EDN: OPQYTC
Бабкин А.В. - к.т.н., д.э.н., профессор Высшей инженерно-экономической школы, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
Babkin A.V. - candidate of technical sciences, doctor of economics, professor of the Higher School of Engineering and Economics, St Petersburg Polytechnic University of Peter the Great, Russian Federation, St. Petersburg, Russia;
Михайлов С.В. - к.э.н., региональный директор ООО «Завод Стройпром», Курск, Россия, [email protected],
Mikhailov S. V. - candidate of economic sciences, Regional Director of Zavod Stroyprom LLC, Kursk, Russia;
Михайлов В.В. - к.э.н., доцент Военной академии связи имени С.М. Буденного, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
Mikhailov V. V. - candidate of economic sciences, associate professor of the Military Academy of Communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny, St Petersburg, Russia.
МНОГОУРОВНЕВЫЙ МАТРИЧНЫЙ ПОДХОД ДЛЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГОСОБОРОНЗАКАЗА ПРОМЫШЛЕННЫХ ЭКОСИСТЕМ MULTI-LEVEL MATRIX APPROACH FOR STRATEGIC MANAGEMENT OF FORMATION AND IMPLEMENTATION OF STATE DEFENSE ORDER OF INDUSTRIAL ECOSYSTEMS
Аннотация. Развитие экономики обусловило появление в оборонном секторе промышленных экосистем. Промышленная экосистема оборонного сектора экономики рассматривается авторами как модель промышленной деятельности, представляющая собой локализованные социально-экономические формации, обеспечивающие устойчивое развитие посредством рециркуляции входных и выходных ресурсов на основе методов промышленного симбиоза.
Промышленная цифровая экосистема определяет трансформацию производственных отношений акторов промышленной экосистемы на основе гармоничного сосуществования традиционных и цифровых производственных моделей как звеньев интегрированной системы, взаимодействующих в режиме реального времени, обеспечивая оптимизацию реальных процессов и прогнозируемого состояния при разработке и производстве военной продукции. Все это отражается на формировании гособоронзаказа в современных условиях, особенностью которых является цифровая трансформация промышленности, санк-ционные ограничения, глобальная конкуренция. В статье авторы предлагают комплексный многоуровневый матричный подход для стратегического управления формированием и реализацией гособоронзаказа промышленных экосистем, включающий различные уровни иерархии как в рамках вертикальной интеграции, так и в рамках горизонтального развития.
Abstract. The development of the economy led to the emergence of industrial ecosystems in the defense sector. The industrial ecosystem of the defense sector of the economy is considered by the authors as a model of industrial activity, which is a localized socio-economic formation that ensures sustainable development through the recycling of input and output resources based on industrial symbiosis methods. The industrial digital ecosystem defines the transformation of the industrial ecosystem actors' production relationships based on the harmonious coexistence of traditional and digital production models as links of an integrated system, interacting in real time, ensuring the optimization of real processes and the predicted state in the development and production of military products. All this is reflected in the formation of the state defense order in modern conditions, a feature of which is the digital transformation of industry, sanctions restrictions, and global competition. In the article, the authors propose a comprehensive multilevel matrix approach for strategic management of the formation and implementation of the state defense order of industrial ecosystems, including various levels of hierarchy both within vertical integration and within horizontal development.
Ключевые слова: промышленные экосистемы, гособронзаказ, Индустрия 4.0, цифровая трансформация, стратегическое управление, матричный подход.
Keywords: industrial ecosystems, state defense order, Industry 4.0, digital transformation, strategic management, matrix
approach.
Благодарности: исследование выполнено за счет средств гранта Российского научного фонда № 23-28-01316, https//rscf.ru/proj ect/23-28-01316.
Acknowledgments: the study was carried out at the expense of a grant from the Russian Science Foundation No. 23-28-01316, https//rscf.ru/project/ 23-28-01316.
Введение
Одним из глобальных трендов XXI века является структурная трансформация мировой экономики, связанная с активным развитием и внедрением цифровых технологий в реальные экономические процессы. Эффекты трансформации экономики за счет использования цифровых технологий
проявляются во всех сферах социально-экономической деятельности, создают предпосылки для кардинального изменения бизнес-процессов и принципов управления инновационным развитием как национальной экономики в целом, так и отраслей, секторов, сфер деятельности, включая хозяйствующие субъекты [1-6, 10, 14].
