Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горгарова Я. Ю.

Данная статья посвящена особенностям формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов вуза в условиях дистанционного обучения. Актуальность проводимого исследования заключается в попытке разрешения противоречия между необходимостью использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе и дистанционного обучения, в образовательном процессе высших учебных заведений и недостаточностью условий для реализации их инновационного потенциала. В этой связи автором была уточнена сущность понятий «дистанционное образование», «дистанционное обучение», «дистанционные образовательные технологии», «онлайн-обучение», определена их роль в контексте новой образовательной парадигмы современности, проанализирован практический опыт применения онлайн-обучения в целях формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов вуза, а также даны рекомендации по использованию цифровых ресурсов на занятиях по практическому курсу французского языка. В ходе наблюдения за учебным процессом в дистанционном формате и беседы со студентами 4 курса Института лингвистики и мировых языков Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, автор приходит к выводу, что при условии решения ряда проблем организационного и технического характера дистанционное обучение представляет большие перспективы в развитии высшего образования в России. Статья предназначена для работников системы образования, исследователей и педагогов-практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горгарова Я. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS IN CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

This article is devoted to the peculiarities of formation of foreign-language communicative competence of university students in the conditions of distance learning. The relevance of the research is an attempt to resolve the contradiction between the need to use information and communication technologies, including distance learning, in the educational process of higher education institutions and the lack of conditions for the realization of their innovative potential. In this regard, the author clarified the essence of the concepts of «distance education», «distance learning», «distance learning technologies», «online learning», defined their role in the context of the new educational paradigm, analyzed the practical experience of using online learning in order to form the foreign language communicative competence of university students and gave recommendations for the application of digital resources in the practical French course. During the observation of the learning process in a distance format and conversation with fourth-year students of the Institute of Linguistics and World Languages of K.E. Tsiolkovsky Kaluga State University, the author concludes that if a number of organizational and technical problems are solved, distance learning is very promising for the development of higher education in Russia. The article is intended for employees of the education system, researchers and teachers-practitioners.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378.147.88

Особенности формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов вуза в условиях дистанционного обучения

Peculiarities of formation of foreign language communicative competence of university students in conditions of distance learning

Горгарова Я.ЮЮ., Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, gorgarova@yandex. ru

Gorgarova I., Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, [email protected] DOI: 10.51379/KPJ.2021.150.6.018

Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, онлайн-обучение, иноязычная коммуникативная компетентность, преподавание иностранных языков.

Keywords: distance education, distance learning, distance learning technologies, online learning, foreign language communicative competence, foreign language teaching.

Аннотация. Данная статья посвящена особенностям формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов вуза в условиях дистанционного обучения. Актуальность проводимого исследования заключается в попытке разрешения противоречия между необходимостью использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе и дистанционного обучения, в образовательном процессе высших учебных заведений и недостаточностью условий для реализации их инновационного потенциала. В этой связи автором была уточнена сущность понятий «дистанционное образование», «дистанционное обучение», «дистанционные образовательные технологии», «онлайн-обучение», определена их роль в контексте новой образовательной парадигмы современности, проанализирован практический опыт применения онлайн-обучения в целях формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов вуза, а также даны рекомендации по использованию цифровых ресурсов на занятиях по практическому курсу французского языка. В ходе наблюдения за учебным процессом в дистанционном формате и беседы со студентами 4 курса Института лингвистики и мировых языков Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, автор приходит к выводу, что при условии решения ряда проблем организационного и технического характера дистанционное обучение представляет большие перспективы в развитии высшего образования в России. Статья предназначена для работников системы образования, исследователей и педагогов-практиков.

