ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №4(34)
УДК 811.161.1.(072)
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК ОСОБЫЙ ТИП УРОКА
© Т.А.Корнеева
В статье рассматриваются особенности формирования информационной, лингвистической, куль-туроведческой, лингвокультуроведческой компетенции учащихся в средней школе и предлагается введение особого типа урока русского языка - урока внеклассного чтения. Подробно описываются принципы организации, содержание, структура урока внеклассного чтения по русскому языку в средней школе, подчёркивается принципиальное отличие подобных уроков от внеклассной работы по предмету, от уроков внеклассного чтения по литературе и уроков внеклассного чтения в начальной школе. Уроки внеклассного чтения по русскому языку в средней школе должны стать неотъемлемой частью учебного процесса, построенного на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению и исследовательской деятельности учащихся.
Ключевые слова: русский язык, методика, внеклассное чтение, средняя школа, информационная компетенция, (лингво)культуроведческая компетенция.
Обучение русскому языку в современной школе предъявляет новые требования к организации учебного процесса и формам, методам, приёмам учебной деятельности. Помимо «традиционных» образовательных компетенций (языковой, лингвистической, культуроведческой, ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, коммуникативной, социально-трудовой, компетенции личностного самосовершенствования и т.п.), на первый план выходит формирование информационной компетенции, включающей умения и навыки по самостоятельному поиску, анализу, отбору необходимой информации и передачи её при помощи различных устных и письменных технологий [1]. Одним из важнейших средств формирования информационной компетенции школьников, наряду с не менее важной культуроведческой (лингвокультуро-ведческой) компетенцией, является организация познавательного чтения на уроках русского языка. В этом плане выделение особого типа урока -урока внеклассного чтения по русскому языку в средней школе - представляется актуальным и необходимым шагом для интеллектуального, морально-нравственного и эстетического развития школьников. Новизна исследования заключается в разработке стратегии урока внеклассного чтения по русскому языку в средней школе как особого типа урока, включающего элементы классической методики внеклассной работы по предмету и вместе с тем выводящего урок внеклассного чтения на совершенно новый уровень организации субъектно-объектной деятельности учащихся с учётом коммуникативно-деятель-ностного и личностно-ориентированного подходов к обучению. В статье изложены основные положения организации уроков внеклассного
чтения по русскому языку в средней школе, отражён личный опыт проведения подобных уроков в ученической среде, результаты обсуждения и апробации в студенческой аудитории в ходе преподавания курса «Теория и методика обучения русскому языку», на научно-практических конференциях с участием учителей школ.
Несмотря на то что сама методика организации внеклассной работы в среднем звене исследована достаточно полно и продуктивно, вопросы организации системы развивающего занимательного чтения по русскому языку оставались либо на периферии, либо вне внимания учёных-методистов, в отличие от классических уроков внеклассного чтения по литературе или уроков внеклассного чтения по русскому языку в начальной школе, являющихся по сути тем же самым литературным чтением [2]. Внеклассное чтение по русскому языку может рассматриваться и как одна из форм проведения внеклассной работы по предмету (как правило, разовая, несистемная), и (предпочтительно) как особый тип урока, включённый в систему обучающих уроков русского языка в среднем и старшем звене, повторяющийся с регулярной последовательностью (1-2 раза в четверть после изучения темы/раздела) по определённой программе. Введение особого типа урока открывает широкие возможности для интеллектуального развития учащихся, расширения их кругозора, лингвоэкологиче-ского воспитания, формирования их языковой, лингвистической, коммуникативной, (лин-гво)культуроведческой, информационной и др. компетенций. Уроки внеклассного чтения по русскому языку в среднем звене позволяют в большей степени реализовать исследователь-
скую направленность обучения и самообразования школьников.
