развития педагога в условиях ИМЦ Московского района, в целом, воспроизводя классическую модель сопровождения, имеет ряд особенностей:
- организационные шаги в ИМЦ по определению потребностей, возможностей и выбору модели сопровождения профессионального развития педагога;
- выявление дефицитов управленцев и педагогов, создание условий для формулирования интересов и запросов;
- наличие тьюторской практики у преподавателей, разрабатывающих и ведущих программы повышения квалификации, содержанием которых является индивидуализация образования.
Содержание этапов сопровождения также изменяется:
1. договор на обслуживание;
2. формирование индивидуальной программы педагога, планирование результатов;
3. поиск ресурсов;
4. сопровождение и корректировка реализации индивидуальной программы;
5. насыщение образовательной среды профессионального развития сетевыми событиями, разнообразием платформ для самореализации, созданием условий для направленных инноваций, возможностями интеграции с образовательным опытом внешних провайдеров;
6. рефлексия полученных результатов для сопровождаемых и сопровождающих, создание более сложных и адекватных требованиям времени образовательных продуктов.
Выводы. Возможности организации тьюторского сопровождения профессионального развития педагога в условиях информационно-методического центра несут потенциал для инновационности как сопровождаемого, так и сопровождающего, являются ресурсом для проектирования индивидуальных программ профессионального развития и самореализации педагогов, способных в будущем построить свои тьюторские практики и успешно сопровождать индивидуальные образовательные программы обучающихся.
Литература:
1. Суханова Е.А. и др. Потенциал профессионально-общественной экспертизы в повышении качества условий индивидуализации образования. - Томск, ТГУ, 2018. - 152 с.
2. Особенности тьюторского сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов в условиях постдипломного образования. Часть 1. Учебно-методическое пособие / Авторы-составители С.В. Кривых, Н.Н. Кузина. - СПб.: ИПК СПО, 2014. - 92 с.
3. Ковалева Т.М. Кобыща Е.И. Попова С.Ю. Теров А.А. Чередилина М.Ю. Профессия «Тьютор» - СФК-офис, 2012-2013. - 303 с.
4. Олефир Л.Н. «Сетевой учитель и сетевой тьютор», «Вести образования» (федеральное электронное издание) 25.09.2017г4с. http://edition.vogazeta.ru/ivo/info/14988.html
5. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография / М.Н.Певзнер и др. / Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; 2002. -316 с. http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=5300&p_page=21).
Педагогика
УДК:378
преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Османов Мухамед Мартинович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ
Аннотация. Статья посвящена проблеме повышения качества высшего образования. Автор анализирует различные точки зрения на проблему выработки методов повышения качества вузовского образования и приводит свою точку зрения на данную проблему. В статье рассматриваются трансформационные процессы, протекающие в вузовском образовании на современном этапе и их влияние на социальные институты общества, в особенности на институт образования. Автор подчеркивает необходимость выработки мер преобразования высшего образования в современной России и обращает внимание на значение качества высшего образования для будущего страны.
Ключевые слова: высшее образование, качество, специальность, государство, социум.
Annotation. The article is devoted to the problem of improving the quality of higher education. The author analyzes various points of view on the problem of developing methods to improve the quality of University education and gives his point of view on this problem. The article deals with the transformation processes taking place in higher education at the present stage and their impact on social institutions of society, especially on the Institute of education. The author emphasizes the need to develop measures for the transformation of higher education in modern Russia and draws attention to the importance of the quality of higher education for the future of the country.
Keywords: higher education, quality, specialty, state, society.
Введение. Развитие любого государства неизменно связано с уровнем развития образования. Трансформация социума неизбежно ведет к трансформации всех социальных институтов, в том числе института высшего образования. Современное российское общество переживает кризис, происходит ломка старых советских образовательных систем. Им на смену приходят новые формы образования, во многом схожие с образовательными стандартами западных государств. Каждая система образования имеет свои положительные и отрицательные стороны и на данном этапе для российской системы высшего образования самое главное принять от западной системы образования все лучшее и в то же время не потерять то хорошее, что выработано нашими педагогами за всю историю развития высшего образования в России.
