Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ (БАКАЛАВРОВ) НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ТУРИЗМ» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ (БАКАЛАВРОВ) НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ТУРИЗМ» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / ВАРИАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сытина Надежда Александровна

В статье идет речь о факторах, связанных с развитием компетентности в области культурного пространства у студентов (бакалавров) направления подготовки «Туризм» с применением иностранного языка. Рассматривается проектная деятельность студентов как одна из форм формирования компетенций. Потенциал проектной модели как вариативной деятельности заключается в повышении мотивации и выступает средством развития коммуникативных навыков в устной форме и овладения структурой презентационного высказывания на иностранном языке. Были выявлены этапы проекта, направленные на усвоение знаний о культурных особенностях региона и развитие умения работать в команде с достижением предметных и межпредметных результатов. Главными методами исследования являются анализ релевантной научно-методической литературы и исследование отечественного и зарубежного опыта внедрения проектной методики для формирования общекультурных компетенций, а также описание практики применения проектных технологий как деятельности в процессе обучения иностранному языку студентов (бакалавров), интерпретация и классификация полученных результатов. Работа основывается на изучении опыта применения метода проекта и описании этапов работы студентов (бакалавров) направления подготовки «Туризм» в Волгоградском государственном университете при подготовке индивидуальных и групповых проектов с использованием иностранного языка. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, работа над проектом на иностранном языке представляет собой вид деятельности, которая создает возможности и условия выйти за рамки традиционных методов обучения и активизировать процесс усвоения материала. Метод проекта охватывает несколько этапов и каждый этап проектной деятельности студентов на иностранном языке способствует формированию общекультурных и базовых профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сытина Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF DEVELOPING UNIVERSAL COMPETENCES OF BACHELOR STUDENTS OF TOURISM IN A FOREIGN LANGUAGE

The article describes the experience in developing the universal competences of Bachelor students, training Tourism. The project activity is considered as a means of developing universal and professional competences. The potential of the project model promotes the involvement of students and develops the communicative skills in oral form based on the project. The project work includes several stages aimed at increasing knowledge of cultural specificities and diversity of the region and training the skills how to work in a team. The review of the relevant literature and studyof domestic and foreign experience on developing universal competences, as well the description of practices applying project technologies as an activity in the process foreign language teaching, interpretation and classification are the main methods of the research. The author analyzed the practice of the project method applied in teaching a language and described the stages involved while preparing group and individual projects by Bachelors of Tourism at the Volgograd State University. The results lead to the conclusion that the project method is an activity which allows going beyond the conventional teaching methods and speeding the student’s progress. Each stage of the project in a foreign language promotes the development of universal and basic professional competences.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ (БАКАЛАВРОВ) НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ТУРИЗМ» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

www.volsu.ru

UDC 378.016:37.01 Submitted: 10.05.2022

LBC 74.484.4 Accepted: 24.07.2022

SPECIFIC FEATURES OF DEVELOPING UNIVERSAL COMPETENCES OF BACHELOR STUDENTS OF TOURISM IN A FOREIGN LANGUAGE

Nadezhda A. Sytina

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article describes the experience in developing the universal competences of Bachelor students, training Tourism. The project activity is considered as a means of developing universal and professional competences. The potential of the project model promotes the involvement of students and develops the communicative skills in oral form based on the project. The project work includes several stages aimed at increasing knowledge of cultural specificities and diversity of the region and training the skills how to work in a team. The review of the relevant literature and study of domestic and foreign experience on developing universal competences, as well the description of practices applying project technologies as an activity in the process foreign language teaching, interpretation and classification are the main methods of the research. The author analyzed the practice of the project method applied in teaching a language and described the stages involved while preparing group and individual projects by Bachelors of Tourism at the Volgograd State University. The results lead to the conclusion that the project method is an activity which allows going beyond the conventional teaching methods and speeding the student's progress. Each stage of the project in a foreign language promotes the development of universal and basic professional competences.

Key words: universal competences, development of project skills, foreign language, tourist product, varying activity.