Большое значение в проведении уроков внеклассного чтения по русскому языку имеет отбор и рекомендация книг для самостоятельного чтения учащихся по предмету. К основным принципам формирования научно-познавательного контента следует отнести: учет возрастных особенностей детей (возрастная посильность), принцип доступности (соответствие программе, стиль и форма изложения занимательного материала); жанровое и тематическое разнообразие произведений (научно-популярная литература и публицистическая, книги, журналы, газеты; оригинальные и переводные источники); воспитательная направленность книг; их языковая образцовость; связь с изучаемым материалом по предмету, а также, возможно, принцип индивидуального интереса, самостоятельности учащегося в выборе книги [2: 190]. Ведущий принцип внеклассной работы по предмету - принцип занимательности - является важнейшим и при организации системы уроков внеклассного чтения по русскому языку, однако обучающе-развивающий характер уроков русского языка предполагает не только «развлекательное» чтение, но и серьёзный труд по изучению научной лингвистической литературы, формированию навыков работы с текстами научного стиля и написанию собственных научных статей.
По содержанию на уроки внеклассного чтения по русскому языку рекомендуются книги, дополняющие и углубляющие программный материал, и книги, непосредственно не связанные с программным материалом, но расширяющие общий кругозор учащихся.
Для учащихся пятых-шестых классов (в зависимости от подготовки и уровня развития) будут интересны книги: Казанский Б.В. В мире слов [3]; Казанский Б. В. Приключения слов [4]; Моки-енко В.М. Загадки русской фразеологии [5]; Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: Книга для внеклассного чтения [6] и другие.
В седьмом классе следует обратить внимание на книги: Колесов В.В. История русского языка в рассказах [7]; Шанский Н.М. Лингвистические детективы [8] и другие.
Для восьмых и девятых классов можно предложить книги: Колесов В.В. Гордый наш язык [9]; Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии [10]; Успенский Л. Слово о словах [11]; Костомаров В.Г. Жизнь языка: от вятичей до москвичей [12]; Чуковский К.И. Живой как жизнь [13] и другие.
В старшей школе (в том числе для подготовки к ГИА и ЕГЭ) целесообразно привлечь книги:
Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы [14]; Крысин Л.П. Жизнь слова: Книга для учащихся старших классов [15]; Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика [16]; Бурлак С.Д. Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы [17]и другие.
Материалы периодических изданий (например, статьи журнала «Русская речь») желательно вводить на всех этапах обучения [18].
В целом перечень «классических» книг для проведения уроков внеклассного чтения по русскому языку в среднем и старшем звене объёмен. Он включает, например, такие научно-популярные произведения авторов, как: Барашков В.Ф. А как у вас говорят? [19]; Брагина А.А. Русское слово в языках мира [20]; Введенская Л.А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным: книга для учащихся старших классов [21]; Голанова Е.И. Как возникают названия [22]; Гольдин В.Е. Речь и этикет [23]; Де-рягин В.Я. Беседы о русской стилистике [24]; Земская Е.А. Как делаются слова [25]; Кодухов В.И. Рассказы о синонимах [26]; Кондратов А.В. Земля людей - земля языков [27]; Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира [28]; Лопатин В.В. Рождение слова [29]; Максимов В.И. К тайнам словообразования: книга для внеклассного чтения в 8-11 классах [30]; Мокиенко В.М. В глубь поговорки [31]; Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии [32]; Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий [33]; Розен-таль Д.Э. А как лучше сказать? [34]; Сергеев В.Н. Новые значения старых слов: книга для внеклассного чтения учащихся 8-10 кл. средней школы [35]; Чуковский К. От двух до пяти [36].
Неотъемлемой частью системы уроков внеклассного чтения по русскому языку должны стать уроки, посвящённые словарям русского языка, и в первую очередь «Словарю живого великорусского языка» В.И.Даля [37].
