Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ CLIL'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ CLIL Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МНОГОЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРЕХЪЯЗЫЧИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насилбек А.А.

В данной статье мы рассмотрим особенности формирования межкультурной коммуникативной компетенции участия через использование технологии CLIL в педагогике. Мы изучим взаимосвязь межкультурной коммуникативной компетенции и технологии CLIL, рассмотрим преимущества и вызовы, с которыми сталкиваются педагоги при внедрении данной методики. Кроме того, будут представлены практические примеры и рекомендации для эффективного использования технологии CLIL в формировании межкультурной коммуникативной компетенции участия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF INTERCULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS VIA CLIL TECHNOLOGY

In this article we will consider the features of the formation of intercultural communicative competence of participation through the use of CLIL technology in pedagogy. We will study the relationship between intercultural communicative competence and CLIL technology, consider the advantages and challenges faced by teachers when implementing this methodology. In addition, practical examples and recommendations for the effective use of CLIL technology in the formation of intercultural communicative competence of participation will be presented

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ CLIL»

УДК 37

Насилбек А.А.

магистрант

«7М01711 -Подготовка педагогов иностранного языка» Казахский университет международных отношений и мировых языков

имени Абылай Хана (г. Алматы, Казахстан)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ CLIL

Аннотация: в данной статье мы рассмотрим особенности формирования межкультурной коммуникативной компетенции участия через использование технологии CLIL в педагогике. Мы изучим взаимосвязь межкультурной коммуникативной компетенции и технологии CLIL, рассмотрим преимущества и вызовы, с которыми сталкиваются педагоги при внедрении данной методики. Кроме того, будут представлены практические примеры и рекомендации для эффективного использования технологии CLIL в формировании межкультурной коммуникативной компетенции участия.

Ключевые слова: CLIL, Content and Language Integrated Learning, интегрированное обучение, компетенция, многоязычное обучение, трехъязычие.

Современный мир становится все более глобализированным, с взаимодействием между различными культурами на международном уровне. В свете этого развития, необходимость развития межкультурной коммуникативной компетенции становится ключевым фактором для успешной адаптации и эффективного взаимодействия в межкультурной среде. Особенно важно развивать эту компетенцию в образовательных учреждениях, где будущие поколения получают не только знания и навыки, но и готовятся к мировому сообществу.

Технология Content and Language Integrated Learning (CLIL), или "контентно-языковое интегрированное обучение", предлагает эффективный подход к формированию межкультурной коммуникативной компетенции участия. CLIL объединяет изучение предметных знаний и языка в рамках одного учебного курса или проекта, позволяя учащимся углубленно изучать предмет и развивать коммуникативные навыки на языке, отличном от их родного.

В контексте педагогики, использование технологии CLIL открывает новые перспективы для развития межкультурной коммуникативной компетенции участия у студентов. Применение CLIL в учебном процессе позволяет создать среду, где учащиеся взаимодействуют с различными культурами, изучая предметные знания и осваивая язык, активно применяя их в практических ситуациях. Это способствует развитию межкультурного понимания, способностей к сотрудничеству и адаптации в межкультурной среде.

Технология CLIL (Content and Language Integrated Learning), или "контентно-языковое интегрированное обучение", является инновационным подходом к образованию, объединяющим изучение предметных знаний и развитие языковых навыков. В рамках CLIL, учебный материал преподается на иностранном языке, что позволяет учащимся одновременно углубленно изучать предмет и развивать коммуникативные навыки на этом языке. В результате, учащиеся приобретают знания, способности и умения как в предметной области, так и в языковой сфере.

Технология CLIL основана на нескольких ключевых принципах. Первым принципом является интеграция содержания и языка. Это означает, что язык используется как средство обучения и коммуникации в рамках изучаемого предмета. Второй принцип заключается в активном участии учащихся в учебном процессе, стимулируя их самостоятельное и исследовательское мышление. Третий принцип - аутентичность, то есть использование реальных и жизненных ситуаций, материалов и заданий, которые отражают реальный мир и разнообразие культур.

Технология ОЬГЬ представляет собой эффективный инструмент для формирования межкультурной коммуникативной компетенции участия в образовании. Интеграция языка и содержания, активное участие учащихся и использование аутентичных материалов позволяют не только развивать межкультурное понимание, но и углублять знания в предметных областях, развивать языковые навыки и способности. Применение ^ГЬ открывает новые горизонты для образования и готовит учащихся к успешной коммуникации в современном межкультурном мире.

Межкультурная коммуникативная компетенция играет важную роль в современном мире, где взаимодействие между различными культурами становится все более неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. В рамках образования и педагогики, развитие межкультурной коммуникативной компетенции является одной из ключевых задач, поскольку это способствует эффективной коммуникации и взаимодействию в межкультурной среде.

Межкультурная коммуникативная компетенция можно определить как способность эффективно и грамотно взаимодействовать с представителями других культур, проявлять гибкость и адаптивность в коммуникации, учитывая различия в языке, обычаях, ценностях и нормах поведения. Она предполагает не только владение языком, но и понимание культурных особенностей, способность к культурному релативизму и умение найти общие точки соприкосновения с представителями других культур.

