Научная статья на тему 'Детское пространство в поездках: психологопедагогический аспект'

Детское пространство в поездках: психологопедагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолого-педагогическая экспертиза / детское пространство / игровая среда / предметно-пространственная среда / принципы организации детского пространства / развивающая среда / дружественная к детям среда / psychological and pedagogical expertise / children’s space / play environment / subject-spatial environment / principles of organization of children’s space / developmental environment / child friendly environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матушкина Наталья Юрьевна, Смирнова Светлана Юрьевна, Рябкова Ирина Александровна, Шеина Елена Георгиевна, Соколова Мария Владимировна

Актуальность (контекст) тематики статьи. Тенденция развития дружественности городской среды к детям привела к появлению игровых зон в местах, не предназначенных специально для детей: поликлиниках, кафе, торговых центрах и т.д. Организация таких мест требует изучения детского поведения и обращения к опыту использования игрового оборудования и материалов. В статье рассмотрено детское пространство на железнодорожных вокзалах города Москвы и в нескольких поездах. Цель исследования – выделить принципы организации игровой среды в поездках: на вокзалах, в аэропортах, в поездах. Описание хода исследования. На основе ранее разработанных критериев экспертизы игр и игрушек, а также оценки предметно-пространственной среды были проанализированы пространства и материалы для детей в поездках: игровые зоны на вокзалах, в поездах, аэропортах, игровые комплекты, предлагаемые в поездах. На основании полученных данных были предложены принципы организации пространства с учетом особых условий в поездках (большое количество людей, движение, нахождение детей разного возраста и другие особенности). Результаты исследования. Изучение игровых площадок на вокзалах показало их слабую приспособленность к возрастным особенностям: площадки представляют собой кальку типовых уличных площадок, включают одинаковое оборудование, рассчитанное на возраст от 2 до 5 лет, не дифференцированы на зоны активности. Детские пространства очень различаются в поездах. Обычно они более-менее приспособлены для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, при этом сюжетная игра и двигательная активность игнорируются. Игровые комплекты, которые предлагаются в поездах, однообразны, слабо дифференцированы по возрасту и требуют существенной переработки. Проведенный анализ позволил выделить 3 ключевых принципа организации детского пространства в поездках. Создавая детское пространство, необходимо учитывать особенности места (длительность пребывания, вместимость и проходимость места и др.). Также важно ориентироваться на особенности возраста и помнить о том, что взрослый является обязательным спутником ребенка в путешествиях. Заключение. Настоящее исследование может служить в качестве опоры для более развернутого и масштабного изучения вопроса детских пространств, а также в качестве общего ориентира для оценки и проектирования таких пространств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матушкина Наталья Юрьевна, Смирнова Светлана Юрьевна, Рябкова Ирина Александровна, Шеина Елена Георгиевна, Соколова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children’s Play Spaces in Trips: Psychological and Pedagogical Aspect

Background. The trends of developing child friendly urban environment result in designing of play areas in places which are not specifically made for children: train stations, cafes, shopping centers, etc. The design of such places requires research of children’s behavior, understanding and experience of using play equipment and materials. This article deals with children’s play spaces in trains and at railway stations in Moscow. The purpose of the study is to highlight the principles of organizing play environment and equipment at train stations, airports, in trains. Play spaces at the railway stations and toy`s sets for kids in trains were analyzed according to the basis criteria of the examination of play spaces and toys. Based on the data obtained, the principles of organizing space were proposed, taking into account the special conditions in traveling (a large number of people, rush, small space, children of different ages, etc.). Research results. The study showed that play spaces at railway stations are unsuitable for children’s age needs: they are like copies of typical street playgrounds, include the same equipment, designed for kids aged just 2-5 years and mostly for movement and not for the role play. In trains play spaces are better adapted for cognitive and productive activities of children, while play and motor activity are ignored. Play sets are also designed for age 3-6 and require significant changing. This analysis allows us to identify 3 key principles of organizing children’s space in trips. Creating a children’s space, it is necessary to consider the duration of trips, the capacity and possibility of a place, age specific of play, speech and other activities of children. It is also important to focus on the features of age and remember that adults are the mandatory companions of the child in traveling. This study can serve as a basis for a more detailed and large-scale study of the issue of children’s spaces, as well as a general guideline for evaluating and designing such play spaces.

Текст научной работы на тему «Детское пространство в поездках: психологопедагогический аспект»

Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _

УДК 331.101.1:159.922.7 DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10099

Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю., Рябкова И.А., Шеина Е.Г., Соколова М.В., Абдулаева Е.А.

Детское пространство в поездках: психолого-педагогический аспект

Матушкина Наталья Юрьевна 3*; Смирнова Светлана Юрьевна б; Рябкова Ирина Александровна б; Шеина Елена Георгиевна б; Соколова Мария Владимировна в; Абдулаева Елена Александровна б

а Общеобразовательная автономная некоммерческая организация «НОВАЯ ШКОЛА» (Москва, Россия); б ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (Москва, Россия); в ООО АФА 2.0 (Москва, Россия)

Актуальность (контекст) тематики статьи. Тенденция развития дружественности городской среды к детям привела к появлению игровых зон в местах, не предназначенных специально для детей: поликлиниках, кафе, торговых центрах и т.д. Организация таких мест требует изучения детского поведения и обращения к опыту использования игрового оборудования и материалов. В статье рассмотрено детское пространство на железнодорожных вокзалах города Москвы и в нескольких поездах. Цель исследования - выделить принципы организации игровой среды в поездках: на вокзалах, в аэропортах, в поездах.

Описание хода исследования. На основе ранее разработанных критериев экспертизы игр и игрушек, а также оценки предметно-пространственной среды были проанализированы пространства и материалы для детей в поездках: игровые зоны на вокзалах, в поездах, аэропортах, игровые комплекты, предлагаемые в поездах. На основании полученных данных были предложены принципы организации пространства с учетом особых условий в поездках (большое количество людей, движение, нахождение детей разного возраста и другие особенности).

Результаты исследования. Изучение игровых площадок на вокзалах показало их слабую приспособленность к возрастным особенностям: площадки представляют собой кальку типовых уличных площадок, включают одинаковое оборудование, рассчитанное на возраст от 2 до 5 лет, не дифференцированы на зоны активности. Детские пространства очень различаются в поездах. Обычно они более-менее приспособлены для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, при этом сюжетная игра и двигательная активность игнорируются. Игровые комплекты, которые предлагаются в поездах, однообразны, слабо дифференцированы по возрасту и требуют существенной переработки. Проведенный анализ позволил выделить 3 ключевых принципа организации детского пространства в поездках. Создавая детское пространство, необходимо учитывать особенности места (длительность пребывания, вместимость и проходимость места и др.). Также важно ориентироваться на особенности возраста и помнить о том, что взрослый является обязательным спутником ребенка в путешествиях.

