Научная статья на тему 'Художественно-источниковедческий анализ в исследовании униформы батальона княжества Нёвшатель'

Художественно-источниковедческий анализ в исследовании униформы батальона княжества Нёвшатель Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
169
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / НЁВШАТЕЛЬСКИЙ БАТАЛЬОН / УНИФОРМА / ЭПОХА НАПОЛЕОНОВСКИХ ВОЙН / PEDAGOGY / EDUCATION / NEUCHATEL BATTALION / UNIFORM / THE ERA OF THE NAPOLEONIC WARS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Суздальцев Евгений Леонидович, Суздальцева Любовь Николаевна, Сидоренко Максим Викторович

Учебное пособие "Военный мундир армий в стиле ампир. Пехота Великой армии на примере батальона княжества Невшатель" было написано в помощь студентам художественных факультетов образовательных учреждений, которых интересует эпоха Наполеоновских войн. В пособии отражена история Европы начала XIX века через историю самого забытого воинского подразделения того времени Нёвшательского батальона, история униформы, снаряжения и тактики пехотных частей той эпохи. В работе много внимания уделяется творчеству известных художников-униформологов, специалистов по униформе Великой армии. Анализ материальных, изобразительных и документальных источников позволил авторам пособия реконструировать внешний вид солдат и офицеров Нёвшательского батальона, что позволит художникам создать достоверные художественные композиции на исторические темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of sources on the uniforms of the battalion of the principality of Neuchatel at work on a textbook for artists

The textbook "Military uniform of the armies in the Empire style. Infantry of the great army on the example of the battalion of the Principality of Neuchatel" written to help artists who are interested in the era of the Napoleonic wars. The book reflects the history of Europe in the early XIX century through the history of the legendary military unit Neuchatel Battalion. The history of uniforms, equipment and tactics of infantry units of the era is shown. In the book a lot of attention is paid to the work of famous artists, experts in the uniform of the great army. The analysis of material, visual and documentary sources helped the authors of the book to reconstruct the appearance of soldiers and officers of the Neuchatel Battalion, which will allow artists to create authentic artistic compositions on historical themes.

Текст научной работы на тему «Художественно-источниковедческий анализ в исследовании униформы батальона княжества Нёвшатель»

Инструментами достижения цели могут быть чувственно-эмоциональное изучение фольклорных текстов, национальных традиций, изобразительного искусства и т, д.

Необходимо привлекать проверенные годами ценности национально-художественной культуры в решении проблемы мировоззрения, нравственных ориентиров молодежи, применять их педагогический потенциал в эстетическом воспитании молодого поколения. Изучая и познавая объекты старины, надо следовать к человеку от конкретного предмета -создателю или владельцу его. Такой подробный анализ в изучении и национальной художественной культуры необходим для школьника, в связи с тем, что не все в таком возрасте могут быть способными к анализу, учитывая историческую ситуацию, ценности искусства и культуры.

Резюмируя сказанное выше, следует заключить, что формирование художественной культуры в сознании обучающихся - это исключительно важный этап всего образовательного процесса и социального развития по многим причинам, в частности, художественная культура обеспечивает достижение национальной тождественности школьников.

Художественная культура обучающегося -сложное конвергентное качество личности, нацеленное на понимание духовно-нравствен-ных ценностей и воплощение их в творческих видах деятельности. Она состоит из аналитического и синтетического восприятия, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, устного народного творчества, интересов, сформированного художественного вкуса и других компонентов.

Формирование основ художественной культуры у школьников, их эстетическое вос-

питание средствами устного народного творчества рассматривается нами как целенаправленная деятельность по организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающая осознание школьниками ценностей фольклора и осуществление на их основе духовно-нрае-ственной ориентации. Оно происходит на основе эстетического воспитания и развития вы шеназванных качеств личности под влиянием социума.

