Научная статья на тему 'Исследование внутрицилиндровых процессов подвода теплоты к рабочему телу в цикле ДВС на основе неравновесной термодинамики'

Исследование внутрицилиндровых процессов подвода теплоты к рабочему телу в цикле ДВС на основе неравновесной термодинамики Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
76
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕРИ ЭКСЕРГИИ / АНЕРГИЯ / ПРОИЗВОДСТВО ЭНТРОПИИ / ДВС

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Агапов Д. С.

Д.С. Агапов Исследование внутрицилиндровых процессов подвода теплоты к рабочему телу в цикле ДВС на основе неравновесной термодинамики Потери эксергии, анергия, производство энтропии, ДВС В работе на основе методов неравновесной термодинамики производится рассмотрение внутрицилиндровых процессов ДВС на этапе подвода теплоты к рабочему телу и обосновывается необходимость применения высокотемпературного охлаждения.D.S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agapov Research within the cylinder supply process heat to the working fluid in the cycle of the internal combustion engine on the basis of non-equilibrium thermodynamics Exergy losses, energy, entropy production, ICE The paper-based methods of nonequilibrium thermodynamics made consideration intracylinder ICE processes at the stage of supplying heat to the working fluid and the necessity of application of high-temperature cooling.

Текст научной работы на тему «Исследование внутрицилиндровых процессов подвода теплоты к рабочему телу в цикле ДВС на основе неравновесной термодинамики»

Литература

1. Тишкин Л.В., Ильин М.А., Ильин П.А. Теоретическое обоснование диагностических параметров оценки работоспособности подшипника дисковой бороны// Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2012. - №26. - С. 372-377.

УДК 62-97Л98

Канд. техн. наук Д.С. АГАПОВ

(СПбГАУ, &1Тегеп176(й!list.ru)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРИЦИЛИНДРОВЫХ ПРОЦЕССОВ ПОДВОДА ТЕПЛОТЫ К РАБОЧЕМУ ТЕЛУ В ЦИКЛЕ ДВС НА ОСНОВЕ НЕРАВНОВЕСНОЙ

ТЕРМОДИНАМИКИ

Потери эксергии, анергия, производство энтропии, ДВС

В процессе работы ДВС теплота к рабочему телу может подводиться или отводиться в различных устройствах. Так, например, в промежуточном воздухоохладителе (интеркулере) отводится теплота 0ОХл, в камере сгорания подводится теплота от сгорания топлива Осг, а также отводится теплота от газов в стенки цилиндра Ост• Наибольшая деструкция энергии (скорость производства энтропии) наблюдается в цилиндре двигателя, поэтому наши дальнейшие исследования были направлены на внутрицилиндровые процессы.

Внутри цилиндра наряду с теплообменными процессами протекают и химические реакции, которые в свою очередь также приводят к росту производства энтропии [1]. Кроме того, в процессе этих теплообменов количество рабочего тела в цилиндре двигателя не остается постоянным. За время ¿/г оно изменяется на величину ¿¡п:

(Ы = дпвп+дпсг+& 1аын, (1)

где дпвп, 5пс.., 5ппшъ — соответственно изменения количества рабочего тела в процессе впуска, сгорания и выпуска, моль.

Запишем первое начало термодинамики в молярной форме:

«/« =-=- (2)

п п

Тогда изменение молярной энтропии для идеального рабочего тела запишется следующим образом:

, _ 5дт _ -Т с!Т-п-/исрт п-Я-Т-ф Дж

— — "I" . (3)

111 ГГ1 ГГ1 ГТ1 ГТ1 X Г \ ^

1 п-1 п-1 р-1 МОЛЬ • К

При этом уравнение внешнего энергообмена рабочего тела с окружающей его средой будет следующим:

= - &1п,.а„ + ~ ^пиеып , (4)

где qm, хим и С1„ь ст — теплоты, приходящиеся на один моль рабочего тела соответственно за счёт химической реакции тепловыделения и потерь теплоты в стенки цилиндра, Дж/моль;

Ъш вп и Ъш вып — молярные энтальпии рабочего тела соответственно на впуске и выпуске из цилиндра, Дж/моль.

