Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ'

РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА / ДЕМОКРАТИЯ / СТУДЕНЧЕСТВО / ИМИДЖ ВЛАСТИ / ИМИДЖ ЭКОНОМИКИ / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Разгонова А.В.

В статье рассматривается социальная рефлексия провинциального студенчества как базовый социокультурный фактор, детерминирующий социальные, экономические и политические процессы в стране. На основе эмпирических данных выявляется образ современной России сквозь призму коллективных и индивидуальных ценностей студенческой молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN PROVINCE IN THE SOCIAL REFLECTION OF STUDENT''S YOUTH

The article discusses the social reflection of regional students as a basic socio-cultural factor which is determining social, economic and political processes in the country. In terms of empirical data the image of modern Russia through the prism of collective and individual values of students is revealed.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ»

УДК 316.354:351/354

РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

А.В. Разгонова

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

В статье рассматривается социальная рефлексия провинциального студенчества как базовый социокультурный фактор, детерминирующий социальные, экономические и политические процессы в стране. На основе эмпирических данных выявляется образ современной России сквозь призму коллективных и индивидуальных ценностей студенческой молодёжи.

Ключевые слова: свобода, демократия, студенчество, имидж власти, имидж экономики, внешнеполитический имидж.

Очевидно, что ценностная ориентация любой группы, в том числе и студенчества, имеет сложную структуру. Она многогранна, имеет несколько пластов и различных сторон. Однако комплексное исследование образа современной России позволяет получить социальные наброски к портрету нашей страны в массовом сознании студенческой молодёжи.

Социологическое исследование, посвященное образу России, проводилось в мае-июне 2016 года. Объектом исследования являлись студенты 1 -3 курсов БГУ, возрасте от 18 до 21 года. Использовалась целевая выборка (для проверки гипотезы взято равное количество студентов с каждого факультета). Объём выборки - 500 студентов. Среди опрошенных 43,5% юношей и 56,%% девушек. Информационный банк инстурментария исследования наряду с самим опросом содержит мониторинг СМИ, свободные интервью, уточняющие виды коллективных и индивидуальных ценностей и антиценностей, предметы личной и национальной гордости, что позволило уточнить жизненные приоритеты и общественно-политические установки молодёжи.

Концептуальной основой исследования послужила, созданная В.А. Ядовым диспози-ционная концепция регуляции поведения личности.

Жизненные ориентиры молодёжи отражают происходящие социокультурные перемены. Эти перемены описываются в инструментальных и терминальных ценностях. Инструментальные, т.е. личностные, которые помогают человеку в жизни: вежливый, ответственный, интеллигентный, храбрый, одаренный воображением, честолюбивый, контролирующий, логичный, нежный, честный, полезный, способный, с широким кругозором.

К терминальным относят: самоценности, характеризующие сотояние личности, включая отсутствие риска миролюбие, дружелюбные отношения с окружающими.

Образ свободы и демократии в представлении студенчества

Относительно демократичности Российского государства 6,5% опрошенных студентов ответили утвердительно, еще 21,3% респондентов скорее согласны с этим, несогласие выразили 12,6% участников опроса, скорее не согласны - 24,8%. У 34,8% студентов вопрос вызвал затруднение с ответом. Таким образом, около четверти студенчества склонны в той или иной степени считать Россию демократическим государством.

6,50%

34,80% к 21,30%

12,60%

Согласны Скорее согласны Не согласны Скорее не согласны Затруднились

24,80%

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы Россию демократическим государством?»

Российскую авторитарность подтвердили 8% опрошенных. Скорее согласны с этим утверждением 25,6% студентов. Негативный ответ на вопрос продемонстрировали только 5% респондентов, скорее не согласны - 17,7%. Затруднение вопрос вызвал у - 43,7%. Последнее говорит скорее не о политической апатии, а о реальном непонимании происходящих процессов в стране.

43,70%

25,60%

5% 17,70%

Скорее согласны

Не согласны

Скорее не согласны

Затруднились с ответом

Рис.2. «Считаете ли Вы Россию авторитарным государством?»

Уточнение позиции по данному вопросу отводилась выбору в парных категориях: полная демократия при слабых гарантиях личной безопасности или твёрдая власть при полной гарантии личной безопасности. Первую позицию выбрали всего 9,3%, вторую— 78,7% опрошенных (12% затруднились ответить).

Многие студенты во время интервьюирования утверждали, что демократия, в западном понимании, существует только «в теории», а на практике не может быть реализована.

«Слабое» государство в России просто невозможно, потому что народ не будет признавать его «правильным».

