Научная статья на тему 'Особенности формирования концепции устойчивого развития применительно к предприятиям транспортной отрасли'

Особенности формирования концепции устойчивого развития применительно к предприятиям транспортной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
515
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ / СЛОЖНАЯ СИСТЕМА / ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОСТИ / ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Табачникова Екатерина Викторовна

Рассмотрены теоретические подходы к определению категорий «устойчивость», «устойчивое развитие» на уровне предприятия. Обозначена проблематика и дальнейшие направления развития концепции устойчивого развития с учётом отраслевой специфики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the formation of sustainable development consept in relation to transport enterprises

Considers theoretical approaches to the definition of the categories of "sustainability" and "sustainable development" at the enterprise level. Designated issues and future directions for the development of the concept of sustainable development in view of specific industries.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования концепции устойчивого развития применительно к предприятиям транспортной отрасли»

Сафронов Кирилл Эдуардович - кандидат технических наук, доцент кафедры «Городское строительство и хозяйство» Сибирской государственной автомобильно-дорожной

академии. Основное направление исследований -организация транспортного обслуживания инвалидов и оценка социально-экономической эффективности доступности. Имеет 100 опубликованных работ. E-mail:

transistem@rambler. ru

Сафронов Эдуард Алексеевич - доктор технических наук, профессор кафедры «Городское строительство и хозяйство». Основное направление исследований - транспортные системы городов и регионов. Общее количество опубликованных работ: 150. E-mail: sibadil @rambler. ru

УДК 656.078.1

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРЕДПРИЯТИЯМ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Е. В. Табачникова

Аннотация: Рассмотрены теоретические подходы к определению категорий «устойчивость», «устойчивое развитие» на уровне предприятия. Обозначена проблематика и дальнейшие направления развития концепции устойчивого развития с учётом отраслевой специфики.

Ключевые слова: устойчивое развитие, устойчивости, оценка устойчивости.

Введение

Вопрос обеспечения эффективности предприятия является актуальным для хозяйствующих субъектов, осуществляющих различные виды деятельности в условиях конкурентного рынка. На протяжении первого десятилетия экономических реформ, а также в дальнейшем в результате негативных последствий финансовых кризисов 1998-го и 2008-го годов особую значимость для российских автотранспортных предприятий имела модель «выживания»,

характеризующаяся тем, что у предприятия в таких условиях крайне ограничены возможности для приспособления к изменениям факторов внешней среды. По мере стабилизации условий

функционирования на первый план выдвигаются проблемы адаптации, эффективного функционирования и устойчивого развития предприятия.

Согласно мнениям экспертов, на территории России за годы экономических реформ состоялось формирование рынка транспортных услуг. Интеграция России в мировую экономику, вступление в ВТО, либерализация транспортного рынка требуют пересмотра тактики поведения транспортных компаний. Задачи, вызванные

необходимостью обеспечить выживание

устойчивость, сложная система, факторы

транспортного предприятия, уступили задачам, связанным с сохранением и улучшением рыночных позиций. Другими словами, на первый план вышла проблема устойчивого развития предприятия.

Основная часть

Концепция устойчивого развития появилась сравнительно недавно - в 80-х годах ХХ века. «Устойчивое развитие» как ключевая категория концепции

жизнеспособного или устойчивого развития была определена в результате дебатов относительно альтернативных подходов к формированию политики охраны

окружающей среды, проходивших в 1987 году в рамках сессии Всемирной Комиссии по вопросам окружающей среды и развития. В настоящее время нельзя еще говорить о едином понимании «устойчивости», но достаточно распространенным является следующий подход к пониманию данного термина: «удовлетворение потребностей настоящего без угрозы для возможности удовлетворения потребностей будущих поколений». Таким образом, прежде всего, необходимо отметить, что устойчивость предполагает не только ориентацию на краткосрочные цели, но и на будущее с учетом реализации принципа равноправия между поколениями.