Выражение (3) для рабочего тела представлено в развёрнутом виде:

, с1п <ТТ „ с1р Дж

= №РМ — + №РМ — - " ■ Я—, -- • (5)

п 1 р моль • К

С учётом выражения (4) имеем:

+

§а п ■ Ф -йп-цс г л-ёа

¿/у = ^>» — _ Р-'"__ыЧст

Т п-Т п-Т

^еп ■ Мср,„, ■ {твп - Т) с1лгип ■ цср т ■ (твып - Т) _

п-Т п-Т

(6)

Т Т Т Т При этом полное изменение молярной энтропии с1нт будет равно:

~ д+ (Т$т п , (7)

где с1нпь д и с1нпь „ — изменения молярной энтропии соответственно в результате тепловых взаимодействий и массообменных процессов.

¿/Г ф

— (8) Т р

(9)

п

На входе в цилиндр элемент рабочего тела дпвп имеет давление рвп, температуру Ге„, и энтропию 8п,:п 'Л„г, После впуска элемента рабочего тела в цилиндр и его смешения с остаточными газами от предыдущего цикла элемент 8пвп имеет давление р, температуру Т и молярную энтропию Зпвп^т. Также из-за обмена теплотой элемента 8пвп с рабочим телом п энтропия всей системы дополнительно изменится на величину п -с1нт д.

Общее изменение энтропии системы, состоящей из количеств п и 8пвп при наполнении цилиндра за отрезок времени ¿/г, составит:

■(5 Зв1г). (10)

Рост анергии вследствие теплообмена рабочего тела п со стенками цилиндра за время ¿/г составит:

5Аст = = Юст-Ц. (11)

Тогда эксергетические потери от теплообмена со стенками цилиндра определяем

как:

5Ехст =Юап -8Аст =Юст -Юст-^ = Юап \\-Щ (12)

В процессе протекания химической реакции при сгорании топлива за время ¿/г образуется дополнительный элемент рабочего тела 8пХ1Ш. После охлаждения его до температуры окружающей среды То его энтальпия составит 5пх,ш-Ио,„ь а энтропия дпХ1ш'Зо, т- Здесь Ио, т и эо, т соответственно молярные энтальпия и энтропия заряда при температуре окружающей среды. При температуре Т и давлении р энтропия количества рабочего тела дпХ1Ш будет равна Зпхил1^т. Вследствие выделения теплоты в процессе сгорания топлива, содержащегося в элементе, энтропия рабочего тела в цилиндре возрастёт на величину я. При этом анергия всей системы при выделении теплоты в процессе сгорания за время ¿/г возрастёт на величину:

ёАхим ='/'»■"■ Жт = дпх,ш ■ Кт + ^шм ■ Т0 ■ (.V,,, - ^ ,„)+ Т0 ■ п ■ скш д=

где ат — молярная анергия рабочего тела, Дж/моль. Она находится по формуле

(14).

am=To-(sm-so,m)+ho,m- (14)

Возрастание энтропии при подводе теплоты дОХ1Ш составит:

J dQxuM

илхнл< г., цэ;

п • Т

Уравнение (13) после преобразований сводится к виду:

т

^.иш = dQxuu ' + $Пхим ' То ' (Sffi ~~ lS0.ffi). (16)

Увеличение эксергии рабочего тела из-за подвода теплоты дОХ1Ш будет:

i т \

Я*Кш = 32шм-$Ашм = -дПшм'Т0 - V,»). (IV)

V 1 J

Таким образом, определяются потери работоспособности энергии рабочего тела, возникающие в процессе осуществления цикла двигателя.

Для действительного рабочего цикла дизеля необходимо учитывать закон тепловыделения при сгорании топлива в цилиндре двигателя.

