Научная статья на тему 'РАБОТА С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ТЕКСТАМИ КАК СПОСОБ СТАНОВЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ, НРАВСТВЕННОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ'

РАБОТА С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ТЕКСТАМИ КАК СПОСОБ СТАНОВЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ, НРАВСТВЕННОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
61
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
языковая личность / лингвистическая компетенция / языковая компетенция / речевая компетенция / коммуникативная компетенция / работа с текстом / language personality / linguistic competence / language competence / speech competence / communicative competence / working with text

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бедненко Анна Владимировна

На современном этапе развития школьного филологического образования происходит переосмысление конечной цели обучения русскому языку под влиянием антропоцентрического и текстоцентрического принципов лингводидактики. В данной статье освещаются актуальные вопросы включения работы с текстами художественного стиля в структуру уроков русского языка с целью совершенствования языковой личности обучающихся и их нравственно-эстетического развития. В работе дана характеристика компетенциям в области русского языка, овладение которыми способствует становлению языковой личности учащихся, определены наиболее результативные методы работы с текстам на уроках русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING WITH LITERARY TEXTS AS A MEANS OF DEVELOPING A LINGUISTIC PERSONALITY, MORAL AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF STUDENTS

At the present stage of the development of school philological education, the final goal of teaching the Russian language is being rethought under the influence of the anthropocentric and text-centric principles of linguodidactics. This article highlights the current issues of including work with artistic style texts in the structure of Russian language lessons in order to improve the language personality of students and their moral and aesthetic development. This work describes the competencies in the field of the Russian language, the mastery of which contributes to the formation of the linguistic personality of students, identifies the most effective methods of working with texts in the lessons of the Russian language.

Текст научной работы на тему «РАБОТА С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ТЕКСТАМИ КАК СПОСОБ СТАНОВЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ, НРАВСТВЕННОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2021

РАБОТА С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ТЕКСТАМИ КАК СПОСОБ СТАНОВЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ, НРАВСТВЕННОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

WORKING WITH LITERARY TEXTS AS A MEANS OF DEVELOPING A LINGUISTIC PERSONALITY, MORAL AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF STUDENTS

УДК 371

Бедненко Анна Владимировна, студент 5 курса, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ессентуки

Bednenko Anna Vladimirovna, e-mail: fx.1888@yandex.ru

Аннотация

На современном этапе развития школьного филологического образования происходит переосмысление конечной цели обучения русскому языку под влиянием антропоцентрического и текстоцентрического принципов лингводидактики. В данной статье освещаются актуальные вопросы включения работы с текстами художественного стиля в структуру уроков русского языка с целью совершенствования языковой личности обучающихся и их нравственно-эстетического развития. В работе дана характеристика компетенциям в области русского языка, овладение которыми способствует становлению языковой личности учащихся, определены наиболее результативные методы работы с текстам на уроках русского языка.

Annotation

At the present stage of the development of school philological education, the final goal of teaching the Russian language is being rethought under the influence of the anthropocentric and text-centric principles of linguodidactics. This article highlights the current issues of including work with artistic style texts in the structure of Russian language lessons in order to improve the language personality of students and their moral and aesthetic development. This work describes the competencies in the field of the Russian language, the mastery of which contributes to the formation of the linguistic personality of students, identifies the most effective methods of working with texts in the lessons of the Russian language.

Ключевые слова: языковая личность, лингвистическая компетенция, языковая компетенция, речевая компетенция, коммуникативная компетенция, работа с текстом.

Keywords: language personality, linguistic competence, language competence, speech competence, communicative competence, working with text.

Современное общество предъявляет новые требования к результатам обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, среди которых «умение свободно выражать свои мысли и чувства адекватно ситуации и стилю общения», «понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности» [6].

Данные тенденции обусловлены всеобщим антропоцентрическим подходом к научному знанию. В связи с этим в последние годы в центр лингвистических изысканий всё чаще выносится понятие о языковой личности. Антропоцентрический подход изменил не только теоретический взгляд на язык как на предмет исследования, но и определил принципиально

новую конечную цель обучения русскому языку - «становление, развитие и совершенствование языковой личности учащихся» [1, с.29].

Языковая личность стала стержневым понятием антрополингвистики, феномен которого нашёл отраженые в трудах ведущих филологов и лингвистов (Ю.Н. Караулова, Козырева В.А., Черняк В.Д, В.В. Красных). Ю.Н. Караулов трактует языковую личность «многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности» [4, с. 29].

Рассматривая языковую личность как «носителя языка, способного воспринимать и продуцировать устные/письменные высказывания (тексты), соответствующие целям, задачам и условиям коммуникации, извлекать информацию, воспринимать и понимать чужую речь», можно заметить прямую связь совершенствования языковой личности обучающихся с овладением ими ключевых компетенций в области русского языка. Речь идет о приобретении базовых компетенций в процессе школьного филологиечского образования - лингвистической, языковой, речевой, коммуникативной и культуроведческой [2].

Лингвистическая компетенция предполагает знание основ науки о русском языке, усвоение понятийной базы курса и осмысление речевого опыта с позиции приобретенных знаний.

Языковая компетенция - это совокупность практических знаний о языке, то есть способность учащихся пользоваться речевыми средствами в соответствии с нормами русского литературного языка и владение всем потенциалом родного языка как условие эффективной речевой деятельности.

