Научная статья на тему 'Творческий подход к преподаванию русского языка в школе'

Творческий подход к преподаванию русского языка в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1728
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / CREATIVITY / RUSSIAN LANGUAGE LESSON / COMPETENCE / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пустовит Марина Юрьевна

В статье рассматриваются аспекты творческого подхода в педагогической деятельности. Развитие самостоятельности является важным условием подготовки подрастающего поколения к творческому труду. Современные уроки русского языка, направленные на развитие компетенций учащихся, предусматривают обязательное включение педагогов в творческий процесс. Использование различных технологий позволяет учителям в своей работе успешно применять творческий подход. Эффективность преподавания зависит от личности педагога. Умелое сочетание инноваций и ценного педагогического наследия во многом определяет плодотворность деятельности учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CREATIVE APPROACH TO TEACHING RUSSIAN LANGUAGE IN SCHOOL

The article deals with the aspects of creative approach in pedagogical activity. The development of independence is an important condition for preparing the younger generation for creative work. Modern Russian language lessons aimed at developing students ' competencies provide for the mandatory inclusion of teachers in the creative process. The use of different technologies allows teachers to successfully apply creativity in their work. The effectiveness of teaching depends on the personality of the teacher. The skillful combination of innovation and valuable pedagogical heritage largely determines the fruitfulness of the teacher.

Текст научной работы на тему «Творческий подход к преподаванию русского языка в школе»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ РУССКОГО

ЯЗЫКА В ШКОЛЕ Пустовит М.Ю. Email: [email protected]

Пустовит Марина Юрьевна - доцент, кафедра русского языка и методики преподавания филологических дисциплин, Институт гуманитарных наук Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются аспекты творческого подхода в педагогической деятельности. Развитие самостоятельности является важным условием подготовки подрастающего поколения к творческому труду. Современные уроки русского языка, направленные на развитие компетенций учащихся, предусматривают обязательное включение педагогов в творческий процесс. Использование различных технологий позволяет учителям в своей работе успешно применять творческий подход. Эффективность преподавания зависит от личности педагога. Умелое сочетание инноваций и ценного педагогического наследия во многом определяет плодотворность деятельности учителя.

Ключевые слова: творчество, урок русского языка, компетенция, педагогические технологии.

A CREATIVE APPROACH TO TEACHING RUSSIAN LANGUAGE

IN SCHOOL Pustovit M.Yu.

Pustovit Marina Yuryevna - Associate Professor, DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE AND METHODS OF TEACHING PHILOLOGICAL

DISCIPLINES, INSTITUTE FOR HUMAN SCIENCES STATE AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION OF MOSCOW «MOSCOW CITY PEDAGOGICAL UNIVERSITY», MOSCOW

Abstract: the article deals with the aspects of creative approach in pedagogical activity. The development of independence is an important condition for preparing the younger generation for creative work. Modern Russian language lessons aimed at developing students ' competencies provide for the mandatory inclusion of teachers in the creative process. The use of different technologies allows teachers to successfully apply creativity in their work. The effectiveness of teaching depends on the personality of the teacher. The skillful combination of innovation and valuable pedagogical heritage largely determines the fruifulness of the teacher. Keywords: creativity, Russian language lesson, competence, pedagogical technologies.

УДК: 373.016:811.161.1 DOI: 10.24411/2312-8089-2019-11401

В настоящее время изучение проблем применения творческого подхода в преподавании приобретает особую значимость. Современному обществу для развития и повышения его благосостояния нужны грамотные, творческие, способные к нестандартным решениям граждане. Их личностному формированию во многом способствует использование в педагогической деятельности творческого подхода. Уроки русского языка открывают широкие возможности для творчества.

Подготовка подрастающего поколения к творческому труду, формирование его творческой активности должны начинаться как можно раньше. Для наиболее эффективного применения творческого подхода учителям необходимо знать о творчестве его ключевые положения. По определению ученых, творчество есть «деятельность человека, направленная на создание качественно новых, неповторимых духовных и материальных ценностей» [5, с. 775]. Обычно выделяют активность творческую и репродуктивную. Их компоненты в социальной активности могут проявляться в различном соотношении. Как отмечают исследователи, творческий характер социальной активности - один из ее критериев и существующих характеристик. Все виды социальной активности (умственной, эстетической, трудовой, физической и т.д.) в той или иной мере обладают творческим характером. Поэтому творческая активность есть не отдельный вид социальной активности, а одна из возможных характеристик любой высокоразвитой социальной активности [2, с. 12].