УДК 378.016:37.01 Дата поступления статьи: 10.05.2022

ББК 74.484.4 Дата принятия статьи: 24.07.2022

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ (БАКАЛАВРОВ) НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ТУРИЗМ» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Надежда Александровна Сытина

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье идет речь о факторах, связанных с развитием компетентности в области культурного пространства у студентов (бакалавров) направления подготовки «Туризм» с применением иностранного языка. Рассматривается проектная деятельность студентов как одна из форм формирования компетенций. Потенциал проектной модели как вариативной деятельности заключается в повышении мотивации и выступает средством развития коммуникативных навыков в устной форме и овладения структурой презентационного высказывания на иностранном языке. Были выявлены этапы проекта, направленные на усвоение знаний о культурных особенностях региона и развитие умения работать в команде с достижением предметных и межпредметных результатов. Главными методами исследования являются анализ релевантной научно-методической литературы и исследование отечественного и зарубежного опыта внедрения проектной методики для формирования общекультурных компетенций, а также описание практики cN применения проектных технологий как деятельности в процессе обучения иностранному языку студентов <С (бакалавров), интерпретация и классификация полученных результатов. Работа основывается на изучении К опыта применения метода проекта и описании этапов работы студентов (бакалавров) направления подго-g товки «Туризм» в Волгоградском государственном университете при подготовке индивидуальных и групповых проектов с использованием иностранного языка. Полученные результаты позволяют сделать вывод ^ о том, работа над проектом на иностранном языке представляет собой вид деятельности, которая создает

возможности и условия выйти за рамки традиционных методов обучения и активизировать процесс усвоения материала. Метод проекта охватывает несколько этапов и каждый этап проектной деятельности студентов на иностранном языке способствует формированию общекультурных и базовых профессиональных компетенций.

Ключевые слова: общекультурные компетенции, формирование проектных умений, иностранный язык, туристский продукт, вариативная деятельность.

Введение

Современный этап профессионального образования обусловлен тенденциями экономического развития и меняющейся геополитической ситуацией. Как известно, туристический рынок является одним из наиболее прибыльных и быстро развивающихся секторов, и проблема общекультурной и профессиональной компетентности специалистов этого направления стоит особенно остро. Профессиональные качества менеджера по туризму включают широкий спектр знаний, умений и навыков. Рассмотрим требования государственного образовательного стандарта к дипломированному специалисту, который изучил программу бакалавриата по направлению подготовки 43.03.02 Туризм [4]. В соответствии с требованиями стандарта выпускник должен уметь осуществлять коммуникацию на русском и иностранном языках, как в устной, так и письменной формах в условиях межличностного и межкультурного взаимодействия; осуществлять совместную деятельность в поликультурной профессиональной среде с многообразием социальных, этнических и культурных особенностей. Необходимость формирования соответствующих общекультурных компетенций оказывает влияние на организацию образовательного процесса по английскому языку для студентов направления подготовки «Туризм».

Цель статьи заключается в выявлении особенностей процесса формирования знаний, умений и общекультурных компетенций в процессе обучения иностранному языку, а также изучение опыта применения проектной методики.

Методы

В работе использовались методы анализа, описания, классификации и интерпрета-

ции. Основными источниками для анализа опыта применения проектных технологий послужили работы отечественных и зарубежных исследователей.

Анализ

Предметом нашего изучения выступает вопрос формирования общекультурных компетенций студентов, направления подготовки «Туризм», на занятиях по иностранному языку в Волгоградском государственном университете и описание опыта применения методики проектной деятельности в процессе изучения иностранного языка как способа формирования общекультурной компетентности. Безусловно, ядром профессиональной языковой компетенции будущего специалиста выступает приобретение знаний системного характера на иностранного языке, что предполагает, прежде всего, знание терминологии. Тем не менее именно деятельность специалиста сферы туризма выступает отражением профессиональной компетентности, которая проявляется в способности разработать, спланировать и реализовать туристические концепции и их продукты. Это определяет формы формирования общекультурных компетенций и профессиональной языковой компетентности. Поэтому процесс обучения иностранному языку должен содержать соответствующие компоненты, и важной составляющей этого процесса является проектировочная деятельность. Такой подход дает возможность переместить акцент с выполнения упражнений условно-коммуникативного характера на мыслительную деятельность студентов (бакалавров) с применением иностранного языка и формировать общекультурные компетенции и базовую профессиональную коммуникативную компетенцию. Вариативная деятельность позволяет реализовать творческий потенциал студентов, когда для ре-

шения поставленной задачи требуется использование иностранного языка, умение работать в команде и интегрировать междисциплинарные знания.

