Проектирование детских площадок в парках и на пришкольных участках для социальной интеграции детей с ограничением по здоровью
Трофимова Татьяна Евгеньевна
доцент, кандидат технических наук, Институт строительства и архитектуры. Научно-исследовательский Московский государственный строительный университет
Родионовская Надежда Николаевна
студент, Московский архитектурный институт (Государственная Академия)
Во всех странах происходит увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Исследование ставит целью рассмотреть целостную картину функционирования существующих детских площадок, анализ их доступности, способность развивать социальную интеграцию детей с ОВЗ. Для этого проведен анализ детских игровых площадок на предмет наличия специального оборудования для детей-инвалидов на площадках восьмого микрорайона города Одинцово и территорий общеобразовательных школ Юго-Западного Административного округа в городе Москве, включенных в список учреждений для инклюзивного обучения. Большая часть существующих детских площадок и парков, не имеют специализированных игровых мест для детей-колясочников, слепых и глухонемых. Так, в качестве разрешения существующей проблемы, мы предлагаем разработку новой концепции семейного парка, разработанной с учетом мнения детей, который сможет комплексно решить многие задачи, в том числе разгрузку близлежащих площадок. На инклюзивных игровых площадках физическая, психологическая, социальная среда должны рассматриваться как взаимосвязанные и отвечать потребностям детей с различными способностями и видами инвалидности. Дети и их родители должны участвовать в планировании игровых площадок, делясь своим мнением с лицами, принимающими решения на локальном уровне. Комплексный подход, включающий в себя использование результатов исследования, позволил создать универсальную модель детской инклюзивной игровой площадки на примере восьмого микрорайона города Одинцово, на пришкольной территории школы-интерната №108 в Москве. Помимо основных элементов на площадке, на территории предусмотрены развивающие тренажёры, что позволит детям не только веселиться на площадке, но и обучаться в игровом процессе. Проект поможет социальной интеграции детям с особенностями здоровья. Результаты работы могут лечь в основу модернизации общественных детских игровых площадок в любой области и городе России.
Ключевые слова: детские игровые площадки; площадки для детей с ОВЗ, инклюзивные площадки
Введение
В последние несколько десятилетий наблюдается тенденция быстрого увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Около 10 процентов населения в мире страдают от физических, умственных или сенсорных расстройств [1]. Психологические особенности детей с ОВЗ характеризуются нарушением памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия. Именно поэтому им требуется больше времени для восприятия и переработки сенсорной информации, знаний, умений и навыков. Дети с ОВЗ достаточно часто не ориентируются в сторонах света, не могут определить центр и углы заданного пространства без опосредованной помощи взрослого, трудно переключаются от одного вида деятельности к другой. Игровая деятельность может быть не сформирована, ребенок с ОВЗ зачастую не понимает самого принципа и сути игры, как получения удовольствия от процесса, а выполняет чисто механически - манипулятивные действия. «Современные исследователи рассматривают социализацию ребенка в триединстве ее проявления: адаптация к социальному миру; интеграция и принятие социального мира как данности; дифференциация - способность и потребность изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нем» [2].
Деятельность, общение, самосознание способствуют развитию социальных связей личности ребенка с внешним миром. Одна из основных проблем, с которой часто сталкивается ребенок с ОВЗ на детских игровых площадках - это отсутствие специального игрового оборудования, а также физические препятствия элементов среды, которые не дают ребенку играть наравне со здоровыми детьми. Вопрос создания инклюзивных игровых площадок для детей разных возможностей здоровья признается важным в различных странах мира, таких как Великобритания [3] Австралия [4], США [5], и Китай [6]. Очень важно также изменить отношение к инвалидам, воспитать детей в духе терпимости, понимания и взаимопомощи [7]. Для этого служат совместное обучение и совместные игры, в том числе и на свежем воздухе, на детских игровых площадках, а также в семейных парках.
х
X
о
го А с.
