Научная статья на тему 'Особенности формирования личности в процессе занятий физической культурой и спортом'

Особенности формирования личности в процессе занятий физической культурой и спортом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2724
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ГАРМОНИЧНО РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / HARMONIOUSLY DEVELOPED PERSONALITY / PERSONALITY FORMATION / PHYSICAL EDUCATION / SPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Махов Станислав Юрьевич

Проблема воспитания будущего поколения, формирование физически и духовно развитых людей является одной из глобальных проблем современности. Для успешного развития экономики, технического прогресса, социально духовной сферы необходимо позаботиться, прежде всего, о моральном и физическом здоровье молодежи. Понятие «гармонично развитая личность» связано не только с физическим, но и нравственным, духовным развитием человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PERSONALIZATION OF PERSONALITY IN THE PROCESS OF LESSONS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The problem of educating the future generation, the formation of physically and spiritually developed people is one of the global problems of our time. For the successful development of the economy, technological progress, the social and spiritual sphere, it is necessary to take care, first of all, of the moral and physical health of young people. The concept of “harmoniously developed personality” is associated not only with the physical, but also with the moral, spiritual development of a person.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования личности в процессе занятий физической культурой и спортом»

СПОРТ, ЧЕЛОВЕК, ЗДОРОВЬЕ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

PECULIARITIES OF PERSONALIZATION OF PERSONALITY IN THE PROCESS OF LESSONS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Махов Станислав Юрьевич

кандидат педагогических наук, профессор кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова

г. Орел, Россия Makhov Stanislav Yurievich Ph.D., professor of the department of physical training and sports Orel law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after

V. V. Lukyanov, Orel, Russia

Аннотация. Проблема воспитания будущего поколения, формирование физически и духовно развитых людей является одной из глобальных проблем современности. Для успешного развития экономики, технического прогресса, социально-духовной сферы необходимо позаботиться, прежде всего, о моральном и физическом здоровье молоде-жи. Понятие «гармонично развитая личность» связано не только с физическим, но и нравственным, духовным развитием человека.

Abstract. The problem of educating the future generation, the formation of physically and spiritually developed people is one of the global problems of our time. For the successful development of the economy, technological progress, the social and spiritual sphere, it is necessary to take care, first of all, of the moral and physical health of young people. The concept of "harmoniously developed personality" is associated not only with the physical, but also with the moral, spiritual development of a person.

Ключевые слова. Гармонично развитая личность, формирование личности, физическая культура, спорт.

Keywords. Harmoniously developed personality, personality formation, physical education, sport.

Проблема воспитания будущего поколения, формирование физически и духовно развитых людей является одной из глобальных проблем современности. Для успешного развития экономики, технического прогресса, социально-духовной сферы необходимо позаботиться, прежде всего, о моральном и физическом здоровье молодежи. Понятие «гармонично развитая личность» связано не только с физическим, но и нравственным, духовным развитием человека.

Современные исследования физического состояния детей, к сожалению, представляют печальную статистику. Слабое здоровье

и не развитые волевые, психические качества влекут за собой ухудшение состояния генофонда нации, снижение уровня жизни, сокра -щение работоспособного населения, деградацию общества. Без психического и физического человека невозможно вести речь о гармонично развитой личности. Здоровье, в основном, символи-зирует собой физическое развитие, которое является частью общечеловеческой культуры. Для формирования крепкой и здоровой нации необходимо позаботиться не только о материальном, духовном, эстетическом воспитании подрастающего поколения, но и, прежде всего, о физическом развитии. С этой целью необходимо привлекать детей и молодежь к занятиям физической культурой, спортом, оптимизировать процесс физического воспитания в учебных заведениях, расширять и пропагандировать массовый спорт.

На сегодняшний день выбор спортивных секций для детей очень широк и разнообразен. В нашей стране и за рубежом все большую популярность приобретают занятия различными видами единоборств. Они пользуются спросом, как среди мужского, так и среди женского населения. В большинстве случаев занимающиеся преследуют цель -овладение навыками самообороны. Формирование психических и физических качеств, борьба с малоподвижным образом жизни, укрепление здоровья - эти показатели, к сожалению, ставятся на второй план среди мотивов, побуждающих к занятиям. Также недостаточно внимания уделяется таким показателям, как формирование двигательной культуры, развитие личностных качеств.

Структура и понятие личности.

Понятие личности возникло в Древней Греции. В те времена личностью называли маску актера, одеваемую им во время представления, а затем самого актера и его сценический образ. В настоящее время этот термин употребляется по отношению к конкретному человеку, при этом подразумевается его социальная сущность, черты характера, психологические качества.

