Научная статья на тему 'Особенности формирования качества образовательного пространства региона'

Особенности формирования качества образовательного пространства региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК) / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / QUALITY / THE MANAGEMENT SYSTEM OF QUALITY / REGIONAL EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинакова Светлана Викторовна

В работе продолжено исследование проблемы формирования системы менедж-мента качества в вузах. Рассматривается вопрос качества образовательного пространст-ва региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of forming the management system in t higher education is continued in the paper. The problem of quality of educational space is reviewed.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования качества образовательного пространства региона»

С.В. Шинакова

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА Аннотация

В работе продолжено исследование проблемы формирования системы менеджмента качества в вузах. Рассматривается вопрос качества образовательного пространства региона.

Annotation

The problems of forming the management system in t higher education is continued in the paper. The problem of quality of educational space is reviewed.

Ключевые слова

Качество, система управления качеством, система менеджмента качества (СМК), образовательное пространство, региональное образовательное пространство.

2011 № 4

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Keywords

Quality, the management system of quality, regional educational space.

Введение. Целью участия России в Болонском процессе является его реформирование в русле международных требований и стандартов для обеспечения конкурентоспособности отечественной системы высшего профессионального образования как на европейском, так и на мировом рынке труда [2]. Из вышесказанного следует основная цель построения СМК вуза в региональной системе ВПО - обеспечение высокой конкурентоспособности вуза на внутреннем и внешнем рынке образовательных услуг за счет высокого качества образовательного процесса и подготовки специалистов высшего звена, имеющих уровень квалификации достаточный как для самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с потребностями регионального рынка труда, так и для продолжения обучения по образовательным программам послевузовского профессионального образования в рамках системы непрерывного многоуровневого профессионального образования, а также обладающих высокими духовно-нравственными качествами и принципиальной гражданской позицией.

Основная часть. Все чаще применяется термин «образовательное пространство (ОП)». Указанное понятие объединяет две основные идеи: пространства и образования. ОП характеризуется объемом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации, образовательной инфраструктурой общества. Основными же характеристиками образовательной инфраструктуры является качественный и количественный состав элементов данной инфраструктуры, их пространственное расположение и

взаимодействие [4].

Под ОП России понимается вся совокупность ее образовательных учре-

ждений разного типа и взаимодействующих с ними общественных и государственных организаций, а также идущих образовательных и учебно-

воспитательных процессов [6] .

Под ОП понимается комплекс явлений, сочетающий в себе взаимовоз-действие различных социальных факторов распространенных на конкретной территории. В упрощенном варианте под ОП подразумевается территория, рассматриваемая исключительно с образовательной точки зрения [5].

Проанализировав подходы к определению понятия ОП, можно сделать вывод: регион - территория как основа ОП, а региональное ОП - это тот фундамент, на котором держится ОП иных уровней.

Под региональным ОП понимается совокупность научных, образовательных, культурных, просветительских, экономических институтов; средств массовой коммуникации, ориентированных на образование; общественности, вовлеченной в решение проблем образования; социально-педа-

гогических стереотипов, регламентирующих поведение людей по отношению к образованию [3].

В каждом регионе РФ функционирует ОП, являющееся своеобразным отражением особенностей и специфики конкретного региона, его традиций, культуры, национального и религиозного состава населения, уровня экономического развития.

Система образования в регионе - это итог своеобразного компромисса между региональными предпочтениями и потребностями, с одной стороны, возможностями регионального ОП, с другой стороны, образовательными интересами и потребностями и способами их реализации, с третьей стороны [3].

В настоящее время выделяют следующие направления развития ОП регионов: возрастание спроса на кадры высшего уровня квалификации со стороны регионального бизнеса, производства и управления; увеличение количества специальностей, в которых нуждаются регионы; усиление регионального спроса на специалистов, ранее относившихся к ряду элитарных; возрастание спроса на разноуровневую подготовку специалистов на всех ступенях образования; своеобразный «образовательный бум».