Abstract. This article is devoted to the peculiarities of formation of foreign-language communicative competence of university students in the conditions of distance learning. The relevance of the research is an attempt to resolve the contradiction between the need to use information and communication technologies, including distance learning, in the educational process of higher education institutions and the lack of conditions for the realization of their innovative potential. In this regard, the author clarified the essence of the concepts of «distance education», «distance learning», «distance learning technologies», «online learning», defined their role in the context of the new educational paradigm, analyzed the practical experience of using online learning in order to form the foreign language communicative competence of university students and gave recommendations for the application of digital resources in the practical French course. During the observation of the learning process in a distance format and conversation with fourth-year students of the Institute of Linguistics and World Languages of K.E. Tsiolkovsky Kaluga State University, the author concludes that if a number of organizational and technical problems are solved, distance learning is very promising for the development of higher education in Russia. The article is intended for employees of the education system, researchers and teachers-practitioners.

Введение. Кризисные явления, происходящие в современном мире, прямо или косвенно оказывают влияние на развитие сферы

образования, выступая движущими силами трансформационных и интеграционных процессов. Так переход на дистанционный

формат обучения российских образовательных учреждений в период пандемии вызвал широкую полемику на уровне общественности и в профессиональных кругах. Особую актуальность получило обсуждение вопроса о качестве онлайн-образования и его недостатках по сравнению с традиционной формой обучения.

В соответствии с основными положениями компетентностного подхода, являющегося основополагающим в сфере высшего образования при реализации программ подготовки профессиональных кадров, требованиями Федерального государственного

образовательного стандарта высшего образования 3++ (ФГОС ВО 3++), предполагающего сокращение аудиторной нагрузки и увеличение самостоятельной работы студентов в учебных планах различных направлений подготовки, а также руководствуясь ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [14], можно утверждать, что необходимым условием модернизации образовательного процесса высших учебных заведений выступает применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, способных значительно повысить его эффективность и сформировать новый тип личности выпускников вузов, умеющих работать с информацией, расширять круг своих компетенций и непрерывно развиваться в сфере своей профессиональной деятельности в динамически меняющемся мире. Несмотря на это, существующая реальность показала, что образовательные учреждения, преподаватели и студенты были не готовы к экстренному переходу из материальной образовательной среды в виртуальную, представляющую единое коммуникативное пространство для всех участников образовательных отношений, становящееся ключевым инструментом управления качеством организации образовательных программ в условиях удаленной работы при осуществлении образовательного процесса [16, с.191].

В этой связи многие ученые и преподаватели-практики в своих исследованиях предприняли попытку выявления проблем, возникающих при организации и реализации обучения в дистанционном формате, среди которых особо стоит отметить:

- проблему материально-технического обеспечения дистанционного обучения;

- недостаточную подготовку профессорско-преподавательского состава в сфере информационно-коммуникационных технологий;

- проблемы методического и методологического характера при разработке образовательного контента;

- трудности психолого-педагогического характера, связанные чаще всего с адаптацией и самоорганизацией при переходе к дистанционному формату обучения;

- снижение количества контактной работы с преподавателем;

- проблемы реализации учебных программ для студентов с различным уровнем знаний;

- проблему организации учебного процесса и мотивации к учебной деятельности;

- проблему организации самостоятельной работы студентов;

- проблему контроля знаний студентов [3;6;7;11;15].

На сегодняшний день режим самоизоляции в России отменен, однако исследование вопросов организации дистанционного обучения в высших учебных заведениях не теряет своей актуальности, что обусловлено, во-первых, временным переходом образовательных организаций в дистанционный режим обучения в зависимости от эпидемиологической обстановки в регионе, во-вторых, использованием интеграции очной формы обучения с дистанционными технологиями, что становится неизбежным в условиях постоянно развивающейся цифровой реальности [9, с.427].

Вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что на современном этапе развития образования университеты сталкиваются с противоречием о необходимости введения дистанционного обучения в образовательный процесс и недостаточностью условий для реализации его инновационного потенциала в вузе.

Материалы и методы исследования. Прежде чем дать практическую оценку работы по формированию иноязычной коммуникативной компетентности студентов вуза в дистанционном формате, нам представляется необходимым обосновать сущность понятий «дистанционное образование», «дистанционное обучение», «дистанционные образовательные технологии», «онлайн-обучение», выделить их общие черты и отличия, а также рассмотреть некоторые правовые аспекты употребления данных терминов в рамках сложившейся системы образования РФ в целях поиска эффективных

подходов к решению представленных ранее проблем.