Сегодня принято считать, что новорожденный ребенок не является личностью, ею он становится в процессе воспитания, жизнедеятельности, учебы, коммуникации с обществом и окружающим миром. Процесс становления личности сложен, противоречив и многогранен. В нем участвует множество факторов окружающей среды и, конечно, сам человек. Не каждый человек достигает высочайшего уровня развития, на котором он может распоряжаться обстоятельствами и своей судьбой. Успех становления и развития личности определяется тем, насколько сформированы основные личностные качества.

Личность характеризуется кругом интересов, при этом широта интересов не свидетельствует о ее зрелости. Человек может заниматься всем понемногу, но ничем как следует. Особый смысл интересы человека приобретают при наличии основной жизненной

цели и служении ей. Такую личность можно считать по-настоящему богатой и интересной.

Таким образом, для развитой личности характерно наличие главной цели и подчинение ей (цели) всех помыслов, стремлений и перспектив. Личность - это человек, изучающий не только окружающий мир, но и себя самого, свои достоинства и недостатки, индивидуальные особенности; имеющий жизненные перспективы и нравственные идеалы.

Проблемой формирования и развития личности в деятельности и общении занимались многие педагоги, психологи такие, как А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Э. Фромм и другие. Проблеме профессионально-личностного общения посвящены работы выдающихся ученых В.С. Макеевой, Н.В. Кузьминой, А.Р. Фонарева и др. Большой популярностью в научных кругах пользуется теория межличностной коммуникации Е.Холла, О.О. Пугачевского, Н.Д. Твороговой, И.А. Дашковского. Культурологические аспекты концепции физической культуры личности, их технологическое обеспечение в учебно-воспитательном процессе изучается сегодня В.К. Бальсевичем, М.Я. Виленским, В.М. Выдри-ным, Ю.М. Николаевым, Г.М. Соловьевым и др.

Э. Фромм считает, что показателями личности являются отношение человека к миру, природе, другим людям и самому себе. Согласно его воззрениям, человек изначально существо социальное. Для объяснения и понимания сложностей мира ему необходима стабильная и постоянная опора на социум.

Согласно определению американского ученого-социолога Холлендера, личность - это «...сумма индивидуальных характеристик человека, делающих его неповторимым». Холлендер предложил рассматривать личность на трех отчетливо выраженных уровнях (рис. 1).

Рис. 1. Индивидуальные характеристики человека

Психическая основа является внутренним качеством человека и включает в себя наличие и содержание духовных ценностей. Духовные ценности, по мнению ученого, это сложное и многогранное

образование, которое можно классифицировать по пяти признакам (рис. 2).

§ 9

• наличие знаний

• владение культурой

• нравственное здоровье

• понимание значения духовных ценностей

• наличие жизненных позиций

Рис. 2. Духовные ценности человека

Обобщая высказывания разных ученых, можно сделать вывод о том, что развитие личности может происходить только через усвоение социальных отношений, моральных норм, правил, способов взаимодействия, системы понятий. Без воспитания процесс усвоения и развития невозможен. Задача воспитания заключается в управлении процессом усвоения. Ребенок, вырванный из общества, не смо -жет найти способы действия с незнакомыми предметами, осуществить постановку цели и пути ее достижения, побудить себя к соответствующей деятельности.

В процессе воспитания личности можно широко раздвинуть пределы человеческих возможностей, умственных, психических и физических. На эти возможности указывает целый ряд исследований по физиологии, психологии, физическому воспитанию. Результат воспитательных воздействий находится в прямой зависимости от желания человека совершенствоваться и развиваться. В силу общественной природы, сама личность человека обладает высокой чувствительностью к воспитанию. Каждый из нас является отражением общественного влияния и является представителем социальных типов, в то же время все мы оригиналы, как личности.

Обучаемость и способность к воспитанию зависит от возраста. Во всей мировой психологической и педагогической литературе признано, что детский возраст необходимо максимально использовать для формирования, обучения и становления личности. Детский возраст отличается высокой подражательностью и внушаемостью. В детстве мышление не обладает развитой критичностью, воля ребенка слаба и поэтому отсутствует сопротивляемость воспитательным воздействиям. Мозг ребенка отличается пластичностью и не загружен информацией, впечатлениями, опытом и знаниями. По этой причине все новое воспринимается легко и не вытесняется. Еще одной особен-

ностью детского возраста является эмоциональность. Вся новая информация, которая запечатлелась на эмоциональном уровне, прочнее оседает в голове ребенка.

