Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСОБОРОНЗАКАЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСОБОРОНЗАКАЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСОБОРОНЗАКАЗА / МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА / ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ АНАЛИЗА / ВОЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ / ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ / ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ / КОНТРОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСЗАКАЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов С.В., Бабкин А.В., Михайлов В.В.

Авторы статьи излагают концептуальный подход к формированию и выполнению Гособоронзаказа в современных условиях. В ходе изложения используется методология военно-экономического анализа, позволяющая раскрыть сущность Гособоронзаказа и особенности его выполнения в боевых условиях. Концептуальный подход позволяет уточнить цели и задачи проводимых операций, представления о военно-экономическом процессе, о месте и роли в нем военной экономики как составной части национальной экономики и как науки о военно-экономических отношениях и законах, регулирующих эти отношения. Под влиянием военно-экономических потребностей меняются взгляды на стратегическое планирование боевых операций, их организацию, нацеленных на обеспечение успеха спецоперации при минимальных потерях личного состава, сохранении техники и вооружений. Концептуальный подход предполагает анализ изменений в формировании материальной основы выполнения Гособоронзаказа, отражающего структурные сдвиги в отраслевой структуре промышленности, в деятельности предприятий ОПК, перестраивающих свои производственные программы на первоочередное удовлетворение военно-экономических потребностей. В поле зрения военной науки попадает стратегическое планирование, планирование по задачам, направленным на выполнение оборонных заказов, взаимодействие заказчиков и исполнителей, обеспечивающих первоочередное удовлетворение военно-экономических потребностей. Предметом анализа и объектами изучения становятся решения по военно-экономическим вопросам, которые принимаются совместно органами государственного и военного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михайлов С.В., Бабкин А.В., Михайлов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASIS FOR THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE STATE DEFENSE ORDER UNDER MODERN CONDITIONS

The authors of the article present a conceptual approach to the formation and implementation of the State Defense Order in the context. In the course of the presentation, the methodology of military-economic analysis is used, which makes it possible to reveal the essence of the State Defense Order and the features of its implementation in combat conditions. The conceptual approach makes it possible to clarify the goals and objectives of ongoing operations, ideas about the military-economic process, the place and role of the military economy in it as an integral part of the national economy and as a science of military-economic relations and the laws governing these relations. Under the influence of military-economic needs, views are changing on the strategic planning of military operations, their organization, aimed at ensuring the success of a special operation with minimal losses of personnel, preserving equipment and weapons. The conceptual approach involves an analysis of changes in the formation of the material basis for the implementation of the State Defense Order, which reflects structural shifts in the sectoral structure of industry, in the activities of defense industry enterprises that are restructuring their production programs to primarily satisfy military-economic needs. Military science focuses on strategic planning, planning for tasks aimed at fulfilling defense orders, interaction between customers and executors that ensure the priority satisfaction of military-economic needs. The subject of analysis and objects of study are decisions on military-economic issues, which are taken jointly by state and military authorities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСОБОРОНЗАКАЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

3. Наука России в 10 цифрах - Новости - Институт статистических исследований и экономики знаний - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» URL: https://issek.hse.ru/news/442044357.html ?ysclid=lb5msjaz7586048827.

4. Нормативные правовые акты - Официальный сайт для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов и результатах их обсуждения URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=115309.

5. Положенцева, Ю.С. Стратегические направления цифровой трансформации социально-экономических систем / Ю.С. Положенцева, О.Ю. Непочатых // Стратегия формирования экосистемы цифровой экономики: сборник научных статей 4-й международной научно-практической конференции. Курск, 2022. С. 184-187.

6. Правовой статус молодых учёных предлагают закрепить в законе - Парламентская газета URL: https://www.pnp.ru/social/pravovoy-status-molodykh-uchyonykh-predlagayut-zakrepit-v-zakone.html.

7. Проект единого плана по достижению национальных целей развития российской федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года URL:https://storage.strategy24.ru/files/news/202103/dc6fc463a6b2015d8c8435 f11dbe2667.pdf.

