УДК 72.04 ББК 85.113(2)
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
© 2019 г. И. Б. Волкодаева
г. Москва, Россия
© 2019 г. С. И. Момот
г. Москва, Россия
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОНУМЕНТАЛЬНЫХ ДЕКОРОВ В УСАДЕБНОЙ АРХИТЕКТУРЕ XVIII-XX ВВ.
Аннотация: Декоративное оформление усадебной архитектуры Подмосковья представляют собой пеструю стилистическую картину. Стремительное разрушение памятников усадебной архитектуры на сегодняшний день предполагает их детальное всестороннее изучение с точки зрения стиля, видоизменений, стилистических модификаций. В данной статье рассматриваются основные стилистические направления формирования монументальных декоров усадебной архитектуры Подмосковья. В статье выделено семь основных стилистических направлений усадебной архитектуры Подмосковья, а также самые распространенные художественно-планировочные решения архитектурных ансамблей. По каждому стилистическому направлению в статье обозначены ключевые черты, основные художественно-планировочные решения, типичное колористическое решение, приведены самые характерные примеры из ряда усадеб Подмосковья. В качестве примеров в статье рассматриваются такие знаменитые усадьбы, как Быково, Большие Вяземы, Середниково, Введенское и многие другие. В качестве вывода в статье составлена классификация дворянских усадеб по признакам стилистики, где усадьбы разделены на 4 стиля и 9 стилистических направлений в рамках основных стилей. По каждому стилистическому направлению обозначены основные характерные декоративные элементы и приведены ключевые примеры, из числа усадеб Подмосковья. Таким образом, продемонстрировано разнообразие стилистического мира усадебной архитектуры Подмосковья, а также стилистическая уникальность усадеб, имеющих черты разных стилистических направлений. Ключевые слова: монументальный декор, архитектурный декор, усадьба, стиль, декоративное решение, усадебная архитектура, архитектурное наследие, стилистическое решение, формообразование в архитектуре. Информация об авторах:
Ирина Борисовна Волкодаева — кандидат технических наук, профессор, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 117997 г. Москва, Россия. E-mail: vi49@ bk.ru
Светлана Игоревна Момот — аспирант, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 117997 г. Москва, Россия. E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 06.05.2019 Дата публикации: 28.12.2019
Для цитирования: Волкодаева И. Б., Момот С. И. Особенности формирования монументальных декоров в усадебной архитектуре XVШ-XX вв. // Вестник славянских культур. 2019. Т. 54. С. 317-330.
Декоративное оформление усадебной архитектуры — такая же основа русского культурного пространства как средневековые замки для Германии или Франции, деревянная архитектура для скандинавских стран. В XVШ-XIX вв. усадебный мир представлял собой довольно пеструю картину смешения европейских «модных» стилей, в которой, тем не менее, были свои тенденции и характерные черты. На сегодняшний день во многих усадебных комплексах утрачены основные элементы, такие как, например, главный усадебный дом, а именно он наиболее репрезентативно представляет стилистические предпочтения заказчика или архитектора. В основном в усадебных комплексах сохранились церкви, но они зачастую имеют свои законы декоративного оформления. Проанализировав ряд памятников центральных областей России, ориентируясь на сохранившийся монументальный декор главных усадебных домов, хотелось бы отметить основные особенности формирования внешнего облика ряда ансамблей.
Так как проектирование усадьбы, в отличие от городской застройки, никак не регулировалось, усадебные комплексы зачастую представляют собой сочетание «модных» архитектурных стилей с традиционными. Под «модными» архитектурными стилями подразумеваются те направления, которые приходили в усадебное строительство на короткий промежуток времени и сменялись последующим: так называемое «многостилье» конца 1880-1890-х гг. В их числе такие стилистические направления, как, например, неоготика, эклектика, историзм, модерн (бытовал в русской архитектуре чуть больше 15 лет [1, с. 25-43]). Традиционным же архитектурным стилем в усадебном строительстве считается классицизм XVIII - начала XIX вв., а также 10-х гг. XX в.