Готовностью поступиться частью своих демократических свобод в обмен на социально - экономическую стабилизацию отражает не готовность пожертвовать частью своей свободы ни при каких обстоятельствахи лишь 23% респондентов готовы к этому. Положительные ответы варьировались в зависимости от условий отказа от свободы: соответственно 61 и 57% респондентов поступятся свободой, если получат возможность работать, вовремя получать зарплату; 19 и 37% - если в результате снизится уровень коррупции и возрастёт внешнеполитический вес страны; 21 и 31% - потому что не чувствуют пользы от своей свободы. На вопрос «Что сейчас более необходимо - демократия или порядок?» 82% респондентов с уверенностью ответили: «порядок» и только11% опрошенных выбрали демократию.

Индивидуальную свободу студенты видят в уверенности в завтрашнем дне, стабильности своего статуса и стабильной внутриполитической ситуации в стране, не беспокоится за себя и за своих близких - и морально, и материально» и пр. Так полагают 10% опрошенных. 26% молодёжи рассматривает Такая собода по их мнению защищает от чиновничьего произвола и обеспечичает в государстве главенствующую роль закона, экономическую независимость. Гораздо реже статус свободного человека связывается у студентов с владением собственностью, созданием своего дела и выражением личного мнения, выбором места жительства, партийной принадлежностью и вероисповеданием (6,5%).

Обобщённое представление о свободе имеют 28% респондентов. У них свобода ассоциируется с самостоятельностью, свободой мыслей и действий, в гармонии с собой и окружающим миром. Подобная трактовка отнюдь не свидетельствует о том, что студенты отождествляют свободу с незнающей границ анархией. Когда студентов попросили выбрать близкое им суждение о соотношении свободы и законности, абсолютное большинство (70%) охарактеризовали свободу как возможностьмпоступать по желанию, если это не запрещено законом и только 10% не собираются «оглядываться на законы».

В представлении самой многочисленной группы респондентов главными признаками свободного человека являютя: финансовая независимость, наличие стабильной и достойно оплачиваемой работы. Таким образом, современный студент ищет точки опоры прежде всего в социально-экономическом пространстве, даже ценой ущемления своих прав.

Судя по материалам исследования, наиболее привлекательными для студентов оказались расширение свободы в выборе стиля жизни и вида занятий, места жительства, организации досуга (59%). На втором месте оказались гласность, свобода идейного выбора и критики (49%), на третьем - качество жизни и услуг (46%).

В выборе свобод отмечено: возрождение религии и церкви(34%), свобода выезда за границу(27%). Свобода предпринимательства на основе частной собственности, по мнению студентов, не является особенно привлекательной: она заняла лишь 6-е место(25%). Ниже оказалась лишь такая ценность как политический выбор и многопартийность(9%).

Спектр гражданской позиции по вопросу: «Осознаю себя гражданином России, знаю свои конституционные права и обязанности, будущее страны глубоко меня волнует» — 65 % опрошенных. «Не задумываюсь над будущим страны, предпочитаю заниматься личными делами, хотя гражданство хочу сохранить» — 11,3%; «Охотно поменяю гражданство, если это окажется, выгодным и полезным для меня» — 7,1%. Участие в политической жизни страны отражает заинтересованность политикой, участие в выборах— 28,7%. Периодическое участие в выборах отметили- 70,3% респондентов; не участвуют в выборах и политикой не интересуются - 3,7% молодых людей.

Противоречие и неоднородность сознания студенчества вырисовывает принципиально иную модель взаимоотношений личности и государства, нежели в Западной Европе. Легитимным для россиян представляется государство, способное защищать интересы народа. Российская социокультурная модель государства определяется приоритетом интересов общества, с правом личности «быть услышанной».

Такое государство население признает справедливым. Личные свободы и демократические права, хотя и важны, не являются решающими и отступают в тень рефлексии провинциального студенчества. Но не потому, что свобода для них вообще не важна. Просто свобода в российском понимании - это, скорее, возможность быть самому себе хозяином, т.е. жить «по душе», чем реализация каких-либо прав. Демократические свободы воспринимаются молодыми людьми как «формальные», а, значит, второстепенные и малозначащие.

Имидж власти

Столь же сложным и многогранным является отношение к власти. Мнение о сильном и решительном лидере, способным принимать решения и готовым ответчать за решительные действия импонирует - 92% студентов, которые назвали таким лидером В.В. Путина. Что свидетельствует не только о политическом, но и о харизматическом лидерстве Президента РФ в молодёжной среде.

Доверие к президенту не означает сформировавшегося отношения к исполнительной и законодательной власти. В процессе интервью студенты отметили три существенные характеристики федеральной власти. 44% представляют федеральную власть в негативном свете, более четверти (28%) видят только её положительные стороны, часть из них (16%) затруднилась ответить, 12% имеют амбивалентное представление, отмечая в её деятельности как позитивные, так и негативные стороны.

Укажем основные позитивные характеристики федеральной власти в сознании студенчества: имидж сильной власти, монолитности ветвей власти(44%), демократические аринципы управления (20%), позитивное восприятие команды Путин - Медведев - (18%), профессиональная перспективность - (18%).

