Научная статья на тему 'Особенности формирования ключевых компетенций у студентов гуманитарного профиля'

Особенности формирования ключевых компетенций у студентов гуманитарного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE / KEY COMPETENCIES / COMPUTER TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павицкая Зоя Ивановна, Айтуганова Жанна Ильевна, Винникова Марина Николаевна

В статье обосновываются актуальность и особенности формирования ключевых компетенций у студентов гуманитарного профиля в спортивном ВУЗе (лингвистической, регулятивной, межкультурной и коммуникативной). Рассматриваются особенности преподавания учебной дисциплины «Иностранный язык»: межпредметность, интегрированность, многоуровневость, полифункциональность, неоднородность и беспредельный характер. Определены принципы формирования ключевых компетенций в процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык» (личностного целеполагания, выбора индивидуальной образовательной траектории, продуктивности обучения, первичности образовательной продукции обучающегося, ситуативности, образовательной рефлексии)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF KEY COMPETENCES AT STUDENTS OF A HUMANITARIAN PROFILE

The article studies the relevance and features of the formation of key competencies among students of a humanitarian direction at the sports university (linguistic, regulatory, intercultural and communicative). The features of teaching the discipline "Foreign Language" are considered: interdisciplinary, integration, multilevel, multifunctionality, heterogeneity and infinite character. The principles of formation of key competencies in the process of teaching the discipline "Foreign Language" (personal goal-setting, the choice of individual educational trajectory, learning productivity, the primacy of the student's educational products, situationality, educational reflection) are defined.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования ключевых компетенций у студентов гуманитарного профиля»

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Павицкая Зоя Ивановна

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Айтуганова Жанна Ильевна Казанский государственный энергетический университет (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Винникова Марина Николаевна

Казанский федеральный университет (г. Казань)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ

ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация. В статье обосновываются актуальность и особенности формирования ключевых компетенций у студентов гуманитарного профиля в спортивном ВУЗе (лингвистической, регулятивной, межкультурной и коммуникативной). Рассматриваются особенности преподавания учебной дисциплины «Иностранный язык»: межпредметность, интегрированность, многоуровневость, полифункциональность, неоднородность и беспредельный характер. Определены принципы формирования ключевых компетенций в процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык» (личностного целеполагания, выбора индивидуальной образовательной траектории, продуктивности обучения, первичности образовательной продукции обучающегося, ситуативности, образовательной рефлексии).

Ключевые слова: образование, иностранный язык, ключевые компетенции, методы обучения.

Annotation. The article studies the relevance and features of the formation of key competencies among students of a humanitarian direction at the sports university (linguistic, regulatory, intercultural and communicative). The features of teaching the discipline "Foreign Language" are considered: interdisciplinary, integration, multilevel, multifunctionality, heterogeneity and infinite character. The principles of formation of key competencies in the process of teaching the discipline "Foreign Language" (personal goal-setting, the choice of individual educational trajectory, learning productivity, the primacy of the student's educational products, situationality, educational reflection) are defined.

Keywords: education, foreign language, key competencies, computer teaching methods.

Введение. Высшее профессиональное образование выдвигает необходимость подготовки конкурентоспособного специалиста. Реалии делового сотрудничества Татарстана и России в сфере спорта и туризма, проведение чемпионатов и соревнований мирового уровня (Универсиада - 2013, Чемпионат мира по водным видам спорта, FINA - 2018, World skills - 2019, гастрономический фестиваль «Золотая чаша» и др.) диктуют необходимость владения иностранным языком.

В процессе написания данной статьи авторы выявили следующие недостатки в преподавании иностранного языка в неязыковых ВУЗах: недостаточный уровень владения иностранным языком; недостаток новых методов преподавания и учебных материалов (поголовная IT индустрилизация не решает эту проблему, она только помогает); отсутствие взаимосвязи между занятиями по иностранному языку и по специальным дисциплинам.

Цель исследования - теоретическое обоснование особенностей и разработка технологии формирования ключевых компетенций на занятиях по иностранному языку в спортивном ВУЗе.

В качестве основных методов исследования для решения поставленной цели применялись следующие: теоретико-методологический анализ литературных источников; изучение и обобщение опыта организации педагогического процесса высшей школы; эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, собеседование, опрос).