Сформулированные тенденции привели к изменению в регионах отношения к образованию. Так, на базе Донского государственного технического университета организовано функционирование региональной образовательной системы «школа-вуз». В 1989 г. была создана средняя общеобразовательная школа №108 при Ростовском-на-Дону1 институте сельскохозяйственного машиностроения, которая в 1991 г. была преобразована в технический лицей. Это послужило основой развития самой системы. Следующим шагом было создание лицейских классов на базе сельских и поселковых школ Ростовской обл. и Краснодарского края. Был создан центр довузовской подготовки, деятельность которого направлена на подготовку будущих абитуриентов, проживающих не только в Ростовской области, но и других регионах Южного федерального округа. Так, в состав системы «школа-вуз» вошло 25 школ и лицеев Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского края. В 1999-м г. система непрерывного образования ДГТУ дополняется колледжем экономики, управления и права, а в 2007-м г. - гимназией. Одним из приоритетных направлений работы системы является

1 В 1993 г. Ростовский-на-Дону институт сельскохозяйственного машиностроения был преобразован в Донской государственный технический университет

создание комплекса научно-обоснованной профориентационной деятельности вуза в общеобразовательных школах с целью воспитания «своего» абитуриента. Определилось новое понимание значения процессов взаимодействия технического университета и среднего общеобразовательного учебного заведения, связанное с исследовательской деятельностью учащихся. В системе непрерывного образования разработана модель воспитания будущего научного работника.

Система менеджмента качества в российских вузах должна строиться с учетом требований ФГОС ВПО. Но даже при допущении, что федеральная компонента учебных дисциплин сформулирована Учебно-методическим объединением на основе консенсуса и проведенных научных исследований в области той или иной специальности, региональная вузовская компонента определяется самим учебным заведением, а если быть более точным — конкретными факультетами, методическими советами факультетов и кафедрами. И очень важным представляется определение тех критериев, которыми руководствуются соответствующие подразделения вуза. Основным критерием должны быть требования потребителей этих учебных дисциплин, а именно: студентов и работодателей. Последние могут выступать и как заказчики, так как в конечном итоге знания, полученные студентом в процессе обучения, будут востребованы непосредственно в процессе работы. Соответственно набор дисциплин региональной вузовской компоненты и их содержание должны быть ориентированы на требования конкретных работодателей: промышленных пред-

приятий, предприятий сферы услуг.

В настоящее время в литературе можно встретить два подхода к оценке качества образования.

Первый подход - гуманистический, ориентированный на обучающе-

гося. Главный критерий качества образования - уровень самореализации личности в деятельности, в том числе в профессиональной. Здесь оценка качества предназначена для объективной фиксации результата подготовки специалиста и обязательным признается участие студента в оценке качества преподавания.

Второй подход к оценке качества образования - технологический. Он в большей степени сориентирован на технологию оценивания. Основными критериями качества здесь выступают внешние показатели: успеваемость, организация образовательного процесса, число научных исследований. Часто при оценке качества образования используются только количественные формализованные показатели, что приводит к субъективной оценке качества. Такой подход можно наблюдать при выстраивании рейтингов вузов.

Качество образования должно оцениваться в соответствии с условиями, потребностями общества и личности не только в данный момент, но и с точки зрения его ориентированности на тенденции развития общества в будущие десятилетия, поэтому возникает необходимость изучения качества образовательного пространства региона.

Несмотря на различия в двух подходах к оценке качества образования есть общее в требованиях: оценка качества образования должна осуществляться по однозначным, понятным и лично-стно значимым для студента, преподавателя, работодателя и других заинтересованных лиц критериям.

Измерить качество высшего образования, дать его целостную, объективную оценку в настоящее время очень сложно, так как все имеющиеся сегодня подходы ограничены и имеют свои недостатки. Оценивать текущие, итоговые

и отдаленные результаты образования можно при наличии простых, ясных и удобных в обращении критериев оценки качества образования, которых пока нет.

Система оценки качества образования делится на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя система оценки качества образования производится в образовательных учреждениях в формах итоговой и поэтапной аттестации (само-аттестации) обучаемых, оценки абитуриентов, психодиагностики, социодиагностики (учебных заведений), а также самоаттестации учебных заведений и их подразделений.