Заключение. Настоящее исследование может служить в качестве опоры для более развернутого и масштабного изучения вопроса детских пространств, а также в качестве общего ориентира для оценки и проектирования таких пространств.

Ключевые слова: психолого-педагогическая экспертиза, детское пространство, игровая среда, предметно-пространственная среда, принципы организации детского пространства, развивающая среда, дружественная к детям среда.

Для цитирования: Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю., Рябкова ИА, Шеина Е.Г., Соколова М.В., Абдулаева ЕА Детское пространство в поездках: психолого-педагогический аспект // Современное дошкольное образование. - 2021. - №2(104). - С. 56-69. DOI: 10.24411/1 997-9657-2021-10099 Материалы статьи получены 12.01.2021.

* Контакты: [email protected]

UDC 331.101.1:159.922.7 DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10099

Children's Play Spaces in Trips: Psychological and Pedagogical Aspect

Natalia Y. Matushkina a*, Svetlana Y. Smirnova b, Irina A. Ryabkova b, Elena G. Sheina b, Maria V. Sokolova c, Elena A. Abdulaeva b

a Non-profit organization "NEW SCHOOL"; B Moscow State University of Psychology and Pedagogy, Moscow, Russia; c AFA 2.0 LLC

Background. The trends of developing child friendly urban environment result in designing of play areas in places which are not specifically made for children: train stations, cafes, shopping centers, etc. The design of such places requires research of children's behavior, understanding and experience of using play equipment and materials. This article deals with children's play spaces in trains and at railway stations in Moscow.

The purpose of the study is to highlight the principles of organizing play environment and equipment at train stations, airports, in trains.

Play spaces at the railway stations and toy's sets for kids in trains were analyzed according to the basis criteria of the examination of play spaces and toys. Based on the data obtained, the principles of organizing space were proposed, taking into account the special conditions in traveling (a large number of people, rush, small space, children of different ages, etc.).

Research results. The study showed that play spaces at railway stations are unsuitable for children's age needs: they are like copies of typical street playgrounds, include the same equipment, designed for kids aged just 2-5 years and mostly for movement and not for the role play. In trains play spaces are better adapted for cognitive and productive activities of children, while play and motor activity are ignored. Play sets are also designed for age 3-6 and require significant changing. This analysis allows us to identify 3 key principles of organizing children's space in trips. Creating a children's space, it is necessary to consider the duration of trips, the capacity and possibility of a place, age specific of play, speech and other activities of children. It is also important to focus on the features of age and remember that adults are the mandatory companions of the child in traveling. This study can serve as a basis for a more detailed and large-scale study of the issue of children's spaces, as well as a general guideline for evaluating and designing such play spaces.

Keywords: psychological and pedagogical expertise, children's space, play environment, subject-spatial environment, principles of organization of children's space, developmental environment, child friendly environment.

For citation: Matushkina N.Y., Smirnova S.Y., Ryabkova I.A., Sheina E.G., Sokolova M.V., Abdulaeva E.A. (2021). Children's play spaces in trips: psychological and pedagogical aspect. Preschool Education Today. 2:1 5, 56-69 (in Russian). DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10099 Original manuscript received 12.01.2021. * Contacts: [email protected]

Детское пространство уже много лет находится в центре внимания психологов. Стали привычными термины «развивающая среда», «развивающая предметно-пространственная среда», «город, дружественный к детям» и другие. Все чаще научные и научно-практические конференции включают секции, посвященные предметным и пространственным аспектам детского развития. Более того, появляются психолого-педагогические конференции, содержание которых прямо связано с изучением предметно-пространственной среды [Child in the city; The child's room as a cultural microcosm. Space, Pedagogy and Consumption].

Данные тенденции связаны с накопленными фактами о связи пространства и детской активности.

В мировой науке можно выделить несколько направлений исследований по данной теме. Наиболее разработанными на данный момент направлениями являются многочисленные исследования именно предметной среды - т. е. тех предметов, которые выступают средством детской активности, игры (игрушек, материалов, природных объектов). Многие работы показывают влияние игрового оборудования, игрушек и материалов на детскую активность, причем в основном авторы сходятся в необхо-

димости полифункциональных, максимально открытых, вариативных объектов (Короткова, 2003; Короткова, Кириллов, 1997; Рябкова, 2016, 2018; Рябкова и др., 2018; Смирнова, Рябкова, 2018; Смирнова, Филиппова, 2008; Тезавровская, 1916; Трифонова, 2010; Усова, 1976; Холл, 1925; Brown, Patte, 2012; Gulden 2016; Nicholson, 1971; Singer, 1994; Trawick-Smith et al., 2011; Fein, 1981 и многие другие). Самостоятельным направлением являются исследования детских пространств, которые показывают необходимость гибкого, трансформируемого и доступного пространства (т.е. такого, которое конструирует сам ребенок), одновременно с тем осмысленно зонированного и безопасного (способного организовать, дать понятные и стабильные границы ребенку) (Корепанова, Соколова, 2013; Котляр, Соколова, 2014; Осорина, 2015; Bourke et al., 2014; Cosco et al., 2010; Czalczynska-Podolska, 2014; Prieske et al., 2015; Schwarz, 2013; Woolley, Lowe, 2013 и многие другие).

Результаты исследований игровых материалов и детских пространств стали опорой для создания законодательной базы образования: некоторые принципы построения игрового пространства, которые находят поддержку научно-педагогического сообщества во всем мире, отражены во ФГОС ДО.

Обычно исследования пространств связаны с детскими садами и детскими площадками. Вместе с тем есть множество мест, не учитывающих потребности и возможности ребенка, однако где ребенок проводит значимую часть своего времени: кафе, поликлиники и больницы, магазины и др. Положительной тенденцией можно считать возрастание дружественности к детям, т. е. организацию специальных детских зон в не детских или не предназначенных для игры местах. Сегодня становится нормой создание таких игровых мест. Однако при их обустройстве редко учитываются научные и педагогические аспекты вопроса, в то время как основными ориентирами становятся интуиция и частный опыт.

Аналогичным образом обстоят дела с созданием детских пространств в поездках: транспорте или местах ожидания (поездах, вокзалах, аэропортах и др.).

В России всегда было большое количество переездов, в которых участвуют дети разных возрастов: от младенческого до подросткового. Вместе с тем транспортная система в нашей стране мало приспособлена для поездок с детьми в силу отсутствия специальной де-

тской инфраструктуры. В большинстве транспортных узлов отсутствуют игровые площадки, пространства и материалы для детского досуга; персонал, работающий с пассажирами, не знаком с возрастной спецификой детей и способами общения с ними и пр. В силу этого дети, их родители и попутчики пассажиров с детьми испытывают значительные неудобства на всех этапах пути, в особенности в период ожидания и в процессе длительных переездов. В этой связи возникает острая необходимость изучения и создания условий для комфортного пребывания детей в транспорте и местах ожидания.