Изложение основного материала статьи. XXI век диктует новые правила развития социума. Общество никогда не стоит на месте и все изменения в обществе требуют реконструкции образовательных систем. Высшее образование должно уметь подстраиваться под все потребности общества и готовить специалистов,
необходимых для общества и государства в данный момент, отвечать требованиям социально-экономического развития страны.
Вопросами адаптации высшего образования к современным условиям занимаются многие видные ученые страны, но до сих пор не выработан оптимальный путь развития высшего образования в России в новых условиях развития.
H.А. Селезнева и А.И. Суббето считают, что для улучшения качества высшего образования в России необходимо ввести определенные стандарты качества образования. Государство должно обеспечить становление образованной России и сформировать структуру качественного образования [1].
А.М. Балбеко убежден, что в кризисном состоянии современного высшего образования большая часть вины лежит на государстве, которое не заботится о нуждах образования, а оказывает поддержку лишь коммерческим образованиям, приносящим доход. По его мнению, государство должно понять, что есть сферы, требующие регулирования и Россия должна стать социально ориентированным государством, а не коммерчески ориентированным [2]. Струков предлагает для определения качества высшего образования обратить внимание на степень его социально-экономической ориентированности и адекватности. Он считает необходимым сместить образование в сторону интерактивности и переориентировать образовательные парадигмы для получения таких специалистов, которые смогут приспособиться к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в современной России [3].
В отличие от Струкова, главным для повышения уровня высшего образования Полякова В.В. считает заинтересованность обучаемого в приобретении знаний и желании работать по специальности. Согласно ее данным, 40 % студентов не заинтересованы в своей специальности, и учатся лишь ради получения диплома о высшем образовании. Это неизбежно приводит к снижению активности самой учебной деятельности.
Государством периодически предпринимаются попытки реформирования высшего образования в сторону его оптимизации и гуманизации. Внимание к личности обучаемого повышается [4]. В то же время, рыночные отношения и необходимость обеспечивать финансовые нужды учебных заведений приводят к тому, что повышается коммерциализация образования в ущерб получению качественных знаний. Для нашего общества особенно остро стоит вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов [5]. Стране необходимы выпускники, имеющие высокую профессиональную подготовку. Технологии непрерывно обновляются и для любого специалиста очень суметь сориентироваться в изменяющихся условиях. Б.С. Гершунский необходимыми условиями высококвалифицированного специалиста считает наличие следующих качеств личности:
I. культура;
2. грамотность;
3. образованность;
4. менталитет;
5. профессиональная компетентность [6].
Современное образование в развитых государствах имеет тенденцию к универсализации в связи с унификацией государственных границ в условиях глобализации. В то же время, государство пытается освободиться от обязанности финансовой поддержки высшего образования с помощью перевода вузов на само обеспечение. Это вынудило вузы повысить число студентов, обучающихся на контрактной основе и начать практику привлечения иностранных студентов [7]. Это приводит к снижению качества знаний. Особенно беспокоит тот факт, что недостаточное финансирование вынуждает талантливых специалистов переезжать за границу. В связи с этим, государству наносится двойной ущерб. Во-первых, оно теряет перспективного молодого талантливого ученого. Во-вторых, деньги государства, потраченные на его обучение, теряются безвозвратно.
В 2003 году, когда Россия подписала Болонскую декларацию, она ввела в систему высшего образования возможность для студентов свободно переводиться в различные вузы, и сделала весомый шаг к созданию единого пространства для высшего образования. Присоединение к болонской системе позволяет студентам и преподавателям учиться и работать в любом вузе, подписавшем Болонскую декларацию. Постепенно Россия реформировала высшее образование согласно болонской системе, ввела систему бакалавриата и магистратуры. Это позволило российским студентам получать дипломы европейского образца.
