Научная статья на тему 'Особенности формирования коммуникативной компетенции у обучающихся в электронной образовательной среде'

Особенности формирования коммуникативной компетенции у обучающихся в электронной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
953
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СЕТЕВАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / СЕТЕВАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMPONENTS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE / ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT / NETWORK LANGUAGE PERSONALITY / NETWORK COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костикова Наталья Анатольевна

В статье рассматриваются особенности формирования коммуникативной компетенции у обучающихся при организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде. Рассмотрены некоторые изменения компонентов коммуникативной компетенции и предложены этапы организации коммуникативного взаимодействия в электронной образовательной среде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костикова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPING STUDENTS' COMMUNICATIVE COMPETENCEIN ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article discusses the features of developing students' communicative competence in the organization of communicative activities in the electronic educational environment. Some changes of the components of communicative competence are considered and the stages of the organization of communicative interaction in the electronic educational environment are proposed

Текст научной работы на тему «Особенности формирования коммуникативной компетенции у обучающихся в электронной образовательной среде»

Воспитание, социализация и развитие личности

Н.А. Костикова

(г. Выборг)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

FEATURES OF DEVELOPING STUDENTS' COMMUNICATIVE COMPETENCE IN ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

В статье рассматриваются особенности формирования коммуникативной компетенции у обучающихся при организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде. Рассмотрены некоторые изменения компонентов коммуникативной компетенции и предложены этапы организации коммуникативного взаимодействия в электронной образовательной среде.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компоненты коммуникативной компетенции, электронная образовательная среда, сетевая языковая личность, сетевая коммуникативная компетенция.

The article discusses the features of developing students' communicative competence in the organization of communicative activities in the electronic educational environment. Some changes of the components of communicative competence are considered and the stages of the organization of communicative interaction in the electronic educational environment are proposed. Key words: communicative competence, components of communicative competence, electronic educational environment, network language personality, network communicative competence.

В настоящее время в связи с расширением возможностей применения технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе постоянно увеличивается количество обучающихся, осваивающих онлайн-курсы. Согласно приоритетному проекту «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [1] по прогнозным значениям число таких обучающихся должно достичь 11 млн. человек к концу 2025 года, что, в свою очередь, приведет к расширению возможностей и объема коммуникативного взаимодействия, необходимости решения новых коммуникативных и образовательных задач. В связи с этим возникает потребность в подготовке обучающихся к коммуникативной деятель-

ности в электронной образовательной среде. Одним из результатов такой подготовки будет являться формирование коммуникативной компетенции, имеющей определенную специфику в условиях взаимодействия в электронной образовательной среде. Особую актуальность приобретает необходимость исследования особенностей коммуникативной компетенции и процесса ее формирования у обучающихся в условиях реализации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде.

Несмотря на достаточное количество работ, посвященных вопросам коммуникативной деятельности, исследователями не рассматривается специфика содержания компонентов коммуникативной компетенции, которая обусловливает особенности

организации процесса формирования коммуникативной компетенции в электронной образовательной среде. Решение указанной проблемы позволит педагогам обеспечивать эффективное коммуникативное взаимодействие с обучающимися средствами электронной образовательной среды, а также вносить необходимые изменения в процесс подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде.

Охарактеризуем некоторые особенности компонентов коммуникативной компетенции обучающихся в условиях реализации коммуникативного взаимодействия в электронной образовательной среде.

В отечественной и зарубежной методике языкового образования появился методический термин «коммуникативная компетенция», под которым понимают «способность осуществлять общение посредством языка, то есть передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения» [2]. Формирование коммуникативной компетенции выступает в качестве основного результата коммуникативной подготовки.

В научной литературе предлагаются различные трактовки компонентов коммуникативной компетенции. В данной работе будем придерживаться позиции Шейлза ^е^), который выделяет следующие компоненты коммуникативной компетенции: лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивная, стратегическая, социокультурная, социальная [3].

Анализ федерального государственного стандарта (ФГОС) для разных ступеней общего образования позволяет выявить требования к коммуникативной подготовке обучающихся. Так, на всех уровнях общего образования предполагается освоение обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, регулятивными и коммуникативными), которые отражают «активное использование рече-

вых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач» [4]; способность общаться и сотрудничать со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности [5, 6].

При этом в ФГОС отмечается необходимость обеспечения возможности осуществлять в электронной (цифровой) форме «взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Интернет», предоставлять контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет [4, 5, 6].