Усадебный комплекс целиком отражал вкус, просвещенность и возможности владельца [2, с. 69]. Для начала стоит перечислить основные стили, которые были распространены при оформлении усадебных комплексов.
1 Классицизм, усадьбы: Горенки (1777-1790) (рисунок 1), Гребнево (1780-1790),
Петровское-Алабино (1775-1800) и др.
Рисунок 1 - Главный дом усадьбы Горенки, конец XVIII в. Figure 1 - The main house of the Gorenki estate, the end of the 18th century
Характерные черты декоративного оформления:
- симметричная планировка ансамбля и главного здания; классический желтый цвет фасада в сочетании с белым декором;
- колонный портик;
- четко выраженный парадный и парковый фасады;
- рустовка первого или цокольного этажа;
- замковые камни над окнами;
- поэтажное членение фасада карнизами.
2 Эклектичная стилизация под английский замок (викторианский стиль), усадьбы: Быково (1856), Подушкино (1885), Васильевское (1884) (рисунок 2) и др.
Рисунок 2 - Главный дом усадьбы Васильевское, 1884 г. Figure 2 - The main house of the estate Vasilyevskoe, 1884
Характерные черты декоративного оформления: асимметричная планировка ансамбля и главного здания;
краснокирпичный фасад в сочетании с белым декором, необработанным камнем;
кирпичные узоры на фасаде; башни, шпили, высокие крыши, трубы; сдвоенные окна; остроконечные щипцы; массивные наличники окон, дверей.
Рисунок 3 - Главный дом усадьбы Вороново, середина XIX в. Figure 3 - The main house of the estate Voronovo, mid-19th century
Характерные черты декоративного оформления:
- симметричная планировка;
- высокие крыши, дымоходные трубы, их имитация;
- мансардные окна;
- членение фасада филенками, кассетами;
- светлые оттенки фасада.
4 Псевдорусский стиль, усадьбы: Мещерское (1890-е; рисунок 4), Назарьево (1850-е), и др.;
Рисунок 4 - Главный дом усадьбы Мещерское, 1890-е гг. Figure 4 - The main house of the estate Mesherskoye, 1890s)
Характерные черты декоративного оформления: асимметричная планировка; разнообразие декоративных элементов;
заимствование форм из стилистического арсенала прошлых эпох.
5 Барокко, усадьбы: Вяземы (1780-90-е; рисунок 5), Лопасня-Зачатьевское (1770-е), Кривякино (1769-1788), и др.;
Рисунок 5 — Главный дом усадьбы Большие Вяземы, 1780-1790-е гг. Figure 5 - The main house of the estate Bolshye Vyazemy, 1780-1790s
Характерные черты декоративного оформления:
симметричная планировка;
характерные оконные наличники «с ушами»;
филенки над окнами;
характерные полукруглые лестницы;
мансардные окна, трубы, балюстрада над карнизом.
Рисунок 6 - Главный дом усадьбы Богородское-Кишкино, конец XVIII в. Figure 6 - The main house of the estate Bogorodskoe-Kishkino, the end of the 18th century
Характерные черты декоративного оформления: симметричная планировка; крупные арки на фасаде;
военная арматура в лепных декоративных элементах.
7 Модерн, усадьбы: Ивановское-Козловское (первоначально стилистически и по датировке эта усадьба относится к стилю неоклассицизм, но поздние перестройки позволяют выделить в ней черты модерна; перестройка конца XIX в.; рисунок 7) и др.
Рисунок 7 - Главный дом Усадьбы Ивановское-Козловское, середина XIX в. Figure 7 - Main house of the Ivanovskoye-Kozlovskoye estate, mid-19th century
Характерные черты декоративного оформления:
- асимметричная планировка;
- наличие декоративных башен, шпилей;
- декоративные пристройки, крыльца;
- высокие крыши;
- многоуровневость композиции.
Конечно же, не все усадьбы были представителями так называемого «чистого стиля»: большинство усадебных ансамблей впитало в себя черты разных стилей.