Внешняя система оценки качества образования представлена государственными институтами лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений и сертификации определенных компонентов профессионального образования. Кроме того, происходит формирование общественных институтов аккредитации на базе различных научно-педагогических и научных ассоциаций и объединений.

Косвенно оценить качество образовательного процесса, лояльность работодателей к вузу, качество их экономического роста, выявлять направления возможной востребованности услуг вуза, косвенно оценивать его статус позволяет мониторинг жизненного цикла (ЖЦ) специалиста. Качество ЖЦ выпускника служит косвенным показателем качества работы вуза [1]. В ГОУ ВПО «Ростовская-на-Дону государственная академия сельскохозяйственного машиностроения (РГАСХМ) уже около 10 лет отслеживают ЖЦ выпускников вуза. Анализ этих циклов показывает успешную адаптацию студентов к современным экономическим условиям региона.

Повышение

квалификации

н

о

о

а

3

к

ю

и

*

U

Пенсия и подработка

і

Выпуск Трудоустройство

Увольнение,

невостребованность,

переквалификация

Трудоустройство по новой специализации

Время

Рис. 1. Жизненный цикл выпускника РГАСХМ

Заключение. Таким образом: внедрение СМК дает следующие реальные улучшения качества образования как вуза, так и региона в целом: систему постановки и достижения измеримых целей - от стратегических до оперативных; четкое распределение ответственности за реализацию целей и задач; улучшение вовлеченности студентов в образовательный процесс и научные исследования; улучшение качества образовательных услуг и повышение компетентности выпускников; повышение удовлетворенности потребителей;

улучшение корпоративной культуры; своеобразный характер образовательной деятельности затрудняет оценку потребительских свойств, предоставляемых вузом, услуг; понятие «образовательное пространство региона» является новым, неизученным, и, как следствие, появилась необходимость формирования региональной политики в области профессионального образования.

Библиографический список

1.Альгина М.В. Обеспечение качества образовательных услуг и косвенное измерение удовлетворенности потребителей // Система менеджмента качества в негосударственном образовательном учреждении: Материалы заседания

межвузовск. круглого стола 7 сентября, Ростов-на-Дону: РИО ИМБ, 2006. - С.

2.Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Системы оценки качества образования: Учебное пособие. - М.: Универсальная книга; Логос, 2007. - С.48.

3.Мухамедзянова Г.В. Основные тенденции развития системы профессионального образования // Ж-л «Специалист». 2009. №11. С.З.

4.Савченко Н.А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства. URL. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/842 05 (дата обращения: 12.02.2010).

5.Шабалин Е.Ю. Региональное образовательное пространство. URL: http://region.edu3000.ru (дата обращения: 12.02.2010).

6.Шершнев Л.И.. Образовательное про-

странство России как системообразующий фактор национальной безопасности. URL:

http://www.fnimb.org/doc rgsu.htm (дата обращения: 12.02.2010 ).

Bibliographic list

1.Algina M.V. Ensuring of quality of educational services and indirect measuring of satisfaction of consumers //Quality management system in non-state educational establishment: Materials of session of an

interuniversity circular table on September, 7th, Rostov-on-Don: RIO IMB, 2006. - P.

2.Bolotov V. A, Efremova N.F. Systems of an estimation of educational quality: the Manual. - M: the Universal book; Logos, 2007. - Page 48

3 .Muxamedzyanova G.V. Basic trends of development of system of professional education // Journal "Expert". 2009. №11. Page 3

4. Savchenko N.A. From educational environments to educational space: conception, formation, properties. URL:

http://www.humanities.edu.ru/db/msg/842 05 (reference date: 2.12.2010).

5.Shabalin E.JU. Regional educational space. URL: http://region.edu3000.ru (reference date: 2.12.2010).

6.Shershnev L.I. Educational space of Russia as the backbone factor of national safety. URL:

http://www.fnimb.org/doc rgsu.htm (reference date: 2.12.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.