Описание исследования

В 2019 году под руководством Е.О. Смирновой отделом психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек ФГБОУ ВО МГППУ было проведено исследование, посвященное психолого-педагогическому анализу детских пространств, связанных с длительными поездками. Среди задач исследования были следующие:

1. Рассмотреть зарубежный опыт создания и использования детских пространств в поездках.

2. Провести анализ игровых пространств вокзалов.

3. Проанализировать игровые пространства в поездах РЖД.

4. Провести анализ игровых наборов, предлагаемых в поездах.

5. Сформулировать принципы организации детского пространства в поездках.

Предполагалось, что организация детских пространств в поездках происходит с опорой на специфические условия места (поезд, вокзал, аэропорт), но без учета возраста ребенка и без учета присутствия взрослого.

Исследование строилось на основе концепции психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, включающей требования ФГОС ДО, а также разработанной методики анализа детских пространств (Смирнова, 2011; Смирнова и др., 2008^; 2008-б; 2008-в; 2016). Согласно данной концепции предметно-пространственная среда рассматривается как средство для реализации детских деятельностей: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской и физической активности. Предметно-пространственные среды оценивались по следующим параметрам: насыщенность (условия для реализации

различных видов детской деятельности), доступность, полифункциональность, трансфор-мируемость, вариативность.

Критерии оценки игровых материалов: эти-ко-эстетический фильтр, операционно-тех-нические характеристики (удобство при самостоятельном использовании ребенком) и развивающий потенциал игрового действия (насколько применение данного материала способствует развитию деятельности). Все эти параметры оцениваются с точки зрения возрастной адресации игрового материала.

Зарубежный опыт организации детского пространства в поездках

Многочисленные инициативы и обсуждения места ребенка в городе и в пространстве привели к кардинальному изменению транспортной инфраструктуры и отношению к детям во время поездок. Проблема инклюзии людей и детей с ограниченными возможностями и многочисленные инженерные и дизайнерские решения этих проблем также способствуют позитивным изменениям в транспортных структурах. Появились безбарьерные доступы, удобные спуски для колясок, пандусы, въезды и выезды в вагоны, вокзалы, аэропорты, места для кормления и пеленания детей, а также игровые комнаты и игровые вагоны. Все это способствует более комфортному нахождению семьи с детьми в процессе путешествий и перемещений на различных видах транспорта.

Основная линия развития инфраструктуры перевозок ориентирована на обеспечение максимального комфорта пассажиров, повышение качества услуг. Отмечается также тенденция максимального сокращения времени ожидания, что приводит к тому, что в большинстве случаев пассажиры практически не задерживаются на вокзалах и в залах ожидания и пользуются преимущественно услугами точек питания, магазинами и санитарными комнатами. В этой связи на многих

железнодорожных вокзалах Европы залы ожидания небольшие, а на самих вокзалах часто отсутствуют специальные детские игровые комнаты. Также эта тенденция характерна для маленьких промежуточных станций, где в современном цифровом мире зачастую отсутствуют кассы и вообще какой-либо персонал, а есть только небольшое укрытие от дождя, видеокамеры, автоматизированные киоски питания и биотуалеты. На большинстве маршрутов пассажирам с детьми обычно предлагают специальные детские игровые наборы, на многих туристических направлениях есть вагоны с игровыми комнатами.

Оценка детских

игровых площадок

на железнодорожных вокзалах

В 2017-2018 гг. в рамках проведения программы по созданию железнодорожной структуры, дружественной к детям и взрослым, путешествующим с детьми, вокзалы города Москвы были оснащены детскими игровыми зонами.

В рамках нашего исследования был проведен анализ игровых площадок на восьми железнодорожных вокзалах: Павелецком, Ленинградском, Ярославском, Казанском, Курском, Рижском, Киевском и Белорусском.

Игровые площадки на железнодорожных вокзалах города Москвы спроектированы по типу уличных игровых площадок и почти не отличаются друг от друга (оснащены одинаково). В состав игрового оборудования входят:

Рис. 1. Игровая площадка на Павелецком вокзале (фото с сайта http://mosday.ru)

Площадки спроектированы по типу уличных площадок: имеют резиновое покрытие, игровые объекты, характерные для уличных детских площадок. При этом правилами эксплуатации предусмотрено пребывание детей на площадке без обуви. Это правило может вызывать дополнительные трудности: обувь должны снимать и взрослые, на некоторых площадках нет мест для хранения обуви, не все готовы оставлять ее и багаж без присмотра.

домик, беседка, домик-лабиринт, горка-паровоз, комплекс «Горка-лазалка», игровая панель (часы-счеты-лабиринт), информационный щит (рис. 1, рис. 2).

Площадки очень однообразны и в тематическом, и в содержательном планах. В организации игровой среды на железнодорожных вокзалах не учитываются потребности детей школьного возраста, элементы детских площадок ориентированы на детей до 5 лет. Возможности движения, которые представлены на площадках, весьма ограничены: фактически здесь есть только горки, ступеньки и объекты, направляющие движение (лабиринт, мост), в то же время на площадках отсутствуют элементы, обеспечивающие вариативность в области движения, например, неровность рельефа поверхности площадки (небольшие уклоны - наличие небольших возвышений, углублений, подъемов и спусков для бега, возможности поваляться). Совсем не обеспечены продуктивные виды деятельности, почти ничего нет для поддержания познавательно-исследовательской деятельности. Таким образом, предметно-пространственная среда на вокзале не соответствует требованиям насыщенности, вариативности и трансформируемости.

Безопасность площадок недостаточно продумана. Они спроектированы с безбарьерным доступом, на некоторых вокзалах сиденья, расположенные рядом с площадкой, развернуты к ней боком (например, на Киевском вокзале). Родители должны стоять, чтобы наблюдать за своими детьми. Нет возможности разместить рядом багаж, верхнюю одежду ребенка.

Анализ предметно-пространственных условий в поездах РЖД

Проблемой адаптации предметно-пространственной среды в поездах РЖД заинтересовалось уже несколько лет назад: в поездах появились игровые зоны или даже целые детские вагоны. В рамках исследования были проанализированы три направления, на которых уделяется внимание этой проблеме: Москва -Анапа, Москва - Санкт-Петербург (Сапсан), Москва - Воронеж (двухэтажный поезд). На этих направлениях предусмотрены специальные места для поездок с детьми - детские зоны. Остановимся подробнее на их анализе.