При этом зачастую основным декоративным элементом ансамбля являлся не декор на фасадах, а архитектурно-пластическое решение комплекса в целом. В ряде подмосковных усадеб, таких как Пехра-Яковлевское (1783-1786 гг.; рисунок 8), Горенки, главное декоративное решение — это открытые колонные галереи. Они соединяют главный дом с флигелями, придавая ансамблю изящество и легкость [2, с. 77]. Открытые колонные галереи превращают ряд построек в единую монументальную композицию, замыкают ансамбль, придают ему цельность.
Рисунок 8 - Галереи в усадьбе Пехра-Яковлевское, 1783-1786 гг. Figure 8 - Galleries in the estate Pehra-Yakovlevskoe, 1783-1786
Эту же роль выполняют крытые колонные галереи в усадьбах Остафьево (конец XVIII в.) и Середниково (конец XVIII в.; рисунок 9), уводя взгляд от композиционного ядра — главного дома к периферии — ландшафту, усадебному парку.
Рисунок 9 - Крытые колоннады в усадьбе Середниково, конец XVIII в.
Figure 9 - Covered colonnades in the estate Serednikovo, the end of the 18th century
Каждая стилистика в XIX в. зачастую имела несколько ответвлений. Так, в 3060-е гг. XIX в. в городской архитектуре появляются постройки стиля бидермейер, которые характеризуются «скромностью и почти полным отсутствием лепнины» [3, с. 14]. Эта стилистика была также распространена в усадебном строительстве, такие усадебные комплексы как Васькино, Денежниково (начало XIX в.; рисунок 10, Никольское-Обольяниново (1800-е гг.), Ольгово (конец XVIII - начало XIX в.) имеют классическое строение фасада, но минимум декоративных элементов, отличаются сдержанностью, даже скромностью.
Рисунок 10 - Лоджия-галерея в усадьбе Денежниково, начало XIX в.
Figure 10 - Loggia Gallery in the Denezhnikovo Manor, beginning of the 19th century
Основной художественный акцент фасадов этих усадебных домов — четырех- или шестиколонный (в зависимости от высоты здания) портик с фронтоном или же галерея-лоджия между двух ризалитов с фронтонами, как в усадьбе Денежниково. В случае такого лаконичного декоративного оформления основным декоративным элементом фасада становится оформление окна.
Как в усадьбе Васькино (рисунок 11), ряды арочных окон с графичным оформлением филенками, карнизами, замковыми камнями становится основным монументальным декором усадебного комплекса. Это могут быть и прямоугольные ряды окон, декоративное оформление которых на палладианский манер разнится на каждом ярусе этажей, как в усадьбе Никольское-Обольяново.
Рисунок 11 - Декоративное решение окон в усадьбе Васькино, середина XIX в., перестроена в 1969 г. в кирпиче Figure 11 - Decorative window solution in the estate Vaskino, mid-19th century,
rebuilt in 1969 in brick
Параллельно строгому подражанию античным формам в оформлении фасадов развивается декоративный стиль, основанный также на классицистическом начале. Это усадьбы классицизма с более богатым лепным декором, как например усадьба в стиле неоклассицизма Волынщина-Полуэктово (1770-е гг.; рисунок 12). Планировочные особенности усадьбы позволяют связывать постройку с творчеством В. И. Баженова [4, т. 2, с. 95]. Главный дом украшен лоджией и портиком ионического ордера. Богатство декора имеет много общего с городскими постройками, это и лепные гирлянды на фасадах, профильные портретные барельефы, пилястры с подвешенными гирляндами, и герб во фронтоне. В этом усадебном ансамбле, полном гармонии, флигели также имеют необычную декоративную обработку мощным рустом.
Рисунок 12 - Главный усадебный дом усадьбы Волынщино-Полуэктово, 1770-е гг. Figure 12 - The main manor house of the estate Volynshchino-Poluektovo, 1770-ies.