Для принятия эффективных управленческих решений, а также для обоснования устойчивого развития и формирования стратегии, необходимо оценивать как текущее состояние экономической системы, так и возможные перспективы их развития. Беря во внимание существующий сегодня тренд цифровизации и цифровой трансформации экономики, при оценке развития необходимо учитывать и уровень цифровизации экономических систем, в том числе и в сфере оборонно-промышленного комплекса.
Все это обусловило необходимость цифровой трансформации национальной экономики, в том числе предприятий, интегрированных объединений, а также формируемых промышленных экосистем [11-14, 30].
При этом важным аспектов современной деятельности экономических систем и хозяйствующих субъектов является осуществление стратегического управления при условии понимания механизмов, лежащих в основе динамики развития. Фронтир любой экосистемы определяется потребительской оценкой и восприятием всей предлагаемой экосистемой совокупности продуктов и услуг и создаваемой ими ценности. Экосистема охватывает всех действующих лиц (акторов), находящихся в ее фронтире, в том числе и конечных потребителей.
Отмеченные выше такие факторы как активное развитие и внедрение в бизнес процессы современных цифровых технологий в различных отраслях и секторах экономики, формирование цифровой экономики, переход от традиционных хозяйствующих субъектов к промышленным экосистемам обуславливаются своевременность и актуальность темы исследований в рамках данной статьи.
Научная проблема обуславливает объект, предмет, цель исследования.
В качестве объекта исследования выступает промышленная экосистема в сфере оборонно-промышленного комплекса на этапе формирования и реализации государственного оборонного заказа. Исследуемая экосистема рассматривается на основе предлагаемой авторами концепции многоуровневого матричного развития.
Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе стратегического управления промышленной экосистемой в сфере оборонно-промышленного комплекса на этапе формирования и реализации государственного оборонного заказа.
Методология формирования и выполнения Гособоронзаказа в современных условиях реализуется под влиянием объективных условий, которые сложились в результате возрастания политической нестабильности на постсоветском пространстве. Эти условия потребовали концептуального подхода к управлению оборонными заказами, к их формированию и выполнению предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК) [17,18].
В системе военно-экономических отношений формирование заказа является начальным, а его выполнение - заключительным этапом прохождения от заказчика к исполнителю. При формировании госзаказа планируются объемы поставок и качество техники и вооружений, необходимых частям и соединениям различных видов и родов войск.
Формирование заказа создает потенциальные, а выполнение - реальные возможности удовлетворения потребностей войск. При выполнении заказа техника и вооружения незамедлительно поступают в распоряжение командования частей и соединений.
Материальной основой выполнения госзаказа служит производство продукции оборонного назначения на предприятиях ОПК [20].
Материалы и методы
Подготовка материалов исследований предполагает:
1.Сбор статистических данных:
— о динамике социально-экономического развития регионов и предприятий ОПК Российской Федерации;
— о динамике показателей, характеризующих развитие первичной и вторичной цифровизации экономики РФ и предприятий ОПК;
— о динамике отраслевой структуры экономики;
— о факторах (ресурсных, организационных, производственных, логистических, финансовых, институциональных, маркетинговых) создания и развития предприятий и промышленных экосистем в сфере ОПК;
2. Сравнительный анализ:
— факторов обеспечения экономической эффективности экономического роста предприятий и промышленных экосистем, внедряющих цифровые инновационные технологии в сфере ОПК;
— моделей обеспечения экономической эффективности предприятий и промышленных экосистем, внедряющих цифровые инновационные технологии.
3. Используемые методы и подходы:
Метод ранжирования:
— факторов обеспечения экономической эффективности экономики, предприятий и промышленных экосистем, внедряющих цифровые инновационные технологии;
— факторов, обуславливающих формирование предприятий и промышленных экосистем в сфере ОПК.
Корреляционно-регрессионный анализ:
— взаимосвязи процессов развития предприятий и промышленных экосистем с динамикой социально-экономического развития российских регионов;
— взаимосвязи процессов развития предприятий и промышленных экосистем с инновационной активностью российской экономики;
— взаимосвязь процессов развития предприятий и промышленных экосистем с институциональной средой российской экономики.
