Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СЛУШАТЕЛЕЙ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СЛУШАТЕЛЕЙ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математическая подготовка слушателей заочной формы обучения / исследовательские компетенции / математические методы в психологии / методы подготовки психологов / выпускные квалификационные работы / mathematical training of extramural students / research competence / mathematical methods in psychology / methods training of psychologists / final qualifying work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Евгеньевна Филипова

Одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования является формирование компетенций. В статье изучается вопрос развития исследовательских компетенций у слушателей заочной формы обучения с применением методики «Индивидуальный вектор развития исследовательских компетенций».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елена Евгеньевна Филипова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF RESEARCH COMPETENCIES OF EXTRAMURAL STUDENTS

One of the main tasks of the Federal State Educational Standard of Higher Education is the formation of competencies. The article examines the issue of developing research competencies in students of correspondence education using the «Individual vector of development of research competencies».

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СЛУШАТЕЛЕЙ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378.14 ББК 74.489.0

DOI 10.24411/2073-3305-2021-3-303-306

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

___ W W ___

У СЛУШАТЕЛЕЙ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Елена Евгеньевна ФИЛИПОВА,

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информатики и математики Вологодского института права и экономики ФСИН России

E-mail: lenphil@mail.ru

Рецензент: А.А. Бабкин, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация. Одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования является формирование компетенций. В статье изучается вопрос развития исследовательских компетенций у слушателей заочной формы обучения с применением методики «Индивидуальный вектор развития исследовательских компетенций».

Ключевые слова: математическая подготовка слушателей заочной формы обучения; исследовательские компетенции; математические методы в психологии; методы подготовки психологов; выпускные квалификационные работы.

FEATURES OF THE FORMATION OF RESEARCH COMPETENCIES OF EXTRAMURAL STUDENTS

Elena Evgenyevna FILIPOVA,

Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Computer Science and Mathematics of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia

E-mail: lenphil@mail.ru

Reviewer: A.A. Babkin, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Abstract. One of the main tasks of the Federal State Educational Standard of Higher Education is the formation of competencies. The article examines the issue of developing research competencies in students of correspondence education using the «Individual vector of development of research competencies».

Key words: mathematical training of extramural students; research competence; mathematical methods in psychology; methods training of psychologists; final qualifying work.

Методологической основой современного образования является компетентност-ный подход, который ориентирован на воспитание личности, обладающей не только суммой знаний, умений и навыков в своей профессиональной области, но и способной к самостоятельной организации своего всестороннего развития не только во время обучения в вузе, но и после его окончания. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего об-

разования третьего (ФГОС ВО) и последующих поколений предполагают формирование у выпускников вузов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Под компетенцией понимается совокупность теоретических и практических способностей, потенциальная возможность успешно решать профессиональные задачи. Во ФГОС ВО определены также виды деятельности, к которым необходимо подготовить обучающихся вузов для успешного

освоения программ бакалавриата или специали-тета. Одним из таких видов деятельности является научно-исследовательская, предполагающая целый перечень профессиональных задач, которые должен уметь решать выпускник согласно ФГОС ВО.

Способность к исследовательской деятельности (учебно-исследовательской и собственно научно-исследовательской) определяется сформи-рованностью у обучающихся и выпускников исследовательских компетенций. Существует разнообразие определений исследовательских компетенций. Например, в [1] проведен психолого-педагогический анализ этого понятия и под исследовательскими компетенциями предлагается понимать «интегративные качества личности, выражающиеся в осознанной готовности и способности самостоятельно проявлять поисковую и творческую активность в профессионально-предметной области, нацеленную на получение адекватного результата на основе актуализации личностных характеристик и опыта деятельности» [1, с. 17].

Структура и содержание исследовательских компетенций зависят от вида профессиональной деятельности. Ученые предлагают различные варианты их составляющих. Так в [2] исследовательская компетенция состоит более чем из десяти знаний, умений и навыков, в [3] описана модель О.В. Фединой из умений и способностей, объединенных в семь блоков, в [4] исследовательская компетенция включает четыре компоненты — мотивационный, когнитивный, деятель-ностный и рефлексивный. В [5] авторами выделены пять компонент исследовательских компетенций.

