_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316
А.Н. Агеева
студентка 4 курса ФГБОУ ВО «ЕГУ им. И.А. Бунина» г. Елец, Липецкая область Российская Федерация
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА
Аннотация
В статье отражены характеристики профессионально-этической системы социальной работы, профессионально-этического кодекса социального работника. Описаны результаты анкетирования будущих социальных работников. Сделаны выводы о том, что действия, поведение и личностно-нравственный облик социального работника должны отвечать требованиям господствующей в обществе морали, ожиданиям общества по отношению к профессии и её отдельным представителям.
Ключевые слова
Профессионально-этическая система, профессионально-этический кодекс, социальная работа, социальный работник, профессиональный стандарт, профессионально-значимые личностные качества
Профессионально-этическая система социальной работы на современном этапе развития России рассматривается как относительно самостоятельная система, поскольку она, во-первых, напрямую связана с моральной системой современного общества и во-вторых, с системой профессиональной социальной работы. Характеристиками её относительной самостоятельности выступают свойства рассматриваемой системы. Причем эти свойства не просто характеризуют ее отдельные элементы, а обладают интегральностью. Профессионально-этическая система социальной работы (далее ПЭССР), по мнению исследователей (И.В. Наместникова, П.Д. Павленок, Д.М. Панин, Т.В. Склярова) обладает способностью сообщать новые свойства составляющим ее элементам, включать в себя новые, видоизменять и исключать имеющиеся элементы. ПЭССР, обладая структурной целостностью, может выступать в качестве подсистемы других систем, например, системы профессиональной социальной работы и системы общественной морали. К тому же она закономерно связана с изменениями в социальной среде и профессиональной деятельности, но отражает их лишь в той мере, в какой это возможно без противоречий с этическими ценностями.
Наиболее значимые элементы профессионально-этической системы социальной работы могут быть сведены в профессионально-этический кодекс.
Профессионально-этический кодекс определяется Словарем по этике под редакцией И.С. Кона, как свод профессионально-этических норм, предписываемых к исполнению специалистами данного вида профессиональной деятельности и принятый в установленном порядке их официальным профессиональным объединением [1].
Профессионально-этический кодекс вторичен по отношению к профессиональной этике и профессионально-этической системе в том смысле, что он основывается на них, а не наоборот. Поэтому при разработке профессионально-этического кодекса учитываются теоретические положения профессиональной этики и элементы её системы [2; с. 117].
Некоторые виды профессиональной деятельности требуют от специалистов более высокого, нежели в других сферах уровня этической компетентности и более высокого с точки зрения этики качества деятельности. Это имеет прямое отношение к ПЭССР. Но принятие и главное - реализация - такого качества деятельности, как повышение компетентности путём самостоятельного изучения специальной этико-аксиологической литературы по профессии может оказаться неэффективным по целому ряду причин.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
Например, отсутствие достаточного опыта профессиональной деятельности и т.п.
Существующая форма профессионально-этического кодекса не освобождает социального работника от обязанности размышления, самостоятельного принятия решения и значит, от ответственности за конечный результат в связи с принятым решением.
Профессионально-этический кодекс, при всей его устойчивости и целостности, не является застывшей системой. Он относительно динамичен, что может быть отражено в самом кодексе, и это понятно: этические принципы, нормы, правила и требования, отраженные в кодексе, не могут и не должны быть неизменными, абсолютными; они обязаны отражать не только перемены в обществе, динамику его развития, изменения в статусе отдельных социальных и профессиональных групп и индивидов, но и изменения, неизбежно происходящие в самой профессиональной деятельности, её сущности и содержании, формах и методах. Эти перемены должны находить своё отражение в изменении иерархии ценностей, содержании норм и принципов, заложенных в профессионально-этическом кодексе, и внесении в него новых, лучшем обосновании этих норм и правил и опосредованно реализоваться в способах их практического применения в повседневной профессиональной деятельности на любом из её уровней.
Системе представлений об этических основах социальной работы пристальное внимание уделяется отечественными учёными (Г.П. Медведева, И.В. Наместникова, П.Д. Павленок, Д.М. Панин, Т.В. Склярова и др.).
Одним из проявлений тенденции оценивать профессиональную деятельность с позиций этических норм является стремление будущих социальных работников, выработать собственный этический кодекс, который регламентировал бы их деятельность, поведение и способствовал бы формированию личности специалиста с точки зрения морали и нравственности.
