Научная статья на тему 'Особенности формирования имиджа политического лидера в современной России'

Особенности формирования имиджа политического лидера в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
352
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бутикова К. О.

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся проблемы формирования имиджа политического лидера в российской действительности. Дан ретроспективный анализ данного процесса, предложены пути решения проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования имиджа политического лидера в современной России»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© Бутикова К. О.*

Магаданский институт экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики, г. Магадан

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся проблемы формирования имиджа политического лидера в российской действительности. Дан ретроспективный анализ данного процесса, предложены пути решения проблемы.

Пиком развития РЯ в России стали президентские выборы 1996 г., когда имиджмейкеры и политтехнологи привлекались, казалось бы, к безнадежному делу - переизбранию Б.Н. Ельцина на второй срок. Изменения, произошедшие в России за последние несколько лет, начиная с избрания В.В. Путина президентом РФ, проявились не только в экономике, образовании, политике, ной в формировании имиджа политических лидеров.

Многие факторы, влияющие на построение политического имиджа, технологии его формирования, остались неизменными со времен Ельцина, некоторые из них усилились, некоторые ослабли, но наряду с ними появились и совершенно новые особенности формирования имиджа политического лидера в современной России.

Сегодня большинство политических лидеров и избирателей признали важную роль имиджа в политическом процессе. Можно констатировать факты влияния имиджей политических лидеров, как на избирателей, так и на госаппарат, т.к. формирование имиджа - не односторонний, а двухсторонний процесс, в нем два участника: политик и избиратель. Электорат стал более разборчив в своих предпочтениях, более осознанно подходит к выполнению своих функций, формулированию требований и ожиданий, и главная задача политического лидера - создать образ, соответствующий данным требованиям и ожиданиям, используя при этом свои оригинальные и уникальные качества.

Следует отметить, что все это подтверждается развитием политического консалтинга, РЯ-услуг и имиджмейкинга - в последние годы услуги специалистов в этой области стали частью повседневного политического процесса.

Однако следует отметить, что в современной России у некоторых избирателей, в основном пожилых людей, существует мнение о том, что имидж - это заведомый обман. В связи с этим большинство политических лиде-

* Кафедра Социального управления и гуманитарных наук. Научный руководитель: декан факультета Менеджмента, экономики и сервиса, кандидат педагогических наук, доцент О.В. Пастюк.

52 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

ров стараются скрыть причастность имиджмейкеров к формированию своего образа, внешности и имиджа.

Немаловажным является тот факт, что при Б. Ельцине процветало политическое лидерство, происходила самая активная борьба между лидерами партий (Б. Немцов, И. Хакамада, С. Кириенко, В. Жириновский, Г. Зюганов, Г. Явлинский и др.). Шансы на победу были у многих, что сохраняло возможность «здорового» лидерства и конкуренции. В таких условиях лидеры старались выделиться за счет своих личных качеств, в том числе и с помощью имиджа. В XXI веке ситуация несколько изменилась.

Модель имиджа Д. А. Медведева формировалась на использовании психологически важного для имиджа соотношения «фигура - фон». В отличие от экс-президента В.В. Путина, у Медведева было очень сложное положение. Путин В.В. олицетворял сильную власть, полностью контролирующую ситуацию. При этом никто даже не старался скрывать, что в ней присутствует некий налет авторитаризма. Но имидж Путина формировался на фоне имиджа Б.Н. Ельцина. Медведеву же было гораздо сложнее. По мнению аналитиков его всегда будут сравнивать с Путиным, и все его поражения будут отрицательно влиять на его имидж. Во многих СМИ Д.А. Медведева называли «темной лошадкой», «человека нового в политике, никому раньше не известного. Такое ощущение есть и было у россиян. По мнению большинства людей, наиболее характерным эмоциональным состоянием для Медведева являются: спокойствие, уравновешенность, хладнокровие. Естественно, что биография - это часть легенды [3].

С помощью легенды имидж внедряется в массовое создание. Разная часть легенды действует на разные целевые аудитории. Медведев Д.А. -отличный семьянин и у него растет сын - это средняя цифра для российской семьи. В здоровом теле - здоровый дух: хобби президента - это плавание, а значит Д.А. Медведев - человек спортивный и здоровый. Поэтому в рекламе он не нуждался. Кроме того, Медведев заявил, что у него нет лишних средств на продвижение собственного имиджа. Но именно эта фраза и стала продвигать имидж скромного и, что немаловажно, экономного человека [1].

Имидж Медведева очень пластичен. Дмитрий Анатольевич довольно адекватно ведет себя в постоянно меняющейся обстановке в стране, помогает ему в этом его молодость и энергичность. Манера поведения президента меняется в зависимости от ситуации. Он собран во время выступлений, расстроен на похоронах и т.д. Многие отмечают его адекватную реакцию в разных ситуациях. На основании этого можно полагать, что в чрезвычайной ситуации он будет действовать решительно, собранно и жестко.

Теория имиджелогии показывает, что главная цель лидера - привлечь избирателей, а сделать это можно, лишь находясь постоянно на виду (в газетах, журналах, на телевидении и т.д.). Именно поэтому в последние несколько лет политические имиджмейкеры большое значение придают внешнему виду политиков (их одежде, физической форме и т.д.).