ФГОС ВО представляет собой требования к результатам освоения основных образовательных программ в вузе независимо от формы обучения. Для очной формы обучения существует разнообразие методов по организации учебной деятельности, в том числе по формированию исследовательских умений и навыков, описанные, например, в научных работах [2—5]. Заочное обучение характеризуется сочетанием самообразования и очной контактной работы с преподавателями, поэтому подготовка специалистов с такой формой обучения имеет определенные особенности.

Целью данной статьи является описание специфики формирования исследовательских компетенций у слушателей заочного обучения направления подготовки 37.03.01 «Психология» в Вологодском институте права и экономики ФСИН России (ВИПЭ ФСИН России) при препо-

давании дисциплин математического цикла. В работе [5] нами описана методика «Индивидуальный вектор развития исследовательских компетенций» (ИВРИК) при обучении пенитенциарных психологов очной формы обучения. В статье предложена адаптация этой методики к подготовке бакалавров заочной формы обучения.

Дисциплины «Математика» и «Математические методы в психологии» у слушателей направления подготовки 37.03.01 «Психология» формируют компетенции ПК-2 «Способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов, с последующей математико-ста-тистической обработкой данных и их интерпретацией» и ПК-7 «Способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии», которые связаны с проведением психологических исследований и относятся к числу исследовательских компетенций. Для указанных компетенций выделим те же компоненты, которые предложены в работе [5]: А — способность формулировать цель исследования; В — умение выбирать методы и способы выполнения исследования или его этапов; С — практические умения по реализации цели исследования; Ю — способность корректно интерпретировать полученные результаты; Е — способность понимать область применения математических методов в психологии.

При преподавании дисциплин «Математика» и «Математические методы в психологии» на заочной форме обучения мы также придерживаемся принципов преемственности и профессиональной направленности обучения. Тематическим планом курса математики предусмотрено 100% аудиторной работы по разделу 3 «Теория вероятностей. Введение в математическую статистику» . Это обусловлено тем, что обучающиеся прежде всего должны иметь представление о вероятностном характере психологических процессов и явлений. Кроме того, именно этот раздел математики служит теоретической основой математических методов, которые применяет психолог для обработки экспериментальных данных. Другие разделы «Элементы линейной алгебры» и «Основы математического анализа», несомненно, также важны в обучении, так как формируют математическую культуру специалиста, но осваиваются самостоятельно с помощью методических рекомендаций и проверяются при выполнении межсессионной контрольной работы и на экзамене. Представленное тематическое

планирование курса математики позволяет сделать акцент на взаимосвязи познавательной и профессиональной деятельности, формирует мотивацию к освоению курса «Математические методы в психологии» и других дисциплин специализации.

В программу курса «Математические методы в психологии» входит изучение методов, которые используют математический аппарат для обработки данных проводимых исследований. Слушатели заочной формы обучения, в отличие от курсантов, на практических занятиях выполняют только три расчетные работы из девяти тем с последующей устной защитой. Проверка остальных методов осуществляется при выполнении межсессионной контрольной работы, а также на экзамене. Таким образом, на заочной форме обучения также есть возможность осуществления контроля формирования компонент А—Е исследовательских компетенций ПК-2 и ПК-7. Каждая компонента оценивается преподавателем по 10-балльной шкале.

Начальный уровень сформированности этих компонент определяется при выполнении индивидуальной практической работы по теме «Введение в математическую статистику. Группировка данных» на дисциплине «Математика». Промежуточный контроль включает в себя результаты выполнения межсессионной контрольной работы по дисциплине «Математические методы в психологии», а также выполнения трех расчетных работ на практических занятиях во время сессии. Конечно, ввиду сжатости сроков учебно-лабораторной сессии при заочной форме обучения нет возможности проводить полноценную коррекцию «индивидуального вектора развития исследовательских компетенций» при освоении только двух дисциплин математического цикла. Такая коррекция осуществляется в течение последующего периода обучения в вузе

Дисциплина «Математические методы в психологии» преподавалась в контрольной группе тра-

при освоении дисциплин специализации, формирующих те же компетенции, а также при написании курсовых и дипломных работ. Поэтому целесообразно итоговый контроль уровней сфор-мированности исследовательских компетенций на заочном отделении осуществлять не на экзамене по дисциплине «Математические методы в психологии», а при защите выпускных квалификационных работ.

