Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЧТЕНИЕ / НАВЫК ЧТЕНИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / ДИСЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Молодцова И.В.

В статье рассматривается предпосылки овладения навыком чтения. Выделяются направления логопедической работы при подготовке детей к овладению навыком чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Молодцова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

в стихах было это или будет, с помощью данной игры дети упражняются в употреблении глаголов. Можно усложнить игру, предложив детям самостоятельно придумывать загадки и загадывать их друг другу. Дети очень любознательны, наблюдательны, пытливы, интересуются новым и необычным. Разгадать загадку самому, проговорить рассуждение, придумать рассказ или сказку, закончить ее или начать, провести обобщение предметов по названным признакам - вот примеры задач, которые могут решать дети в дошкольном возрасте.

К играм, которые направлены на нахождение нужного слова относятся: «Что вам нужно?», «Дополните предложение», «Скажи по-другому». Целью данных игр является формирование навыка подбора слов, близких по значению, образованию однокоренных слов.

Вывод: существуют различные методы развития речи дошкольника и одним из них являются дидактические игры. В таких играх решаются не только мыслительные задачи, но и происходит коррекция как речевой, так и познавательной деятельности ребенка. Происходит это за счет того, что игра более чем другая форма активности отвечает потребностям дошкольника. С помощью дидактической игры происходит формирование активного словаря, обогащается словарный запас ребенка. На логопедических занятиях с детьми игре выделяется важное место, поскольку она выступает в качестве средства, прививающего положительные речевые навыки. Она является лучшим средством для обогащения словаря.

Список использованной литературы:

1. Ионова Г.А. Роль дидактических игр и упражнений для обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста с нарушением речи // Экономика и социум. - 2016. - № 1 (20). - С. 3-12.

2. Сековец Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников: обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ. - М.: АРКТИ, 2006. - 368 с.

3. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0437/4_0437-10.shtml

4. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. - М: Гном и Д., 2001. - 134 с.

© Коваленко О.А., 2023

УДК 373.24

Молодцова И.В.

учитель-логопед МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» п. Ивня, Белгородская область

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация

В статье рассматривается предпосылки овладения навыком чтения. Выделяются направления логопедической работы при подготовке детей к овладению навыком чтения.

Ключевые слова

Общее недоразвитие речи, чтение, навык чтения, дошкольники, дислексия

Готовность дошкольника к освоению навыка, позволяющего читать, выступает в качестве одной из актуальных проблем в контексте общей готовности детей к присоединению к образовательному процессу при переходе на новую ступень образования. Ребенок дошкольного возраста, не имеющий проблем в контексте своего развития, к моменту перехода на новую ступень образованиям может самостоятельно читать, потому что до этого времени он успешно освоил устную речь и словесное мышление. Развитая устная речь выступает в качестве фундамента, необходимого для успешного освоения и закрепления навыка чтения.

Дети, у которых полноценно не сформирована устная речь, лишены фундамента, что оказывает негативное влияние на процесс развития речевых умений. Практика показывает, что процесс формирования данных навыков для детей, имеющих проблемы с устной речью, сопровождается трудностями. Исходя из этого, важно иметь сформированное представление о предпосылках, необходимых для освоения навыка чтения у тех, кто начинает обучение в школе и имеет проблемы с устной речью.

Актуальность исследования можно обозначить следующим образом: работа со специалистом, направленная на подготовку дошкольников, имеющих проблемы с речью, к освоению навыка чтения, начатая тогда, когда ребенок начал посещать дошкольное образовательное учреждение, оказывает положительное влияние на исключение вероятности проявления причин, не позволяющих ребенку в полной мере реализоваться в учебном плане, и сводит к минимуму риск проявления проблем в период обучения в школе.

Задачи:

1. Проанализировать сущность и содержание понятия чтение.

2. Обозначить условия освоения навыка чтения.

3. Определить специфику процесса формирования умения читать у

дошкольников с ОНР.

4. Выявить направления работы со специалистом в рамках подготовки детей

с ОНР к формированию умения читать.

Под чтением принято понимать комплексный психофизиологический процесс, предполагающий включение в работу совокупности анализаторов, среди них можно выделить зрительный, речевой, двигательный, слуховой анализаторы. Практическая реализация чтения предполагает постепенное включение совокупности процессов, первым из них является визуальный анализ материала, обозначение и идентификация букв. После этого осуществляется соотнесение букв со звуками, которые им соответствуют, на следующем этапе воспроизводится звук произносительный, формируется образ слова, запускается процесс прочитывания. На завершающем этапе звуковая форма соотносится с его значением, в результате происходит понимание воспринимаемого материала.

