Научная статья на тему 'Методические основы разработки региональной системы менеджмента качества учреждений высшего образования'

Методические основы разработки региональной системы менеджмента качества учреждений высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ВСЕОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султалиева Зарема Маратовна

. Целью статьи является обоснование методических и научно-практических подходов к разработке и функционированию региональной системы менеджмента качества образовательного учреждения с позиции менеджмента качества. Методы. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения используются группы показателей, которые можно условно поделить на внешние и внутренние. Заключение. Региональная система оценки качества образования позволяет получить более объективную информацию о состоянии системы образования в регионе, качестве обучения в различных образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические основы разработки региональной системы менеджмента качества учреждений высшего образования»

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 4. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 4. 2016

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Экономические науки / Economical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 346.548 / UDC 346.548

Методические основы разработки региональной системы менеджмента качества учреждений высшего образования

© 2016 Султалиева З. М.

Дагестанский государственный технический университет, Махачкала, Россия; e-mail: mameeva88@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью статьи является обоснование методических и научно-практических подходов к разработке и функционированию региональной системы менеджмента качества образовательного учреждения с позиции менеджмента качества. Методы. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения используются группы показателей, которые можно условно поделить на внешние и внутренние. Заключение. Региональная система оценки качества образования позволяет получить более объективную информацию о состоянии системы образования в регионе, качестве обучения в различных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: образовательное учреждение, система менеджмента качества, управление вузом, качество образовательных услуг, всеобщее управление качеством.

Формат цитирования: Султалиева З. М. Методические основы разработки региональной системы менеджмента качества учреждений высшего образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. Т. 10. № 4. 2016. С. 152-156.

Methodical Bases of Developing the Regional Management System of Universities Quality

© 2016 Sultalieva Z. M.

Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russia; e-mail: mameeva88@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is justification of the methodological and practical approaches to the development and functioning of regional system quality management of the educational institution from the perspective of quality management. Methods. To assess the efficiency of educational institutions groups of indicators are used, which can be divided into external and internal ones. Conclusion. The regional system of education quality assessment allows obtaining more objective information of the education system state in the region, the quality of teaching in different educational institutions.

Key words: educational institution, quality management system, university management, quality of education, overall quality management.

For citation: Sultalieva Z. M. Methodical Bases of Developing the Regional Management System of Universities Quality. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. Vol. 10. No. 4. 2016. Pp. 152-156. (In Russian)

Общественные и гуманитарные науки •••

Social and Humanitarian Sciences •••

Введение

Создание и функционирование единого образовательного пространства невозможно без эффективного функционирования систем менеджмента качества (СМК), в том числе и на региональном уровне.

Реализация региональной системы менеджмента качества позволит в большей степени учитывать интересы действующих субъектов образовательного рынка, способствуя более качественному использованию имеющихся ресурсов, а также в целом повышению качества управления образовательным учреждением.

Внедрение СМК позволит как повысить эффективность менеджмента отдельного образовательного учреждения, так всей системы образования региона.

К основным принципам управления образованием на региональном уровне являются:

- системно-социальное качество образования в системе взаимосвязанных отраслей народно-хозяйственного комплекса;

- общественно-гуманитарный характер управления качеством образования;

- повышение роли и ответственности образовательного учреждения по контролю качества образования.

На сегодняшний день не сформированы единые требования к разработке СМК вуза. Причин для этого много, в том числе несовершенство нормативно-правового обеспечения деятельности вуза в разрезе обеспечения качества, отсутствие единой системы комплексной оценки деятельности

образовательного учреждения, сложности в согласовании типовых методик обеспечения качества согласно международным стандартам с российской действительностью.

Тем не менее, необходимо понимать, что для развития образовательной системы необходима диверсификация управленческой деятельности, создание и дальнейшее развития СМК в соответствии с международными стандартами.

Материалы и методы исследования

Интенсивная работа по разработке СМК в образовательных учреждениях идет уже достаточно давно, но, к сожалению, добиться серьезных результатов, существенным образом влияющих на качество образования не удается. Одной из наиболее существенных причин, препятствующих повышению качества образования является отсутствие инструментов и единой методологии аудита данного процесса. Только наличие единого подхода позволит максимальным образом интегрировать подсистему СМК в общую структуру управления вузом.