По мере взросления восприимчивость к воспитанию ослабевает. Формируемые самостоятельность, моральная воспитанность и другие качества делают восприимчивость к непосредственным воздействиям избирательной. В подростковом периоде восприимчивость к воспитанию зависит от характера социальных установок, интересов, потребностей и в целом от идейной позиции личности, ее характера. Таким образом, люди со сформированными моральными установками, отношениями к окружающему миру, оказываются устойчивыми к воздействию аморальных воздействий всякого рода. Такие люди постоянно анализируют, сравнивают собственные убеждения с чужими и отвергают то, что не совпадает с их позициями.

Морально воспитанная личность оказывается предельно чувствительной к требованиям общества, мнению коллектива, их воспитательным воздействиям. Чувствительность к воспитательным влияниям находится в прямой зависимости от социально-психологических факторов, и в частности, от авторитета воздействующего, от коллективного мнения, от формы отношений и обращения воспитателя. Следовательно, способность к обучению и воспитанию зависит не только от возраста, но и от характера моральных и духовных ценностей, направленности интересов, особенностей жизненных установок, целей.

Таким образом, личность - это человек с ярко выраженной индивидуальностью, имеющий собственную социальную позицию, направленность интересов. Рассматривая структуру личности, можно выделить три ее основных компонента, изменение которых может свидетельствовать о развитии и становлении (рис. 3).

Рис. 3. Структура личности

Формирование личности в процессе занятий физической культурой и спортом.

Становление и развитие личности обусловлено социально-экономическим строем, принадлежностью человека к определенному

классу или социальной группе, условиями жизнедеятельности, окружением, сферой общения. Живя в обществе, человек принимает нормы и установки той социальной группы, к которой он принадлежит. С возрастом, круг взаимодействия расширяется, растет число социальных групп, с которыми человек общается. В каждой социальной группе имеются свои характерные установки и нормы поведения. В семье, например, человек получает представления о родственных отношениях, об относительной автономности семейной жизни. В шко -ле усваиваются правила коллективной, общественной жизни. На производстве происходит знакомство с этикой и нормами трудовых отношений. Для становления человека как личности важным является не количество отношений, а их разнообразие. Контакты с различными социальными группами делают человека духовно богаче, более зрелым в социальных отношениях.

В конечном итоге формирует человека его непосредственная деятельность. В этом плане достаточно обширными являются возможности спорта. Спорт - это специфическая сфера деятельности, которая формирует личность в такой же степени, как учеба, семья или производство. Поведение человека, его способ жизнедеятельности зависят от понимания им своей роли в жизни общества. Эта зависимость широко проявляется в спорте. Спорт способен сформировать как высокодуховную, нравственную личность, так и недалекого человека, стремящегося к бесцельному накачиванию мышц. Все зависит от направленности активности и стремлений спортсмена - на пользу обществу или только на себя.

Личность характеризуется направленностью, социальной позицией, индивидуальностью. Направленность личности представляет собой мотивацию поступков, определяет их психическую сторону и практическую деятельность. Направленность жизнедеятельности спортсмена находится в подчинении его жизненного уклада достижению поставленной цели. Она создает определенный эмоциональный и волевой настрой, который повышает активность в одной сфере жизнедеятельности и понижает в другой. В некоторых случаях направленность может привести к одностороннему развитию личности, однобокости интересов. Например, у спортсменов занятия спортом занимают много времени, в этой связи духовному, моральному и психическому развитию не уделяется достаточно внимания. Результатом такого развития выступают накаченные, физически развитые люди, лишенные интеллекта, элементарных понятий о морали, социальных нормах поведения и нравственности. Поэтому для тренеров важно решать одновременно задачи физического и духовного развития учеников, поскольку в спортивной деятельности-в большей степени развиваются и реализуются физические способности человека.

Направленность интересов спортсмена еще не определяет его общественное лицо, как зрелой в социальном плане личности. Здесь

достаточно важной является социальная позиция, т.е. система отношений человека с обществом, материальным условиям жизни, личным и общественным обязанностям. Нравственный облик, социальные установки, отношение к обязанностям, чувство долга характеризуют человека и демонстрируют его личностную позицию.

Еще одной важной характеристикой личности является его индивидуальность. Насколько человек оригинален, каков стиль его деятельности и как развиты его способности, все это отражает индивидуальность личности.