Таким образом, ФГОС предусмотрено формирование коммуникативной компетенции, в том числе с использованием возможностей электронной образовательной среды.

Очевидно, что в условиях реализации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде содержание компонентов коммуникативной компетенции обучающихся будет обновляться. На организацию коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде оказывают влияние основные отличительные особенности сетевой образовательной коммуникации, к которым относят много-аспектность, опосредованность, индивидуальность, многосторонность, субъектность, массовость, независимость от времени и места общения, виртуальность, технологичность и оперативность [7, 8], а также особенности характера взаимодействия субъектов образовательного процесса между собой и с электронной образовательной средой как коммуникативным посредником, свойства самой среды.

В данном случае можно говорить о сетевой коммуникативной компетенции, тогда в результате взаимодействия в электронной образовательной среде обучающиеся будут приобретать черты сетевой языковой личности, которую можно определить как

интегративные личностные и обусловленные влиянием электронной образовательной среды качества и опыт, позволяющие решать новые коммуникативные задачи в электронной образовательной среде.

Рассмотрим, какие изменения претерпевает компонентный состав коммуникативной компетенции в условиях реализации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде.

Лингвистическая компетенция как знание словарных единиц и грамматических правил, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание, будет дополняться знаниями о новых средствах и знаках, используемых при общении в электронной среде. Пользователи применяют достаточное количество графических средств, таких как выделения шрифтом, смайлы, рисунки, различные аббревиатуры и сокращения, эмоционально-окрашенные слова, преднамеренные нарушения норм орфографии и пунктуации, которые также позволяют передавать и различные эмоции. В связи с преобладанием письменной формы общения, возможно снижение нормативности лексики, используемой авторами сообщений [9].

Социолингвистическая компетенция, предполагающая способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников, будет определяться такими особенностями коммуникации в электронной среде, как анонимность, применение псевдонимов, ников как способов самопрезентации личности. По итогам анкетирования, проводившегося среди школьников в возрасте от 12 до 15 лет (48 человек) и посвященного выявлению отношения к коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде, 67% опрошенных отмечают, что при общении с друзьями (одноклассниками) в сети Интернет испытывают трудности, связанные с восприятием собеседника, поскольку не видят друг друга, не видят реакции собеседника. Участник общения в электронной среде не всегда может определить собственное «я» собеседника, чаще всего приходится иметь дело с самопрезен-

тацией, причем в той форме, которая наиболее удобна для создателя [9].

Дискурсивная компетенция как способность понимать различные виды коммуникативных высказываний, а также строить целостные, связные и логичные высказывания разных функциональных стилей, преимущественно будет связана с текстовыми файлами, графической информацией. Коммуниканты самостоятельно выбирают языковые средства и стратегии поведения.

Стратегическая компетенция, традиционно понимаемая как вербальные и невербальные средства (стратегии), к которым прибегает человек в случае, если коммуникация не состоялась, в электронной образовательной среде преимущественно связана с вербальными средствами, так как невербальная компонента обеднена.

Социокультурная компетенция, предполагающая знание культурных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, включая интеграцию личности в систему мировой и национальной культур, в электронной образовательной среде будет связана с этикетом сетевого общения («сетевым этикетом», или «нетикетом»).

Социальная компетенция определяется как умение и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе и своих силах для осуществления коммуникации, а также умение помочь другому поддержать общение, поставить себя на его место и способность справиться с ситуациями, возникающими в процессе непонимания партнеров по общению [2], при этом пользователь сети может примерять любой социальный статус, любые социальные роли и, соответственно, любые варианты социального поведения. Следует также отметить, что участники коммуникации зачастую не всегда могут быть уверены, что их собеседник действительно соответствует тому образу, который представлен в Сети [9]. Коммуниканты стремятся к тому, чтобы завоевать уважение и привлечь к своей персоне внимание со стороны других пользователей Сети, возможно также и манипулирование собеседником.

Рассмотренные особенности содержания компонентов коммуникативной компетенции необходимо учитывать при проектировании этапов организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде. Анализ научной литературы и опыта практической педагогической деятельности учителей [10] показывает, что педагоги зачастую испытывают определенные трудности в организации сетевой образовательной коммуникации, связанные с неумением выделить и организовать этапы педагогического взаимодействия в электронной образовательной среде, что в значительной степени снижает эффективность формирования коммуникативной компетенции.

