УДК 316.346.32-053.6
Филоненко Виктор Иванович
доктор социологических наук,
профессор Института философии и социально-политических наук,
директор Центра социально-политических исследований,
Южный федеральный университет
Магранов Алексей Сергеевич
кандидат социологических наук, старший
научный сотрудник Центра социально-политических
исследований, Южный федеральный университет;
ведущий научный сотрудник,
Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского
Социологического центра Российской академии наук
alex [email protected]
Понеделков Александр Васильевич
доктор политических наук, профессор,
Заслуженный деятель науки РФ,
заведующий лабораторией проблем повышения
эффективности государственного и муниципального управления,
Южно-Российский институт управления - филиал
Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ
Попов Михаил Юрьевич
доктор социологических наук, профессор,
главный редактор,
Всероссийский научный журнал
«Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки»
ViktorI. Filonenko
Dr.Sci. (Soc.), Professor of Institute of Philosophy
and Social and Political Studies,
Director of the Center for Social and Political Studies,
Southern Federal University
Aleksei S. Magranov
Cand.Sci. (Soc.), Senior Researcher,
Center for Social and Political Studies,
Southern Federal University;
Leading researcher,
South Russian Branch of the Federal Center of Theoretical
and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences Aleksandr V. Ponedelkov
Dr.Sci. (Pol.), Professor,
Honored Worker of Science of the Russian Federation, head of laboratory of problems
of improving the efficiency of Public and Municipal Administration, South Russian Institute of management, a branch of the Russian presidential Academy of Sciences Mikhail Yu. Popov
Doctor of Sociological Sciences, Professor,
Editor-in-Chief,
All-Russian Scientific Journal
"Humanitarian, Socio-Economic and Social Sciences"
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА РОССИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО
СТУДЕНЧЕСТВА
FEATURES OF THE FORMATION OF THE IMAGE OF RUSSIA IN THE VIEWS OF MODERN RUSSIAN STUDENTS
Аннотация. Основываясь на результатах прикладного социологического исследования, авторы статьи анализируют основные элементы образа России, сложившегося в представлениях современного студенчества. Образ страны понимается авторами как совокупность имиджевых характеристик страны, коммеморативных образов и символов, интерпретация которых в значительной степени обусловлена особенностями самоидентификации. Определена зависимость формирования образа нашей страны у студентов от их отношения к российскому гражданству. Также, выделена и рассмотрена иерархия предметов гордости представителей студенческой молодежи за свою страну.
Ключевые слова: студенчество, гражданская идентичность,образ России, патриотизм, гордость за страну, гражданско-патриотическое воспитание, Великая Отечественная война.
Abstract. Based on the results of applied sociological research, the authors of the article analyze the main elements of the image of Russia that has developed in the representations of modern students. The image of the country is understood by the authors as a set of image characteristics of the country, commemorative images and symbols, the interpretation of which is largely due to the peculiarities of self-identification. The dependence of the formation of the image of our country among
students on their attitude to Russian citizenship is determined. Also, the hierarchy of objects ofpride of students for their country is highlighted and considered.
Keywords: students, civil identity, the image of Russia, patriotism, pride for the country, civil-patriotic education, The Great Patriotic War.
Результаты многочисленных социологических изысканий отечественных социологов фиксируют достаточно устойчивые тенденции:
- увеличения числа молодых людей безразличных к гражданству Российской Федерации;
- уменьшения доли учащейся молодежи, испытывающих гордость за свою страну и пр.
Реализация авторских проектов по изучению различных аспектов социализации студенческой молодежи вузов Ростовской области и Южного федерального округа позволяет нам актуализировать проблему изучения формирования образа России в представлениях обучающихся.
Образ своей страны, сложившийся в понятиях ее жителей, во многом определяет политическую и социальную стабильность, степень ее привлекательности как территории для проживания, а также, влияет на формирование и укрепление гражданской идентичности. Сам концепт «образа страны» выступает «неотъемлемым элементом массового и индивидуального политического сознания населения, его ментальности, и включает в себя восприятие территории, социально-экономической составляющей, политической власти (и ожиданий от ее действий), культуры и самого народа» [1, с. 184 - 185; 5].Образ страны в представлениях ее граждан формируется, на наш взгляд, как совокупность имиджевых характеристик страны, коммеморативных образов и символов, интерпретация которых в значительной степени обусловлена особенностями самоидентификации. При этом образ страны может сочетать в себе как позитивные, так и негативные элементы. С образом страны тесно сопряжено формирование в сознании граждан «предметов гордости за свою страну».