X
го т
о
м о м
сч о сч
о ш Ш X
<
m о х
X
Исследование ставит целью рассмотреть целостную картину функционирования детских площадок, анализ доступности существующих детских площадок, адаптированных для детей с ОВЗ. Для этого рассмотрены игровые площадки восьмого микрорайона города Одинцово на предмет наличия специального оборудования для детей-инвалидов и детские площадки на территории общеобразовательных учреждений Юго - Западного Административного округа г. Москвы, включенные в список инклюзивного обучения. Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи: проведен анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме детей-инвалидов и их положению в обществе, изучены существующие нормативные и рекомендательные документы для проектирования детских игровых зон, выявлены положительные и отрицательные особенности существующих проектов организации детских площадок для детей с ОВЗ, исследованы общеобразовательные учреждения в ЮЗАО для детей -инвалидов на предмет наличия и доступности комфортной и безопасной игровой среды, проведен опрос среди взрослых и детей по вопросу готовности к совместным играм с детьми-инвалидами и соответствию существующих площадок современным требованиям.
По результатам исследования представлен проект планировки детских площадок для детей с ОВЗ, выполненный в лесопарковой зоне в городе Одинцово, разработана концепция создания оптимальной безбарьерной школьной среды на территории школы-интерната №108 в г. Москве.
Безбарьерная среда - это комплекс архитектурных, сервисных и транспортных стандартов, которые в свою очередь обеспечивают равную для всех категорий граждан доступность. Безбарьерная среда несет в себе также и коррекционную функцию, для ее успешной реализации, необходимо учитывать следующие принципы при создании пространства:
- развивающий (комплексная взаимосвязь всех сторон личностного развития);
- соответствия внешнего влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ;
- психологической комфортности (обеспечение для ребенка положительного «эмоционального самочувствия»);
- устранение в окружающей среде стресоген-ных факторов
- образовательный (обучать и развивать ребенка, мотивировать его ставить цели и выполнять их).
В нашей стране программа «Безбарьерная среда» принята в 2010 году и рассчитана на 15 лет. В программе содержатся рекомендации Правительства РФ по адаптации окружающего пространства к потребностям людей с ОВЗ. Программа учитывает потребности не только людей
на инвалидных колясках, но и потребности людей с сенсорными, слуховыми, зрительными и интеллектуальными нарушениями. Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления.
В 2020 году, приказом Ростандарта, утвержден национальный стандарт ГОСТ Р 59020-2020, где определено, что площадки обязаны носить «универсальный характер», и подходить всем детям без исключения, таким образом обеспечивать интеграцию детей с ОВЗ в общество.
Детское игровое оборудование, должно полностью исключать риск получения травмы. Ко всем материалам использующихся на детских игровых зонах предьявляют следующие требования: эко-логичность, использование натуральных материалов и безвредных для человека и окружающей среды; отсутствие токсичных материалов и легко воспламеняемых компонентов.
Мировой опыт создания инклюзивных детских площадок
Изучая мировой опыт в проектировании ландшафтного пространства на территории образовательных учреждений, одним из ярких примеров является новая школа Cairnsfoot в Сиднее (студия NBRSARCHITECTURE), где обучаются дети с умеренными и тяжелыми умственными отклонениями. В данном проекте архитекторы заложили два основных принципа: «убежище» и «вызов». Интегрируя эти идеи в игру, со временем учащиеся могут развить уверенность и навыки, необходимые для полного раскрытия своего потенциала. На территории школы имеются несколько зон для отдыха с сенсорными элементами. [8].
Детская школа и центр Carterhatch Infant School располагается в районе Энфилд Лондон, Великобритания. На территории школы были созданы различные возможности для разнообразных игр, имеются укрытия, выполненные из стволов и сучьев натурального дерева. В проектировании учитывалось добавление различных текстур и поверхностей, установлены тактильные дорожки, обеспечивающие сенсорные потребности.
Детский музей округа Сонома (CMOSC), Сад Мэри (США) - это интерактивная игровая среда для единения детей с природой.
Инклюзивная площадка «Kunshyaq» (Нур-Сул-тан). В инклюзивном парке установлено оборудование с пандусами для детского досуга. [9].
В 2016 году, в Москве, на территории ВДНХ была построена игровая площадка со специализированным оборудованием, в 2018 в Ростове-на-Дону прошло торжественное открытие инклюзивного игрового парка. В 2019 в Самаре открылась площадка, где могут играть как обычные дети, так и дети с ограниченными возможностями здоровья. [10] [11].
