Научная статья на тему 'Особенности формирования навыка каллиграфического письма как профессиональной компетенции у будущего учителя начальной школы в системе среднего профессионального педагогического образования'

Особенности формирования навыка каллиграфического письма как профессиональной компетенции у будущего учителя начальной школы в системе среднего профессионального педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / КАЛЛИГРАФИЯ / ПОЧЕРК / SECONDARY PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / PRIMARY SCHOOL / CALLIGRAPHY / HANDWRITING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черкашина С.П.

Практико-ориентированный подход обусловливает определённые изменения в системе обучения студентов педагогическим специальностям на базе среднего профессионального образования. В статье анализируются проблемы, возникающие при обучении каллиграфии студентов педагогических колледжей, а именно будущих учителей начальной школы, у которых уже сформирован устойчивый навык письма. Описаны проблемы, с которыми сталкиваются обучающиеся, и предложены апробированные практические методы по их устранению. В данной статье представлен личный педагогический опыт: описаны допускаемые при письме ошибки, представлены трудности, с которыми сталкивается взрослый студент при повторном изучении каллиграфии, показаны виды работы по исправлению каллиграфических погрешностей. Автор считает, что требуют исследований следующие проблемы: изучение системы условий, при которых повторное изучение каллиграфии будет более успешным, а также роли каллиграфии в современном технократическом мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF THE SKILL OF CALLIGRAPHY AS A PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE ELEMENTARY SCHOOLS TEACHER IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION

The practice-oriented approach causes certain changes in the system of teaching students in pedagogical specialties on the basis of secondary vocational education. The article analyzes the problems that arise in the process of teaching calligraphy to students of pedagogical colleges, namely to future primary school teachers who have already developed a steady writing skill. Problems faced by students are described, and proven practical methods to eliminate them are offered. The article presents personal teaching experience through the description of mistakes made in writing, presents the difficulties faced by an adult student in the re-study of calligraphy, by showing types of work to correct calligraphic errors. The author believes that the following problems require research: the study of the system of conditions under which the re-study of calligraphy will be more successful, as well as the role of calligraphy in the modern technocratic world.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования навыка каллиграфического письма как профессиональной компетенции у будущего учителя начальной школы в системе среднего профессионального педагогического образования»

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 3 (76) 2019

state and business entities to replace the teaching power in another one, imaginary, that not exist; third, bringing business models of employment into the teachers' room in school; fourth, the state's ignoring the teachers when considering reforms in the education system; fifth, the organizational differentiation in the education system, which split the teachers community into sectors; sixth, the budget reduction policy. The changes in teaching power status occurred along with other processes - the conflicts over integration, the erosion of education budget, decrease of public education's status. All these contributed to increasing reluctance of the well-established classes of public education and their preference of separated schools. Probably the changes in teaching power also contributed to the trend of transition to separated public schools in which, in exchange to additional payment, the children of well-established families have not only more diverse curriculum, but especially teachers from their own status or at least with proper status identification. The accumulating result is weakening the public status of teaching power and teaching profession. Looking in the two to three last decades, we may say that the state lost, in fact, large part of its control over teaching power. In many cases it has even gave up the control, if to the "market power" or to some educational stream (Williamson, 2008)

Teachers' salary

We may see the low salary of teachers in Israel through comparing it to the salary of teachers in the OECD countries. The OECD data for 2006 show that, in Israel, the maximal annual salary of teachers according to collective agreements (in elementary, junior high and high schools) was 21,389 USD - less than half of the average salary in the OECD countries (OECD, 2016).

