ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ШТУРМОВЫМ РУКОПАШНЫМ БОЕМ
FEATURES OF PERSONALITY FORMATION IN THE COURSE OF CLASSESSTORMFIGHTSYSTEM (SFS)
Махов Станислав Юрьевич
кандидат педагогических наук, профессор кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова
г. Орел, Россия Makhov Stanislav Yurievich Ph.D., professor department of physical training and sports Orel law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V. V. Lukyanov
Orel, Russia
Аннотация. Проблема воспитания будущего поколения, формирование физически и духовно развитых людей является одной из глобальных проблем современности. Для успешного развития экономики, технического прогресса, социально-духовной сферы необходимо позаботиться, прежде всего, о моральном и физическом здоровье молодежи. Понятие «гармонично развитая личность» связано не только с физическим, но и нравственным, духовным развитием человека.
Abstract. The problem of education of the future generation, the formation of physically and spiritually developed people is one of the global problems of our time. For the successful development of the economy, technological progress, and the socio-spiritual sphere, it is necessary to take care, first of all, of the moral and physical health of young people. The concept of "harmoniously developed personality" is related not only to the physical, but also to the moral and spiritual development of a person.
Ключевые слова: формирование личности, физическое развитие, психические качества, духовное, эстетическое воспитание, физическая культура и спорт, штурмовой рукопашный бой.
Keywords: personality formation, physical development, mental qualities, spiritual and aesthetic education, physical culture and sports, assault hand-to-hand combat, Storm Fight System (SFS).
Актуальность. Современные исследования физического состояния детей, к сожалению, представляют печальную статистику. Слабое здоровье и не развитые волевые, психические качества влекут за собой ухудшение состояния генофонда нации, снижение уровня жизни, сокращение работоспособного населения, деградацию общества. Без психического и физического человека невозможно вести речьо гармонично развитой личности. Здоровье, в основном, символизирует собой физическое развитие, которое является частью общечеловеческой культуры. Для формирования крепкой и здоровой нации необходимо позаботиться не только о материальном, духовном, эстетическом воспитании подрастающего поколения, но
и, прежде всего, о физическом развитии. С этой целью необходимо привлекать детей и молодежь к занятиям физической культурой, спортом, оптимизировать процесс физического воспитания в учебных заведениях, расширять и пропагандировать массовый спорт.
На сегодняшний день выбор спортивных секций для детей очень широк и разнообразен. В нашей стране и за рубежом все большую популярность приобретают занятия различными видами единоборств. Они пользуются спросом, как среди мужского, так и среди женского населения. В большинстве случаев занимающиеся преследуют цель - овладение навыками самообороны. Формирование психических и физических качеств, борьба с малоподвижным образом жизни, укрепление здоровья - эти показатели, к сожалению, ставятся на второй план среди мотивов, побуждающих к занятиям. Также недостаточно внимания уделяется таким показателям, как формирование двигательной культуры, развитие личностных качеств.
Решением перечисленных проблем могут стать занятия различными видами единоборств. Одним из таких является штурмовой рукопашный бой. Штурмовой рукопашный бой - это вид спорта, система знаний и средство всестороннего, гармоничного развития личности. Для детей штурмовой рукопашный бой - это способ направить излишнюю энергию в нужное русло, научиться справляться со стрессом, выработать твердую волю, дисциплину, ответственность, культуру поведения, самостоятельность и терпение.
Занимаясь штурмовым рукопашным боем, дети развивают такие психические качества, как память, концентрацию внимания, сосредоточенность, волю. Кроме этого, развиваются координация, сила, ловкость, формируются красивое телосложение, происходит закаливание организма, благодаря разумным физическим нагрузкам. С помощью занятий спортом, дети становятся увереннее в своих силах, легче справляются с негативными влияниями жизни, больше времени проводят со своими сверстниками, не страдают праздностью и бездельем.
