<1
<1 и
Ж О
> ч
ш
CSCSTI 67.07.03
UDC 72.01(575.2)
DOI 10.47940/са^7П.539
ОСОБЕННОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ
ИНКЛЮЗИВНОЙ ДЕТСКОЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В КАЗАХСТАНЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АЛМАТЫ)
Элина Шнейдер1, Антон Ходжиков1
1 Satbayev University (Алматы, Казахстан)
Аннотация. Современное наполнение игровых площадок в городской среде основано на понимании того, как игровые площадки могут принести пользу обществу. Территории общественных пространств позволяют создать универсальное место, улучшающее качество жизни для людей различной возрастной категории, разносторонних интересов и физических возможностей. Любой возраст и уровень физических способностей должен учитываться при проектировании детской игровой среды. Основная часть игровых детских площадок в городах Казахстана не отвечает требованиям инклюзивности.
В представленном материале рассматриваются основные положения, влияющие на формирование инклюзивной городской среды для детей. Описывается функция взаимодействия ребёнка с оборудованием, и какое влияние это оказывает на его развитие. Приводятся результаты дипломной работы на тему: «Дизайн-концепция инклюзивных детских площадок для города Алматы» студентки, обучающейся по специальности 5В042100 - «Дизайн», Даны Туматай, руководитель Шнейдер Элина Викторовна. Затрагивается тематика существующего положения детских площадок в крупных городах Казахстана.
Настоящая работа посвящена исследованию принципов формирования инклюзивной предметно-пространственной среды города с учётом потребностей детей разных возрастных категорий и физических способностей.
Поощрение развития игровых пространств требует индивидуального подхода для каждого конкретного участка. Изучение потребности детей позволяет создавать уникальную, развивающую, многофункциональную среду, способную заинтересовать ребёнка и вовлечь его в игру. Детская игровая площадка должна способствовать общению детей, для этого необходимо предусматривать для них безопасную игровую деятельность.
96
На сегодняшний день необходим пересмотр существующего детского пространства в городской среде, чтобы обеспечить долговременный интерес к игровой площадке.
Ключевые слова: детская площадка, игровая среда, функция игры, инклюзивность, предметно-пространственная среда.
Для цитирования: Шнейдер, Элина, и Антон Ходжиков. «Особенности формирования инклюзивной детской предметно-пространственной среды в Казахстане (на примере города Алматы)». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 1, 2022, с. 96-114. DOI: 10.47940/cajas.v7i1.539.
Введение
В современном городе детская игровая среда является необходимой составной частью благоустройства городского пространства. При правильной организации она формирует личность ребёнка, способствует его физическому развитию, социально адаптирует через общение со сверстниками.
В зависимости от местоположения в градостроительных структурных образованиях детская территория выполняет определённые функции. Небольшие площадки на придомовых участках, предназначенные для физического развития, в основном рассчитаны на детей младшего возраста. Общественная площадка жилого района, расположенная на территории города в сквере и парке, как правило, предлагает условия для проведения времени гораздо большего количества людей, с тематическим наполнением оборудования для младшего, среднего и старшего возраста детей. Оборудование включает физическую функцию, смысловую и информационную. Здесь может быть организована тематическая площадка, посвящённая разнообразным играм, имеющая сложное интенсивно используемое оборудование (Никитина 35).
Методы и материалы
Методика исследования основана на комплексном методе и включает анализ формирования детской площадки,
изучение специфики категорий игры и оборудования детских игровых площадок с учётом инклюзивности.
В методику исследования также входит изучение и систематизация отечественного и зарубежного опыта проектирования детских площадок (по литературным источникам, электронным ресурсам и натурным обследованиям).
В целях исследования и анализа существующего положения по организации детских площадок в городах Казахстана было проведено анкетирование, где один из пунктов опросника показал, что в республике в целом положение с инклюзивностью территорий детских площадок оставляет желать лучшего. Большая часть опрашиваемых — 62,6 % — ответила, что во дворе, в ближайшем парке или сквере нет детской площадки для детей, имеющих физические ограничения. 19,8% респондентов затруднились с ответом на данный вопрос; 3,1% ответили, что такая площадка есть во дворе; 9,2% — в ближайшем парке или сквере; 8,4% — в городе.
Дискуссия и обсуждение
В крупных городах Казахстана до сих пор большинство детских площадок не предназначено для совместного нахождения детей, имеющих инклюзивные потребности. Причём не только колясочников, но и тех, кто имеет нарушение слуха и зрения. На данный момент реализованы проекты
< <
и
ж о
> ч
97
<1
<1 О
Ж О
> ч
нескольких специализированных инклюзивных площадок, которые не предусматривают совместную игру для всех детей. На этих площадках предусмотрены лишь пандусы и учтены антропометрические данные.
При проектировании одним из важных вопросов является взаимосвязь ребёнка с окружающей средой. Во многих европейских странах (Англия, Австрия, Германия и т. д.) приоритетом при создании детской площадки является природное, экологичное исполнение элементов, задействованных в процессе игры. При этом учитывается существующий рельеф, в некоторых случаях его воспроизводят искусственным образом, тем самым увеличивая функциональное наполнение игровой территории.