Сегодня общественности важно понять, что художественная культура каждого этноса представляет для эстетического воспитания учащихся широкие возможности, она имеет многолетние традиции, сохраняет этнопедагогический потенциал и предоставляет большие возможности для всестороннего развития личности и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Литература: -

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества -М., 1970. - С. 331.

2. Ежова I?. Ю. Художественная культура личности в дискурсе ноликультурного пространства. - Рязань, 2010.- С, 8.

3. Каган М. С. Культура как предмет философского исследования. Роль духовной культуры в развитии личности. - Л. : Знание, 1979. - С. 63.

4. Кузин 8. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. - М. : Агар, 1998. - С.4.

5. Лихачев Б. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985, - С 66.

6. Рад жабо в U.M., СаутиеваФ.Б, со вершен creo ванне концепции эстетического воспитания школьников средствами фольклора // Мир науки, культуры, образования, - 2018.- № 1 (68).- С. 304-305.

7. Сзутиева Ф.Б, Роль народного творчества в повышении эстетического воспитания школьнике® // Мир науки, культуры, образования. - 2018. -№2 (69). - С. 290-291.

СП

о cu

-0 X

Q s:

со cu

ел

-Z.

(Á'

S

127

ANALYSIS OF SOURCES ONTHE UNIFORMS OFTHE BATTALION OFTHE PRINCIPALITY OF NEUCHATEL AT WORK ON A TEXTBOOK FOR ARTISTS

Suzdaltsev Evgeny Leonidovich, OSc ofPhilosophicalscience, Professor, Moscow State Region University, Mytishchi, Moscow region

Suzdaltseva Lubov Nikolaevna, PSc ofPhilosophical science, deputy chief, Main Archival Management of Moscow region, Moscow

Sidorenko Maxim Viktor ovich, honored artist of Russia, Professor, Moscow State Region University,; Mytishchi, Moscow region

The textbook "Military uniform of the armies in the Empire style, infantry of the great army on the example of the battalion of the Principality of Neuchatel" written to help artists who are interested in the era of the Napoleonic wars. The book reflects the history of Europe in the early XIX century through the history of the legendary military unit - Neuchatel Battalion. The history of uniforms, equipment and tactics of infantry units of the era is shown. In the book a lot of attention is paid to the work of famous artists, experts in the uniform of the great army The analysis of material, visual and documentary sources helped the authors of the book to reconstruct the appearance of

soldiers and officers of the Neuchàte/ Battalion, which will allow artists to create authentic artistic compositions on historical themes.

Keywords: pedagogy; education; Neuchate! battalion; uniform; the era of the Napoleonic wars.

Î3É

S

uj S

О uj

<

d uj

*

128

УДК 378,1 ВАК РФ 13,00,08

Ф СуэдальцевЕЛ, 2019 6 Сущальцева Л,Н„ 2019 6 Сидоренко М, В., 2019

СУЗДАЛЬЦЕВ Евгений Леонидович, кандидат педагогических наук заведующий кафедрой Средового дизайна, Московский государе г венный облас гной у ни вереи те г, Мытищи, Московская область

СУЗДАЛЬЦЕВ А Любовь Николаевна, кандидат педагогических наук, замес тигель директора, Главное архивное управление Московской области, Москва

СИДОРЕНКО Максим Викторович, заслуженный художник России, доцент кафедры живописи, Московский государе твенный областной у ни вереи те т, Мытищи, Московская область

ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ИССЛЕДОВАНИИ УНИФОРМЫ БА ТАЛЬОНА КНЯЖЕСТВА

НЁВШАТЕЛЬ

Учебное пособие "Военный мундир армий в стиле ампир. Пехота Великой армии на примере батальона княжества Невшатель"было написано в помощь студентам художественных факультетов образовательных учреждений, которых интересует эпоха Наполеоновских войн, В пособии отражена история Европы начала XIX века через историю самого забытого воинского подразде лепил того времени - Нёвшательского батальона, история униформы, снаряжения и тактики пехотных частей той эпохи. В работе много внимания уделяется творчеству известных художников-униформологов, специалистов по униформе Великой армии. Анализ материальных, изобразительных и документальных источников позволил авторам пособия реконструировать внешний вид солдат и офицеров Нёвшательского батальона, что позволит художникам создать достоверные художественные композиции на исторические темы.