Секции штурмового рукопашного боя обычно посещают дети разных возрастов. Новички и опытные ученики занимаются вместе. Это позволяет старшим детям передавать свой опыт на доступном и понятном языке младшим ученикам. Своеобразная организация и построение занятия создают особую атмосферу доброжелательности и уважения в секциях. Такая атмосфера способствует формированию силы воли, целеустремленности, толерантности, уважительного отношения к товарищам и других личностных качеств. Помимо этого, на занятиях штурмовым рукопашным боем всегда наблюдается большой прогресс в развитии физических качеств, особенно силы, выносливости, ловкости.
При однозначной пользе занятий штурмовым рукопашным боем, сегодня можно отметить достаточно низкий интерес детей и молодежи к физкультурным занятиям. С целью популяризации различных видов единоборств следует обращать особое внимание на организацию учебных и учебно-тренировочных занятий в школах, ВУЗах, спортивных клубах. Говоря об эффективности воздействий штурмового рукопашного боя, следует отметить, что разные виды единоборств повышают заинтересованность учащихся в ведении здорового образа жизни, создают устой-
чивую мотивацию к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Внедрение элементов боевых искусств в систему физического воспитания способствует формированию не только физических, но и морально-волевых, нравственно-этических качеств.
Соответствуя требованиям современного общества к гармонизации развития личности, следует уделять особое внимание процессу физического воспитания в учебных заведениях страны. Как часть общей культуры, физическая содействует всестороннему развитию личности. Становление личности средствами штурмовой рукопашный бой предполагает овладение культурой движения, развитие психофизических качеств, формирование специальных знаний, владение средствами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, оптимизация уровня развития двигательных способностей.
Характеристика теоретических моделей личности
Еще в Древней Греции про нерадивого человека говорили: «Не умеет ни читать, ни плавать». В этом афоризме достаточно четко интеллектуальное развитие приравнивается к физическому. Эллины считали, что человек не может считаться гармонично развитым, если он слаб и немощен. В настоящее время нас с раннего детства приучают к мысли о том, что «В здоровом теле - здоровый дух».
Разумеется, не все считают состоятельной мысль о влиянии телесного здоровья на здоровье духовное. Физические упражнения оказывают положительное воздействие на состояние мышц, суставов и связок. Кроме того, они влияют на состояние центральной нервной, эндокринной, энергетической систем, а также на внутренние органы человека. Вместе с тем, среди ученых нет единого мнения о взаимосвязи и взаимозависимости телесного и духовного развития. Но, имея в виду гармонично развитую личность, всегда подразумевается достаточно высокий уровень развития физических, морально-этических, нравственных качеств.
Для воспитания здорового поколения необходимо найти правильный подход к развитию человека в условиях современного общества, окружающего нас медиа-пространства, которое, к сожалению, активно растлевает человека. В современном мире очень сложно построить систему гармоничного воспитания и развития человека. Решению этой проблемы могут содействовать занятия различными направлениями боевых искусств.
Например, в системе занятий многими видами борьбы имеется комплекс духовно-нравственного совершенствования будо. Этот комплекс учит уважительно относиться к товарищам, старшим людям, женщинам и детям. Согласно будо, полученные на занятиях навыки рукопашного боя запрещается применять где-либо, кроме самообороны и защиты слабых людей.
Кроме того, у нашего народа существуют глубокие традиции духовной практики, которая воспитывает людей в духе послушания и правды, уважения к родителям и старшим по возрасту и положению, учит скромности и бережливости, способности жертвовать своими интересами ради интересов ближних. Самое главное в этих традициях - воспитание нравственных принципов, основанных на неприятии жажды обогащения любым путем, стремления к власти, к славе,
развлечениям, получению сладострастных и алчных удовольствий.
Воспитание физических качеств, самодисциплины, трудолюбия, силы воли и т.д. самым непосредственным образом осуществляется на занятиях любым видом спорта. Задача физической культуры и массового спорта заключается в том, чтобы сохранить и укрепить здоровье. В этом плане единоборства можно очень эффективно использовать именно как средство физического воспитания.
Таким образом, личностью можно назвать человека не только физически развитого, но и имеющего определенный внутренний стержень, основу. Основой можно назвать ярко выраженную индивидуальность, наличие социальной позиции, круг интересов.
