Научная статья на тему 'Особенности формирования и внесения в ЕГРН туристко-рекреационных кластеров'

Особенности формирования и внесения в ЕГРН туристко-рекреационных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление земельным ресурсами / комплексные кадастровые работы / эффективность / туристско-рекреационный кластер / класте­ризация / особо охраняемые природные территории. / land management / complex cadastral works / efficiency / tourist and recreational cluster / clustering / specially protected natural areas.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антропов Дмитрий Владимирович, Фомина Анастасия Владимировна

Одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития сегодня является развитие рекреационной, туристической деятельности. В си­стеме обеспечения социально-экономического развития региона формирование туристско-рекреационных кластеров представляется весьма актуаль­ным. Выделение подобных кластеров может стать основой устойчивого развития региона, инвесторы получат достоверные сведения о фактическом расположении участков с определенными границами, что позволит избежать ряда проблемных ситуаций. При этом необходимо не просто развивать отдельно взятые территории, а применять комплексный и системный подход, решая задачу их функциональной взаимосвязи. В статье рассмотрены ос­новные понятия, которые характеризуют туристско-рекреационные кластеры, выделены особенности при их формировании. В связи с необходимостью осуществления кадастровых и землеустроительных мероприятий уточнен алгоритм создания кластера, внесены новые предложения по формированию нового объекта реестра границ в составе ЕГРН. Предлагается применять и механизм комплексных кадастровых работ при формировании туристско-ре­креационных кластеров. Доказано, что в общей доле затрат на создание кластеров их доля будет незначительна, но будет способствовать повышению уровня и эффективности управления земельными ресурсами данной территории, привлечению инвестиций и снижению разнообразных рисков всех участников данных отношений, увеличению налоговой базы за счет выявления налогоплательщиков, повышению качества и уровня рыночных отноше­ний, созданию условий для развития устойчивого землепользования. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта No 18-010-01016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Антропов Дмитрий Владимирович, Фомина Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of formation and entering into EGRN tourist and recreational clusters

One of the most important priorities of socio-economic development today is the development of recreational, tourism activities. In the system of ensuring the socio­economic development of the region, the formation of tourist and recreational clusters seems to be very relevant. The allocation of such clusters can become the basis for sustainable development of the region, investors will receive reliable information about the actual location of sites with certain boundaries, which will avoid a number of problem situations. Moreover, it is necessary not only to develop individual territories, but to apply an integrated and systematic approach, solving the problem of their functional relationship. The article discusses the basic concepts that characterize the tourist and recreational clusters, highlighted the features in their formation. In connection with the need for cadastral and land management measures, the algorithm for creating a cluster has been clarified, new proposals have been made for the formation of a new border registry facility within the USRN. It is proposed to apply the mechanism of integrated cadastral work in the formation of tourist and recreational clusters. It has been proved that in the total share of the costs of creating clusters their share will not be significant, but it will increase the level and effectiveness of land management in this territory, atiract investment and reduce the various risks of all participants in these relations, increase the tax base by identifying taxpayers; improving the quality and level of market relations, creating conditions for the development of sustainable land use. The reported study was founded by RFBR according to the research project No. 18-010-01016.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и внесения в ЕГРН туристко-рекреационных кластеров»

УДК 332.14 DOI: 10.24411/2587-6740-2019-16105

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ВНЕСЕНИЯ В ЕГРН ТУРИСТКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-01016