В настоящее время интерес всей общественности прикован к успехам спортсменов внутри страны и на международной арене. К сожалению, обсуждаются, в основном, только спортивные резуль -таты. Многолетний кропотливый труд спортсменов остается за пределами интересов общества. Средствами массовой информации и рекламными кампаниями искусственно создается ореол праздной популярности. Это побуждает многих людей к занятиям спортом. Основной мотивацией при этом является желание пробрести популярность. Широкая система поощрений, участие в рекламных роликах, телепередачах, фотосессиях и видеоклипах оказывает влияние на формирование многих личностных качеств, которые проявляются в поведении. Таким образом, социальное окружение, наличие идеалов, оказывает огромное влияние на формирование личностных черт, характера и поведения спортсменов. Независимо от политических отношений, государственного строя и уровня экономического развития, социальная среда способна сформировать различные личностные качества у спортсменов.

Спорт может воспитывать чувство коллективизма, интернационализма, гордость за Отечество, а может воспитать и жестокость, стяжательство, эгоизм, высокомерие. Исследования зарубежных психологов показывают, что нравственные качества спортсменов не всегда имеют положительную динамику. Например, американские исследователи Дж. Кистлер и Э. Ригардсон, исследуя ценностные ориентации студентов Чикагского университета, установили, что такие ценности, как спортивная честь, благородство, взаимопомощь у спортсменов были развиты в меньшей степени, чем у простых людей. Однако, в этой закономерности авторы не увидели социальных причин.

Было бы ошибочным считать, что государственный строй или экономическое развитие прямым образом воздействует на формирование мировоззрений и нравственных черт спортсменов. Чтобы воспитать морально и физически здорового человека, необходимо проводить большую воспитательную работу. В этой работе нельзя рассчитывать на то, что вместе с ростом спортивного мастерства и достижений изменятся и его мировоззрение, нравственные качества, социальное положение. Вместе с созданием благоприятных условий для тренировок повышается интерес к спортсмену

руководителей спортивных организаций, прессы, болельщиков. Спортсмен начинает понимать, что не только он зависит от других, но и другие зависят от него. Согласно социологическим исследованиям, закономерно в этом случае повышается уровень самооценки.

Значение самооценки спортсмена может рассматриваться с двух сторон. С одной стороны, значительное повышение уровня самооценки позволяет человеку почувствовать себя уверенней и сильней. С другой стороны, повышение самооценки у некоторых спортсменов может привести к излишней самоуверенности, высокомерности, эгоизму, появлению «звездной болезни». В совокупности с изменением социального статуса таких спортсменов возможно появление мнения о незаменимости его в команде, собственной исключитель -ности и незаурядности. Следствием такого изменения самооценки является, как правило, ухудшение дисциплины и снижение результатов.

В процессе подготовки спортсменов необходимо чтобы самооценка не вступала в противоречия с чувством коллективизма и собствен -ными возможностями. Таким образом, тренеру необходимо следить и контролировать самооценку учеников. Иногда следует ее снижать, так как при расхождении уровня самооценки спортсмена с оценкой окружающих (например, товарищей по команде) возможно возникновение неадекватных реакций (например, невротичности). Такие реакции могут быть направлены как на себя, так и на окружающих. Часто спортсмен начинает видеть причину личных неудач в других людях. Человек становится мнительным, недоверчивым, замкнутым, что отрицательно сказывается на психологическом климате всего коллектива.

Обратный вариант - это завышенная оценка обществом возможностей спортсмена, в отличие от его собственной. Это также неблаго -приятно влияет на человека и заставляет его брать на себя завышенные обязательства, ставить недостижимые цели, которые находятся выше пределов его возможностей. В этом случае аналогично возникает стрессовая ситуация: спортсмен воспринимает внешние требования и ожидания, соотносит их со своими возможностями и оценивает ситуацию как угрожающую его престижу (поскольку требования, по его мнению, завышены). Результатом таких ситуаций является избегание серьезных соревнований, симуляция болезней, боязнь проигрышей.

Независимо от уровня самооценки, принято считать, что спортсмены - это люди, уверенные в себе. Но очевидно и то, что в спорте часто оказываются люди, изначально не обладающие уверенностью. За внешней общительностью и физической активностью у таких людей часто может скрываться чувство неуверенности в себе и неадекватности. Внимательный тренер должен знать, кто из его воспитанников уверен в себе, а кто нет, и в случае необходимости оказывать последним эмоциональную и словесную поддержку.

Разные люди (уверенные и неуверенные в себе) будут по-разному реагировать на похвалу и порицание тренера.