По мнению российского психолога Е. Ю. Коржовой, понятие «личность» интегрирует в себе всю психологическую организацию человека, при этом остается весьма расплывчатым и загадочным. Психология личности как научная отрасль изучает данное понятие на уровне житейской психологии или психологии здравого смысла. На разных этапах истории, в разных культурах, ситуациях, физических и психических состояниях менялись и характеристики личности. Личность по-разному понимается и в разных науках: психологии, социологии, социологии, религиозных представлениях, обыденной жизни.
В зарубежной психологии наблюдается эклектическая позиция по отношению к различным концепциям личности. При этом эти позиции существуют параллельно, так как каждая концепция раскрывает сущность личности под своим особым углом зрения.
В отечественной психологии личности нет единого подхода к определению структуры личности. Например, А. Г. Асмолов опирается на деятельностный подход. В. А. Аверина дает многоуровневую характеристику понятия. А. В. Толстых раскрывает проблематику через взаимосвязь психологии личности и возрастной психологии.
По мнению Д. А. Леонтьева, сегодня возможны два варианта решения проблемы создания теоретической модели личность. Первый заключается в признании рядоположности личностный качеств, представленных в различных концепциях личности. Второй вариант решения проблемы состоит в попытке предложить определенную иерархию (классификацию) свойств и черт личности.
Сегодня многими учеными различные теоретические модели личности рассматриваются как различные уровни личностной зрелости, в соответствии со спецификой ее понимания. Подтверждение этому можно найти в трудах В. И. Зацепина, посвященных проблематике типологии личности. В данных работах анализ каждой теоретической модели опирается на единую схему анализа:
- исторические предпосылки и характеристика подхода к личности;
- краткая биографическая справка об авторах подхода;
- жизненная задача личности как цель реализации ее жизненных ориен-таций;
- способ взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира;
- источник и принцип внутрипсихической организации личности;
- внешняя реализация внутрипсихической организации:
- путь, механизм, препятствия;
- развитие личности;
- норма и патология личности;
- методология и методы исследования личности;
- психологическая помощь личности;
- типология личности.
Показано, что в рамках каждой теоретической модели по-разному решаются важнейшие проблемы психологии личности, а также проблемы личностного бытия, действительно, различающиеся в зависимости от того или иного типа личности. Это дает возможность осознанного выбора той или иной модели личности в качестве образца, имеющего существенное значение не только исследовательской или консультативной позиции, но и мировоззренческой в целом.
Многие российские и зарубежные ученые-психологи задаются вопросом: можно ли найти «хорошую» модель личности? Немецкие исследователи Л. Хьелл и Д. Зиглер утверждают, что модель может оцениваться положительно, если удовлетворяет каждому из представленных критериев:
1. Верифицируемость (возможность эмпирической проверки положений теории независимыми исследователями): «теория которую невозможно подтвердить или опровергнуть - это плохая теория. Она оказывается бесполезной для любой практической цели».
2. Эвристическая ценность (степень ценности теории для дальнейших исследований).
3. Внутренняя согласованность (наличие внутренней логики, отсутствие противоречий в изложении).
4. Экономичность (простота и четкость положений теории).
5. Широта охвата (разнообразие описываемых теорий феноменов, всесторонность теории). Л. Хьелл и Д. Зиглер считают, что это не самый существенный критерий, т. к. неизвестно, какие все же феномены предпочтительно изучать.
Таким образом, вопрос остается открытым: что такое личность? Ответ на этот вопрос может быть таким. Теоретическая модель должна быть простой, полезной, экспериментально проверяемой.
Наиболее «удачной» моделью на сегодняшний день является, по мнению многих ученых, модель Р. С. Немова. Она представляет собой анализ теорий личности, сложившихся во второй половине ХХ века и охватывает 48 вариантов теорий, каждый из которых может быть оценен по 5 параметрам. Рассмотрим их подробнее:
1. Способ объяснения поведения: от внутренних психологических свойств (психодинамические теории) до внешней ситуации (социодинамические теории).