Возникшее из «образования по телевидению», заочного образования и образования по переписке, дистанционное образование сегодня прочно вошло в мировую педагогическую практику. Применение дистанционных технологий в образовательном процессе соответствует двум основным принципам современного образования: «образование для всех» и «образование через всю жизнь», что, с одной стороны, соответствует идее о доступности качественного образования для различных категорий граждан вне зависимости от места их проживания, материального и социального положения, состояния здоровья, а, с другой, позволяет постоянно совершенствовать знания в условиях быстро меняющейся реальности и быть способным адаптироваться к требованиям профессии и конкуренции на рынке труда.

Анализ научной литературы по теме исследования позволил А.Г. Шабанову выделить три группы объективных предпосылок становления системы дистанционного обучения в образовательной деятельности:

- технический прогресс в области информационных и коммуникационных технологий;

- быстрое устаревание профессиональных знаний и возрастающая потребность в их обновлении за счет сокращения сроков переподготовки и повышения квалификации и «снижения затрат на организацию процесса обучения в дистанционной форме» [15, с.23];

- изменение целей образования на новом этапе развития общества, связанное со сменой образовательной парадигмы, в основе которой лежат компетентностный и личностно-ориентированный подходы к обучению, акцентирующие особое внимание на формировании личности учащихся, «направленности их учебной деятельности на самостоятельное приобретение знаний за счет применения инновационных педагогических технологий» [15, с.23].

Исследованием вопросов, касающихся теории и практики организации дистанционного обучения в системе непрерывного образования, в разное время занимались российские (Н.Н. Абакумова, Б.Л. Агронович, В.Н. Чудинов, А.А. Андреев, В.И., Солдаткин, А.А. Ахаян, В.П. Беспалько, И.В. Борисов, М.Ю. Бухаркина, В.А. Дятлов, Е.А. Ефимкина, А.Л. Назаренко, Е.С. Полат, Е.И. Дмитриева, Э.Г. Скибицкий, Л.И. Холина, А.В. Хуторской, А.Г. Шабанов и др.) и

зарубежные (Д. Киган, Г. Кирсли, М. Мур, Б. Холмберг и др.) ученые.

Обобщив взгляды исследователей по проблеме дистанционного образования, можно заключить, что данное понятие не имеет однозначного толкования. Так, в качестве наиболее распространенных вариантов основного термина, можно встретить следующие трактовки: «дистанционное образование», «дистанционное обучение», «дистанционные технологии обучения», «онлайн-обучение».

Что же касается сущности дистанционного образования, одни авторы придают ему системные характеристики (Б.Л. Агронович, В.Н. Чудинов [1], А.А. Андреев, В.И. Солдаткин [2]), другие называют новой формой образования (В.Т. Волов [5], А.Л. Назаренко [10], Е.С. Полат [12], А.Г. Шабанов [15], М. Симонсон [17]) приравнивают к специально организованному образовательному процессу (Э.Г. Скибицкий, Л.И. Холина [13]) или находят черты технологии обучения (В.А. Бондарь, В.А. Воронин, А.И. Жуков и др. [4], [14]).

Основываясь на вышесказанном, следует отметить, что научные основы развития системы дистанционного образования до сих пор находятся на стадии разработки, отсутствует системность и последовательность в ее организации и применении на различных образовательных уровнях. Вместе с тем, несмотря на разнообразие подходов к рассмотрению сущности содержания дистанционного образования, авторов объединяет стремление показать, что оно представляет собой управляемую форму самообразования, обеспечивая интеллектуальное взаимодействие обучающегося и педагога на расстоянии и обучающихся между собой, а также является одним из оптимальных и перспективных направлений совершенствования системы образования в современном обществе [15, с.29-32].