Анализ материала специальной литературы свидетельствует о том, что проектная методика играет значительную роль в формировании профессиональной компетенции студентов на уроках иностранного языка. Было выявлено, что метод проекта, идея которого заключалась в том, чтобы приблизить учебный материал к жизненному опыту обучающихся внедрялся в практику еще в начале ХХ века. Описание опыта использования проектных методик и обучения презентационным умениям можно найти в работах как зарубежных [5; 6], так и отечественных исследователей [1; 2; 3].

В Волгоградской области туризм относится к группе быстро развивающиеся отраслей и становится визитной карточкой имиджа региона, который является привлекательным с точки зрения природного разнообразия. Одним из направлений развития туризма - это сельский туризм (rural tourism). В рамках этого направления студентам было предложено разработать тур с использованием цифровых ресурсов. Работа над проектом, который представляет туристский продукт на иностранном языке, включала следующие этапы: 1) подготовительный этап - вовлечение студентов в проектную деятельность и выявление перспективных видов сельского туризма в Волгоградской области, определение значимой в профессиональном плане задачи; 2) определение типа проекта (информационный, творческий, межпредметный, личностный / парный / групповой, краткосрочный / средней продолжительности / долгосрочный) и структурирование содержания проекта, распределение ролей; 3) цель проекта (определение туристского продукта) - цель, требующая интегрированного знания; 4) поиск информации - использование цифровых ресурсов; 5) оформление результатов поиска в виде презентации или видеоролика - конечный результат; 6) представление туристского продукта - защита проекта; 7) обсуждение результатов - подведение итогов, сравнение и оценка туристского продукта.

Таким образом, цель проекта - представить туры в рамках сельского туризма по территории Волгоградской области.

Всего было выполнено семь проектов, оформленных в виде презентации: "Rural Tourism in the Estate", "Lesnaya Polyana", "From Elton to the Quiet Flows the Don", "Pokrovskaya Winery", "Equestrian sports club "Donchak", "At the Javaev's farm", "Agrotourism in Staropoltavsky district", в категориях этнографический туризм, туризм пребывания, гастрономический тур, агротуризм, туризм практического опыта.

В качестве примера рассмотрим отдельные проекты, представленные студентами (бакалаврами) направления подготовки «Туризм», которые изучают английский язык. Один из проектов - "From Elton to the Quiet Flows the Don": 1) вид сельского туризма - этнографический туризм; 2) тип проекта - информационный, творческий, группой, краткосрочный; 3) цель проекта -проинформировать потенциальных клиентов о возможностях совершить пятидневный тур по территории Волгоградской области: 1st day - Volga-Akhtuba floodplain; 2nd day -Elton; 3 rd day - Kamyshin region; 4 th day -Ilovlya; 5 th day - Volgograd и познакомиться с местными традициями; 4) поиск информации с использованием Интернета; 5) результат - презентация, информирующая об особенностях маршрута и виртуальный буклет с детальным описанием видов деятельности и возможностей каждой точки маршрута; маршрут был представлен на карте; 6) защита проекта; 7) обсуждение результатов.

В рамках сельского туризма по территории Волгоградской области был также представлен проект "At the Javaev's farm": 1) вид сельского туризма - туризм пребывания; 2) тип проекта - информационный, творческий индивидуальный; 3) цель проекта - предоставить информацию о возможности посетить сельскохозяйственную ферму; 4) поиск информации в цифровых источниках о местоположении фермы, видах животных, возможности дегустации блюд и напитков; 5) результат - презентация, информирующая о перечне услуг и возможностей: Location: Volgograd state, Sredneakhtubinsky district, farm

Lebyazhya Polyana; Open hour: 8:00 till 19:00; Ticket price: 300 rubles; Length of the excursion: around 3 hours; Description: "We invite you on a tour of the livestock farm. This is a unique opportunity to visit the farm with such a variety of animals, and the program also includes a visit to the home zoo: ostriches, badgers, squirrels, carp, and swans. We will always be glad to see you!" Additional services: visiting the greenhouse, pens with animals, tasting products grown on the farm; 6) представление туристского продукта; 7) обсуждение результатов.