За Аф градусов поворота коленчатого вала, вследствие химической реакции, выделяется теплота дОХ1Ш, которую определим по формуле:

die

Юсгор= — -Ьср.Вц.Он. (18)

С другой стороны:

50сгор = 5Ехсгор + 8Асгор, (19)

где SO агор — теплота, подводимая к рабочему телу при сгорании в течение поворота коленчатого вала на Аф градусов;

ЗАсгор — увеличение анергии рабочего тела при сгорании в течение поворота коленчатого вала на Аф градусов. Определяется как:

SAcaop=T0-SScaop, (20)

где SS агор — изменение энтропии рабочего тела в процессе сгорания. Элементарное изменение энтропии всего рабочего тела SSXUM в процессе сгорания определим следующим образом:

Ж агор = П ■ SSm,q + 5Пшм ■ " Sm,0 )■ (21)

Объединив уравнения (12) и (13), получим:

¿Агор =Т0 ■ Л ■ &m,q + Т0 ■ "Vo)- SHXUM • (22)

Здесь:

SAq=T0-n-&mq (23)

означает прирост анергии рабочего тела из-за теплообмена, а выражение

5Л.ШМ = Т0 ■ (sm -sm J-&гшм (24)

отражает прирост анергии рабочего тела за счёт изменения количества рабочего Определяем в отдельности элементы выражений (23) и (24).

Текущее количество рабочего тела находим в соответствии с законом выгорания, а именно:

п = па-Р-х, (25)

где па — количество рабочего тела в начале такта сжатия, моль;

Р — химический коэффициент молекулярного изменения; х — коэффициент активного тепловыделения.

па=а-10-В1Г{\ + Г), (26)

где 10 — теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива,

моль.

Н О

— + —

При этом Р = 1 + —^32 ; (27)

а-10-\\ + у)

,„=_!_.'£+»_£\ (28)

" Хо, ,12 4 32]

где Н, О и С — соответственно молярные доли водорода, кислорода и углерода в топливе;

— молярная доля кислорода в воздухе. Уравнение (25) с учётом выражений (26), (27) и (28), примет вид:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п = + + (29)

Элементарное увеличение энтропии рабочего тела при сгорании будет равно:

& = (30)

хим гт1 ' V '

п-Т

где Т — средняя интегральная температура рабочего тела на рассматриваемом участке.

Изменение энтропии рабочего тела за весь процесс сгорания:

Т0 Ро

Истинную изобарную теплоемкость продуктов сгорания находим по эмпирической формуле Глаголева [2]:

//•с =19,8 М1 + и,26 + —1-10 '-Т + Я. (32)

а <ч а )

Элементарное увеличение количества рабочего тела составит:

Л = + (33)

= Ц-ср-\п — -В.Лп—. (31)

^ 4 Ъ2) (Л(р

Если теплоту химической реакции, эксергию и анергию брать не в абсолютных, а в относительных величинах, то получаем уравнение:

(34)

а относительные величины, отнесённые к повороту коленчатого вала:

5хех _ 5хо 5Ха

<3(р с!<р с!<р

тогда:

дхА _ 5Ад + 8АХ1Ш

(35)

(36)

л<р Вц-()н-А(р

Относительную долю анергии рабочего тела при сгорании топлива в функции угла поворота коленчатого вала получаем, проинтегрировав выражение (36):

I

Разность между относительной долей выделившейся теплоты х и относительной долей анергии ха составит относительную долю эксергии рабочего тела, а следовательно, и эксергетический КПД процесса сгорания:

Хс

~ Х0 ~ ХА = ЛЕхсгор ■ (38)

Как показали наши расчёты, приращение анергии за счёт изменения количества рабочего тела в процессе сгорания 8АЧ является величиной более низшего порядка, нежели приращение анергии за счёт теплообмена 5АХШЬ рис. 1.

0,04

0,02

0,00

1 ГЧ йАч

\

1 йАхим --п 1

340

360

380

400

420 ф, ° п.к.в

Рис. 1. Доли анергии в процессе сгорания в цилиндре

В силу незначительности доли анергии рабочего тела, обусловленной химическими реакциями, по сравнению с долей термодеструкции будем считать 5Ахим=0. Тогда для рабочего тела будут справедливы следующие выражения:

&сА _ ¿Ад +ёАх

п-Т0

й<р Вц-<2Н-А(р Вц-Qн скр '

_ Мх 1 ¿¿У Вц-Он с!(р с!(р п-Т <Т(р п-Т

п-Т0 с1х Вц ■()„ _Т0 с1х

¿к

с]ср Вц-()н (1(р п-Т Т ¿у

с1х Тп ¿¿х

1 Лх

(39)

(40)

(41)

(42)

ё(р с1<р Т ё(р Т) ё(р Относительную долю эксергии рабочего тела определяем, интегрируя уравнение:

Кроме того, для определения доли эксергии в выделившейся теплоте при сгорании топлива используется отношение хех/х, что также справедливо и для определения доли анергии. Это вызвано погрешностью при определении закона тепловыделения.