Европейская модель организации детских площадок в городской среде (Барейчева, и др. 59) основана на том, что специалисты, прежде чем приступить к проектированию детской среды, проводят анализ поведения детей в игровой среде и изучают, как они взаимодействуют на игровой площадке.
При организации территории многих площадок их окружение активно внедряется в организацию предметно-пространственной среды. На этом решении выстраиваются разновидности тематических, природных площадок, где дети познают природу. Стоит отметить то, что эти игровые площадки часто являются инклюзивными и позволяют находиться вместе всем детям без ограничений, независимо от их физического состояния. Это помогает социально адаптироваться детям, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
На формирование восприятия пространства игровых территорий оказывает влияние культура информационно-визуальных коммуникаций, которая должна учитывать особенности слабовидящих
и слабослышащих людей (Khalykov, et al. 441).
Важно понимать разницу между игровыми площадками, доступными для тех, кто передвигается на инвалидных колясках, и инклюзивными игровыми площадками. Все общественные игровые площадки должны быть доступны для детей с ограниченными физическими возможностями. Однако инклюзивные игровые площадки — это более расширенное понятие, активно вовлекающее детей с такими проблемами, как аутизм и другие нарушения сенсорики и мелкой моторики.
Примеры игрового оборудования, доступного для таких детей:
1) панели активности позволяют детям выражать себя с помощью музыки, умственных упражнений и исследований через ритм, звук; передвижение разноцветных шаров по панели или вращение руля
в игровой форме помогает улучшить координацию рук;
2) переговорные трубки делают возможным проводить время
в общении один на один на расстоянии;
3) пандусы с двойными рельсами обеспечивают передвижение на инвалидных колясках;
4) качели, доступные для инвалидных колясок, отличаются плавным покачиванием и большой поверхностью площадки
для расположения инвалидных колясок;
5) терапевтические брусья и кольца позволяют укрепить мышцы верхней части тела и растяжку, улучшают физическую подвижность, помогая детям адаптироваться на игровой площадке и вне её (CE Center).
В некоторых парках применяется мобильное игровое оборудование. Интерес представляют надувные и поролоновые объёмные элементы, которые используются как батуты и формы для лазания.
98
Основная функция современной детской игровой площадки заключается в организации совместной игры для детей с разными физическими возможностями без ограничений (Play Values).
В странах СНГ во многих случаях при создании игровой среды мнение самих детей никак не учитывается. Взрослые самостоятельно решают, что необходимо включить в состав элементов детской площадки. В итоге в дворовом пространстве мы наблюдаем стандартные решения растиражированного оборудования, непривлекательного для участников игры.
Изучение потребности детей позволяет создавать уникальную, развивающую, многофункциональную среду, способную заинтересовать ребёнка и вовлечь его в игру.
Инклюзивные игровые площадки — это места, где все дети могут играть и получать богатый спектр физических, сенсорных и социальных впечатлений. Это может быть достигнуто благодаря особому подходу к проектированию и организации специальных мероприятий в функционировании детских игровых площадок, способствующих совместной игре и физической активности детей с целым рядом особых потребностей (Nabors, et al. 177).
Игровую деятельность в детской предметно-пространственной среде можно разделить на три функции: — физическая игра; сенсорная игра; социальная игра. Каждая категория игры важна для формирования личности ребёнка. Правильная организация игрового пространства с возможностью включения трёх составляющих функций игры позволяет проводить время на игровой площадке с удовольствием.
1. Физическая разновидность игры Игровые действия, основанные на физической деятельности, такие как вращение, качание, лазание
и скольжение, позволяют развивать ребёнка, вырабатывая у него деятельность мозга, улучшают баланс, мышечный контроль и т. д. (Оз^ошзка-Тгу2по, е! а1. 105).
Использование обезьяньих брусьев и другого подвесного оборудования также играет важную роль: — захват брусьев и качание с одного бруса на другой помогает развить мелкую и грубую моторику соответственно; использование подвесного
оборудования также способствует развитию навыков моторного движения, координации и сбалансированности (The Evolution). Вращающиеся элементы позволяют анализировать пространственное восприятие, ритм, баланс. Игровое оборудование, например карусели, предусматривает возможность вращаться сидя, стоя и лёжа, с ручными захватами и без них.
При скольжении дети осваивают высоту, движение, ощущение скорости и риска, чувство равновесия. Современные горки могут быть прямыми, изогнутыми, трубчатыми, спиральными и т. д. Инклюзивные игровые площадки на горке предусматривают место для ребёнка, чтобы сидеть, пока будет доставлена его инвалидная коляска.
Элементы игрового оборудования, включающие функцию раскачивания, побуждают к творческой игре, развивают вестибулярный аппарат, перемещая тело в качающемся движении вперёд-назад или из стороны в сторону. Варианты качелей могут обеспечить игру для одного ребёнка или для нескольких детей. Предусматривается решение и для совместного качания со взрослыми. Оборудование в некоторых случаях должно быть рассчитано на параметры взрослого.
