Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенция / формирование / языковая компетентность / лингвистическая компетенция / культуроведческая компетенция / эстетическая компетенция / коммуникативная компетенция / филологическая компетентность / competence / formation / linguistic competence / linguistic competence / cultural competence / aesthetic competence / communicative competence / philological competence

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Добрынина Е. Н.

В статье проведено изучение форм и методов формирования ключевых компетенций на уроках русского языка у учащихся 7 8 классов. Рассмотрены особенности трактования понятия компетенции в области педагогике, а также специфика выбора ключевых компетенций в области изучения русского языка. Выделены наиболее действенные методы и способы формирования ключевых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF KEY COMPETENCIES IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS FOR STUDENTS IN GRADES 7-8

The article examines the forms and methods of formation of key competencies in Russian language lessons for students in grades 7-8. The features of the interpretation of the concept of competence in the field of pedagogy, as well as the specifics of the choice of key competencies in the field of learning the Russian language, are considered. The most effective methods and ways of forming key competencies are highlighted.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ»

УДК 37.013.46

Добрынина Е.Н.

студент Ессентукский Филиал Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ессентуки, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ 7 - 8 КЛАССОВ

Аннотация: в статье проведено изучение форм и методов формирования ключевых компетенций на уроках русского языка у учащихся 7 - 8 классов. Рассмотрены особенности трактования понятия компетенции в области педагогике, а также специфика выбора ключевых компетенций в области изучения русского языка. Выделены наиболее действенные методы и способы формирования ключевых компетенций.

Ключевые слова: компетенция, формирование, языковая компетентность, лингвистическая компетенция, культуроведческая компетенция, эстетическая компетенция, коммуникативная компетенция, филологическая компетентность.

Развивая навыки у учащихся 7 - 8 классов, необходимые в XXI веке, на уроках русского языка детей учат анализировать аутентичные тексты, выражать понимание проблемы, отстаивать свою точку зрения, предлагать решения, создавать тексты разных стилей и типов и т.д. Большое внимание уделяется предтекстовой, текстовой и послетестовой стадии работы. Такие занятия развивают устную и письменную речь учащихся, учат их критически мыслить. Однако уровень владения языком у тех, кто поступил в 7-й класс, не всегда соответствует тому, что требуется, особенно в области орфографических знаний.

Понятие «компетенция» в области педагогике имеет разные трактовки. Так Н.Н. Ушаков говоря о компетенциях в обучении приравнивает их к вопросам, о которых осведомлен человек. [8, с. 61] В свою очередь И.А. Зимняя говорит о компетенции в области педагогике, как о процессе обучения. [4, с. 54] Компетенции - это общий результат освоения содержания образования, который выражается в готовности принять усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности для решения теоретических и практических задач в конкретных жизненных ситуациях.

Понятие языковой компетенции особенно распространено при изучении языка. В общем смысле это понятие означает способность продуктивно и правильно говорить на языке, знание основных правил грамматики и умение правильно понимать жесты и мимику собеседника. Однако применение этого понятия не ограничивается только сферой изучения языка. Требование наличия языковой и речевой компетенции предъявляется и к образованию ребенка. [2, с. 98]

Языковая компетенция — это широкий термин, который включает в себя лингвистическую или грамматическую компетенцию, дискурсивную компетенцию, социолингвистическую или социокультурную компетенцию и то, что можно назвать текстовой компетенцией. Конкретные результаты обучения касаются знания языка и способности использовать эти знания для интерпретации и создания осмысленных текстов, соответствующих ситуации, в которой они используются.

Выбор ключевых компетенций обусловлен желаемой целью процесса, так компетенциями в процессе обучения являются коммуникация, операции с числами, знание информационных технологий, усовершенствование способностей к обучению и повышение результативности, разрешение проблем, планирование, организованность и другие.

Рассматривая изучение формирования ключевых компетенций в области русского языка, выделим следующие их виды: языковая,

лингвистическая,

лингвокультурная (то есть этнокультурная, культуроведческая),

эстетическая,

коммуникативная,

филологическая. [5, с. 40]

Каждая из приведенных компетенция является этапом к формированию у обучающихся коммуникативной компетентности.

Более развернутые трактовки определения ключевых компетенций, формирующихся на уроках русского языка, описывает Н.Н. Ушаков:

1. Языковая компетентность - отражает способность школьников употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка.

2. Лингвистическая компетенция - заключается в наиболее глубоком понимании устной и письменной речи - ее законов, правил, структуры, умения провести анализ и классификацию языковых явлений.

3. Культуроведческая компетенция - это развитие способности учеников в познании языкового колорита этнической культуры.