Д.В. Антропов, А.В. Фомина

ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва, Россия

Одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития сегодня является развитие рекреационной, туристической деятельности. В системе обеспечения социально-экономического развития региона формирование туристско-рекреационных кластеров представляется весьма актуальным. Выделение подобных кластеров может стать основой устойчивого развития региона, инвесторы получат достоверные сведения о фактическом расположении участков с определенными границами, что позволит избежать ряда проблемных ситуаций. При этом необходимо не просто развивать отдельно взятые территории, а применять комплексный и системный подход, решая задачу их функциональной взаимосвязи. В статье рассмотрены основные понятия, которые характеризуют туристско-рекреационные кластеры, выделены особенности при их формировании. В связи с необходимостью осуществления кадастровых и землеустроительных мероприятий уточнен алгоритм создания кластера, внесены новые предложения по формированию нового объекта реестра границ в составе ЕГРН. Предлагается применять и механизм комплексных кадастровых работ при формировании туристско-ре-креационных кластеров. Доказано, что в общей доле затрат на создание кластеров их доля будет незначительна, но будет способствовать повышению уровня и эффективности управления земельными ресурсами данной территории, привлечению инвестиций и снижению разнообразных рисков всех участников данных отношений, увеличению налоговой базы за счет выявления налогоплательщиков, повышению качества и уровня рыночных отношений, созданию условий для развития устойчивого землепользования. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-01016.

Ключевые слова: управление земельным ресурсами, комплексные кадастровые работы, эффективность, туристско-рекреационный кластер, кластеризация, особо охраняемые природные территории.

В настоящее время одним из достаточно эффективных инструментов развития территорий и регионов выступает так называемая кластерная политика, под которой принято понимать систему государственных и общественных мер и механизмов поддержки кластеров и кластерных инициатив, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, развитие институтов, стимулирующих формирование кластеров, а также обеспечивающих внедрение инноваций. Ее положения нашли отражение и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года.

Тем не менее, говоря о развитии кластерной политики и кластеров, большинство авторов говорят о промышленном развитии территории, создании промышленных, производственных или инновационных кластерах. Однако требуют внимания и решение задач по развитию природоохранной и туристско-рекреационной деятельности, и создание рекреационных или туристско-рекреационных кластеров на различных уровнях реализации такой политики (федерация, субъект, муниципалитет). Это также подтверждается и особым вниманием к рекреационным и туристическим ресурсам Президента РФ В.В. Путина в нескольких посланиях Федеральному собранию в 2010 и 2019 гг. Ряд исследователей сходятся во мнении, что выделение подобных кластеров может стать основой устойчивого развития региона [5, 14, 13].

Понятия кластера содержится в Федеральном законе от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и означает совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Фе-

дерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией. В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко, Н.В. Зигерн-Корн, Н.В. Шабали-на под туристско-рекреационным кластером понимают группу объединенных, расположенных радом территорий, основанных на различных принципах для получения прибыли от туриндустрии.

Понятие туристско-рекреационного кластера (ТРК) приводится в Федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», где говорится о том, что ТРК

представляет собой комплекс взаимосвязанных объектов рекреационной и культурной направленности — коллективных средств размещения, предприятий питания и сопутствующих сервисов, снабженных необходимой обеспечивающей инфраструктурой. Таким образом, исходя из вышеуказанного определения, ТРК представляет собой сосредоточение ресурсов на ограниченной территории предприятия либо организации, которые занимаются разработкой, производством и продвижением туристического продукта, а также оказанием смежных с туризмом услуг.

Рис. 1. Алгоритм создания и управления туристско-рекреационным кластером

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Для быстрого развития сопутствующей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера за основу берутся научно обоснованные решения, а также использование механизма государственно-частного партнерства. При этом зачастую туристско-рекреационный кластер представляет территорию, ограниченную, как правило, в рамках одной единицы административного деления (как правило, городской округ), организованную на принципах партнерства государства и заинтересованных предпринимателей для продвижения туристических услуг.

Состояние туристической отрасли в России потребовало принятия кардинальных мер, к которым также было отнесено внедрение инструментов кластерной политики, и в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» было предусмотрено создание 54 туристско-рекре-ационных и автотуристских кластеров в 41 регионе России. В 2011 г. в ФЦП вступили ТРК «Рязанский», «Псковский», «Белокуриха», «Золотое кольцо», «Плес», «Золотые ворота».

Проанализировав опыт создания ТРК в России можно сделать вывод, что внимание и выделенное финансирование было в основном направлено на строительство и реконструкцию туристической и обеспечивающей инфраструктуры, привлечению бизнес- и других структур, роли земельных и природных ресурсов уделялось недостаточное внимание, не решались вопросы по восстановлению земельных ресурсов: после завершения строительных работ не было уделено внимания решению задач по формиро-

ванию (землеустроительному и кадастровому) и учету данных территорий, в том числе установлению их границ и внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), созданию устойчивой системы землепользования на территории кластера [6, 7, 9].