Известна своим художественным прошлым усадьба Введенское (рубеж XVIII-XIX вв., перестроена в кирпиче в 1912 г.; рисунок 13). Парадное оформление этой усадьбы не раз запечатлено в живописных работах художницы Марии Якунчиковой, которая проводила здесь много времени. Презентабельный главный фасад украшает шестиколонный коринфский портик с фронтоном, декоративный лепной пояс из гирлянд и медальоны с маскаронами. Парадность парковому фасаду придает круглая лож-дия-полуротонда из колонн коринфского ордера, фронтончики на колонках, обрамляющие окна, лепные венки с лентами над ними же. Несмотря на тотальную перестройку в 1912 г. [4, т. 2, с. 81], усадьба остается прекрасным примером оформления усадьбы в классическом стиле.
Рисунок 13 - Парковый фасад усадьбы Введенское, в 1912 г. перестроен в кирпиче Figure 13 - Park facade of the estate Vvedenskoe, in 1912 rebuilt in brick
Сложно порой прочертить четкую границу между разными стилями, так же сложно разграничить усадьбы эпохи классицизма и эпохи ампир, поскольку множественные поздние перестройки добавляли усадьбам черты новых, модных на тот момент стилей. Так сложилось и в усадьбе Старо-Никольское, которая была отреставрирована в 2016 г. Перестройки начала XIX в. исказили облик усадьбы до неузнаваемости [4, т. 2, с. 58]. Усадьба в это время приобрела черты стиля ампир, которые дошли до наших дней (рисунок 14). Характеризуют стиль ампир в данном случае такие декоративные элементы, как рустовка цоколя, мотивы арматуры, венки, ленты. Ампирные элементы проявились здесь не только в декоре главного дома, но и на воротах-калитках, сопутствующих малых архитектурных формах. Все это относит нас ко времени победы над Наполеоном, доблести русской армии. В целом, ампир задержался в провинции даже дольше, чем в крупных городах [5, с. 26], поэтому он оставил значительный след в усадебном монументальном декоре.
Рисунок 14 - Декор усадьбы Старо-Никольское, перестроена в начале XIX в. Figure 14 - The decor of the estate Staro-Nikolskoe, rebuilt in the early 19th century
Не только большие, богато декорированные дома можно связать с парадным стилем ампир: компактные усадебные дома, напоминающие городские усадьбы с мезонином, также было популярно оформлять в стиле ампир. Это тип дома с большой аркой на два этажа, лоджией на колоннах, трехчастными окнами, фигурными медальонами в углах центрального ризалита. Очень гармоничный, уравновешенный фасад такого плана можно видеть в усадьбах Ляхово (начало XIX в.) и Богородское-Кишкино (конец XVIII в.).
Стиль барокко был редким в усадебной архитектуре, но тем не менее несколько ярких примеров можно увидеть: наиболее характерный из них — историческая усадьба Хмелита (XVIII в.; рисунок 15). Она выстроена в редком для провинции стиле елизаветинского барокко с характерным членением фасада, сложными раскреповками, ризалитами, высокой крышей. Здесь и типичные для барокко сложные овальные окна, наличники с ушами, полуколонны на фасадах, струящиеся лестницы.
Рисунок 15 - Главный дом усадьбы Хмелита, XVIII в., елизаветинское барокко Figure 15 - The main house of the estate Khmelita, 18 century, Elizabethan baroque
Усадьба Хмелита — представитель так называемого «чистого стиля». В XIX в. было принято стилизовать усадебные постройки, маскировать их под стили прошлых эпох. Эти игры со стилем были одной из сторон эклектики, стилизации в тот или иной исторический или региональный стиль. В случае стилизации больше внимания архитектор уделял декоративным элементам стиля, нежели планировке и структуре ансамбля. Стилизация могла быть очень локальной, как стилизация под французский или английский замок, или под стиль определенного архитектора.