Современное высшее образование страдает и от массовизации. Все школьники нацелены на поступление в вуз, хотя у многих нет для этого необходимых способностей и навыков. Для получения престижной и высокооплачиваемой работы на современном рынке труда требуется наличие диплома о высшем образовании. В связи с большим ростом контрактного вида обучения, в вузы принимаются даже те, кто не способен овладеть выбранной профессией. Данная ситуация повлияла не только на появление большого набора в вузах, но и на рынок труда. Рынок труда переполнен безработными выпускниками вузов. Это обесценивает сам вуз, выпустивший подобного выпускника и его специальность, не получающую достойную оценку. В свою очередь это создает финансовые проблемы и для государства. Оно не в состоянии обучать такое количество студентов и обеспечивать их достойной работой в последующем [8].
Мы понимаем, что каждый гражданин, согласно Конституции России имеет право на получение образования [9] и ни в коей мере не призываем к ущемлению прав абитуриентов. Под более жестким отбором в вузы России мы подразумеваем поступление в вуз тех молодых людей, которые выбрали данную профессию в соответствии со своими навыками и стремлениями и в дальнейшем будут работать по данной специальности. Зачастую, те молодые люди, которые могут стать настоящими профессионалами и будут любить свою профессию, не попадают в вуз, так как контрактники в погоне за престижным дипломом занимают их места.
Еще одной проблемой высшего образования в России является его фрагментарность и недостаточный упор на практическое обучение. Вся система подготовки в вузе большей частью направлена на теоретическую подготовку, а практике уделяется лишь малая толика времени. Следует привлекать к преподаванию в высшей школе больше преподавателей - практиков, которые смогут передать студентам навыки профессии, проводить семинары и мастер-классы. Высшее образование должно иметь практическую применимость. Теоретическое и практическое обучение должно гармонично переплетаться и дополнять друг друга.
Мы считаем целесообразным применять комплексный подход в высшем образовании. Это позволит произвести сравнимость квалификаций обучаемых [10]. Введение комплексного подхода в высшем
образовании позволит выработать список требований к выпускнику вуза и объективно оценивать его возможности. В Г. Апальков предлагает внедрить наладить систему взаимообмена образовательных культур с применением сети Интернет [11]. Это позволит решить одну из важных проблем высшего образования в России - оторванность от европейской и мировой системы высшего образования.
Высшее образование на данном этапе вынуждено исправлять ошибки школьного образования в плане профессиональной и воспитательной подготовки. Абитуриент приходит в вуз уже с нежеланием личностно развиваться и приобретать знания по выбранной профессии [12]. Зачастую он не стремится даже к социальной активности, предпочитая инертное посещение занятий и получение престижного диплома, по которому он и не собирается работать. Вчерашний школьник, пришедший в вуз даже не стремится получить знания по выбранной профессии и здесь очень важно применять четко выработанную психолого-педагогическую систему личностно-профессионального обучения и воспитания для побуждения студента к освоению выработанной специальности.
Следует пересмотреть аккредитацию многих коммерческих вузо, которые зарабатывает немалые деньги на контрактном обучении студентов, но не дают качественного образования, выпускники которых после окончания вуза не имея достаточно навыков по своей профессии пополняют, в дальнейшем, ряды безработных.
Выводы. Таким образом, мы видим, что высшее образование в России переживает кризисные моменты. Наше образование приняло много методик преподавания и функционирования у западных коллег. В условиях кризиса всех отраслей государств особенно остро встал вопрос финансирования вузов. Государство пытается освободиться от финансирования институтов образования, переводя его на само обеспечение. Это неизменно снижает качество образования и делает вуз зависимым от средств обучаемых. Для разрешения данной ситуации необходимо до государства донести мысль, что заботой о бизнесе невозможно обеспечить нормальное функционирование социума. Государственные органы обязаны внести налоговые льготы и увеличить финансирование институтов образования. Только полная государственная поддержка позволит вузам страны сделать упор на качество образования, а не стремиться заработать деньги на само обеспечение вуза.