4. Эстетическая компетенция заключается в способности распознавать языковые единицы в их эстетической функции. Иными словами - это способность видеть и оценивать потенциал языка, как средства создания точного яркого образа мира, его предметов и явлений основанная на знании эстетической языковой природы.

5. Коммуникативная компетенция выражается - это способность применять языковые инструменты, опираясь на разные цели, сферы и ситуации общения. Разумеется, формирование этой компетенции может быть основано только на лингвистической и языковой компетенциях.

6. Филологическая компетентность заключается в способности распознания тесной взаимосвязи между языком и художественной словесности (фольклора и литературы), языка и гуманитарной культуры. [8, с. 112]

Сформированность языковой компетенции является необходимым фундаментов как в непосредственном общении, таком как устная речь, в формировании коммуникативных навыков, так и в опосредованном общении, таком как чтение.

Сегодня в системе образования разработано множество методов и способов для формирования языковой компетенции, но наиболее действенными являются:

- погружение в языковую среду, благодаря которому происходит развитие интуитивного понимания норм и лексических значений речи,

- структурный метод, позволяющий усвоить грамматические структуры речи, языковые единицы, выявить закономерности языка,

- индуктивный метод, позволяющий изучать новые правила и темы непосредственно на практических примерах. [7, с. 35]

Термин лингвистическая компетенция относится к бессознательному знанию грамматики, которое позволяет говорящему использовать и понимать язык. Лингвистическая компетентность включает в себя коммуникативные навыки, такие как культура общения, мотивы коммуникации. Учитывая временную ограниченность учебного времени, особенно времени, отведенного на раздел изучения «Русского языка и культуры речи» формирование лингвистической компетентности переносится на самообразование. Ускорение ритма жизни, развитие информационных, коммуникационных технологий позволяют развить говорение, слушание и письмо, что происходит посредством аудио уроков, написания сочинений, составления диалогов и другое. Внеурочная работа по русскому языку, как способ формирования ключевых компетенций учащихся 7-8 классов - это главное звено во внеклассной деятельности и в образовании детей, которое развивает учащихся не только в области знаний русского языка, но и затрагивает основные составляющие личностного становления школьника.

Формирование эстетической компетенции на уроках русского языка происходит при изучении языкового материала, его фонетического и

лексического разбора. На примере поэзии наглядно изучается мелодичность речи, стихотворный размер. При разборе предложений разбирается его структура, эмоциональный окрас. [2, с. 59]

Развитие и формирование коммуникативной компетенции происходит на каждом этапе изучения языка, путем изучения и разбора русской литературы, написания сочинений, устных и письменных развернутых ответов, усложняя структуру речи с каждой новой темой, путем включения новых знаний.

Филологическая компетентность включает в себя полное понимание и умение интерпретировать полученный текст в его форме и содержании, так же включает в себя развитие духовных качеств, уважение к культурам других народов, расширенный кругозор.

Формирование филологической компетентности наиболее полно и действенно происходит при применении таких методов, как:

- эвристический метод, реализуемый в таких методиках как «мозговой штурм», эвристические вопросы и др.

- исследовательский метод, реализуемый в таких методиках как метод проектов.

- рефлексивный метод.

Таким образом, для формирования ключевых компетенций на уроках русского языка у учащихся 7-8 классов основными методами являются погружение в языковую среду, самостоятельное изучение с применением информационных технологий, разбор языкового материала, написание сочинений, метод проектов, говорение, аудирование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Виды внеклассной работы по русскому языку/ Сост. М. М. Морозова - М.: -Просвещение, 2018 - 273 с;

2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования - М.: ИЦ Академия, 2017. - 176 с;

3. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Монография. - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 2022. - 352 с;

4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://w.rsuh.ru/artide.html;

5. Ладыженская Т.Д. Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Педагогика, 2022;

6. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2023. - 184с;

7. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе/ -М.: Просвещение, 2019. -114с;

8. Ушаков Н. Н и др. Внеурочная работа по русскому языку/ -М.: Просвещение, 2021. -117с;

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: с изменениями и дополнениями на 2011 год. - М.: Просвещение, 2011. - 48с.

Dobrynina E.N.

Stavropol State Pedagogical Institute (Yessentuki, Russia)

FEATURES OF FORMATION OF KEY COMPETENCIES IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS FOR STUDENTS IN GRADES 7-8

Abstract: the article examines the forms and methods of formation of key competencies in Russian language lessons for students in grades 7-8. The features of the interpretation of the concept of competence in the field of pedagogy, as well as the specifics of the choice of key competencies in the field of learning the Russian language, are considered. The most effective methods and ways of forming key competencies are highlighted.

Keywords: competence, formation, linguistic competence, linguistic competence, cultural competence, aesthetic competence, communicative competence, philological competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.