2. Способ получения данных о личности: от анализа и обобщения эмпирически полученных фактов (экспериментальные теории) до жизненных впечатлений, наблюдений и опыта (неэкспериментальные теории).
3. Угол зрения на личность (несколько загадочное название для основания классификации): анализ структуры личности и системы понятий ее описания (структурные теории) либо внимание к динамике личности, ее преобразованиям,
изменениям (динамические теории).
4. Возрастной диапазон: ограниченный ранней юностью (дошкольным и школьным периодом детства) либо охватывающий всю жизнь, до ее конца.
5. Понятия, в которых описывается личность: характеризующие внутренний мир (черты, качества, свойства) либо описывающие внешние проявления личности в поведении, поступках.
При этом следует отметить, что сам автор утверждает: созданная модель безоценочна, все теории личности в этой схеме выглядят рядоположенными, а их описание выглядит слишком кратким и формальным. Описывая различные концепции, Р. С. Немов уходит от собственной схемы, когда дает содержательную характеристику концепции.
Таким образом, каждая теоретическая модель личности соответствует какому-то определенному направлению психологического познания. В зависимости от того, какой аспект личности предстоит более подробно изучить, строится индивидуальная авторская схема.
Обобщая и анализируя высказывания ученых, педагогов о сущности, структуре и содержании личности, можно составить собственную теоретическую модель. Создание модели гармонично развитой личности позволит проследить формирование ее компонентов, выявить их корреляционную зависимость.
Среди компонентов личности можно выделить психическую основу, физическое развитие, поведение, личностные качества. Каждый компонент, в свою очередь, состоит из ряда компонентов. Согласно определениям известных российских ученых Ю. И. Евсеева, В. И. Ильинича, И. М. Туревского и др. личность можно рассматривать на четырех ярко выраженных уровнях:
1. Психическая основа
2. Физические качества
3. Личностные качества
4. Социальное поведение
Психическая основа является стержнем, внутренним качеством человека. В ее структуру входит ряд психических показателей, наличие социально-значимой цели, жизненных позиций и установок, духовные ценности, наличие знаний, владение культурой.
Физическое качества - это высокий уровень развития силы, гибкости, координации, скорости, выносливости, а также крепкое здоровье, высокая работоспособность, низкая утомляемость.
Личностные качества: сила воли, самодисциплина, трудолюбие, умение преодолевать трудности, целеустремленность.
Социальное поведение включает в себя уважительное отношение к товарищам, старшим, женщинам и детям; культуру внешнего вида и поведения; управление эмоциями, самооценку.
Обобщая все вышесказанное о структуре личности, можно составить ее схематическое изображение (рис. 1).
Рис. 1. Теоретическая модель гармонично развитой личности
Рассматривая процесс становления и развития личности, подразумевается, что речь идет о гармонично развитой личности. В этой связи имеет смысл вести речь о всех ее компонентах, а также анализировать формирование этих качеств в их совокупности и единстве. Положительная динамика развития всех компонентов может свидетельствовать о полноценности формирования личности, ее становлении в современном мире. Пропорции составляющих личности могут меняться в зависимости от возраста, здоровья, внутреннего психологического состояния человека. При этом важно, чтобы ни один из показателей не выходил за условные рамки своих пределов.
Среди духовных ценностей большое значение имеют такие параметры, как патриотизм, товарищество, гуманизм, дисциплинированность, честность, смелость, сознательное отношение к труду, критическое отношение. Уроки нравственности, призванные для формирования духовных ценностей, проводятся во всех странах мира. Только в России до сих пор нет базового и системного курса основ морали и нравственного непрерывного образования. Полноценное формирование гражданина или личности немыслимо без знакомства с основами нравственности. Сегодня секции спортивных единоборств (в частности штурмовой рукопашный бой) являются одним из немногих средств воспитания духовности.
По причине отсутствия духовного и нравственного воспитания в школах, в стране продолжают расцветать пьянство, проституция, наркомания, беспризорность и бродяжничество. В настоящее время в практике научного общения активно поднимаются вопросы, связанные с отсутствием воспитательной работы и отстранения от нее учителей. Наряду со спортивными секциями, основным центром решения вопросов нравственного воспитания должна стать школа. Именно в школе вопросы духовного и нравственного воспитания должны решаться на государственном уровне.