Системный анализ:
— нормативных и программных документов в сфере развития предприятий и промышленных экосистем законодательства, регулирующего вопросы экосистемного развития.
Систематизация:
— моделей обеспечения экономической эффективности предприятий и промышленных экосистем при помощи цифровых инноваций;
— принципов формирования промышленной экосистемы на основе системообразующего оборонного предприятия;
— целей организационно-экономического механизма управления и развития промышленной экосистемы на основе оборонного предприятия;
— задач организационно-экономического механизма управления и развития промышленной экосистемы на основе системообразующего оборонного предприятия;
— методов организационно-экономического механизма управления и развития промышленной экосистемы на основе оборонного предприятия;
— критериев оценки эффективности промышленной экосистемы на основе оборонного предприятия.
Результаты исследования
Основоположником термина «экосистема» является А. Тенсли, который еще в 1935 году под экосистемой понимал «функциональное единство живых организмов и среды их обитания» [7]. Оксфордский словарь идет дальше и дает определение «экосистемы» не только применительно к биологической системе, а в общем виде под экосистемой предлагает понимать «сложную сеть или взаимосвязанную систему» [8].
Б.Г. Клейнер промышленные экосистемы рассматривает как «локализованные социально-экономические формации, обеспечивающие устойчивое развитие посредством циркуляции ресурсов в целевой, экологической, технологической и проектной подсистемах» [9]. Е.В. Попов, В.Л. Симонова, А.Д. Тихонова предлагают трактовать промышленные экосистемы как «совокупность взаимодействующих экономических субъектов, не управляющихся иерархически и адаптирующихся друг к другу на основе профессиональных коммуникационных площадок, созданных промышленным архитектором» [10].
Авторы рассматривают промышленную экосистему оборонного сектора экономики как сложную эволюционирующую когерентную мультиакторную сеть субъектов, не управляемых иерархически, действующих одновременно в логике автономности и взаимосвязанности, отличающихся своими убеждениями и принципами принятия стратегических решений, целью которых является создание на основе ценностного подхода и самоорганизации совокупности продуктов и услуг военного назначения. Промышленная экосистема оборонного сектора экономики также может рассматриваться как модель промышленной деятельности, представляющая собой локализованные социально-экономические формации, обеспечивающие устойчивое развитие посредством рециркуляции входных и выходных ресурсов на основе методов промышленного симбиоза.
Промышленная цифровая экосистема определяет трансформацию производственных отношений акторов промышленной экосистемы на основе гармоничного сосуществования традиционных и цифровых производственных моделей как звеньев интегрированной системы, взаимодействующих в режиме реального времени, обеспечивая оптимизацию реальных процессов и прогнозируемого состояния при разработке и производстве военной продукции [14, 15].
Создание военной техники в рамках промышленных экосистем осуществляется в рамках государственного оборонного заказа. В военно-экономической литературе, в монографических исследованиях и статьях обращается внимание на необходимость новых подходов к формированию гособо-ронзаказа, к методологии его формирования, основанной на объективных требованиях военно-экономических законов, регулирующих взаимоотношения заказчика и исполнителя оборонных заказов. Вопросы формирования гособоронзаказа и его выполнения стали составной частью военно-экономической теории и военной экономики как части национальной экономики, обеспечивающей потребности войск [21 -26].
В условиях обострения локальных конфликтов усиливается необходимость гарантийного обеспечения военно-экономических потребностей на основе повышения удельного веса инноваций и цифровых технологий в общем объеме оборонной продукции и доли инноваций в финансировании ОПК, в оказании господдержки предприятиям ОПК, обеспечивающим поставки техники и вооружений в войска в первоочередном порядке.
Выполнение гособоронзаказа - одно из необходимых условий устойчивого обеспечения потребностей войск, которое зависит от многочисленных факторов, действующих на стадии формирования и выполнения заказа. По своей теоретической и практической значимости каждый из факторов заслуживает внимания и военно-экономического анализа. Своевременное и качественное обеспечение войск новой техникой - важное условие успешного проведения мероприятий по укреплению обороноспособности и боеготовности Вооруженных Сил.