Неуверенность в специфических спортивных ситуациях, также, как и общее чувство неуверенности, зарождается в раннем детстве, а затем изменяется в более поздние периоды жизни, в условиях соревновательной борьбы. Стереотип «вечно запасной», «постоянно падающий» или «подающий надежды, но не оправдывающий их» способен взрастить в спортсмене комплекс неуверенности в себе.

По мнению психологов, уверенность - важный фактор для достижения успехов в любой сфере жизнедеятельности. Говоря о личностных характеристиках спортсмена, можно выделить такие качества, как эмоциональная устойчивость, твердость характера, сила воли. По мнению Брайтена Дж. Кретти, резких различий между этими особенностями спортсменов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта, не имеется, хотя у первых в большей степени выражены самостоятельность и независимость. Каждому тренеру, для эффективной работы необходимо учитывать наличие определенных личностных качеств и черт характера у своих учеников.

Известный советский тренер по прыжкам в высоту, В. Лонский, говорил, что оценивать спортсмена надо, прежде всего, по его характеру и морально-волевым качествам, а лишь после этого - по его спортивно-технической подготовке. Даже очень способным людям нужны волевые привычки, чтобы реализовать свои самые неординарные способности. Многие психологи утверждают, что способность к волевому напряжению, целеустремленность, умение эффективно организовать свою деятельность - качества, которые стоят гораздо дороже, чем высокий интеллект и очень важны для человека.

Характеристика теоретических моделей личности.

Еще в Древней Греции про нерадивого человека говорили: «Не умеет ни читать, ни плавать». В этом афоризме достаточно четко интеллектуальное развитие приравнивается к физическому. Эллины считали, что человек не может считаться гармонично развитым, если он слаб и немощен. В настоящее время нас с раннего детства приучают к мысли о том, что «В здоровом теле - здоровый дух».

Разумеется, не все считают состоятельной мысль о влиянии телесного здоровья на здоровье духовное. Физические упражнения оказывают положительное воздействие на состояние мышц, суставов и связок. Кроме того, они влияют на состояние центральной нервной, эндокринной, энергетической систем, а также на внутренние органы человека. Вместе с тем, среди ученых нет единого мнения о взаимосвязи и взаимозависимости телесного и духовного развития. Но, имея в виду гармонично развитую личность, всегда подразумевается достаточно высокий уровень развития физических, морально-этических, нравственных качеств.

Для воспитания здорового поколения необходимо найти правильный подход к развитию человека в условиях современного общества, окружающего нас медиа-пространства, которое, к сожалению, активно растлевает человека. В современном мире очень сложно построить систему гармоничного воспитания и развития человека. Решению этой проблемы могут содействовать занятия различными направлениями боевых искусств.

Например, в системе занятий многими видами борьбы имеется комплекс духовно-нравственного совершенствования будо. Этот комплекс учит уважительно относиться к товарищам, старшим людям, женщинам и детям. Согласно будо, полученные на занятиях навыки рукопашного боя запрещается применять где-либо, кроме самообороны и защиты слабых людей.

Кроме того, у нашего народа существуют глубокие традиции духовной практики, которая воспитывает людей в духе послушания и правды, уважения к родителям и старшим по возрасту и положению, учит скромности и бережливости, способности жертвовать своими интересами ради интересов ближних. Самое главное в этих традициях - воспитание нравственных принципов, основанных на неприятии жажды обогащения любым путем, стремления к власти, к славе, развлечениям, получению сладострастных и алчных удовольствий.

Воспитание физических качеств, самодисциплины, трудолюбия, силы воли и т.д. самым непосредственным образом осуществляется на занятиях любым видом спорта. Задача физической культуры и массового спорта заключается в том, чтобы сохранить и укрепить здоровье. В этом плане единоборства можно очень эффективно использовать именно как средство физического воспитания.

Таким образом, личностью можно назвать человека не только физически развитого, но и имеющего определенный внутренний стержень, основу. Основой можно назвать ярко выраженную индивидуальность, наличие социальной позиции, круг интересов.

По мнению российского психолога Е.Ю. Коржовой, понятие «личность» интегрирует в себе всю психологическую организацию человека, при этом остается весьма расплывчатым и загадочным. Психология личности как научная отрасль изучает данное понятие на уровне житейской психологии или психологии здравого смысла. На разных этапах истории, в разных культурах, ситуациях, физических и психических состояниях менялись и характеристики личности. Личность по-разному понимается и в разных науках: психологии, социологии, социологии, религиозных представлениях, обыденной жизни.