Поэтому, соглашаясь с Е.С. Полат и А.Г. Шабановым, мы предполагаем, что дистанционное обучение, с определенной долей вероятности, станет в будущем новой формой организации образовательного процесса (что на данный момент еще не закреплено на законодательном уровне), которая «основывается на принципе самостоятельного обучения и выражается в целенаправленном процессе интерактивного взаимодействия преподавателей и студентов с помощью информационных технологий, обеспечивающих обучающихся необходимым объемом изучаемого материала» [15, с.10]. Такая форма обучения будет обладать

характерными отличительными особенностями, которые, принимая за основу признаки, выделенные теоретиком дистанционного образования Д. Киганом, и руководствуясь современными требованиями к организации образовательного процесса в вузе, А.Л. Назаренко свела к трем основным сущностным параметрам [10, с.73-75]:

- разделенность преподавателя и обучающегося пространством и / или временем;

- самостоятельный контроль за процессом обучения со стороны студента, а не преподавателя, который скорее выполняет функцию консультанта в процессе обучения;

- бесконтактное общение студента и преподавателя и студентов между собой через посредство соответствующих технологий.

Таким образом, можно заключить, что, как самостоятельная система обучения,

дистанционное обучение, в силу своей специфичности, должно иметь свою особенную педагогику и соответствующие дидактические приемы и методы [12, с. 9].

Результаты исследования. При всех перечисленных преимуществах дистанционного образования, в обучении иностранному языку оно начало активно применяться сравнительно недавно. Несмотря на быстрые темпы развития информационно-коммуникационных технологий, практика преподавания иностранного языка уделяет особое внимание формированию иноязычной коммуникативной компетентности учащихся, предполагающей не только достаточный для конкретного возраста уровень освоения определенного набора компетенций (языковая, речевая, дискурсивная,

социолингвистическая и др.), необходимый для осуществления речевой деятельности на иностранном языке, но и способность применять полученные знания на практике, в рамках той или иной сферы деятельности. Поэтому, ввиду того, что процесс обучения иноязычной коммуникации носит в большей степени интерактивный характер взаимодействия между преподавателем и студентами, использование дистанционных образовательных технологий до сих пор вызывает некоторые опасения с точки зрения их эффективности в процессе профессионально-иноязычной подготовки в вузе.

Следует отметить, что в экспериментальной части нашего исследования мы не ставим своей целью рассмотрение особенностей применения дистанционных курсов, включающих в себя определенный набор учебных материалов для

самостоятельного изучения студентами, разбитый на модули и предполагающий выполнение тестовый заданий в конце каждого раздела. Такой вид работы нам представляется

малоэффективным для формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов языковых факультетов и может быть использован лишь в качестве дополнения для тренировки и закрепления определенного лексического или грамматического материала. Мы скорее предпринимаем попытку анализа опыта работы по преподаванию иностранного языка в дистанционном формате в период пандемии с целью выявления его возможностей и перспектив для дальнейшего использования в учебном процессе вуза, в том числе и в условиях интеграции очной и дистанционной форм обучения.

В данном контексте наиболее перспективным вариантом преподавания иностранного языка может выступать онлайн-обучение, которое является более совершенной формой дистанционного обучения и призвано решить целый ряд его недостатков благодаря взаимодействию педагога и учащихся в режиме «здесь и сейчас».

В первую очередь, онлайн-обучение решает проблему асинхронного взаимодействия между преподавателем и студентами. В режиме реального времени занятия проходят при непосредственном видео- и аудиоконтакте участников учебного процесса, что непосредственно способствует формированию коммуникативных умений и навыков обучающихся за счет осмысленного и целенаправленного взаимодействия на изучаемом языке, т.к. отработка и усвоение языкового материала происходит лишь при коммуникации с другим пользователем языка, которая может осуществляться в интерактивной форме посредством ролевых игр, дискуссий, интервью, подготовки групповых проектов и т.п. Именно такое взаимодействие на занятиях по иностранному языку адаптирует студентов к коммуникации в реальных жизненных обстоятельствах и различных ситуациях будущей профессиональной деятельности.

