_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 748
А. М. Игнатьева Д. С. Тарановская
г. Муравленко, Российская Федерация
"ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ"
Аннотация
Современный специалист - это человек, не только знакомый с новейшими технологиями, методикой и практическими навыками. Он, прежде всего, творческая личность, отличающаяся навыками исследователя, способного находить и выделять важные принципы жизнедеятельности, оценивать роль и значимость созданных им программ, представлять их в виде моделей и грамотно использовать весь арсенал новейших методов и средств, позволяющих проверять и уточнять правильность выбранных технологий. Но и также, владение компетенциями предполагает их использование в ряде профессий, что позволяет расширить область их трудоустройства. Вместе с тем, компетентность не должна противопоставляться профессиональной квалификации, но и не должна отождествляться с ней.
Ключевые слова Личность, специалист, современность
В начале XXI века становится очевидным, что современный специалист - это человек, не только знакомый с новейшими технологиями, методикой и практическими навыками[0]. Он, прежде всего, творческая личность, отличающаяся навыками исследователя, способного находить и выделять важные принципы жизнедеятельности, оценивать роль и значимость созданных им программ, представлять их в виде моделей и грамотно использовать весь арсенал новейших методов и средств, позволяющих проверять и уточнять правильность выбранных технологий. Но, в не меньшей степени, это интеллигентный человек с адекватной психикой, уважающий себя, а главное общество, в котором ему придется жить и работать всю жизнь. Он обязан дорожить всей системой общечеловеческих нравственных ценностей, стремится к эффективному достижению поставленных целей - без нанесения ощутимого ущерба другим людям и природе, т.е. обладающий глубокой общей и профессиональной деловой культурой.
Последняя, представляет собой основанную на общей культуре данной личности культуру исполнения ею своих профессиональных обязанностей, включающую множество деловых качеств, организаторские способности, нравственный стержень. Особую роль в содержании отмеченного стержня обращено к проблеме этики и ее соотношения с таким важным социальным феноменом, как мораль.
Что такое этика? Этика (от греч. «ethos») является философской дисциплиной, объект изучения ее является мораль (от лат. «moralis»). Основные исследования по обоим терминам провели античные философы - интеллектуалы-греки - Сократ, Платон и Аристотель. В сущности, в этике изучаются «нравы», «обычаи», присущие общению людей как на индивидуально-семейном, так и на общественном уровнях. Нравы и обычаи представляют собой нормы поведения людей, соответствующие требованиям определенного общества. К ним относят исторически укоренившиеся в бытии социумов формы жизни и особенности быта, общения: приветствия, одежду, жилища, национальную кухню, ритуалы, праздники и т.д.
Мораль же включает в себя лишь те нравы и обычаи, в которых выражаются требования к поступкам людей, нормам их поведения не только в частно-семейной жизни, но и в рамках социальных групп, общества в целом. Указанные нормы существуют на основе определенных понятий, как добро и зло, честь, совесть, нравственный долг и др. Нравственность человека и общества представляет собой конкретно-практическое функционирование, проявление в соответствующем обществе отмеченных моральных норм. Их изучение и является предметом этики, в центре внимания которой вопросы сущности морали, принципов и норм поведения людей, моральных отношений, морали как внутреннего закона личности, проблемы ее нравственной культуры.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_
При этом нравственная культура есть не просто сумма этических категорий или совокупность моральных ценностей и принципов. Она выражает меру усвоения людьми, обществом в целом нравственных норм и неотрывна от моральной ответственности человека, выступающей главным мерилом его действительной нравственной культуры. Последняя позволяет предотвратить или разрешить социальные конфликты, вызванного реальной либо воображаемой помехой на пути достижения целей.
Глубокое знание основ этики крайне важно для формирующегося либо развивающегося специалиста в любой области. Он является «публичной личностью», постоянно контактирующим с коллегами, партнерами, конкурентами. Успешная реализация (самореализация) профессиональной свободы специалиста XXI века невозможна без его пунктуального следования этическим нормам, в частности, такой идущей еще от И. Канта: «Поступай с другими так, как бы хотел, чтобы поступали с тобой».
Не последнюю роль в формировании личности современного специалиста является гуманитарное образование[0].
В широком смысле культура - это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества отдельных людей, народов и всего человечества. «Культура» - это специфика человеческой деятельности, это то, что характеризует человека как вид.