Трудности при подборе книг для уроков внеклассного чтения по русскому языку заключаются в том, что большинство книг рассчитано на учащихся старших классов и содержит лингвистическую терминологию, не всегда понятную школьникам младшего возраста. В этом плане несколько обделённым остаётся пятый класс школы, в связи с чем в этом звене на уроках внеклассного чтения рекомендуется основную работу проводить со словарями русского языка. С другой стороны, многие классические научно-познавательные книги по русскому языку были впервые изданы до 90-ых гг. XX века и с тех пор не переиздавались, они, как правило, отражают реалии советского времени, непонятные современному школьнику. В этом плане творческая
переработка, переиздание классических книг и издание современной научно-популярной литературы о русском языке для школьников среднего звена представляется необходимой частью научной и учебно-методической работы.
Нельзя не согласиться с Т.Г.Рамзаевой и М.Р.Львовым, утверждающими, что по структуре уроки внеклассного чтения (в начальной школе), с одной стороны, относительно свободные уроки, «на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей... Уроки внеклассного чтения должны быть увлекательны, стать праздниками книги, дети ждут их с нетерпением, готовятся к ним на протяжении недели или двух». С другой стороны, «на этих уроках выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю» [2: 193]. Однако уроки внеклассного чтения по русскому языку в среднем и старшем звене средней школы должны носить прежде всего исследовательский характер, пробуждать пытливую мысль учащихся, знакомить их с языком как отражением народной менталь-ности. По форме это могут быть уроки комментированного чтения, уроки-проекты, уроки-презентации прочитанной книги, уроки-исследования, уроки-открытия и т.п. Работа может вестись по одной книге, прочитанной учащимися, или по нескольким (в старших классах). В среднем звене работа над одной книгой может быть рассредоточена по нескольким урокам внеклассного чтения (не более чем на полгода). В этом случае школьники под руководством учителя прочитывают и обсуждают на уроке одну-две главы книги.
Подготовительная работа к уроку внеклассного чтения по русскому языку включает четыре основных компонента. 1) «Пропаганда» [2: 191] книги, создание мотивации к чтению. 2) Постановка конкретной речевой задачи (установки), которую учащиеся должны выполнить, прочитав книгу. Это может быть задание ответить на предложенные по книге вопросы. «Вопросник» по книге - список вопросов, на которые школьники отвечают по мере прочтения книги. Например, при чтении книги К.И.Чуковского «Живой, как жизнь» учащиеся должны письменно ответить на вопросы: какое значение имело раньше выражение зачитать книгу? кого раньше называли ребятами? почему К.И.Чуковского насторожило слово обратно? кто лакомился кавардаком? когда жена и дети не назывались семьёй? из какого языка пришло слово котлета? и другие подобные вопросы по содержанию. Количество предваряющих вопросов (в зависимости от содержания книги и планируемой работы на
уроке) может быть от трёх до 15-20. При организации проектной деятельности учащихся формулируются темы проекта («История слова — отражение истории народа», «Энциклопедия одного слова» и др.), организуется сбор материала по книге. 3) Учет прочитанного, ведение читательского дневника. 4) Контроль прочитанного со стороны учителя и индивидуальная помощь.
Структура уроков внеклассного чтения по русскому языку, как и уроков по литературе, может быть разнообразной. Отсутствие шаблона и творческий, исследовательский подход учителя и учащихся к «презентации» и анализу книги -главное требование к уроку. Вместе с тем можно выделить определённые элементы, без которых урок не выполнит своих задач: 1) знакомство с научной, просветительской, писательской деятельностью автора книги; 2) организация урока по принципу: от слова и словосочетания к предложению, тексту и самостоятельной творческой работе учащегося; 3) обязательный компонент урока - словарная работа, составление своеобразной «энциклопедии» слова. Этот вид работы предполагает также проникновение в природу культурного смысла, закреплённого за определённым языковым знаком, понимание истории слова как отражения истории жизни народа; 4) беседа по содержанию книги с одновременным лингвистическим анализом представленного в ней материала; 5) самостоятельная (групповая, парная, командная) работа над проблемами, поставленными в книге.