8. Профсоюз РАН предложил считать молодыми ученых до 40 лет - Наука - ТАСС URL: https://nauka.tass.ru/ nauka/11071949.

9. Профстандарт 03.015 Специалист по работе с молодежью Профессиональные стандарты 2022 URL: https://classinform.ru/profstandarty/ 03.015-spetcialist-po-rabote-s-molodezhiu.html.

10. Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47771 (дата обращения: 05.05.2022).

11. Вагин, С. Г. Современные доминанты инновационно-технологического развития / С. Г. Вагин // Известия Института систем управления СГЭУ. - 2010. - № 1(1). - С. 154-160.

12. Горлова, Е. А. Реализация актуальных направлений молодежной политики на муниципальном уровне (на примере города Краснодара) / Е. А. Горлова // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 34(2). - С. 76-82.

13. Лантух, О. С. Наращивание молодежного цифрового потенциала как тренд развития экономики / О. С. Лантух, А. В. Родин // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 50(3). - С. 191-196.

EDN: XNZLME

С.В. Михайлов - к.э.н., региональный директор ООО «Завод Стройпром», Курск, Россия, msvik2010@mail.ru, S.V. Mikhailov - candidate of economic sciences, regional director ofZavod Stroyprom LLC, Kursk, Russia; А.В. Бабкин - ктн., д.э.н., научный руководитель НИЛ «Цифровая экономика промышленности», профессор Высшей экономической школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, заведующий НИЛ «Экономическая безопасность региона в цифровой экономике» Псковского государственного университета, гл. научн. сотрудник Института экономических проблем КНЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия, al-vas@mail.ru,

A.V. Babkin - candidate of technical sciences, doctor of economics, scientific director of the NIL "Digital economy of industry," professor of the Higher Economic School of St. Petersburg polytechnic university Peter the Great, head of the NIL "Economic Security of the Region in the Digital Economy" of Pskov state university, ch. Scientific. employee of Institute of economic problems of KNCRAS, Saint-Petersburg, Russia;

B.В. Михайлов - к.э.н., доцент Военной академии связи имени маршала Советского Союза С.М. Буденного, Санкт-Петербург, Россия, msvik2010@mail.ru,

V.V. Mikhailov - candidate of economic sciences, associate professor of the Military Academy of communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny, Saint-Petersburg, Russia.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСОБОРОНЗАКАЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ METHODOLOGICAL BASIS FOR THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE STATE DEFENSE

ORDER UNDER MODERN CONDITIONS

Аннотация. Авторы статьи излагают концептуальный подход к формированию и выполнению Гособоронзаказа в современных условиях. В ходе изложения используется методология военно-экономического анализа, позволяющая раскрыть сущность Гособоронзаказа и особенности его выполнения в боевых условиях. Концептуальный подход позволяет уточнить цели и задачи проводимых операций, представления о военно-экономическом процессе, о месте и роли в нем военной экономики как составной части национальной экономики и как науки о военно-экономических отношениях и законах, регулирующих эти отношения. Под влиянием военно-экономических потребностей меняются взгляды на стратегическое планирование боевых операций, их организацию, нацеленных на обеспечение успеха спецоперации при минимальных потерях личного состава, сохранении техники и вооружений.

Концептуальный подход предполагает анализ изменений в формировании материальной основы выполнения Гособо-ронзаказа, отражающего структурные сдвиги в отраслевой структуре промышленности, в деятельности предприятий ОПК, перестраивающих свои производственные программы на первоочередное удовлетворение военно-экономических потребностей. В поле зрения военной науки попадает стратегическое планирование, планирование по задачам, направленным на выполнение оборонных заказов, взаимодействие заказчиков и исполнителей, обеспечивающих первоочередное удовлетворение военно-экономических потребностей. Предметом анализа и объектами изучения становятся решения по военно-экономическим вопросам, которые принимаются совместно органами государственного и военного управления.