Результаты. Исследованы территории пришкольных детских площадок, которые находятся в Юго-Западном административном округе города Москвы, входящие в перечень школ с инклюзивным образованием. Из шестнадцати изученных школ осуществляющих инклюзивную деятельность, лишь пять имеют детские игровые площадки. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что 44% от всех представленных площадок имеют достаточно высокий уровень безопасности их элементов. Еще одним изучаемым вопросом стала наполняемость игровых площадок. Рассматривалась наличие таких элементов как: качели, горки, карусели, а также наличие сенсорных элементов. Ни одна из изученных школ не готовы в полной мере к принятию на свое территории детей с ОВЗ. Школы не могут предоставить ребенку с таким диагнозом как аутизм, синдром Дауна или другие расстройства (в том числе психического характера), для которых характерна сенсорная перегрузка и быстрая утомляемость, проведение досуга на подходящих для них инклюзивных игровых площадках.
Обсуждение
Программа «Доступная среда» в образовательных учреждениях предполагает оборудование этих школ специализированными приспособлениями, которыми смогут пользоваться дети с различными ограниченными возможностями здоровья.
Чтобы получить полную картину о наличии каких-либо препятствий на территории образовательной среды, был проведен небольшой анализ возможности беспрепятственного передвижения школьниками, а так же их свободной ориентации на всей территории школ. Проведенный анализ позволил сделать неутешительный вывод, который помог выявить ряд несоответствий и разногласий с необходимыми требованиями. В большинстве исследованных учреждений отсутствуют пандусы, нет впускных и подъемных механизмов в местах сопряжения дороги и входов. Одним из выявленных минусов при анализе территорий является отсутствие архитектурного и светового выделения входов в здания. Так же из-за плохого освещения в темное время суток затруднено перемещение по территориям образовательных учреждений, на путях движения отсутствуют визуальные и тактильные указатели.
На примере проекта благоустройства территории школы-интерната №108 в городе Москве разработаны принципы создания коррекционной образовательной среды.
Перечень планируемых необходимых услуг для детей с ОВЗ на территории школы-интерната № 108 г. Москвы: устройство единой зоны отдыха; создание пешеходных спусков-подъемов; установка пандусов, подъемников; устройство ограждений
на опасных участках; установка звуковых, визуальных и тактильных средств; установка защиты от осадков и солнечных лучей; установка игровых элементов, учитывающих особенности детей с ОВЗ; защита от обледенения. Основными принципами разработки безбарьерной среды выступают: комфортность, доступность, безопасность и информативность.
Была разработана основная модель благоустройства данной территории. Она обладает довольно простым и в то же время понятным дизайном. На территории предлагается установить тактильную плитку. У входа в здание школы, согласно всем нормативам, устанавливается пандус с перилами. Также на территории школы расставлены различные информационные указатели. Спроектированы места отдыха: одно центральное, расположенное под большим навесом, и еще несколько разбросаны по всей территории школы. Это особенно актуально для детей с расстройством аути-стического спектра. Площадки выполнены из прочных материалов и имеют пастельную окраску. Игровая площадка располагается на месте старой игровой площадки. Центральное место в зеленой зоне занимает большой навес, который выполняет сразу несколько важных функций: защита от дождя, ветра и солнца. Именно в этом месте, после активной игры, дети смогут отдохнуть и набраться сил. Под навесом устанавливаются несколько комфортабельных скамеек. С одной стороны от центрального навеса располагается небольшой «сенсорный сад». Он необходим для детей с ОВЗ. Сенсорный сад несет в себе огромную образовательную функцию. Важным моментов инклюзии в данном проекте является установка песочниц на разных высотах. Это сделано для того, чтобы дети, которые пользуются инвалидными колясками могли беспрепятственно играть в песочнице со своими друзьями. Игровая зона также оснащается качелями. Они выполнены в виде круга и имеют плетёную структуру. В проекте также введена обычное игровое оборудование, которое больше пригодно для нормально развивающихся детей, однако эта площадка также может использоваться и маломобильными детьми, но опять же, под присмотром взрослых.
