Научная статья на тему 'Особенности формирования межличностных отношений молодежи как важная педагогическая проблема'

Особенности формирования межличностных отношений молодежи как важная педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2393
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / КОЛЛЕКТИВ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ОБЩЕСТВО / ГРУППА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаджиева Сара Юсуфовна

В статье представлен краткий теоретический обзор проблемы влияния общения на характер межличностных отношений в группе подростков. Рассматриваются теоретические и практические аспекты разработки и реализации программы педагогической диагностики формирования межличностных отношений, направленной на повышение уровня сформированности межличностных отношений как фактора совершенствования образовательного процесса в учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES INTERPERSONAL ADOLESCENTS AS IMPORTANT PEDAGOGICAL PROBLEM

The article provides a brief overview of the theoretical problem of the influence of communication on the nature of interpersonal relationships in a group of adolescents. The theoretical and practical aspects of the development and implementation of the program of pedagogical diagnostics formation of interpersonal relations, aimed at increasing the level of formation of interpersonal relationships as a factor in improving the educational process at school.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования межличностных отношений молодежи как важная педагогическая проблема»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МОЛОДЕЖИ КАК ВАЖНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье представлен краткий теоретический обзор проблемы влияния общения на характер межличностных отношений в группе подростков. Рассматриваются теоретические и практические аспекты разработки и реализации программы педагогической диагностики формирования межличностных отношений, направленной на повышение уровня сформированности межличностных отношений как фактора совершенствования образовательного процесса в учебном заведении.

Ключевые слова: формирование, развитие, коллектив, личность, общение, взаимоотношения, общество, группа, взаимодействие, деятельность.

FEATURES INTERPERSONAL ADOLESCENTS AS IMPORTANT PEDAGOGICAL PROBLEM

Annotation. The article provides a brief overview of the theoretical problem of the influence of communication on the nature of interpersonal relationships in a group of adolescents. The theoretical and practical aspects of the development and implementation of the program ofpedagogical diagnostics formation of interpersonal relations, aimed at increasing the level of formation of interpersonal relationships as a factor in improving the educational process at school. Keywords: formation, development, collective identity, communication, relationships, society, group interaction activities.

Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. Основополагающая значимость проблемы взаимоотношения детей в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов.

Межличностные отношения - субъективно переживаемая связь между людьми. Их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Благоприятные межличностные отношения школьников положительно влияют не только на их психическое состояние, успеваемость, познавательную деятельность, физическую активность, но и сплоченность класса в целом. Новые реалии социума приводят к тому, что подрастающее поколение большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с виртуальной действительностью. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.

Природа межличностных отношений сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях - в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения между сверстниками.

Развитие личности происходит через межличностные отношения. Для подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками. Для них становится важным:

- умение познакомиться с понравившимся человеком;

УДК 37.01:17:069 С.Ю. Гаджиева

Sara Gadzhieva

© Гаджиева С.Ю., 2015

Психология, социология

- свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы;

- ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, может высказать свои мысли и выразить чувства.

Через самовоспитание и самообразование подросток расширяет возможности своего развития, готовит себя к будущему. Появление такой устремленности и деятельности, направленной на изменение самого себя, чтобы приобрести новые качества, специфично для подросткового периода и означает переход на качественно новый этап в развитии личности.

Говоря об общих тенденциях психического развития, Л.С. Выготский отмечал своеобразие отдельных возрастных периодов или стадий развития. Наряду с относительно устойчивыми и стабильными возрастными периодами, когда развитие совершается за счет незначительных изменений личности ребенка, существуют кризисные периоды, когда за небольшой промежуток времени происходят резкие и капитальные изменения личности ребенка. «Переходный возраст представляет совокупность условий, в высшей степени благоприятствующих как внешним воздействиям, так и обострению внутренних конституциональных задатков и предрасположений, которые до того находились в латентном состоянии» [1].

По утверждению Д.И. Фельдштейна, подростковый возраст сенситивен для деятельности, направленной на развитие взаимоотношений. Характерное новообразование подросткового возраста трансформируется в потребность быть взрослым, самостоятельным, значимым в мире взрослых, в потребности осознать себя как личность, отличающуюся от других людей [6].

Проблема межличностных отношений всегда привлекала внимание исследователей и практиков, так как имеет первостепенное значение в теоретическом и практическом аспектах. Согласно концепции Л.С. Выготского, социальная ситуация развития представляет собой установление отношений между подростком и окружающим его социумом, определяющим путь, по которому приобретаются новые психические свойства и качества личности. Понятие «социальная ситуация развития» в трактовке Л.С. Выготского акцентирует главное соотношение: объективно существующая социальная среда и субъективные отношения личности в этой среде [1].