Навыки лазания и ползания важны для формирования равновесия,
< <
и
ж о
> ч
99
координации, улучшения двигательных навыков, позволяют оценить долю риска.
Скалолазание рассчитано на разные возрастные категории с приемлемым для них уровнем сложности оборудования.
1 уровень (паутинная сеть до земли, лестница с ручными захватами и т. д.) включает основные характеристики (см. рис. 1):
расположено низко к земле; присутствует низкий наклон; с ручными поручнями с двух сторон; предполагает возможность устойчиво закрепиться на альпинистском оборудовании всем телом; учитывает простоту пути, по которому должен пройти ребёнок.
Рис. 1. Территория физической активности — туннель, лазание, элементы стенки-альпиниста, 1 уровень сложности. Рисунок Э. В. Шнейдер.
2уровень (стена-альпинист с ровными шагами и хорошими держателями для ног и рук) включает основные характеристики:
— может иметь наклон под углом;
— имеет хотя бы один способ удержать тело;
— для достижения вершины предлагается несколько путей, и первый шаг осуществляется легко.
3уровень (оборудование для старших детей — вертикальная стена, паутинная сеть) включает основные характеристики:
вертикаль;
маршрут до высокой отметки; — разный уровень маршрутов (сложный, многоходовой путь, минимальные опоры), требующих ловкости.
Ползание тоже можно разделить на три уровня сложности:
короткий туннель, расположенный на земле или неровной поверхности; туннель, который меняет высоту; — имеет варианты обхода между уровнями.
Инклюзивная игровая площадка предполагает включение различных балансёров. Это может быть верёвочный мостик или бревно, столбики разной высоты для перешагивания с одного на другой и т. д. Это оборудование позволяет укреплять чувство равновесия, а некоторое оборудование, с опорами для рук, укрепляет мышечную массу ног у детей, нуждающихся в восстановлении двигательной функции.
Прыжки и подпрыгивания стимулируют развитие вестибулярной системы, позволяют оценить свои возможности в игре. Чаще всего устанавливаются мобильные батуты, но актуально применение и статичных решений, позволяющих прыгать как одному участнику, так и нескольким.
При проектировании игровой площадки рекомендуется предусмотреть территорию для командных игр, рассчитанных на широкий спектр решений для детей разного возраста независимо от их двигательных, когнитивных и социальных нарушений (ВиБсИеНо, е! а1. 105) и обладающих функциями бега, ходьбы и перекатывания (см. рис. 2).
Рис. 2. Пример игрового пространства для командных игр. Рисунок Э. В. Шнейдер.
100
Это могут быть лабиринты, где принимают участие и дети на инвалидных колясках, беговые полосы препятствий, дорожки с подъёмами и спусками.
На территории игровой площадки важно организовывать совместное пребывание детей с разными физическими возможностями. Помимо физического развития важно создать условия для сенсорной игры. 2. Сенсорная игра Сенсорное игровое оборудование способствует стимулированию нижеуказанных чувств. Тактильные ощущения Дети исследуют различные текстуры и принимают решения о своих ощущениях. Этот опыт помогает детям осваивать визуальные и слуховые сигналы.
Сенсорное оборудование и виды деятельности, связанные с тактильными ощущениями, вдохновляют и способствуют развитию детей. Это направление актуально для детей с аутизмом или тех, кого беспокоит шум. Предполагается включение зоны, расположенной вдали от активных, шумных зон детской площадки, предлагающей оборудование для тактильной игры.
Звуковые системы Дети издают свои собственные звуки с разным уровнем громкости.
Существует ряд примеров применения игровых элементов, построенных на развитии слухового восприятия (см. рис. 3). На площадках устанавливаются переговорные устройства в виде труб, позволяющие общаться на расстоянии, уличные музыкальные инструменты, извлекающие звуковое сопровождение с помощью нажатия на кнопки или под воздействием ветра и т. д. Слабослышащие дети на таких площадках могут развивать слух.
Колористическое и визуальное решения
Цвета и формы создают богатую среду обучения и помогают в координации мозга и глаз.
На территории детской площадки должны быть элементы и оборудование, которые органично вписываются в пространство, при этом они должны вызывать интерес у детей. Цвет и эстетика с учётом контрастов могут включать скульптуры, флаги, мощение, узор, создавая гармоничную среду, способствующую развитию зрения и зрительно-сенсорного процесса.
ся <
< О
< <
Рис. 3. Примеры элементов звуковых систем (Spielwert & Sicherheit).
101
сл <
< О
Игра на природе
Игра на природе предлагает богатую сенсорную среду с широкими возможностями для обучения. Естественная среда помогает детям снизить стресс и повысить уровень внимания (Moore, et al. 1).