Вопросам формирования ключевых компетенций по иностранному языку посвящен ряд научных исследований Н.В. Березиной [1], И.А. Зимней, Е.И. Пассова, С.А. Рубинштейна, З.Н. Кажанова, А.В. Шафиковой, В.В. Теганюк [3]. Принимая во внимание большое значение проведенных исследований, необходимо отметить, что вопросы определения ключевых языковых компетенций в области иностранного языка и технология их формирования в спортивном вузе требуют дополнительного исследования.

Изложение основного материала статьи. В контексте нашего исследования ключевые языковые компетенции рассматриваются в качестве составляющих профессиональной компетентности специалиста гуманитарного профиля (туризм, сервис, гостиничное дело). Для дисциплины «Иностранный язык» выделяются ключевые языковые компетенции: лингвистическая, регулятивная, межкультурная и коммуникативная [2].

Лингвистическая компетенция включает знания о языке и речи и умение пользоваться ими в работе с языковым материалом, способности анализировать языковые явления и факты, строить грамматически правильные формы и синтаксические предложения. В основу анализа языковых единиц должен быть положен принцип триединства (значение, форма, функция). Лингвистическая компетенция на занятиях по иностранному языку формируется через преобразование информации по схеме:

слово словосочетание предложение текст.

Регулятивная компетенция включает в себя способность осуществлять речевую деятельность в различных профессиональных ситуациях, умение видеть и анализировать процесс и результат собственной деятельности, навыки самоанализа иноязычного речевого общения, умение корректировать собственную деятельность. Она формируется через формулирование цели, анализ, самооценку и контроль учебной деятельности. Регулятивная компетенция включает следующие этапы: целеполагание, планирование, мобилизация, устойчивая активность, оценка результатов деятельности, рефлексия.

Межкультурная компетенция включает осмысление языковой картины мира иной социокультуры, умение видеть сходство и различие между общающимися культурами, владение совокупностью знаний о культуре изучаемого языка (характеристиках, рамках, типах взаимоотношений). Она имеет следующую структуру: 1. Общекультурные и культурно-специфические знания; 2. Умения речевого общения с представителями других культур. 3. Межкультурная психологическая восприимчивость. Содержание обучения иностранному языку должно включать в себя: культуру страны изучаемого языка, родную культуру

студента и проблемы, актуальные для многоязычного и поликультурного мира. В данном случае учебная дисциплина «Иностранный язык» выступает средством познания не только чужой, но и своей культуры.

Коммуникативная компетенция - это комплекс языковых средств, необходимых для построения устных и письменных высказываний, знания о средствах, способах и закономерностях речевого общения. Она формируется на занятиях по иностранному языку через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, полилог. Она предполагает сформированность умений 4 видов речевой деятельности: говорение, слушание, чтение и письмо.

Владение устной формой речи - это умение задать вопрос, ответить, приведение своих убедительных доводов в дискуссиях, защита проектов и дипломов на иностранном языке, выступление с докладом на научно-практических конференциях.

Владение письменной формой речи включают электронную переписку, сетевой этикет, создание текстовых документов, знание правил подачи информации в презентации.

При формировании вышеназванных ключевых языковых компетенций необходимо учитывать дидактические особенности дисциплины «Иностранный язык». В ВУЗе иностранный язык является одновременно целью и средством обучения. Спецификой иностранного языка в ВУЗе, как учебного предмета, является его ярко выраженный межпредметный, интегрированный, многоуровневый, полифункциональный, неоднородный и беспредельный характер. Но главной особенностью изучения иностранного языка как учебной дисциплины является то, что он как бы «беспредметен», он изучается как средство общения, а тематика для речи привносится извне.

В соответствии с вышеперечисленными дидактическими особенностями, построение занятий по иностранному языку тоже имеет специфические особенности:

1. Наличие фонетической, лексической зарядки, обучение различным видам речевой деятельности (говорение, чтение, слушание, письмо).

2. Коммуникативная направленность учебной деятельности.

3. Создание для студентов искусственной среды общения из-за отсутствия естественной.