В зарубежной психологии наблюдается эклектическая позиция по отношению к различным концепциям личности. При этом эти позиции существуют параллельно, так как каждая концепция раскрывает сущность личности под своим особым углом зрения.

В отечественной психологии личности нет единого подхода к определению структуры личности. Например, А.Г. Асмолов опирается на деятельностный подход. В.А. Аверина дает многоуровневую характеристику понятия. А.В. Толстых раскрывает проблематику через взаимосвязь психологии личности и возрастной психологии.

По мнению Д.А. Леонтьева, сегодня возможны два варианта решения проблемы создания теоретической модели личность. Первый заключается в признании рядоположности личностный качеств, представленных в различных концепциях личности. Второй вариант решения проблемы состоит в попытке предложить определенную иерархию (классификацию) свойств и черт личности.

Сегодня многими учеными различные теоритические модели личности рассматриваются как различные уровни личностной зрелости, в соответствии со спецификой ее понимания. Подтверждение этому можно найти в работе В. И. Зацепина, посвященной проблематике типологии личности. В данной работе анализ каждой теоретической модели опирается на единую схему анализа:

- исторические предпосылки и характеристика подхода к личности;

- краткая биографическая справка об авторах подхода;

- жизненная задача личности как цель реализации ее жизненных ориентаций;

- способ взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира;

- источник и принцип внутрипсихической организации личности;

- внешняя реализация внутрипсихической организации:

- путь, механизм, препятствия;

- развитие личности;

- норма и патология личности;

- методология и методы исследования личности;

- психологическая помощь личности;

- типология личности.

Показано, что в рамках каждой теоретической модели по-разному решаются важнейшие проблемы психологии личности, а также проблемы личностного бытия, действительно, различающиеся в зависимости от того или иного типа личности. Это дает возможность осознанного выбора той или иной модели личности в качестве образца, имеющего существенное значение не только исследовательской или консультативной позиции, но и мировоззренческой в целом.

Многие российские и зарубежные ученые-психологи задаются вопросом: можно ли найти «хорошую» модель личности? Немецкие исследователи Л. Хьелл и Д. Зиглер утверждают, что модель может оцениваться положительно, если удовлетворяет каждому из представленных критериев:

1. Верифицируемость (возможность эмпирической проверки положений теории независимыми исследователями): «теория которую невозможно подтвердить или опровергнуть - это плохая теория. Она оказывается бесполезной для любой практической цели».

2. Эвристическая ценность (степень ценности теории для дальнейших исследований).

3. Внутренняя согласованность (наличие внутренней логики, отсутствие противоречий в изложении).

4. Экономичность (простота и четкость положений теории).

5. Широта охвата (разнообразие описываемых теорий феноменов, всесторонность теории). Л. Хьелл и Д. Зиглер считают, что это не самый существенный критерий, т. к. неизвестно, какие все же феномены предпочтительно изучать.

Таким образом, вопрос остается открытым: что такое личность? Ответ на этот вопрос может быть таким. Теоретическая модель должна быть простой, полезной, экспериментально проверяемой.

Наиболее «удачной» моделью на сегодняшний день является, по мнению многих ученых, модель Р.С. Немова. Она представляет собой анализ теорий личности, сложившихся во второй половине ХХ века и охватывает 48 вариантов теорий, каждый из которых может быть оценен по 5 параметрам:

1. Способ объяснения поведения: от внутренних психологических свойств (психодинамические теории) до внешней ситуации (социодинамические теории).

2. Способ получения данных о личности: от анализа и обобщения эмпирически полученных фактов (экспериментальные теории) до жизненных впечатлений, наблюдений и опыта (неэкспериментальные теории).

3. Угол зрения на личность (несколько загадочное название для основания классификации): анализ структуры личности и системы понятий ее описания (структурные теории) либо внимание к динамике личности, ее преобразованиям, изменениям (динамические теории).

4. Возрастной диапазон: ограниченный ранней юностью (дошкольным и школьным периодом детства) либо охватывающий всю жизнь, до ее конца.

5. Понятия, в которых описывается личность: характеризующие внутренний мир (черты, качества, свойства) либо описывающие внешние проявления личности в поведении, поступках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом следует отметить, что созданная модель безоценочна, все теории личности в этой схеме выглядят рядоположенными, а их описание выглядит слишком кратким и формальным. Таким образом, каждая теоретическая модель личности соответствует какому-то определенному направлению психологического познания. В зависимости от того, какой аспект личности предстоит более подробно изучить, строится индивидуальная авторская схема.