Включение различных материалов, разных на ощупь, позволяет развивать чувство осязания (Imagination Playground). Материалы могут быть гладкими или шершавыми, твёрдыми и мягкими, зернистыми. Это могут быть такие текстуры, как резина, ткань, трава, песок, камни, металл и т. д. Допустимы поверхности с выступами, неровностями и разрывами. Проектное решение может полностью погрузиться в тактильную деятельность, предоставив возможность сыпать песок, переливать воду или скатиться с холма (см. рис. 4). Такая разновидность игры позволяет лучше познавать окружение, развивает творческие таланты.
3. Социальные игры
Детская игровая площадка должна предусматривать возможность взаимодействовать с другими детьми. Для этого можно предложить оборудование, позволяющее играть нескольким детям сразу. Например, качели, которыми невозможно управлять одному, баскетбольные кольца, сетку для волейбола и т. д. Для командных игр, не предусматривающих оборудование, выделяется дополнительная территория. Здесь дети могут общаться, наблюдать, учиться друг у друга и соревноваться.
Для организации этих зон существуют предложения игровых «тем», в которые могут быть включены сцены, тематические образные решения, мобильное оборудование (Месенева и Милова 74). Такие территории позволяют применять натуральные и синтетические материалы в виде строительных блоков, веток, песка, воды и т. д. Это позволяет детям самим организовывать свою игру, использовать
< <
Рис. 4. Фрагменты дипломной работы Туматай Даны на тему: «Дизайн-концепция инклюзивных детских площадок для города Алматы»: а) искусственный рельеф; б) интерактивная площадка; в) входная группа; г) скалолазание, зона развивающих игр; д) лабиринт, водоём, фонтаны, природная зона. Руководитель Э. В. Шнейдер.
102
предлагаемые материалы по своему усмотрению («Приключенческие и модульные площадки»).
Задача инклюзивной детской площадки состоит в создании интеллектуальных, эмоциональных, сенсорных пространств, где дети с ограниченными возможностями могли бы играть вместе с обычными детьми (см. рис. 5). Проектирование таких игровых пространств не только изменит структуру парков города, но и улучшит доступность городской среды для детей с особыми потребностями (Бр1е1%гег1 & БюЬегЬеИ).
Для решения этих проблем государственными структурными подразделениями вводится ряд программ, нацеленных на благоустройство общественных мест. Данной проблеме была посвящена дипломная работа на тему: «Дизайн-концепция инклюзивных детских площадок для города Алматы» Туматай Даны, студентки КазНИТУ имени К. И. Сатпаева, кафедра архитектуры, руководитель Шнейдер Элина Викторовна (см. рис. 6). Проект предлагает концептуальное решение для инклюзивной площадки в городском пространстве города
Рис. 5. Фрагмент дипломной работы Туматай Даны на тему: «Дизайн-концепция инклюзивных детских площадок для города Алматы»: Генплан. Руководитель Э. В. Шнейдер.
сл <
< О
< <
На сегодняшний день во многих крупных городах Казахстана основная часть детских площадок не предусматривает включение инклюзивной игры, привлекательной для различных возрастных категорий (Incorporating play). Предметно-пространственная среда не учитывает физические особенности слабослышащих, слабовидящих детей. Редко можно встретить площадку, позволяющую находиться вместе детям с разными физическими способностями.
Алматы. Представленная работа демонстрирует современные тенденции по функциональному наполнению детской игровой предметно-пространственной среды.
Результаты
Во время исследования были выявлены основные критерии для детской площадки, отвечающей современным требованиям:
103
<1
<1 и
Ж О
Рис. 6. Экспозиция дипломной работы Туматай Даны на тему: «Дизайн-концепция инклюзивных детских площадок для города Алматы». Руководитель Э. В. Шнейдер.
> ч
Образное решение площадки — то, как площадка выглядит и какое впечатление она производит. У ребёнка должно возникать желание играть, творить и двигаться, общаться. Продуманное функциональное зонирование. Пространство должно быть организовано таким образом, чтобы играющие не мешали друг другу, могли уединиться или играть в большой группе, прятаться, но не пропадать из виду взрослых.
Система коммуникаций должна предусматривать возможность нахождения людей разных физических возможностей.
3. Связи между объектами. Соединительные дорожки не навязывают движение,
а приглашают играющих двигаться, исследовать и играть.
4. Многофункциональность.
На площадке должно быть место и для активного движения,
104
<1 и
Ж О
и для отдыха, уединения, наблюдения за природой и эксперимента.
5. Оправданный риск. Возможность риска в безопасной ситуации, проба своих возможностей и границ.
6. Выбор свободной игры, модульность элементов. Дети должны иметь возможность самостоятельно конструировать и менять окружающее их пространство: лепить, раскрашивать, строить
и перестраивать.
7. Включение игровой площадки
в окружающую среду. Природные
компоненты могут стать основой тематического направления детской среды.