Abstract. The authors of the article present a conceptual approach to the formation and implementation of the State Defense Order in the context. In the course of the presentation, the methodology of military-economic analysis is used, which makes it possible to reveal the essence of the State Defense Order and the features of its implementation in combat conditions. The conceptual approach makes it possible to clarify the goals and objectives of ongoing operations, ideas about the military-economic process, the place and role of the military economy in it as an integral part of the national economy and as a science of military-economic relations and the laws governing these relations. Under the influence of military-economic needs, views are changing on the strategic planning of military operations, their organization, aimed at ensuring the success of a special operation with minimal losses of personnel, preserving equipment and weapons.

The conceptual approach involves an analysis of changes in the formation of the material basis for the implementation of the State Defense Order, which reflects structural shifts in the sectoral structure of industry, in the activities of defense industry enterprises that are restructuring their production programs to primarily satisfy military-economic needs. Military science focuses on strategic planning, planning for tasks aimed at fulfilling defense orders, interaction between customers and executors that ensure the priority satisfaction of military-economic needs. The subject of analysis and objects of study are decisions on military-economic issues, which are taken jointly by state and military authorities.

Ключевые слова: современные условия, концептуальный подход, цели и задачи Гособоронзаказа, методология анализа, предмет и объект анализа, военное производство, планирование и организация, особенности управления, централизованное распределение ресурсов, контроль формирования и выполнения госзаказа.

Keywords: modem conditions, conceptual approach, goals and objectives of the State Defense Order, analysis methodology, subject and object of analysis, military production, planning and organization, management features, centralized distribution of resources, control over the formation and implementation of the state order.

Введение

Методология формирования и выполнения Гособоронзаказа в современных условиях реализуется под влиянием различных внешних политических, экономических, санкционных факторов. Эти условия потребовали концептуального подхода к управлению оборонными заказами, к их формированию и выполнению предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

В системе военно-экономических отношений формирование заказа является начальным, а его выполнение - заключительным этапом прохождения от заказчика к исполнителю. При формировании госзаказа планируются объемы поставок и качество техники и вооружений, необходимых частям и соединениям различных видов и родов войск.

Формирование заказа создает потенциальные, а выполнение - реальные возможности удовлетворения потребностей войск. При выполнении заказа техника и вооружения незамедлительно поступают в распоряжение командования частей и соединений.

Материальной основой выполнения госзаказа служит производство продукции оборонного назначения на предприятиях ОПК.

Актуальность

Выполнение Гособоронзаказа - одно из необходимых условий устойчивого обеспечения потребностей войск, которое зависит от многочисленных факторов, действующих на стадии формирования и выполнения Госзаказа. По своей теоретической и практической значимости каждый из факторов заслуживает внимания и военно-экономического анализа.

Своевременное и качественное обеспечение войск - важное условие успешного проведения спецоперации и ее завершения в установленные сроки.

В настоящих условиях весь военно-экономический процесс следует рассматривать с позиций его основного звена - производства, его целей и задач в условиях военного времени, оказывающего решающее влияние на формирование и выполнение Гособоронзаказа.

Под влиянием проводимых операций меняются представления о военно-экономическом процессе, о месте и роли в нем производства продукции военного назначения, о взаимоотношениях субъектов государственного и военного управления, о взаимодействии заказчиков и исполнителей, обеспечивающих потребности частей и соединений.

Взаимодействие государственных и военных органов управления направлено на обеспечение успеха проводимой операции.

Внешние условия оказали влияние на содержание видов и этапов работ, на процедуру и методы формирования Гособоронзаказа, производство новейших видов вооружений. Кроме того, в конкретных условиях перевода экономики на военные рельсы пришли к выводу о необходимости использования государственного регулирования вместо рыночного либерализма, нашедшего применение в условиях мирного времени.

