплопроводности стенки цилиндра, аст - коэффициент теплоотдачи. При пузырьковом кипении для коэффициента теплоотдачи аст предлагается зависимость от плотности теплового потока д к охлаждающей жидкости и среднего давления р в системе [1]:

а = 038д0,66 р0,2

аст = 0,38д р . (13)

При прочих равных условиях повышение давления приводит к снижению коэффициента теплоотдачи. Это объясняется тем, что с ростом давления увеличивается температура насыщения, и режим поверхностного кипения наступает при больших значениях температуры теплоотдающей поверхности.

Балансовое уравнение энергии для насыщенного пара:

д — —

—[(1 - х)рв'+хрв"]=-а1у(Уе, + Ув"), (14)

дг

где е - удельная энергия (полная энергия на единицу массы), а Л - полный поток энергии. Удельную энергию двухфазной системы можно записать в следующем виде:

в = — V'2 +ш'+и', 2

,, 1 „2 ,, ,,

в =— V +и

2

(15)

где V', V"- среднемассовые скорости жидкой и паровой фаз НК- компонента в потоке насыщенного пара; у, и - соответственно удельная потенциальная и удельная внутренняя энергии. Поток энергии рассматриваемой системы:

3в, = (1 — х)р -в Р'-м>'+у' 3'+3у ; 3е„ = (1 — х)рв" Р"-м>"+у" 3"+3 "д, (16)

где Р мт - поток энергии, обусловленный механической работой, включая и силы трения,

представляет собой внутреннее произведение тензора Р и вектора V; 3 - тепловой поток, 3 q +3 q = .

Уравнение энтропии для насыщенного пара:

р^а[^'(1 — х) + Х5-"] = —а/у[.7х.(1 — х) + 3^, - х]+ С. (17)

По свойству полной производной скорость изменения энтропии равна:

д^ 7 дs 7 дs 7 дs

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р~Г.=^ + Ри~Г + Puчr + Pw^, (18)

са д/ дх ду д2

где и, и, V — векторы скорости движения субстанции в направлении осей х, у, 2 соответственно за счет всех видов переноса.

С учетом определения дивергенции выражение (18) примет вид:

ds д(р^) -

р—= + dlv(рsW), (19)

а/ д/

где W — суммарный вектор скорости перемещения газового потока.

С учетом наличия теплообмена со стенкой цилиндра выражение (19) можно записать в виде:

др л- /

д/

+ а™ (рsw) =---, (20)

где qц - тепловой поток, подводимый к ОЖ от стенки цилиндров двигателя. Уравнение (20) удобно привести к виду

рр^ = —С1У3!1 + С5, (21)

а/

где - составляющая вектора субстанциальной плотности потока энтропии; о- локальное производство энтропии в системе.

В нашем случае полный вектор потока энтропии равен:

3!1 =рsW + 7 . (22)

Выражение (22) состоит из двух частей: конвективной и потока энтропии за счет процессов теплопроводности, и скорость производства энтропии можно представить следующим образом:

e = -divJs.

аг (23)

Локальную скорость возникновения энтропии, обусловленной внутренними необратимыми процессами в рассматриваемой системе, имеет вид:

^ = ^ 9?T -1 J„ (T ■ grad- Ft ),

(24)

где Fk - сила, приходящая на единицу массы двухфазного потока теплоносителя; Jaж -вектор потока двухфазного теплоносителя (расход теплоносителя).

Представленные на принципах производства энтропии дифференциальные уравнения двухфазных неравновесных стационарных потоков теплоносителя позволяет учесть энергетические потери на процессы фазового перехода теплоносителя в системе охлаждения и оценить энтропийные колебания данной системы относительно ее энтропийного равновесия на различных температурных режимах работы двигателя. При этом минимизация производства энтропии в данной системе обеспечивается рациональной организацией изменения отмеченных выше термодинамических параметров теплоносителя.

Таким образом, при термофорсировании дизеля особенно актуальным является исследование процессов парообразования и установления взаимосвязи между давлением, температурой и составом равновесной фазы теплоносителя, и уравнение, связывающее эти параметры, позволяет исследовать возможности существования фазового равновесия с учетом зависимости летучести НК-компонента теплоносителя от его состава.

Л и т е р а т у р а

1. Вырубов Д.Н., Иващенко Н.А., Ивин В.И. и др. Двигатели внутреннего сгорания. Теория поршневых и комбинированных двигателей: Учебник /Под. ред А.С. Орлина, М.Г. Круглова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1983. - 372 с.

2. Ливенцев Ф.Л. Высокотемпературное охлаждение двигателей внутреннего сгорания. - М.:- Л. : Машиностроение, 1964. - 2014 с.

3. Костин А.К., Ермекбаев К.Б. Эксплуатационные режимы автотракторных дизелей. - Алма-Ата: Наука, 1988. - 192 с.

4. Левич В.Г. Введение в статистическую физику. - М: Гос. изд-во техн.-теорет. лит., 1950. - 424 с.

5. Григорьев Л.Н. Образование новой фазы при кипении многокомпонентных смесей// Труды ЦКТИ. - Вып. 51. 1966. - С. 122-129.

6. Лобанов В.И. Ясников Г.П. и др. Техническая термодинамика. - М.: Металлургия, 1992. - 240 с.

7. Карапетьянц М.Х. Химическая термодинамика.- М.: Химия, 1975.- 584 с.

8. Schotky W., Ulich Y., Wagner C. Thermodynamik. Springer-Verlag, Berlin. 1929.

9. Зейнетдинов Р.А. Эволюция энтропии и процессы диссипации в охлаждающей системе поршневых двигателей //Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2008. - №9. -С. 161-165.

10. Зейнетдинов Р.А. Оптимальная организация процессов необратимого тепломассообмена в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания// Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2010. - №21. - С. 260-268.

11. Зейнетдинов Р.А. Системный анализ теплоиспользования в поршневых двигателях: Монография. -СПб.: СПбГУСЭ, 2012. - 171 с.

12. Дейч М.Е., Филиппов Г.А. Газодинамика двухфазных систем. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Энергоиздат, 1981. - 472 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.