Обобщая и анализируя высказывания ученых, педагогов о сущности, структуре и содержании личности, можно составить собственную теоретическую модель. Создание модели гармонично развитой личности позволит проследить формирование ее компонентов, выявить их корреляционную зависимость.

Среди компонентов личности можно выделить психическую основу, физическое развитие, поведение, личностные качества. Каждый компонент, в свою очередь, состоит из ряда компонентов. Согласно определениям известных российских ученых Ю.И. Евсеева, В.И., Ильинича, И.М. Туревского и др. личность можно рассматривать на ярко выраженных уровнях (рис. 4).

Рис. 4. Уровни личности

Психическая основа является стержнем, внутренним качеством человека. В ее структуру входят ряд психических показателей, наличие социально-значимой цели, жизненных позиций и установок, духовные ценности, наличие знаний, владение культурой.

Физическое качества - это высокий уровень развития силы, гибкости, координации, скорости, выносливости, а также крепкое здоровье, высокая работоспособность, низкая утомляемость.

Личностные качества: сила воли, самодисциплина, трудолюбие, умение преодолевать трудности, целеустремленность.

Социальное поведение включает в себя уважительное отношение к товарищам, старшим, женщинам и детям; культуру внешнего вида и поведения; управление эмоциями, самооценку.

Обобщая все вышесказанное о структуре личности, можно составить ее схематическое изображение (рис. 5).

Рис. 5. Теоретическая модель гармонично развитой личности

Рассматривая процесс становления и развития личности, подразумевается, что речь идет о гармонично развитой личности. В этой связи имеет смысл вести речь о всех ее компонентах, а также анализировать формирование этих качеств в их совокупности и единстве. Положительная динамика развития всех компонентов может свидетельствовать о полноценности формирования личности, ее становлении в современном мире. Пропорции составляющих личности могут меняться в зависимости от возраста, здоровья, внутреннего психологического состояния человека. При этом важно, чтобы ни один из показателей не выходил за условные рамки своих пределов.

Среди духовных ценностей большое значение имеют такие параметры, как патриотизм, товарищество, гуманизм, дисциплинированность, честность, смелость, сознательное отношение к труду, критическое отношение. Уроки нравственности, призванные для формирования духовных ценностей, проводятся во всех станах мира.

Только в России до сих пор нет базового и системного курса основ морали и нравственного непрерывного образования. Полноценное формирование гражданина или личности немыслимо без знакомства с основами нравственности. Сегодня секции спортивных единоборств (в частности штурмового рукопашного боя) являются одним из немногих средств воспитания духовности.

По причине отсутствия духовного и нравственного воспитания в школах, в стране продолжают расцветать пьянство, проституция, наркомания, беспризорность и бродяжничество. В настоящее время в практике научного общения активно поднимаются вопросы, связанные с отсутствием воспитательной работы и отстранения от нее учи -телей. Наряду со спортивными секциями, основным центром решения вопросов нравственного воспитания должна стать школа. Именно в школе вопросы духовного и нравственного воспитания должны решаться на государственном уровне.

Говоря о становлении и развитии личности, о роли и влиянии физической культуры на этот процесс, имеется в виду, что развивается гармоничная, социально адаптированная, духовная, моральная, нравственная, физически развитая личность.

Процесс занятий физической культурой преследует цель - развитие физической культуры личности, которая, также, как и общая, имеет две части - предметную и личностную. Это значит, физическая культура существует как в виде материальных ценностей, так и в виде личностных образований.

Ценности, приобретенные в процессе физической культуры, это:

- двигательные навыки и умения;

- физическая работоспособность;

- способность быстро осваивать новые координации;

- пропорциональное телосложение, осанка;

- физкультурные знания;

- морально-этические, нравственные, личностные качества.

В физической культуре понятие личности можно представить, как реальную физкультурно-спортивную деятельность человека, для которого эта деятельность является удовлетворением потребностей, интересов, самосовершенствованием.

Признаками физической культуры личности считаются:

- систематические занятия физическими упражнениями с целью самосовершенствования;

- специальные физкультурные занятия, использование их с пользой на практике;

- владение определенными двигательными умениями и навыками с целью решения лично значимых задач;

- владение организационно-методическими приемами построения самостоятельных физкультурно-спортивных занятий.

Самостоятельная физкультурная деятельность считается высшей формой личной физической культуры. Развитие личной физической культуры предполагает два способа самореализации: прогрессивной и регрессивной.

Прогрессивная форма представляет собой процесс постоянного преодоления противоречий, собственных отрицательных качеств и негативных проявлений, раскрытие собственного потенциала, сил и способностей, непрерывное наращивание возможностей, достижение результатов в физкультурно-спортивной деятельности.