Методология исследования.
В 2020 году Центром социально-политических исследований Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета (ИФиСПН ЮФУ) было реализовано социологическое исследование «Образ Великой Отечественной войны в представлениях современного российского студенчества: проблемы гражданской идентификации и гражданско-патриотического воспитания». Выборка исследования - стратифицированная. Методы исследования - анкетный опрос и фокус-группа. Анкетированием было охвачено 1841 учащихся из 15 вузов и филиалов вузов, колледжа и средней общеобразовательной школы. Структура выборочной совокупности выглядит следующим образом: 84,7% - студенты программ специалитета и бакалавриата, магистры - 8%, аспиранты - 4%,
учащиеся колледжа и СОШ - 3,3%. Необходимо заметить, что исследование, проведенное в 2020 году, стало третьей волной масштабного социологического проекта. Первая волна была реализована в 2012 году (анкетный опрос 516 студентов 4 вузов Ростовской области), вторая - в 2015 году (метод -анкетирование, выборка - 1534 студента из 7 университетов и 2 филиалов вузов Ростовской области). Исследование проводилось с использованием схожего инструментария, что позволило проследить динамику ряда показателей за восьмилетний период. Однако отметим, что блок вопросов, касающихся гражданской идентичности и образа страны, были добавлены в анкету в 2015 году.
Образ России глазами студентов.
Прежде всего, обратимся к анализу ответов представителей студенчества на вопрос: «Скажите, с чем у Вас ассоциируется образ нашей страны, нашего народа?». Как показали результаты проведенного исследования, образ России ассоциируется у студентов, прежде всего, с Родиной - местом, где они родились и выросли (56,3%). Кроме того, достаточно заметной оказалось и влияние коммеморации - 41,9% связывают образ страны с общим прошлым и общей историей; вдобавок, 9,8% отметили вариант «могилы предков, память о них», а еще у 16,1% образ России связан с великими людьми их национальности. О том, что место, где было пройдено начало жизни, молодые люди считают именно Родиной, говорит и тот факт, что ассоциации только с территорией проживания возникли лишь у каждого пятого респондента -22,1%.
Ассоциирование страны с государственными символами оказалось выражено значительно слабее, нежели с образом Родины. Так, флаг, герб и гимн вспоминают при упоминании своей страны 21,5%, а 20,2% ставят знак равенства между понятиями «наша страна» и «государство, в котором я живу». Военную мощь нашей страны указали только 12% респондентов, а еще 7,4% отметили победы и достижения спортсменов. Почти у третьей части опрошенных молодых людей (28%) при упоминании России сразу же возникают образы, связанные с красотой родной природы, а у 23,2% образ нашей страны неразрывно связан с русским языком. Также, для 16,3% представителей студенчества первостепенно важными представляются душевные качества русского народа; однако такие качества как трудолюбие, умение хозяйствовать отметили лишь 4,4%. Различные ассоциации с элементами русской народной культуры при описании образа нашей страны также нашли свое отражение в ответах заметной части студентов вузов Дона. К примеру, русскую литературу и произведения искусства указали 28,1%, а народные песни, праздники и обычаи - 19,8%. А вот вера и религия ассоциируется с Россией только у 8,3% респондентов. Стоит заметить, что представители студенческой молодежи были достаточно уверенны при ответе
на поставленный вопрос: только 1,9% затруднились с ответом, а вариант «другое» указали 2,5%.