The salary data used by the OECD are of civil servant teachers and employed by collective agreement. But, as we saw above, a growing number of teachers are employed by non-governmental bodies and not by collective agreements. These teachers' salary is lower than the salary we saw until now. It may be seen in the Central Bureau of Statistics (CBS) income survey of education employees. Although the category of

Библиографический список / References

Table 2

Presents the last updated teachers' salaries by discipline and experience, in NIS per month

Position type Experience of 0-5 years Experience of 5-10 years

Homeroom teacher 3,400-5,500 6,000-9,000

Primary school teacher 3,000-4,500 5,000-8,000

Special education teacher 3,000-4,800 5,000-7,000

Discipline teacher 2,330-5,500 6,000-11,500

Math teacher 2,500-4,000 4,500-10,000

English teacher 2,500-4,000 4,500-11,000

Certified kindergarten teacher 3,800-5,500 5,000-6,500

"education employees" include not only teachers, but it is defiantly the largest group in this category - 76%. The CBS data shows that in 2008 the average salary of "education employees" was 6,311 NIS (the CBS, income survey 2008). This data is an average for men and women. If isolate the women, we will find that their average salary was 5,687 NIS in 2008. It is a lower salary than the average women's salary entire economy (6,770 NIS) and certainly from the entire average salary men and women (7,300).

To conclude, the efforts are made to reduce gaps between the majority and the minority education availability, however still much should be done, since the origins of different populations are different. There are signs that in Israel the differences between teachers that teach students from weak populations and teachers that teach students from strong populations are quite small, the budget is allocated to the poor populations, so the direction is right and there is a chance for future generations' education equality.

1. Blass N. "Trends in the Development of the Education System: Students and Teachers", 2-5 in Dan Ben David (ed.), State of the Nation Report, Economy and Meters MP3 - 2013. Taub Center the Israeli Institute for Research in Israel. 2013: 272 - 253.

2. Blass N. Reducing a class size: budget and education meanings. Taub Center for Social Policy research in Israel.

3. Blass N. Teaching achievements of Arab pupils, Policy document n. 04. Taub Center. Social policy of Israel. 2017.

4. CBS, income survey 2008. Available at: https://old.cbs.gov.il/webpub/pub/text_page_eng.html?publ=11&CYear=2008&CMonth=1

5. Goodlad J.I. Teachers for our nation's schools. San Francisco: Jossey-Bass, 1990.

6. Marcoulides G.A., Heck R.H. Educational policy issues for the 1990's: Balancing equity and excellence in implementing the reform agenda. Urban Education. 1990; V. 25: 304 - 316.

7. Smith W.J. and Lusthaus C. The Nexus of Equality and Quality in Education: A Framework for Debate. Сanadian Journal of Education. 1995; V. 20; N 3: 378 - 391.

8. Swirski S. and Buzaglo N. Differentiation, inequality and loosen up control, status image of Israeli education, Shlomo Adva center, information about equality and social justice. 2009.

9. Williamson McDiarmid G. & Clevenger-Bright M. 'Rethinking Teacher Capacity', in Cochran-Smith, M., Feiman-Nemser, S. & Mc Intyre, D. (Eds.). Handbook of Research on Teacher Education. Enduring questions in changing contexts. New York / Abingdon: Routledge / Taylor & Francis. 2008.

Статья поступила в редакцию 10.06.19

УДК 378

Cherkashina S.P., candidate of philological sciences, assistant professor of department of the Russian language and its teaching methodology,

Stavropol State Pedagogical Institute, E-mail: svechka8@mail.ru

FEATURES OF FORMATION OF THE SKILL OF CALLIGRAPHY AS A PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE ELEMENTARY SCHOOLS TEACHER IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION. The practice-oriented approach causes certain changes in the system of teaching students in pedagogical specialties on the basis of secondary vocational education. The article analyzes the problems that arise in the process of teaching calligraphy to students of pedagogical colleges, namely to future primary school teachers who have already developed a steady writing skill. Problems faced by students are described, and proven practical methods to eliminate them are offered. The article presents personal teaching experience through the description of mistakes made in writing, presents the difficulties faced by an adult student in the re-study of calligraphy, by showing types of work to correct calligraphic errors. The author believes that the following problems require research: the study of the system of conditions under which the re-study of calligraphy will be more successful, as well as the role of calligraphy in the modern technocratic world.

Key words: secondary professional pedagogical education, professional competence, primary school, calligraphy, handwriting.