Самыми популярными платформами для синхронного взаимодействия со студентами являются Skype, Zoom и Microsoft Teams, имеющие свои преимущества и недостатки, которые мы попытались проанализировать в следующей таблице, см. таблица 1:

Таблица 1. -Платформы для онлайн-обучения

Платформа Преимущества Недостатки

Skype - количество участников: до 50 - простой в использовании интерфейс - есть групповой чат, который сохраняет историю звонков и сообщений, а также отправленные файлы, изображения, видео и т.п. - запись звонка - субтитры, сопровождающие речь на иностранном языке - высокая степень защиты: все данные автоматически шифруются, посторонние не могут присоединиться к занятиям - бесплатно - качество связи зависит от скорости Интернета - необходимость регистрации - отсутствие специальных возможностей для обучения

Zoom - количество участников: до 100 - удобная организация участников конференции на экране (можно выбирать ключевых участников и закреплять их вид на экране) - наличие виртуальной доски, на которой можно писать, рисовать, строить схемы - демонстрация файлов, презентаций, аудио- и видеоматериалов на экране - запись звонка - поддержка общего доступа к рабочему столу для удаленной работы исполнителей над совместными проектами - коллективные чаты в группах - наличие сессионных залов для совместной работы - рассылка приглашений по почте или по телефонным номерам - ограничение по времени: 40 минут в бесплатной версии - возможность присоединения нежелательных участников, если доступ к конференции не защищен паролем

Microsoft Teams - количество участников: до 250 - наличие виртуальной доски, на которой можно писать, рисовать, строить схемы - демонстрация файлов, презентаций, аудио- и видеоматериалов на экране - коллективные чаты в группах, в которых можно применять форматирование, менять шрифт и строить таблицы - запись звонка - наличие сессионных залов для совместной работы - возможность календарного планирования занятий - рассылка уведомлений всем участникам команды - интеграция сервисов компании: Outlook, Office, Powerpoint, Exel -

В Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского выбор платформы для дистанционного обучения осуществляется на усмотрение преподавателя вуза. На наш взгляд, наиболее удобным вариантом для удаленной работы является платформа Microsoft Teams, интегрированная с другими сервисами компании Microsoft, в том числе и с приложением Outlook, обеспечивающим функционирование

корпоративной почты и электронного документооборота университета. Таким образом, функциональный набор, предоставляемый данной платформой, создает целостное образовательное пространство для взаимодействия студентов и преподавателей не только в дистанционном режиме, но и при очной форме обучения, предоставляя возможность хранения всей необходимой учебной информации по

конкретной дисциплине в файлах команды, к которым у студентов есть постоянный доступ.

Еще одной проблемой при дистанционном формате обучения является контроль выполнения домашнего задания и итоговый контроль пройденного материала. Основная сложность этого процесса заключается в том, что даже при наличии видеозаписи занятия преподаватель не может полностью проконтролировать, самостоятельно ли студенты выполняют задания или с помощью вспомогательных средств, т.к. диапазон обзора веб-камеры ограничен. В данном случае предпочтительными формами контроля будут выступать выполнение заданий по аудированию, устный опрос, контроль монологических и диалогических высказываний, организация дискуссий по изучаемым темам. Широкий спектр материалов для использования

на занятиях по французскому языку предлагает ресурс RFI Savoirs. Les clés pour comprendre le monde français. Например, перед прослушиванием отрывка для аудирования по теме «La France face au coronavirus» (см. рисунок 1) студентам предлагается изучить новую лексику в разделе «Глоссарий», а после знакомства с аудиофрагментом они выполняют в онлайн режиме ряд упражнений на заполнение пропусков в тексте, выбор правильного варианта

из нескольких предложенных или уточняют правдивость или ложность представленных высказываний [8]. После такого рода работы над лексическим материалом студентом можно предложить обсудить эпидемиологическую ситуацию в нашей стране, перефразировав тему занятия на «La Russie face au coronavirus», или обсудить последствия пандемии, ответив на вопрос «La Covid comment a-t-elle changé notre vie?».

