Научная статья на тему 'Особенности формирования исследовательских умений младших школьников'

Особенности формирования исследовательских умений младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1710
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PRIMARY SCHOOL / RESEARCH SKILLS / COGNITIVE INTEREST / CREATIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топилина Ирина Ивановна

Статья посвящена формированию исследовательской деятельности младших школьников. Она активизирует у детей познание окружающих явлений и событий. Эффективность исследовательской деятельности младших школьников связана с соблюдением этапов и методов научного познания, с формированием исследовательского поведения и поисковой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Топилина Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of formation of research skills of junior high school students

The article is devoted to the formation of the research activities of junior high school students. It activates in children the knowledge surrounding phenomena and events. Effectiveness of research activities related to compliance with the younger schoolboys the stages and methods of scientific knowledge, with the formation of research conduct and search activity.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования исследовательских умений младших школьников»

дается описание униформы артиллеристов. Часть документов представлено в книге Альфреда Г и "Батальон Нёвшателя: прозванные "канарейками" на службе Наполеона 1807-1814" изданной в 1964 году в Швейцарии, куда автор включил и воспоминания одного из очевидцев тех событий - Франсуа Робера, капрал-фу-рьера нёвшательцев. В России адаптированный перевод книги вышел в 2018 году. Автор перевода Ю, Салеев заказал иллюстрации униформы батальона к своему изданию, которые противоречат тексту декрета императора от 27 августа 1808 года о создании в батальоне артиллерийской роты. Художник, изображая солдат, по невнимательности рисует их в мундирах кроя "францезе", что противоречит всем источникам.

Учитывая, что документы батальона дважды были утеряны в ходе Наполеоновских войн, А. Ги по немногим сохранившимся материалам блестяще и скрупулёзно показал в своей книге боевой путь батальона, но описание униформы он не смог дать в полном объеме. Говорить о воинской части начала XIX века и не дать полного описания униформы?

Именно для заполнения этого пробела Е.Л. Суздальцевым, Сб. Сидоренко и П.Д, Чистовым было проведено это небольшое исследование, в котором авторы, несмотря на все сложности, постарались дать максимально полную информацию по униформе солдат Великой армии на примере чинов Нёвшательс-кого батальона, опирающуюся на различные документальные, материальные и художе-

ственные источники. Авторы уверены, что собранный ими материал поможет студентам в своих работах не только точно выбрать сюжет для художественных композиций, но и достоверно передать детали униформы и действия солдат начала XIX века в походе, бивуаке и бою.

Литература:

1. Алехин П.Г. Наполеоновские войны. Карабинер Невшлтельского батальона, 1809 г. М. : ЮнивссГ Принт, 2013. - 15с,

2. Алехин П.Г. Невшатепьский батальон 1807-1814 гг. // Сержант. - 1998, - №&- С. 37-44.

3. Вове и Эман М. Трансформация униформы и снаряжения французского пехотинца 1791-1812 гг. М. : Мастерская Vanderhoff&15-е leger, 2012, - 104 к.

4. Ги Альфред. Батальон Нёвшателя: прозванные "канарейками" на службе Наполеона 1807-1 в 14; пер. с фр. Ю. Салеева, -M. : Мастерская Vanderhoff & 15-е leger, 2018. - 324 с.

5. Королев А. По следам Великой армии Наполеона. -М. : Лики России, 2013. - 468 с.

6. Соколов O.ß. Армия Наполеона. - СПб. : Импе-;: рия, 1999. - 587 с.

7. Суздальцев Е.Л., Сидоренко C.B., Чистов П.Д. Военный мундир армий в стило ампир. Пехота Великой армии на примере батальона княжества Нёвшатель: учебное пособие / Суздальцее Е.Л., Сидоренко С.В„ Чистое П.Д. Ч. 2. - М. :Эдигус,2019, - 145 с. с ил.

8. Функен Ф., Функен Л. Наполеоновские войны, 1805-1815. - М. : ACT, Астрель, 2002. - 151 с.