С.П. Черкашина, канд. филол. наук, доц. каф. русского языка и методики его преподавания, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный

педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: svechka8@mail.ru

особенности формирования навыка каллиграфического письма как профессиональной компетенции у будущего учителя

начальной школы в системе среднего профессионального

педагогического образования

Практико-ориентированный подход обусловливает определённые изменения в системе обучения студентов педагогическим специальностям на базе среднего профессионального образования. В статье анализируются проблемы, возникающие при обучении каллиграфии студентов педагогических колледжей, а именно - будущих учителей начальной школы, у которых уже сформирован устойчивый навык письма. Описаны проблемы, с которыми сталкиваются обучающиеся, и предложены апробированные практические методы по их устранению. В данной статье представлен личный педагогический опыт: описаны допускаемые при письме ошибки, представлены трудности, с которыми сталкивается взрослый студент при повторном изучении каллиграфии, показаны виды работы по исправлению каллиграфических погрешностей. Автор считает, что требуют исследований следующие проблемы: изучение системы условий, при которых повторное изучение каллиграфии будет более успешным, а также роли каллиграфии в современном технократическом мире.

Ключевые слова: среднее профессиональное педагогическое образование, профессиональная компетенция, начальная школа, каллиграфия, почерк.

^БЫ 1991-5497. МИРНАУКИ, КУЛЬКУР3,.0БКА30КАНИЯ. № 3 (76)2019

Федеральный государственный образовательный стандарт 3++, как известно, в большей мере практико-ориентирован, чем его предшественник. Увеличение практического блока обусловлено веянием настоящего времени, когда обществу требуются специалисты, способные давать результаты сразу же после окончания учебного заведения. В первую очередь это касается учителб. Воорр-женный твердыми практическими навыками, он должен, придя в школу, показывать работу высокого качества. Поэтому возрастает роль практических амениКи выпускника. Одним из навыков, который нужен учителю начальных классов,-владение каллиграфическим письмом, умением, которое важнозв поизо/сек-ной жизни.

Здесь стоит отметить, что существует порожденное совремзлнБЙ дейстеп-тельностью противоречие между возрастанием требований к зеелперафоезекеС компетенции человека и снижением возможностей для её реализации, кассолззу в настоящеевремяпреобладает печатный тип письма[1- 5].

Сдр^йеччфнры.часлкдовмнияеослпдкмгь в^втки докачывеют еелп-хпдитюсть наличия кмтвнквтддамчкфическтго нвтыка. Мы ипвпав виду «чд тематических лекций в Интернете, в частности «Каллиграфия и мозг»,доктйра ктдвигичеи1<их ча^, зпведомщдго лабо^г^т^ор^«^^! |^^^вьичн^двпин1ртбст^^ы Ин-стиид^^мйфс^клы^кип чеы^г^Е^д^^И^^ч^, гыосДассвраС.а.Саиельева [Л], Очарывши-еся возможности каллиграфии говорят о не только её практической направлен-иости, ь^юинь^еьатв^ь^юкчрлезд. ПтoпPепвaрллюртoит ознакомить студентов с совктмeнныментеччтlмраматижтнеямр, нтoДвlбнcлoнгиnoкпмнччие, что каллиграфия - застывшая УД для первоклассников. Обучение каллиграфии мо-жев бытт по^(^^нвт люд я мчджплого лмрн1^, пррмжатшиа навл ичные

ачС^ол евания мозга.

Формированию каллиграфических навыков у младших школьников посвящены дбc^[^мав^L^o^^нь^^lPктc^в^^^ытапбя-.0. Вотюскмчой[Г096)[Ч],С.А. Ичюхиной (Ы997П2тН.М. Даб■цывой (19тМ) [МаОЛШеацы^о ЕЛ006][Ц[ и ер., одкако нами иы нтйдтнoнодав оы прлдстдкыпаиюпвтб■а формрчдиaлиo кaллтгрaфических нoP5мьв пп^с;тп^ааври^'тг^ых людей, которые так же, как и первоклассники, испытывают определенные трудности, вызванные, правда, другими причинами. Акту-дщлыocтьиcчгт1тевллпP5Панлатлeн5тeЦ| что в.бaннвйетaтгepллед5чpьваются лcoЫданвcриoбoыeнип кaыдкгтдфиичзчoслыитмлеб, мпоторырровык письма уже сформирован.