Рисунок 1 - Примерное задание для работы со студентами в онлайн формате на сайте RFI Savoirs

Что же касается выполнения письменных работ (например, эссе и сочинений), возможным вариантом решения проблемы может выступить ограничение студентов по времени на задания с заранее определенным объемом печатных знаков. Примером может послужить упражнение из части Production écrite международного экзамена по французскому языку DELF B1: On dit généralement qu'il est plus facile d'apprendre une langue lorsque l'on est jeune. Et pourtant, les motivations pour lesquelles on apprend une langue surgissent parfois plus tard dans la vie. Pensez-vous que l'on puisse apprendre une langue à n'importe quel âge? Vous écrirez un texte construit et cohérent sur ce sujet (160 à 180 mots). Vous disposez de 45 minutes pour terminer votre travail. В данной ситуации до начала работы со студентами необходимо обговорить критерии оценивания задания с учетом того факта, что у них будет доступ, пусть и ограниченный по времени, к словарям и базам данных, поэтому к ним будут предъявляться более строгие требования в оценивании письменных работ.

При онлайн-обучении также успешно может решаться задача дифференцированного подхода к учащимся с различным уровнем знаний и контроля их самостоятельной работы. В первом случае, стоит отметить, что современные платформы для организации телеконференций предоставляют возможности для разделения группы на мини-группы, размещая студентов в отдельных залах для подготовки определенных заданий. Это может быть работа по цепочке над заданиями по лексике и грамматике с комментированием возникающих вопросов и ошибок, составление и инсценировка диалогов, выполнение кейсовых заданий, подготовка и обсуждение коллективных проектов и т.п. В процессе обучения преподаватель может подключаться к любой группе, давать комментарии и оценивать работу студентов.

В рамках индивидуальных консультаций, организованных преподавателем для отстающих студентов, либо для работы над дополнительным учебным материалом, формат онлайн-обучения будет также весьма эффективным. Ввиду гибкости графика консультаций и отсутствия

необходимости тратить время на поездку в университет, студенты обычно более мотивированы на подобный режим работы.

Безусловно, успех занятий, проводимых в дистанционном формате, во многом зависит от педагогического мастерства преподавателя, которое предполагает не только глубокое знание предмета, наличие определенных личностных качеств, владение различными методами, технологиями и приемами организации учебного процесса, но и умение грамотно их комбинировать для достижения более высокого и устойчивого результата в обучении.

Однако, несмотря на целый ряд преимуществ, которые предоставляет онлайн-обучение, все же остается определенный круг вопросов, требующих решения для более результативного использования дистанционных технологий в образовательном процессе. В этой связи следует упомянуть проблемы с техническим оснащением преподавателей и студентов, настройкой связи и

функционированием образовательных платформ, повышением уровня информационно-коммуникационной компетентности участников процесса обучения, подготовкой методических материалов для организации занятий, мотивацией студентов к учебной деятельности, наличием у них определенной самодисциплины при выполнении самостоятельной работы и т.п.

В ходе наблюдения за учебным процессом в дистанционном формате и беседы со студентами 4 курса Института лингвистики и мировых языков ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» в рамках обсуждения темы «L'enseignement «à l'époque du Coronavirus»: la vision globale et les tentatives de résoudre les problèmes essentiels» на занятиях по практическому курсу французского языка, мы приходим к выводу, что отношение обучающихся к работе в онлайн режиме постепенно меняется, см. рисунок 2.

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

начало 2020 года конец 2021 года

И Положительное * Отрицательное

Рисунок 2 - Отношение студентов к дистанционному обучению

Результаты исследования показывают, что непосредственный контакт с преподавателем и интерактивное взаимодействие на занятиях по иностранному языку все еще остаются актуальными по мнению студентов, в то же время возрастает положительная оценка дистанционной формы обучения, что говорит о необходимости пересмотра технологий организации учебного процесса с учетом запросов студентов и формирования новой образовательной среды в высших учебных заведениях с целью подготовки конкурентоспособных специалистов в сфере профессионального образования.

