Научная статья на тему 'Особенности формирования образа будущего у молодых людей в условиях информационного общества'

Особенности формирования образа будущего у молодых людей в условиях информационного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
592
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ БУДУЩЕГО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / IMAGE OF THE FUTURE / INFORMATION SOCIETY / YOUTH / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дедова Валерия Константиновна

В статье обозначены основные черты информационного общества, рассмотрены особенности социализации молодежи в нем, проанализированы характерные особенности формирования образа будущего в процессе социализации современной молодежи. Сделаны выводы о недостаточной сформированности образа будущего у современной молодежи, о приоритете индивидуального при построении личной траекторий развития. Данные особенности связаны с влиянием информационной среды на молодежь, трансформацией процессов социализации, переоценкой ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reviews the major features of information society and the ways of socialization of young people in it. The forming of the image of the future in the consciousness of young people in the process of socialization is analysed. The conclusion is made about the incompleteness of the image of the future in the consciousness of the modern young people, and about the priority of the individual in the building the personal development trajectory. It is believed that these phenomena result from the influence of the information environment on the young people, as well as from the transformation of socialization processes and the change of values. The need is emphasized to create the formation mechanisms for a stable image of the future as a basis for action and reforms at present.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования образа будущего у молодых людей в условиях информационного общества»

БУДУЩЕЕ И ИДЕНТИЧНОСТИ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА БУДУЩЕГО У МОЛОДЫХ

людей в условиях информационного общества

Валерия Дедова *

Современное общество определяется как общество скорости и непрерывных изменений, появляются новые факторы, которые оказывают влияние на социализацию молодежи, и процесс социализации в настоящее время приобретает все большую актуальность. «Социализация -важный процесс установления взаимоотношений индивида с социумом на основе совокупности развивающихся знаний, социально-

деятельностного общения и субъектного опыта самореализации, обеспечивающий становление личности в обществе»1. Социализация является сложнейшим динамическим процессом,

представляющим единое движение двух противоречивых, но тесно связанных сторон -социализации и индивидуализации. Содержание этого процесса определяется, с одной стороны, освоением социокультурного уровня, а с другой - отношением ко всему этому самого индивида. Стоит также отметить, что важной составляющей процесса социализации является

идентификация, в том числе и идентификация себя с образом своего будущего, построение образа себя, своей личности в обществе, настоящем и будущем. «Успешная интеграция человека в общество подкрепляется как внешними, так и внутренними для него факторами, среди которых выделяется социальная идентичность как самоощущение единства и неразрывности со всем социальным окружением»2. Идентичность, определяясь

принадлежностью к социальным группам, оказывается важным регулятором самосознания и поведения человека, а также составляющей успешной социализации. Уникальное по своей стремительности развитие информационных технологий, начавшееся во второй половине 60х годов XX века, позволило футурологам объявить о наступлении новой эпохи в развитии

* Дедова Валерия Константиновна, студентка Факультета психологии Томского государственного университета;

634050, г. Томск, Московский тракт, 8, 4корпус;

Email:

valerochka 17@sibmail. com

90

Валерия Дедова

человечества - информационном обществе. Существует множество определений этого понятия. теоретики информационного общества Д.Белл, э.тоффлер, М. кастельс утверждают, что развитие техники, информационных технологий и ведущая роль информации являются одним из главных факторов социальных преобразований в информационном обществе. Информационное общество возникает там, где главным становится управление не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом. говоря об

информационном обществе, в первую очередь подразумевается развитие технологий, но становится очевидно, что технологии не отделены от области социального. Реальность современного общества оказывает значительное влияние на жизнь человека, меняются механизмы взаимодействия, адаптации, тем самым обостряется традиционная проблема социализации. представляется актуальным и значимым рассмотреть особенности социализации молодежи в информационном обществе, а также рассмотреть какое место занимает будущее в процессе социализации в современном обществе.