Большое внимание на уроках внеклассного чтения следует уделять формированию лингвокультуроведческой компетенции. Если культу-роведческая компетенция предполагает владение русским речевым этикетом, осознание национально-культурной специфики русского языка (а именно: знание наименований предметов и явлений традиционного русского быта, традиций, национальных игр, обрядов, обычаев, изобразительного искусства, устного народного творчества), знание русских невербальных средств общения (мимики, жестов), то лингвокультуроведче-ская компетенция - это система знаний о культуре, воплощённая в национальном языке, и комплекс умений по оперированию этими знаниями. Лингвокультуроведческая компетенция содержательно более глубокая, она предполагает проникновение в природу культурного смысла, закреплённого за определённым языковым знаком.
Несмотря на то что молодая дисциплина лин-гвокультурология [38-39] сформировалась из лингвострановедения и результаты её исследования используются прежде всего в методике преподавания русского языка как иностранного и
русского языка как неродного, построение уроков внеклассного чтения на основе лингвокуль-турологического аспекта представляется актуальным, значимым и наиболее перспективным в современной школе. Язык в этом плане изучается как феномен культуры, национального видения мира, национального менталитета. Различные аспекты взаимодействия языка и культуры изучают и такие современные научные направления, как когнитивная лингвистика, этнолингвистика, лингвоконцептология, межкультурная коммуникация, лингвокультурная лексикография и др. Их открытия могут и должны быть учтены и использованы в лингводидактике. Характерно, что имеющиеся программы, приобщающие учащихся к истокам русской народной культуры, рассчитаны на дошкольные учебные заведения и высшую школу. Среднее звено оказывается пропущенным в этой цепочке, что существенно обедняет методику обучения русскому языку в средних и старших классах.
Принципиальным отличием формирования лингвокультуроведческой компетенции следует считать то, что национально-специфическое понятие раскрывается здесь в сопоставлении с его синонимическим (или гиперо-гипонимическим) эквивалентом, например, рассмотрение синонимических «оппозиций» простак-простец, радость-веселье, свобода-воля, правда-истина, справедливость-милосердие, путь-дорога, труд-работа-дело. и др. в работах В.В.Колесова [40: 192, 260, 265, 466, 468 и др.; 41]. Сопоставительный анализ ключевых понятий русской культуры позволит учителю и учащимся не только проникнуть в тайны русской ментальности, отражённые в языке и тексте, но и сделать познавательный процесс целенаправленным, осмысленным и интересным.
При проведении уроков внеклассного чтения по русскому языку следует обратить внимание на то, что лингвокультуроведческий подход к подбору дидактического материала должен опираться на несколько принципов: 1) принцип опоры на ключевое слово урока (понятие, концепт), смысл и культурологическая значимость которого раскрывается в ходе урока; 2) обязательное привлечение текстового материала (принцип текстоцентризма); 3) использование проектных технологий для организации самостоятельной и групповой работы учащихся, 4) обогащение словарного запаса учащихся лингвокультурологиче-скими единицами; 5) использование богатого ресурса словарей (в том числе «Словарь живого великорусского языка» В.И.Даля).
Урок внеклассного чтения по русскому языку как новая форма организации учебной работы
содержит в себе ещё недостаточно исследованный потенциал для формирования личности школьника, приобщения его к научно-исследовательской работе, информационному поиску, научному творчеству. В этой связи современная школа испытывает острую нехватку учебно-методической литературы по организации уроков такого типа. Издание методических рекомендаций для учителей по изучению в школе научно-популярной и занимательной литературы по русскому языку (рекомендации желательны для каждой из вышеуказанных и новых книг), по формированию лингвокультуроведческой, информационной и научно-исследовательской компетенций школьников представляется насущным требованием времени.
1. Черкашена Л.С. Формирование информационной компетентности школьников // URL: www.it-n.ru/ attachment.aspx?id=14509 (дата обращения 02.10.2013).
2. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения». - М.: Просвещение, 1979. - 431с. // URL: http://pedlib.ru/ Books/4/0033/4_0033-187.shtml (дата обращения 01.10.2013).
3. Казанский Б.В. В мире слов. - СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2008. - 320с.
4. Казанский Б.В. Приключения слов. - СПб.: Авалон; Азбука-классика, 2008. - 256 с.
5. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии: На-уч.-попул. - М.: Высш. шк., 1990. - 160 с.
6. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: Кн. для внеклас. чтения (8-10 кл.). - М.: Просвещение,
1987. - 208 с.
7. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. - СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2005. - 224 с.
8. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. - М.: ДРОФА, 2002. - 528 с.
9. Колесов В.В. Гордый наш язык. - СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2006. - 352 с.
10. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1973. - 256 с.
11. Успенский Л. Слово о словах: Очерки о яз. - Л.: Дет. лит.: Ленингр. отд-ние, 1982. - 287 с.
12. Костомаров В.Г. Жизнь языка: от вятичей до москвичей. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 239 с.
13. Чуковский К.И. Живой как жизнь: о рус. яз. - М.: КДУ, 2004. - 219 с.
14. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы: Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение,
1988. - 172 с.
15. Крысин Л.П. Жизнь слова: Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1980. - 176 с.
16. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика: Кн. для учащихся 8-10 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
17. Бурлак С.Д. Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы // URL: http://lib.rus.ec/b/ 405591/read (дата обращения 02.10. 2013)
18. Русская речь // URL: http://elibrary.ru/ issues.asp?id=8204 (дата обращения 06.10 .2013)
19. Барашков В.Ф. А как у вас говорят? // URL: http://lib.rus.ec/b/332210/read (дата обращения 02.10. 2013)
20. Брагина А.А. Русское слово в языках мира: Книга для внеклассного чтения. - М.: Просвещение, 1978. - 191 с.
21. Введенская Л.А. От собственных имен к нарицательным: книга для учащихся старших классов сред. шк. - М.: Просвещение, 1989. - 143 с.
22. Голанова Е.И. Как возникают названия: кн. для ст. кл. - М.: Просвещение, 1989. - 142с.
23. Гольдин В.Е. Речь и этикет: Кн. для внеклас. чтения учащихся 7-8 кл.- М.: Просвещение, 1983. -109 с.
24. Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. - М.: Знание, 1978.- 96 с. // URL: http://genling.ru/books/ item/f00/s00/z0000006/index. shtml (дата обращения 02.10. 2013)
25. Земская Е.А. Как делаются слова. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. - 93 с.
26. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. - М.: Просвещение, 1984. - 144 с.
27. Кондратов А.В. Земля людей - земля языков // URL : http ://www. e-reading.co .uk/book.php?book= 147543 (дата обращения 06.10. 2013)
28. Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира // URL: http://lib.rus.ec/b/369394/read (дата обращения 06.10. 2013)
29. Лопатин В.В. Рождение слова: неологизмы, окказиональные образы. - М.: Наука, 1973. - 152 с.
30. Максимов В.И. К тайнам словообразования: книга для внеклассного чтения (VIII-X классы). - М.: Просвещение, 1980. - 160 с.
31. Мокиенко В.М. В глубь поговорки: Кн. для учащихся. - Киев: Рад. шк., 1989. - 220 с.
32. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. -СПб.: Авалон: Азбука-классика, 2005. - 256 с.
33. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий: книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1975. - 157 с.
34. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать?: Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1988. -176 с.
35. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. - М.: Просвещение, 1979. - 159с.
36. Чуковский К.И. От двух до пяти. - СПб.: Лимбус Пресс, 2001. - 464с.
37. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. - М.: Рус. яз., 1999.
38. Воробьёв В.В. Лингвокультурология: Монография. - М.: РУДН, 2008. - 338с.
39. Маслова В. А . Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 208 с.
40. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. - 624 с.
41. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. - М.: Академический проект, 2001. -990 с.
