Научная статья на тему 'Фольклорное сознание и манипулятивные электоральные технологии'

Фольклорное сознание и манипулятивные электоральные технологии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
105
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шестакова Н. Л.

Автор обращается к отечественному опыту подготовки и проведения выборов в постсоветской России. Тема разрабатывается с учетом достижений фольклористики, политологии, психологии. В статье показана зависимость эффективности предвыборной технологии от приема обращения к фольклорному сознанию народа. Фольклорное сознание. Фольклорный образ. Мировоззрение. Имидж. Манипулятивные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фольклорное сознание и манипулятивные электоральные технологии»

УДК 398.5

Н.Л. ШЕСТАКОВА,

к.филол.н., доцент каф. рус. и зарубеж. литературы НОУ ВПО ОмГА»

ФОЛЬКЛОРНОЕ СОЗНАНИЕ И МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Автор обращается к отечественному опыту подготовки и проведения выборов в постсоветской России. Тема разрабатывается с учетом достижений фольклористики, политологии, психологии. В статье показана зависимость эффективности предвыборной технологии от приема обращения к фольклорному сознанию народа.

Фольклорное сознание. Фольклорный образ. Мировоззрение. Имидж. Манипулятивные технологии.

Folklore consciousness and manipulative electoral technologies

The author addresses to domestic experience of preparation and conducting elections in the post soviet Russia. The theme is developed in view of achievements folklore science, political science, psychologies. In the article dependence of efficiency of pre-election technology on reception of the reference to folklore consciousness ofpeople is shown.

Folklore consciousness. A folklore image. Outlook. Image. Manipulativ technologies.

История свободных выборов в постсоветской России молода даже по сравнению с человеческой жизнью. Однако, несмотря на этот факт, определенный опыт подготовки и проведения предвыборной кампании уже накоплен. На первом этапе становления рынка электоральных технологий, когда отсутствовали отечественные разработки, но существовал спрос на них, ставку, как отмечают исследователи данного процесса, делали на зарубежную базу. Время показало, что не все заморское приживается на русской почве, а если и прорастает, то более эффективным может оказаться свое, доморощенное. Наиболее действенным, вероятно, стал прием обращения к фольклорному сознанию народа, так как слишком часто и явно к нему апеллируют сегодня имиджмейкеры, специалисты по связям с общественностью, журналисты.

Проблема формирования фольклорного сознания разработана Б.Н. Путиловым. Сказанное им о фольклорном сознании можно суммировать в виде следующих положений.

Представления коллектива преломляются через специфическую мировоззренческо-эстетическую систему, которая свойственна именно фольклору и которая может быть определена как художественное сознание коллектива (или фольклорное сознание). Фольклорное сознание обусловлено общим мировоззрением, являясь производным от него, обладает относительной самостоятельностью и не совпадает с общим мировоззрением в своей структуре и в характере моделирования объективной действительности. Фольклорному сознанию присущи специфические пространственные и временные представления, свои устойчивые понятия о системе отношений между людьми, свои представления о природе человека и окружающего мира. Ему присуща своя эстетика, свои способы организации художественного текста, своя поэтика. Чертами фольклорного сознания являются традиционность художественного видения мира, наличие определенного набора стереотипов, формульный способ описания отношений, ситуаций, поведения людей, невозможность переступить эстетические границы, определенная системная замкнутость. Достоверность и типизация в формах реального не свойственны ему изначально и обнаруживают себя как тенденция на сравнительно поздних этапах истории фольклора. Преобладание вымышленного над достоверным, типизация средствами условной трансформации, гиперболы, вымысла, обобщения на

уровне желаемого, в виде некоей реконструкции мира характеризуют фольклорную эстетику, по-разному проявляясь в различных жанрах (и в предвыборных

технологиях! - Н.Ш.) [1, с. 180-183]. Иными словами, фольклорное сознание можно определить как представления человека о мире, формирующиеся посредством усвоения произведений устного народного творчества, прежде всего их образной системы, и преломляющиеся через мировоззренческо-эстетическую систему фольклора.