зарубежные и отечественные исследователи отмечают характерные черты информационного общества, влияющие на мировоззрение людей и в первую очередь на процесс социализации, к ним относятся: высокая ценность информации, глобализация средств массовой информации и коммуникации, ускорение темпов информационного развития, многомерность, нестабильность, переоценка ценностей, зависимость общества от достижений науки, интеграция человека с техносферой на разных уровнях (социальном, физическом, психическом, генетическом). также стоит сказать о тенденции дегуманизации человека и общества, то есть «современный человек, осваивая новые технологии, теряет или оставляет без должного внимания многие существенные общечеловеческие качества»3. Следует отметить, что с изменением общества трансформировались способы включения человека в социальные процессы и усугубились ситуации риска для человека. Особенно важное значение имеют ситуации риска, возникающие в молодежной среде. Согласно типологии чупрова В.И. и зубок Ю.А., выделяются такие «ситуации риска в молодежной среде которые связаны с угрозой здоровью и жизни, с неопределенностью и неравенством жизненных стартов, с неопределенностью возможностей самореализации, с ценностно-нормативной неопределенностью и с неопределенностью идентичности»4. В данном случае стоит говорить и об информационном риске. Особую значимость приобретает ускорение изменений в обществе, что увеличивает трудность преодоления жизненных проблем, потому, что на людей обрушивается огромный поток новой информации. э. тоффлер говорит о необходимости «справляться со все большим числом ситуаций, к которым предыдущий личный опыт не подходит»5. Е.п. белинская в своей статье «человек в информационном мире» отмечает, что «формирующееся информационное общество характеризуется не только и не столько расширяющимися возможностями накопления и переработки

“Мировоззрение человека находится под влиянием характерных черт информационного общества..."

91

Социальные явления №2. 2013

информации (как это представлялось классикам), сколько новыми формами коммуникации»6. Новые формы коммуникации в свою очередь оказывают влияние на изменение процессов социализации. Не информация, а коммуникация оказывается «смыслообразующим стержнем» информационного общества, не уровень знания, а характер отношения к информации становится основанием нового социального неравенства. также в своей работе Е.п. Белинская говорит о переносе значительной части информационных потоков во всемирную паутину, что затрудняет контроль над ними со стороны тех или иных социальных институтов. «На смену идее о грядущей интеллектуальной рациональности человека информационного века пришло утверждение его принципиальной иррациональности, незавершенности, неопределенности»7. Неотделимое от современного этапа социального развития накопление объемов информации предъявляет повышенные требования к их смысловой интерпретации, и в современном информационном обществе становится важным умение отделять нужную информацию от бесполезной, умение ориентироваться в стремительных потоках информации, анализировать полученную информацию. также информатизация всех сфер социальной жизни оказывает немаловажное влияние на процессы социализации. Можно выделить следующие особенности социализации личности в условиях информационного общества:

• трансформация процесса социализации, то есть появление новых агентов и каналов социализации, к ним можно отнести интернет и социальные сети, кроме того, большое социализирующее воздействие на человека оказывают средства массовой информации;

• дисбаланс организованных и спонтанных процессов социализации в сторону нарастания стихийности;

• формирование информационной культуры как составляющей процесса социализации личности;

• зависимость человека от умения ориентироваться в потоке информации;

• обострение кризиса идентичности в связи с неопределенностью общественных целей, недостаточно конкретным определением идеалов;

• доминирующим типом социализации в быстроменяющемся обществе становится префигуративный тип передачи культурного опыта (передача опыта от младших поколений старшим);

• приоритет индивидуального, личностного начала, построение индивидуальных траекторий развития.

Сегодня общество находится в состоянии ожидания появления новых технологий, характерно явление переосмысления реальности и попытки смены идеалов. к примеру, мониторинговое исследование «ценностные ориентации молодежи в современных условиях», проведенное в 2010 году по заказу федерального агентства по делам молодежи, показало, что у современной Российской молодежи изменяются ценностные установки и ориентации. Объясняется это тем, что она живет в принципиально новых экономических условиях и, соответственно, сталкивается с другими социальными проблемами8. Наряду с этим можно сказать и о возложении большой ответственности за будущее общества на молодежь, как на движущую силу, авангард преобразований. как следствие этого, может возникнуть появление апатии у одних молодых людей; «гиперответственность» и