К укрупнённым блокам негативного имиджа власти студенчество относит: коррумпированность, продажность, лоббирование интересов сырьедобывающих отраслей экономики -(59%); отстраненность от заботы о простых людях (22%); неравномерность распределения финансовых потоков между Центром и регионами - (19%).

Таблица 1

Определения меры доверия студентов политическим институтам современного российского

общества

Скорее доверяю Доверяю Скорее не доверяю Не доверяю

Президенту РФ 43,8 % 50 % 4,7 % 1,5 %

Правительству РФ 27 % 18 % 48,8 % 6,2 %

Законодательному собранию РФ 26,4 % 14,8 % 33,3 % 25,5 %

Органам местного самоуправления 14,7 % 7,8 % 47,5 % 30 %

Губернатору и местной администрации 15,6 % 13,9 % 50,5 % 30 %

Политическим партиям 18 % 21,3 % 29,2 % 31,5 %

Судебной системе РФ 23,4 % 25,7 % 30,9 % 20 %

Средствам массовой информации 41,2 % 16,8 % 17,3 % 24,7 %

Интернету 31,7 % 29,4 % 18,6 % 20, 3 %

Русской православной церкви 22, 9 % 58,3 % 11,3 % 7,5 %

Общественным и правозащитным организациям 11,5 % 14,1 % 33,3 % 41,1 %

Органам внутренних дел 27,6 % 23, 1 % 19,9 % 29,4 %

При ответе на вопрос: «Какие изменения в системе государственной власти способствовали бы защите Ваших интересов?» 18% респондентов считают, что никаких изменений вносить не надо; 41 % - усиление власти президента; 12% - уравнение властных полномочий президента и Федерального собрания; 4% - возвышение власти Федерального собрания над властью президента; 25% - другие изменения. Меньше всего молодёжь желает возвышения власти парламента над президентом. «Сильный президент - сильная страна» - так рассуждают опрошенные.

Близость к народу - один из краеугольных камней восприятия власти в России.

Имидж власти в восприятии молодёжи меняется, но крайне медленно.

30,60%

■ Власть полностью коррумпирована

■ Скорее согласны с этим утверждением

■ Категорически не согласны

■ Скорее согласны

Рис.3. Распределение ответов на вопрос о степени коррумпированности российской

власти

Как показывают результаты опроса (табл.№2), наибольший резонанс за в последние два года вызвали события, связанные с воссоединением Крыма с Россией, зимней Олимпиадой в г.Сочи и антитеррористической операцией российских ВКС в Сирии. Турецкая атака на СУ 24 и последующая за тем напряжённость в российско -турецких отношениях и освобождение Н.Савченко значимы для молодых людей, но в отрицательном контесте. Как показала серия дополнительных интервью, свобождение Н.Савченко воспринимается сознанием студенчества как уступка властей политической оппозиции. Самое негативное отношение вызывало введение США, Канадой и странами Евросоюза экономических и политических санкций против России - 41,5% опрошенных. Однозначно положительное отношение вызывают две темы: укрепление позиций России на мировой арене и ограничение произвола чиновников. По поводу воссоединения Крыма с Россией, создания Евразийского экономического союза, запрета российским чиновникам владеть собственностью, банковскими счетами, бизнесом за рубежом и проведения зимней Олимпиады в Сочи наблюдается наибольший перевес положительных оценок. В меньшей степени россияне одобряют действия России в ответ на западные санкции и самопровозглашенние на территории Украины Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР). Не в последнюю очередь это связано с осознанием возможной перспективы ухудшения экономической ситуации и участия России в украинском конфликте. К участию российских добровольцев в боевых действиях на востоке Украины положительно относятся 11,5% респондентов. Важнейшими событиями двух последних лет молодые люди считают воссоединение Крыма с Россией и проведение XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи, контртеррористическая операция российских ВКС в Сирии. Они ассоциируются в сознании провинциального студенчества с началом возрождения России как мировой державы.

Таблица 2

Распределение представленных положительных и отрицательных событий последних 2-х лет в предствалении студенчества (в % от числа опрошенных)

Положительные события Отрицательные события

Воссоединение Крыма с Россией 77% Турецкая атака на российский СУ 24 57%

Проведение зимней олимпиады в г.Сочи 68% Освобождение наводчицы Н.Савченко 46,5%

Контртеррористическая операция россий-скик ВКС в Сирии 53% Введение западными странами санкций против России 41,5%

Контрсанкции РФ в ответна введение санкций западными странами 32,5% Колебание курса российской валюты 33,5%

Сапровозглашение Донецкой и Луганской народных республик 23,5% Падение цен на углеводороды 23,5%

Запрет российским чиновникам владеть собственностью, бизнесом, счетами за рубежом 17,5% Террористические атаки в Европе 19%

Участие российских добровольцев в конфликте на востоке Украины 11,5% Падение режима Януковича на Украине 11,5%

Создание Еврозийского экономического союза 4,5% Рост напряжённости в межгосударственных отношениях РФ и Украины 7,5%

Имидж российской экономики

Студентов попросили привести слова, словосочетания и выражения, которые на их взгляд определяют состояние российской экономики за прошедший год. На первом месте стояло утверждение - «обвал рубля» на него указало 34,5 % опрошенных. «Санкции» (причём студенты не делали различия между западными и отечественными) - на этом утвержде-ни настаивало 27,4 % молодых людей. «Рост цен» - 18,3 % всех опрошенных. Импортозаме-щение, падение уровня жизни, падение цен на нефть - 11,4%, 9,7% и 6,3 % соотвественно.