Речевая компетенция предполагает способность пользоваться языком в общении, а также знание способов выражения мыслей и чувств с помощью языка. Речевую компетенцию часто рассматривают в составе коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция включает способность понимать чужие письменные и устные высказывания и продуцировать собственные, адекватные целям, сферам и ситуациям общения.

Культуроведческая компетенция обеспечивает построение языковой картины мира с национальным колоритом, приобщение к культуре своей страны. Развитие культуроведческой компетенции опирается на осознание значимости родного языка, способствует нравственно-эстетическому становлению школьника, обретение им национального самосознания.

Преподавание русского языка в школе решает две взаимосвязанные задачи: образовательную и воспитательную. Образовательная задача реализуется в формировании озвученных компетенций в области русского языка, а то время как воспитательная связана с нравственным и эстетическим развитием учащихся.

Многие методисты, психологи, практикующие педагоги-словесники (М.Р. Львова, В.А. Коханова, Н.А. Близнова) высказывают актуальное мнение, что воспитательный потенциал русского языка является существенным фактором для нравственно-эстетического развития личности обучающихся [5, с. 5, с. 11-12].

Нравственно-эстетическое развитие занимает особую роль в становлении языковой личности и связано с формированием культуроведческой компетенции. А.Д. Дейкина утверждает, что «языковая личность <...> это обладатель определённых мировоззренческих, духовно -нравственных установок, отвечающих ценностным критериям, которые выработаны в культуре народа, его историей и исторической судьбой» [3].

Современное школьное филологическое образование ориентировано на исследование текста как целостной единицы языка, речи и культуры. В процессе работы с текстом создается речевая среда, способствующая воспитанию, развитию каждого ученика как языковой личности [4., с. 164].

Художественный текст как уникальная речевая единица, помимо изучения системы языка и получения умений и навыков построения связной речи, способствует познавательному и нравственно-эстетическому развитию учащихся, активизации их речемыслительной деятельности и становлению ценностных категорий. Кроме того, общеизвестно, что национально-культурные особенности наиболее ярко проявляются в художественных текстах.

Наиболее результативными являются следующие методы и приёмы организации работы с текстом: наблюдение над художественным текстом с выполнением грамматических заданий; редактирование текста; восстановление деформированного текста; элементы различного вида анализа текста; различные виды диктантов; составление синквейнов, кластеров, схем к тексту; комплексная работа с текстом; написание сочинения; написание изложения.

Таким образом, включение в структуру современного урока русского языка комплексной работы с художественными текстами видится необходимым условием для эффективного формирования ключевых компетенций и развития языковой личности учащихся.

Литература

1. Богачева И.В., Борисова Л.П., Откидач Н.А. Организация работы по обогащению словарного запаса учащихся как аспект языкового образования на уроках русского языка // Международный научно-исследовательский журнал «Современный учёный». №4. 2020. С. 28-34.

2. Богачева И.В., Радионова Е.А. Теоретические основы и содержание понятия «языковое образование» // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2019. №2. С. 32-36.

3. Дейкина А.Д. Развитие личности в аспекте аксиологической лингвометодики // Русская речевая культура: теория и практика филологического образования в школе и вузе. Сборник научных статей

по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Составление и научное редактирование И.А. Сотовой (отв. ред.) [и др.]. 2017. С. 7-15.

4. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. М.: КомКнига, 2006. 264 с.

5. Концепция филологического образования как фактор повышения качества изучения русского языка и литературы в современной общеобразовательной организации / Сборник материалов конференции-вебинара для преподавателей русского языка и литературы, методистов учебного отдела, заведующих методическим кабинетом довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации / под общ.ред. И.Г. Екимова, Н.А. Близновой, О.Д. Тимошенко. М., 2018. 231 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 31.03.2021).

Literature

1. Bogacheva I. V., Borisova L. P., Otkidach N. A. Organization of work on the enrichment of the vocabulary of students as an aspect of language education in Russian language lessons // International scientific research Journal "Modern Scientist". No. 4. 2020. pp. 28-34.

2. Bogacheva I. V., Radionova E. A. Theoretical foundations and content of the concept of «language education» // Actual problems of economics, sociology and law. 2019. No. 2. pp. 32-36.

3. Deikina A.D. Razvitie lichnosti v aspekte aksiologicheskoy lingvometodiki [Personal development in the aspect of axiological linguometodiki]. Russian speech culture: theory and practice of philological education in school and university. Collection of scientific articles based on the materials of the All-

Russian Scientific and Practical Conference. Compilation and scientific editing by I. A. Sotova (ed.) [et al.]. 2017. pp. 7-15.

4. Karaulov Yu. N. Russian language and language personality / Yu. N. Karaulov. M.: KomKniga, 2006. 264 p.

5. The concept of philological education as a factor in improving the quality of studying Russian language and literature in a modern educational organization / Collection of materials of the conference-webinar for teachers of Russian language and literature, methodologists of the educational department, heads of the methodological office of pre-university educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation / ed. by I. G. Ekimov, N. A. Bliznova, O. D. Timoshenko. M., 2018. 231 p.

6. Federal State educational Standard of basic general education // Federal state educational standards [Electronic resource] URL: https://fgos.ru/ (accessed: 31.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.