4. Доминирование говорения как одного из приоритетных видов учебной деятельности. Например, обсуждаются следующие вопросы по теме «Careers in Tourism»:

* Are you suited to work in the tourism field?

* What qualities are needed for these jobs?

* What makes it a difficult job?

* Why are the roles of government vital for tourism?

5. Организация диалогового взаимодействия, где участники взаимодействия равноправные партнеры.

Hotel receptionist Guest

Welcome the guest. Check their reservation. Ask to see their passport. Ask them to sign the registration form. Wish them a pleasant stay. Give your name. Say you have a reservation for a double room for two nights. Ask what time breakfast is. , Ask where the bar is.

6. Обязательное использование ТСО и мультимедийных технологий.

7. Накопительное оценивание по видам речевой деятельности (наличие портфолио).

Формирование ключевых компетенций по иностранному языку будет более успешным и эффективным,

если современный учебник будет содержать следующие разделы: Word Focus, Grammar Focus, Pronunciation Focus, Look and Learn, Be Polite! Test Yourself! Progress Check, Key Vocabulary, Cultural Guide, Learning Strategies.

Кроме того, роль факторов индивидуально-личностного свойства чрезвычайно важна при обучении иностранному языку студентов гуманитарного профиля. В ходе учебной деятельности каждый студент проявляет себя по-разному. Кому-то присуща большая концентрация внимания, памяти, большая активность мыслительных процессов. Кто-то характеризуется быстротой реакции. Кто-то, к сожалению, не обладает такими качествами личности. Такие различия подтверждаются научными выводами многих ученых (Б.Г. Ананьев, З.И. Клычникова, И.А. Зимняя).

Организация процесса формирования ключевых компетенций опирается на особенности преподавания дисциплины «Иностранный язык». Обучение должно строится с учетом следующих принципов:

- принцип личностного целеполагания - студент сам определяет для себя конечные и промежуточные цели и задачи. Эта задача формулируется каждым студентом по-своему, исходя из его знаний, его речевого опыта, уровня владения языком;

- принцип выбора индивидуальной образовательной траектории - студент сам определяет собственную траекторию преодоления лексическ. Это может стать достижимым только в том случае, если снабдить студента средствами самостоятельной креативной, когнитивной и организационной деятельности. Такими средствами выступают, в частности, словообразовательные модели, знания в области словообразования и т.д.;

- принцип продуктивности обучения - предусматривается не столько овладение студентом алгоритмизированными знаниями, навыками, умениями, определёнными школьной программой, сколько совершенствование навыков и умений, приобретение новых знаний. Для этого необходимо создать такую образовательную ситуацию, в которой студент сам осуществляет словообразовательные действия, совершает творческую деятельность, принимает собственные решения. Например, создание проектов по темам «Tourism in Tatarstan», «Hotel facilities in Kazan», «Strange hotels in the world », «Features and prospects of development of hotel business in Kazan»;

- принцип первичности образовательной продукции обучающегося - студенту даётся возможность проявить себя и самому понять незнакомое иноязычное слово, раскрыть свои потенциальные возможности;

- принцип ситуативности обучения - создаётся такая учебная обстановка, при которой студент вынужден (при наличии внутренней мотивации) самостоятельно, в индивидуально заданном режиме деятельности определять значения нового / незнакомого слова, пользуясь словообразовательными

стратегиями. Кроме того, в процесс обучения обязательно включаются ситуации связанные с их будущей профессиональной деятельностью (изучается деятельность тур операторов, тур агентов и составляются диалоги, в которых используется данная информация; студенты учатся правильно общаться с гостями отеля на иностранном языке). Изучаются следующие темы: «Careers in Tourism», «Destinations», «Hotel facilities», «Tour operators», «Dealing with guests», «Travel agencies», «Hotel reservations», «Seeing the sights», «Getting around», «Eating out», «Traditions», «Special interest tours»;

- принцип образовательной рефлексии - студент осознаёт план преодоления лексических трудностей путём словообразовательной деятельности. В результате он добивается не только понимания текста по специальности, но и способов достижения этого понимания.