С учетом этого формируется имидж кандидата, так как для успешного проведения предвыборной кампании необходима ситуация выбора большинства. «Охотники за голосами» должны правильно оценить пропагандистские приемы. И в самом начале такой прием, скорее всего, интуитивно, был найден. Имеется в виду «двухтомник» Б.Н. Ельцина «Исповедь на заданную тему». Книгу напечатали на серой газетной бумаге, но, невзрачная на вид, она покорила сограждан обилием и достоверностью фактов, смелостью взглядов, человеческой открытостью «автора». Плохие - это они, те немногие, кто правит страной, имеет все и не хочет ни с кем делиться, а он герой, народный заступник, борющийся не за материальные блага, в том числе и, прежде всего, для себя, а за идею светлого будущего для всех. Читатель невольно проводил параллели с фольклорными образами: с героями волшебных сказок, благодаря уму, смелости и трудолюбию которых зло всегда наказывается, а добро торжествует, с былинными богатырями, например, Ильей Муромцем, который «сиднем сидел» целых тридцать лет, а потом победил всех врагов родной земли. Первую часть «Исповеди» раскупили в день выхода, вторую - ждали, о ней спрашивали, ее «караулили» (как любой дефицит в советское время), а заполучив, читали до дыр и передавали друзьям, включая изустный способ. Открытая русская душа распахивалась навстречу такой же открытой душе, так казалось. Главным словом для читателя в названии была «исповедь». И только спустя годы акцент сместился. Теперь понимаешь, что основа все-таки заданность темы. Но тогда прием сработал. Борис Николаевич возглавил страну.

Справедливости ради необходимо отметить, что к моменту развала Советского Союза последний его руководитель М.С. Горбачев снискал в народе славу как «Михаил Меченый или семь пятен во лбу», «Меченый», «Клякса», «Балаболка», «Лимонадный Джо», «Минеральный секретарь», «Безалкогольная бормотуха» и др., что отразилось в журналистских материалах:

«Горбачев и стал первой жертвой словесного жанра. «Горби», «Горбатый», «Горбач», «Мишка», «Меченый», «Балаболка» - народ и аппарат во всю поупражнялись в поддевке своего генсека» [2]; «Весной 1986 года Михаил Сергеевич Горбачев отметил -скромно - свое 55-летие и первые 365 дней у кормила власти. Отметить было чем. Генсек, заслуживший за сравнительно короткий срок массу шутливых и не очень прозвищ - от ироничного «минеральный секретарь», за традиционную для советских лидеров борьбу с «зеленым змием», и американо-веселенького «Горби» до простодушно-грубоватого «меченый» и «горбатый», - сумел покорить сердца западных политиков невероятной коммуникабельностью, новомодным словом «перестройка» и прилично одетой говорящей женой» [3]; «Речей об ускорении и перестройке много, но основную массу населения они оставляют вполне равнодушной, а борьба с пьянством озлобляет. Горбачев получил в народе убийственное прозвище Безалкогольная бормотуха» [4; 5, с. 162-163]. Как следует из цитируемых публикаций, журналисты дают поступкам последнего генсека то шутливую, то откровенно негативную оценку, опираясь на народное мнение.

Когда лидером России стал Б.Н. Ельцин, его имидж как положительного героя уже сформировался, закрепился в народном сознании. «БОЗ» - лицом «без определенных занятий» ... во времена опалы в конце 1980-х гг.», в период противостояния Горбачев -Ельцин называли Бориса Николаевича [6; 5, с. 167], ему сочувствовали, им восхищались, его боготворили, были готовы принять и поддержать. В Ельцине воплотилось ожидание массовым (фольклорным) сознанием явления героя.