Таблица 3

Какие слова, словосочетания и выражения ассоциируются в сознании студенчества с российской экономикой (зависимость ответов от пола и возраста в %)?

Слова, словосочетания и выражения, определяющие состояние российской экономики Все опрошенные пол возраст

Муж Жен 18 19 20

1.Падение рубля 34,5 49 53 67 50 33

2.Падение цен на нефть 6,3 44 38 33 50 31

3.Санкции 27,4 5 2 0 4 5

4.Рост цен 18,3 42 38 0 48 36

5.Импортозамещение 11,4 7 5 9 10 0

6. Падение уровня жизни 9,7 9 11 0 11 9

В анкету был включен блок вопросов, посвященных экономике современной России. «Наблюдаете ли Вы ухудшения экономического положения страны и снижения уровня жизни населения в последние 2 года?» Полностью согласны с этим утверждением 36% опрошенных студентов. Скорее согласны 39 % респондентов. Скорее, не согласны 13 %. Определенно не согласны - 3% студентов, затруднились ответить 10%. Интересно в данной связи проанализировать и отношение студентов к росту цен. Не заметил особого роста цен 3% опрошенных. Заметил рост цен, но на продукты, которые я редко/вообще не покупаю 8% молодёжи. Заметили рост цен на продукты, которые обычно покупают 56% опрошенных. Для 32 % опрошенных молодых людей цены на многие продукты выросли настолько, что пришлось от них отказаться. Затруднились ответить 1% респондентов.

Тем не менее, в будущее российской экономики молодое поколение смотрит со сдержанным оптимизмом. Так, выразили полное согласие с тем, что Россия никогда не будет экономически развитой и цивилизованной страной, только 5,4% респондентов. Скорее согласны с этим еще 12,2% студентов. Полностью не согласны с тем, что у России столь мрачные перспективы 22,1% молодых россиян, а еще 37,9% скорее не согласны с этим. Затруднились с ответом на вопрос или не определили свою позицию 22,1% респондентов. Используя существующие у молодых россиян оптимистические ожидания в отношении подъёма отечественной экономики, государство сможет сформировать положительный имидж российской экономики.

На вопрос: «Чем, по вашему мнению, вызвано определённое ухудшение экономического положения страны?» варианты ответов, распределились следующим образом: падением цен на нефть - так полагают 47% опрошенных; коррупцией в органах государственной власти считают 33% студентов; особенностями российской экономики: слишком большим госсектором, неэффективностью государственно-бюрократического управления предприятиями, влиянием государства на экономику 29% респондентов; санкциями стран Запада по отношению к России 27% студенчества; ростом расходов на оборону, безопасность и содер-

жание государственного аппарата в ущерб расходам на социальные нужды (здравоохранение, образование, науку, поддержку незащищенных групп населения) - 26%; большими расходами на присоединение Крыма и поддержку ДНР и ЛНР-25%; особенностями российской экономики: технологической отсталостью, остатками советской отраслевой структуры, приоритетом военно-промышленного комплекса - 25%; политикой России в отношении Крыма и Украины 20%; ответными санкциями России (запрет на импорт продовольствия и других товаров из стран Запада-14%; затруднились ответить - 3% студентов.

На вопрос: «Беспокоит ли вас нынешнее падение курса рубля?», мы получили следующий разброс мнений: «определенно да» так ответили 23 % студентов; «скорее да» 37% опрошенных. «Скорее нет» утверждают 24 % молодых людей, и «определенно нет» - 10% респондентов. Не нашлись с ответом 7% не определившихся. Приблизительно такое же соотношение мнений и в отношении роста курса американской и европейской валюты. Обеспокоены их значительным ростом18% опрошенных. Скорее обеспокоены 33% студентов. Относительно безразлично воспринимают валютные «скачки и спады» 30% молодых людей. Вообще не интересуются валютными колебаниями и не обращают внимание на котировки 14% молодых людей. Затруднились с ответом 5 % респондентов. На вопрос анкеты: «Беспокоит ли Вас возможная отмена в России иностранной валюты?