Таким образом стилизована усадьба Никольское-Прозоровское (середина XIX в.; рисунок 16) под растреллиевское барокко [4, т. 2, с. 37]. Фасады главного дома усадьбы расчленены пилястрами, здесь можно увидеть овальные окна, лучковые фронтоны, лепные наличники сложного рисунка — все характерные для этого периода элементы декора. Необычна и сама планировка дома и двух флигелей сложной формы, но, несмотря на общую гармоничность пропорций, постройки носят эклектичный характер и спутать их с барокко XVIII в. практически невозможно. Надо отметить, что задача подражать в подобных случаях не ставилась: это больше похоже на игру со стилем, историей, архитектором, декором.
Рисунок 16 - Флигели усадьбы Никольское-Прозоровское, середина XIX в. Figure 16 - Outbuildings of the Nikolskoye-Prozorovskoye estate, mid-19th century
Большое количество разнообразных вариантов стилистического оформления, которое можно увидеть в усадебной архитектуре Подмосковья, позволили составить обширную таблицу-классификацию стилистики монументальных декоров (таблица 1).
Таблица 1 - Классификация стилистических направлений в оформлении усадеб Подмосковья и Центрального региона России
Table 1 - The classification of the stylistic trends in the design of estates near Moscow and the Central region of Russia
Декоративное решение большого количества памятников усадебной архитектуры переходных периодов живо отразило смену стилистических вкусов и предпочтений, новую моду, переходы от одной эпохи к другой. За многими усадьбами так и закрепились сложные стилистические характеристики: «в стиле раннего классицизма с элементами французского рококо» [6], «ансамбль, отразивший все фазы развития классицизма» [4, т. 2, с. 279] и т. д. Эти сложные стилистические сочетания возникали в основном за счет продолжительности строительства усадебных ансамблей, как в случае с готическими соборами в Европе, строительство которых переживало века и архитектурные стили.
Появившись в силу обстоятельств, сложные декоративные комбинации стали визитной карточкой русской усадебной архитектуры. Они придали большее разнообразие, самобытность и абсолютный полистилизм усадебному миру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Бондарева Н. Усадьба Ярополец-Чернышевых // Nataturka.ru. URL: http:// nataturka.ru/muzey-usadba/yaropolets-chernyishevyih.html (дата обращения: 19.10.2019).
2 Гайдмак А. А. Русский ампир. М.: Трилистник, 2006. 168 с.
3 Колмовский А. А. Наряд Московских фасадов. М.: Московский рабочий, 1987. 280 с.
4 Момот С. И., Волкодаева И. Б. Методика исследования стилистически-композиционных аспектов русской усадьбы. Сб. ст. Междунар. науч.-технич. форум «Первые международные Косыгинские чтения». 2017. М.: Изд-во РГУ им. А. Н. Косыгина», 2017. С. 50-51.
5 Момот С. И., Волкодаева И. Б. Комбинированные архитектурно-дизайнерские решения в художественном проектировании // Дизайн и технологии. 2017. № 58. 2017. С. 5-13.
6 Нащокина М. В. Судьба мимолетного стиля // 100 лет петербургскому модерну. СПб.: Альт-Софт, Белое и Черное, 2000. 256 с.
7 Подъяпольская Е. Н. Памятники архитектуры Московской области. Каталог: в 2 т. М.: Искусство, 1975. 384 с.
8 Рузвельт П. Жизнь в русской усадьбе: опыт социальной и культурной истории. СПб.: Коло, 2008. 518 с.
***
©2019. Irina B. Volkodaeva
Moscow, Russia
©2019. Svetlana I. Momot
Moscow, Russia
FEATURES OF THE FORMATION OF MONUMENTAL DECOR IN THE ESTATE
ARCHITECTURE OF THE 18TH-20TH CS.