Подходы ко всем объектам на территории благоустройства оснащены пандусами. Однако за счет небольших перепадов высот данные пандусы можно было бы выполнить из более дешевых материалов и сделать их съемными.
Еще одним важным местом в концепции является размещение мест для спокойных игр. Именно в таких местах дети с аутизмом после сенсорной перегрузки смогут закрыться от остального мира и спрятаться. Это очень важный момент для таких детей. Эта тихая зона будет расположена за небольшими деревьями и иметь места для отдыха.
х
X
о
го А с.
X
го т
о
м о м
сч о сч
о ш
В
X
<
В
О X X
И заключительным основным элементов благоустройства территории является установка на заднем дворе школы небольшой теплицы и мини-огорода.
Инклюзивные игровые площадки также позволяют взрослым активно общаться с детьми, о которых они заботятся. Таким образом, игровая площадка становится поистине местом, где собираются представители нескольких поколений, для развлечения, общения, здорового тела и творческого веселья.
Данная работа выступает своего рода попыткой достичь проектирования максимально рабочей, с одной стороны, и свободной, с другой, городской адаптированной образовательной среды.
Вторым этапом исследования стал анализ данных, собранных в период за 2019-2020 на основании изучения пятнадцати детских игровых площадок на территории восьмого микрорайона г. Один-цово. На данной территории существуют площадки как более раннего периода постройки (вплоть до 1970-х), так и современные новые площадки 2019 года постройки, построенные по программе «Губернаторские площадки».
Результаты исследования. На территории восьмого микрорайона города Одинцово на сегодняшний день нет парков для прогулок с детьми, приспособленных для отдыха детей с ОВЗ. В микрорайоне всего две современные площадки, построенные после 2000 года, остальные площадки посещаются от случая к случаю, так как не имеют интересных игровых элементов, 12% площадок условно можно назвать «безбарьерными», они имеют компоненты для сенсорного развития и развития барометрических ощущений. 39% площадок оборудованы «тихими» зонами - домиками, навесами для уединения, 43 % площадок оборудованы компонентами для развития вестибулярного аппарата и пространственных ощущений и лишь 9 % площадок оборудованы рельефной плиткой, тактильными полосами, наклейками, звуковыми и световыми ориентирами, табличками и указателями. В связи с данными, полученными в ходе исследования, можно утверждать, что создание адаптированных инклюзивных площадок необходимо в этом районе города. Предложенная нами концепция благоустройства территории в 8 микрорайоне для детей с ОВЗ всех категорий строится, исходя из следующих принципов: простого и понятного дизайна; «знаковых систем», которые позволяют обеспечить территорию визуальными, тактильными и индукционными системами; принципа безбарьерной ландшафтной организации, обеспечивающий доформирование пространства специальными архитектурными формами.
В качестве разрешения существующей проблемы предлагается новая концепция развития
территории в восьмом микрорайоне города Один-цово - семейный парк, разработанной с учетом мнения детей, который сможет комплексно решить многие задачи, в том числе разгрузку близлежащих площадок. Проект по благоустройству также решает проблему адаптации и абилитации детей с ОВЗ, предлагает совместные игры на открытом воздухе, а также на привитие интереса к природному окружающему. Облагораживается и озелене-няется территория, решается проблема отдыха и досуга жителей, проблема безопасности детей на открытых игровых и спортивных площадках. Планируется модель концепции благоустройства, подходящая для трех основных групп, которые формируются на основе часто встречающихся различных сочетаний инвалидностей, какие могут существовать в множественной инвалидности:
1. Неслышащие или слабослышащие - незрячие или слабовидящие - с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
2. Неслышащие или слабослышащие - с тяжелой речевой патологией - незрячие или слабовидящие - умственно-отсталые*
3. Умственно-отсталые - с расстройством аутистического спектра - с нарушениями опорно-двигательного аппарата - с тяжелой речевой патологией.