Заключение
Рассмотренные приемы и методы позволили выявить следующие тенденции современного формирования детских площадок в городской среде для включения их в проектные предложения по реконструкции игровых площадок: защита детских площадок от парковок, разделение площадок на дворовые
> ч
105
<1
<1 и
Ж О
и квартальные с закрытием доступа в дворовые пространства; организация централизованных зон отдыха и спорта на уровне квартала; — выполнение необходимого функционального зонирования, оборудование новыми игровыми комплексами;
проектирование согласно нормам эргономики, соблюдение норм и правил;
применение в проектах современных технологий, использование природных материалов;
создание запоминающегося, целостного художественного образа площадки;
— создание современных ландшафтных проектов площадок;
— проектирование наружного освещения.
На основе изученного материала по созданию безбарьерной среды для детей в дипломной работе Даны Туматай была проработана схема функционального зонирования, включающая основные подходы проектирования игровой среды. Данный пример отражает то, что на территории важно организовать взаимосвязь детской активности, при этом следует формировать образное решение, способное оказывать положительное влияние на окружающую среду.
Для этого требуется рассматривать территорию детских площадок как важную часть городского пространства, где могут находиться представители всех возрастов и физических возможностей.
Городским территориям в Республике Казахстан необходимы концептуальные, тематические проекты детских площадок для парков, скверов, дворовых пространств, пешеходных территорий. При проектировании предметно-пространственной среды необходимо включать многофункциональное игровое оборудование, которое предполагает применение современных технологий, материалов, оборудования с учётом действующих норм и правил. Современная детская площадка позволяет существенно компенсировать ограниченность в движении. Игровая площадка должна быть территорией, позволяющей детям развивать свои способности, проявлять лидерские качества, учиться быть частью команды вне зависимости от своих физических данных (Шеина и Соколова 16). Для этого необходимо осуществлять современные подходы при проектировании, учитывать основные факторы, рассмотренные в данной публикации, которые влияют на формирование инклюзивной территории детской игровой площадки в городской среде.
> ч
106
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ДЕТСКОЙ П Р Е Д М ЕТ Н О-П Р О СТ РАН СТ В Е Н Н О Й СРЕДЫ
В КАЗАХСТАНЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АЛ МАТЫ)
Авторлардын Yлесi
Э. В. Шнейдер - зерттеу башты мен мэселелерЫ эзiрлеу, шлыми эдебиеттердi ipiKTey, мэтiндi сыни талдау жэне кайта карастыру, тужырымдарды концептуалдау, жобаны орындаушы.
А. В. Ходжиков - зерттеу эдiстемесiн жасау, шлыми эдебиеттердi iрiктеу, шлыми эдебиеттердi талдау, дереккездермен жумыс жасау, мэтшнщ зерттеу бeлiгiн дайындау жэне кайта карастыру
Вклад авторов
Э. В. Шнейдер - разработка направления и проблем исследования, подбор научной литературы, критический анализ и доработка текста, концептуализация выводов, исполнитель проекта.
А. В. Ходжиков - разработка методологии проведения исследования, подбор и анализ научной литературы, работа с источниками, подготовка и доработка исследовательской <;
части текста.
Contribution of authors
E. V. Schneider - development of the direction and problems of the study, selection of scientific literature, critical analysis and revision of the text, conceptualization of conclusions, project executor.
A. V. Khodzhikov - development of research methodology, selection and analysis of scientific literature, work with sources, preparation and revision of the research part of the text.
< и
s о
> ч
107
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И Н К Л Ю З И В Н О Й Д ЕТС К О Й П Р Е Д М ЕТ Н О-П РО СТРАН СТВ Е Н Н О Й СРЕДЫ
В КАЗАХСТАНЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АЛМАТЫ)
<1
<1 О
Ж О
> Ч
Список источников
Барейчева, Марина, и др. «Сравнительный анализ зарубежного опыта оформления детских площадок и возможность его применения на территории России». Международный студенческий научный вестник, № 1, 2019, с. 59-64, www.eduherald.ru/ru/article/view?id=19476. Дата доступа 19 января 2022.
Месенева, Наталья, и Наталья Милова. «Тенденции формирования дизайна детских игровых площадок в современной городской среде». Фундаментальные исследования, т. 1, № 12, 2017, с. 74-79, www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41982. Дата доступа 16 октября 2021.
Никитина, Наталья. «Детское игровое пространство». Методические указания для практических занятий и курсового проектирования по курсу архитектурно-конструктивного проектирования» для студентов дневной формы обучения по специальности 270114 - «Проектирование зданий». 16 ноября 2006. Екатеринбург, УГТУ-УПИ, 2016.
Шеина, Елена, и Мария Соколова. «Проблема риска и безопасности игровой среды в зарубежной психологии». Современная зарубежная психология, т. 5, № 1, 2016, с. 16-23. DOI: 10.17759/jmfp.2016050102.
Brischetto, Alessia, et al. "Playgrounds for AH: Practical Strategies and Guidelines for Designing Inclusive Play Areas for Children." Advances in Design for Inclusion. AHFE 2018. Advances in Intelligent Systems and Computing, edited by Giuseppe Di Bucchianico, vol. 776, pp. 105-115, 2018. DOI: 10.1007/978-3-319-94622-1_11.