«Определенно да» ответили 9% опрошенных. «Скорее, да» утверждают 24% молодых людей. Скорее, нет 33% студентов. Определенно нет 29% респондентов. Затруднились ответить 6% опрошенных. Таким образом, значительная часть молодых людей выражая опасения относительно современного не простого эономического положения Российской Федерации, смотрят в будущее Росси с оптимизмом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6% 9%

33%

■ пределённо, да

■ Скорее да

■ Скорее нет

■ Определённо нет

■ Затруднились с ответом

Рис.4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Беспокоит ли Вас возможная отмена в Росии иностранной валюты»

Имидж вооруженных сил РФ

На протяжении многовековой истории России - Российская империя, СССР, Российская Федерация - в массовом сознании сформировался образ супердержавы с высокой военной мощью. Однако, в 90-е годы наша армия находилась в мало презентабельном положении. Российская армия считалась отсталой, местом, где собрались неудачники и отбросы общества. Прежние наши военные достижения замазывались, словно чёрной краской, рассуждениями, часто безосновательными, о том, что победы доставались России слишком дорогой ценой. Сейчас же постепенно происходит возвращение авторитета армии.

Полное согласие с тем, что вооруженные силы России - это щитот внешних угроз, выразили 82,2% студенчества. Полностью не согласны с таким утверждением - 1,3%, еще14,2% респондентов оказались скорее не согласны. Трудности с ответом на вопрос выразили 2,3 % опрошенных. На предложение сравнить вооруженные силы современной России с

вооруженными силами НАТО, мнения распределились следующим образом: 69% студентов отметили качественное превосходство российских вооруженных сил. 16,3% опрошенных скорее согласились с этим утверждением. Полностью не согласны— 6,7% опрошенных; 8% скорее не согласны с этим.

2,30%

■ Уверены, что да

■ Не согласны

■ Скорее не согласны

■ Затруднились с ответом

Рис.5. Распределение ответов респондентов на вопрос «Являются ли вооруженные силы Россиинадежным щитом от внешних угроз?»

В контексте восприятия россиянами вооруженных сил большую роль играет антитеррористическая операция в Сирии. 88,2% студентов высказали полную поддержку антитеррористической операции российских ВКС. Скорее поддерживают 7,3 % опрошенных. Скорее не поддерживают антитеррористическую операцию федеральных сил в Сирии 2,3% молодых людей, полностью не поддерживают 2,2%. Таким образом, подавляющее большинство студенчества полностью поддерживают решительные меры руководства РФ по установлению долгожданного мира в Ближневосточном регионе.

Однако, в сознании студенчества существуют тревожные ожидания относительно дальнейшего будущего существующего миропорядка. Так 41,9% респондентов уверены в дальнейшем росте террористической угрозы в Европе и России, а 30,7% - в том, что такое опасное положение изменится не скоро.

Поддержк федеральной политики в Сирии, в общественном сознании ассоцациирует-ся с долговременным решением.

Внешнеполитический имидж России

В условиях новых международных реалий какие внешнеполитические ориентиры выберет российское государство? На сколько они будут соответствовать интересам российского общества? Последние 10 лет неизменно уменьшалось число сторонников либерального (прозападного) и росло число сторонников консервативного (антизападнического) курса развития стран. «Украинский кризис» 2013-2014 гг. еще больше обострил это противостояние. Для многих россиян отношение к событиям на Украине сопряженно с отношением к Российскому государству и проводимому им внешне- и внутриполитическому курсу. Рост доверия государству со стороны населения был отмечен на протяжении всего 2014 г., ставшего, по мнению многих аналитиков, поворотным пунктом во внешней политике России. Успехи внешней политики способствуют консолидации российского государства и общества, во-вторых, насколько монолитна и устойчива эта политика и, наконец, какой механизм лежит в основе ее формирования и функционирования? Число тех, кто в большей или меньшей степени склонен считать нашу страну супердержавой, примерно сопоставимо с числом тех, кто наоборот так или иначе не склонен считать Россию таковой: 40,3% к 41,7%. Затруднившихся с ответом на данный вопрос или не определивших свою позицию оказалось17,9%, дают целостную, довольно сложную, иногда противоречивую картину восприятия нашей страны провинциальным студенчеством.

Значительно изменилось восприятие США и Евросоюза. На сегодняшний день 12,5% респондентов полностью уверены в том, что российские власти настороженно относятся к странам Запада. Скорее согласны с данным суждением33,6% респондентов. Полностью не согласных с такой позицией практически нет. Скорее не согласными оказались15,8% опрошенных. Около трети студентов (35,8%) затруднились с ответом на вопрос. Такое большое количество затруднившихся с ответом показывает, что у молодёжи в целом нет четкого понимания стратегии российского руководства в отношении западных стран.

С тем, что в настоящее время Россия и страны Запада являются партнерами и союзниками, полностью согласны только 7,2% респондентов, скорее согласны- 27,5%. Полностью не согласны с этим6,8% граждан, скорее не согласны - 19,2%, затруднились с отве-том39,3% россиян.