Регрессивной формой является сужение деятельности в рамках одного конкретного направления. В таком суженном пространстве проходит самореализация, основанная на прошлом опыте, успокоенности, с отсутствием стремления к раскрытию новых горизонтов.

Неполное самовыражение в физкультурно-спортивной деятельности порождает состояние неудовлетворенности ею и ее результатами. Это приводит к ограничению культурного пространства жизнедеятельности.

Физическая культура личности, являясь интегрированным результатом гуманитарного образованием, проявляется в трех основных направлениях:

1. Отражает способность к саморазвитию, стремление к творческому развитию и самосовершенствованию.

2. Является основой самодеятельного инициативного самовыражения специалиста, творческим проявлением использования средств физической культуры, направленных на предмет и процесс своего профессионального труда.

3. Отражает творческую сторону личности, выражающуюся в общественных отношениях, возникающих в процессе физкультурно-спортивной и общественной деятельности.

Расширение личностных связей в сфере физкультурно-спортив-ной деятельности способствует развитию инициативы в создании тех самых отношений, совокупным ансамблем которых является сама личность.

Развивая и формируя физическую культуру личности, занятия спортом вносят огромный вклад в развитие чисто личностных, психических качеств, навыков социального поведения.

Литература

1.Ананьев В. А. Основы психологии здоровья / В. А. Ананьев. - СПб.: Речь, 2010. - 89 с.

2. Баранов В. А. Социальные проблемы физической культуры и спорта в современном обществе: монография / В.А. Баранов. - М.: РГТЭУ, 2011. -164 с.

3. Баранов В. А. Теория и практика физической культуры в вузе: учебное пособие / В.А. Баранов, Г.П. Венглинский, К.Э. Столяр. - М. : РГТЭУ, 2013. - 65 с.

4. Беляев B. C. Здоровье, экология, спорт / В. С. Беляев. - М. : Гардарики, 2012. - 251 с.

5. Евсеев Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 532 с.

6. Коржова Е. Ю. Психология личности: типология теоретических моделей : учебное пособие. В 3 ч. Ч. 1. Введение в психологию личности. Односторонние модели личности / Е. Ю. Коржова ; Приамур. гос. ун-т. им. Шолом-Алейхема. — 2-е изд. перераб. и доп. — Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2015. — 162 с. : ил.

7. Туманян Г. С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие / Г. С. Туманян. - М.: Академия, 2012. - 336 с.

8. Туревский И. М. Психомоторная подготовленность человека: структура, онтогенез, практика: монография / И . М . Туревский . - Тула : Изд - во Тул. гос. пед. у-та им. Л. Н. Толстого, 2012. - 365 с.

9. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2012. - 480 с.

References

1. Ananyev V. A. Fundamentals of the psychology of health / V. A. Ananyev. - SPb .: Speech, 2010 .-- 89 p.

2. Baranov V. A. Social problems of physical culture and sport in modern society: monograph / V.A. Rams. - M .: RGTEU, 2011 .-- 164 p.

3. Baranov V. A. Theory and practice of physical education in high school: a training manual / V.A. Baranov, G.P. Hungarian, K.E. Joiner. - M.: RGTEU, 2013 .-- 65 p.

4. Belyaev B.C. Health, ecology, sport / V. S. Belyaev. - M .: Gardariki,

2012 .-- 251 p.

5. Evseev Yu.I. Physical culture / Yu.I. Evseev. - Rostov n / A: Phoenix,

2013 .-- 532 p.

6. Korzhova E.Yu. Psychology of personality: typology of theoretical models: a training manual. At 3 o'clock, Part 1. Introduction to the psychology of personality. Unilateral personality models / E. Yu. Korzhova; Amur. state un-t them. Sholem Aleichem. — 2nd ed. reslave. and add. - Birobidzhan: IC PSU named after Sholem Aleichem, 2015 .-- 162 p. : ill.

7. Tumanyan, G.S. Healthy lifestyle and physical improvement: a training manual/ G.S. Tumanyan. - M.: Academy, 2012 .-- 336 p.

8. Turevsky I. M. Psychomotor preparedness of a person: structure, ontogenesis, practice: monograph / I. M Turevsky. - Tula: Publishing house of Tula. state ped u-that them. L.N. Tolstoy, 2012 .-- 365 p.

9. Kholodov J.K. Theory and methodology of physical education and sport / J.K. Kholodov, V.S. Kuznetsov. - M.: Academy, 2012 .-- 480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.