Определенные сложности возникают при конкретизации таких категорий как «устойчивость» и «устойчивое развитие», поскольку термин «устойчивость» нередко употребляется как синоним состояния отсутствия негативных явлений, синоним надежности, стабильности и безопасности. С целью уточнения сущности данных категорий далее представлены результаты

исследования, заключающегося в обзоре, обобщении и оценке различных подходов к определению указанных терминов. Необходимо отметить, что результаты рассмотрения вышеозначенных вопросов позволяют сделать вывод о том, что на сегодняшний день единое общепринятое мнение по определению категории «устойчивость» применительно к сложной системе пока еще не сложилось.

Необходимо отметить, что кроме работ по устойчивому развитию существует обширная литература, посвященная изложению результатов научных исследований и практических разработок по близким к данной проблеме темам: риск-менеджмент, страхование бизнеса, антикризисное управление, управление в чрезвычайных ситуациях, экономическая безопасность бизнеса и др.

В целом же, следует констатировать, что среди исследователей проблемы устойчивости предприятия существуют значимые разногласия в толковании предмета исследования.

Так, например, В. В. Иоффе предложил рассматривать устойчивость как системную характеристику объекта, свойство, образуемое всеми его элементами, «устойчивость предприятия в широком смысле представляет собой характеристику его сопротивляемости изменениям среды (внешним и внутренним)» [7]. Или: «...устойчивость больших систем

характеризуется их способностью сохранять намеченную траекторию движения несмотря на внешние возмущения» [2].

Следует отметить, что предприятие традиционно рассматривается как социально-экономическая система. Если обратиться к кибернетике, то под системой понимается объединение любых элементов, представляющее собой связное целое [10]. Термин «система» определяется также тем, что функционирование системы направлено на достижение заданной цели. Модель системы предполагает задание полной совокупности системообразующих аспектов, а именно:

• системно-компонентного;

• системно-структурного;

• системно-функционального;

• системно-интегративного;

• системно-коммуникационногои др.[2].

В качестве элементов системообразующей

среды рассматриваются:

• вещество (применительно к предприятию по данной позиции предлагается рассматривать все виды ресурсов);

• процесс (применительно к предприятию - совокупность бизнес-процессов, составляющих производственный процесс);

• связь — передача вещества с выхода одного процесса на вход другого (применительно к предприятию -производственные и управленческие технологии).

Важным моментом в понимании устойчивости является тот факт, что устойчивость может быть присуща не только фиксированному состоянию системы, но и ее изменениям. Так, в качестве основных видов устойчивости изменений выделяются:

• систематическая устойчивость развития, характеризующаяся такими изменениями, которые завершаются приращением результата не ниже допустимого минимума и не выше объективно детерминированного максимума;

• перманентная устойчивость развития, когда изменения проявляются лишь эпизодически и непродолжительно;

• гиперустойчивость развития, возникающая в том случае, когда система мало способна к развитию.

Сложно выделить абсолютный вид устойчивости применительно к деятельности предприятия. Так, Кучин Б.Л. и Якушева Е.В. считают, что: «... слишком устойчивая система к развитию неспособна, т.к. она подавляет любые отклонения от своего гиперустойчивого состояния. Для перехода в качественно новое состояние система должна оказаться неустойчивой. Однако перманентная устойчивость - это другая крайность, также вредная для развивающейся системы, как и гиперустойчивость, ибо она исключает запоминание, закрепление в системе характеристик, полезных для взаимодействия с внешней средой, т.е. того, кто определяет устойчивую структуру системы» [7]. Следует сделать вывод о целесообразности стремления предприятия к достижению состояния систематической устойчивости.

В качестве основных системных характеристик устойчивости ряд авторов предлагают рассматривать равновесие, гомеостазис и стационарность режима функционирования [6].

Равновесие с позиций устойчивого развития предприятия предполагает согласование интересов всех подсистем предприятия. Здесь следует отметить актуальность вопроса применения в рамках системы управления сбалансированной системы показателей для обеспечения указанного равновесия.

Гомеостазис - совокупность

управленческих приспособительных реакций в системе управления системой, обеспечивающих неизменность ее параметров при воздействии на нее внешней среды, а также неизменность отношений системы с внешней среды.