Спроектированный парк насыщен элементами доступной среды, однако основой концепции и главным акцентом в ней выступает детская игровая площадка, наполненная элементами адаптированного оборудования и сенсорно - музыкальная зона. Площадка является универсальной моделью, что позволяет использовать данный пример проектирования при создании адаптированного пространства в подобных условиях на других локальных точках. При разработке концепции учитывались главные методы создания безбарьерной, адаптированной сред для детей с ОВЗ, а также использовался индивидуальный подход к универсальному дизайну. Оборудование площадки подобрано для детей, имеющих разные ментальные и физические возможности, что позволяет абсолютно всем играть и развивать свои навыки и умения.
Заключение. Было проведено исследование, включающее анкетирование и социальный опрос, детям было предложено представить собственное видение адаптированного пространства «для всех детей», а также проведено исследование детских игровых площадок на предмет соответствия нормативам. Поскольку дети являются основной целевой группой, мы сочли важным учесть их мнение и пожелания при составлении концепции.
Инклюзивные игровые площадки представляют собой сложную среду, которая должна отвечать потребностям детей с различными способностями и видами инвалидности, дети с ограниченными
возможностями и без них должны участвовать в планировании игровых площадок, делясь своим мнением с лицами, принимающими решения на локальном уровне. На территории предусмотрены развивающие тренажёры, что позволит детям не только веселиться на площадке, но и обучаться в игровом процессе. Проект поможет включить детей с особенностями развития в поток нормальной жизни и заложит основы здорового общества во всей ее комплексности многообразии.
Предложенная модель благоустройства решает ряд локальных проблем в микрорайоне областного города, однако может быть применена и в других вариациях в качестве установки инклюзивной площадки, либо в концепции всего микропарка с использованием тех или иных элементов.
Результаты проведенной работы могут быть использованы при модернизации общественных детских игровых площадок в любой области и городе России.
Литература
1. Инвалиды - развитие и права для всех. Фактологический бюллетень по вопросам инвалидов https://www.un.org/ru/rights/disabilities/background_ 7.shtml
2. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник для студ. Пед.вузов./под ред. В.А. Сласте-нина.- 3-е издание испр. И доп. -М., Издательский центр Академия, 2000
3. Данн К., Мур М. Развитие доступного игрового пространства в Великобритании: подход социальной модели. Детская молодежная среда. 2005; 15: 332 - 354. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scholar.google.com, свободный
4. новая-детская-площадка-в-национальном дендрарии в Австралии, https://archi-work.ru/
5. Максименко М.А. Особенности инклюзивного образования в США. Проблемы современного образования №3, 2020., https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-ssha.
6. Козырева О.А., Ревякина В.И. Самобытность и современность инновационного образования в Китайской народной республике. The Newman in Foreign Policy #36(80) март- апрель 2017
7. Елисеева Ю.Н. Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ. Молодой уче-ный-2016, №3(107) с.954-9595 https://moluch.ru/archive/107/25474/ дата обращения 24.11.2021
8. Blaxland Riverside Park - игровая площадка нового поколения в Австралии https://novate.ru/blogs/110712/21102/https://novate.r u/blogs/110712/21102/
9. Стативкина А. В Нур-Султане открыли инклюзивную площадку для детей с особыми потребностями. https://www.zakon.kz/4988726-v-nur-sultane-otkryli-inklyuzivnuyu.html
10.Ульянова Н.Б. Методологические подходы практического изучения живописи как фактора общекультурного развития в общеобразовательной системе вузов. Культура: управление, экономика. Право. №1. 2021. С.39-43
11.Ульянова Н.Б. Воспитание искусством, процесс формирования культуры нравственности, сотрудничества, созидания. Культура: управление. Экономика. Право. №1, 2019.с.21-25
12.Трофимова Т.Е. Факторы, влияющие на проектирование комплексного лечебно - реабилитационного центра. Инновации и инвестиции 2018. №11. с.127-129
13. Родионовская И.С., Трофимова Т.Е., Соро-коумова Т.В. Детская рекреация в городской среде. Научное обозрение. 2016, № 11, с. 112-116
14.Трофимова Т.Е. Принцип приоритетного проектирования досуговой среды для отдыха и обучения слепых и слабовидящих детей. Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ. Тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. 2019. с.244-246.
Designing playgrounds in parks and school grounds for the social
integration of children with disabilities Trofimova T.E., Rodionovskaya N.N.