9. Уртулль Ф. Армия Наполеона. Солдаты и униформа 1793-1815,- М. : ЭКСМО, 2013,- 232 с.

10.Manuel de l'administration et de la verification des masses d'habillement, et de harnachement et ferrage. Paris, 1812.

11.Pigeard A,, Bourgeot V. Encyclopédie des Uniformes Napoléoniens, 1800-1815, Editions Quatuor, 2003.531 p.

О CU

-0 X

Q s:

m

eu

ei

-Z.

i

131

PECULIARITIES OF FORMATION OF RESEARCH SKILLS OF JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS

Top; fin a Iryna Ivanivna, PhD of Pedagogical sciences. Associate Professor, Department of Music and Art Education,

Taganrog Institute named after Anton Chekhov (branch), Rostov State University of Economics, Taganrog

The article is devoted to the formation of the research activities of junior high school students. It activates in children the knowledge surrounding phenomena and events. Effectiveness of research activities related to compliance with the younger schoolboys the stages and methods of scientific knowledge, with the formation of research conduct and search activity.

Keywords: primary school; research skills; cognitive interest; creative activities.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВА ТЕЛЬСКИХ УДК 378.1

УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВАК РФ 13.00.08

Статья посвящена формированию исследовательской деятельности младших ® Топилииа И.И., 2019 школьников. Она активизирует у детей познание окружающих тлений и событий. Эффективность исследовательской деятельности младших школьников связана с соблюдением этапов и методов научного познания, с формированием исследовательского поведения и поисковой активности. Ключевые слова: начальная школа; исследовательские умения; познавательный интерес; творческая деятельность.

Î3É

S

UJ

S ^

О UJ

<

CI UJ

*

132

ТОПИЛИНА Ирина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Музыкального и художественного образования, Таганрогский институт имени АЛ. Чехова (филиал), Ростовский гос.ударе твенный эконом и ческий университет (РИНХ), Таганрог

В современных социально-экономических условиях возрастает необходимость в людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, креативно решать проблемы, иметь развитые исследовательские умения для решения актуальных трудовых вопросов. Важно, чтобы исследовательскими умениями обладало подрастающее поколение, учащиеся школ и студенты. Они должны стать активными участниками социального и духовного развития страны, и это будет требовать от них инициативности в приобретении новых знаний и умений на протяжении всей их жизни.

Формирование исследовательских умений актуально уже в начальной школе, т. к. данная форма активности обеспечивает становление личной жизненной позиции ребенка, важной в изучении им окружающего мира. Развитие исследовательских умений младшеклассников, всегда затрагивает процесс мышления, познавательный интерес, продуктивная и творческая деятельность, расширяет взаимодействие детей с окружающим миром. Исследовательская деятельность в начальной школе потенцирует развитие их креативности, стимулирует внедрение в учебный процесс проектной деятельности.

На основе исторических фактов можно проследить, что периоды общественных изменений всегда стимулировали развитие культуры, системы образования, формировали предпосылки возникновения продуктивных методов обучения и практических форм познания окружающей действительности. Так, еще в Древней Греции Сократ в беседах ставил своих учеников в позицию исследователей, и задавая творческие вопросы, подводил их к истине. В Средние века исследование окружающего мира практически отсутствовало, затем в эпоху Возрождения и Реформации произошли крупные открытия в естественных науках, В данный период начинается активное изучение окружающего мира, и в учебных программах школ и университетов появляются дисциплины, связанные с изучением природы, В деятельности обучающихся активизируются исследовательские методы, стимулируются познавательные формы учебной работы, практические занятия, самостоятельные опыты.

В работах Я.А. Коменского акцентируется внимание на овладении новыми знаниями самостоятельно через изучение социальных явлений и окружающей природы, с обязательной опорой на принцип природосообразности. По мнению Я.А. Коменского, исследовательская деятельность детей является одной из ведущих основ для принципов дидактики: "... предоставлять для исследования волю чувствам, а именно: видимое изучать зрением, слышимое исследовать слухом, запахи принять обонянием, что можно вкусить - вкусом. Если что-либо можно исследовать несколькими вкусами, пусть они будут охватываться ими" [1,112],

Английский педагог и философ Дж. Локк считал, что знания должны всегда пригодиться в жизни, следовательно, ученик должен применять исследовательские умения только в тех предметах, которые в дальнейшем помогут ему в собственном плодотворном труде. По мнению Дж. Локка, познание школьника определяется его любознательностью. Дети хотят задавать вопросы, самостоятельно находить на них ответы, а затем анализировать полученные данные.