Стационарность является свойством сохранения принятого режима

функционирования системы. Степень стационарности определяется тем, насколько характеристики функционирования системы остаются в пределах определенных границ колебания в течение относительно длительного времени. По аналогии с устойчивостью различают следующие виды стационарности:

• устойчивое стационарное состояние системы;

• циклически повторяющиеся состояния системы;

• случайные колебания состояний системы.

Режим функционирования,

противоположный стационарному, может быть назван трансформационным. При этом возникают новые связи и устанавливаются новые отношения, что определяет характер развития системы.

Представляется целесообразной

аналогия между категориями

«стационарность» и «стабильность». Стабильность фирмы представляет собой способность ее как юридического лица к расширенному воспроизводству без ухудшения параметров состояния капитала, персонала, взаимодействия с окружающей средой, ликвидности, положения на рынке. У теории стабильности производства две теории-предшественницы - надежности техники и ритмичности работы предприятия.

Отдельно предлагается остановиться на таком вопросе как равновесие подсистем предприятия. Предприятие находится в

состоянии равновесия, когда каждое его структурное подразделение находится в своем частном равновесии. Частное равновесие возможно при условии совокупности единичных равновесий тех противоречий, которые присущи

подразделению на определенном этапе. Таким образом, общее равновесие предприятия представляет собой сложную, многоуровневую систему его отдельных, единичных и частных равновесий. В зависимости от того, насколько сбалансированы равновесия, на каждом уровне, возможно, выделить устойчивое и неустойчивое равновесие. Устойчивое равновесие предполагает такую комбинацию равновесий различных уровней предприятия, при которой после незначительных воздействий общее равновесие предприятия может быть восстановлено. При неустойчивом равновесии общее равновесие предприятия не только может быть нарушено, но и может уже не восстановиться. Таким образом, устойчивость предприятия определяется превышением совокупности устойчивых равновесий над неустойчивыми.

Можно обобщить вышеизложенное следующим образом: «устойчивость экономической системы» - способность данной системы адекватно реагировать на внешние и внутренние воздействия и функционировать, вести себя так, чтобы сохранять при этом стабильную внутреннюю структурно-функциональную организацию и развиваться в направлении достижения генетически заданных целей своего существования. В таком понимании устойчивость экономической системы — это, прежде всего, устойчивость ее внутренней структурно-функциональной организации (функционирование и развитие в определенных генетически заданных границах) и устойчивость (в смысле устремленности) в достижении, реализации внешних главных стратегических целей развития [3].

Существует общая теория устойчивости, которая занимается изучением поведения систем под действием различных внешних возмущений, хотя для разных типов процессов могут применяться специфические методы обеспечения их устойчивости. Помимо понятия устойчивости эта теория оперирует связанными между собой понятиями «гибкость» и «надежность».

Гибкость направлена на обеспечение или повышение устойчивости и является одним из ее элементов, представляя собой

способность приспособления к

количественным, качественным и временным изменениям условий и целей [2].

Устойчивость в общей теории - это реагирование на помехи, которые могут быть компенсированы в определенных пределах. Помехи (нарушения) понимаются в киберенетическом смысле как отклонения от нормального поведения, изменения элементов процессов и их результатов. В свою очередь, влияние помех на какую-либо систему проявляется через ее надежность, которая является количественным выражением устойчивости. Надежность - это показатель степени функциональной способности, т.е. безотказности. Под надежностью понимается способность предприятия выполнять присущие ему функции с положительным результатом [2]. Показатели надежности - это, как правило, вероятностные данные в интервале от ноля до единицы.

Здесь необходимо отметить, что в промышленно развитых странах проблема устойчивости предприятия нередко рассматриваются только в связи с риском банкротства и потерей

конкурентоспособности последнего. В западной литературе устойчивое предприятие - это, прежде всего, предприятие, обеспечивающее себе высокую долю на рынке при получении нормального уровня прибыли [2]. Например, швейцарские эксперты утверждают, что устойчивость обеспечивается тремя факторами: большими объемами производства, его

диверсификацией, наличием широкой международной сети филиалов. Западные экономисты в качестве минимальной устойчивости предприятия считают малую вероятность банкротства, в таких случаях используют модель Э. Альтмана. В 80-е годы в модель были введены показатели макроэкономического анализа, влияющие на вероятность банкротства (средний индекс Доу Джонса по промышленности, уровень безработицы, прибыль посоле вычета налогов и др.). Поэтому в целом следует заключить, что западный опыт, представляя огромный интерес для российской практики, требует проведения анализа и адаптации к условиям отечественной экономики и бизнеса.