Все исследованные пространства имеют существенный дефицит в обеспечении разнообразных форм активности детей. Наилучшим образом обстоят дела с возможностями для познавательно-исследовательской деятельности, например, в поезде Москва - Анапа есть целая библиотека для детей и подростков, которая содержит ряд классических и современных произведений. Продуктивная деятельность совсем не представлена в направлении Москва - Санкт-Петербург, а в других поездах присутствуют разнообразные материалы для этого вида деятельности.

Игровая деятельность (сюжетная игра и игра с правилом) почти не поддерживается в поездах. Так, в направлении Москва -Санкт-Петербург есть только дорожка в виде игры-ходилки, нарисованная на полу, на воронежском направлении сюжетная игра обеспе-

чивается наличием маркеров пространства.

Наихудшим образом представлено пространство для двигательной активности детей: такая возможность присутствует только в двухэтажном поезде по направлению Москва - Воронеж. Здесь есть свободное место для движения, разновысокое пространство, каталка (рис. 3).

Возможность совместной деятельности обеспечена в поезде Москва -Воронеж (стол, окруженный мягкими сидениями, диванчики, подиум и т.д.), а также присутствует в поезде по анапскому направлению (общий стол с нарисованной на нем игрой-ходилкой).

Важно отметить, что по двум направлениям (Санкт-Петербург и Воронеж) содержательная насыщенность нивелируется включенными мультфильмами, которые транслируются на весь вагон. Громкий звук, центральное расположение телевизора и свободное перемещение пассажиров из других вагонов, которое препятствует свободному передвижению детей, приводят к остановке любой другой деятельности детей, оставляя возможность только для неподвижного сидения на местах и просмотра телевизора.

Требованию полифункциональности в удовлетворительной степени отвечает детский вагон по воронежскому направлению: пространство вагона достаточно «открытое» для детских замыслов, может использоваться разнообразно по желанию детей. В поезде Москва - Анапа полифункционально могут использоваться некоторые предметы. Предметно-пространственная среда детского вагона по направлению Москва -Санкт-Петербург не отвечает требованию полифункциональности.

Трансформируемость почти недоступна в поездах. В поезде Москва - Анапа специальные защитные сетки позволяют отгородить пространство. В детском вагоне Москва - Санкт-Петербург трансформируемость возможна только на месте для матери и ребенка, которое не несет игровых функций. В поезде Москва - Воронеж изменения в пространстве возможны с машиной для

Рис. 3. Детский вагон в поезде Москва - Воронеж (фото из фотобанка РЖД https://old-visual.rzd.ru)

сюжетно-ролевой игры и защитными барьерами, препятствующими свободному выходу детей на лестницу. В остальном зоны игрового пространства остаются постоянными и неизменными.

При этом зонирование продумано недостаточно. Хорошее размещение стола для рисования, а также удачно расположена ниша с подиумом. Однако, как уже отмечалось, включенный телевизор занимает все пространство, лишая смысла даже удачные решения дифференцирования пространства.

Все материалы в поездах доступны и безопасны для детей, единственное пожелание - следить за их исправностью и чистотой. Детские пространства также включают дополнительные элементы безопасности: защитные сетки, поручни, барьеры и т.д. Особенно стоит отметить дополнительные элементы безопасности в детском вагоне по направлению Москва - Санкт-Петербург: это дверь и широкий тамбур, отделяющие детский вагон от общего.

Несмотря на безусловные достоинства в сфере доступности и безопасности предметно-пространственной среды, необходимо отметить момент, перечеркивающий их: в детские вагоны пускают (и приглашают) пассажиров из других вагонов. Детские вагоны отнюдь не предназначены для большого количества детей. Более-менее комфортно в игровой зоне поезда Москва -Воронеж, там могут находиться одновременно не более 12 детей разного возраста, а лучше - не более 10; пространство вагона по направлению Москва - Санкт-Петербург

совсем не предназначено для свободной игры, т. е. здесь могут как-то устроить игру 2-3 дошкольника. Кроме того, приходящие с детьми пассажиры не имеют посадочных мест в этих вагонах и занимают либо свободное пространство игровой, либо диванчики и пуфы, предназначенные для детей. В результате таких перемещений пассажиров свободная детская игра сковывается. Гигиенические условия, безопасность детей также ухудшаются. Нужно учитывать, что в этих вагонах едут и взрослые люди, причем не все из них с детьми и не все извещены о том, что они купили билеты в «детский» вагон. Поэтому проблема размещения пассажиров здесь особенно актуальна.

Психолого-педагогический анализ игровых наборов

В некоторых вагонах поездов (купе, СВ и т.п.) предлагаются наборы игровых и печатных материалов, которые могут быть сложены в небольшие рюкзачки (для детей до 5 лет) или сумку - предлагается потом использовать ее для сменной обуви (для детей от 5 до 10 лет). Такие наборы могут способствовать повышению комфорта пребывания детей в транспорте, а также окружающих их взрослых.

Отделом психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ был проведен психолого-педагогический анализ предлагаемых в поездах РЖД игровых наборов и журнала «Волшебное путешествие» (№2 за 2019 г.) для детей. Примерная комплектация набора:

• игра-бродилка (на удачу; картонное игровое поле, кубик и пластмассовые фишки)/ дидактическая игра «Знайка»;

• цветные восковые мелки (5 штук);

• пазл / картонный конструктор;

• книжка-раскраска с заданиями и наклейками А4/А5.

В целом это замечательная идея: такие наборы позволяют занять ребенка во время путешествия, однако реализация имеет определенные недостатки.

Насыщенность. Из всех видов деятельности в наборах в зависимости от возраста представлены: продуктивная (мелки, книжка-раскраска), познавательно-исследовательская (пазл и задания в книжке, игра «Знайка» для детей от 5 лет) и игра с правилом (в наборах до 5 лет). Материалы для сюжетной игры не пред-

ставлены совсем. Если в наборе есть картонный конструктор, тогда можно играть собранным паровозиком. При этом в наборах совсем нет полифункциональных материалов, которые дети могли бы по своему желанию использовать для разных видов деятельности.

Вариативность. Отсутствует какая-либо вариативность: есть 2 варианта наборов - по одному для каждого возрастного диапазона (до 5 и старше 5 лет), в результате при поездке туда и обратно получается 2 одинаковых набора; аналогично с наборами для детей одной возрастной группы (если в семье несколько детей, попадающих в один возрастной диапазон, - они также получают несколько идентичных наборов). Также нет вариантов, ориентированных на пол ребенка, например, по тематике, цветовому оформлению и т. п.