SUPPLEMENTARY READING IN THE LESSONS OF RUSSIAN AS A PARTICULARIZED TYPE OF LESSON
T.A.Korneyeva
The article is devoted to one of the key issues of modern education - developing various types of competence: informational, linguistic, cultural, and cultural linguistic - in schoolchildren during a particularized type of lesson - a lesson of supplementary reading in primary school. The author elaborates the principles of arrangement, content, and lesson structure, distinguishing it from extracurricular activities related to the Russian language studies. The aim is to get pupils interested in the origin of Russian words and idioms, to stir up their imagination, to make them obtain knowledge by means of self-education and research activity.
Key words: Russian language, methodology, supplementary reading, secondary school, informational competences, cultural competence.
1. Cherkashena L.S. Formirovanie informacionnoj kompetentnosti shkol'nikov // URL: www.it-n.ru/ at-tachment.aspx?id= 14509 (data obrashhenija 02.10.2013)
2. Ramzaeva T.G., L'vov M.R. Metodika obuchenija russkomu jazyku v nachal'nyh klassah: Ucheb. poso-bie dlja studentov ped. in-tov po spec. №2121
«Pedagogika i metodika nach. obuchenija». - M.: Prosveshhenie, 1979. - 431s. // URL: http://pedlib.ru/ Books/4/0033/4_0033-187.shtml (data obrashhenija 01.10.2013 )
3. Kazanskij B.V. V mire slov. - SPb.: Avalon, Azbuka-klassika, 2008. - 320 s.
4. Kazanskij B.V. Prikljuchenija slov. - SPb.: Avalon; Azbuka-klassika, 2008. - 256 s.
5. Mokienko V.M. Zagadki russkoj frazeologii: Nauch. -popul. - M.: Vyssh. shk., 1990. - 160 s.
6. Vartanjan Je.A. Puteshestvie v slovo: Kn. dlja vnek-las. chtenija (8-10 kl.). - M.: Prosveshhenie, 1987. -208 s.
7. Kolesov V.V. Istorija russkogo jazyka v rasskazah. -SPb.: Avalon, Azbuka-klassika, 2005. - 224 s.
8. Shanskij N.M. Lingvisticheskie detektivy. - M.: DROFA, 2002. - 528 s.
9. Kolesov V.V. Gordyj nash jazyk. - SPb.: Avalon, Azbuka-klassika, 2006. - 352 s.
10. Otkupshhikov Ju.V. K istokam slova. Rasskazy o nauke jetimologii. Kniga dlja uchashhihsja. - M.: Prosveshhenie, 1973. - 256 s.
11. Uspenskij L. Slovo o slovah: Ocherki o jaz. - L.: Det. lit.: Leningr. otd-nie, 1982. - 287 s.
12. Kostomarov V.G. Zhizn' jazyka: ot vjatichej do mos-kvichej. - M.: Pedagogika-Press, 1994. - 239 s.
13. Chukovskij K.I. Zhivoj kak zhizn': o rus. jaz. - M.: KDU, 2004. - 219c.
14. Odincov V.V. Lingvisticheskie paradoksy: Kn. dlja uchashhihsja st. klassov. - M.: Prosveshhenie, 1988. - 172 s.
15. Krysin L.P. Zhizn' slova: Kn. dlja uchashhihsja st. klassov. - M.: Prosveshhenie, 1980. - 176 s.
16. Golub I.B., Rozental' D.Je. Zanimatel'naja stilistika: Kn. dlja uchashhihsja 8-10 kl. sred. shk. - M.: Pros-veshhenie, 1988. - 207 s.