Установлено, что базовым условием развертывания заложенных в человеке возможностей к творчеству является присущая ему потребность в активной деятельности, способность к ней. Выявлено, что различные виды деятельности включают в себя стереотипные и творческие компоненты. При этом творческое является важнейшим компонентом и условием развития любой деятельности в целом. Творческий компонент является важнейшим структурным элементом деятельности. Для того чтобы человек мог заниматься творчеством, у него должны быть развиты необходимые способности. Их формирование не происходит само по себе. К занятию творческой деятельностью надо готовить человека с ранних лет. Творчество не представляет собой уже что-то готовое, само собой появляющееся. Ученик не может просто так внезапно начать делать открытия. Этому предшествует самостоятельная работа ученика. Самостоятельность как проявление инициативы в выборе темы для работы и способе ее выполнения является первой ступенью творчества. Детская самостоятельность и творчество не могут быть изолированы друг от друга. Между ними нет четкой границы. Нет периодов самостоятельности и периодов творчества. В подавляющем большинстве случаев появлению творческих работ будет предшествовать в основном репродуктивная, но самостоятельная работа [1, с. 52]. Поэтому учителям русского языка так важно развивать в учениках самостоятельность. Использование творческого подхода делает этот процесс интересным и увлекательным для учащихся. В настоящее время разработаны педагогические технологии, способствующие наиболее эффективному развитию самостоятельности на уроках.

Современные уроки в соответствии с требованиями Стандарта призваны отвечать требованиям общества. «Ключевой характеристикой качества образования сегодня становятся требования стандарта - требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Концепция стандартов пополняет известные понятия -«компетенция» и «знания» - «умения» - «навыки» (ЗУНы). Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей)» [4, с. 5]. Применение творческого подхода на уроках русского языка способствует развитию компетенций, связанных, в частности, с коммуникативными возможностями языка, свободным изложением мысли в соответствии с этическими нормами, с расширением словарного запаса, с освоением ключевых лингвистических понятий и их применением в различных видах деятельности, повышением грамотности, стремлением к самосовершенствованию, самостоятельности.

Изучение курса русского языка в школе направлено на развитие трех основных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой. Коммуникативная компетенция предполагает освоение всех видов речевой деятельности и основ культуры устной и письменной речи, умений и навыков применения языка в различных сферах и ситуациях общения, которые соответствуют опыту и особенностям учащихся на разных возрастных этапах. Языковая и

лингвистическая (языковедческая) компетенция включает в себя освоение знаний о языке, общих понятий лингвистики, выдающихся филологах, усвоение норм русского литературного языка, грамматического строя речи, расширение словарного запаса, развитие способности анализировать и оценивать языковые факты и явления, умение работать с лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция представляет собой понимание языка как «формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, овладение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения» [7, с. 14]. Эффективное формирование и развитие данных компетенций предусматривает обязательное включение педагогов в творческий процесс.

На уроках русского языка учителя используют различные педагогические технологии, в основе которых лежит творческий подход к преподаванию. К ним относится и технология «Педагогическая мастерская». «В технологии мастерских главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. На всех этапах работа в основном ведется в парах, группах, что помогает каждому ребенку почувствовать себя успешным. Главная установка творческой мастерской - «неуспеха» не бывает» [3, с. 4]. Технология «Педагогическая мастерская», примененная, в частности, на уроках развития речи, включает в себя следующие основные этапы:

1) индуктор (создание эмоционального настроя, мотивации к творческой деятельности);

2) деконструкцию (детальный разбор текста);

3) реконструкцию (создание своего продукта творчества, собственного текста);

4) социализацию (сравнение своей работы с работами других, проведение самокоррекции);

5) афиширование (проводимая по желанию демонстрация результатов собственного труда или результат работы в группе);

6) разрыв (новое видение предмета или явления, побуждение к поиску информации для ответов на возникающие на данном этапе вопросы),

7) рефлексию (самоанализ) [3, с. 7 - 20].

Данная технология содержит в себе творческий подход к образовательной деятельности и педагогов, и учащихся. Педагоги активно используют эту технологию на уроках русского языка, например, учащимся даются обучающие сочинения-рассуждения, изложения [3]. Проведение уроков с применением такой технологии требует от учителя большой подготовки и работы над собой. При выполнении творческих заданий учитель выступает в роли партнера, с уважением относящегося к личности ребенка. Получение учащимися новых знаний, умений, развитие их компетенций происходит в атмосфере добра и радости, что способствует формированию положительного отношения к учению и учителю, установлению между ними доверительных отношений. Личностный рост учеников и педагогов, стремящихся к постоянному самосовершенствованию, созидательному творчеству, безусловно, является одним из основных достижений этой технологии.

Применение интерактивных технологий на уроках обеспечивает нескучное преподнесение учебного материала, развивает самостоятельность учащихся, прививает любовь к учению, познанию нового. Под технологией интерактивного обучения «можно понимать систему способов организации взаимодействия педагога и обучающихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания детьми ситуации успеха в выполняемой деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер» [6, с. 93]. Технология интерактивного обучения состоит из следующих этапов:

1) ориентация (разработка целей игры, ее задач, формулировка проблемы, общий обзор хода игры, выдача материалов),

2) подготовка к проведению (изучение ситуации, инструкций, знакомство с правилами, обсуждение содержания и процесса игры),

3) проведение игры (самостоятельное выполнение детьми заданий, где педагог, в случае необходимости, может оказать помощь детям по их просьбе),

4) обсуждение игры (выступление экспертов, обмен мнениями, защита собственной точки зрения, формулировка выводов) [6, с. 93].