Вместе с тем современные школьники достаточное количество времени проводят в электронной среде. Анализ результатов анкетирования показывает, что 85% опрошенных проводят в сети Интернет 2 часа и более, при этом целью является общение с одноклассниками (друзьями) - 74%, поиск информации для учебы - 35%, выполнение проектных заданий - 10%. Школьники прежде всего используют социальные сети (79%), на долю поисковых систем приходится 26%, на учебные обучающие программы - 10%.

При проектировании этапов коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде полезно принять во внимание специфику технологий развития умений в различных видах речевой деятельности.

С учетом вышеизложенного выделим следующие этапы коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде:

1. Этап, предшествующий коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде.

На данном этапе педагогу необходимо оценить коммуникативный потенциал электронной образовательной среды, определить цели и задачи коммуникативной деятельности, отобрать источники информации и приемы работы с учебным материалом в электронной образовательной среде,

определить коммуникативные роли участников педагогического общения. Педагогом проводится работа по созданию педагогического сообщения, тщательно определяется и создается контент, выбирается канал передачи информации и режим взаимодействия, формы и способы подачи материала, разрабатываются задания, предваряющие работу в электронной образовательной среде и направленные на анализ субъектного опыта обучающегося, актуализацию фоновых знаний по определенной теме (проблеме).

Важными задачами педагога на данном этапе являются создание положительной мотивации, снятие различного рода трудностей, формирование информационной компетентности обучающихся (формирование навыков работы в электронной среде) и формирование элементарных навыков общения в электронных средах. Последнее предполагает ознакомление обучающихся с «нетикетом» и правилами работы в электронной образовательной среде. Педагог должен познакомить школьников с основными элементами сетевого этикета, стилями оформления текста электронного сообщения, совместно с ними сформулировать границы «текстовой свободы» и регламент общения. Как показывает анализ УМК по различным предметам, обучающимся, как правило, не сообщаются правила общения в сети Интернет. Опрос школьников свидетельствует о том, что правила сетевого этикета знают только 65 % обучающихся.

Правила работы в электронной среде могут быть представлены в виде памяток, разработанных как педагогом самостоятельно, так и совместно с другими участниками общения (обучающимися). В этом случае уменьшается возможность формирования и закрепления опыта словесной небрежности, безграмотности как стилевой принадлежности компьютерного текста.

2. Собственно коммуникативная деятельность в электронной образовательной среде. Во время непосредственного взаимодействия посредством электронной образовательной среды обучающиеся выполняют определенные задания, проверка правильности выполнения которых осуществляется на следующем этапе.

3. Оценка результативности и коррекция коммуникативной деятельности. «Этап информационного последействия». На данном этапе организуется обратная связь, проводится презентация полученных результатов решения сформулированных на первом этапе познавательных задач, выполняются коррекция, оценка и самооценка, а также осуществляется работа, направленная на развитие соответствующих навыков, умений, компетенций после выполнения заданий в электронной образовательной среде.

В заключение следует отметить, что выявленные особенности необходимо учитывать для обеспечения эффективного взаи-

модействия с обучающимися средствами электронной образовательной среды, при планировании и реализации процесса подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде. Эффективное планирование коммуникативной деятельности участников педагогического общения позволит выбирать соответствующие коммуникативные стратегии и технологии обучения, повышая тем самым качество решения образовательных и коммуникативных задач с применением электронной образовательной среды.

Литература

1. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: Ы^р://минобрнауки.рф/проекты/совре-менная-цифровая-образовательная-среда (дата обращения: 28.09.2018)

2. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2001. - 224 с.

3. Шейлз Дж. Коммуникативность в обучении современным языкам. - Страсбург: Совет Европы Пресс, 1995.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf (дата обращения: 28.09.2018)

5. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. [Электронный ресурс]. - URL: httpy/минобрнау-ки.рф/документы/2365 (дата обращения: 28.09.2018)

6. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 2009 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. [Электронный ресурс]. - URL: httpy/минобрнауки.рф/ документы/ (дата обращения: 28.09.2018)

7. Костикова Н.А. Особенности коммуникативной деятельности педагога в дистанционной образовательной среде // Фундаментальные исследования. - 2012. - №3 (часть 2). - С. 281-285.

8. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие /под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.

9. Ляшенко Д.И. Виртуальная языковая личность: к определению термина// Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(51). URL: https://sibac.info/archive/guman/3(51).pdf (дата обращения: 19.10.2018)

10. Костикова Н.А. Исследование особенностей реализации коммуникативных стратегий в дистанционной образовательной среде учителями школ // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №4. URL: http://www.science-education.ru/110-9932 (дата обращения:19.10.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.