Ключевые слова; педагогика; образование; Нёвшательский батальон;униформа; эпоха Наполеоновских войн.

Эпоха Наполеоновских войн - одна из героических страниц в истории человечества. Попытка художников достоверно отразить этот период в своих творческих композициях часто наталкивается на недостаток у них знаний по униформе и тактике армий начала XIX века, что не позволяет зрителю поверить в правдивость изображенного на картине сюжета, а это резко снижает художественную ценность работы.

Стремясь оказать помощь всем тем, кто интересуется той эпохой - эпохой последних рыцарей войны, Е,Я. Суздальцев, С8. Сидоренко и П.Д, Чистов, преподаватели факультета Изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета, написали и издали учебное пособие "Военный мундир армий в стиле ампир. Пехота Великой армии на примере батальона княжества Невшатель" для студентов художественных факультетов образовательных учреждений, 8 пособии отражены не только история эпохи Наполеоновских войн через историю самого забытого воинского подразделения того времени - Нёвшательского батальона, но и история униформы, снаряжения и тактики пехотных частей той эпохи. Это небольшое исследование сопровождается множеством иллюстраций, фотографий и рисунков, отражающих историю батальона, с целью, что это поможет художникам не только точно выбрать сюжет для композиции, но и исторически правильно передать движения и одежду изображаемых персонажей.

Несмотря на то, что, по мнению П.Г. Алехина, "существует ограниченное количество источников по данной теме, при этом встречается масса противоречий и ошибок, в связи с чем невозможно подробно описать внешний вид чинов Нёвшательского батальона" [2, 38], яркие желтые мундиры чинов батальона княжества Невшатель, входившего в армию Наполеона, были выбраны авторами пособия как пример для изучения пехоты Великой армии, славящейся многообразием и разноцветием униформы, 8 ходе поиска материала для написания пособия встала проблема создания научно обоснованного образа легендарных "канареек" из Нёвшателя, получив-

ших свое прозвище от необычного даже для той эпохи цвета мундиров. Авторами было проведен поиск документов, касающихся униформы батальона в архиве исторической службы Министерства обороны Франции в Венсен-ском замке, который не дал результата. Как выяснилось, в 1812 и 1813 годах архивы Нёвша-тельского батальона были утеряны s ходе боевых действий в России и Франции, отсюда и почти полное отсутствие документов по батальону.

Еще одна сложность, с которой сталкиваются исследователи униформы эпохи Наполеоновских войн, заключается в том, что гражданская мода конца XVII! - начала XIX веков предполагала ношение мужского костюма фрачного типа, при этом военная мода была тесно связана с гражданской, и регулярно изменялась под ее влиянием. Пьер Дарю, чиновник военной администрации Наполеона, с горечью писал: "Веяния моды уносят страницы законопроектов и превращают регламенты в ничто" [3, 48].

Однако определенное представление об униформе "канареек" удалось собрать, материал был получен из различных источников: материальных, изобразительных и документальных.

Начнем с самых выразительных, но увы, не с самых достоверных - изобразительных.

Изобразительные источники представлены работами художников-униформологов, поставивших перед собой цель точно показать, как выглядела униформа и снаряжение солдат, а для пояснения своих рисунков, часто дающих текстовое описание. В униформологии техника изображения постоянно меняется: в XIX веке это гравюры и бумажные солдатики, в XX веке - красочные планшеты и оловянная миниатюра, в XXI столетии - компьютерные рисунки.