Заключение. Подводя итог проведенному исследованию, хочется отметить, что спонтанный переход на дистанционный формат обучения в период пандемии позволил накопить определенный практический опыт использования дистанционных технологий в процессе преподавания иностранного языка, который, безусловно, требует обдумывания, анализа, обобщения, и поиска дальнейших эффективных путей качественного педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в цифровом пространстве с учетом возможных трудностей.

Литература:

1. Агронович Б.Л., Чудинов В.Н. Методологические проблемы дистанционного инженерного образования / Б.Л. Агронович, В.Н. Чудинов // Технический университет: дистанционное инженерное образование. Труды международной научно-практической конференции. - Томск: Изд-во Томск. политехи. ун-та, 1998. - С. 4-5.

2. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. - М.: Изд-во МЭСИ, 1999. -196 с.

3. Бойко М.В., Зимина М.В. Обучение студентов иностранному языку с использованием дистанционных средств обучения: условия, способы, трудности / М.В. Бойко, М.В. Зимина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-1. - С. 6467.

4. Бондарь В.А., Воронин А.И., Жуков В.К. Технология дистанционного обучения: учебно-методическое пособие / В.А. Бондарь, А.И. Воронин, В.К. Жуков, И.П. Левшенков, А.В. Миллер, Э.Ф. Сербин. - Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2002. - 62 с.

5. Волов В.Т. Системно-кластерная теория и технология повышения качества дистанционного образования в вузе: автореф. дис. ... док-ра пед. наук: 13.00.01 / В.Т. Волов. - Казань, 2000. - 46 с.

6. Кузьмина Л.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / Л.В. Кузьмина // Вестник Московского университета МВД России. - 2012. - № 1. - С. 8-10.

7. Лосева Е.С., Гозалова М.Р., Макарова А.И. Проблемы дистанционного обучения иностранным языкам на ступени высшего образования / Лосева Е.С., Гозалова М.Р., Макарова А.И. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - № 3 (28). - С. 145-148.

8. Материалы сайта RFI Savoirs. Les clés pour comprendre le monde français [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://savoirs.rfi.fr/ru/apprendre-enseigner/sant%C3%A9/la-irance-face-au-coronavirus/1

9. Мирзамова А.С. Дистанционное обучение иностранному языку в высшей школе с

использованием платформы Microsoft Teams / А.С. Мирзамова // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. - № 3. - Т. 6. - С. 427-432.

10. Назаренко А.Л. Информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике. Дистанционное обучение: учебник / А.Л. Назаренко. -М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2013. - 272 с.

11. Николаева М.В. Дистанционное обучение и преподавание иностранных языков: подходы и возможные проблемы / М.В. Николаева // Образование и право. - 2020. - № 9. - С. 253-259.

12. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др.; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с.

13. Скибицкий Э.Г. Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения: учеб. пособие / Э.Г. Скибицкий, Л.И. Холина; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации. Новосиб. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования. - Новосибирск, 1999. - 137 с.

14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1401 74/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/

15. Шабанов А.Г. Дистанционное обучение в условиях непрерывного образования. Проблемы и перспективы развития: монография / А.Г. Шабанов. -М.: Современная гуманитарная академия, 2009. - 284 c.

16. Юдашкина В.В., Нурпеисова Г.Г. Формирование коммуникативной компетентности на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе: дистанционная форма обучения / В.В. Юдашкина, Г.Г. Нурпеисова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 11-3 (101). - С. 191-195.

17. Simonson M. [et al.] Teaching and Learning at a Distance. Foundations of Distance Education. - Upper Saddle River, N.J.: Merrill/Prentice Hall, 2003. - 302 p.