Выводы

Обобщая опыт использования проектной методики на уроках иностранного языка, можно отметить следующее:

- проектная методика при обучении иностранному языку студентов (бакалавров) направления подготовки «Туризм» применялась с целью превращения обучения на иностранном языке в лабораторию формирования общекультурных компетенций и проектированных умений;

- были выявлены этапы подготовки проекта, в процессе которых студенты собрали данные на иностранном языке об особенностях сельского туризма в Волгоградской области и на основе которых представили аргументированный туристский продукт.

- каждый этап проекта продемонстрировал способность студентов (бакалавров) направления подготовки «Туризм» применять знания английского языка, чтобы решить общекультурные и профессиональные задач.

Следовательно, вариативная деятельность, а именно, представление туристского продукта с применением метода проектирования, представляет собой возможность организовать учебный процесс на иностранном языке и выйти за рамки традиционных подходов обучения языку. Таким образом, создание совместных и/или индивидуальных проектов на иностранном языке способствует развитию не только базовых общекультурных и профессиональных коммуникативных компетенций, а также развитию навыков презентационного высказывания и умения работать в команде.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Батурина, О. А. Педагогический потенциал иностранного языка как учебного предмета в формировании общекультурной компетентности студентов - бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» / О. А. Батурина, И. Е. Высотова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. -Вып. 11 (126). - С. 125-128.

2. Полат, Е. С. Метод проектов. История и теория вопроса. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. - М. : Академия, 2010. - С. 193-200.

3. Попова, О. Ю. Метод case study как средство обучения презентационным и дискуссионным умениям студентов экономических специальностей / О. Ю. Попова, А. В. Щеколдина // Artium Magister. -2018. - Т. 18, №> 1. - С. 47-52.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.osu.ru/docs/fgos/vo/bak_43.03.02. pdf (дата обращения: 12.04.2022). - Загл. с экрана.

5. Markham, T. Project-based learning: A bridge just far enough / T. Markham // Teacher Librarian. -Wakefield, 2011. - №> 39 (2). - P. 38-42.

6. Lee, D. Collaboration, intragroup conflict, and social skills in project-based learning / D. Lee, Y. Huh, C. M. Reigeluth // Instructional Science. - Dordrecht, 2015. - №> 43 (5). - P. 561-590.

REFERENCES

1. Baturina O.A., Vysotova I.E. Pedagogicheskij potencial inostrannogo jazyka kak uchebnogo predmeta v formirovanii obshhekul'turnoj kompetentnosti studentov - bakalavrov po napravleniju podgotovki «Pedagogicheskoe obrazovanie» [Pedagogical Potential of a Foreign Language as an Academic Subject in Developoing Universal Competence of Bachelors of Pedagogical Education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University], 2012, iss. 11 (126), pp. 125-128.

2. Polat E.S. Metodproektov. Istorija i teorija voprosa. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija [Modern Pedagogical and Information Technologies in Education System]. Moscow, Akademiya Publ., 2010, pp. 193-200.

3. Popava O.Yu., Shcheldina A.V. Metod case study kak sredstvo obucheniya prezentatsionnym i diskussionnym umeniyam studentov ekonomicheskikh

spetsialnostey [Case Study as a Means of Training Presentation and Discussion Skills of Students of Economic Specialties]. Artium Magister, 2018, vol. 18, no. 1, pp. 47-52.

4. Federal 'nyj gosudarstvennyj obrazovatel 'nyj standart vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 43.03.02 Turizm (uroven' bakalavriata) [State Educational Standard of Higher Education for 43.03.02 Tourism (Bachelor Degree)]. URL: http://

www.osu.ru/docs/fgos/vo/bak_43.03.02.pdf (accessed 12 April 2022).

5. Markham T. Project-Based Learning: A Bridge Just Far Enough. Teacher Librarian. Wakefield, 2011, no. 39 (2), pp. 38-42.

6. Lee D., Huh Y., Reigeluth C.M. Collaboration, intragroup conflict, and social skills in project-based learning. Instructional Science. Dordrecht Publ., 2015, no. 43 (5), pp. 561-590.

Information About the Author

Nadezhda A. Sytina, Candidate of Sciences (Philology), Associate Professor, Department of Foreign Language Communication and Language Education, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, n.sytina@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0001-8247-6157

Информация об авторе

Надежда Александровна Сытина, кандидат филологических наук, доцент кафедры иноязычной коммуникации и лингводидактики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, n.sytina@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0001-8247-6157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.