«Устойчивость» лежит в основе категории «устойчивое развитие». Значимым представляется подход к определению устойчивого развития, согласно которому

обеспечение устойчивого развития требует роста четырех типов глобального «капитала», а именно:

• физического, создаваемого человеком (заводы, сооружения, инфраструктура и т.д.);

• природного (почва, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.);

• человеческого (здоровье, образование и др.);

• социального (отношения, взаимодействия людей и др.).

Тогда понятие устойчивого развития можно уточнить таким образом, чтобы оно учитывало необходимость сохранения (еще лучше преумножения) для будущих поколений капитала упомянутых типов [3].

Выделяют три уровня рассмотрения проблемы устойчивого развития, а именно:

• глобальный уровень (в масштабах всего мира или отдельных стран);

• региональный уровень (область, район, населенный пункт);

• уровень предприятия.

С учетом обозначенной темы особый интерес представляет устойчивое развитие на региональном уровне и на уровне предприятия. Например, на региональном уровне в рамках решения задачи обеспечения устойчивого развития исследуются такие вопросы как:

• классификация инфраструктурных факторов на уровне региона и оценка их влияния на устойчивость развития предприятий;

• институциональные изменения экономической среды и рыночные модели поведения предприятий;

• интеграционный аспект воздействия инновационной, информационной и финансовой сред на устойчивость предприятий и др.

Таким образом, проведение оценки устойчивости функционирования

производственной деятельности необходимо не только на уровне самого предприятия, но и в системе отраслевого и регионального развития.

Устойчивое развитие — это стабильное, управляемое развитие, в динамике которого открываются новые возможности для дальнейших позитивных изменений. Или «...развитие предприятия считается устойчивым на рассматриваемом промежутке времени, если на всем этом промежутке показатели, характеризующие предприятие,

изменяются в допустимых пределах. Если изменения показателей превышают допустимые пределы, то устойчивое состояние предприятия переходит в неустойчивое» [9].

Представляется рациональным

обоснование взаимосвязи между устойчивым развитием и целями управления предприятием. Под устойчивым развитием системы (предприятия) следует понимать такое его развитие, которое несмотря на существенное влияние внешней по отношению к предприятию среды, обеспечивает достижение поставленных целей развития и соблюдение режима функционирования, намеченного в программах, в течение длительного периода времени. При этом в качестве целей устойчивого развития транспортного предприятия можно рассматривать сохранение предприятия как социально-экономической системы, повышение и развитие потенциала предприятия и др.

Следует отметить, что в зарубежной литературе категория устойчивое развитие нередко рассматривается параллельно с категорией устойчивого роста.

Принципиальное различие понятий «рост» и «развитие» можно охарактеризовать следующим образом: если «рост» в рамках рассматриваемого вопроса имеет реальные физические пределы, то «развитие» безгранично, поскольку ориентируется на качественные показатели [5].

Здесь необходимо отметить

междисциплинарный характер категории «устойчивое развитие». Так, обеспечение устойчивости предприятия предполагает глубокое изучение условий деятельности на рынке, знание тенденций НТП, динамики платежеспособного спроса, условий деятельности и намерений конкурентов и партнеров. Поэтому от руководства требуется знание и применение таких методов как ситуационный анализ, методов анализа и прогнозирования рыночной среды, методов маркетингового исследования и др.

Актуальными остаются вопросы выявления факторов и критериев устойчивого развития предприятия. Очевидно, что факторы, определяющие устойчивость предприятия, можно разделить на две группы:

• внутренние;

• внешние.