Обязательность организации самостоятельной познавательной деятельности и исследований на разных ступенях обучения для формирования социально адаптированных личностей, соизмеряющих свои потребности и государственные интересы - подчеркивал М.В.

Ломоносов. Он выявил дидактические принципы, которые позволят поставить обучающегося в позицию исследователя, и дают ему возможность самостоятельно проработать каждый предмет через чувственное восприятие и знаниевый подход.

Исследовательское обучение младшеклассников глубоко рассмотрено теорией "свободного воспитания". В данной теории исследование как форма обучения вводилось не только в теоретический аспект, но и в практическую деятельность. Так, Ж,-Ж, Руссо в труде "Эмиль, или о воспитании" изложил предположение о природной, изначальной способности ребенка к познанию (исследованиям} окружающей действительности. По мнению автора, учитель должен направить ребенка в необходимом направлении исследования социального окружения и природного мира, И.Ф. Гербарт считал "опытные познания" основой любого процесса мышления, а "опытную деятельность" школьников - стимулом интереса к учению в целом. А. Дистервег понимал свободу, самостоятельность и активность ученика главными принципами обучения, через которые ребенокдолжен исследовать окружающую действительность.

Отечественные педагоги также проявляли интерес к изучению элементов исследовательского обучения в школе, а также форм и способов организации исследовательской деятельности младшеклассников. Так, К.Д. Ушинский придавал большое значение активному учению посредством собственного опыта, ставя ребенка в позицию исследователя. По мнению К.Д. Ушинского, знания, переданные учителем, быстро фиксируются, но также быстро забываются. Если же ребенок самостоятельно пришел к решению или сформулировал вывод, то "мысль эта делается его собственной" [2,103]. Так ребенок учится создавать собственные умозаключения, на основе которых в дальнейшем будет выстраиваться исследовательское умение, из развития которого в дальнейшем возникает активная деятельность школьника в наблюдении окружающего мира. На этой основе формируется исследовательский интерес.

Л,Н. Толстой - основоположник свободного воспитания в России, придавал весомое значение самостоятельным познавательным стремлениям и отсутствию принуждения куче-бе младших школьников. Он считал обучение в начальной школе активным сознательным и творческим процессом, и понимал, что знания будут более прочными, если ребенок сам обоб-

щает информацию и проверяет результаты своих действий.

К началу XX века в России возникает новая форма организации учебной деятельности "студийная система" (П.П. Блонский, Б.Н, Жаворонков, A.M. Леонтьев). Данная система отменяла классно-урочную систему и предлагала обучение по циклам, в группах-студиях с использованием преимущественно исследовательских методов обучения. 8 90-е годы XX века педагоги-новаторы стали изучать возможность повышения качества обучения школьников через исследовательскуюдеятельностьипрак-тическую работу, в которой проявлялись особенности развития каждого учащегося.

Современная педагогика подходит к исследовательской деятельности школьников и процессам формирования исследовательских умений как к необходимым формам учебной работы в школе и обязательным учебным дей-: ствиям школьников (A.B. Леонтович, М,И. Мах-мутов, A.C. Обухов, А,И. Савенков}. Исследовательские умения в начальной школе формируются в различных видах деятельности. Учебная деятельность как таковая становится ведущей в данном возрасте, и все весомые достижения связаны именно с ней. Организация исследовательской деятельности младшеклассников активизирует их процесс познания окружающих явлений и событий, что возможно как в урочное, так и во внеурочное время.