Сейчас на всех уровнях образования внедряются западные приемы обучения. На данном этапе высшее образование должно суметь принять лучшие элементы западных образовательных стандартов, но, в то же время, мы должны сохранить лучшие традиции советской системы высшего образования.
Большой проблемой является и то, что молодые люди выбирают специальность опираясь не на свои таланты и возможности, а на престижность самой специальности. Их интересует лишь сам момент получения диплома, и они не стремятся стать хорошими специалистами в выбранном направлении. В данном случае необходимо суметь переориентировать студентов на выбор той специальности, по которой они в дальнейшем будут работать. Страна нуждается в людях. Которые выбирают профессию в соответствии с навыками и возможностями , а не в погоне за престижем.
Духовное воспитание и образование молодых людей в России оставляет желать лучшего [13]. Мы должны подумать не только о том, как обучить высококвалифицированного профессионала своего дела, но и позаботиться о том, чтобы выпускник вуза имел представление о достойном поведении в социуме и был воспитанным, интеллигентным человеком.
Таким образом, высшее образование в России на современном этапе переживает глубокий кризис и от того, насколько компетентно и своевременного государство и общество сумеет ему помочь, зависит будущее не только высшего образования, сама национальная безопасность России и ее положение в мире.
Литература:
1. Селезнева И.А., Субетто А.И. Теоретико-методологические основы качества высшего образования. // Академия Тринитаризма. Электронное периодическое издание 2003. № публ. 10869 от 9.12.2007.
2. Балбеко А.М. Новые походы к управлению развитием высшей школой и задачи повышения качества высшего образования. // Право и образование. 2007. № 12. С. 4-8.
3. Полякова В.В. Проблемы повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием. // Проблемы современного образования. 2007. С. 222-226.
4. Цибизова Т.Ю. О проблемах подготовки высококвалифицированных специалистов в системе непрерывного профессионального образования. // Наука и образование. Электронное научно-техническое издание. 2011. № 10.
5. Гайфуллина А.Ф., Прохорова Л.В. Применение метода структурирования функций качества для исследования проблем управления образованием в высшей школе. // Вестник Челябинского государственного университета. 2006. № 4. С. 15-19
6. Полохало Ю.Н., Косов Ю.В. Российское высшее образование в условиях глобализации: проблема сохранения национальных традиций и использования зарубежного опыта. // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. 2007. № 4 (28). С. 112-121.
7. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998.
8. Арсентьев Н.М., Ивлеева А.Ю. Массовизация высшего образования в России: угрозы и перспективы. // Гуманитарий: Актуальные проблемы науки и образования. 2010. № 3. С. 76-82.
9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014. - N 31, ст. 4398.
10. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование. 2003. № 5.
11. Апальков В.Г. Методика формирования межкультурной компетенции посредством электронно-почтовой группы: монография. - М., 2011.
12. Щелина Т.Т. Высшее образование в контексте социально-гуманитарных проблем современности. // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 6-2. С. 213-218.
13. Шарипова Н.А., Пермякова И.С. Проблемы образования в России. // Сибирский торгово-экономический журнал 2016. № 4. С. 80-81.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, доцент Павицкая Зоя Ивановна
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Айтуганова Жанна Ильевна Казанский государственный энергетический университет (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Винникова Марина Николаевна
Казанский федеральный университет (г. Казань)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ
ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
Аннотация. В статье обосновываются актуальность и особенности формирования ключевых компетенций у студентов гуманитарного профиля в спортивном ВУЗе (лингвистической, регулятивной, межкультурной и коммуникативной). Рассматриваются особенности преподавания учебной дисциплины «Иностранный язык»: межпредметность, интегрированность, многоуровневость, полифункциональность, неоднородность и беспредельный характер. Определены принципы формирования ключевых компетенций в процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык» (личностного целеполагания, выбора индивидуальной образовательной траектории, продуктивности обучения, первичности образовательной продукции обучающегося, ситуативности, образовательной рефлексии).
Ключевые слова: образование, иностранный язык, ключевые компетенции, методы обучения.