Культурология - необычная дисциплина, а в определённой степени форма приобщения студентов к культуре, искусству, способ компенсации культурно-воспитательной работы. Главная ценность культурологии заключатся в том, что бы передать нам тот образ жизни древних народов, познать ту степень развития.
Культурология очень необходима современным специалистам в дальнейшей жизни, так как только при помощи изучения этой науки они смогут правильно общаться с людьми в различных регионах России, знать их обычаи и религии, и не показать себя с худшей стороны и правильно оценить ситуацию.
Предмет культурологии построен на исторических знаниях, которые необходимы человеку, считающему себя образованным.Культурология не просто даёт знания о традициях и культуре, но помогает понять их и узнать о корнях традиций и верований различных народов, с которыми необходимо считаться, чтобы определить правильный подход к представителям разных культур. Учитывать специфические моменты культуры необходимо как в деловых переговорах, так и в успешной работе предприятий со штатом людей различного уровня культуры и вероисповедания.
Весомым аргументом за изучение культурологии является то, что этот предмет сочетает в себе философию, историю, социологию, политологию, психологию и является важным пунктом гуманитарного образования человека.
Особенно актуальным в настоящее время становится вопрос, что развитие современного общества невозможно без развития культуры и сохранения культурных ценностей прошлого. Главная проблема, а точнее беда общества XXI века является егобездуховность. Это затрудняет решение очень важного вопроса - создание высококультурного общества, состоящего из воспитанных и образованных людей. Конечно, культурные потери неизбежны, но люди должны сохранить основной культурный слой и веру общества. Сохранить и обязательно преумножить. Изучение культурологии способствует духовному развитию личности и способствует решению вышеназванной проблемы. Но чтобы это стало возможным необходима охрана и использование культурного наследия прошлого и особенно национального культурного фонда. Особенно важна поддержка культуры государством, то есть финансирование библиотек, музеев, галерей, театров, создание центров досуга. Последнее может помочь решить проблему детской преступности, так как детям и подросткам будет, чем занять свободное время, а не бессмысленно тратить его и от безделья совершать хулиганства и преступления. Также это может помочь определиться с будущей профессией.
Культура, чтобы развиваться дальше, должна функционировать в обществе, поддерживаться, сохраняться и передаваться от поколения к поколению, ведь народ без культурной памяти обречен на деградацию, нельзя отказаться от прошлого, потому что тогда не будет будущего.
Немаловажную роль в сохранение культуры играет образование дошкольное, среднее и высшее. Необходим высококвалифицированный состав воспитателей и преподавателей, которые сформируют личность, каждый на своем уровне, что позволит создать «универсального» современного специалиста.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_
В настоящее время человек без образования в большинстве случаев не нужен работодателю и ему чаще всего отказывают кадровые агентства и успешные фирмы (предприятия). Такому человеку будет трудно выжить в современном обществе. Ему необходимо иметь образование, не только специальное, но и гуманитарное.
Сейчас образование необходимо иметь каждому человеку. Образование дается человеку для того, чтобы успешно работать и существовать в современном обществе.
Человек с высшим образованием должен иметь универсальные знания. Он должен иметь знания не только связанные с его профессиональной деятельностью, но и знания связанные с историей государств мира: с историей развития экономики, культуры, философских взглядов на мир и т.д.
Низкая культура (образование) отрицательно скажется на всех явлениях общественной жизни и проявится в политической безответственности, экономической бесхозяйственности, отсутствии душевного такта, в разжигании межнациональных конфликтов. А это станет крахом для современного специалиста, как личности и специалиста одновременно.
На современном этапе развивающееся общество остро нуждается в предприимчивых, нравственных, активных гражданах, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, способны к адекватному сотрудничеству и обладают чувством ответственности за судьбу своей страны и народа. Они обязаны быть всесторонними личностями, инициативными, обладать огромным творческим потенциалом, с активной гражданской и политической позицией. Поэтому проблема формирования инициативного, деятельного человека с ярко выраженной творческой индивидуальностью, разносторонне развитой личности является одной из первостепенных проблем, на решение которой и направлена государственная политики Российской Федерации[0].