Изученность проблемы

В военно-экономической литературе, в монографических исследованиях и статьях обращается внимание на необходимость новых подходов к формированию Гособоронзаказа, к методологии его формирования, основанной на объективных требованиях военно-экономических законов, регулирующих взаимоотношения заказчика и исполнителя оборонных заказов. Однако, несмотря на важность темы, ее изученность пока отстает от потребностей военно-экономической теории и практики.

Вопросы формирования Гособоронзаказа и его выполнения не стали еще составной частью военно-экономической теории и военной экономики как части национальной экономики, обеспечивающей потребности войск.

Внешние современные условия выявили необходимость расширения всего спектра военно-экономических исследований, посвященных состоянию и развитию оборонно- промышленного комплекса как важной составляющей национальной экономики и военного производства, как материальной основы обеспечения экономической безопасности страны и государства.

В современных условиях усиливается необходимость обоснования гарантийного обеспечения военно-экономических потребностей на основе повышения удельного веса оборонной продукции в ее общем объеме и в финансировании, в оказании господдержки предприятиям ОПК, обеспечивающим поставки техники и вооружений в войска в первоочередном порядке.

Целесообразность разработки темы

Статья направлена на разработку предложений по экономическому обеспечению войск в условиях новой геополитической ситуации.

Разработка нацелена на решение таких вопросов, как эффективное использование стратегического планирования производства, его организация на предприятиях ОПК, обеспечивающих потребности войск в условиях, максимально приближенных к боевым.

Разработка темы позволяет сделать вывод о необходимости трансформации формирования и выполнения Гособоронзаказа в интересах реализации целей укрепления обороноспособности.

Формирование и выполнение Гособоронзаказа основывается на концептуальном подходе к производству и внедрению новых типов и видов вооружений требуемого объема и качества на предприятиях ОПК, включая обучение персонала применению цифровых технологий, обучение перспективным специальностям, разработку и производство новейших образцов вооружений и техники, необходимой частям и соединениям в новых геополитических реальностях.

В современных условиях уточняются взгляды на субъект и объект военно-экономического исследования. Военно-экономические отношения между заказчиками и исполнителями заказов формируются, исходя из общегосударственных интересов. Это отношения по поводу объемов, качества, сроков выполнения заказов.

Объектами изучения становятся конкретные действия заказчиков и исполнителей по обеспечению поставок техники и вооружений, направляемых в войска.

Под влиянием целей проводимых операций меняются представления о военно-экономическом процессе, о месте и роли в нем субъектов военно-экономических отношений, участвующих в обеспечении потребностей частей и соединений. В этой связи весь военно-экономический процесс необходимо рассматривать с позиций целей и задач военного времени, оказывающего решающее влияние на формирование и выполнение Гособоронзаказа.

Цель и задачи исследования

Раскрыть сущность формирования и выполнения госзаказа, его цели и задачи. В связи с проведением боевых операций необходимо проследить изменения в формировании и выполнении госзаказа, уточнить функции государственных и военных органов в обеспечении потребностей войск.

Одна из задач исследования - обосновать возможности оборонных отраслей обеспечить потребности частей и соединений всем необходимым после ввода дополнительного контингента военнослужащих в районы боевых действий. Боевые действия оказали влияние на весь военно-экономический процесс, его организацию и управление, включая производство и распределение продукции, ее использование по предназначению. Коренным образом изменились взгляды на производство вооружений как материальной основы достижения поставленных целей. Поставка современных вооружений стала одним из важнейших факторов успеха боевых операций.

Основное содержание

В условиях проведения специальной военной операции и введения военного положения потребовался поиск новых концептуальных подходов к решению комплекса задач, направленных на проведение и завершение спецоперации в запланированные сроки. Решение этих задач совпало с переходом экономики на новую ступень технологического развития, открывшую дополнительные возможности обеспечения войск современными техническими средствами, обеспечивающими достижение поставленных целей.

Ввод в эксплуатацию новых образцов техники способствует развитию производительных сил и создает предпосылки для устойчивого развития предприятий ОПК и удовлетворения военно-экономических потребностей.