За долгие годы правления господин Ельцин вызвал у своих «подданных» различные чувства, что, безусловно, отразилось в прозвищах («Corvo bianco» - «Белый ворон», «Царь Борис», «Борис кровавый», «Борис Мудрый», «Борис Южнокурильский», «Всенародно избранный»), порой диаметрально противоположных («Гарант» - «Борис Непредсказуемый»), от ласковых, шутливо-ироничных до явно негативных («Дедушка», «Дед», «Дед Борис», «Политическая бестия», «Причесанный», «Русский пациент», «Господин нету», «Борис Нелакаевич», «Главарь», «Пахан» и др.) [5, с. 167-169].

«В арсенале эпитетов имелись также Яйцин, Орел-Горыныч и Борис Нелакаевич. Но всех переплюнула газета «Завтра», придумав аббревиатуру ЕБН» [7].

«Сам герой милостиво разрешает подчиненным называть себя попросту Шеф. Впрочем, летом 1997 года в Карелии Борис Ельцин сообщил прессе: мол, после Петра Первого никто из руководителей России не приезжал в Карелию. Вот только Борис Первый... Это стало поводом для прозвища Царь Борис» [8; 5].

С распадом СССР начинаются межэтнические конфликты, встает проблема беженцев из отделившихся республик, развязывается чеченская война. На обывателя обрушивается лавина негативной информации о Советском государстве, что препятствует положительной самооценке народа. Затем людей душит целый комплекс экономических проблем: потеря населением своих сбережений в результате реформ правительства Гайдара, безработица, дефолт.

Возглавляя государство, Б.Н. Ельцин все больше напоминает народу былинного Садко, не выдержавшего испытания богатством, а значит, и властью. Кризисная ситуация должна была бы заставить массы заново оценить своего лидера и привести к смене главы государства. Однако в ходе выборов Президента России в 1996 г. Б.Н. Ельцин снова победил под лозунгом, ставшим «притчей во языцех», - «Голосуй сердцем!» Это не что иное, как обращение имиджмейкеров к открытой русской душе, к фольклорному сознанию: ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает - так гласит народная мудрость. Вспомним волшебную сказку, например «Царевна-лягушка». Существует ситуация запрета, нарушения его героем, что ведет к приключениям или испытанию героя, и, как награда, победа над силами зла. Поэтому, с одной стороны, политтехнологи проповедовали идею: действующий президент - это лучший и единственный вариант для России средины девяностых; с другой - создавали образ врага (тоже в духе фольклорной традиции). Силы зла в этой печальной сказке воплотились стараниями сказочников постсоветской эпохи в образе Г.А. Зюганова, еще его называли «Красный папа Зю» [9; 5, с. 170]. Действенный прием, так как наличие общего врага - мощный мобилизующий и консолидирующий фактор.

Используя готовый образ, политик предстает героем, часто мало похожим на себя, но готовым победить. Главное для кандидата (героя) - найти хорошего журналиста или журналистов («сказочников»).

«Престолонаследник Ельцина», «Всенародно избранный-2», «И.о. гаранта», «Искусственный спутник Семьи», «Чекист-перестройщик», «Человек без легального прошлого», «Юдока», «Железный Пу», «Хапутин», «Краснознаменный сфинкс», «Кремлевский молчун», «Мужчина, приятный во всех отношениях», «Владимир - не Красное Солнышко», «Сказочник с холодными глазами» - вот неполный перечень прозвищ В.В. Путина. Прозвище «Владимир - не Красное Солнышко» вызывает в памяти носителя русского фольклора образ древнерусского князя Владимира Мономаха, в былинах прозываемого Красным Солнышком. Семантика: Путин не Мономах, но из той же славной когорты. На имидж В.В. Путина успешно работало знание политическим деятелем и уместное использование им русской фразеологии, пословиц и поговорок, анекдотов. Например, отвечая на вопросы о том, почему в России детей крупных государственных руководителей назначают на хорошие должности в бизнес-структурах, Владимир Владимирович ответил: «У нас в старые времена была такая шутка, такой анекдот, сейчас я Вам расскажу. Спрашивают у генерала: «Может ли сын генерала стать генералом?»