Показателями сферы межличностных отношений, по мнению Н.И. Непомнящей, являются:

- особенности восприятия (эмоционального, рационального, поведенческого) другого человека;

- способности соотносить свои интересы, желания, ценности с таковыми у других людей;

- уровень осознания сферы отношения с другими [5].

Конкретные проявления отношений многообразны и нередко за одной и той же формой внешнего поведения лежат разные механизмы, обусловливающие данное поведение, разные типы отношения к другим людям, что определяется особенностями сферы межличностных отношений.

Отмечено, что быстро меняющиеся экономические, социальные, идеологические процессы обострили неблагополучие подростка и трудности его взросления стали принимать разнообразные формы, одной из которых является одиночество. О.Б. Долгинова установила, что это чувство более характерно для старших подростков и связывает его с кризисом идентичности [3]. В тоже время настораживают данные, приведенные Р. Герригом, о том, что за последние 10 лет количество суицидальных попыток среди подростков катастрофически возросло [2]. Отмеченное еще больше подчеркивает значимость рассматриваемой нами проблемы развития межличностных отношений подростков.

При этом нельзя недооценивать важность близких личных отношений в развитии личности, которые должны опираться на определенные психологические механизмы, формирующиеся в данном возрасте. Поэтому, поскольку в общении имеются определенные мотивы, цели, способы его сущест-

вования, свой объект и продукт, оно выступает как деятельность. По всей вероятности, становление личности в рамках того или иного общества задается общей схемой взаимодействия человека и природы, человека и общества, человека и человека. В современном обществе индивид постоянно обогащает свои взаимосвязи с природой и обществом. Для ребенка сначала определяющим является контакт с матерью или отцом, затем эти контакты расширяются на нескольких человек в границах семьи; некоторое время спустя возникают группы сверстников; еще позже эти связи простираются на дошкольные учреждения, школу, вуз. Затем число контактов человека с другими людьми резко расширяется за счет овладевания опосредованными связями через искусство, средства массовой информации и т.д. Причем роль опосредованных связей в формировании человека постоянно возрастает, и эти связи накладывают свой отпечаток на характер личности, на структуру ее мировоззрения. У каждого человека, а у детей это выражено в большей степени в силу еще несформировавшихся характера, силы воли и представлений о нормах и морали, есть свои положительные и отрицательные черты характера, свои достоинства и недостатки. То, какой стороной - положительной или отрицательной -подросток выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включен в данный момент.

Общение - это деятельность, в процессе которой происходит взаимодействие людей, развивается взаимопонимание между ними, устанавливаются те или иные взаимоотношения участвующих в общении людей по отношению друг к другу. Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей. Во взаимодействии людей каждый человек постоянно оказывается в роли объекта и субъекта общения. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть, безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним определенную задачу, он на них воздействует. Одновременно он оказывается объектом, которому они адресуют свои чувства, на который стараются повлиять. Пребывание каждого участника общения одновременно в роли объекта и субъекта характерно для любого вида непосредственного общения людей [4].

Таким образом, межличностные отношения человека - это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности, формирующаяся на протяжении всей жизни человека. Макро- и микросоциумы, в которые постоянно включен человек, по-разному способствуя формированию и проявлению его потребностей, интересов и склонностей, действуя в нерасторжимой связи с особенностями его организма, и прежде всего нервной системы, создают в каждом случае ту субъективную призму, через которую неповторимо своеобразно преломляются все воздействия, которым подвергается живой, действующий человек.

таким как есть и у себя и у другого. Человеческие взаимоотношения, вещь довольно тонкая и хрупкая, но истинные межличностные отношения, построенные на любви, уважении и взаимопонимании, стоят того, чтобы беречь, холить и лелеять эту тонкость и хрупкость.

Библиографический список

1. Выготский. Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991.-480 с.

2. Герриг, Р. Психология и жизнь / Р. Дж. Герриг. - СПб. : Питер, 2004. - 769 с.

3. Долгииова, О. Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук / О. Б. Долгинова. - СПб., 1996. - 19 с.

4. Загвязинский, В. И. Учитель как исследователь / В. И. Загвязинский. - М. : Наука, 1980. - 96 с.

5. Непомнящая, Н. И. Психодиагностика личности / Н. И. Непомнящая. - М., 2001. - 191 с.

6. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления / Д. И. Фельдштейн. - М. : Педагогика, 1999. - 370 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.