Многие исследователи занимались исследованием предпосылок овладения навыков чтения, они отразили результаты в своих работах. Среди конкретных персоналий можно выделить: А.Н. Корнев, Реи. Лалаева, РЕ Левина, ИН. Садовникова. Ученые обозначили следующую предпосылку, необходимую для того, чтобы ребенок успешно освоил навык чтения:

Во-первых, полноценно сформированная устная речь, ребенок к старшему дошкольному возрасту может использовать по назначению все стороны родной речи.

У ребенка нет проблем с произношением звуков. Он не испытывает проблем с определением содержательной части своей речи, применяет в речи сложные фразы, не ограничивается короткими предложениями. Ребенок дошкольного возраста может использовать в качестве фундамента строго обозначенные языковые обобщения, четкие представления о закономерностях изменения слов и их комбинации в составе предложения, у него сформирован обширный словарный запас.

Во-вторых, полноценно сформированное восприятие звуков. Ребенок обладает способностью по

дифференциальным признакам разделять при слуховом восприятии звуки, воспроизведенные им или другими людьми. К старшему дошкольному возрасту ребенок может без трудностей обозначать ошибки произношения в речи, воспроизведенной другим человеком, кроме того может на слух контролировать свою собственную речь [2, с. 76].

Еще одна условие, являющееся обязательным для продуктивного протекания процесса освоения навыка чтения - это сформированный фонематический анализ и соединение воспроизводимой речи. Ребенок без проблем обозначает звуки в потоке речи, без трудностей ориентируется в фонематической стороне языка. Для успешного освоения слитного чтения детям необходимо обладать навыками соотношения буквы со строго обозначенным звуком, отделив его от других звуков. Также обязательным аспектом является наличие сформированного представления об обобщенном звучании.

Процесс сочетания звуков и трансформация в слоги предполагает их произношение так, как они звучат в устной речи. Если у ребенка дошкольного возраста отсутствуют сформированное представление о звукобуквенном составе слова, то он сталкивается с трудностями в процессе слияния звуков в слоги.

Следующим условием, без которого невозможно эффективное освоение навыка чтения, являются сформированные символические способности, выступающим в качестве основы для возникновения связи «звук - буква» и не подвергается изменения обозначенная последовательность графических символов при чтении.

Дети с нормальным уровнем развития, самостоятельно воспроизводят последовательности движений, звуковые и графические ритмы, также у них не возникает проблем с осуществлением аналогичных манипуляций с изображениями, свободно оперируют словами и цифрами в ходе взаимодействия с другими людьми и в рамках образовательного процесса, без ограничений применяют по назначению речевые ряды для передачи необходимой информации собеседнику или для успешного решения поставленной задачи.

В качестве последней предпосылки выступает недостаточно развитые пространственные представления, сюда же можно отнести визуальное восприятие, синтез и запоминание. Дошкольник без проблем идентифицирует предметы и геометрические фигуры по их форме. Способен различать фигуры по такому признаку как размер и может применять понятия, связанные с вышеуказанными характеристиками и свойствами предметов. Ребенок обладает навыками пространственного мышления, позволяющего правильно определять расположение объектов в пространстве, узнавать расстояние между ними, благодаря этому формируется правильное представление о пространственных отношениях, применительно к объектам.

Исследователи Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. в своих трудах обозначили содержательную часть понятия ОНР, в ней была представлена следующая трактовка, представляющая интерес в контексте исследования: у рассматриваемой категории дошкольников, негативные явления распространяются на все стороны устной речи, что создает препятствия в контексте успешного освоения навыки чтения [5, с. 14].

Список использованной литературы:

1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. [Текст]/Г.Б. Ананьев - М.: Просвещение, 2000. - 223с.

2. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. [Текст] /Т.Г. Егоров-СПб.: Литера, 2006. - 263с.

3. Каше Г.А. Предупреждение нарушений письма и чтения у детей с недостатками произношения. [Текст] / Г.А. Каше - М.: Просвещение, 2005. - 207с.

4. Трошин А.Я. Психологические основы процесса чтения. [Текст] /А.Я. Трошин - М.: Сфера, 2005. - 256с. 26.

5. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей [Текст]/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова - М.: Гном-Пресс, 2001.- 80с

© Молодцова И.В., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.