Говорят: «Да, может». - «А может ли сын генерала стать маршалом?» - «Нет, не может». -«Почему?» - «Потому что у маршала есть свои дети» [10]. Умеет Путин ценить и чужой юмор. Так, в разделе «Новости, сенсации, слухи», в заметке «Зюганов дошутился?» читаем: «Говорят, что в Новосибирске ФСБ не понравились анекдоты, напечатанные КПРФ в агитационной газете. Комментарий АиФ: «Местные чекисты усмотрели «факт незаконной агитационной деятельности, - подтвердил нам секретарь ЦК КПРФ Олег Куликов. - В том числе из-за публикации «анекдотов от Зюганова», где якобы в некорректной форме упомянуты «Единая Россия», «Справедливая Россия» и президент В. Путин. Г. Зюганов уже отправил телеграмму директору ФСБ, где выразил надежду на чувство юмора сотрудников службы. Кстати, этот сборник анекдотов он вручил самому президенту - тот отреагировал доброжелательно» [11].

На создание положительного образа ныне действующего президента Д.А. Медведева работает его фамилия. Дело в том, что медведь для славян - тотемное животное, то есть первопредок, объект религиозного почитания в родовом обществе. Прямые отзвуки верований, обожествления зверя, обнаруживаются в единственной сказке «Медведь на липовой ноге», сохранившейся в народной памяти с доземледельческого, как предполагают ученые, периода, то есть наиболее архаичном пласте животного эпоса. Поверья славян о медведе и различные сведения о нем из фольклорных, этнографических и археологических источников свидетельствуют о том, что медведь действительно был обожествлен, существовал запрет наносить ему вред. Неслучайно символом летней Олимпиады 1980 г. стал очаровательный медвежонок. А если говорить о предвыборной кампании, то интервью с Медведевым на фоне символики партии «Единая Россия» впечатляло и вызывало, вольно или невольно, совершенно четкие ассоциации.

Приведем еще несколько примеров адресации к фольклорному сознанию народа в период предвыборной кампании. «Не проголосуешь - козленочком станешь» - название статьи. «А ведь я тебя, Иванушка, предупреждала: сходи на выборы», - обращается изображенная на картинке Аленушка к превратившемуся в козленочка Иванушке. Здесь же подзаголовок «Колобок пошел на выборы». Вот так, с душой, можно сказать, отнеслись к предвыборной агитации в Волгоградском избиркоме. Змей Горыныч, сестрица Аленушка, Иванушка дурачок, Емеля, Колобок и другие сказочные персонажи призывают народ с плакатов поучаствовать в политической жизни страны. «Предупреждение звучит ненавязчиво, но все-таки тревожно. В лучшем случае несознательным гражданам, по мнению коллектива авторов статьи, грозит превращение в козлов. Но может быть и хуже ...» [12]. В газете «Аргументы и факты» само название статьи «Болото начинает шевелиться» вызывает фольклорные образы, а в тексте есть непосредственная отсылка к русской народной сказке «Колобок»: «Задача - сохранить управляемость страны на период выборов . «Поскрести по сусекам» и найти скрытые резервы, помочь самым нищим избирателям...» [13].

В эпоху кризиса девяностых, точнее, одиннадцать лет назад, известный ученый-фольклорист, академик Петровской академии наук и искусств, доктор филологических наук, талантливый педагог и истинный русский патриот А.И. Лазарев утверждал, что «русские люди, воспитанные на идеалах соборности, не приемлют новое и ненужное, с их точки зрения, разделение общества на бедных и богатых, не могут согласиться с положением, когда узы дружбы, связывавшие народы СССР, вдруг порвались вопреки их воле», негодуют при виде пропагандируемых на всех каналах телевидения западных идеалов, западного образа жизни - «все это так не вяжется с «русской идеей». Верит ли русский человек, что так значимые для него духовные ценности рано или поздно восторжествуют? Верит! (выделено мной. - Н.Ш.)» [14, с. 96]. Ученый аргументирует, на чем основывается эта вера: на передаче из уст в уста заветных русских сказок, легенд, преданий, пословиц и поговорок, а также песен и частушек советского времени (именно в них черпает русский человек нравственную силу). Иными словами, вера в будущее базируется на фольклорном сознании.