"The Evolution of Public Playgrounds in the United States." Playworld, 25 March 2019, www.playworld.com/blog/evolution-public-playgrounds-united-states/. Дата доступа 23 января 2022.
"Imagination Playground in a Box - The Index Project." The Index Project. Index Award 2011 Finalists. Play & Learning, 19 August 2011, www.theindexproject.org/award/ winnersandfinalists/finalist2011-45. Дата доступа 10 января 2022.
"Incorporating Play into Pedestrian Walkways." Child in the City, 1 June 2014, www.childinthecity.org/2016/01/19/a-playground-on-a-street-yes-it-can-happen. Дата доступа 06 февраля 2022.
Khalykov, Kabyl, et. al. "Trends in the Formation of the Semantic Image of the Capital City» (by the Example of Almaty)." Annales. Series Historia et Sociologia, vol. 25, issue 3, 2015, pp. 441-450, www.zdjp.si/wp-content/uploads/2015/12/Pages-from-Annales-SHS-25-2015-3_KHALYK0V_L0WRES1.pdf. Дата доступа 2 февраля 2022.
Moore, Alice, et al. "Can Universal Design Support Outdoor Play, Social Participation, and Inclusion in Public Playgrounds? A Scoping Review." Disability and Rehabilitation, pp. 1-22, 2020. DOI: 10.1080/09638288.2020.1858353.
108
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ДЕТСКОЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
В КАЗАХСТАНЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АЛ МАТЫ)
Nabors, Laura, et al. "Involving Preschool-Age Children with Special Needs on Playgrounds. Promoting Prosocial Behaviors in Children through Games and Play: Making Social Emotional Learning." ResearchGate, January 2018, www.researchgate.net/ publication/326149397Jnvolving_preschool-age_children_with_special_needs_on_ playgrounds. Дата доступа 2 февраля 2022.
Ostrowska-Tryzno, Anna, et al. "Sport and Physical Activity in the Urban Area - Housing Estate Greens for Three Generations." Sport i Turystyka, vol. 3, no. 2, pp. 105-128, 2020. DOI: 10.16926/sit.2020.03.16.
"Play Values in Inclusive Playgrounds / HAGS." www.hags.com/en-us/designing-inclusive-playgrounds/play-values. Дата доступа 20 января 2022.
Price-Robinson, Kathy. "The Evolution of North American Playgrounds from 1900 to the Present and Beyond." Continuing Education Center - Architecture + Construction, 10 May 2015, continuingeducation.bnpmedia.com/courses/little-tikes-commercial/ the-evolution-of-north-american-playgrounds-from-1900-to-the-present-and-beyond/4/. Дата доступа 23 января 2022.
Richter, Spielgeraete. Spielwert & Sicherheit. Katalog Acoustic and Play. Merkmale der Richter Spielgeräte. www.richter-spielgeraete.de. Дата доступа 19 января 2022.
< <
и
ж о
> ч
109
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И Н К Л Ю З И В Н О Й Д ЕТС К О Й П Р Е Д М ЕТ Н О-П РО СТРАН СТВ Е Н Н О Й СРЕДЫ
В КАЗАХСТАНЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АЛ МАТЫ)
<1
<1 U
Ж О
> Ч
References
Bareicheva, Marina, et. al. "Sravnitel'nyi analiz zarubezhnogo opyta oformleniya detskikh ploshchadok i vozmozhnost' ego primeneniya na territorii Rossii" ["Comparative Analysis of Foreign Experience in the Design of Playgrounds and the Possibility of its Application in Russia."] International Student Scientific Bulletin, no. 1, pp. 59-64, 2019. www.eduherald.ru/ru/article/view?id=19476. Accessed 19 January 2022. (In Russian)
Brischetto, Alessia, et al. "Playgrounds for All: Practical Strategies and Guidelines for Designing Inclusive Play Areas for Children." Advances in Design for Inclusion. AHFE 2018. Advances in Intelligent Systems and Computing, edited by Giuseppe Di Bucchianico, vol. 776, pp. 105-115, 2018. DOI: 10.1007/978-3-319-94622-1_11.
"The Evolution of Public Playgrounds in the United States." Playworld, 25 March 2019, www.playworld.com/blog/evolution-public-playgrounds-united-states/. Accessed 25 January 2022.
"Incorporating Play into Pedestrian Walkways." Child in the City, 1 June 2014, www.childinthecity.org/2016/01/19/a-playground-on-a-street-yes-it-can-happen. Accessed 06 February 2022.
"Imagination Playground in a Box - The Index Project." The Index Project. Index Award 2011 Finalists. Play & Learning, 19 August 2011, www.theindexproject.org/award/ winnersandfinalists/finalist2011-45. Accessed 10 January 2022.
Khalykov, Kabyl, et. al. "Trends in the Formation of the Semantic Image of the Capital City» (by the Example of Almaty)." Annales. Series Historia et Sociologia, vol. 25, issue 3, 2015, pp. 441-450, www.zdjp.si/wp-content/uploads/2015/12/Pages-from-Annales-SHS-25-2015-3_KHALYK0V_L0WRES1.pdf. Accessed 2 February 2022.