Доступность. Предлагаемые материалы в связи с разбиением на широкие возрастные диапазоны могут быть недоступны для самостоятельного использования. Так, для детей до 3 лет задания в книжке слишком сложные, и они не могут сами собрать конструктор или пазл. Операционально-технические возможности не всегда отвечают требованиям, например, предлагаемая игра с правилом включает поле из тонкого картона, которое до конца не выпрямляется. Материалы в целом безопасны, однако не предназначены для детей до 3 лет.

В поездах также предлагается журнал для детей. В целом в журнале собраны популярные типы заданий: поиск отличий, поиск предметов на картинке, лабиринт, вклеивание фрагментов в картинку, составление слов, кроссворд и т.д. Большинство заданий имеют тематический характер - так или иначе относятся к передвижению по железной дороге. В журнале представлена информация, которая может быть интересна не только детям, но и их родителям, например, фотографии картин, изображающих железную дорогу в разные исторические периоды; имеется историческая справка о появлении поездов.

Проведенный анализ журнала «Волшебное путешествие» (№2 за 2019 г.) позволяет сделать следующие замечания относительно развивающего потенциала:

1) Не ясна целесообразность совмещения в одном журнале такой широкой возрастной адресации (в одном журнале задания для детей от 3 до 10 лет): маленьким детям недоступны задания для младших школьников, детям

постарше неинтересны задания для малышей. Таким образом большая часть журнала остается невостребованной.

2) Отсутствие целостного визуального решения: иллюстрации выполнены в разных стилях, обложка наполнена случайными изображениями.

3) Все познавательные тексты в журнале содержат интересную информацию, однако, требуют большей целостности и систематичности.

4) Дидактические тексты (о безопасном поведении на железной дороге, о детской дороге) содержат важные идеи, однако, построены в форме сложной моральной дилеммы, решить которую затрудняются даже взрослые.

Принципы организации детского пространства в поездках

Исследование современного состояния детского пространства в поездках, а также анализ зарубежного опыта позволяют выделить принципы организации детского пространства в поездках:

1) специфика места;

2) специфика возраста;

3) включение взрослого в детское пространство.

Ниже рассмотрим каждый из этих принципов. Нами они сформулированы в общем виде и для применения нуждаются в детальной проработке в соответствии с заданными условиями и конкретными задачами.

Принцип специфики места

Очевидно, что при организации детского пространства необходимо учитывать особенности движения транспорта или места ожидания: длительность поездок, физические характеристики пространства, вместимость и проходимость места и многие другие. Так, вокзалы пропускают большие пассажиропотоки, следовательно, детские площадки должны выдерживать значительные механические нагрузки. Расположение площадки не может быть центральным или проходным. В то же время площадка не должна быть расположена слишком далеко, поскольку с маленькими детьми скорость передвижения существенно снижается. Места, где приходится стоять в очереди (касса, досмотр вещей), могут включать специальные игровые элементы, чтобы ожидающие дети могли себя занять, находясь в непосредственной близости от родителей (рис. 4, рис. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Детское пространство в поезде ограничено маленьким пространством самого поезда, вагона. Кроме того, есть дополнительные факторы, которые следует учитывать: тряска, шум и т.п. Следовательно, должно быть продуманное зонирование и достаточно открытые объекты, позволяющие разворачивать максимально широкий круг деятельнос-тей в стесненных условиях. Оборудование и материалы должны быть устойчивыми, достаточно крупными, немногочисленными, доступными для ухода и санитарной обработки, должны удобно и быстро убираться самим ребенком и т.д.

Важно отметить, что создать универсальное пространство - подходящее любому вокзалу, поезду или месту ожидания -невозможно. В каждом конкретном случае должен быть уникальный проект, учитывающий и функции (назначение) места, и его пропускные способности, и физические характеристики. В этой связи одинаковые площадки на разных вокзалах города Москвы не отвечают принципу специфики места, поскольку не учитывают особенностей конкретного вокзала.

Рис. 6. Игровой уголок и мягкие мячи в зале ожидания Париж (Франция)

Следует отметить, что пусть и не в полной мере, но этот принцип учитывается проектировщиками детских пространств в поездах.

Принцип учета специфики возраста

Каждый возраст, как известно, имеет специфичные для него особенности: потребности и возможности, формы общения, мышления, поведения, особенности протекания аффективных процессов и др. Проектирование детского пространства с учетом возраста предполагает наличие игровых зон для детей разных возрастов. Эти игровые зоны имеют существенные отличия.

Разберем принцип учета специфики возраста на периоде 1-3 года. Для этого возрастного периода важны физические границы игрового места: это могут быть заборчики, скамейки, расположенные вокруг площадки, дверцы (калитки) и т. п. (рис. 6).

Такая площадка должна быть отделена от детей старших возрастов, двигательная активность которых носит гораздо более интенсивный характер. Дети 1-3 лет много ползают и сидят на полу, склонны к оральному обследованию объектов, поэтому должны быть повышенные требования к чистоте в этой зоне. Следовательно, нужны удобные места для обуви и одежды, например, рядом со скамейками, окружающими площадку.

Кроме того, что важно дифференцировать детское пространство по возрастам, рекомендуется зонировать его по видам деятельности. Например, следует отделять места для спокой-

ных занятий и творчества от мест для подвижных игр, располагать зоны для сюжетной игры в отдалении от мест для отдыха, просмотра мультфильмов. Поскольку родители часто путешествуют с детьми разных возрастов, проектирование детских пространств становится очень творческой задачей - важно помнить об объединяющих местах или о близости различных зон. Например, более спокойная деятельность старших детей вполне может соседствовать с зоной для малышей.

Кроме создания игровых зон и подбора материалов важно учитывать бытовые потребности и возможности детей. Самая замечательная игровая становится труднодоступной, если туалет находится в противоположном конце вокзала. Самостоятельность ребенка становится невозможной, если в игровом вагоне нет детского туалета, где простые гигиенические процедуры, которые доступны уже ребенку трех лет, требуют непременного участия взрослого даже в 6 лет.

Данный принцип лишь незначительно учитывается при проектировании детских пространств в поездках: представления о структуре возраста, о потребностях и возможностях детей редко осознаются проектировщиками, поэтому игровые пространства часто носят однотипный, «универсальный», формальный характер, а бытовые аспекты чаще всего совсем игнорируются.

Принцип включения взрослого в детское пространство

Дети всегда путешествуют вместе со взрослыми, поэтому их совместность должна быть поддержана детским пространством. Это означает, что взрослого необходимо учитывать, проектируя пространство для детей.

Прежде всего, необходимо размещение мест для взрослых таким образом, чтобы они были обращены к детскому пространству, чтобы им не приходилось стоять, пока дети играют. Разумно использовать сиденья в качестве ограждения детских зон, как на рис. 7.

Такие «естественные» ограждения выполняют одновременно несколько важных функций: обеспечивают безопасность детей, создают комфорт для взрослых, дают чувство уюта и защищенности в незнакомом месте, обеспечивают легкий и быстрый контакт между взрослыми и детьми.