Несомненно, качество результатов деятельности образовательного учреждения определяется качеством менеджмента на всех уровнях управления, что тесно связано с уровнем зрелости самой системы качества. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения используются группы показателей, которые можно условно поделить на внешние и внутренние (рис.1).

внешняя

комплексная оценка деятельности ОУ, рейтинги ОУ, общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ ОУ, сертификация СМК ОУ

Оценка деятельности образовательного учреждения (ОУ)

внутренняя

внутренний аудит, самооценка

Рис.1. Методики оценки деятельности образовательного учреждения

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 4. 2016

••• ОЭРи юиймли Уо!. 10. N0. 4. 2016

Результаты и их обсуждение

Сравнение результатов оценки, полученных различными способами, позволяет говорить о том, что эти данные не противоречат друг другу, а дополняют и расширяют получаемую информацию. Каждая из представленных методик имеет свои преимущества и недостатки, во многом обусловленные конкретными критериями, используемыми для оценки деятельности. В качества объединяющего фактора для всех методик выступает критерий качества [5].

Модель оценки деятельности образовательного учреждения на основе критерия качества (Р) может быть представлена в виде функции, состоящей из трех параметров:

где Кск - качество системы качества, оцениваемое с помощью её уровня зрелости;

Кап - качество аккредитационных показателей;

Крд - качество результата деятельности образовательного учреждения.

Таким образом, модель оценки деятельности образовательного учреждения по критерию качества в виде математической модели будет выглядеть следующим образом:

Р = /(Кк КАП, КРД), (1)

Оценку деятельности образовательного учреждения на основе критерия качества можно рассчитать с использованием коэффициента качества деятельности обра-

зовательного учреждения - к

КД

который

представляет собой среднестатистическую количественную оценку соответствия достигнутых показателей запланированным и определяется по следующей формуле:

ККД =

К СК + КАП + КРД

А

(2)

где А - максимально допустимая оценка в баллах (А=10).

Полученные значения коэффициента качества деятельности ОУ будут находиться в следующих пределах: 0 < ^ < 1. В

таблице 1 представлена шкала оценки деятельности образовательного учреждения на основе критерия качества [5].

Предлагаемая модель управления качеством образования в регионе предполагает использование соответствующей системы оценки качества образования. Данная система разработана согласно модели Общероссийской Системы Оценки Качества Образования (ОСОКО) и реализует основные требования в рамках проводимой оценки. Система предполагает необходимость решения вопроса выбора оптимального баланса внешней и внутренней оценки, а также интенсивности оценочной деятельности и широты охвата оценочными процедурами и показателями различных аспектов образования, включая качество социальных и педагогических результатов образовательного процесса.

Таблица1

Шкала оценки деятельности образовательного учреждения на основе критерия качества

Ккд Оценка Характеристика оценки

0,86-1 отлично Деятельность ОУ эффективна, достигнуты максимально возможные результаты по направлениям деятельности. СМК является эталонной. Недостатки устранены в полном объеме. .

0,76-0,85 хорошо Деятельность ОУ результативна и эффективна. СМК способствует совершенствованию качества менеджмента по основным направлениям деятельности. Необходима поддержка динамики положительных изменений; использование дополнительных стратегий развития.

0,56-0,75 приемлемо (удовл) Деятельность ОУ удовлетворительна. СМК обеспечивает выполнение нормативных требований, но отдельные элементы системы качества требуют доработки. Необходима оптимизация основных направлений деятельности в целях улучшения качества на каждом этапе и уровне управления.

0,36-0,55 предел Деятельность ОУ слабо эффективна. СМК функционирует фрагментарно, имеются сбои в отдельных подсистемах. Необходимо конкретизировать цели, выработать единую стратегия достижения качества деятельности ОУ.

0-0,35 неприемлемо Деятельность ОУ неудовлетворительна. Требуется разработка новой СМК.

Общественные и гуманитарные науки •••

Social and Humanitarian Sciences •••

Таблица 2

Система показателей оценки деятельности образовательных учреждений

Наименование групп показателей Содержание

Процессуальные показатели критерии оценки основных процессов в образовательном учреждении, правовое, научно-техническое, методическое обеспечение образовательной деятельности и т. п.