И наконец, россиянам был задан вопрос, в какой мере они согласны с тем, что в течение 10-15 лет Россия станет одной из процветающих стран мира. Полностью уверены в этом17,9% опрошенных. Скорее согласны- 34% граждан. Полностью не уверенных в грядущем процветании России оказалось6,2%, скорее не согласных— 17,6%, затруднились с от-ветом24,3%. Таким образом, половина молодых людей по-прежнему смотрит в будущее с оптимизмом, четверть ещё не определилась со своей позицией. И негативное восприятие некоторых аспектов внешнеполитического имиджа России вовсе не препятствует надеждам на дальнейшее процветание нашей страны. Как показывает данное исследование, для формирования позитивного имиджа России среди россиян необходимы серьезные ресурсы, и, прежде всего, специальная долгосрочная стратегия. И по нашему мнению, постепенное создание позитивного образа государства среди его граждан должно стать одной из приоритетных задач российского руководства.

Образ исторического прошлого России

Образ исторического прошлого включает в себя ряд составляющих. В его основе исторические факты (события, явления, процессы). Они имеют объективный характер. Однако люди, как правило, воспринимают не сами факты, а информацию о фактах. Информация носит субъективный характер, так как подвержена влиянию носителей информации. Ещё одним составляющим образа прошлого являются историческое образование, художественная литература, произведения искусства. Со временем всё это подкрепляется неповторимым жизненным опытом. Каков же образ исторического прошлого нашей Родины в сознании молодежи современной России? Какие факторы влияют на его формирование?

Исследователи пытались выяснить, насколько присуще современной студенческой молодежи чувство патриотизма. Прямой ответ - «Считаю себя патриотом Родины» - выбра-ло59% опрошенных. 28% молодых людей скорее считают себя патриотами. 12% опрошенных заявили, что при благополучных гарантиях трудоустройства за рубежом, могли бы покинуть Родину на многие годы или даже навсегда. Скорее не согласились бы с подобной перспективой 41% молодых людей, а 20% ответили, что никогда, ни при каких условиях не покинули бы Родину. В сознании провинциального студенчества патриотизм проявляется, прежде всего, в уважении традиций (68%), в праздновании исторических событий и юбилеев (36%), в укреплении семьи и воспитании детей (35%).

Таким образом большинству студентов присуще чувство патриотизма. Об этом же говорят ответы и на контрольный вопрос «Испытываете ли Вы чувство гордости за свою Родину, за свой народ, город, регион?» Как показали данные, многие испытывают это чувство, особенно в отношении народа и Родины(41% и 40% соответственно), меньше это чувство проявляется по отношению к своему городу(37%), своему региону(30%). На вопрос «Верите ли Вы в выдающееся историческое предназначение (судьбу) России?» 48% ответили утвердительно («скорее, да»), 12% - отрицательно («скорее, нет») и 40% не пожелало ответить. Большинство же (74% студенчества) верят в великое будущее России.

Рис.6. Распределение ответов респондентов на вопрос «Верити ли Вы в выдаюющиеся историческое предназначение (судьбу) России?»

Мониторинг СМИ и литературы позволил выявить условия формирования исторического сознания. Если расположить значимость конкретных источников знания о прошлом, то наибольшую роль для молодых людей играют учебники (87%). Второе, третье и четвертое места заняли кинофильмы (76%), Интернет (69%), телепередачи (61%). Всего 30% указали на семью как важный источник исторических знаний, чуть больше молодых людей признают роль музеев (47%), еще меньше - журналов (20%), мемуаров (18%), специальной литературы (17%), радиопередач (6%). Исследование показало высокую популярность светских общенациональных праздников - Новый год, Международный женский день, День защитника Отечества. 92% опрошенных отмечают День Победы, 9% - День1 -го Мая, сравнительно немно-гие(26%) - День народного единства. Для сравнения: праздник Пасхи отмечают 89%.

Значимость Дня Победы в сравнении с религиозными праздниками и Днём народного единства несопоставима. Сама тема Великой Отечественной войны оказывается одним из ключевых маркеров исторического сознания, обеспечивающих его целостность, преемственность национального самосознания, одним из символов схожести базовых представлений о прошлом молодых и лиц старшего возраста.

Таким образом, данные социологического исследования позволяют сделать вывод о том, что историческое сознание современной студенческой молодёжи отличается противоречивостью, неоднозначностью суждений и оценок. Определяющее влияние на формирование ценностных ориентаций молодёжи оказывают средства массовой информации.

Выводы:

1.В рефлексии провинциального студенчества вырисовывает принципиально иная модель взаимоотношений личности и государства, нежели существующая в западном миропонимании. Легитимно для молодых россиян будет только такое государство, которое будет соблюдать интересы народа. И законы только такого государства население будет признавать справедливыми. Демократические права и свободы воспринимаются молодыми людьми как «формальные», второстепенные и малозначащие по отношению к интересам общества.