В условиях обострения локальных конфликтов весь оборонно-промышленный комплекс следует рассматривать с позиций его основного звена - производства, его целей и задач в условиях военного времени, оказывающего решающее влияние на формирование и выполнение гособоронзаказа [27-29].
С учетом сложности и длительности разработки и производства военной техники в ходе исследований и практической деятельности рассматривают необходимость стратегического управления этими процессами. При этом стратегическое управление характеризуется следующими отличительными особенностями [19.20]:
— в контексте миссии организации стратегическое управление ориентировано на обеспечение выживания хозяйствующего субъекта в рамках долгосрочной перспективы за счет сбалансированного положения по отношению к внешней среде;
— концентрация действий преимущественно на проблемах внешней среды, на поиске резервов конкурентной борьбы, на адаптации к динамичным условиям окружения;
— ориентированность на долгосрочную перспективу;
— рассмотрение в качестве основных факторов построения управленческой системы персонала, рынка и системы информационного обеспечения;
— рассмотрение персонала как основного для организации источника благополучия;
— использование в качестве критерия эффективности стратегического управления своевременности и точности реакции хозяйствующего субъекта на запросы со стороны рынка и изменения под влиянием динамики окружении.
Стратегическое управление - это подход к управлению хозяйствующим субъектом, основанный на использовании человеческого потенциала, ориентирующий производство на запросы потребителей, осуществляющий гибкое регулирование и своевременные изменения хозяйствующ его субъекта, адекватно воздействующий на окружающую среду и позволяющий получать конкурентные преимущества, способствующие достижению целей организации и ее выживанию в рамках долгосрочной перспективы.
Процессы цифровизации экономики, глобализация, введение санкционных ограничений позволяет сделать вывод о необходимости трансформации формирования и выполнения гособоронзаказа в интересах реализации целей и задач государственного планирования предприятий и промышленных экосистем ОПК. Формирование и выполнение гособоронзаказа основывается на инновационном подходе к обеспечению обороноспособности на основе увеличения производства новейших вооружений необходимого объема и качества на предприятиях ОПК, включая обучение персонала примене-
нию цифровых технологий, обучение перспективным специальностям, необходимым частям и соединениям ВС РФ.
В современных условиях уточняются взгляды на субъект и объект военно-экономического исследования. Военно-экономические отношения между заказчиками и исполнителями заказов формируются, исходя из общегосударственных интересов. Это отношения по поводу объемов, качества, сроков выполнения заказов. Объектами изучения становятся конкретные действия заказчиков и исполнителей по обеспечению поставок техники и вооружений, направляемых в войска.
С учетом военных конфликтов меняются представления о военно-экономическом процессе, о месте и роли в нем субъектов военно-экономических отношений, участвующих в обеспечении потребностей частей и соединений. В этой связи весь военно-экономический процесс необходимо рассматривать с позиций целей и задач данного времени, оказывающего решающее влияние на формирование и выполнение гособоронзаказа.
В современных условиях потребовался поиск новых концептуальных подходов к решению комплекса экономических задач, направленных на стратегическое управление созданием и производством военной техники. Решение этих задач требует перевода экономики на новую ступень технологического развития, открывшую дополнительные возможности обеспечения войск новейшими техническими средствами для достижения поставленных целей.
Ввод в эксплуатацию новых образцов техники способствует развитию производительных сил и создает предпосылки для устойчивого развития предприятий ОПК и удовлетворения военно-экономических потребностей.
Прогрессивные сдвиги в материально-технической базе предприятий м промышленных экосистем ОПК являются подтверждением фундаментальных выводов экономической науки о поступательном развитии производительных сил и отвечающих им производственных отношений. Цели и задачи таких отношений между заказчиками и исполнителями отвечают интересам получателей - частей и соединений, обеспечивающих защиту территориальной целостности государства и безопасность его населения. Готовность производства к выполнению оборонных заказов определяется не только показателями объемов производства и производительности труда при изготовлении продукции оборонного назначения, но и удельным весом высокоточных видов вооружений, их программного обеспечения, цифровизации, внедрением искусственного интеллекта. Результаты выполнения Гос-оборонзаказа зависят от концентрации сил и средств оборонных предприятий на решающих направлениях научно-технического прогресса.