Messeneva, Natalya, and Natalya Milova. "Tendentsii formirovaniya dizaina detskikh igrovykh ploshchadok v sovremennoi gorodskoi srede." ["Trends of the Design of Children's Playgrounds in the Modern Urban Environment."] Fundamental research, vol. 1, no. 12, 2017. pp. 74-79, www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41982. Accessed 16 October 2021. (In Russian)
Moore, Alice, et al. "Can Universal Design Support Outdoor Play, Social Participation, and Inclusion in Public Playgrounds? A Scoping Review." Disability and Rehabilitation, pp. 1-22, 2020. DOI: 10.1080/09638288.2020.1858353.
Nabors, Laura, et al. "Involving Preschool-Age Children with Special Needs on Playgrounds. Promoting Prosocial Behaviors in Children through Games and Play: Making Social Emotional Learning." ResearchGate, January 2018, www.researchgate.net/ publication/326149397_Involving_preschool-age_children_with_special_needs_on_ playgrounds. Accessed 2 February 2022.
Nikitina, Natalya. "Detskoe igrovoe prostranstvo." ["Children's Play Space."] Guidelines for Practical Exercises and Course Design at the Course of Architectural and Structural Design for Full-time Students in the Specialty 270114 Building Design". Yekaterinburg, USTU-UPI, 2006. (In Russian)
110
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ДЕТСКОЙ П Р Е Д М ЕТ Н О-П Р О СТ РАН СТ В Е Н Н О Й СРЕДЫ
В КАЗАХСТАНЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АЛМАТЫ)
Ostrowska-Tryzno, Anna, et al. "Sport and Physical Activity in the Urban Area - Housing Estate Greens for Three Generations." Sport i Turystyka, vol. 3, no. 2, pp. 105-128, 2020. DOI: 10.16926/sit.2020.03.16.
"Play Values in Inclusive Playgrounds / HAGS." www.hags.com/en-us/designing-inclusive-playgrounds/play-values. Accessed 20 January 2022.
Price-Robinson, Kathy. "The Evolution of North American Playgrounds from 1900 to the Present and Beyond." Continuing Education Center - Architecture + Construction, 10 May 2015, continuingeducation.bnpmedia.com/courses/little-tikes-commercial/ the-evolution-of-north-american-playgrounds-from-1900-to-the-present-and-beyond/4/. Accessed 23 January 2022.
Richter, Spielgeraete. Spielwert & Sicherheit. Katalog Acoustic and Play. Merkmale der Richter Spielgeräte, www.richter-spielgeraete.de. Accessed 19 January 2022.
Sheina, Elena, and Mariya Sokolova. "Problema riska i bezopasnosti igrovoi sredy v zarubezhnoi psikhologii." ["The Problem of Risk and Safety of the Gaming Environment in Foreign Psychology."] Modern Foreign Psychology, vol. 5. no. 1, 2016, pp. 16-23. DOI: 10.17759/jmfp.2016050102. (In Russian)
< <
и
Ж о
> ч
111
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И Н К Л Ю З И В Н О Й Д ЕТС К О Й П Р Е Д М ЕТ Н О-П РО СТРАН СТВ Е Н Н О Й СРЕДЫ
В КАЗАХСТАНЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АЛ МАТЫ)
Элина Шнейдер
Satbayev University (Алматы, Казахстан)
Антон Ходжиков
Satbayev University (Алматы, Казахстан)
<1
<1 О
112
ж о
> ч
K,АЗАK,СТАНДАFЫ ИНКЛЮЗИВТ1 БАЛАЛАР ОБЪЕКТ1-КЕЦ1СТ1К ОРТАСЫН КАЛЫПТАСТЫРУ ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1 (АЛМАТЫ КАЛАСЫ МЫСАЛЫНДА)
Андатпа. Калалык ортадаш ойын аландарынын заманауи мазмуны ойын аландарынын корамра калай пайда экелетiнiн TYсiнуге негiзделген. К^амдык ке^спктердщ аумактары эртYрлi жасташ, эртYрлi кызырушылыктары мен физикалык MYмкiндiктерi бар адамдардын eмiр CYPУ сапасын жаксартатын эмбебап орынды куру^а MYMкiндiк бередi. Балалардын ойын ортасын жобаларанда барлык жас жэне физикалык кабтет денгейлерш ескеру кажет. Казакстан калаларындаш ойын аландарынын негiзгi белт инклюзивтiлiк талаптарына сэйкес келмейдi.