2.Сложным и многогранным является отношение студенчества к власти. Исследование свидетельствует о политическом и о харизматическом лидерстве президента в молодёжной среде. Однако, доверие к президенту не означает автоматического доверия к исполнительной и законодательной власти. Подавляющее большинство представляют федеральную власть в негативном свете. 59% опрошенных выделяют такие черты федерльной власти как коррумпированность, продажность, лоббирование интересов сырьедобывающих отраслей экономики. 22% студентов указывает на то, что правительство не выполняет обещаний и не думает о народе. 19% опрошенных указывает на значительную удалённости власти от народа и его нужд. Близость к народу - один из краеугольных камней восприятия власти в России.

3. Важнейшими событиями двух последних лет молодые люди считают проведение XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи, воссоединение Крыма с Россией и контртеррористическую операцию российских ВКС в Сирии. Они ассоциируются в сознании провинциального студенчества с началом возрождения России как мировой державы.

4. Значительная часть молодых людей, выражая опасения относительно современного не простого экономического положения Российской Федерации, смотрит в будущее России с оптимизмом. Что, не удивительно, это их будущее.

5. Как показали результаты опроса, полное согласие с тем, что вооружённые силы России являются надёжным щитом от внешних угроз, выразили 82,2% студенчества. 69% студентов отметили качественное превосходство российских вооруженных сил по сравнению с войсками потенциального противника. В контексте восприятия россиянами вооруженных сил большую роль играет антитеррористическая операция в Сирии, полную поддержку которой выразили 88,2% студентов.

6.Успехи внешней политики России способствуют консолидации российского общества. В негативную сторону изменилось восприятие США и Евросоюза в сознании студенчества.

7. Результаты мониторинга свидетельствуют о значительном интересе, проявляемом молодёжью к историческому прошлому страны. Так, 80% опрошенных высокий интерес к истории Отечества. Ключевым маркером студенческого исторического сознания является восприятие событий Великой Отечественной войны, обеспечивающий его целостность, преемственность национального самосознания. Преимущественным источником получения исторических знаний является учебный процесс. На него указало 44% опрошенных. Исследование показало, что 59% студенчества называют себя патриотами своей страны. В сознании провинциального студенчества патриотизм проявляется, прежде всего, в уважении традиций (68%), в праздновании исторических событий и юбилеев (36%), в укреплении семьи и воспитании детей (35%). Большинство студентов (74%) верят в великое будущее России.

Список литературы:

1. Горшков М.К., Шеренги Ф.Э. Молодежь России: демографические тенденции и историческое сознание //Мониторинг общественного мнения - 2009. - № 6.

2. Гостенина В.И. Ценностные ориентиры молодежи и социальные факторы реформирования Российской высшей школы в ситуации социального риска /Вестник БГУ. № 1(2). 2012. ISSN 2072-2087.

3. Гостенина В.И. Социология управления: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. - СПб: Питер, 2013.

4. Гостенина В.И., Лупенкова Е.Ю. Ценностные ориентиры и социальные факторы реформирования российской высшей школы// Среднерусский вестник общественных наук. — Орел, 2010. — №4.

5. Кутыкова И.В. Историческое сознание студентов Санкт-Петербургского технологического института. Познание и понимание «исторического» поколением 90-х//Известия Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета). - 2012. - № 15.

6. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. - М., 2014.

7. Немировский В.Г., Невирко Д.Д. Социология человека: от неклассических к пост-неклассическим подходам. Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: Издательство ЛКИ, 2012.

8. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. [Электронный ресурс]/ Режим доступа-http://knigilib.net/book/470-camoregulyaciya-i-prognozirovanie-socialnogo povedeniya-lichnosti-dispozicionnaya-koncepciya-yadov-va/1 soderzhanie.html (Дата обращения 24.10.2016 г.)

9. Лайдинен Н.В. Образ России в зеркале российского общественного мнения [Электронный ресурс] / Социологические исследования - Режим доступа к журн.:http://ecsocman.hse.ru/socis/msg/65926.html (Дата обращения 24.10.2016 г.).

10. Утенков В.М., Закалин А.С. Об историческом сознании студенческой молодежи [Электронный ресурс]/Социологические исследования - Режим доступа.: http://ecsocman.hse.ru/data/331/925/1216/015.OUTENKOV.pdf (Дата обращения 24.10.2016 г.).

11. Романович Н.А. Демократические ценности и свобода «по-русски»[Электронный ресурс]/Социологические исследования - Режим доступа.: http://ecsocman.hse.ru/data/870/073/1217/004.ROMANOVITCH.pdf (Дата обращения 24.10.2016 г.).

Сведения об авторах

Разгонова Алла Викторовна - Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, г. Брянск, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры социологии и социальной работы (Российская Федерация, Брянск), e-mail: kafedrarandPR@yandex. ru

UDK 316.354:351/354

RUSSIAN PROVINCE IN THE SOCIAL REFLECTION OF STUDENT'S YOUTH

A.V. Razgonova Academician I.G. Petrovskii Bryansk State University

The article discusses the social reflection of regional students as a basic socio-cultural factor which is determining social, economic and political processes in the country. In terms of empirical data the image of modern Russia through the prism of collective and individual values of students is revealed.