Сравнительный анализ с результатами 2015 года позволил установить, что общая иерархия основных элементов образа России в представлениях донского студенчества осталась неизменной. Однако значения некоторых показателей претерпели заметные видоизменения. Так, за прошедшие пять лет отображение нашей страны у студентов вузов стало, в значительной степени, больше ассоциироваться с местом рождения и взросления (в 2015 году данный показатель составлял 44,1%). Заметно укрепились такие элементы, как красота русской природы (значение этого показателя за пятилетие возросло на 11,1%), родной язык (возрастание частоты упоминаний за пять лет на 6,5%), русская литература и искусство (20,8% в 2015 году), наши песни, обычаи и праздники (данный показатель к 2020 году вырос на 5 процентных пунктов). Также, в изображении России немного укрепились элементы государственности: флаг, герб и гимн в 2015 году отмечали 16,6%, а вариант ответа «государство, в котором я живу» семь лет назад выбирали 17,3%. Но, при этом военная мощь российской армии стала на 1,1% меньше связываться с образом нашей страны у представителей современного студенчества. Кроме того, за прошедшую пятилетку на 1,4% снизился показатель «вера и религия моего народа». Весьма интересным представляется тот факт, что душевные качества русского народа на 2,8% стали реже включаться студентами донских вузов в образ России, однако, при этом, трудолюбие и умение хозяйствовать, наоборот, стали чаще соотноситься с нашей страной - в 2015 году данный показатель составлял лишь 1,8%.
Как следует из данных ответов на вопрос: «Скажите, что, в первую очередь, для Вас является предметом гордости за свою страну, свой народ?», основные элементы образа России находятся на первостепенных позициях и в иерархии предметов гордости за свою страну, однако, распределение их показателей демонстрирует несколько иную картину. Прежде всего, студенты вузов гордятся историей своей страны, общим прошлым - 52%, однако, при этом вариант «могилы предков, память о них» указали только 9%.Гордость за великих людей своей национальности испытывают 26,7% опрошенных, а 14% -за российских спортсменов, достойно представляющих нашу страну на международной арене. Родную природу считают предметом гордости за свою страну 33,1% опрошенных, а 19,4% испытывают чувство достоинства за обширность территории России. Однако гордость за свою страну, как за место, где они родились и выросли, испытывают только 23,2% (хотя, как уже упоминалось выше, именно этот элемент занимает первое место в структуре образа страны). Помимо этого, государственность является предметом гордости для незначительного количества представителей студенческой молодежи. Так, 8,1% гордятся государством, в котором они живут, а государственные атрибуты - флаг, герб и гимн - выступают поводом для достоинства лишь 5,4%
студентов. Однако военную мощь страны, при ответе на данный вопрос, молодые люди отмечали заметно чаще - 16,2%. А вот произведения русской литературы и искусства, являющиеся частью бессмертного культурного наследия, считают предметом гордости 38,9%; традиционные праздники и обычаи, а также песни, в этой связи, отметили 14,5%, а каждый пятый (21,3%) гордится русским языком. Верой и религией своего народа гордятся только 6,8% опрошенных. Душевные качества русского народа являются предметом общественного уважения для 14,7% молодых людей, а трудолюбие и умение хозяйствовать русских людей - для 7%.
Стоит отметить, что, как и в случае с элементами образа России, общая иерархия предметов для гордости за свою страну не слишком поменялась за период 2015 - 2020 гг., однако динамика ряда показателей вызывает опасения. Прежде всего, за прошедшее пятилетие было зафиксировано снижение показателей гордости студенческой молодежи за свое государство и его атрибуты.
Уменьшилось и количество тех, кто гордится военной мощью своей страны - в 2015 году таковых было 23%. Этому есть два объяснения.
Во-первых, за период 2015 - 2020 гг. Россия не выступала одной из сторон масштабного военного конфликта. Успехи Вооруженных сил РФ в боевых действиях против террористов в Сирии, по всей видимости, не были восприняты молодыми людьми как демонстрация военной мощи огромной страны. Это подтверждает и тот факт, что за пять лет почти на 20% уменьшилась уверенность студентов вузов в том, что современная Россия может одержать победу в войне такого же масштаба, как Великая Отечественная - 35% против 54,8% в 2015 году.