Долю эксергии рабочего тела в выделяющейся теплоте хех>г'хС1, а также долю анергии рабочего тела в выделяющейся теплоте хл/хд для снижения погрешности расчётов найдём,

ИСПОЛЬЗуЯ СООТНОШеНИЯ ХЕх'Хд и Хл-'Хд.

На основании наших расчётов процесса сгорания для дизеля Т01 1,6 и из рис. 1, построенного на основании расчётов установлено, что практически вся деструкция в рабочем теле обусловлена температурными градиентами. При этом доля потерь работоспособности рабочего тела, обусловленная химическими реакциями, протекающими в нём, незначительна.

Теперь необходимо определить технические возможности снижения потерь работоспособности рабочего тела на основании уравнений энергетического, материального и энтропийного балансов.

В области реализуемости процессов, протекающих в цилиндре двигателя, для открытой стационарной системы эти уравнения в общем виде запишутся следующим образом:

] V

' +2ЛЖ' =0, V* = 1.....(44)

Е 8 ^, + 2 у -'^ё) =0, <т(*, > 0,

где gj — интенсивность у-го материального потока, кг/с;

hi — удельная энтальпия у-го материального потока, Дж/кг;

qi — интенсивность /-го потока теплоты, Вт;

р — мощность производимой системой работы, Вт.

Х1:, — концентрация в /-м материальном потоке к-го вещества, кг/кг;

С1к у — стехиометрический коэффициент, с которым к-ая компонента входит в уравнение у-й реакции, моль. (Для образующихся

компонентов а^ у > 0 , а для

расходующихся а^ < 0);

IV— скорость у-й химической реакции, кг/(моль с); — удельная энтропия /-го материального потока, Дж/(кг град);

Тг — температура /-го потока теплоты на контрольной границе системы, К;

а— скорость производства энтропии (диссипации) в системе, Вт/(кг рад).

Если известна функция сгтт(<7, g), то область реализуемости системы записывается условиями (45):

У <

- V; -и; 0 У* = 1,...,и;

я А

В общем случае скорость производства энтропии равна среднему значению скалярного произведения вектора обобщённого потока .Л на вектор обобщённых сил^. То есть:

а —

Р-—

-йт

(46)

Закон теплообмена между рабочим телом и окружающей средой в условиях постоянства частоты вращения коленчатого вала зададим уравнением теплопроводности (47):

с/г

(47)

где к— коэффициент теплопередачи, Вт/(м" К);

Т7 — площадь поверхности теплообмена, м2;

Т — температура источника теплоты, К.

Рабочее тело в цилиндре двигателя отдаёт теплоту при средней температуре Т , а окружающая среда её воспринимает при температуре Т0. Изменение энтропии охлаждающей жидкости полагаем равным нулю, так как она, непрерывно циркулируя, фактически не меняет своего термодинамического состояния. Тогда изменение энтропии в этом процессе теплопередачи будет:

'"_!_ Л

Т Т

Г т

т г

(48)

Решая совместно уравнения (47) и (48) с учётом того, что а = —, имеем:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с/г

(49)

Затруднение может представлять определение температуры источника теплоты Т . Полагая процесс сгорания политропным, изменение энтропии Ж, Дж/(кг град) выразится через температуры начала и конца процесса, ведь сейчас мы говорим лишь о термической деструкции:

= \njr-, (50)

7ЮН

где гп — масса рабочего тела, кг;

с — удельная эффективная теплоёмкость в интервале температур от Тшч до Ткоь Дж/(кгтрад);

Тнач и Ткон — соответственно температуры в начале и в конце процесса сгорания, К. Также для рабочего тела будут справедливы следующие зависимости:

Ю = т-с- (Ткон-Тшч), Дж.;

с!Н = , Дж/(кг град).

Подставляя в выражение (52) формулы (51) и (50), получим:

- т -т

^ _ _ нач кон

1п

Т..