Интерактивное обучение создает благоприятные условия для выполнения педагогических задач на уроках русского языка. Различные приемы педагогической техники, например, «Мозговой штурм», «Незаконченное предложение», «Отсроченная отгадка», «Лови ошибку», составление с учащимися синквейнов, проведение на уроках дискуссий, дебатов, деловых игр, организация работы учеников в парах, в группах -важнейшие элементы для успешного внедрения творческого подхода в преподавании русского языка в школе.

При умелой организации учебного процесса применение проектных технологий развивает в учащихся стремление к самостоятельному получению знаний и умению применять их в практической деятельности, способствует приобретению коммуникативных умений, формированию исследовательских умений и развитию системного мышления. Выделяют следующие этапы работы над проектом:

1) целеполагание (обсуждение проблемы и выдвижение гипотезы),

2) разработка совместного плана действий по достижению цели (обсуждение и фиксация ответов учеников, рассмотрение всех предложенных вариантов),

3) практическая часть (включает в себя процесс творчества, самостоятельного поиска решения проблемных ситуаций) [6, с. 95-99].

Создание школьниками проектов по русскому языку способствует углубленному исследованию изучаемой проблемы, побуждает к поиску дополнительной информации, сбору материала, что развивает в них самостоятельность и любознательность.

Владение учителями русского языка представленными педагогическими технологиями, умение творчески решать различные задачи на каждом их этапе благоприятно способствует личностному росту учащихся.

Возможно ли применение творческого подхода при использовании традиционных форм обучения? Безусловно, возможно. Использование творческого подхода зависит не только от выбора педагогической технологии, но, прежде всего, от личности педагога. Успешно применяют творческий поход в обучении педагоги, обладающие определенными личностными качествами. Любовь к детям и преподаваемому предмету -главное, что поможет учителям преодолеть любые трудности в работе. Подходить творчески к преподаванию смогут педагоги, обладающие неординарным мышлением, умеющие анализировать и оперативно решать поставленные задачи, находить разные формы, методы и приемы проведения занятий, которые увлекут учащихся.

Использование новых технологий не должно противоречить традиционным формам и методам обучения. Умелое сочетание инноваций и накопленного годами ценного педагогического опыта с включением творческого похода наиболее эффективно влияет на учебный процесс.

Список литературы /References

1. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982. 144 с.

2. Енин А.В. Внеклассная работа в системе воспитания творческой активности

подростков. Афтореф. дис...канд. пед. наук. М., 1999. 16 с.

3. Кобзарева Л.А. Русский язык. 5 - 11 классы: технология педагогических

мастерских / авт.-сост. Л.А. Кобзарева. Волгоград: Учитель. 191 с.

4. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. Санкт-Петербург: КАРО, 2017. 144 с. (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО).

5. Лопатин В.В. Толковый словарь современного русского языка / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. М.: Эксмо, 2009. 928 с. (Библиотека словарей Российской Академии наук).

6. Нечаев М.П., Романова Г.А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС. 5-11 классы. М.: ВАКО, 2016. 208 с. (Современная школа: управление и воспитание).

7. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций / И.П. Цыбулько; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 2-е изд. М.: Просвещение, 2017. 191 с. (Работаем по новым стандартам).

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Боллоева М.Р. Email: [email protected]

Боллоева Марина Руслановна - магистрант, факультет иностранных языков, Северо-Осетинский государственный университет, г. Владикавказ

Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема возможных трудностей при переводе с английского языка на русский. Показано, что понимание текста - это навык, который требует упорного труда. Проанализированы проблемы, которые могут возникнуть при переводе текстов. Классифицированы трудности, связанные с переводом и дана характеристика выделенным проблемам перевода. Приведены некоторые рекомендации, которые помогут при переводе английских текстов на русский язык. Переводчик должен знать и видеть проблемы, с которыми он может встретиться и уметь их избегать.

Ключевые слова: перевод, иноязычные тексты, омонимы, грамматика, лексика.

THE DIFFICULTIES OF TRANSLATION OF ENGLISH

LANGUAGE Bolloeva M.R.

Bolloeva Marina Ruslanovna - master's degree student, FACULTY OF FOREIGN LANGUAGES, NORTHOSSETIANSTATE UNIVERSITY, VLADIKAVKAZ

Abstract: this article deals with the problem of possible difficulties in translating from English into Russian. It is shown that understanding the text is a skill that requires hard work. The problems that may arise in the translation of texts are analyzed. Difficulties connected with translation are classified and the characteristic of the selected problems of translation is given. Some recommendations are given to help in translating English texts into Russian. The interpreter should know and see the problems he can meet and be able to avoid them.

Keywords: translation, foreign texts, homonyms, grammar, vocabulary.

УДК 81

В настоящее время многие лингвисты отмечают происходящую удивительную языковую революцию, связанную, прежде всего с научно-технической революцией. Каждое слово имеет свою историю, даже то, которое появилось спонтанно [1, с. 11].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.