Выводы. Основным достоинством данной методики формирования ключевых компетенций на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в спортивном ВУЗе является создание дополнительных мотивационных стимулов, обеспечивающих повышенную заинтересованность студентов. Хотя интерес студентов к изучению иностранного языка часто обусловлен нетрадиционной формой представления информации и насыщенностью разнообразными средствами воздействия на восприятие (использование IT, SMART - доски, образовательной программы Sonako, интересные учебники и карточки). Инновационная оснащенность Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма позволяет его постоянно поддерживать на достаточно высоком уровне. Например, дают возможность проводить видеовстречи со студентами и преподавателями других Вузов и стран (университет Хаджеттен, Анкара, Турция; университет Центрального Ланкашира, Великобритания).

Обучение иностранному языку делится на следующие разделы: General English, Professional English и Business English. Именно это деление позволяет гармонично формировать все ключевые компетенции специалиста по туризму, сервису и гостиничному делу.

Однако, при обучении иностранному языку в спортивном ВУЗе на факультете туризма и сервиса часто нарушается принцип доступности. Необходимо учитывать ограниченные возможности восприятия и запоминания, особенно на фоне больших учебных нагрузок (в среднем 4 пары в день).

Сегодня требуются качественные изменения в системе подготовки специалистов в сфере туризма, сервиса и гостиничного дела. Она должна включать не только профессиональную компетентность (профессиональные знания и умения), но и коммуникативную компетентность, межкультурную, лингвистическую, регулятивную. Так как именно это позволит им общаться письменно и устно с носителями конкретного языка.

Литература:

1. Березина Н.В. Лингафон, компьютер, аудио- и видеоаппаратура на уроках английского языка в начальной школе. // Начальная школа. - 2013. - № 4. - с. 53-57.

2. Гарипова А.Н., Айтуганова Ж.И., Павицкая З.И. Современные проблемы формирования профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка спортивного вуза // Наука и спорт: современные тенденции. Научно-теоретический журнал. - Казань: 2018. - № 4 (Том 21), с. 145-152.

3. Шафикова А.В., Теганюк В.В. Коммуникативный подход к обучению «иностранному языку второму» (французскому) будущих специалистов индустрии гостеприимства // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 59. - Часть 4. - С. 365 - 368.

Педагогика

УДК 37.013

учитель английского языка Пархоменко Мария Михайловна

МБОУ Гимназия 1 (г.о. Краснознаменска)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МЕТОДИКИ МОНТЕССОРИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИЧЕКОГО СПЕКТРА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Каждому от природы дано быть умным и успешным человеком. Современные федеральные и региональные законы об образовании на государственном уровне закрепляют данные требования современного общества к образовательной системе Российской Федерации. В данной статье рассматривается работа с детьми с расстройствами аутического спектра (РАС) на начальном этапе изучения иностранного языка с частичным применением метода Монтессори, основанном на наблюдении за ребенком в естественных условиях. Приведены примеры использования данной методики при обучении первичным языковым коммуникациям иностранного языка у детей с РАС. Создание условий коррекционной работы обеспечивает успешность познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с РАС.

Ключевые слова: ребенок с расстройством аутического спектра(РАС), инклюзивное образование, педагогические методики, метод Монтессори, самовоспитание, саморазвитие, самоконтроль, саморегуляция, предметно-практическая деятельность, мировосприятие.

Annotation. Everyone by nature is given to be a smart and successful person. Modern Federal and Regional laws on education fix these requirements of modern society to the educational system at the state level in Russian Federation. This article discusses the work with children on autism spectrum disorders (ASD) at the initial stage of learning a foreign language with partial application of the Montessori Method, based on the observation of the child in natural conditions. Examples of this technique in teaching primary language communications of a foreign language to children on ASD are given. The creation of conditions for correctional work ensures the success of cognitive and subject-practical activities of students on ASD.

Keywords: child on autism spectrum disorder (ASD), inclusive education, pedagogical techniques, Montessori Method, self-education, self-development, self-control, self-regulation, subject-practical activity, mentality.

Введение. Каждому ребенку природа дает возможность быть сообразительным и успешным человеком. Задача взрослых - помогать ребенку осознать и реализовать свои возможности, научить маленького человека самостоятельно постигать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой каждый захочет и сможет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.