(51)

(52)

(53)

Т

кон

Скорость производства энтропии из уравнения (49) будет:

к-Р

<7 =

Т,

(т-т0)2 т

(54)

Из зависимости (54) следует, что скорость производства энтропии вследствие градиентов температур может быть уменьшена за счёт повышения температуры среды, в которую эта теплота передаётся. Так как теплота уходит через стенки камеры сгорания и цилиндра, то для снижения потерь эксергии необходимо повышать температуры стенок, окружающих заряд. В качестве технических решений для повышения температуры стенок, окружающих заряд, можно применить нанесение теплоизолирующих покрытий на поршень и/или перевод двигателя на высокотемпературное охлаждение.

Потеря работоспособности вследствие неадиабатности процесса, протекающего в цилиндре двигателя на основании расчётных данных, представлена на рис. 2.

кВт,

100 300 500 700 900 1100 130(+ ог ¡00 Температура стенки цилинд С

Рис. 2. Потеря работоспособности рабочего тела в ДВС вследствие отвода теплоты в

систему охлаждения

Однако, как следует из рис. 2, эффективность предложения по повышению температуры стенок цилиндра и камеры сгорания с ростом этих температур будет неуклонно снижаться и при температуре стенок порядка 1100°С теряет смысл. При наличии технической возможности дальнейшего повышения температуры внутренних стенок ЦПГ возникнет потеря эксергии вследствие обратного теплового потока.

Изложенные теоретические положения были подтверждены экспериментально [3-8] на дизеле 4411/12,5.

Литература

1. Шокотов Н.К. Основы термодинамической оптимизации транспортных дизелей. -Харьков: Вища шк., 1980. - 120 с.

2. Бродянский В.М., Фратшер В., Михалек К. Эксергетический метод и его приложения / Под ред. В.М.Бродянского. - М.: Энергоатомиздат, 1988. - 288 с.

3. Ливенцев Ф.Л. Высокотемпературное охлаждение поршневых двигателей внутреннего сгорания. - Л.: Машиностроение, 1964.

4. Петриченко P.M. Системы жидкостного охлаждения быстроходных двигателей внутреннего сгорания. - Л.: Машиностроение, 1975. - 224 с.

5. Агапов Д.С., Николаенко A.B., Андреев П.А. Оптимизация температурного режима автотракторных двигателей //Актуальные проблемы теории и практики современного двигателестроения. - Труды междунар. науч.-практ. конф. - Челябинск, 2003. - С. 128-133.

6. Агапов Д.С. Улучшение топливно-экономических и энергетических показателей дизеля оптимизацией температурного режима //Улучшение эксплуатационных показателей двигателей, тракторов и автомобилей: Сб. науч. тр. науч.-практ. конф. по теме:- СПб., 2004. - С. 340-348.

7. Прохоренко A.A., Кувика М. Н. Энерго - эксергетический анализ действительного рабочего цикла дизяля // Вестник национального технического университета "ХПИ'. -2006. - Вып. 26. - С .157-165.

8. Агапов Д.С., Николаенко A.B. Оптимизация температурного режима тракторных дизелей // Двигателестроение. - СПб.: Изд-во СПбГПУ., 2004, С. 63-70.

УДК 621.311(075)

Канд. техн. наук C.B. ГУЛИН (СПбГАУ, [email protected]) Канд. техн. наук А.Г. ПИРКИН (СПбГАУ, [email protected]) Соискатель К.А. ПИРКИН (СПбГАУ, [email protected])

СИСТЕМНО-ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЭНЕРГОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОТОЧНЫХ ЛИНИЙ ДЛЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Системное проектирование, энерготехнологическая поточная линия, случайные события.

В связи с тем, что энерготехнологические поточные линии (ЭТЛ) являются разновидностью сложных технических систем, задачи их проектирования невозможно решать без системного анализа и синтеза.

Как показано в работе [1], одним из основных аспектов системного проектирования энергетических объектов является то, что оно дает не просто решение задачи, а поиск оптимального варианта решения. В свою очередь поиск оптимального варианта предполагает выделение трех иерархических уровней системного анализа [2, 3]:

- выбор принципа действия энергетического объекта, его элементов и подсистем (синтез принципа);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.