В существующем алгоритме создания ТРК (рис. 1) не учитываются проведение кадастровых и землеустроительных мероприятий, осуществление мониторинга и контроля, и фактически речь идет о документарном создании кластера.

Рис. 2. Предлагаемый авторами алгоритм создания и управления туристско- рекреационным кластером

Рис. 3. Методика подготовки и внесения сведений о туристско-рекреационных кластерах в Единый государственный реестр недвижимости

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ №6 (372)/2019

Таким образом, информация о ТРК не содержится в ЕГРН (в реестре границ такой объект отсутствует), что, в свою очередь, не позволяет говорить о рациональном и эффективном использовании земельных ресурсов кластера и о развитии устойчивого землепользования.

Исходя из вышеизложенного, нами предлагается выделить в качестве самостоятельных элементов (этапов методики) (рис. 2) реализацию землеустроительных и кадастровых мероприятий, в том числе и посредством комплексных кадастровых работ на соответствующей территории (а не только установление внешней границы), что будет способствовать повышению уровня и эффективности управления земельны-

ми ресурсами данной территории, привлечению инвестиций и снижению разнообразных рисков всех участников данных отношений, увеличению налоговой базы за счет выявления налогоплательщиков, повышению качества и уровня рыночных отношений, созданию условий для развития устойчивого землепользования.

Как уже отмечалось ранее (в том числе и в предыдущих публикациях авторов), необходимо признать туристско-рекреационные кластеры объектами реестра границ в составе ЕГРН. Кроме этого, предлагается при создании ТРК применять механизм комплексных кадастровых работ (или аналогичных работ), в ходе которых будет подготовлен карта-план территории (рис. 3).

Рис. 4. Пример границ туристско-рекреационного кластера в «АИС Туризм» (на примере ТРК «Плес» Ивановской области)

В результате в реестр границ о ТРК должны быть занесены следующие сведения:

• индивидуальные обозначения территорий (вид, индекс, тип, номер);

• описание местоположения границ, наименование органов власти и реквизиты решений о создании территорий;

• реквизиты соглашений о создании ТРК;

• содержание ограничений в использовании объектов недвижимости и земельных участков;

• реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении ПЗЗ, лесохозяйствен-ного регламента лесничества лесопарков, расположенных на землях лесного фонда, положения об особо охраняемой природной территории или о внесении изменений в них;

• перечень всех видов разрешенного использования земельных участков.

Также необходимо отметить, что на данный момент границы кластера содержатся в «АИС Туризм» (рис. 4), информация их которого может быть использована в процессе межведомственного взаимодействия (таким образом, участником данных отношений должен стать оператор «АИС Туризм», а именно Федеральное агентство по туризму — Ростуризм).

Проведем анализ создания и продемонстрируем вышеизложенные положения на примере

Рис. 5. Участники процесса создания кластера «Плес»

З2

кластера «Плес» Ивановкой области, созданный с целью развития туристской отрасли Ивановской области за счет формирования на территории кластера совокупности предприятий туристской индустрии, базирующихся на использовании уникальных природно-экологиче-ских особенностей местности.

Для включения инвестиционного проекта туристско-рекреационного кластера «Плес» в ФЦП был пройден отбор на уровне субъекта, органы местного самоуправления Приволжского муниципального района готовили инвестиционный проект, который был направлен в Департамент культуры и туризма Ивановской области, после отборов проекта на уровне субъекта, отобранные инвестиционные проекты направляются в Федеральное агентство по туризму. После принятия решения координационного совета о включении проекта в ФЦП, начинается выделение средств на реализацию (рис. 5).