Moscow State University of Civil Engineering, Moscow Architectural Institute
(State Academy) JEL classification: L61, L74, R53
There is an increase in the number of children with disabilities in all countries. The study aims to consider a holistic picture of the functioning of existing playgrounds, an analysis of their accessibility, the ability to develop the social integration of children with disabilities. For this purpose, the analysis of playgrounds for children for the availability of special equipment for disabled children at the sites of the eighth microdistrict of the city of Odintsovo and the territories of secondary schools of the Southwestern Administrative District in Moscow included in the list of institutions for inclusive education was carried out. Most of the existing playgrounds and parks do not have specialized playgrounds for wheelchair users, the blind and the deaf. So, as a solution to the existing problem, we propose the development of a new concept of a family park, developed taking into account the views of children, which will be able to comprehensively solve many tasks, including unloading nearby playgrounds. On inclusive playgrounds, the physical, psychological, and social environment should be considered as interrelated and meet the needs of children with different abilities and types of disabilities. Children and their parents should participate in the planning of playgrounds, sharing their opinions with decision makers at the local level. An integrated approach, including the use of the research results, made it possible to create a universal model of an inclusive playground for children on the example of the eighth microdistrict of the city of Odintsovo, on the school grounds of boarding school No. 108 in Moscow. In addition to the main elements on the playground, educational simulators are provided on the territory, which will allow children not only to have fun on the playground, but also to learn in the game process. The project will help social integration of children with health problems. The results of the work can form the basis for the modernization of public children's playgrounds in any region and city of Russia. Keywords: children's playgrounds; playgrounds for children with disabilities, inclusive playgrounds
References
1. People with disabilities - development and rights for all. Disability Fact
Sheet https://www.un.org/ru/rights/disabilities/background_7.shtml
2. Mudrik A.V. Social pedagogy. Textbook for students. Pedagogical
universities / ed. V.A. Slastenin. - 3rd edition revised. And add. -M., Academy Publishing Center, 2000
3. Dunn K., Moore M. Development of accessible play space in the UK: a
social model approach. Children's youth environment. 2005; 15: 332 -354. [Electronic resource]. - Access mode: https://scholar.google.com, free
X X О го А С.
X
го m
о
м о м
4.new-playground-in-the-national arboretum in Australia, https://archi-work.ru/
5. Maksimenko M.A. Features of inclusive education in the United States.
Problems of modern education, No. 3, 2020.,
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-inklyuzivnogo-
obrazovaniya-v-ssha.
6. Kozyreva O.A., Revyakina V.I. The originality and modernity of the
innovative education in the People's Republic of China. The Newman in Foreign Policy # 36 (80) March - April 2017
7. Eliseeva Yu.N. Features of socialization of school-age children with
disabilities. Young scientist-2016, No. 3 (107) p.954-9595 https://moluch.ru/archive/107/25474/ date of treatment 11.24.2021
8. Blaxland Riverside Park - a new generation playground in Australia
https://novate.ru/blogs/110712/21102/https://novate.ru/blogs/110712/21 102/
9. Stativkina A. An inclusive playground for children with special needs was
opened in Nur-Sultan. https://www.zakon.kz/4988726-v-nur-sultane-otkryli-inklyuzivnuyu.html
10. Ulyanova N.B. Methodological approaches to the practical study of painting as a factor of general cultural development in the general educational system of universities. Culture: management, economics. Right. # 1. 2021.S. 39-43
11. Ulyanova N.B. Education by art, the process of forming a culture of morality, cooperation, creation. Culture: management. Economy. Right. No. 1, 2019. p.21-25
12. Trofimova T.E. Factors influencing the design of an integrated treatment and rehabilitation center. Innovations and investments 2018. No. 11. p. 127-129
13. Rodionovskaya I.S., Trofimova T.E., Sorokoumova T.V. Children's recreation in an urban environment. Scientific Review. 2016, No. 11, p. 112-116
14. Trofimova T.E. The principle of priority design of a leisure environment for
recreation and education of blind and visually impaired children. Science, education and experimental design at Moscow Architectural Institute. Abstracts of the international scientific-practical conference of the teaching staff, young scientists and students. 2019. p. 244-246.
cs o cs
O LU
m
X
<
m o x
X