Прогрессивные сдвиги в материально-технической базе предприятий ОПК являются подтверждением фундаментальных выводов экономической науки о поступательном развитии производительных сил и отвечающих им производственных отношений.

Цели и задачи таких отношений между заказчиками и исполнителями отвечают интересам получателей - частей и соединений, обеспечивающих защиту территориальной целостности государства и безопасность его населения.

Готовность производства к выполнению оборонных заказов определяется показателями объемов производства и производительности труда при изготовлении продукции оборонного назначения. Годовые объемы и объемы по конкретным задачам менее года находят отражение в контрактах.

В контракты включаются виды и этапы работ на новейшие образцы техники и вооружений, изготовляемые по требованию заказчика. В условиях ведения боевых действий эти показатели растут опережающими темпами, обусловленными сроками проведения операции. Успех достигается обеспечением личного состава всем необходимым.

Результаты выполнения заданий зависят от концентрации сил и средств оборонных предприятий на решающих направлениях производственного процесса.

Объемы выпуска зависят от многих показателей, и среди них:

- численность занятых,

- производственная дисциплина,

- производительность труда,

- количество рабочих смен,

- интенсивность работы оборудования.

Внутриотраслевое планирование и организация производства создают реальные предпосылки формирования и выполнения оборонных заказов на современной научно-технической основе.

Стратегическое планирование цифрового способа производства создает принципиально новые возможности для переоснащения предприятий и отраслей новой техникой, необходимой для обеспечения частей и соединений.

В дополнение к повышению эффективности производства свой вклад в успех операции вносят концентрация и централизация материальных и финансовых средств.

В боевых условиях центр тяжести принимаемых решений в рамках стратегического планирования операций переносится с центральных органов управления на тактический и оперативно-стратегический уровень управления.

На формирование и выполнение Гособоронзаказа непосредственное влияние оказывают органы государственного и военного управления. В основе решений, принимаемых этими органами, лежат Федеральные законы «О государственном оборонном заказе», «О поставках для федеральных государственных и муниципальных нужд».

В формировании Гособоронзаказа участвуют Федеральные органы управления, и среди них Министерство экономики и Министерство финансов, Федеральные агентства промышленности, которые разрабатывают основные показатели развития предприятий ОПК и согласуют с заказчиком их производственную программу. В ходе такой повседневной работы подтверждаются выводы военно-экономической теории о слагаемых успеха боевой операции.

Научная новизна

В отличие от других работ, сформулирован концептуальный подход к формированию и выполнению Гособоронзаказа в условиях проведения спецоперации.

Достоинством концептуального подхода является то, что он основывается на методологии научного анализа, отражающего положения и выводы экономической теории о взаимосвязи войны и экономики, о необходимости ее трансформации в соответствии с изменившимися условиями. Как часть военно-экономического процесса формирование и выполнение заказа отражает общие закономерности военного производства и его специфические особенности, вызванные переводом экономики на военные рельсы.

Доказывается, что формирование новой геополитической реальности требует совершенствования механизма управления предприятиями ОПК, усиления централизованного планирования и военно-государственного контроля за ресурсами в целях укрепления обороноспособности и защиты территориальной целостности Российской Федерации.

Формирование и выполнение Гособоронзаказа предложено рассматривать в тесной взаимосвязи с состоянием материально-технической базы оборонных предприятий, использующих свой потенциал для обеспечения боевых действий.

Заблаговременное производство материально-технических ресурсов служит основой формирования и выполнения Гособоронзаказа, отражающего повседневные потребности частей и соединений в боевых условиях. В ходе проведения боевых операций эти потребности уточняются на основе данных, поступающих с мест непосредственного соприкосновения с противником.

С позиций военно-экономической теории внесены предложения по формированию и выполнению госзаказа в условиях спецоперации и перевода экономики на военные рельсы.