Итак, этический кодекс социального работника, при всей его устойчивости и целостности, не является замкнутой системой. Он открыт и динамичен. Соблюдение требований этического кодекса социальным работником - не формальность, а необходимое условие эффективности его повседневной практической деятельности, критерий её общественной значимости и ценности. В данном контексте нами было проведено анкетирование среди будущих бакалавров социальной работы (10 чел. - студенты 1 курса: группа СР-11 и 10 чел. - студенты выпускники: группа СР-41, обучающиеся по направлению подготовки 39.03.02. -Социальная работа в институте психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»). Отмечая необходимые качества профессионально-значимые и личностные для настоящего социального работника, испытуемые проранжировали их так: группа СР-11: профессиональная мобильность - 6-е место / 58%, информированность - 5-е место / 60%, толерантность - 4 / 72%, ответственность - 3 / 75%, коммуникабельность - 2 / 85%, доброта (отзывчивость) - 1 / 100 %. У студентов-выпускников: информированность - 1 / 100%, профессиональная мобильность - 2 / 98%, коммуникабельность - 3 / 80%, толерантность - 4 / 80%, ответственность - 5 / 73%, доброта (отзывчивость)
- 6 / 58%.
Группа СР-41: информированность - 1 / 100%, профессиональная мобильность - 2 / 98%, коммуникабельность - 3 / 80%, толерантность - 4 / 80%, ответственность - 5 / 73%, доброта (отзывчивость)
- 6 / 58%.
Продолжая фразу: «Повседневная практическая деятельность социального работника для меня -это...», испытуемые отметили следующее.
1 курс: внутреннее желание безвозмездной помощи (медицинской, юридической, физической, человеческого сочувствия (понимания) нуждающимся: тем, кому она нужна, кто о ней в состоянии попросить; помощь людям, представителям разных категорий населения, попавшим в ТЖС (социальная защита, социальное обслуживание и т.п.); профессиональная деятельность, труд, который оплачивается; сложное общественное явление, самостоятельная область научно-практического знания, профессия.
Выпускники: профессиональная деятельность, труд, который оплачивается; помощь людям, представителям разных категорий населения, попавшим в ТЖС (социальная защита, социальное обслуживание и т.п.); сложное общественное явление, самостоятельная область научно-практического знания, профессия; внутреннее желание безвозмездной помощи (медицинской, юридической, физической,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
человеческого сочувствия (понимания) нуждающимся: тем, кому она нужна, кто о ней в состоянии попросить.
Таким образом, в иерархии ценностных ориентаций будущих социальных работников преобладают: у студентов 1 курса: альтруистические гуманистические общечеловеческие ценности, следовательно, личностные качества, которые к выпускному курсу закрепляясь, трансформируются в понимание значимости профессиональных качеств, связанных с позициями, охарактеризованными в Профессиональном стандарте «Специалиста по социальной работе».
Такая же динамика отражается и в понимании повседневной практической деятельности социального работника, которое конкретизируется, расширяется и актуализируется от 1-го к 4-му курсу.
Мы уверены, если действия и поведение социального работника в повседневной практической деятельности отвечают требованиям профессиональной морали, то они соответствуют также понятиям справедливости и добра, общественного и личного блага. Такое соответствие означает, что действия, поведение и личностно-нравственный облик социального работника отвечают требованиям господствующей в обществе морали, ожиданиям общества по отношению к профессии и её отдельным представителям.
Всё это даёт возможность говорить о социальной работе как о существенном факторе повышения уровня общественной морали. Подобная функция социальной работы осуществляется благодаря её положительному моральному влиянию как непосредственно на участников процесса деятельности - самих социальных работников, их клиентов и ближайшего окружения, так и опосредованно, на социум в целом.
Список использованной литературы:
1. М1р:/Легте.гиМюйопагу/522(Дата обращения: 09.03.2016г., 21.37).
2. Наместникова, И.В. Этические основы социальной работы [Текст]: Учебник для бакалавров / И.В. Наместникова. - М: Юрайт, 2015. - 367 с.
© Агеева А.Н., 2016.
УДК37
Е.А. Азарова
к.пед.н, доцент Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Российская федерация
Г.Н.Жулина к.псих.н, доцент Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Российская федерация
ПОТЕНЦИАЛ И РЕСУРС СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ ПРЕБЫВАЮЩИМИ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Аннотация
В статье представлен взгляд на потенциал и ресурс деятельности социального педагога с целью реализации технологий превенции социального сиротства. В краткой форме изложены результаты исследования эмоциональной сферы детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социальных учреждениях. Для эффективной работы с детьми оставшимися без попечения родителей или с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации предлагается комплект материалов, включающих в