На сегодняшний день в России начинает складываться тенденция развития индивидуализации обучения, что приводит к перестройке системы образования и разработке следующих основных принципов, ориентированных на создание условий для становления личности студента, как грамотного специалиста и самостоятельного гражданина современного общества:
-принцип осознанной перспективы («сделай себя сам»), согласно которому каждый человек имеет возможность активно участвовать в собственном образовании. Знания автоматически станут востребуемыми, а не навязанными жесткими рамками учебного плана, усиливается мотивация обучения и эффективность усвоения знаний;
-принцип гибкости системы высшего образования, согласно которому содержание обучения и пути освоения знаний и приобретения профессиональных навыков соответствуют потребностям или уровню притязаний личности. В данном случае оправдывается система многоуровневого высшего образования при осуществлении возможности изменения специализации или получения нескольких специальностей за период обучения в вузе;
-принцип динамичности системы высшего образования, связанный со способностью быстро реагировать при подготовке специалистов на изменения в экономике, информационной системе в результате НТП;
-принцип индивидуального обучения, реализация которого приводит к возникновению между преподавателем и студентами атмосферы сотворчества, способствующей улучшению качества восприятия информации и выработке профессионального мастерства.
Студент должен относится к учебе и общественной жизни с одинаковой отдачей, обеспечивать успех их выполнения, создавать в коллективе атмосферу дружелюбия, условия для самоутверждения, завоевания авторитета каждым студентом[0].
Преподаватели обязаны формировать профессиональную направленность у студентов, которая расширяет и углубляет их осведомленность о своей будущей специальности, усиление профессиональных мотивов, практическое выполнение профессиональных задач.
Таким образом, формирование личности специалиста в системе современного образования зависит от индивидуально-психологических, возрастных, социальных особенностей каждого студента, педагогическое мастерство преподавателей, их умение придавать гуманно-профессиональную направленность преподаванию, творчески использовать воспитательные возможности своих предметов, а также их
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
способность создавать мотивацию учебно-трудовой деятельности и формировать на ее основе профессиональную направленность личности современного специалиста. Список использованной литературы:
1. Дьяченко, М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы:: учеб.пособие М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск: Тесей, 2003. - 352 с.
2. Захарова, А. П. Становление и развитие системы: подготовки научно- педагогических кадров высшей квалификации в США: Автореф А. П. Захарова. - М.: МГУ, 1995.
3. Несколько мнений о гуманизации (по материалам дискуссии) Вестн. высш. шк. - 1990. - №2.
4. Околелов, О. П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы, тенденции развития О. П. Околелов Высшее образование вРоссии. - 1994. - №2.
5. Ушинский, К. Д. Собр. Сочинений: В11 т. К. Д. Ушинский. - М., Л., 1948. -Т.2.
6. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека В. Д. Шадриков. - М., 1996
7. grandars.m/coПege/psihologiyaСамосознание личности. Самосовершенствование и самопознания человека.
8. pavluchenkov.ru/misli/page274/ Роль гуманитарного образования в формировании личности современного
специалиста.
9. pws-conf.ru/nauchnaya/lss-2007/ Проблемы становления личности специалиста в системе современного
образования
10. ^^^^^/36004 Современный педагог - личность и профессионал
© Тарановская Д. С.,Игнатьева А. М., 2016
УДК31
А.С.Хилько
Cтaжер МИП «Влaдивoстoкскиe Инновации» г.Владивосток, Российская Федерация
Ю.О.Конева
Стажер МИП «Владивостокские Инновации» г.Владивосток, Российская Федерация
Е.С.Савченко
Стажер МИП «Владивостокские Инновации» г.Владивосток, Российская Федерация
ВЫНУЖДЕННАЯ МИГРАЦИЯ И БЕЖЕНЦЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЖЕНЦЕВ УКРАИНЫ)
Одним из приоритетных направлений современного российского государства является забота о беженцах. В Европе многие страны готовы предоставить убежище беженцам и в связи с чем, проводят масштабную социальную работу, призванные помочь беженцам.
Актуальность.
Социальная работа с беженцами - важная составляющая адаптации и реабилитации беженцев, пострадавших от гонений и получивших возможность жить в России, являющейся для них укрытием. С июня 2014 года по сегодняшний момент пересекли границу нашей страны 940 тыс. человек. Из них 318 ходатайствовали о получении статуса беженца.
Конечно, рассчитать точные цифры о том, сколько приехало беженцев с Украины в Россию, нельзя. Если посмотреть официальную статистику ФМС, то по состоянию на апрель 2015 года, в стране находится 2,55 млн. украинцев. И это только те, кто зарегистрировался в миграционных органах. Фактически это число должно быть намного больше, ведь многие жители, имеющие родственников и знакомых в разных областях