¥сынылран материалда балаларра арналран инклюзивтi калалык ортаны калыптастырура эсер ететiн непзп ережелер талкыланады. Баланын курал-жабдыктармен эрекеттесу кызметi жэне онын дамуына кандай эсер ететiнi сипатталран. Элина Викторовна Шнейдер жетекшЫк ететiн 5В0421 - «Дизайн» мамандь^ы бойынша окитын студент Дана Туматайдын, «Алматы каласы бойынша инклюзивтi ойын аландарынын, дизайн тужырымдамасы» такырыбы бойынша дипломдык жумысынын нэтижелерi усынылады. Казакстаннын ^р^ калаларындаш ойын аландарынын казiргi жаедайы туралы такырып козралады.
Бул жумыс эртYрлi жас санаттары мен физикалык MYMкiндiктерiндегi балалардын, кажеттЫктерш ескере отырып, каланын инклюзива объектЫк-ке^спкпк ортасын калыптастыру принциптерiн зерттеуге арналран.
Ойын аландарын дамытуды ынталандыру эрбiр накты аумак Yшiн жеке кезкарасты талап етедi. Балалардын, кажеттЫктерш зерттеу баланы кызыктыратын жэне оны ойынра тарта алатын б^регей, дамытпалы, кеп функциялы ортаны куру^а MYMкiндiк бередi. Балалар ойын аланы балалардын, карым-катынасын женiлдетуi керек, бул Yшiн кауiпсiз ойын эрекеттерiн камтамасыз ету кажет.
БYгiнгi KYнi ойын аланына узак мерзiмдi кызырушылыкты камтамасыз ету Yшiн калалык ортадары колданысташ балалар кен^сппн кайта карау кажет.
TipeK свздер: Ойын аланы, ойын ортасы, ойын функциясы, инклюзивтiлiк, объектiлiк-кенiстiктiк
Дэйексвз ушш: Шнейдер, Элина, жэне Антон Ходжиков. «Казакстандаш инклюзива балалар объекп-ке^спк ортасын калыптастыру ерекшелiктерi (Алматы каласы мысалында)». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 1, 2022, 96-114 б. DOI: 10.47940/cajas.v7i1.539.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ДЕТСКОЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
В КАЗАХСТАНЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АЛ МАТЫ)
Elina Schneider
Satbayev University (Almaty, Kazakhstan)
Anton Khodzhikov
Satbayev University (Almaty, Kazakhstan)
FEATURES OF FORMING AN INCLUSIVE CHILDREN'S OBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT IN KAZAKHSTAN (ON THE EXAMPLE OF ALMATY CITY)
Abstract. The modern content of playgrounds in the urban environment is based on an understanding of how playgrounds can benefit society. Territories of public spaces make it possible to create a universal place that improves the quality of life for people of various ages, diverse interests and physical abilities. All ages and levels of physical ability should be considered when designing a children's playground. The main part of playgrounds in the cities of Kazakhstan does not meet the requirements of inclusiveness.
The presented material discusses the main provisions influencing the formation of an inclusive urban environment for children. The function of the interaction of children with the equipment is described, and what effect this has on their development. The results of the diploma work on the topic: "Design concept of inclusive playgrounds for the city of Almaty" by a student studying in the specialty 5B042100 - "Design", Dana Tumatai, supervisor Elina Viktorovna Shneider are presented. The subject of the current situation of playgrounds in large cities of Kazakhstan is touched upon.
This work is devoted to the study of the principles of forming an inclusive object-spatial environment of the city, taking into account the needs of children of different age categories and physical abilities.
Encouraging the development of play spaces requires an individual approach for each specific site. Studying the needs of children allows you to create a unique, developing, multifunctional environment that can interest the child and involve them in the game. The playground should facilitate the communication of children, for this it is necessary to provide a safe play activity for them.
Today, a review of the existing children's space in the urban environment is needed to ensure long-term interest in the playground.
Keywords: playground, play environment, game function, inclusiveness, object-spatial environment. Cite: Schneider, Elina, and Anton Khodzhikov. "Features of Forming an Inclusive Children's Object-Spatial Environment in Kazakhstan (on the Example of Almaty City)." Central Asian Journal of Art Studies, vol. 7, no. 1, 2022, p. 96-114. DOI: 10.47940/cajas.v7i1.539.
Авторлар туралы мэлЫет:
Сведения об авторах:
Authors' bio:
Элина Викторовна Шнейдер —
Satbayev University сэулет кафедрасыньщ aFa окытушысы (Алматы, Казакстан)
Элина Викторовна Шнейдер —
сеньор-лектор кафедры архитектуры Satbayev University (Алматы, Казахстан)
Elina V. Schneider —
Senior Lecturer, Architecture Department, Satbayev University (Almaty, Kazakhstan)
ORCID ID: 0000-0002-7264-8733 email: elina_5555@mail.ru
Антон Валерьевич Ходжиков —
Satbayev University сэулет кафедрасыньщ aFa окытушысы (Алматы, Казакстан)
Антон Валерьевич Ходжиков —
сеньор-лектор кафедры архитектуры Satbayev University (Алматы, Казахстан)
Anton V. Khodzhikov —
Senior Lecturer, Architecture Department, Satbayev University (Almaty, Kazakhstan)
ORCID ID: 0000-0003-3525-939X email: a.khojikov@satbayev.university