Одним из ключевых факторов, влияющих на устойчивость развития предприятия, является конкурентная среда. Например, в

случае, когда предприятие, оказывающее транспортные услуги, удовлетворяет спрос потребителей, не имея прямых конкурентов, его устойчивая деятельность в области производства и сбыта во многом определяется состоянием и динамикой факторов внутренней среды (квалификация персонала, техническая оснащенность и применяемые технологии, эффективность рекламной деятельности и др.). Положение изменяется в случае, когда на рынке появляются конкуренты. Тарифы на услуги, объемы реализации каждого предприятия будут зависеть от действий всех производителей на рынке.

В целях обеспечения устойчивого развития анализу и прогнозированию должны также подлежать факторы макросреды предприятия. Например, спрос на рынке транспортных услуг чутко реагирует на финансовые кризисы, которые, в свою очередь, обусловлены действием множества факторов (усилением роли интеграционных процессов, экономической политикой развитых стран и др.).

Если факторы макросреды трудно поддаются прогнозированию, то состояние факторов внутренней среды представляется более определенным. Так, например, автор исследования [8] предположил, что хозяйственная стохастичность поддается описанию и количественным

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

характеристикам, и это, в свою очередь, позволяет прогнозировать условия деятельности предприятия и строить соответствующий менеджмент

(превентивный). Примерами форм проявления стохастичности применительно к условиям деятельности автотранспортного предприятия являются:

• по кадрам: состояние здоровья персонала, настроение, время начала и окончания работы, перерывы в работе и др.;

• по технологическим параметрам: отказы подвижного состава и оборудования, сбои в системах обработки и передачи информации и т.д.;

• по состоянию и динамике спроса: появление услуг-субститутов или переключение спроса на новый способ его удовлетворения, сезонные колебания спроса, территориальное разделение спроса и т.д.

Вышеупомянутый превентивный стиль менеджмента требует обращения особого внимания на возможности прогнозирования условий деятельности предприятия, его конкурентов и партнеров.

Еще одним актуальным вопросом устойчивого развития предприятия является количественная оценка соответствия критериям при помощи показателей оценки. Здесь предлагается рассмотреть ряд подходов к решению данного вопроса. Так, например, предлагается оценивать устойчивость предприятия как социально-экономической системы через параметры эффективности и безопасности. Если рассматривать развитие любой системы как процесс, сопровождающийся позитивными и негативными явлениями, то критерием оценки позитивных явлений может служить эффективность системы, а влияние негативных явлений можно оценивать через безопасность системы как результат функционирования комплекса мер, обеспечивающих парирование рисков спектра опасностей для предприятия [4]. На

Существуют предложения по оценке устойчивости предприятия на основе измерения потенциала предприятия и динамики результатов деятельности. Так, для оценки потенциала предполагается определить показатели, характеризующие уровень развития предприятия, а также резервы его роста, а динамику характеризуют темпы роста валовой продукции (выручки по основным видам деятельности) [2].

Таким образом, как экономическая категория, устойчивость предприятия характеризуется качественным содержанием и количественным выражением. При этом количественные характеристики проявляются в конкретных экономических показателях и

рисунке приведена схема, характеризующая процесс устойчивого развития предприятия.

Следует отметить и такой подход, согласно которому устойчивость предприятия рассматривается как комплексный показатель, включающий финансовую, технологическую, кадровую, техническую, информационную виды устойчивости (по составу основных компонентов потенциала предприятия). Используя данный подход, можно попытаться количественно оценить устойчивость предприятия. Так, например, финансовую устойчивость предприятия характеризуют значения таких показателей как коэффициент платежеспособности, показатели деловой активности и положения на рынке ценных бумаг, показатель рентабельности, коэффициент текущей ликвидности и др.

Состояние системы (ПР)-2

имеют отраслевую и национальную специфику.

Заключение

В свете вышеизложенного актуальными представляется следующие направления дальнейшего исследования:

- разработка методических подходов к оценке потенциала предприятия с учетом отраслевой специфики;

- обоснование выбора методов прогнозирования состояния значимых факторов для включения в систему превентивного менеджмента транспортного предприятия;

- разработка системы показателей, характеризующих устойчивое развитие транспортного предприятия;

Рис. 1. Процесс устойчивого развития предприятия

- разработка элементов модели управления устойчивым функционированием предприятия транспортной отрасли.