"Исследовательская деятельность", "исследовательские умения" младших школьников тесно связаны с понятием "познание", как творческой деятельности субъекта, ориентированной на получение достоверных знаний о мире. Познание можно трактовать как форму деятельности, результатом которой являются знания о явлениях внешнего и внутреннего мира, в их закономерной взаимосвязи. Познание как процесс определяется такими психическими актами, как; ощущение, восприятие, представление, возникновение понятий, суждения. В исследованиях А.Н. Поддьякова познавательная деятельность младшего школьника опирается на два типа исследовательских отношений к миру [3]:

1. Инвариантный тип - это отношение к миру, как целой системе, в которой все компоненты упорядочены и взаимосвязаны, что характеризует познавательную деятельность.

2. Динамический тип - это универсальное отношение к миру, как нестабильному сочетанию явлений и событий, которые меняются в зависимости от социально-экономических,

о

CXJ

-О X

Q з:

со

СУ

ел

-Z.

s

133

ш S

О ш

<

С1 ш

*

134

исторических, природных условий. Такому типу свойственна исследовательская деятельность школьника.

Организуя исследовательскую деятельность младших школьников в урочное и внеурочное время, необходимо использовать эффективные методы научного познания:

1. Анализ как структурирование изучаемого материала или явления для более детального самостоятельного изучения.

2. Синтез как объединение разрозненных частей в целое, для получения более полных знаний о нем.

3. Абстрагирование как выделение важных элементов, свойств и отношений, предметов или явлений, при одновременном вычленении их от других проявлений окружающего мирз или иных знаний.

4. Индукция как переход от единичных знаний к обобщающим.

5. Дедукция - продвижения мыслительной деятельности младшеклассников от обобщенных знаний к частным.

6. Аналогия - нахождение сходств явлений, предметов, объектов по каким-либо признакам для дальнейшего построения суждений.

7. Моделирование как исследование одного объекта, который в дальнейшем заменится другим, очень похожим на первый,

8. Наблюдение как исследование предметов посредством чувственного восприятия.

9. Эксперимент как доскональное, целенаправленное изучение предметов или явлений в специально созданных условиях.

Ю.Гипотеза как формулировка и подтверждение исследовательских предположений о дальнейшем развитии процессов или явлений.

Для младших школьников вышеназванные методы "в чистом" виде достаточно сложны, поэтому для эффективного формирования исследовательских умений желательно соблюдать этапы научного познания, сформулированные Н.И. Брилевым 141:

1. Изучать свойства объектов окружающей действительности необходимо в совокупности всех его черт. Этому способствует опытная работа, наблюдение, созерцание объектов окружающего мира, индивидуальное взаимодействие с ними.

2. Способы познания объектов и явлений должны сочетаться с общенаучными принципами. Младшие школьники должны понять причинно-следственные связи от возникновения объекта или явления до его изменения или изменения его свойств.

3. Младшие школьники должны формулировать собственные понятия на основе резуль-

татов двух предыдущих этапов. Эти понятия будут базовыми в дальнейшем познании (исследовании).

Соблюдая вышеназванные этапы и методы научного познания, организация исследовательской деятельности младших школьников будет более эффективной. Однако исследовательский процесс предполагает целенаправленное познание объекта, с доскональным изучением его закономерностей и свойств. Следовательно, для проведения исследований младших школьников необходимо выявить аспекты этих процессов:

- любое исследование всегда построено на конкретных имеющихсяэмпирическихданных опытной работы;

- исследование поэтапно раскрывает факты и выявляет методы измерения (эмпирические задачи), выводит одни положения из других, основываясь на взаимосвязи между ними (логические задачи} и конкретизирует принципы, представляет гипотезу, выделяет причины явлений и событий (теоретические задачи);

- исследование всегда имеет цель, объясняющую факты, процессы их применения в области науки и практики;

- исследование имеет методологическую базу и организационный порядок проведения.