В интересах получателей новой техники и вооружений предлагается методология формирования оборонного заказа, обеспечивающего максимальный объем выпуска продукции и ее высокое качество в требуемые сроки.

Доказывается целесообразность, по опыту Великой Отечественной войны, создания на основе совместной деятельности органов государственного и военного управления Государственного Комитета Обороны (ГКО).

Угроза региональных конфликтов предъявляет новые требования ко всем этапам военно-экономического цикла производства новой техники, требует совершенствования его организации и управления, сокращения сроков производства, испытаний и внедрения новых изделий.

В условиях геополитической нестабильности предложено в военно-экономический лексикон включить термин «военно-промышленный комплекс», наиболее полно отражающий процесс формирования и выполнения госзаказа и участие в нем органов государственного и военного управления.

Научная и практическая значимость

В условиях ведения боевых действий принимаемые решения основываются на положениях и выводах военной экономической науки об определяющей роли военного производства и регулирующих его законов в ходе и исходе войны.

К регуляторам военно-экономических отношений следует отнести законы преимущественного роста средств вооруженной борьбы, технической вооруженности воинского труда, неуклонного роста его производительности как одного из важнейших условий хода и исхода войны. Реализация этих требований в ходе боевых действий дополняет и обогащает военно-экономическую теорию новыми фактами, требующими изучения и обобщения.

Среди факторов, обеспечивающих успех операции, одно из первых мест занимает готовность к ее проведению, наличие производственных возможностей, взаимодействие органов государственного и военного управления.

Заключение

Методологической основой формирования Гособоронзаказа служит военно-экономическое учение о решающей роли военного производства в ходе и исходе войны, о заблаговременной к ней подготовке, о концентрации сил и средств для ее успешного завершения.

Военно-экономические отношения на всех уровнях управления испытывают на себе объективные требования закона первоочередного удовлетворения военно-экономических потребностей, обусловленных целью проводимой спецоперации и задачами оборонно-промышленного комплекса по обеспечению войск необходимыми средствами для завершения операции в запланированные сроки.

Такими факторами обеспечения на верхнем уровне управления выступают стратегическое планирование производства и централизованное распределение ресурсов. На уровне предприятий - планирование производственной деятельности по задачам, обеспечивающим первоочередное удовлетворение потребностей частей и соединений.

Эффективные механизмы достижения этой цели проверены на опыте Великой Отечественной войны при переводе в кратчайшие сроки всей промышленности на военные рельсы, при создании единого органа государственного и военного управления - Государственного Комитета Обороны (ГКО).

Перевод промышленности на военные рельсы и ее реформирование отвечает требованиям военно-экономических законов неуклонного повышения производительности труда, первоочередного удовлетворения военно-экономических потребностей в рамках стратегического планирования и централизованного управления производством на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

Эти подходы к управлению производством способствуют разработке конкретных механизмов формирования и выполнения Гособоронзаказа и предполагают включение в него в первоочередном порядке заданий на новые образцы техники и вооружений, в том числе производимые впервые и не имеющие аналога.

В условиях геополитической нестабильности, возрастания рисков региональных конфликтов государственное распределение экономических ресурсов становится необходимым условием обеспечения высокой обороноспособности и защиты национальных интересов.

Источники:

1. Буравлев А.И. К вопросу оценки экономической безопасности государства и военных расходов на ее обеспечение / А.И. Буравлев // Вооружение и экономика. - 2022. - № 2.

2. Горгола Е.В. Системный подход в обеспечении мер повышения эффективности инновационной деятельности в оборонном комплексе Российской Федерации / Е.В. Горгола, Ю.В. Воронцова // Вооружение и экономика. - 2022. - N° 2.

3. Галов С.Ю. Геоэкономические факторы в оценке военно-политической обстановки / С.Ю. Галов, М.В. Куликов, М.П. Сагалаев // Вооружение и экономика. - 2021. - № 1.