На первом этапе реализации программы в срок с 2011 по 2014 гг. предусматривалось проведение работ по созданию первоочередных туристских объектов, которые предполагается сделать точками роста туристско-рекреа-ционных кластеров, осуществление частичной поддержки создания ТРК за счет вовлечения бизнес-сообщества отдельных регионов в процессы формирования государственно-частного партнерства. На первом этапе создания кластера осуществилось строительство гостиничных комплексов, создание сети водоснабжения, канализации и сети КНС, реконструкция очистных сооружения, реконструкция дорог, мостов. Проведены масштабные реконструкции набережной и инфраструктуры пляжей. На втором этапе реализации в установленный срок с 2014 по 2018 гг. предусматривалось дальнейшее активное использование сформированных на первом этапе механизмов, активное продвижение на мировом рынке созданных ранее кластеров, конкурсный отбор проектов для реализации.

По результатам сводного анализа (рис. 6) выявлено, что преобладают земли (площадь «полигона» ТРК составляет 2350 га) сельскохозяйственного назначения (60% от общей площади), что объясняется тем, что ранее здесь преобладало сельскохозяйственное производство. Кроме этого, кластер находится в окружении лесничеств и лесопарков, образуя зеленую зону, зону защиты полей севооборотов что, создает благоприятный экологический климат (20% — лесной фонд).

Частная собственность занимает 69%, государственная и муниципальная собственность — 31%. Данное распределение говорит о заинтересованности частных лиц в развитии территории для организации туристического бизнеса и создания условий для развития территории и введения института государственно-частного партнерства. Что касается распределения земель по видам разрешенного использования (ВРИ), то по данным диаграммы преобладает ВРИ для размещения сельскохозяйственного производства, 423,21 га — ВРИ для размещения лесопарков. Доли остальных ВРИ незначительны, но в соответствии с классификатором часть данных ЕГРН устарела. Преобладающую долю занимает размещение на земельном участке сельскохозяйственного производства — 58%. Такой вид, как размещение лесопарков занимает 18%, территория под

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Рис. 6. Распределение земель по категориям

Рис. 7. Границы туристско-рекреационного кластера «Плес» на ПКК

объектами рекреационного и культурного значения занимает 6 и 5% соответственно.

Таким образом, необходимо учитывать при создании подобных кластеров не только ту-ристско-рекреационный ресурс, но и рассматривать развитие территории комплексно. Анализ показал, что роли земельных ресурсов, их землепользованию фактически не было уделено должного внимания, земельные участки рассматриваются как отдельные объекты гражданского оборота (при детальном анализе данных с публичной кадастровой карты территория кластера не отражается как единое целое, на кадастровом учете стоят отдельные земельные участки), что не позволит решить заявленную в рамках создания ТРК «Плес» задачу по комплексному развитию территории (рис. 7).

Следовательно, необходимо пересмотреть подходы к созданию и формированию подобных кластеров. На основании обобщенных данных примерно 30% (835 земельных участков) от общего числа поставленных на кадастровый учет территорий не имеют границ, 1974 объекта капитального строительства из 2850 поставлены на кадастровый учет. Похожие ситуации будут наблюдаться и на других территориях страны (доля неучтенных объектов может варьироваться от 10 до 50%). Опираясь на представленные сведения, стоимость аналогичных работ, нормативные данные, проведенные рас-

четы, стоимость осуществления комплексных кадастровых работ составит 99618344 руб.

Однако, говоря об эффективности осуществления таких мероприятий, затратах на их осуществление и окупаемости, расчеты на примере ТРК «Плес» показали, что их доля в общей массе затрат на создание ТРК незначительна (расчетный коэффициент эффективности снизился на 0,04) и влечет большее число выгод (различные виды эффекта: экономический, экологический, информационный и т.д.), не только увеличивают налогооблагаемою базу, но и помогают получать прибыль с данной территории как объекта организации туриндустрии. Таким образом, создание туристско-рекреационных кластеров является выгодным инструментом для развития в том числе и экономики страны и регионов Российской Федерации.

