Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цилина Е. А., Мохова И. Н.

Статья посвящена требованиям к формированию информационной культуры младших школьников с нарушениями письменной речи. Описываются особенности развития учеников начальных классов, имеющих речевые нарушения, трудности, возникающие у них при анализе, переработке, представлении информации. Рассматриваются приемы формирования информационной культуры в учебной и внеурочной деятельности. Определяются направления совместной деятельности с родителями обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIAL FEATURES OF FORMING THE INFORMATION CULTURE OF PUPILS AT A PRIMARY SCHOOL WITH VIOLATIONS OF THE WRITTEN LANGUAGE

The article is devoted to the formation of information culture of pupils at a primary school with speech disorders. The authors describe the features of development of pupils with speech disorders, difficulties they have in the analysis, processing and presentation of information. The methods of formation the information culture in educational and extracurricular activities are described. The direction of cooperative activities with pupils and parents are described.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»

На завершающем этапе работы с закономерностями детям предлагается самим придумать закономерности и предложить другим детям. Это формирует активную позицию в обучении, познавательную мотивацию, чувство компетентности.

Выстроенная таким образом система работы с базовыми мыслительными операциями, входящими в умение учиться, создает необходимую интеллектуальную основу для успешного освоения школьной программы.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Андреева, А. Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизацион-ных условиях / А. Д. Андреева //URL: http://www.mininuniver.rU/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/ 2013-06%202/Andreeva.pdf.

2. Гуцу, Е. Г. Проблема диагностики психологической готовности детей к обучению в школе в свете новых требований ФГОС / Е. Г. Гуцу, Е. В. Кочетова, Т. А. Рунова // Нижегородское образование. — 2015. — № 3. — С. 146—151.

3. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф. Талызина. — М., 1988. — 175 с.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Е. А. ЦИЛИНА, И. Н. МОХОВА,

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры

доцент кафедры начального начального образования НИРО

образования НИРО mohovairina@mail.ru

Zakat_83@bk.ru

Статья посвящена требованиям к формированию информационной культуры младших школьников с нарушениями письменной речи. Описываются особенности развития учеников начальных классов, имеющих речевые нарушения, трудности, возникающие у них при анализе, переработке, представлении информации. Рассматриваются приемы формирования информационной культуры в учебной и внеурочной деятельности. Определяются направления совместной деятельности с родителями обучающихся.

The article is devoted to the formation of information culture of pupils at a primary school with speech disorders. The authors describe the features of development of pupils with speech disorders, difficulties they have in the analysis, processing and presentation of information. The methods of formation the information culture in educational and extracurricular activities are described. The direction of cooperative activities with pupils and parents are described.

Ключевые слова: информационная культура, системно-деятельностный подход, младшие школьники с нарушениями письменной речи, приемы1 совершенствования информационной культурыь, учебная, внеурочная деятельность, работа с родителями

Key words: information culture, activity approach, children of primary with violations of written language, methods of improvement of information culture, educational, extracurricular activities, work with parents

Овладение навыками эффективного использования постоянно меняющейся информации является основой успешной жизнедеятельности современного человека.

Ежегодное увеличение и усложнение потоков информации — веяние времени. Овладение навыками эффективного использования постоянно меняющейся информации является основой успешной жизнедеятельности современного человека.

Информационная культура как одна из составляющих общей культуры человека является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе; становится качественной характеристикой жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации.

Под информационной культурой личности вслед за Н. И. Генди-ной, Н. И. Колковой, Г. А. Стародубовой, Ю. В. Уленко мы понимаем информационное мировоззрение и систему осознанных действий, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность личности по удовлетворению информационных потребностей с использованием как традиционных, так и информационно-коммуникационных технологий [3].

Таким образом, информационная культура — это важнейшая и необходимая составляющая личности.

По мнению Е. В. Гнатышиной, информационная культура является формой человеческой активности; имеет обоснованно заданную цель; преобразует объективную действительность; представляет собой последовательно выполняемые субъектом действия; реализуется на основании определенных методов с привлечением средств; требует творческого подхода; имеет непрерывный характер [1]. Следовательно, формирование информационной культуры носит системно-деятель-ностный характер.

Необходимость обучения всех участников образовательных отношений способам анализа, переработки, представления, хранения информации является требованием федерального государственного стандарта начального общего образования, обозначена в профессиональном стандарте педагога, а также в требованиях к выпускнику начальных классов. Современный выпускник начальной школы должен гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям; самостоятельно приобретать необходимые знания; грамотно работать с информацией; осознавать направления применения усвоенных способов; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить.