Самые первые изображения униформы Нё-вшательского батальона представлены в "Эльзасской коллекции" бумажных солдатиков, показывающей униформу многих полков Великой армии. Коллекция создана торговцем Бёршемв 1807-1815 годах совместно со своим родственником, ветераном Наполеоновских войн - художником Зисом. В настоящее время коллекция насчитывает 4360 фигурок. Сейчас известно о множестве неточностей в этой коллекции, что не позволяет считать ее источником, полностью заслуживающим внимание, например, такие неточности, как наличие налобных блях на шапках солдат карабинерной роты Нёвшательского батальона, не подтвер-

жденные более нигде и прямо противоречащие традиции наполеоновской армии в том, что в батальонахлегкой пехоты налобные бляхи на меховых шапках не используются.

Анализируя работы известных художников, изображающих солдат и офицеров батальона княжества Нёвшатель, мы изучили исследования Ги-Франсуа Уртулля, известного французского униформолога, который являлся научным руководителем таких художников, как Ж. Жирбаль и П. Курсель. Их работы являются сюжетными композициями, выполненными в технике гуаши. Каждая композиция имеет пояснение к представленной на ней униформе и изображенному сюжету. Нёвшательскому батальону посвящены два планшета:"Невшатель-ский батальон в Саламанке", где художник изобразил чинов батальона из различных рот в униформе 1807-12 годов. Особенно интересно утверждение Г.-Ф. Уртулля, что солдаты ка-: рабинерной роты не носили этишкетов на своих шапках, что не подтверждается ни одним изобразительным источником. Вызывает сомнение и изображение на киверах солдат роты вольтижёров и шассеров орлов белого металла, т.к. материальные источники, найденные на территории бывшей Российской Империи, показывают, что в качестве украшения киверов до 1813 года в батальоне использовались латунные бляхи ромбовидной формы с выбитым на них императорским орлом с малым гербом княжества. Однако изображение офицера на планшете Г.-Ф. Уртулля в сюртуке из желтого сукна подтверждается рисунком из коллекции музея батальона, который до недавнего времени располагался в городе Нёвшатель.

Другой французский художник Доманж изобразил водной из своих работ уже фигуры чинов батальона в форме 1813 года, согласно "регламента бардена" [10], однако слабая изученность темы обусловила его ошибки в изображении элементов униформы,такие как: офицерский горжет желтого металла и сапоги с отворотами из рыжей кожи, как у офицеров линейной пехоты, хотя известно, что офицеры легкой пехоты носили гусарские сапоги.

Еще один художник-униформолог, который в своем творчестве уделил большое внимание швейцарским полкам на службе Франции -Кальпини. Он посвятил один из своих планшетов батальону княжества Нёвшатель. Его рисунки вызывают не меньшее количество вопросов, чем Эльзасская коллекция, т.к. рисунки униформы выполнены с опорой на один источник. Так, белая выпушка на мундире офи-

сл о

CXJ

-О =t

Q s:

со

CXJ 01

-Z.

s

129

uj S

ü uj

<

d uj

*

130

цера карабинер явно перекликается с белой выпушкой мундира первого командира бата-льонаде Боссе из Музея армии в Париже и противоречит прижизненным портретам офицеров батальона, где четко видна желтая выпушка. Бросается в глаза, возможно навеянные фантазией художника,желтые штаны не подтвержденного никаким штатным расписанием "трубача при шефе батальона" в конном строю.

Другой швейцарский художник Огюст Ба-челин, учился в Нёвшателе, где посвятил одну из своих работ изображению чинов батальона, но слабая изученность материала привела к ошибкам: так, художник предположил, что клапаны на обшлагах пехотинцев батальона были желтого сукна с красной выпушкой, что не подтверждают ни один источник. Изображаемые мундиры на чинах батальона больше похожи по отделке на мундир Почетной гвардии из города Кан, хранящийся в музее Армии в Париже.

Однако больше всего внимания униформе солдат и офицеров Нёвшательского батальона уделил художник-униформолог середины XX века - Р. Кнотель. Его реконструкции униформы чинов батальона вызывают некоторые вопросы, однако по ним можно представить, как выглядел батальон в 1813 году на параде в Дрездене, когда был причислен к Императорской гвардии.