Кроме близких взрослых, поездку детей сопровождает персонал транспортной компании. Персонал, непосредственно связанный с детскими зонами, тоже включен в деятельность ребенка, в общение с ним, по- -

этому минимальное представление о детском возрасте, умение ладить с детьми, дружелюбное отношение к детям и семьям с детьми - это часть профессиональной компетентности таких сотрудников.

Принцип включения взрослого в детское пространство также почти не реализован проектировщиками детских пространств в поездках. Так, часто можно встретить ряды сидений рядом с детской площадкой. Более того, иногда они развернуты к ней боком или спиной. Обычно отсутствие в шаговой доступности от площадки туалета, точки питания, комнаты матери и ребенка.

В данной статье каждый принцип рассмотрен отдельно, как самостоятельный, однако, создавая проект пространства, необходимо учитывать их как систему принципов. Системность позволяет создавать наиболее эргономичные детские пространства. Невозможно считать достаточно хорошим игровой вагон, в котором учтены потребности и возможности ребенка, можно разворачивать содержательную деятельность, но в котором совершенно не учтен взрослый, как, например, это происходит в двухэтажном поезде Москва - Воронеж. В этот вагон приглашаются поиграть дети со всего поезда. Дети приходят с родителями, но мест для них нет, поэтому они занимают детское пространство. Это парализует детскую активность, которая достаточно хорошо поддержана предметно-пространственной средой.

Заключение

Возрастные особенности детей, особенно маленьких, диктуют особые возможнос-

Рис. 7. Игровая в зоне ожидания, вокзал Лион (Франция)

ти и потребности, отличные от потребностей взрослых. Так, например, им трудно длительное время находиться в неподвижном состоянии, соблюдать тишину и т. п. В то же время дети нуждаются в обеспечении условий для физической активности, разных видов игры и других видов деятельности. Создание детского пространства - это признание ребенка пассажиром дорожного движения, т.е. личности, а не просто объекта, который перевозят с места на место. У этой личности есть голос, есть свои потребности и ограничения, признание и выражение которых в организации предметно-пространственной среды -важный шаг в направлении гуманизации нашего общества.

Современный тренд дружественности к детям набирает силу во всем мире, что отражается в увеличении качественных детских пространств в различных публичных местах. Транспортные компании России стали уделять внимание ребенку, как пассажиру. Проведенное исследование позволило выделить сильные и слабые стороны спроектированных детских пространств и материалов для детей в поездках и наметить принципы их организации: специфика места, специфика возраста и включение взрослого. Создание детских пространств в поездках носит бессистемный характер: более-менее учитывается специфика места, однако возрастной аспект и особенно включение взрослого в детское пространство игнорируются. Игнорирование того или иного аспекта часто приводит к нивелированию достоинств созданных детских пространств, поэтому

единичные решения трудностей в поездках с детьми не решают проблему тотально, а положительные примеры требуют существенных доработок.

Настоящее исследование может служить в качестве опоры для более развернутого и масштабного изучения вопроса детских пространств, а также в качестве общего ориентира для оценки и проектирования таких пространств.

Информация об авторах

Матушкина Наталья Юрьевна, воспитатель общеобразовательной автономной некоммерческой организации «НОВАЯ ШКОЛА» (Москва, Россия), [email protected]

Смирнова Светлана Юрьевна, младший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия), ORCHID: 0000-0002-8579-4908, [email protected]

Рябкова Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования» ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия), ORCHID: 0000-0003-2274-0432, [email protected]

Шеина Елена Георгиевна, старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия), ORCHID: 0000-0003-3723-812X, leshgp@ gmail.com

Соколова Мария Владимировна, кандидат психологических наук, руководитель научно-исследовательских проектов ООО АФА 2.0 (Москва, Россия), [email protected]

Абдулаева Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования» ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия), ORCHID: 0000-0002-0167-4977, elena-abdulaeva@ mail.ru

Information about the authors

Natalia Y. Matushkina, educator of the educational autonomous non-profit organization "NEW SCHOOL" (Moscow, Russia), [email protected]

Svetlana Y. Smirnova, Junior Researcher, Center for Interdisciplinary Research of Contemporary Childhood, Moscow State University of Psychology and Pedagogy (Moscow, Russia), ORCHID: 0000-0002-8579-4908, [email protected]

Irina А. Ryabkova, PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Preschool Pedagogy and Psychology, Faculty of Psychology of Education,

Moscow State University of Psychology and Pedagogy (Moscow, Russia), ORCHID: 0000-0003-2274-0432, [email protected]

Elena G. Sheina, Senior Researcher, Center for Interdisciplinary Research of Contemporary Childhood, Moscow State University of Psychology and Pedagogy (Moscow, Russia), ORCHID: 0000-0003-3723-812X, [email protected]

Maria V. Sokolova, PhD in Psychology, Head of Research Projects AFA 2.0 LLC (Moscow, Russia), [email protected]

Elena A. Abdulaeva, PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Preschool Pedagogy and Psychology, Center for Psychological and Pedagogical Expertise of Toy Games, Moscow State University of Psychology and Pedagogy, Moscow, Russia, ORCHID 0000-0002-01 67-4977, [email protected]

Литература

1. Корепанова И.А., Соколова М.В. Детская площадка как предмет психологического исследования // У истоков развития: сборник научных статей / Ред.: Л.Ф. Обухова, И.А. Котляр. - М.: МГППУ, 2013. - С. 145-159.

2. Короткова Н.А. Материалы и оборудование для игровой деятельности // Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Т.Н. Дороновой, Н.А. Коротковой. - М.: Элти- Кудиц, 2003. - 154 с.

3. Короткова Н.А., Кириллов И.Л. Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников // Дошкольное воспитание. -1997. - № 6. - С. 9-16.

4. Котляр И.А., Соколова М.В. Привлекательность детской уличной площадки. опыт эмпирического исследования // Психологическая наука и образование. - 2014. - Том 19. - № 4. - С. 54-63.

5. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Питер, 2015. -304 с.

6. Рябкова И.А. Особенности ролевого замещения в игре дошкольников с разными материалами [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. - 2018. - Том 10. - № 3. - С. 12-19. doi:10.1 7759/psyedu.2018100302

7. Рябкова И.А. Построение игрового замысла в свободной игре дошкольников // Вопросы психологии. - 201 6. - № 5. - С. 28-36.

8. Рябкова И.А., Смирнова Е.О., Шеина Е.Г. Возрастные особенности ролевой игры дошкольников в условиях открытой предметной среды // Психологическая наука и образование. - 2018. - Том 23. - № 6. - С. 75-84. doi:10.17759/pse.2018230607

9. Смирнова Е.О. Психолого-педагогическая экспертиза игрушек в Московском городском центре

МГППУ // Психологическая наука и образование. -2011. - № 2. - C. 5-12.

10. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А., Рябкова И.А. Методика экспертизы предметно-развивающей среды ДОУ // Современное дошкольное образование. -2008-а. - № 6. - С. 30-35.

11. Смирнова Е.О., Котляр И.А., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Детская площадка в контексте культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. - 201 6. - Том 12. - № 3. -С. 269-279. doi:10.17759/chp.201 612031 6

12. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Ролевое замещение в разных предметных средах // Вопросы психологии. - 2018. - № 1. - С.12-20.

13. Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Абдулаева Е.А. и др. Научные основания психолого-педагогической экспертизы игрушек // Вопросы психологии. - 2008-б. - № 1. - С. 16-25.

14. Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Тиханова И.Г. Психологическая экспертиза игрушки // Психологическая наука и образование. - 2008-в. -Том 13. - № 3. - С. 5-19.

15. Смирнова Е.О., Филиппова И.В. Образная игрушка как средство развития сознания дошкольника // Психологическая наука и образование. - 2008. -№ 3. - С. 62-71.

16. Тезавровская Л.С. Бросовый материал. -М., 1916. - 44 с.

17. Трифонова Е.В. Организация развивающей предметно-игровой среды: еще один взгляд на проблему // Современный детский сад. - 2010. - № 4. -С. 35-43.

18. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1976. - 96 с.

19. Холл С. История одной кучи песку // Холл С. Очерки по изучению ребенка. - М.: Пучина, 1925. - С. 125-141.

20. Bourke T.M., Sargisson R.J. (2014) A Behavioral Investigation of Preference in a Newly Designed New Zealand Playground / American Journal of Play, vol. 6, no 3, pp. 370-391.

21. Brown F., Patte M. (2012) Rethinking Children's Play. London: Bloomsbury Pub., 2012. 200 p.

22. Cosco N.G., Moore R.C., Islam M.Z. (2010) Behavior mapping: A method for linking preschool physical activity and outdoor design / Medicine & Science in Sports & Exercise, vol. 42, no 3, pp. 513519. URL:http://journals.lww.com/acsmmsse/pages/ articleviewer.aspx?year = 2010&issue = 03000&article = 00016&type = abstract

23. Czalczynska-Podolska M. (2014) The impact of playground spatial features on children's play and activity forms: An evaluation of contemporary playgrounds' play and social value / Journal of

Enviromental Psychology, vol. 38, pp. 132-142. doi:10.1016/j.jenvp.2014.01.006

24. Fein G. (1981) Pretend Play in Childhood: An Integrative Review /, vol. 52, no 4, pp. 1095-1118. doi: 10.2307/1129497

25. Gulden T. (2016) Plenteous and limited play, transmedia storytelling-toys in light of individualist and social esthetics / International Journal of Play, vol. 5, no 1, pp. 77-92.

26. Nicholson S. (1971) How not to cheat children: The theory of loose parts / Landscape Architecture Magazine, vol. 62, pp. 30-34.

27. Prieske B., Withagen R., Smith J., Zaal F. (2015) Affordances in a simple playscape: Are children attracted to challenging affordances? / Journal of Environmental Psychology, vol. 41, pp. 101-111. URL: http://www.sciencedirect. com/science/article/pii/S0272494414001169

28. Singer J. L. (1994) Imaginative play and adaptive development / Toys, play and child development / J.H. Goldstein (Ed). New York: Cambridge University Press, pp. 6-26. doi: 10.101 7/CB09780511527616.002

29. Schwarz R. (2013) Draußen spielen und bewegen - optimale Faktoren für ein naturnahes Außengelände / KiTa BW, no 1, pp. 5-10.

30. Trawick-Smith J., Russell H., Swaminathan S. (2011) Measuring the effects of toys on the problemsolving, creative and social behaviours of preschool children / Early Child Development and Care, vol. 181, no 7, pp. 909-927.

31. Woolley H., Lowe A. (2013) Exploring the relationship between design approach and play value of outdoor play spaces / Helen Woolley, Alison Lowe / Landscape Research, vol. 38, no 1, pp. 53-74. URL: http://dx.doi.org/10.1080/01426397.2011.640432

References

1. Bourke T.M., Sargisson R.J.A. (2014). Behavioral Investigation of Preference in a Newly Designed New Zealand Playground. American Journal of Play. Vol. 6, no. 3. pp. 370-391.

2. Brown F., Patte M. (2012). Rethinking Children's Play. London: Bloomsbury Publ. 200.

3. Cosco N.G., Moore R., Islam M.Z. (2010). Behavior mapping: A method for linking preschool physical activity and outdoor design. Medicine & Science in Sports & Exercise. Vol. 42, no. 3, pp 51 3-51 9. Available at: http:.journals. lww.com.acsm-msse.pages.articleviewer.aspx?y ear = 2010&issue = 03000&article = 0001 6&type = abstract

4. Czalczynska-Podolska M. (2014). The impact of playground spatial features on children's play and activity forms: An evaluation of contemporary playgrounds' play and social value. Journal of

Environmental Psychology. Vol. 38. pp. 132-142. doi: 10.1016.j.jenvp.2014.01.006

5. Fein G. (1981). Pretend Play in Childhood: An Integrative Review. Child Development. Vol. 52, no. 4. pp. 1095-1 1 18.

6. Filippova I.V., Smirnova E.O. (2008). Character toy as consciousness development tool of a preschool child [Figurative toy as a means of developing the preschool child's consciousness]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. Vol. 13, no.

3, pp. 62-71.

7. Gulden T. (2016). Plenteous and limited play, transmedia storytelling-toys in light of individualist and social esthetics. International Journal of Play. Vol. 5. no 1. pp. 77-92. doi:10.1080.21594937.2016.1 147289

8. Holl S. (1925). Istoriya odnoi kuchi pesku [The story of one pile of sand]. Ocherki po izucheniyu rebenka [Essays on the study of the child]. Moscow: Puchina. 1925, pp. 125-141.

9. Korepanova I.A., Sokolova M.V. (2013). Detskaya ploshchadka kak predmet psikhologicheskogo issledovaniya [Playground as a subject of psychological research]. U istokov razvitiya. Sbornik nauchnykh statei [At the root of development. Collected articles]. Red.: L.F. Obukhova, I.A. Kotlyar. Moscow: MGPPU. 145-159.

10. Korotkova N. S., Kirillov I.L. (1997). Maket kak element predmetnoi sredy dlya syuzhetnoi igry starshikh doshkol'nikov [A mock-up model as a subject environment for narrative play of kindergarten children]. Doshkol'noe vospitanie [Preschool Education]. No 6, pp. 9-16.