Исследования младших школьников всегда сопровождаются "открытиями" новых знаний, возникающих на основе уже имеющегося зна-ниевого опыта. Н.Н. Сандалова [5] предлагает считать исследовательскую деятельность особым видом деятельности, возникающим в результате функционирования механизма поисковой активности, включающего поиск решений определенных ситуаций и аналитическое мышление (анализ, сравнение, обобщение), предполагающее ее дальнейшее развитие и моделирование предстоящих практических действий. Исследование всегда процесс самостоятельных действий исследователя, направленных на нахождение нового решения ранее не возникавших или недостаточно раскрытых проблем. Младшие школьники формируют исследовательское поведение, в котором проявлена поисковая активность. Мотивация стимулирует данный вид активности, особенно при возникновении ситуаций неопределённости, возникающей в процессе решения той или иной задачи.

Исследовательская деятельность - специфическая человеческая деятельность, регулируемая сознанием и активностью личности, направленной на удовлетворение познавательных

интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание. Сопоставлению исследовательской деятельности младших школьников и мотивации к познанию себя в окружающем мире посвящены труды A.C. Обухова. Автор определяет данный вид деятельности как процесс совместного творчества учителя и ученика, направленный на поиск решения неизвестного, в ходе которого осуществится познание ценностей культуры и будет активно формироваться мировоззрение ребенка [б].

Под исследовательской деятельностью младших школьников A.B. Леонтович представляет, формирование исследовательского навыка как универсального способа освоения окружающей действительности. Ребенок, развивая исследовательские навыки, приближается к становлению прочных способностей к исследовательскому типу мышления, активизации проявления личностной позиции в учебном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (приобретенных ребенком самостоятельно, являющихся для него новыми и личностно значимыми) [7],

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследования, осуществляемые школьниками в рамках учебной деятельности, A.B. Хуторской определяет как "научную деятельность учащихся" [8]. В ней каждая личность с ее образовательным потенциалом, индивидуальными способностями, мотивами и целевыми ориентирами, нацелена на создание нового образовательного продукта, соответствующего типу осуществляемой деятельности. Сложность состоит s недостаточном владении учениками исследовательскими методами и средствами.

Конечно, учебные исследования отличаются от научных своей глубиной и значимостью решаемых вопросов, а также использованием приемов и методов изучаемой науки, огромным творческим потенциалом нахождения "нового" в уже известном. Однако даже младшие школьники способны привлекать широкий круг источников, в зависимости от предметного поля, различные методы и формы познавательной деятельности. Таким образом, исследовательская деятельность обучающихся приближается к научной, но сохраняет отличительные признаки по характеру тематики, субъективности научной новизны, достоверности результатов.

Исследовательская деятельность младших школьников - всегда творческий процесс, состоящий из заранее спланированных этапов, имеющий конкретную исследовательскую за-

дачу с неизвестным решением. Учащийся работает с теоретическим материалом, оттачивает умение формулировать проблему, подбирает определённые диагностические процедуры и методы исследования, сбирает собственный исследовательский материал, анализирует его, обобщает, структурирует, формулирует собственные выводы.

Исследовательская деятельность младшеклассника тесно связана с исследовательской активностью, выраженной стремлением ребенка к поиску решения значимой для него проблемы с помощью определенной системы методов, приемов и средств. Здесь проявляется творческое отношение ребенка к миру, мо-тивационная готовность к интеллектуальному труду, активная способность к познанию окружающей действительности путём практического взаимодействия с ней. Полученный непредсказуемый заранее результат исследо-: вания является стимулом к дальнейшему познанию и совершенствованию своих исследовательских умений, которые нарабатываются как итог пройденных упражнений и реализуются в дальне й шей учебной деятельности, в ее постепенном усложнении. Главные особенности исследовательских умений младшеклассников, как пишет Г.8. Мухамадиярова, определяется рядом способностей [9]:

- самостоятельность в наблюдениях, проведение опытов;

- практические исследовательские действия, необходимые для познавательной деятельности;

- использование различных методов исследования при решении исследовательской задачи;

- систематизация интеллектуальных и практических умений, приобретенных на основе предметного содержания и необходимых для самостоятельного выполнения исследования.