Еще один известный художник-униформо-лог Риго в своей серии планшетов "Плюмаж" дал своё представление, как выглядел Нёвша-тельский батальон в компании 1813 года. Риго изобразил униформу всех рот "канареек". В своей работе он подтвердил наше предположение, что в ротах шассеров на отворотах фалд с 10 мая 1813 года нашивались орлы из белого сукна, как символ принадлежности к Императорской гвардии.

В России впервые интерес к Нёвшательско-му батальону возник в самом конце XX века, тогда П. Алехин в своей статье в журнале "Сержант", опираясь на исследование А. Пижара, рассмотрел униформу батальона, сопроводив текст планшетом с авторскими изображениями солдат и офицеров этой воинской части. Еще более подробный материал о Нёвшатель-ском батальоне П. Алехин напечатал в 2015 году в сборнике "Наполеоновские войны", который вышел как пояснительный текст к оловянной раскрашенной фигурке карабинера Нёвшательского батальона.

В начале XXI века художники стали использовать для изображения униформы компью-

терные технологии. Рисунки потеряли выразительность и индивидуальность, но основную цель - четко донести до зрителя особенности униформы солдат конкретных воинских подразделений они достигли.

Выяснилось, что художественные источники наиболее выразительны, но не самые достоверные, самым достоверным и неоспоримым, на наш взгляд, являются материальные источники.

К сожалению, количество артефактов, принадлежащих чинам Нёвшательского батальона, довольно ограничено, но они существуют и именно на них опираются исследователи.

Наиболее значимый материальный источник по изучаемой нами теме - это мундир де Боссе - первого командира батальона, находящийся в коллекции Музея армии в Париже. Именно по этому мундиру мы можем понять крой мундира "канареек" 1807-1812 годов. Однако светло-желтый цвет мундира в настоящее время, окрашенный 212 лет назад натуральной краской "индийская желтая", авторы данного исследования считают выцветшим за время Испанской компании Наполеона, где батальон участвовал в боевых действиях сянваря 1810 года по март 1812 года. Примечательно, что испанцы, дав нёвшательцам при встрече прозвище "amariifos" (жёлтые), впоследствии стали называть их "jonquil los" (бледно-желтые) и "pasidos" (оборванцы). Из этого можно сделать осторожный вывод, что цвет мундиров выгорел, а сами мундиры сильно износились.

Вызывает большой интерес недавняя находка - латунная киверная бляха, которая отличается от регламентированной декретом 1806 года французской киверной бляхи наличием герба города Невшатель. Примечательно, что цвета герба показаны согласно условным обозначениям, принятым в геральдике (золотой цвет обозначался точками, серебряный - чистым полем, а красный - вертикальными полосами).

Сохранилось также несколько пуговиц Не-вшательского батальона, на одной из них, отлитой из золотистого металла, явно видны следы покрытия. По мнению авторов этого исследования, они целиком отливались из латуни и лудились, чтобы придать пуговицам серебристый цвет - цвет, который был принят в Первой империи в полках легкой пехоты.

Документальные источники представлены декретами Наполеона от 11 мая 1807 года о создании батальона князя Нёвшательского и от 27 августа 1808 года о создании в батальоне артиллерийской роты. В первом декрете дано описание структуры батальона, а во втором

дается описание униформы артиллеристов. Часть документов представлено в книге Альфреда Ги "Батальон Нёвшателя: прозванные "канарейками" на службе Наполеона 1807-1814" изданной в 1964 году в Швейцарии, куда автор включил и воспоминания одного из очевидцев тех событий - Франсуа Робера, капрал-фу-рьера нёвшательцев. В России адаптированный перевод книги вышел в 2018 году. Автор перевода Ю, Салеев заказал иллюстрации униформы батальона к своему изданию, которые противоречат тексту декрета императора от 27 августа 1808 года о создании в батальоне артиллерийской роты. Художник, изображая солдат, по невнимательности рисует их в мундирах кроя "францезе", что противоречит всем источникам.