Государственное и внутриотраслевое планирование и организация производства создают реальные предпосылки формирования и выполнения оборонных заказов на современной научно-технической основе.
В дополнение к повышению эффективности производства свой вклад в укрепление обороноспособности вносят концентрация и централизация материальных и финансовых средств.
В современных условиях обоснованность принимаемых решений в рамках стратегического управления зависит от скорости обмена информацией и взаимодействия центрального, оперативно-стратегического и тактического уровня управления и невозможно без цифровых средств связи и передачи данных.
На формирование и выполнение гособоронзаказа непосредственное влияние оказывают органы государственного и военного управления. В основе решений, принимаемых этими органами, лежат Федеральные законы «О государственном оборонном заказе», «О поставках для федеральных государственных и муниципальных нужд».
В формировании гособоронзаказа участвуют Федеральные органы управления, и среди них Министерство экономики и Министерство финансов, Федеральные агентства промышленности, которые разрабатывают основные показатели развития предприятий ОПК и согласуют с заказчиком их производственную программу.
В соответствии с изложенным авторы предлагают в качестве базиса современного оборонно -промышленного комплекса рассматривать промышленную экосистему, в основе которой находится системообразующее оборонное предприятие разработки и производства военной техники. При этом промышленная экосистема рассматриваеncz на основе принципов развития цифровой экономики, ESG подходов, промышленного симбиоза (мутуализации) и концепции Индустрии 5.0 с использованием платформенного подхода [15-18].
В этом случае авторы предлагают комплексный многоуровневый матричный подход для стратегического управления формированием и реализацией гособоронзаказа промышленных экосистем, включающий в рамках вертикальной интеграции:
1) уровни интеграции человеко-машинных систем;
2) уровни интеллектуализации предприятия (кластера);
3) структурно-иерархические уровни;
4) уровни системы стратегического управления;
5) уровни агрегирования математических моделей;
6) уровни агрегирования показателей оценки.
В рамках горизонтальной интеграции предлагаемой матрицы будут выступать стадии жизненного цикла оборонной продукции.
Достоинством данного концептуального подхода является то, что он основывается на методологии научного анализа, отражающего положения и выводы экономической теории о необходимости усиления методов государственного регулирования и планирования деятельности предприятий ОПК и смежных предприятий гражданских отраслей экономики в условиях цифровой трансформации оборонной промышленности и предприятий. Как часть военно-экономического процесса формирование и выполнение государственного заказа отражает общие закономерности военного производства и его специфические особенности, вызванные политическими, технологическими, ресурсными факторами. Заключение
Методологической основой формирования и оценки результатов выполнения гособоронзаказа в современных условиях следует рассматривать удельный вес инноваций, венчурных проектов, реализуемых цифровых технологий, а также сокращение сроков разработки, испытаний и запуска в производство перспективных, высокотехнологичных видов вооружений и военной техники для удовлетворения военно-экономических потребностей Вооруженных Сил страны. Условиями решения этих задач в текущей международной ситуации выступает стратегическое управление формированием и реализацией гособоронзаказа промышленных экосистем.
Гособоронзаказ предлагается рассматривать не только как инструмент централизованного планирования и оптимизации внутри и межотраслевых связей ОПК, но и как драйвер общегосударственных заданий на разработку, испытания и запуск в серийное производство новых высокотехнологичных образцов вооружений и военной техники в условиях внедрения сквозных цифровых технологий и цифровой трансформации оборонной промышленности.
Источники:
1. Шваб К., Дэвис. Н. Технологии четвертой промышленной революции. Эксмо, 2018. 320 с.
2. Юркевич Е.В., Калугина А.Д., Крюкова Л.Н. Киберсоциальные системы как инструмент оптимизации стратегического управления на промышленном предприятии / Материалы 11-й Международной конференции «Управление развитием крупномасштабных систем» (MLSD'2018, Москва). М.: ИПУ РАН, 2018. Т. 1. С. 236-238.
3. Цифровая экономика: 2019 : краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Го-хберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ. 2019. 96 с.
4. Бойко И.П., Евневич М.А., Колышкин А.В. Экономика предприятия в цифровую эпоху // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 7. С. 1127-1136.
5. Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Костень Д.Г., Воробьев Ю.Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. Т. 10. № 3. С. 9-25.
6. Camarinha-Matos L.M., Fornasiero R., Afsarmanesh H. Collaborative Networks as a Core Enabler of Industry 4.0. // Collaboration in a Data-Rich World. PRO-VE 2017. IFIP Advances in Information and Communication Technology. Vol. 506. pp. 3-17. Springer. 2017. DOI: 10.1007/978-3-319-65151 -4_1.
7. Tansley A.G. The use and abuse of vegetational concepts and terms //Ecology. - 1935. - Т. 16. - №. 3. - С. 284-307.
8. Ecosystem in OxfordDictionaries.com.
9. URL: https://en.oxforddictionaries.com/definition/ecosystem (дата обращения: 04.04.2021).
10. Клейнер Г. Б. Промышленные экосистемы: взгляд в будущее //Экономическое возрождение России. - 2018. - №. 2 (56).
11. Попов Е. В., Симонова В. Л., Тихонова А. Д. Структура промышленных" экосистем" в цифровой экономике //Менеджмент в России и за рубежом. - 2019. - №. 4. - С. 3-11.
12. Национальная Программа Цифровая экономика Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 18.01.2023).
13. Доклад о цифровой экономике 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/der2021_overview_ru.pdf (дата обращения: 17.01.2023).
14. Утверждена Стратегия цифровой трансформации Петербурга [Электронный ресурс]. - Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга - Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/press/governor/220627/ (дата обращения: 21.01.2023).
15. Руководство по цифровой трансформации производственных предприятий. Сколково [Электронный ресурс]. - Клуб лидеров цифрового производства - Режим доступа: http://assets.fea.ru/uploads/nticenter/112019/Rukovodstvo_ po_cifrovizacii_proizvodstvennyh_predpriyatij.pdf (дата обращения: 20.01.2023).
16. Панфилова, Е.Е. Формирование экосистем и платформ в цифровой экономике / Е.Е. Панфилова // Московский экономический журнал. - 2021. - №1. - с.632-642.
17. Федоров А.А., Либерман И.В., Корягин С.И., Клачек П.М. Технология проектирования нейро-цифровых экосистем для реализации концепции Индустрия 5.0 // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2021. Т. 14, № 3. С. 19-39. DOI: 10.18721/JE.14302.
18. Беляцкая Т.Н., Фещенко С.Л. Цифровая прослеживаемость: понятие и направления развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2021. Т. 14, № 4. С. 7-19. DOI: 10.18721/JE.14401.
19. Babkin A., Glukhov V., Shkarupeta E., Khaiitonova N., Barabaner H. Methodology For Assessing Industrial Ecosystem Maturity In The Framework Of Digital Technology Implementation. International Journal of Technology. 2021. Т. 12. № 7. С. 1397-1406. DOI: 10.14716/IJTECH.V12I7.5390. https://www.researchgate.net/publication/357349684_Methodology_for_Assessing_ Indus-trial_Ecosystem_Maturity_in_the_Framework_of_Digital_Technology_Implementation.
20. Глухов В. В., Бабкин А. В., Шкарупета Е. В., Плотников В. А. Стратегическое управление промышленными экосистемами на основе платформенной концепции // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 10. С. 752-766. http://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-10-752-766.https://www.researchgate.net/publication/356339772_Strategic_Management_of_Industrial_Ecosystems_ Based_on_the_Platform_Concept.
21. Ельшин В.А. Особенности систем стратегического управления развитием ОПК / В.А. Ельшин // Экономика и бизнес. - 2020.
22. Буравлев А.И. К вопросу оценки экономической безопасности государства и военных расходов на ее обеспечение / А.И. Буравлев // Вооружение и экономика. - 2022. - № 2.
23. Горгола Е.В. Системный подход в обеспечении мер повышения эффективности инновационной деятельности в оборонном комплексе Российской Федерации / Е.В. Горгола, Ю.В. Воронцова // Вооружение и экономика. - 2022. - № 2.
24. Галов С.Ю. Геоэкономические факторы в оценке военно-политической обстановки / С.Ю. Галов, М.В. Куликов, М.П. Сагалаев // Вооружение и экономика. - 2021. - № 1.