11. Korotkova N.A. (2003). Materialy i oborudovanie dlya igrovoi deyatel'nosti [Materials and equipment for play activity]. In Doronova T.N., Korotkova N.A. (eds.). Materialy i oborudovanie dlya detskogo sada: Posobie dlya vospitatelya detskogo sada [Materials for kindergarten equipment]. Moscow: Elti-Kud its. 154 p.

12. Kotliar I.A., Sokolova M.V. (2014). Privlekatel'nost' detskoi ulichnoi ploshchadki. Opyt empiricheskogo issledovaniya [The Attractiveness of Street Children Playgrounds. An Empirical Study]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. Vol. 19, no

4, pp. 54-63.

13. Nicholson S. (1971). How not to cheat children: The theory of loose parts. Landscape Architecture Magazine. Vol. 62. pp. 30-34.

14. Osorina M.B. (2015). Sekretnyi mir detei v prostranstve mira vzroslykh [The secret world of children in the space of the world of adults]. Peterburg: Piter. 304 p.

15. Prieske B., Withagen R., Smith J., Zaal F. (2015). Affordances in a simple playscape: Are children attracted to challenging affordances? Journal of Environmental Psychology. Vol. 41. pp. 101-111. doi:10.101 6.j.jenvp.2014.11.011

16. Rjabkova I.A. (2016). Postroenie igrovogo zamysla v svobodnoj igre doshkol'nikov [Constructing a play design in preschoolers' free play]. Voprosy psikhologii [Issues of psychology]. No 5, pp. 28-36.

1 7. Ryabkova I.A. (201 8). Osobennosti rolevogo zameshcheniya v igre doshkol'nikov s raznymi materialami [Characteristics of Role Substitution in Preschooler's Play with Different Materials]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya

[Psychological-Educational Studies]. Vol. 10, no 3, pp. 12-19. doi: 10.1 7759.psyedu.20181 00302.

18. Ryabkova I.A., Smirnova E.O., Sheina E.G. (2018). Vozrastnye osobennosti rolevoi igry doshkol'nikov v usloviyakh otkrytoi predmetnoi sredy [Age Specifics of Preschoolers' Role Play in Open Object Environment]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. Vol. 23, no. 6, pp. 75-84. doi:10.17759. pse.201 8230607.

19. Schwarz R. (2013). Draußen spielen und bewegen optimale Faktoren fbr ein naturnahes Auflengelgnde. KiTa BW, no 1, pp. 5-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Singer D.G., Singer J.L. (1990). The house of make-believe: Children's play and the developing imagination. Cambridge, MA: Harvard University Press. 346 p.

21. Smirnova E.O. (2011). Psikhologo-pedagogicheskaya ekspertiza igrushek v Moskovskom gorodskom tsentre MGPPU [Psychological and educational evaluation of toys in Moscow Center of Play and Toys]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. Vol. 16, no. 2, pp. 5-10.

22. Smirnova E.O., Abdulaeva E.A., Ryabkova I.A. (2008). Metodika ekspertizy predmetno-razvivayushchei sredy DOU [Methods of examination of the subject-developing environment of the DOW]. Sovremennoi doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika [Preschool education today. Theory and practice]. No. 6, pp. 30-35.

23. Smirnova E.O., Kotliar I.A., Sokolova M.V., Sheina E.G. (2016). Detskaya ploshchadka v kontekste kul'turno-istoricheskoi psikhologii [The Children's Playground in the Context of Cultural-Historical Psychology]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-Historical Psychology]. Vol. 12, no. 3, pp. 269-279. doi:10.17759.chp.2016120316.

24. Smirnova E.O., Ryabkova I.A. (2018). Rolevoe zameshchenie v raznykh predmetnykh sredakh

[Characteristics of perception by preschoolers of the play in various playing environments]. Voprosy psikhologii [Issues of Psychology]. No. 1, pp. 12-20.

25. Smirnova E.O., Salmina N.G., Abdulaeva E.A., Filippova I.V., Sheina E.G. (2008). Psikhologo-pedagogicheskie osnovanie dlya ekspertizy igrushek [Psychopedagogicalbases expertise toys]. Voprosy psikhologii [Issues of psychology]. No. 1, pp. 16-26.

26. Smirnova E.O., Salmina N.G., Tihanova I.G. (2008). Psihologicheskaja ekspertiza igrushki [Psychological examination of toys]. Psihologi-cheskaja nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. Vol 13, no. 3, pp. 5-19.

27. Tezavrovskaya L.S. (1 91 6). Brosovyi material [Waste material]. Moscow. 44 p.

28. Trawick-Smith J., Russell H., Swaminathan S. (2011 ). Measuring the effects of toys on the problem-

solving, creative and social behaviours of preschool children. Early Child Development and Care. Vol. 181, no. 7, pp. 909-927. doi:10.1080.0300 4430.2010.503892

29. Trifanova E.V. (2010). Organizatsiya razvivayushchei predmetno-igrovoi sredy: eshche odin vzglyad na problemu [Organization of a developing subject-game environment: another look at the problem]. Sovremennoi doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika [Preschool education today. Theory and practice]. no. 4, pp. 35-43.

30. Usova A.P. (1976). Rol' igry v vospitanii detei [The role of play in children's upbringing]. Moscow: Prosveshchenie. 96 p.

31. Woolley H., Lowe A. (2013). Exploring the relationship between design approach and play value of outdoor play spaces. Landscape Research. Vol.38, no. 1. pp. 53-74. doi: 10.1080.01426397.2011.640432

Уважаемые читатели!

Журнал «Современное дошкольное образование» публикует оригинальные научно-популярные, учебно-методические или практико-ориентированные работы, посвященные проблемам развития дошкольников и дошкольного образования в России и за ее пределами.

Журнал «Современное дошкольное образование», в первую очередь, рассматривает обзорные статьи, раскрывающие состояние дел в рамках заданной проблемы; эмпирические (исследовательские) статьи; статьи, в которых представлен оригинальный методический инструментарий. Особое внимание уделяется статьям, раскрывающим опыт воспитания и обучения детей в конкретных странах. Журнал также публикует сообщения, посвященные прошедшим международным научным и другим значимым событиям в мире дошкольного образования.

Журнал «Современное дошкольное образование» включен в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (Перечень ВАК) по научным специальностям:

• 19.00.00 Психологические науки

• 13.00.00 Педагогические науки.

Все номера журнала «Современное дошкольное образование» размещаются в научной электронной библиотеке www.eLibrary.ru «Российского индекса научного цитирования» (РИНЦ). Таким образом, размещая статью в нашем журнале, вы формируете индивидуальный индекс научного цитирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.