В ВИПЭ ФСИН России был проведен эксперимент по выявлению эффективности методики ИВРИК на заочной форме обучения. Были выбраны две группы: контрольная (набор — 2013 г., выпуск — 2018 г.) и экспериментальная (набор — 2014 г., выпуск — 2019 г.). В эксперименте участвовали группы разных годов набора ввиду того, что в вузе на заочном отделении по направлению подготовки 37.03.01 на каждом потоке обучается только одна группа. Предварительно с помощью критерия Манна—Уитни проверено, что средние арифметические значения успеваемости по дисциплине «Математика» (в контрольной — хК = 3,36 с объемом совокупности пК = 11, в экспериментальной —хэ = 3,09 с объемом совокупности пэ = 11) статистически значимо не различаются, поэтому эти группы можно рассматривать в качестве контрольной и экспериментальной. (Наблюдаемое значение критерия Манна—Уитни инабл. = 44. Для пК = 11 и пэ = 11, а также уровней значимости а = 0,05 и а = 0,01 критические значения критерия равны икрит. = 34 и икрит. = 25 соответственно).

В группах был проведен входной контроль уровней сформированности выделенных компонент исследовательских компетенций, который показал, что их средние арифметические значения в баллах в контрольной и экспериментальной группах (представлены в табл. 2) статистически значимо не различаются (табл. 1).

диционным методом, а в экспериментальной — с помощью методики ИВРИК. В табл. 2 пред-

Таблица 1. Результаты входного контроля, балл

Группа

Средние значения уровня сформированности компонент исследовательских

компетенций

А В С Б Е

Контрольная 5,09 3,73 3,73 3,55 3,36

Экспериментальная 5,36 3,54 4,00 4,18 3,36

ставлены результаты итогового контроля компонент исследовательских компетенций при защите выпускных квалификационных работ, а также показана значимость различий по четы-

За период эксперимента абсолютный прирост средних баллов уровней сформированности компонент исследовательских компетенций составил в контрольной группе от 0,73 (компонента А) до 2,91 (компонента С) баллов, в экспериментальной — от 1,64 (компонента А) до 4,27 (компонента С) баллов. Экспериментальная группа показала более хорошие результаты защиты выпускных квалификационных работ по сравнению с контрольной группой. Доля оценок «хорошо» и «отлично» составила 45,5%, 81,8% в контрольной и экспериментальной группах соответственно.

Эксперимент показал, что модель методики ИВРИК может быть реализована и на заочном отделении. Она включает те же составляющие, что и при очном обучении, а именно: компетен-тностный подход, профессиональную направленность обучения, преемственность изучаемых дисциплин, индивидуальную работу с обучающимися, методическое сопровождение дисциплин, мониторинг уровня освоения исследовательских компетенций, математическую модель эффективности индивидуального продвижения, применение программных средств обучения [5], но итоговый контроль сформированности исследовательских компетенций целесообразнее проводить при защите выпускных квалификационных работ.

рем из них (В—Е). Для компоненты А (способности формулировать цель работы) наблюдаемое значение критерия Манна—Уитни находится в зоне неопределенности.

Список литературы

1. Байсалов Д.У., Султанбаева Г.С. Психолого-педагогическое понятие «исследовательской компетенции» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-4. С. 14—17.

2. Кошкина Е.Г. Исследовательская компетенция студентов: к вопросу ее формирования в рамках проектной и исследовательской деятельности в и вне вуза // Кант. 2016. № 1 (26). С. 52—58.

3. Чернышев И.Н., Иродова И А. Проблемы формирования исследовательских компетенций у студентов-физиков в педагогическим вузе // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 6. С. 97—101.

4. Тунык А.В., Новгородов А.С. Формирование исследовательской компетентности у студента в период обучения в вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 9. С. 390—395.

5. Слободская И., Филипова Е., Мартынюк О. Формирование исследовательских компетенций в процессе подготовки пенитенциарных психологов // Rezekne Academy of Technologies. SOCIETY. INTEGRATION. EDUCATION. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume II. Rezekne, 2020. С. 315—325.

Таблица 2. Результаты итогового контроля, балл

Группа Средние значения уровня сформированности компонент исследовательских компетенций

А В С D E

Контрольная 5,82 5,91 6,64 6,00 5,45

Экспериментальная 7 7,72 8,27 7,73 6,73

Наблюдаемое значение критерия Манна—Уитни 32 22 18 23 25

Значимость различий средних Зона неопределенности Значимы Значимы Значимы Значимы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.