Key words: freedom, democracy, the students, the image ofpower, image of the economy, foreign policy image.

References:

1. Gorshkov M.K. Sherengi F.E. Molodyozh Rossiy: demograficheskiye te dentsii i is-toricheskoye soznaniye//Monitoring obshchestvennogo mneniya - 2009/ - № 6. // Gorshkov M. K., Sherengi F.E. The Youth of Russia: demographic trends and the historical consciousness //Monitoring of public opinion - 2009. - No. 6.

2. Gostenina V.I. Tsennostniye orientiry molodyozhy i sotsialniye factory reformirovaniya Rossiyskoy vishey shkoly v situatsii sotsialnogo ryska / Vestnik BGU. № 1(2). 2012. ISSN 20722087 //Gostenina V. I. Value orientations of youth and the social factors of reforming Russian higher education in situations of social risk /Vestnik BSU. No. 1(2). 2012. ISSN 2072-2087.

3. Gostenina V. I. Sotsiologiya upravleniya. Utchebnoye posobiye. Standart tretyego pokoleniya. SPt.: Piter, 2013. // Gostenina V. I. Sociology of management: textbook. The standard of the third generation. - St. Pitersburg: Piter, 2013.

4. Gostenina V. I., Lupenkova E. Yu. Tsennostniye oriyentiry i sotsialniye faktory reformirovaniya rossiyskoi vishey shkoly//Srednerusskiy vestnik obshchestvennikh nauk.- Oryol, 2010. -№4. // Gostenina V. I., Lupenkova E. Yu. Values and social factors of reforming the Russian higher school// Central Russian messenger of Social Sciences. - Oryol, 2010. - No. 4.

5. Kutykova I. V. Istoricheskoye soznaniye studentov Sankt-Peterburgskogo tekhnologicheskogo institute. Poznaniye i ponimaniye «istoricheskogo» pokoleniyem 90-h//Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo instituta (tekhnicheskogo universiteta). - 2012. - № 15.// Kutykova I. V. Historical consciousness of students of the St. Petersburg Institute of technology. Knowledge and understanding of the "historical" generation of the 90s//Bulletin of Saint-Petersburg State Technological Institute (Technical University). - 2012. - No. 15.

6. Dyurkgeim E. Sotsiologiya. Eyo predme, metod, prednaznacheniye. - M., 2014.// Dürkheim E. Sociology. Its subject, method, purpose. - M., 2014.

7. Nemirovsky V. G., Nevirko D.D. Sotsiologiya chelovekaA ot neklassicheskih k postnek-lassicheskim podkhodam. Izd-ye 2 perepeb. i dop. -M.: Izdatelstvo LKI, 2012. // Nemirovsky V. G., Nevirko D.D.. Sociology human neklas-classic to the post-non-classical approaches. Ed. 2nd Rev. and add. - M.: Publishing house LKI, 2012.

8. Yadov V. A. Samoregulyatsiya i prognozirovaniye sotsialnogo povedeniya lichnosty: dis-posionnaya kontseptsiya. [Elektronnyi resurs]: //http://knigilib.net/book/470-camoregulyaciya-i-prognozirovanie-socialnogo-povedeniya-lichnosti-dispozicionnaya-koncepciya-yadov-va/1-soderzhanie.html

Yadov V. A. Self-regulation and forecasting of social behavior of personality: dispositional concept.[ Electronic resource]: //http://knigilib.net/book/470-camoregulyaciya-i-prognozirovanie-socialnogo-povedeniya-lichnosti-dispozicionnaya-koncepciya-yadov-va/1 -soderzhanie.html

9. Laidinen N.V. The image of Russia in the mirror of Russian public opinion-tion [Electronic resource] / Sociological Studies - Access to the Journal:. Http: //ecsocman.hse.ru/socis/msg/65926.html (reference date of 24.10.2016).

10. Utenkov V.M ., Zakalin A.S. On the historical consciousness of his student-tion of youth [Electronic resource] / Sociological studies - Re-press access .: http://ecsocman.hse.ru/data/331/925/1216/015.0UTENK0V.pdf (reference date 10/24/2016 g).

11. Romashevich N.A. Democratic values and freedom «in Russian» [Electronic resource] / Sociological Studies - Access .: http://ecsocman.hse.ru/data/870/073/1217/004.R0MAN0VITCH.pdf (reference date 24/10/2016 g).

Authors information

Razgonova Alla Viktorovna - Bryansk State University named after academician I. G. Pet-rovsky, Bryansk, Russia, Candidate of Historical Sciences, senior lecturer of the Department of sociology and social work (Russian Federation, Bryansk), e-mail: kafedrarandPR@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.