Журналистика

53

Личностный фактор всегда играл не последнюю роль в российской политике независимо от достоинств и недостатков политических лидеров, от качеств, которыми они обладали, и от того, был ли лидер просто бюрократом или отличался яркой индивидуальностью. Индивидуальность впервые стала рассматриваться как необходимый компонент лидерства лишь с развитием публичной политики. Чтобы удержаться у власти в кризисных условиях, политическому лидеру приходится быстро реагировать на изменения ожиданий избирателей и демонстрировать разные выражения своего политического амплуа.

Как отмечают исследователи, на большинство россиян куда большее влияние оказывают личные качества политических деятелей, нежели знакомство с их политическими программами. За долгое время преобладания тоталитарного режима наш народ привык к управлению «жесткой руки» -это одна из его главных особенностей. Поэтому во время правления Б. Ельцина российскому народу не хватало спасителя-героя, способного позаботиться и защитить [1].

В российском массовом сознании образ героя часто ассоциируется с образом царя. Политическая система России традиционно тяготела к ха-ризматичному лидеру и нуждалась в нем. Царь олицетворял единство нации. Дистанция между простым народом и царем делала его образ и занимаемое место в политической системе полубожественным. Поэтому, например, имидж Б.Н. Ельцина намеренно формировался на основе мифа «отца нации», который должен был решить все проблемы и защитить от всех невзгод.

С приходом к власти В.В. Путина массовые ожидания народа остались неизменными, потребность в сильном правителе по-прежнему была актуальной.

Следует отметить, что наиболее адекватным в тот период для политического лидера являлся миф о герое-победителе. Так как герой появляется в кризисной ситуации для разрешения проблем, у него нет реального прошлого, его предшествующая жизнь - это тайна, а вместо личной истории - легенда. Поэтому образ В. Путина и большинства политических лидеров тех лет строился на основе мифа о герое. Актуализация этого мифа была обусловлена нестабильной ситуацией в России. Проведенные исследования позволяют утверждать, что миф о герое являлся центральным в формировании имиджа кандидатов в российских избирательных кампаниях тех лет [3].

Сегодня при построении политического имиджа в связи с наметившейся относительной стабильностью в жизни общества и развитием политического консалтинга имиджмейкеры пришли к выводу, что имидж должен строиться на основе не одного, а нескольких образов-мифов. Таким образом, даже обычный человек одновременно может быть, например, мужчиной, руководителем, профессионалом, другом, отцом и т.д. Поэтому, политический лидер должен играть несколько ролей: сегодня он «герой», завтра «брат», послезавтра «отец нации» и т.д., за счет этого его образ в любой ситуации станет актуальным, он не будет казаться однообразным и скучным [3].

54 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

Начиная с 2005 г. в России стала прослеживаться тенденция роста профессионализма политических имиджмейкеров. Теперь построением имиджа политиков занимаются высокопрофессиональные специалисты, обладающие большим опытом и связями, выжившие в условиях жесткой конкуренции.

Сокращение количества мелких фирм, сужение рынка политического РЯ постепенно приведет к уменьшению технологий «черного РЯ». Это связано с тем, что работа крупных фирм происходит в рамках закона. Мелкие консалтинговые фирмы зачастую используют «грязные технологии», обходя закон. По данным исследований, в России доля негативной информации об оппоненте составляет примерно 70 %, и даже те кандидаты, которые формируют свой имидж на основе других технологий, в решающий момент могут прибегнуть к использованию «черного РЯ», чтобы гарантировать себе успешный исход выборов [2].

Точно сказать, что ожидает нас и нашу страну через несколько лет, со всей определенностью нельзя. Но можно предположить, что российские избиратели более четко осознают свои потребности в определенном политическом лидере. Население нашей страны становится все более образованным в вопросах политики и старается принимать в ней участие. Уже формируются партии и политические лидеры, поддерживающие малый и средний бизнес, и наряду с действующими политическими лидерами они будут бороться за пре -зидентское кресло в 2012 г. И скорее всего именно к этому времени развернется основная борьба ме^ду политическими лидерами и их имиджами.

Список литературы:

1. Бухаркова О.В., Горшкова Е.Г. Имидж лидера: технология создания и продвижения: тренинговая программа. - СПб.: Речь, 2008.

2. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - М., 2009.

3. Марченко Г.И. Имидж в политике. - М.: ВЛАДОС, 2010.

ВЛИЯНИЕ СМИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

© Лапшина A.C.*

Магаданский институт экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики, г. Магадан

В статье рассмотрены вопросы влияния средств массовых коммуникаций на развитие подростков. Опубликованы резуньтаты социологиче-ских исследований, проведенных автором в образовательных учреждениях г. Магадана и подтверждающие отрицательное влияние СМИ на развитие личности старшего школьника.

* Кафедра Социального управления и гуманитарных наук. Научный руководитель: декан факультета Менеджмента, экономики и сервиса, кандидат педагогических наук, доцент О.В. Пастюк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.