Во-вторых, результаты проведенного нами исследования зафиксировали заметное усиление космополитических взглядов в среде студенческой молодежи за прошедшее пятилетие. Так, число тех, кто, отвечая на вопрос: «Кто я такой?», просто ответил бы «человек», возросло с 31,8% до 39,2%, а студентов, считающих себя гражданами мира, стало больше на 6,2% (10,8% в 2015 году против 17% в 2020 году). А приверженность подобным взглядам, безусловно, подразумевает неприятие милитаризма.
Также, несколько снизилась гордость за достижения спортсменов - в 2015 году данный показатель составлял 16,9%. Вероятнее всего, это можно, отчасти, объяснить тем, что в 2015 году у молодых людей были еще достаточно свежи впечатления от успешного выступления российских спортсменов на Олимпийских играх в Сочи в 2014 году, ставших, поистине, знаковым событием. Настораживает и заметное уменьшение гордости студенческой молодежи душевыми качествами русского народа (на 7,1% за пять лет). Кроме того, общая история и прошлое, хоть и выступает основным предметом гордости за страну, но, по сравнению с данными 2015 года, данный показатель снизился на 9,1%. Однако заметим, что за указанный период времени молодые
люди стали почти на 7% чаще указывать в качестве предмета гордости красоту родной природы.
Отношение к своей гражданской принадлежности и образ страны.
Принципиально важным нам представляется анализ различий в восприятии образа нашей страны у молодых людей, обладающих различными мнениями о важности своей гражданской принадлежности. Как следует из данных корреляционного анализа, у студентов, испытывающих гордость от того, что они являются гражданами России, оказалось наиболее сильное отождествление образа нашей страны с местом, где они родились и выросли (61,1%). То есть, Россия для них, действительно, является, прежде всего, именно Родиной. Также, для данной категории респондентов, в большей степени, характерны ассоциации с душевными качествами русского народа(18,1%), верой и религией (10,6%), а также, с различными коммеморативными образами и символами: общая история и прошлое (50,2%), великие люди - представители их национальности (18,1%). Кроме того, для данной категории юношества, гордящегося своей гражданской принадлежностью, образ страны связан с принадлежностью не только к Родине, но и к государству. Именно среди них оказалось больше всего респондентов, для которых неотъемлемыми элементами образа России выступают ее государственность (22,1%), а также, государственные атрибуты - флаг, герб и гимн (24,9%) и военная мощь страны - 14,8%.
В ответах молодых людей, стыдящихся российского гражданства, а также, относящихся к нему со скепсисом, или безразличием, образ нашей страны предстает совершенно иным. Так, студенты, испытывающие стыд от факта принадлежности к россиянам, вполне ожидаемо реже остальных ассоциировали образ страны с государством и его атрибутами. Однако у них сложилось другое отношение и к родной земле: только 35,1% соотносят с Россией место своего рождения и взросления, а общую историю и прошлое и вовсе указали только 18,9%. При этом, они не особо хотят включать в образ страны ее территорию - этот вариант отметили только 10,8% среди представителей данной категории. Кроме того, среди тех, для кого гражданство РФ представляется постыдным, или незначительным, оказались наименьшие показатели ассоциаций России с памятью о предках - 5,4% и 6,5% соответственно. Однако данные когорты респондентов, в большей степени, соотносят образ страны с русским языком, красотой природы, народным творчеством и традициями (песни, праздники и обычаи), спортивными достижениями, а также, произведениями литературы и искусства. Таким образом, у них сформирован образ нашей страны, основанный, в основном, на культурном наследии, а элементы государственности и единения с Родиной для них имеют не очень большое значение. Стоит добавить, что у студентов, стыдящихся российского гражданства, популярнее остальных оказался вариант
«другое» (10,8%), среди ответов на который достаточно часто указывались «коррупция» и «нищета».
Распределение ответов студентов, в соответствии с данной корреляцией, имеет особое значение, так как была зафиксирована одна весьма настораживающая закономерность. За прошедшую пятилетку значительно уменьшилось число представителей студенчества, гордящихся своей гражданской принадлежностью - с 77,1% в 2015 году до 49,9% в 2020 году. В то же время, стремительно возросло количество молодых людей, безразличных к гражданству РФ (22% против 8,8% в 2015 году), а также, относящихся к нему скептически (с 5,2% до 11,1% соответственно). Студентов, испытывающих чувство стыда от факта своего российского гражданства, в 2015 году было 0,5%, а к 2020 году их стало уже 2,1%. Вдобавок, увеличилось и число затруднившихся однозначно определить свое отношение к собственному гражданству: 14,9% против 8,5% в 2015 году [2, с. 143]. При дальнейшем своем развитии данная тенденция может привести к тому, что одно из будущих поколений россиян будет полностью безразличным к судьбе своей Родины.