Annotation. The article studies the relevance and features of the formation of key competencies among students of a humanitarian direction at the sports university (linguistic, regulatory, intercultural and communicative). The features of teaching the discipline "Foreign Language" are considered: interdisciplinary, integration, multilevel, multifunctionality, heterogeneity and infinite character. The principles of formation of key competencies in the process of teaching the discipline "Foreign Language" (personal goal-setting, the choice of individual educational trajectory, learning productivity, the primacy of the student's educational products, situationality, educational reflection) are defined.
Keywords: education, foreign language, key competencies, computer teaching methods.
Введение. Высшее профессиональное образование выдвигает необходимость подготовки конкурентоспособного специалиста. Реалии делового сотрудничества Татарстана и России в сфере спорта и туризма, проведение чемпионатов и соревнований мирового уровня (Универсиада - 2013, Чемпионат мира по водным видам спорта, FINA - 2018, World skills - 2019, гастрономический фестиваль «Золотая чаша» и др.) диктуют необходимость владения иностранным языком.
В процессе написания данной статьи авторы выявили следующие недостатки в преподавании иностранного языка в неязыковых ВУЗах: недостаточный уровень владения иностранным языком; недостаток новых методов преподавания и учебных материалов (поголовная IT индустрилизация не решает эту проблему, она только помогает); отсутствие взаимосвязи между занятиями по иностранному языку и по специальным дисциплинам.
Цель исследования - теоретическое обоснование особенностей и разработка технологии формирования ключевых компетенций на занятиях по иностранному языку в спортивном ВУЗе.
В качестве основных методов исследования для решения поставленной цели применялись следующие: теоретико-методологический анализ литературных источников; изучение и обобщение опыта организации педагогического процесса высшей школы; эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, собеседование, опрос).
Вопросам формирования ключевых компетенций по иностранному языку посвящен ряд научных исследований Н.В. Березиной [1], И.А. Зимней, Е.И. Пассова, С.А. Рубинштейна, З.Н. Кажанова, А.В. Шафиковой, В.В. Теганюк [3]. Принимая во внимание большое значение проведенных исследований, необходимо отметить, что вопросы определения ключевых языковых компетенций в области иностранного языка и технология их формирования в спортивном вузе требуют дополнительного исследования.
Изложение основного материала статьи. В контексте нашего исследования ключевые языковые компетенции рассматриваются в качестве составляющих профессиональной компетентности специалиста гуманитарного профиля (туризм, сервис, гостиничное дело). Для дисциплины «Иностранный язык» выделяются ключевые языковые компетенции: лингвистическая, регулятивная, межкультурная и коммуникативная [2].
Лингвистическая компетенция включает знания о языке и речи и умение пользоваться ими в работе с языковым материалом, способности анализировать языковые явления и факты, строить грамматически правильные формы и синтаксические предложения. В основу анализа языковых единиц должен быть положен принцип триединства (значение, форма, функция). Лингвистическая компетенция на занятиях по иностранному языку формируется через преобразование информации по схеме:
слово словосочетание предложение текст.
Регулятивная компетенция включает в себя способность осуществлять речевую деятельность в различных профессиональных ситуациях, умение видеть и анализировать процесс и результат собственной деятельности, навыки самоанализа иноязычного речевого общения, умение корректировать собственную деятельность. Она формируется через формулирование цели, анализ, самооценку и контроль учебной деятельности. Регулятивная компетенция включает следующие этапы: целеполагание, планирование, мобилизация, устойчивая активность, оценка результатов деятельности, рефлексия.
Межкультурная компетенция включает осмысление языковой картины мира иной социокультуры, умение видеть сходство и различие между общающимися культурами, владение совокупностью знаний о культуре изучаемого языка (характеристиках, рамках, типах взаимоотношений). Она имеет следующую структуру: 1. Общекультурные и культурно-специфические знания; 2. Умения речевого общения с представителями других культур. 3. Межкультурная психологическая восприимчивость. Содержание обучения иностранному языку должно включать в себя: культуру страны изучаемого языка, родную культуру