Учитывая, что документы батальона дважды были утеряны в ходе Наполеоновских войн, А. Ги по немногим сохранившимся материалам блестяще и скрупулёзно показал в своей книге боевой путь батальона, но описание униформы он не смог дать в полном объеме. Говорить о воинской части начала XIX века и не дать полного описания униформы?

Именно для заполнения этого пробела Е.Л. Суздальцевым, Сб. Сидоренко и П.Д, Чистовым было проведено это небольшое исследование, в котором авторы, несмотря на все сложности, постарались дать максимально полную информацию по униформе солдат Великой армии на примере чинов Нёвшательс-кого батальона, опирающуюся на различные документальные, материальные и художе-

ственные источники. Авторы уверены, что собранный ими материал поможет студентам в своих работах не только точно выбрать сюжет для художественных композиций, но и достоверно передать детали униформы и действия солдат начала XIX века в походе, бивуаке и бою.

Литература:

1. Алехин П.Г. Наполеоновские войны. Карабинер Невшательского батальона, 1809 г. М. : ЮнивесГ Принт, 2013. - 15с.

2. Алехин П.Г. Невшательский батальон 1807-1814 гг. // Сержант. - 1998, - №&- С. 37-44.

3. ВоесиЭман М. Трансформация униформы и снаряжения французского пехотинца 1791-1812 гг. М. : Мастерская Vanderhoff&15-е leger, 2012, - 104 с.

4. Ги Альфред. Батальон Нёвшателя: прозванные "канарейками" на службе Наполеона 1807-1814; пер. с фр. Ю. Салеева, -М. : Мастерская Vanderhoff & 15-е leger, 2018. - 324 с.

5. Королев А. По следам Великой армии Наполеона. -М. : Лики России, 2013. - 468 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Соколов O.ß. Армия Наполеона. - СПб. : Импе-;: рия, 1999. - 587 с.

7. Суздальцев Е.Л., Сидоренко C.B., Чистов П.Д. Военный мундир армий в стило ампир. Пехота Великой армии на примере батальона княжества Нёвшатель: учебное пособие / Суздальцев Е.Л., Сидоренко С.В„ Чистов П Д. Ч. 2. - М. :Эдигус,2019, - 145 с. с ил.

8. Функен Ф., Функен Л. Наполеоновские войны, 1805-1815. - М. : ACT, Астрель, 2002. - 151 с.

9. Уртуляь Ф. Армия Наполеона. Солдаты и униформа 1793-1815,- М. : ЭКСМО, 2013,- 232 с.

10.Manuel de l'administration et de la verification des masses d'habillement, et de harnachement et ferrage. Paris, 1812.

11.Pigeard A,, Bourgeot V. Encyclopédie des Uniformes Napoléoniens, 1800-1815, Editions Quatuor, 2003.531 p.

СП

О CU

-0 X

Q s:

m

eu

ei

-Z.

i

131

PECULIARITIES OF FORMATION OF RESEARCH SKILLS OF JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS

Top/Una Iryna Ivanivna, PhD of Pedagogical sciences. Associate Professor, Department of Music and Art Education,

Taganrog Institute named after Anton Chekhov (branch), Rostov State University of Economics, Taganrog

The article is devoted to the formation of the research activities of junior high school students, ft activates in children the knowledge surrounding phenomena and events. Effectiveness of research activities related to compliance with the younger schoolboys the stages and methods of scientific knowledge, with the formation of research conduct and search activity.

Keywords: primary school; research skills; cognitive interest; creative activities.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВА ТЕЛЬСКИХ УДК 378.1

УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВАК РФ 13.00.08

Статья посвящена формированию исследовательской деятельности младших ® Топилииа И.И., 2019 школьников. Она активизирует у детей познание окружающих тлений и событий. Эффективность исследовательской деятельности младших школьников связана с соблюдением этапов и методов научного познания, с формированием исследовательского поведения и поисковой активности. Ключевые слова: начальная школа; исследовательские умения; познавательный интерес; творческая деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.