Межкультурная коммуникативная компетенция состоит из нескольких ключевых компонентов, которые взаимодействуют между собой. Первый компонент - языковая компетенция, включает в себя владение языком и грамматическими структурами, а также умение использовать язык для коммуникации и понимания культурных нюансов. Второй компонент -социолингвистическая компетенция, связана с умением адаптироваться к различным социальным ситуациям, использовать социально приемлемые формы общения и учитывать социокультурный контекст.

Третий компонент - стратегическая компетенция, относится к способности применять различные стратегии коммуникации, такие как уточнение смысла, использование невербальных средств и преодоление языковых и культурных барьеров. Четвертый компонент - культурная компетенция, предполагает знание и понимание культурных норм, ценностей, обычаев и традиций других культур, а также умение уважительно относиться к ним и находить общие основания для взаимодействия.

Эти компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы, и их развитие является важным аспектом формирования межкультурной коммуникативной компетенции участия. Педагогические методики и технологии, такие как ОЬГЦ способствуют развитию этих компонентов, предоставляя учащимся возможности практиковать язык и взаимодействовать с представителями разных культур, а также обучая их культурным аспектам коммуникации.

Роль ОЬГЬ в развитии языковых навыков и культурной грамотности: Технология ОЬГЬ играет существенную роль в развитии языковых навыков учащихся и формировании их культурной грамотности. Путем изучения предметов на иностранном языке, учащиеся не только углубляют знания в конкретной области, но и активно практикуют язык, применяя его в реальных коммуникативных ситуациях. Это способствует развитию навыков говорения, аудирования, чтения и письма на иностранном языке. Более того, изучение предметов на иностранном языке позволяет учащимся приобрести лексические и грамматические структуры, специфичные для определенной предметной области, что расширяет их языковой репертуар.

^ГЬ также способствует формированию культурной грамотности учащихся. При изучении предметов на иностранном языке, учащиеся сталкиваются с разными культурными особенностями и нормами поведения, что позволяет им развивать межкультурное понимание и уважение к другим культурам. Они учатся адаптироваться к различным социокультурным контекстам, расширяют свои знания о мировой культуре и учатся эффективно

коммуницировать с представителями других культур. Таким образом, CLIL способствует развитию культурной грамотности учащихся и их подготовке к взаимодействию в межкультурной среде.

Применение технологии CLIL в педагогике предоставляет различные практические примеры для формирования межкультурной коммуникативной компетенции участия учащихся. Например, в рамках урока по истории, преподаватель может использовать оригинальные исторические тексты и материалы на иностранном языке, чтобы познакомить учащихся с культурными аспектами разных стран и обсудить исторические события, их влияние на культуру и общество. Это позволяет учащимся развивать навыки анализа, сравнения и интерпретации, а также углублять свои знания о различных культурах.

Также стоит отметить использование CLIL в уроках литературы, искусства или музыки. Учащиеся могут изучать произведения искусства или литературы на иностранном языке, обсуждать и анализировать их содержание, стиль и контекст. Это позволяет им не только развивать навыки анализа и критического мышления, но и погрузиться в мир другой культуры, понять ее особенности и выразить свои мысли и эмоции на иностранном языке.

Все эти практические примеры демонстрируют, как CLIL может быть использована для формирования межкультурной коммуникативной компетенции участия учащихся. Они предоставляют возможности для практики языка в реальных коммуникативных ситуациях, расширяют знания о мировой культуре и развивают умение эффективно взаимодействовать с представителями других культур.

Развитие межкультурной чувствительности через CLIL: Одной из важных особенностей применения технологии CLIL (Content and Language Integrated Learning) в педагогике является возможность развития межкультурной чувствительности учащихся. CLIL предоставляет уникальную возможность

объединения изучения предметных знаний и развития языковых навыков на иностранном языке с межкультурным общением и пониманием.

создает среду, в которой учащиеся сталкиваются с разнообразием культурных перспектив и общаются с представителями других культур. При изучении предметов на иностранном языке, учащиеся получают возможность познакомиться с новыми мировоззрениями, ценностями, обычаями и традициями других стран. Они осознают, что существует множество способов восприятия и понимания мира, и учатся уважать и принимать эти различия.

Стратегии и методы использования для эффективного

формирования межкультурной коммуникативной компетенции: Для эффективного формирования межкультурной коммуникативной компетенции через применяются различные стратегии и методы. Некоторые из них

включают:

Использование аутентичных материалов: Преподаватели могут предоставлять учащимся аутентичные материалы, такие как статьи, видеоролики, аудиозаписи и презентации на иностранном языке, которые отражают культурные аспекты разных стран. Это позволяет учащимся погрузиться в реальные коммуникативные ситуации и развить навыки понимания и интерпретации культурной информации.

Ролевые игры и проекты: Включение ролевых игр и проектов в учебный процесс по способствует активному взаимодействию учащихся с

представителями других культур. Например, учащиеся могут представлять разные культуры в форме дебатов или создавать совместные проекты, которые требуют сотрудничества и обмена информацией с учащимися из других стран.