4. Ельшин В.А. Особенности систем стратегического управления развитием ОПК / В.А. Ельшин // Экономика и бизнес. - 2020.

5. Ельшин В.А.. Подходы к развитию системы управления предприятий и отраслей оборонно-промышленного комплекса (ОПК) / В.А. Ельшин // Экономика и бизнес. - 2020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Неволин И.В. Экономические эффекты в оборонно-промышленном комплексе / И.В. Неволин, О.В. Тевелева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2021. - Т. 17, вып. 11. - С. 2112-2132.

7. Неволин И.В. Диверсификация оборонной промышленности: состояние исследований / И.В. Неволин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2022. - Т. 18, вып. 1. - С. 4-21.

8. Голубев С.С. Информационные технологии как ключевой механизм устойчивого развития оборонных промышленных предприятий в современных условиях / СС. Голубев, С.С. Чеботарев // Экономические стратегии. - 2018. - Т. 20, № 3. - С. 69-81.

9. Николаев А.Е. Совершенствование механизма управления развитием научно-технического потенциала оборонно-промышленного комплекса / А.Е. Николаев // Экономика и бизнес. - 2015.

10. Кохно П.А. Конкурентный ресурсно-стоимостный оборонно-промышленный комплекс / П.А. Кохно, А.С. Косарев // Экономика и бизнес. - 2017.

11. Иванов Ф.В. Финансовые механизмы государственного оборонного заказа: состояние и развитие / Ф.В. Иванов, О.В. Кузнецов // Экономика и бизнес. - 2017.

12. Старожук Е.А. Комплексная экономическая оценка реализуемости мероприятий Гособоронзаказа в виде динамического процесса / Е.А. Старожук, П.И. Абрамов // Экономика и бизнес. - 2013.

13. Колганов В.А. Стратегическое сдерживание как фактор обеспечения безопасности Российской Федерации / В.А. Колганов, Г.Б. Рыжов, И.В. Соловьев // Военная мысль. - 2022. - № 8.

14. Уланов А.С. Прогностическая оценка тенденций развития средств вооруженной борьбы и способов их применения в войнах будущего / А.С. Уланов // Военная мысль. - 2022. - № 8.

15. Зарудницкий В.Б. Военная наука: новые горизонты познания / В.Б. Зарудницкий // Военная мысль. - 2022. - № 7.

EDN: XRWFBW

А.С. Неуступова - к.э.н., доцент кафедры экономики судостроительной промышленности, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, Россия, alinaneustupova@yandex.ru,

A.S. Neustupova - candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics of the shipbuilding industry, St. Petersburg state marine technical university, Saint Petersburg, Russia;

А.И. Милова - обучающийся инженерно-экономического факультета, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, Россия, milova16@mail.ru,

A.I. Milova - student of the faculty of engineering and economics, St. Petersburg state marine technical university, Saint Petersburg, Russia;

B.Д. Подик - обучающийся инженерно-экономического факультета, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, Россия, vpodik7@gmail.com,

V.D. Podik - student of the faculty of engineering and economics, St. Petersburg state marine technical university, Saint Petersburg, Russia.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ ECONOMIC SECURITY OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE CONTEXT OF ECONOMIC SANCTIONS

Аннотация. В статье рассмотрены особенности санкций западных стран, введенные в ответ на действия Российской Федерации по денацификации и демилитаризации Украины. Произведен анализ влияния ограничений на экономику страны, а также действия, предпринимаемые Правительством РФ, для поддержания экономики государства и приспособление её к новым условиям. Выделены внутренние и внешние угрозы для малого предпринимательства. Перечислены альтернативные способы оплаты поставок из иностранных государств для компаний и организаций, на деятельность которых повлияла отмена действия SWIFT, а также платежных систем Visa и MasterCard, описаны льготы для специалистов и компаний в сфере IT (Information Technology), меры антикризисной поддержки бизнеса, обозначены особые экономические зоны (ОЭЗ), действующие а территории России, подходящие для осуществления деятельности малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.