72 Е. А. ЦИЛИНА, И. Н. МОХОВА. Особенности формирования информационной культуры...

Наряду с требованиями основных нормативных документов актуальность изучения проблем формирования информационной культуры всех участников образовательных отношений обусловлена ее невысоким уровнем у выпускников школ, родителей, педагогов; недостаточной разработанностью данной проблемы применительно к детям младшего школьного возраста.

По результатам проведенной в 2014 году диагностики при участии педагогов, родителей, учеников 11 образовательных организаций Нижегородской области нами были выявлены особенности, характерные для всех участников образовательных отношений: невысокий уровень мотивации к получению информации из разных источников (бумажных, электронных); недостаточное владение способами поиска, анализа, отбора, систематизации, интерпретации и обработки данных; низкий уровень владения современными приемами представления информации (в том числе при использовании веб-сервисов) [4].

Особые трудности при формировании информационной культуры отмечаются у младших школьников, имеющих нарушения развития.

Одна из наиболее распространенных групп обучающихся с проблемами в развитии в массовой школе — младшие школьники с нарушениями письменной речи. Ежегодное увеличение числа детей с недостатками чтения и письма обусловлено экологической и экономической ситуацией; сокращением количества учреждений, специалистов дошкольного звена, обеспечивающих специализированную подготовку таких детей к школе; педагогов, осуществляющих сопровождение детей с данным нарушением в процессе обучения в школе.

Анализируя особенности младших школьников с нарушениями речи, можно выделить ряд факторов, затрудняющих процесс формирования информационной культуры:

3 наблюдаются сложности при восприятии информации, поступающей из разных источников (зрительной, слуховой, осязательной). В зрительном восприятии наибольшие сложности отмечаются при выполнении заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, фигуро-фоновым различением, восприятием пространственных отношений. Среди показателей слухового восприятия наибольшее отставание наблюдается в развитии восприятия словесных инструкций, проявляющемся во фрагментарном восприятии информации, повышенной отвлекаемости детей, трудностях понимания слов с пространственным значением, в частности предлогов. Характерны сложности при вычленении смысловых единиц. Имеются затруднения при идентификации предметов и знаков на ощупь [2];

3 отмечаются нарушения мыслительных операций, необходимых для переработки информации (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, аналогии);

3 наблюдаются трудности понимания и передачи информации в связи с наличием нарушений: фонематических (замены слов по акустическому сходству); пек-сических (непонимание значений слов, расширение или сужение значений известных слов, ограниченность активного словаря); грамматических (сложности понимания грамматических конструкций с пространственным, временным значением, передающих причинно-следственные связи, аграмматизмы в речи); связной речи (трудности программирования и построения связных высказываний); чтения (чтение по догадке, искажение слов, замена слов и др.);

3 прослеживаются трудности в использовании знаково-символических средств (схем, графиков, таблиц, диаграмм) для анализа и представления информации в связи с нарушениями мыслительных опера-

Особые трудности при формировании информационной культуры отмечаются у младших школьников, имеющих нарушения развития.

В рамках учебной деятельности формирование информационной культуры младших школьников с нарушениями письменной речи предполагает два этапа.

ций и зрительно-пространственного восприятия;

3 отмечаются сложности при подготовке презентационных материалов в связи с затруднениями в наборе печатного текста, а также в подготовке письменных высказываний (медленный темп, наличие ошибок);

3 есть потребность в стимулирующей, организующей, обучающей помощи на этапах получения, анализа, переработки, представления информации в связи с низким уровнем развития самостоятельности, повышенной тревожностью, неуверенностью в собственных силах.

Указанные особенности требуют от педагога особых организационных и содержательных приемов формирования информационной культуры младших школьников с нарушениями письменной речи, делают необходимым привлечение к данной деятельности родителей обучающихся.

Для достижения максимального результата с учетом индивидуальных особенностей развития изучаемой группы предлагаем систему работы, включающую в себя урочную и внеурочную деятельность; направления работы с детьми и родителями.

В рамках учебной деятельности формирование информационной культуры младших школьников с нарушениями письменной речи предполагает два этапа: подготовительный и основной.