Результирующие показатели критерии оценки педагогических и социальных результатов образовательного процесса (степень обученности, воспитанность обучающихся и выпускников; удовлетворение потребностей субъектов образовательной деятельности)

Системно-управленческие показатели критерии оценки основных структур образовательной системы; отдельные аспекты управления деятельностью образовательных учреждений

Средово-инструментальные показатели критерии оценки внутренней и внешней среды, образовательного учреждения, параметры основных инструментов образовательной деятельности в форме образовательных и учебных программ, технологий и форм обучения, учебно-методических комплексов и т. п

Субстрактные показатели критерии оценки носителей качества - субъектов образовательного процесса (учителя, учащиеся, родители)

Показатели развития критерии оценки программ, планов, процессов, связанных с инновационной деятельностью образовательного учреждения

Одной из основных задач предлагаемой модели является достижение оптимального баланса между внутренней и внешней оценкой, широтой охвата оценочных показателей отдельных аспектов образовательного процесса. Следовательно, в предлагаемой модели должно быть достаточно внимания уделено разработке системы показателей, которые могут быть использованы на любом уровне управления образовательным учреждением (таблица 2). Выводы

Региональная система оценки качества образования позволяет получить более объективную информацию о состоянии системы образования в регионе, качестве обучения в различных образовательных учреждениях.

В качестве преимуществ внедрения региональной системы менеджмента качества можно выделить:

- выявление и обоснование внутренних и внешних резервов для повышения качества обучения;

- выявление и обоснование по результатам оценочной деятельности факторов внешней и внутренней среды, оказывающих положительное и отрицательное влияние на качество обучения;

- организационное сопровождение научно-исследовательских, методических и практических работ по оценке качества обучения;

- разработка методических основ повышения качества обучения;

- разработка и реализация СМК в образовательных учреждениях.

Эффективность процедур оценки менеджмента качества в образовательном учреждении во многом будет определяться тем, как руководство вуза распоряжается полученной информацией и какие решения принимает на их основе. Полученный данные должны лечь в основу стратегии развития и совершенствования деятельности вуза, в том числе с позиции менеджмента качества.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

2. Болотов В. А. Российская система оценки качества образования: главные уроки // Качество образования в Евразии. 2013. № 1. С. 85-123.

3. Сидорин А. В. Разработка стратегии вуза на основе PEST-анализа // Современные наукоемкие технологии. № 11. 2014. С. 3137.

4. Соловьев И. В. Интегральные оценки качества образования // Интеграция образования. 2014. № 2(75). Т. 18. С. 14-18.

5. Шапоренкова Г. А. Тенденции совершенствования региональной системы управления качеством образования // Вестник ЧГПУ. 2009. № 1.

6. Шимохина В. В. Оценка и совершенствование деятельности образовательного учреждения на основе критерия качества. Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. СПб., 2009. 19 с.

••• Известия ДГПУ. T. 1G. № 4. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 4. 2016

References

1. Federal law of 29 December 2012 No. 273-FZ "On education in Russian Federation" (with changes and additions) (In Russian)

2. Bolotov V. A. Russian system of education quality assessment: the main lessons. Quality of education in Eurasia. 2013. No. 1. Pp. 85-123. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Sidorin A. V. Development of strategy of the University basing on the PEST analysis. Modern high technologies. No. 11. 2014. Pp. 31-37(In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Султалиева Зарема Маратовна, старший преподаватель кафедры экономической безопасности, налогообложения и бизнес-информатики», Дагестанский государственный технический университет (ДГТУ), Махачкала, Россия; e-mail: mameeva88@mail.ru

4. Solovyev I. V. Integrated assessment of the quality of education. Integration of education. 2014. № 2 (75). Vol. 18. Pp. 14-18. (In Russian)

5. Shaporenkova G. A. Trends in the improvement of regional system of education quality management. Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2009. No. 1. (In Russian)

6. Shimokhina V. V. Evaluation and improvement of educational institutions based on the quality criterion. Extended abstract of diss. for Ph. D. in Economics. Saint Petersburg, 2009. 19 p. (In Russian)

AUTHOR INFORMATION Affiliation

Zarema M. Sultalieva, senior lecturer, the chair of Economic security, taxation and business Informatics, Dagestan State Technical University (DSTU), Makhachkala, Russia; email: mameeva88@mail.ru

Принята в печать 05.12.2016 г.

Received 05.12.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.