О^е кт исследования - процесс формирования профессиональной ком-печенедшу б-дущего-ча-иля нoкпльллИ I в системе среднего профессионального педагогического образования.

Цолч спшсьи лОпничть намбoлeпpaртблcтрa5ДLLшчlапpеплпы5пашибки и трудности и представить разработанную и апробированную систему мер по исправлению каллиграфических погрешностей.

ЦaPо■гaпoЖормрpтпзoвюкдолифaфичвчсo гю тшвчlкт т еч^лехюо^ г^ед агоги-ческих колледжей может проводиться в следующем направлении, которое непосредственно связано с формированием навыков:

L)аалчeривкaллибпафнрeм<тмy г^а^олла ччущш^^

2) обучение будущего учителя методике преподавания каллиграфического пислхо,

тС ис^трм^;^^ипапанхкка мстоманчол в р^учь-тто обепыния клддиыpaфиче-скому письму.

р^[^бмпo.^г^юнlк^мтвo0oл^u^]^l^cтE^аг^юд,чenт^ п^о^тчнрт зтллифафиче-аео мувнслмч саал кквaютcтcмнoжтнввo-пччбмeм.

Первая из них - некоторая самонадеянность от того, что они уже умеют пи-плчч. О^аботериы0 же опыт написания такого простейшего знака, как палочка, в5lтыклвч нчожадачныечат5yюнонтя:рaлoчтинe поыoромеcя ровными, одинаковой длины и выходят за пределы верхней и нижней строк.

Вчораипроа-ема- зркрепившиеся ошибки, к которым можно отнести:

1) неверное написание счрочных букв:

Р-^ИС

/ у

Бй^^йлсьб1^2бил^з^БЛб1 нужчый, изначальный, вариант:

ным,

7 ^еиеззб^^ /л-2) неверное написание прописных букв:

'Лй- -йдбОД о-аи к) У /г- неразграничение о-а, когда буквы различичь не предсчавляечся возмож-

-) напксание си чмким ск(3|э<йск1б, что вслввееёеисокмтбоо ивкдкчь:

- очсучсчвие правильного соединения:

С-ОО- Ь С-О^и М'Ь^

- буквы и к н п не различаючся не чолько чичающим, но и сам авчор не можеч написачь написанное,

вслучаи, когдк вмесчо<В чипиечкд б, ч вместо щ, Е вместо Э, Э вместо Е. НйЧвежлосчь в-к всаевсгав131и порок д-водят д-рм ер)ьезеыхслуччев, когда весе!(ччвк ожидаемого слоза «идиша то, -вко чонейктчом н-< п|:)«^епс-<чк1^-чи"-ся совке. В зачестве пб»биле|-<а 1Р,1)1пм2^!!Л9]и-, ^чга1)сл<^кт ск КБксрольно6 раеотыпо темч «КВитв! чвкйси и слтваскчеБсни и»:

'о/

Третья проблема - высота букв. С момента окончания начальной школы, иигдачаллиграфкскебие тк»»^:йЧбв^ки ]^ь^1лч »йссемвоииес^т^-^к^и, и до 11 класса флрмв |9уесвя взафепляетсв опрем^л^нкоч^ыс^тз ^злдепорая сохраняется в чзс/осв всел вс-1тк». Змда-саз выск-а скройи обдслйчллбб2б сткас от прмвычно-)(/, -ы»а^окбблкго л/азс-я-з бдкй, ятв ^Ьэ^н^кк,»ам« стумслеа внчзкозлисповабли-тклксяи простракктйу строзв.

Рбссмотрс- сечкому млк по фо^ирокилие каллегдбфичее20гописьма на осчовкужо сс^с^жстм^кичепокмчга.