Дети младшего школьного возраста активно проявляют исследовательские умения в работе с литературой, проводят наблюдения, с интересом организуют собственные опыты и эксперименты. К этому также нужно добавить интеллектуальные умения детей, такие как: способность к анализу и синтезу, способность к построению гипотез и т. д. Выделяются пять групп исследовательских умений младших школьников, которые возможно сформировать в урочной и внеурочной деятельности, к ним относятся: поисковые, информационные, организационные, оценочные, презентационные. Эти умения можно формировать уже в

о

СУ

-О X

Q з:

со

СУ 01

-Z.

s

135

системе начального образования, используя средства, согласно возрасту школьников. Вместе с тем классификация исследовательских умений младшеклассников должна быть шире и основываться не только на исследовательских методах. Необходимо включать в их содержание общелогические действия (анализ, син-тез, классификация, обобщение, сравнение}, чу речевые умения (работа с текстом, различные формы коммуникации), которые позволят рас-< крыть исследовательский потенциал младших X школьников более глубоко и обоснованно.

Ш Примечания:

X 1. Коменский Я.А. Великая дидактика. - М., 2006. -

224 с.

СЗ 2, Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М., 1999.

ш ■ 132с.

3. Поддьяков А.Н. Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. - М. : Педагогика, 2004. - 208 с.

4. Брилее Н.И. Теоретические основы научного познания. - М„ 2007.

5.Сандалова H.H. Исследовательская деятельность а начальном общем образовании : учебно-мето-дическое пособие. - Уфа : ЁГПУ, 2015. - 56 с.

6. Обухов A.C. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М. : Национальный книжный центр, 2015,- 280 с.

7. Леонтович A.B. Разговор об исследовательской деятельности. Публицистические статьи и заметки. - М., 2006. - 112 с.

8. Хуторской A.B. Исследовательская деятельность учащихся : научно методический сборник в двух томах. ТЛ: Теория и методика. - М. : Исследова тель, 2007,-480 с.

9. МухамадиЯрова Г.В. Исследовательская культура учащихся: пути развития. - Казань, 2007..- 341 с.

< а.

UJ

*

136

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TOLERANCE EDUCA TION JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS TO CHILDREN WITH SPECIAL EDUCA TTONAL NEEDS

Topi Una NataSya Va/eryevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of General Pedagogy, Taganrog institute named after A.P, Chekhov (branch), Rostov State University of Economics, Taganrog

The article is devoted to the problem of educating primary school students a tolerant attitude toward children with special educational needs. The integration of such children into the educational team has its pedagogical tasks and features. Increasing requirements to the teacher and his pedagogical competence, ability to maintain and develop inclusive Wednesday during school educational process.

Keywords: pedagogy; education; children with special educational needs; inclusive Wednesday; nurturing tolerance.

УДК 336,221 ВАК РФ 00

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ДЕТЯМ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

1 Топилина Н.В., 2019

Статья посвящена проблеме воспитания толерантного отношения учеников младших классов к детям с особыми образовательными потребностями. Ин теграция таких детей в учебный коллектив имеет свои педагогические задачи и особенности. Возрас тают требования к учителю и его педагогической компетентности, умению поддерживать и развивать инклюзивную среду в ходе школьного учебно-воспита тельного процесса.

Ключевые слова: педагогика; образование; дети с особыми образовательны ми потребностями; инклюзивная среда; воспитание толерантности.

ТОПИЛИНА Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Общей педагогики, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал), Ростовского государственною экономического университета (РИНХ), Таганрог

Воспитание толерантного отношения младших школьников к детям с особыми образовательными потребностями (далее - ОсОП) необходимо в современной социальной среде школы. Говоря о детях с ОсОП, мы имеем в виду детей с "ограниченными возможностями здоровья" Эти понятия могут использоваться как синонимы, однако, мы понимаем под "особыми образовательными потребностями" указание на необходимость их удовлетворения, что определяет возникновение толерантного отношения к определенной категории детей. Понятие "ограниченные возможности здоровья" лишь отражает факт невозможности выполнения каких-то действий в силу специфики здоровья человека, не конкретизируя его учебные потребности. Анализ психолого-педагогических вопросов по воспитанию толерантности к детям с особыми образовательными потребностям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.