Направления деятельности на подготовительном этапе:

3совершенствова-ние слухового восприятия (восприятие звуков, слогов, слов, предложений, текстов) [2];

3 совершенствование зрительного восприятия (восприятие формы, размеры, цвета для работы с изображениями; пространственное восприятие — для работы с графическими объектами, знаково-сим-волическими средствами) [2];

3 совершенствование слухового ана-

лиза и синтеза (на уровне слова, словосочетания, предложения, текста);

3 совершенствование зрительного анализа и синтеза («Найди одинаковые», «Найди лишнее», «Найди цепочку», «Найди недостающую часть», «Что забыл нарисовать художник», «Сложи из частей», «Узнай по части» и т. п.);

3 совершенствование мыслительных операций на картинном и речевом материале;

3 развитие слуховой и зрительной памяти с целью наилучшего хранения информации;

3 повышение компьютерной грамотности (знакомство с программами и сервисами на уроках информатики, при подготовке проектов);

3 совершенствование беглости, правильности и осознанности навыка чтения: на основе использования слоговых таблиц, слоговых цепочек, ребусов, разнообразных занимательных упражнений.

К направлениям деятельности на основном этапе относятся:

3 использование проектных заданий;

3 организация исследовательской деятельности;

3 организация работы с бумажными и электронными вариантами учебников;

3 использование веб-сервисов педагогом и детьми;

3 организация работы с ПК, интерактивной доской;

3 организация совместной поисковой деятельности (в том числе с использованием интернета);

3 использование заданий на перекодировку информации из речевой формы в графическую и наоборот.

Внеурочная деятельность включает следующие виды деятельности обучающихся:

3 посещение логопедических занятий с целью корректировки устной речи, недостатков письма и чтения, совершенствования монологической и диалогической речи;

3 посещение занятий педагога-психолога для корректировки мыслительных опе-

74

Е. А. ЦИЛИНА, И. Н. МОХОВА. Особенности формирования информационной культуры.

раций, развития психических процессов, повышения самооценки, снижения тревожности, формирования навыков сотрудничества;

3 участие в фасилитированных дискуссиях в рамках курса «Образ и мысль» (анализ произведений изобразительного искусства на основе специально подобранных вопросов и техники парафраза в процессе групповой работы с использованием развивающих заданий и упражнений);

3 участие в НОУ;

3 посещение факультативных занятий по формированию компьютерной грамотности;

3 осуществление проектной деятельности (самостоятельно и при участии взрослых);

3 экскурсии (знакомство с организациями, осуществляющими сбор, хранение и переработку информации).

Формирование информационной культуры младших школьников с нарушениями речи невозможно без активного привлечения к процессу обучения родителей. Необходимость этого направления деятельности обусловлена, во-первых, особенностями детей изучаемой группы (низкий уровень развития речи, недостаток самостоятельности, сложности планирования и регулирования собственной деятельности), во-вторых, особенностями взрослых участников образовательных отношений (низкий уровень мотивации, снижение читательской активности, ис-

ЛИТЕРАТУРА _

пользование компьютерных технологий преимущественно для игр и общения).

Направления работы по формированию информационной культуры родителей обучающихся включают в себя:

3 консультации по коррекции нарушений письма и чтения с описанием наиболее эффективных способов повышения читательской компетентности учеников;

3 консультации, направленные на повышение компьютерной грамотности (знакомство с поисковыми системами, веб-сервисами, способами создания сайта, презентации, интернет-проекта, средствами обработки данных);

3 консультации по коррекции психических процессов младших школьников;

3 родительские собрания на темы компьютерной безопасности учеников.

Таким образом, совершенствование информационной культуры младших школьников с нарушениями речи — процесс сложный, длительный, требующий от педагога значительных усилий в связи со спецификой имеющегося у детей нарушения. Данная деятельность требует высокого уровня мотивации всех участников образовательных отношений; активного участия родителей, специалистов, детей; профессионализма учителя в применении современных технологий, в том числе компьютерных.

Формирование информационной культуры младших школьников с нарушениями речи невозможно без активного привлечения к процессу обучения родителей.

1. Гнатышина, Е. В. Системно-деятельностный подход как общенаучная основа исследования формирования информационной культуры будущего педагога профессионального обучения / Е. В. Гнатышина // Педагогическое образование и наука. — 2012. — № 12. — С. 80—85.

2. Захарова (Цилина), Е. А. Психологические особенности восприятия младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи : дис. ... канд. психол. наук / Е. А. Захарова (Цилина). — Н. Новгород, 2011.

3. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина [и др.]. — М. : МЦБС, 2006.

4. Цилина, Е. А. Проблемы и перспективы формирования информационной культуры взрослых участников образовательных отношений / Е. А. Цилина, И. Н. Мохова // Нижегородское образование. — 2014. — № 3. — С. 157—163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.