Выводы.
Исследование зафиксировало основную причину особенностей формирования образа России в представлениях нынешнего студенчества -глубокая социальная неоднородность общества. «Никогда еще в своей истории российское общество, - подчеркивает академик РАН М.К. Горшков, - не было разделено на такое количество слоев: по уровню материальной обеспеченности, социальным характеристикам, группам интересов, жизненным ценностям и установкам, культурным предпочтениям, образу жизни и т.д.» [3]. За последние пятнадцать лет в вузах Ростовской области возросло число детей из малообеспеченных семей, с низким образовательным уровнем родителей, существенно снижается количество выпускников из сельской местности в ведущих вузах областного центра [4].
В сложившейся ситуации представления современного студенчества о том, что может считаться предметом гордости за свою страну, основаны, в основном, на коммеморативных элементах, культурном наследии и восхищении природными богатствами России, тогда как элементы государственности, спортивные достижения и военная мощь отходят на второй план. То есть, молодые люди склонны гордиться, в большей степени, прошлым своей страны, а не ее настоящим. При этом если в образе России была зафиксирована идентификация с Родиной, то при анализе ответов на вопрос о предметах гордости за свою страну данный тренд оказался не столь заметным. Иными словами, молодые люди ассоциируют образ своей страны с понятием «Родина», но далеко не все испытывают гордость от этого факта. Кроме того, снижение уровня гордости душевными качествами народа также может свидетельствовать о тенденции отстранения молодежи от своей страны.
Литература:
1. Будко Д.А., Лукьянова Г.В. Образ идеальной России в сознании студенческой молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2019. Т.21. №2. С. 184 - 194. DOI: 10.22363/23131438-2019-21-2-184-194.
2. Историческая память о Великой Отечественной войне в процессе социализации студентов Ростовской области (по материалам социологических исследований 2012-2020 гг.) / под общ. ред. В.И. Филоненко. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета. Т.1. 2021.
3. Успокоить нервы общества. Социолог Михаил Горшков - о трех главных проблемах современной России // Аргументы и факты. 2019. №24. С. 3.
4. Филоненко В.И., Штомпель Л.А., Штомпель О.М., Магранов А.С. Культурные установки и стратегии поведения современного российского студенчества (по материалам межрегионального социологического исследования). Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017.
5. Попов М.Ю., Гусова С.А., Костюченко Л.Г., Мерзакаонов С.А. Социология молодежи./Под ред. В.Н. Кузнецова. М., 2005- 335 с.
References
1. Budko D.A., Lukyanova G.V. Image of an Ideal Russia in the Consciousness of Student Youth. // RUDN Journal of Political Science. 2019. Vol. 21. No 2. pp 184 - 194. DOI: 10.22363/2313-1438-2019-21-2-184-194.
2. Historical memory of the Great Patriotic War in the process of socialization of students of the Rostov region (based on the materials of sociological research 2012-2020). / ed. Filonenko V.I. Vol. 1. Rostov-on-Don; Taganrog. Izdatel'stvo Juzhnogo federal'nogo universiteta.2021.
3. Calm the nerves of society. Sociologist Mikhail Gorshkov - about the three main problems of modern Russia // Arguments and facts. 2019. No 24. P. 3.
4. Filonenko V.I., Shtompel' L.A., Shtompel' O.M., Magranov A.S. Cultural attitudes and behavioral strategies of modern Russian students (based on the materials of an interregional sociological study).Rostov-on-Don; Taganrog. Izdatel'stvo Juzhnogo federal'nogo universiteta. 2017.
5. Popov M.Yu., Gusova S.A., Kostyuchenko L.G., Merzakaonov S.A. Sociology of Youth./Ed. by V.N. Kuznetsov. M., 2005- 335 p.