92

Валерия Дедова

«гиперзанятость» - у других. Как следствие, увеличение нервных срывов, стрессов, потеря чувства реальности, уход в свой мир. как уже было отмечено, на молодежь оказывает влияние интернет-пространство, молодой человек видит там решение своих проблем, но на самом деле это просто уход от них, если еще учитывать ту информационную нагрузку, которая обрушивается на человека, то формируется чувство неопределенности и непредсказуемости будущего. Для современного общества характерно явление жизни «одним днем», и образ будущего воспринимается недостаточно ясно. по результатам социологического исследования Левада-центра посвященного анализу молодежной среды современной России, проведенного в 2011 году, 22% от числа опрошенной молодежи в возрасте от 14 до 34 лет заявили о своей неуверенности в завтрашнем дне, ощущение пустоты и отсутствие идеалов испытывают 15%. также в исследовании было отмечено, что большинство населения не имеют четкого представления о своем будущем. по данным 2010 года, лишь 6% россиян ответили, что могут ясно представить свое будущее более чем на пять лет вперед, лишь одна пятая видит его на год-два вперед и менее одной десятой — на 56 лет вперед. Но и относительное большинство молодых людей также считают, что могут планировать свою жизнь не более чем на год-два вперед. Важно отметить то, что 46% респондентов смотрят в свое будущее с беспокойством и опасениями9. На сегодняшний день, в условиях информационного общества играет большую роль построение индивидуальных траекторий. Порой многие обстоятельства зависят только от самого человека. приоритет индивидуального, существование множества возможностей, опора только на себя, самостоятельный поиск - основные черты современного и будущего общества. Сейчас можно говорить о таком феномене, как «индивидуальное будущее». то есть в настоящее время для человека становится характерным простраивание своего будущего независимо от внешних обстоятельств, учитывая различные варианты и последующий выбор из них. так, упомянутое выше исследование ценностных ориентаций молодежи в современных условиях показало, что 54% респондентов считают, что индивидуализм утвердился в обществе в определенной степени и 27% считают, что индивидуализм утвердился в значительной степени10. Для построения будущего важна система ценностей, точка опоры, стабильность. Необходимы ценности, которые не будут безоговорочно навязываться молодому человеку, а такие -которые будут давать ориентир и возможность выбора. Для молодежи важна надежная опора, дающая даже самую небольшую гарантию того, что будет через определенное количество лет. Как вариант, подобной опорой может стать такой социальный институт, как общественные объединения. Общественные объединения выступают институтом самореализации и социализации человека, являются важным элементом социальной инфраструктуры, обеспечивают поддержку в реализации идей, также способствуют успешному преодолению рисков современного общества и

“Появился феномен «индивидуального

будущего», когда для человека становится характерным создание образа своего будущего, независимого от внешних обстоятельств..."

93

Социальные явления №2. 2013

выстраиванию своих жизненных траекторий, формированию образа будущего в соответствии с окружающим социумом. По результатам проведенного нами в марте 2012 года анкетирования среди участников молодежных организаций города томска, 29% респондентов отметили, что участие в молодежных объединениях дает им среду для реализации своих возможностей, 24% отметили, что благодаря молодежным объединениям ощущают включенность в общественную деятельность. Реальность современного информационного общества, а также изменение способов коммуникации оказывают прямое влияние на процессы социализации, становления личности, тем самым становится более актуальным и решающим влияние образа будущего на личность. Можно сделать соответствующие выводы о роли и месте образа будущего в процессе социализации молодежи в условиях информационного общества:

1) у молодежи образ будущего недостаточно сформирован в связи с высокой скоростью изменений в обществе и неопределенностью идеалов и ценностей;

2) в построении траекторий своего развития и становления современный человек основное место отводит индивидуальному, которое опосредовано от социума и внешних обстоятельств;

3) преобладает вариативность построения образа будущего;

4) необходимы механизмы формирования устойчивого образа будущего как основы * 1

для действий в настоящем.

Информационное общество подразумевает формирование новой личности, соответствующей требованиям меняющейся реальности. Образ будущего формируется, исходя из особенностей этой реальности, тех отношений и принципов, которые действуют в настоящее время, и от того, насколько он сформирован, будут зависеть дальнейшие действия человека.

Примечания

1 Пак Л. Г. Категория субъектности в контексте социализации личности //Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. с. 32-41.

2 Чупров В.И. Молодежь в обществе риска / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, К. Уильямс. - М.: Наука, 2003.

3 Беккер И. Л. Проблема социализации студенческой молодежи в современных условиях/ И. Л. Беккер, В.Н. Журавчик // Изв. Пензен. гос. пед. ун-та им. В.Г.Белинского.- 2009. - № 16. С. 141151.

4 Чупров В.И. Там же, с.82-83

5 Тоффлер Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. - М.: Изд-во АСТ, 2002. С. 46.

6 Белинская Е.П. Человек в информационном мире // Социальная психология в современном мире / под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. М.: Аспект Пресс. - 2002. С. 203-220.

7 Там же.

8 Ценностные ориентации молодежи в современных условиях [Электронный ресурс] / Комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области - Электрон.дан.- URL: http://www.edu53.ru/politics/federal/ (дата обращения: 25.03.2013)

9 Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Молодежь России. — М.: Московская школа политических исследований, 2011. — 96 с.

10 Ценностные ориентации молодежи в современных условиях... Cit. op.

“У молодежи образ будущего недостаточно сформирован в связи с высокой скоростью изменений в обществе и неопределенностью идеалов и ценностей..."

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.