Таким образом, концепция устойчивого развития, являясь основой для разработки соответствующей модели управления, требует дальнейшего развития с учетом отраслевой специфики объекта

исследования, выявления определяющих факторов, а также разработки критериев, позволяющих осуществлять количественную оценку устойчивости предприятия.

Библиографический список

1. Баранчеев В. П. Организационно-структурное поведение предприятия: Проблемная лекция/ГАУМ, 1994. - 48 с.

2. Браткова О. В., Гапоненко В. Ф. Управление устойчивым развитием промышленных предприятий. - М.: Компания Спутник+, 2006. - 177 с.

3. Дятлов С. А. Основы концепции устойчивого развития. учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. - 155 с.

4. Ильичев А. В.Устойчивое развитие и безопасность сложных систем. Вычислительный центр РАН, Москва, 2001.

5. Науменко Е. Е. Управление устойчивым развитием предприятия: Автореф. дис. канд. экон. наук. - СПб, 2009. - 17 с.

6. Тихомирова О. В. Методологические основы устойчивости и устойчивого развития предпринимательских структур как социально-экономических систем // Научнотехнический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2012. - Вып.2 (78). - С. 120-124.

7. Устойчивое развитие: направления, проблемы, перспективы: сб. науч. тр. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. - 149 с.

8. Щербаковский Г. З., Гвичия Г. М. Устойчивое развитие фирмы в условиях конкурентной среды. - СПб.: Изд-во СпбГУЭФ, 2003. -127 с.

9. Чикина Е. Д. Совершенствование методов оцени и управления устойчивым развитием предприятия. - Белгород, 2007.

10. Эйген М. Гиперцикл. Принципы самоорганизации макромолекул. - М.: Мир,1982.

FEATURES OF THE FORMATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT CONSEPT IN RELATION TO TRANSPORT ENTERPRISES

E. V. Tabachnikova

Considers theoretical approaches to the definition of the categories of "sustainabNity" and "sustainable development" at the enterprise level. Designated issues and future directions for the development of the concept of sustainable development in view of specific industries.

Bibliographic list

1. Barancheev V. P. Organizational and structural behavior of the enterprise: Problem lecture / GAUM, 1994. - 48 p.

2. Bratkova O.V., Gaponenko V. F. Managing sustainable development of industrial enterprises. -Moscow: Company Sputnik +, 2006. - 177 p.

3. Dyatlov S. A. Basis of the concept of sustainable development. Textbook. - St. Petersburg.: Publishing House of SPGEF, 1998. - 155 p.

4. Ilyichev A. V. Sustainable development and safety of complex systems. Computing Center of the RAS, Moscow, 2001.

5. Naumenko E. E. Management of Sustainable Development of Enterprise: Author. dis. Candidate. Economics. Science. - St. Petersburg, 2009. - 17 p.

6. Tikhomirova O. V. Methodological foundations of sustainability and sustainable development of enterprise structures as a socio-economic systems // Journal of Science and Information Technologies, Mechanics and Optics. Issue 2 (78), 2012, p. 120-124.

7. Sustainable development: direction, problems and prospects: collection of scientific papers - Irkutsk: Izd BGUEP, 2004.-149 p.

8. Scherbakovsky G. Z, Gvichiya G. M. Sustainable development of the company in a competitive environment. - SPb.: Publishing House of SPGEF, 2003. -127 p.

9. Chikina E. D. Improvement of methods for assessing and managing the development of sustainable development of enterprises, Belgorod, 2007.

10. Eigen M. Hypercycle. The principles of self-organization of macromolecules. - M.: World, 1982.

Табачникова Екатерина Викторовна -кандидат экономических наук, доцент Санкт-петербургского государственного

экономического университета. Основное направление научных исследований -методология устойчивого развития

автотранспортного предприятия. Имеет 56 опубликованных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.