References:

1. Agronovich B.L., Chudinov V.N. Methodological problems of distance engineering education / B.L. Agronovich, V.N. Chudinov // Technical University: Distance Engineering Education. Proceedings of the international scientific and practical conference. - Tomsk: Publishing house of Tomsk. polytechnic University, 1998. -S. 4-5.

2. Andreev A.A., Soldatkin V.I. Distance learning: essence, technology, organization / A.A. Andreev, V.I. Soldatkin. - M.: Publishing house MESI, 1999. - 196 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Boyko M.V., Zimina M.V. Teaching students a foreign language using distance learning tools: conditions, methods, difficulties / M.V. Boyko, M.V. Zimina // Problems of modern pedagogical education. - 2021. - № 70-1. - S. 64-67.

4. Bondar V.A., Voronin A.I., Zhukov V.K. Distance learning technology: teaching aid / V.A. Bondar, A.I. Voronin, V.K. Zhukov, I.P. Levshenkov, A.V. Miller, E.F. Serbin - Tomsk: Tomsk Interuniversity Center for Distance Education, 2002. - 62 p.

5. Volov V.T. System-cluster theory and technology for improving the quality of distance education at a university: author. dis. ... doctor ped. Sciences: 13.00.01 / V.T. Volov. - Kazan, 2000. - 46 p.

6. Kuzmina L.V. Advantages and disadvantages of distance learning / L.V. Kuzmina // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. -2012. - № 1. - S. 8-10.

7. Loseva E.S., Gozalova M.R., Makarova A.I. Problems of distance learning in foreign languages at the

level of higher education / Loseva E.S., Gozalova M.R., Makarova A.I. // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. - 2019. - № 3 (28). - S. 145-148.

8. Materials of the RFI Savoirs website. Les clés pour comprendre le monde français [Electronic resource]. -Access mode: https://savoirs.rfi.fr/ru/apprendre-enseigner/sant%C3%oA9/la-france-face-au-coromvirus/1

9. Mirzamova A.S. Distance learning of a foreign language in higher education using the Microsoft Teams platform / A.S. Mirzamova // Pedagogy. Questions of theory and practice. - 2021. - № 3. - T. 6. - S. 427-432.

10. Nazarenko A.L. Information and communication technologies in linguodidactics. Distance learning: textbook / A.L. Nazarenko. - M.: Moscow State University named after M.V. Lomonosov, 2013. - 272 p.

11. Nikolaeva M.V. Distance learning and teaching foreign languages: approaches and possible problems / M.V. Nikolaeva // Education and Law. - 2020. - № 9. - S. 253-259.

12. Pedagogical technologies of distance learning: textbook. manual for stud. higher. study. institutions / E.S. Polat, M.V. Moiseeva, A.E. Petrov and others; ed. E.S. Polat. - M.: Publishing Center "Academy", 2006. - 400 p.

13. Skibitsky E.G. Psychological and pedagogical aspects of distance learning: textbook. manual / E.G. Skibitsky, L.I. Choline; M-in total. and prof. education Ros. Federation. Novosib. Institute of advanced training and retraining. educators. - Novosibirsk, 1999. - 137 p.

14. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ (as amended on July 2, 2021) "On Education in the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1401 74/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/

15. Shabanov A.G. Distance learning in the context of lifelong education. Problems and prospects of development: monograph / A.G. Shabanov. - M.: Modern Humanitarian Academy, 2009. - 284 p.

16. Yudashkina V.V., Nurpeisova G.G. Formation of communicative competence in foreign language classes at a non-linguistic university: distance learning / V.V. Yudashkin, G.G. Nurpeisova // International scientific research journal. - 2020. - № 11-3 (101). - S. 191-195.

17. Simonson M. [et al.] Teaching and Learning at a Distance. Foundations of Distance Education. - Upper Saddle River, N.J.: Merrill / Prentice Hall, 2003. - 302 p.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования Сведения об авторе:

Горгарова Яна Юрьевна (г. Калуга, Россия), старший преподаватель кафедры французского языка ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.