Говоря о становлении и развитии личности, о роли и влиянии штурмового рукопашного боя на этот процесс, имеется в виду, что развивается гармоничная, социально адаптированная, духовная, моральная, нравственная, физически развитая личность.
Процесс занятий спортивными единоборствами преследует цель - развитие физической культуры личности, которая, так же, как и общая, имеет две части -предметную и личностную. Это значит, физическая культура существует как в виде материальных ценностей, так и в виде личностных образований.
Ценности, приобретенные в процессе физической культуры, это:
- двигательные навыки и умения;
- физическая работоспособность;
- способность быстро осваивать новые координации;
- пропорциональное телосложение, осанка;
- физкультурные знания;
- морально-этические, нравственные, личностные качества.
В физической культуре понятие личности можно представить, как реальную физкультурно-спортивную деятельность человека, для которого эта деятельность является удовлетворением потребностей, интересов, самосовершенствованием.
Признаками физической культуры личности считаются:
- систематические занятия физическими упражнениями с целью самосовершенствования;
- специальные физкультурные занятия, использование их с пользой на практике;
- владение определенными двигательными умениями и навыками с целью решения лично значимых задач;
- владение организационно-методическими приемами построения самостоятельных физкультурно-спортивных занятий.
Самостоятельная физкультурная деятельность считается высшей формой личной физической культуры. Развитие личной физической культуры предполагает два способа самореализации: прогрессивной и регрессивной.
Прогрессивная форма представляет собой процесс постоянного преодоления противоречий, собственных отрицательных качеств и негативных проявлений, раскрытие собственного потенциала, сил и способностей, непрерывное наращивание возможностей, достижение результатов в физкультурно-спортивной деятельности.
Регрессивной формой является сужение деятельности в рамках одного конкрет-
ного направления. В таком суженном пространстве проходит самореализация, основанная на прошлом опыте, успокоенности, с отсутствием стремления к раскрытию новых горизонтов.
Неполное самовыражение в физкультурно-спортивной деятельности порождает состояние неудовлетворенности ею и ее результатами. Это приводит к ограничению культурного пространства жизнедеятельности.
Физическая культура личности, являясь интегрированным результатом гуманитарного образованием, проявляется в трех основных направлениях (рис.2):
Рис. 2. Основные направленияфизической культуры личности
Расширение личностных связей в сфере физкультурно-спортивной деятельности способствует развитию инициативы в создании тех самых отношений, совокупным ансамблем которых является сама личность.
Развивая и формируя физическую культуру личности, занятия штурмовым рукопашным боем вносят огромный вклад в развитие чисто личностных, психических качеств, навыков социального поведения.
Литература
1. Махов С. Ю. Моделирование стратегии личной безопасности [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. Январь, 2012. № 1(9). URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6165.
2. Махов С. Ю. Взрывной атакующий штурмовой бой ГРОМ в подавлении любых форм агрессивного нападения [Электронный ресурс] : препринт. Орел : МАБИВ, 2017. 40 с.
3. Махов С. Ю. Эффективность системы штурмового боя ГРОМ в обеспечении безопасности личности [Электронный ресурс]: препринт. Орел МАБИВ, 2017. 41 с.
References
1. Makhov S. Yu. Modelirovanie strategii lichnoy bezopasnosti [Modeling of personal security strategy].Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii - Modern scientific research and innovation, 2012, no. 1(9). Available at: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6165.
2. Makhov S. Yu. Vzryvnoy atakuyushchiy shturmovoy boy GROM v podavlenii lyubykh form agressivnogo napadeniya [Explosive attacking assault battle THUNDER in suppressing any forms of aggressive attack]. Orel, MABIV Publ., 2017, 40 p.
3. Makhov S. Yu. Effektivnost' sistemy shturmovogo boya GROM v obespechenii bezopasnosti lichnosti [Effectiveness of the thunder assault combat system in ensuring personal safety].Orel, MABIVPubl., 2017, 41 p.