25. Неволин И.В. Диверсификация оборонной промышленности: состояние исследований / И.В. Неволин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2022. - Т. 18, вып. 1. - С. 4-21.
26. Голубев С.С. Информационные технологии как ключевой механизм устойчивого развития оборонных промышленных предприятий в современных условиях / С.С. Голубев, С.С. Чеботарев // Экономические стратегии. - 2018. -Т. 20, № 3. - С. 69-81.
27. Николаев А.Е. Совершенствование механизма управления развитием научно-технического потенциала оборонно-промышленного комплекса / А.Е. Николаев // Экономика и бизнес. - 2015.
28. Кохно П.А. Конкурентный ресурсно-стоимостный оборонно-промышленный комплекс / П.А. Кохно, А.С. Косарев // Экономика и бизнес. - 2017.
29. Старожук Е.А. Комплексная экономическая оценка реализуемости мероприятий Гособоронзаказа в виде динамического процесса / Е.А. Старожук, П.И. Абрамов // Экономика и бизнес. - 2013.
30. Уланов А.С. Прогностическая оценка тенденций развития средств вооруженной борьбы и способов их применения в войнах будущего / А.С. Уланов // Военная мысль. - 2022. - № 8.
31. Балашова Е.С., Майорова К.С. Анализ направлений внедрения цифровых технологий в промышленный комплекс // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2020. Т. 13, № 2. С. 18-29. DOI: 10.18721/JE.13202. References:
1. Schwab K., Davis N. Technologies of the Fourth industrial revolution. Eksmo, 2018. 320 p.
2. Yurkevich E.V., Kalugina A.D., Kryukova L.N. Cybersocial systems as a tool for optimizing strategic management at an industrial enterprise / Proceedings of the 11th International Conference "Managing the Development of large-scale systems" (MLSD'2018, Moscow). Moscow: IPU RAS, 2018. Vol. 1. pp. 236-238.
3. Digital Economy: 2019: a brief statistical collection / G.I. Abdrakhmanova, K.O. Vishnevsky, L.M. Gokhberg et al.; National research. uni-t "Higher School of Economics". Moscow: Higher School of Economics. 2019. 96 p.
4. Boyko I.P., Evnevich M.A., Kolyshkin A.V. Enterprise economics in the digital age // Russian Entrepreneurship. 2017. Vol. 18. No. 7. pp. 1127-1136.
5. Babkin A.V., Burkaltseva D.D., Kosten D.G., Vorobyev Yu.N. Formation of the digital economy in Russia: essence, features, technical normalization, development problems // Scientific and Technical Bulletin of St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences. 2017. Vol. 10. No. 3. pp. 9-25.
6. Camarinha-Matos L.M., Fornasiero R., Afsarmanesh H. Collaborative Networks as a Core Enabler of Industry 4.0. // Collaboration in a Data-Rich World. PRO-VE 2017. IFIP Advances in Information and Communication Technology. Vol. 506. pp. 3-17. Springer. 2017. DOI: 10.1007/978-3-319-65151 -4_1.
7. Tansley A.G. The use and abuse of vegetational concepts and terms //Ecology. - 1935. - Vol. 16. - No. 3. - pp. 284-307.
8. Ecosystem in OxfordDictionaries.com.
9. URL: https://en.oxforddictionaries.com/definition/ecosystem (accessed: 04.04.2021).
10. Kleiner G. B. Industrial ecosystems: a look into the future //The economic revival of Russia. - 2018. - №. 2 (56).
11. Popov E. V., Simonova V. L., Tikhonova A.D. The structure of industrial "ecosystems" in the digital economy // Management in Russia and abroad. - 2019. - №. 4. - Pp. 3-11.
12. National Program Digital Economy of the Russian Federation. [electronic resource]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/ directions/858 / (accessed: 18.01.2023).
13. Report on the Digital Economy 2021 [Electronic resource]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ der2021_overview_ru.pdf (date of reference: 17.01.2023).
14. The Strategy of digital transformation of St. Petersburg has been approved [Electronic resource]. - Official website of the Administration of St. Petersburg - Access mode: https://www.gov.spb.ru/press/governor/220627 / (accessed: 01/21/2023).