Abstract: Decorative design of estate architecture of the Moscow region represents a colorful stylistic picture. Today the rapid destruction of monuments of the estate
architecture urges their detailed comprehensive study with regard to their style, modifications, and stylistic modifications. The paper discusses the main stylistic directions of decorative design of the estate architecture of the Moscow region. It determines 7 main stylistic directions of the estate architecture of Moscow region and identifies the most widespread art-planning solutions of architectural ensembles. The authors specify key features, main artistic and planning solutions for each stylistic direction as well as distinctive coloristic solution, drawing upon the most characteristic examples from a number of estates of the Moscow region. As illustrative examples the study involves such famous estates as Bykovo, Bolshye Vyazemy, Serednikovo, Vvedenskoye and many others. The outcome of the paper is the author's classification of noble estates on the basis of their style, where the estates are divided into 4 types, and 9 stylistic directions within the main styles. It implies denoting the main characteristic decorative elements and highlighting key examples for each stylistic direction, from among the estates of the Moscow region. Thus, the study demonstrated the diversity of the stylistic world of manor architecture of the Moscow region, as well as the stylistic uniqueness of estates featuring different stylistic directions.
Keywords: monumental decor, architectural decor, manor house, style, decorative solution, manor architecture, architectural heritage, stylistic decision, shaping in architecture. Information about authors:
Irina B. Volkodaeva — PhD in Technology, Professor, A. N. Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art), Sadovnicheskaya St. 33, p. 1, 117997 Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Svetlana I. Momot — Post-graduate Student, A. N. Kosygin Russian State University
(Technologies. Design. Art), Sadovnicheskaya St. 33, p. 1, 117997 Moscow, Russia.
E-mail: [email protected]
Received: May 04, 2019
Date of publication: December 28, 2019
For citation: Volkodaeva I. B., Momot S. I. Features of the formation of monumental decors in the estate architecture of the 18th-20th centuries. Vestnik slavianskikh kul'tur, 2019, vol. 54, pp. 317-330. (In Russian)
REFERENCES
1 Bondareva N. Usad'ba Iaropolets-Chernyshevykh [The Chernyshev estate Yaropolets]. Nataturka.ru. Available at: http://nataturka.ru/muzey-usadba/yaropolets-chernyishevyih.html (accessed on 19 October 2019). (In Russian)
2 Gaidmak A. A. Russkii ampir [Russian Empire style]. Moscow, Trilistnik Publ., 2006. 168 p. (In Russian)
3 Kolmovskii A. A. Nariad Moskovskikh fasadov [Outfit of the Moscow facades]. Moscow, Moskovskii rabochii Publ., 1987. 280 p. (In Russian)
4 Momot S. I., Volkodaeva I. B. Metodika issledovaniia stilisticheski-kompozitsionnykh aspektov russkoi usad'by. Sbornik statei Mezhdunarodnogo naucho-tekhnicheskogo foruma "Pervye mezhdunarodnye Kosyginskie chteniia". 2017 [Methodology of research of stylistic and compositional aspects of the Russian estate. Collection of papers of the International scientific and technical forum "The First international Kosygin readings". 2017]. Moscow, Izdatel'stvo RGU im. A. N. Kosygina Publ., 2017, pp. 50-51. (In Russian)
5 Momot S. I., Volkodaeva I. B. Kombinirovannye arkhitekturno-dizainerskie resheniia v khudozhestvennom proektirovanii [Combined architectural and designer solutions in artistic designing]. Dizain i tekhnologii, 2017, no 58, 2017, pp. 5-13. (In Russian)
6 Nashchokina M. V. Sud'ba mimoletnogo stilia [The destiny of the fleeting style]. 100 let peterburgskomu modern [100 years of St. Petersburg Art Nouveau]. St. Petersburg, Al't-Soft, Beloe i Chernoe Publ., 2000. 256 p. (In Russian)
7 Pod"iapol'skaia E. N. Pamiatniki arkhitektury Moskovskoi oblasti. Katalog: v 2 t. [Monuments of architecture of the Moscow region. Catalogue: in 2 vols.] Moscow, Iskusstvo Publ., 1975. 384 p. (In Russian)
8 Ruzvel't P. Zhizn' v russkoi usad'be: opyt sotsial'noi i kul'turnoi istorii [Life in a Russian estate: experience of social and cultural history]. St. Petersburg, Kolo Publ., 2008. 518 p. (In Russian)