Межкультурные обмены и сотрудничество: предоставляет

возможность организации межкультурных обменов и сотрудничества между учебными заведениями разных стран. Учащиеся могут общаться с учениками из других стран через письма, электронную почту, видеоконференции или социальные сети. Это позволяет им узнать больше о культуре других стран,

улучшить свои языковые навыки и научиться эффективно взаимодействовать в межкультурной среде.

Рефлексия и обратная связь: Важной составляющей формирования межкультурной коммуникативной компетенции через CLIL является рефлексия и обратная связь. Учащиеся должны иметь возможность осознавать свои культурные предположения и наблюдать за своими коммуникативными стратегиями во время межкультурного взаимодействия. Преподаватели могут проводить обсуждения и дискуссии, чтобы помочь учащимся осознать свои сильные стороны и развивать умения адаптации и взаимодействия в межкультурной среде.

Описанные выше особенности применения CLIL в педагогике, такие как развитие межкультурной чувствительности и использование стратегий и методов, способствующих формированию межкультурной коммуникативной компетенции, являются важными компонентами образовательного процесса. Они помогают учащимся не только развивать языковые навыки, но и готовиться к успешному взаимодействию в многообразной и межкультурной среде.

В заключение, использование технологии CLIL (Content and Language Integrated Learning) представляет собой эффективный подход к формированию межкультурной коммуникативной компетенции участия учащихся в образовательном процессе. Различные особенности применения CLIL в педагогике играют важную роль в развитии межкультурной чувствительности и способствуют эффективному формированию межкультурной коммуникативной компетенции.

Применение CLIL позволяет учащимся не только освоить предметные знания, но и развить навыки межкультурной коммуникации и понимания. Учащиеся сталкиваются с разнообразием культурных перспектив, учатся уважать и принимать различия, а также общаться с представителями других культур. Это способствует развитию их межкультурной чувствительности,

способности эффективно взаимодействовать и преуспевать в межкультурной среде.

Особенности применения CLIL включают использование аутентичных материалов, ролевые игры и проекты, межкультурные обмены и сотрудничество, а также рефлексию и обратную связь. Эти стратегии и методы способствуют активному взаимодействию учащихся с представителями других культур, обогащают их опыт, развивают навыки межкультурной коммуникации и помогают им успешно функционировать в межкультурной среде.

Важно отметить, что эффективное формирование межкультурной коммуникативной компетенции через CLIL требует грамотного планирования учебного процесса и квалифицированных педагогов. Преподаватели должны быть подготовлены к применению CLIL-подхода, иметь навыки работы с аутентичными материалами, проведения ролевых игр и проектов, а также обеспечивать обратную связь и рефлексию.

В целом, применение технологии CLIL способствует развитию межкультурной коммуникативной компетенции участия учащихся, подготавливая их к успешной адаптации и взаимодействию в многообразной и глобальной среде. CLIL предоставляет уникальные возможности для погружения в другие культуры, осознания различий и преодоления языковых и культурных барьеров. Развитие межкультурной коммуникативной компетенции через CLIL является важной задачей в педагогике и вносит значительный вклад в общее образование и культурное развитие учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Marsh D. Content and Language Integrated Learning (CLIL). A Development Trajectory.

2. Ball Ph. What is CLIL? Available at: 2. Coyle D., Hood Ph., March D. CLIL: Content and Language Integrated Learning. Cambridge, Cambridge University Press, 2010.170 p.

3. Mehisto P., Marsh D., Frigols M.J. Uncovering CLIL. Content and Language Integrated Learning in Bilingual and Multilingual Education. Oxford, Macmillan Education Publ.,2012. 238 p.

4. Meyer O. Introducing the CLILPyramid: Key Strategies and Principles for Quality CLIL Planning and Teaching. Basic Issues in EFL-Teaching and Learning, 2010, pp. 11-29.

5. Salekhova L.L., Grigorieva K.S. [Content and Language Integrated Learning as a Basis for Students' Professional Foreign Language Competence Forming at the Technical University]. Inostrannyy yazyk dlya professional'nykh tseley: traditsii i innovatsii: sbornik statey vtorogo

6. Marsh, D., Mehisto, P., Wolff, D., Jesús Frigols Martín, M., 2011. European Framework for CLIL Teacher Education: A framework for the professional development of CLIL teachers.

Nasilbek A.A.

Master's student "7M01711-Training of teachers of a foreign language" Abylai Khan Kazakh University of International Relations and World Languages

(Almaty, Kazakhstan)

FEATURES OF FORMATION OF INTERCULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS VIA CLIL TECHNOLOGY

Abstract: in this article we will consider the features of the formation of intercultural communicative competence of participation through the use of CLIL technology in pedagogy. We will study the relationship between intercultural communicative competence and CLIL technology, consider the advantages and challenges faced by teachers when implementing this methodology. In addition, practical examples and recommendations for the effective use of CLIL technology in the formation of intercultural communicative competence of participation will be presented.

Keywords: integrated learning, competence, multilingual learning, trilingualism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.