15. Guidelines for the digital transformation of manufacturing enterprises. Skolkovo [Electronic resource]. - Club of Digital Production Leaders - Access mode: http://assets.fea.ru/uploads/nticenter/! 12019/Rukovodstvo_ po_cifrovizacii_ proizvod-stvennyh_predpriyatij.pdf (accessed: 01/20/2023).
16. Panfilova, E.E. Formation of ecosystems and platforms in the digital economy / E.E. Panfilova // Moscow Economic Journal. - 2021. - No. 1. - pp.632-642.
17. Fedorov A.A., Liberman I.V., Koryagin S.I., Klachek P.M. Technology of designing neuro-digital ecosystems for the implementation of the concept Industry 5.0 // Scientific and Technical Bulletin of SPbPU. Economic sciences. 2021. Vol. 14, No. 3. pp. 19-39. DOI: 10.18721/JE.14302.
18. Byalyatskaya T.N., Feshchenko S.L. Digital traceability: the concept and directions of development // Scientific and technical bulletin of SPbGPU. Economic sciences. 2021. Vol. 14, No. 4. pp. 7-19. DOI: 10.18721/JE.14401.
19. Babkin A., Glukhov V., Shkarupeta E., Kharitonova N., Barabaner H. Methodology For Assessing Industrial Ecosystem Maturity In The Framework Of Digital Technology Implementation. International Journal of Technology. 2021. Vol. 12. No. 7. pp. 13971406. DOI: 10.14716/IJTECH.V12I7.5390. https://www.researchgate.net/publication/357349684_Methodology_for_Assessing_ Indus-trial_Ecosystem_Maturity_in_the_Framework_of_Digital_Technology_Implementation.
20. Glukhov V. V., Babkin A.V., Shkarupeta E. V., Plotnikov V. A. Strategic management of industrial ecosystems based on the platform concept // Economics and management. 2021. Vol. 27. No. 10. pp. 752-766. http://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-10-752-766. https://www.researchgate.net/publication/356339772_Strategic_Management_of_Industrial_ Eco-systems_Based_on_the_Platform_Concept.
21. Elshin V.A. Features of strategic management systems for the development of the defense industry / V.A. Elshin // Economy and Business. - 2020.
22. Buravlev A.I. On the issue of assessing the economic security of the state and military expenditures for its provision / A.I. Buravlev // Armament and economics. - 2022. - № 2.
23. Gorgola E.V. A systematic approach to ensuring measures to improve the efficiency of innovation activity in the industrial complex of the Russian Federation / E.V. Gorgola, Yu.V. Vorontsova // Armament and economy. - 2022. - № 2.
24. Galov S.Yu. Geo-economic factors in the assessment of the military-political situation / S.Yu. Galov, M.V. Kulikov, M.P. Sagalaev // Armament and economics. - 2021. - № 1.
25. Nevolin I.V. Diversification of the defense industry: the state of research / I.V. Nevolin // National interests: priorities and security. - 2022. - Vol. 18, issue 1. - pp. 4-21.
26. Golubev S.S. Information technologies as a key mechanism for the sustainable development of defense industrial enterprises in modern conditions / S.S. Golubev, S.S. Chebotarev // Economic strategies. - 2018. - Vol. 20, No. 3. - pp. 69-81.
27. Nikolaev A.E. Improvement of the management mechanism for the development of scientific and technical potential of the military-industrial complex / A.E. Nikolaev // Economics and Business. - 2015.
28. Kohno P.A. Competitive resource-value defense-industrial complex / P.A. Kohno, A.S. Kosarev // Economics and Business. - 2017.
29. Starozhuk E.A. Comprehensive economic assessment of the feasibility of State Defense order measures in the form of a dynamic process / E.A. Starozhuk, P.I. Abramov // Economics and Business. - 2013.
30. Ulanov A.S. Prognostic assessment of trends in the development of means of armed struggle and ways of their application in the wars of the future / A.S. Ulanov // Military thought. - 2022. - No. 8.
31. Balashova E.S., Mayorova K.S. Analysis of directions of introduction of digital technologies in the industrial complex // Scientific and technical bulletin of SPbPU. Economic sciences. 2020. Vol. 13, No. 2. pp. 18-29. DOI: 10.18721/JE.13202.