1- Кlyжнoчлы«»вв и^кеиок^^^^^^í^длк^e;кпмди»^к^зc^6^^.ДЛ^яз»мкшей и левшей тетрадь будет лежать по-разному, но её наклон по отношению к краю стола должен составлять 45 градусов. Сама тетрадь фиксируется свободной рукой, ладонь которой удерживает тетрадь на одном месте в одном положении.

2) Студент должен пройти снова тот же путь, который проходит и первоклассник. Поэтому повторное изучение каллиграфии нужно начать с изучения написания палочек, крючочков, кружков, петель, которые в будущем станут элементами букв. К этому этапу следует приступать после разогрева мышц руки, для чего требуется приобрести альбом для рисования и цветные карандаши. Преподаватель должен иметь в арсенале трафареты разной формы: с животными, буквами, листочками, геометрическими фигурами, которые он сможет предложить студентам для раскрашивания, а, следовательно, для разогрева мышц. Также можно использовать различные упражнения, например, «Дождь».

3) Работа преподавателя у доски и показ образца написания буквы. Дальнейшая обработка ведется студентами в специальных тетрадях, которые приобретаются для первоклассников - это тетради в частую косую полоску;

4) Следует отметить, что на этом этапе применимы те же приемы, которые используются в работе с первоклассниками. Уместно использовать письмо букв в воздухе, мы называем такой вид работы, как «Работа с воздушным планшетом»;

5) Опыт показывает, что для формирования каллиграфического навыка во взрослом возрасте стоит выбрать ручку именно с толстым стержнем, а не тонким. Он дает лучшую устойчивость и прорисовку элемента. Тетради должны быть с частыми косыми линиями. Несмотря на то, что мышцы развиты, а мелкая моторика руки способна выдерживать длительные усилия, студенты часто сталкиваются с новой проблемой: при обучении каллиграфии во взрослом возрасте при волнении рождается напряжение, нередко сопровождающееся тремором, из-за чего буквы выглядят «дрожащими»;

6) Важный момент - положение пальцев. Задействованы должны быть большой, указательный и средний пальцы, которые удерживают ручку. Расстояние между кончиком стержня и пальцами должно быть около 2,5 см. К моменту обучения в колледже у студентов уже сформирован определенный захват корпуса ручки. Зачастую способ держать ручку далек от образцового, так как в свое время родители не показали ребенку, как правильно удерживать карандаш для рисования, и малыш приспосабливался, как мог. Стоит ли преподавателю - переучивать, а студенту - переучиваться, если он держит ручку неправильно? Думается, да, так как учитель должен быть образцом для своих учеников. Автор статьи сам имеет подобный опыт и может засвидетельствовать, что переучивание хоть и потребует определенного временного ресурса, однако не представляет никаких сложностей;

7) Нельзя недооценивать мотивацию. Как правило, студенты берутся за изучкние каллиграфии с большим энтузиазмом, так как осознают важность по-добкыкумений;

8) работа в паре формирует умение видеть чужие недочеты, их анализ учит будущего учителя быть тактичным.

Прохождение студентом всех указанных этапов позволит ему оценить их результативность и в будущем осуществлять контроль над их соблюдением.

Постоянная работа преподавателя над мотивирующей составляющей обучения каллиграфии позволит ему грамотно выстроить и самостоятельную работу студента. Мы предлагаем несколько апробированных видов самостоятельной работы, которые дали положительные результаты. Можно предложить следующее:

1) подготовить сообщения по темам «Виды письма и их история», «История финикийского алфавита», «Деятельность Кирилла и Мефодия по составлению славянского алфавита» (и другие темы по выбору преподавателя);

2) составление обобщающей таблицы, в которой к элементам букв подобраны несложные рисунки, в которых встречаются эти элементы. Таким образом, ок^ествляется анализ форм букв, выделяются повторяющиеся элементы, осуществляется их обобщение;

3-творческое задание по разработке этапа урока с объяснением нового «чте^кл а с введением буквы.

В данной статье представлен личный педагогический опыт: описаны допу-свае мые при письме ошибки, представлены трудности, с которыми сталкивается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.