А.И. Лазарев далее отмечает, что во время фольклорной практики члены экспедиций записывали в Челябинске, Екатеринбурге, Шадринске «немудреную песенку, которая, между тем, хорошо - иронично и весело - передает настроение человека» тех дней:

«Пусть с каждым днем все хуже, хуже - - Еще чуть-чуть, еще немножко, И денег нет, и веры нет, И скоро лучше станет жизнь. Затянем мы ремень потуже Друзья, нас выручит картошка И нытикам споем в ответ:__И вечный русский оптимизм!»

К фольклорному сознанию, к неистребимому, кажется, русскому оптимизму апеллируют и современные имиджмейкеры, и те, кто стоит за ними.

Несмотря на то, что фольклорное сознание обусловлено общим мировоззрением, являясь производным от него, оно обладает относительной самостоятельностью и не совпадает с общим мировоззрением, а иногда вступает с ним в противоречие: с одной стороны, носитель фольклорного сознания испытывает положительные эмоции при упоминании с детства любимого героя - Колобка, с другой - ему становится обидно за державу, когда видит, что для сохранения управляемости страной на период выборов пытаются «поскрести по сусекам». Он, народ, помнит финал этой сказки, но по окончании кампании следуют рекомендации оптимистичнее смотреть на жизнь.

Обращение агитаторов к фольклорному сознанию населения, безусловно, радует. Этот факт свидетельствует о памяти народом своих истоков. Однако у многих современных ученых возникают серьезные опасения из-за того, что дети конца ХХ -начала XXI в. воспитываются на «культуре» покемонов (на западных образцах). Как следствие, завтра, если ситуацию не исправить сегодня, новые избиратели могут не понять смысла современных агиток, поскольку прервется связь времен.

К сожалению, не все избиратели понимают, что в ходе предвыборной гонки вымышленное преобладает над достоверным, мир реконструируется на уровне желаемого, состязаются не конкретные живые люди, а политический имидж кандидатов, который, не отражая действительности, представляет собой продукт, созданный при помощи специальных технологий по специальному заказу. Удручает, что эти технологии эксплуатируют святое для народа - фольклорную память (определенный набор стереотипов, формульный способ описания отношений, ситуаций, поведения людей и т.д.), вдвойне страшно, что участвуют в создании сказок «на заданную тему» (в одурачивании населения) талантливые журналисты.

Библиографический список

1. Путилов, Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора / Б.Н. Путилов. - Л., 1976.

2. Комсомольская правда, 19.06.1998.

3. Москва, 30.06.2000.

4. Советская Россия, 06.02.1997.

5. Моченов, А. В. Прозвища, клички и эпитеты политиков, бизнесменов, общественных деятелей, циркулирующие в российских СМИ / А.В. Моченов [и др.] // Словарь современного жаргона российских политиков и журналистов. - М., 2003. - С. 153-223.

6. Среда, 19.01.2000.

7. Собеседник, 19.10.2000.

8. Профиль, 07.06.1999.

9. Вечерняя Москва, 10.06.1999.

10. Аргументы и факты. - 2007. - № 39.

11. Аргументы и факты. - 2007. - № 45.

12. Комсомольская правда, 21.11.2007.

13. Аргументы и факты. - 2007. - № 40.

14. Лазарев, А. И. О «мнении народном» на рубеже тысячелетий / А.И. Лазарев. // Лазарев Александр Иванович : библиогр. указ. / А.И. Лазарев. ; сост. Г.А. Губанова. -Челябинск, 2003. - С. 89-96.

Рецензент: В.А. Евдокимов, доктор политических наук, профессор НОУ ВПО «ОмГА»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.