17. Burlak S.D. Proishozhdenie jazyka. Fakty, issledo-vanija, gipotezy // URL: http://lib.rus.ec/b/ 405591/read (data obrashhenija 02.10. 2013)
18. Russkaja rech' // URL: http://elibrary.ru/ is-sues.asp?id=8204 (data obrashhenija 06.10. 2013)
19. Barashkov V.F. A kak u vas govorjat? // URL: http://lib.rus.ec/b/332210/read (data obrashhenija 06.10. 2013)
20. Bragina A.A. Russkoe slovo v jazykah mira: Kniga dlja vneklassnogo chtenija. - M.: Prosveshhenie, 1978. - 191 s.
21. Vvedenskaja L.A. Ot sobstvennyh imen k naricatel'nym: kniga dlja uchashhihsja starshih klassov sred. shk. - M.: Prosveshhenie, 1989. -143 s.
22. Golanova E.I. Kak voznikajut nazvanija.: kn. dlja st. kl. - M.: Prosveshhenie, 1989. - 142 s.
23. Gol'din V.E. Rech' i jetiket: Kn. dlja vneklas. chtenija uchashhihsja 7-8 kl. - M.: Prosveshhenie, 1983. -109 s.
24. Derjagin V.Ja. Besedy o russkoj stilistike. - M.: Znanie, 1978. - 96 s. URL: http://genling.ru/books/ item/f00/s00/z0000006/index. shtml (data obrashhenija 02.10. 2013)
25. Zemskaja E.A. Kak delajutsja slova. - M.: Izd-vo Akademii nauk SSSR, 1963. - 93 s.
26. Koduhov V.I. Rasskazy o sinonimah. - M.: Prosveshhenie, 1984. - 144 s.
27. Kondratov A.V. Zemlja ljudej - zemlja jazykov // URL: http ://www .e-reading. co .uk/book.php?book= 147543 (data obrashhenija 06.10. 2013)
28. Leont'ev A.A. Puteshestvie po karte jazykov mira // URL: http://lib.rus.ec/b/369394/read (data obrashhenija 06.10. 2013)
29. Lopatin V.V. Rozhdenie slova: neologizmy, okkazi-onal'nye obrazy. - M.: Nauka, 1973. - 152 s.
30. Maksimov V.I. K tajnam slovoobrazovanija: kniga dlja vneklassnogo chtenija (VIII-X klassy). - M.: Prosveshhenie, 1980. - 160 s.
31. Mokienko V.M. V glub' pogovorki: Kn. dlja uchashhihsja. - Kiev: Rad. shk., 1989. - 220 s.
32. Mokienko V.M. Zagadki russkoj frazeologii. - SPb.: Avalon: Azbuka-klassika, 2005. - 256 s.
33. Poljakova E.N. Iz istorii russkih imen i familij: kniga dlja uchashhihsja. - M.: Prosveshhenie, 1975. -157 s.
34. Rozental' D.Je. A kak luchshe skazat'?: Kn. dlja uchashhihsja st. klassov. - M.: Prosveshhenie, 1988.
- 176 s.
35. .Sergeev V.N. Novye znachenija staryh slov. - M.: Prosveshhenie, 1979. - 159 s.
36. Chukovskij K.I. Ot dvuh do pjati. - SPb.: Limbus Press, 2001. - 464 s.
37. Dal' Vladimir. Tolkovyj slovar' zhivogo ve-likorusskogo jazyka: T. 1-4. - M.: Rus. jaz., 1999.
38. Vorobjov V.V. Lingvokul'turologija: Monografija. -M.: RUDN, 2008. - 338s.
39. Maslova V.A. Lingvokul'turologija: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - M.: Akademija, 2004. - 208 s.
40. Kolesov V.V. Russkaja mental'nost' v jazyke i tekste.
- SPb.: Peterburgskoe Vostokovedenie, 2006. -624 s.
41. Stepanov Ju.S. Konstanty: Slovar' russkoj kul'tury. -M.: Akademicheskij proekt, 2001. - 990 s.
Корнеева Татьяна Александровна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.
Korneyeva T.A. - Ph. D. in Philology, Associate Professor, ^zan Federal University
18 Kremlyovskaya Str., R^zan, 420008, Russia E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 19.10.2013