Литература

1. Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (методические рекомендации от 17 февраля 2003 г.: по состоянию на 20.04.2019 г.). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Антропов Д.В., Комаров С.И. Зонирование территорий при формировании природно-экологического каркаса // Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании: материалы IX международной на-

- 53

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 6 (372) / 2019

учно-практической конференции кафедры управления проектами и программами, 10-14 апреля 2019 г. / под. ред. В.И. Ресина. М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2019. 376 с. С. 142-147.

3. Варламов А.А., Гальченко С.А., Никонорова И.В., Мулендеева А.В., Ильин В.Н. Теория и практика управления земельными ресурсами регионов Среднего Поволжья. Чебоксары: Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, 2016. 242 с.

4. Аукцион или конкурс. Выполнение кадастровых работ для государственных и муниципальных нужд. Актуальные проблемы защиты конкурентной среды. Режим доступа: http://geo-lex.ru/analitika/74/

5. Гулина А.В., Антропов Д.В. Анализ развития ту-ристско-рекреационных кластеров Ивановской области

в разрезе кадастровой информации // Современные проблемы земельно-кадастровой деятельности. Тюмень, 2018. С. 44-47.

6. Инвестиционные проекты Российских регионов, реализуемые в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». М., 2016. Режим доступа: https://www. г^аШип$т.ги^ос/2016/ФЦП%20^

7. Информация по реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Режим доступа: https://www. russiatourism.rU/content/2

8. Кружалин В.И., Мироненко Н.С., Зигерн-Корн Н.В., Шабалина Н.В. География туризма: учебник. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 336 с.

9. Основные направления политики развития на 2018-2019 гг. Режим доступа: http://economy.gov.ru/ ттес/тат

10. Полномочия Министерства финансов Российской Федерации. Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/

11. Публичная кадастровая карта. Режим доступа: https://pkk5.rosreestr.ru/

12. Развитие туризма в России. Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/

13. Туристические ресурсы Российской Федерации. Режим доступа: http://visitivanovo.ru/ivobl/tkio

14. Фомина А.В., Тесова Е.В. Создание туристско-ре-креационных кластеров в Ивановской области // Актуальные проблемы землеустройства и кадастров на современном этапе. Пенза, 2019. С. 215-218.

Об авторах:

Антропов Дмитрий Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры землепользования и кадастров, ORСID: http://orcid.org/0000-0002-8834-7767, antropovzem@gmail.com

Фомина Анастасия Владимировна, ведущий специалист-эксперт управления земельных отношений Федерального агентства по управлению государственным имуществом, магистрант, ORСID: http://orcid.org/0000-0003-2730-2116, gulina.anastasia2010@yandex.ru

FEATURES OF FORMATION AND ENTERING INTO EGRN TOURIST AND RECREATIONAL CLUSTERS

The reported study was founded by RFBR according to the research project No. 18-010-01016

D.V. Antropov, A.V. Fomina

State university of land use planning, Moscow, Russia

One of the most important priorities of socio-economic development today is the development of recreational, tourism activities. In the system of ensuring the socioeconomic development of the region, the formation of tourist and recreational clusters seems to be very relevant. The allocation of such clusters can become the basis for sustainable development of the region, investors will receive reliable information about the actual location of sites with certain boundaries, which will avoid a number of problem situations. Moreover, it is necessary not only to develop individual territories, but to apply an integrated and systematic approach, solving the problem of their functional relationship. The article discusses the basic concepts that characterize the tourist and recreational clusters, highlighted the features in their formation. In connection with the need for cadastral and land management measures, the algorithm for creating a cluster has been clarified, new proposals have been made for the formation of a new border registry facility within the USRN. It is proposed to apply the mechanism of integrated cadastral work in the formation of tourist and recreational clusters. It has been proved that in the total share of the costs of creating clusters their share will not be significant, but it will increase the level and effectiveness of land management in this territory, attract investment and reduce the various risks of all participants in these relations, increase the tax base by identifying taxpayers; improving the quality and level of market relations, creating conditions for the development of sustainable land use. The reported study was founded by RFBR according to the research project No. 18-010-01016.

Keywords: land management, complex cadastral works, efficiency, tourist and recreational cluster, clustering, specially protected natural areas.

References

1. Guidelines for conducting the survey of land management units (methodical recommendations of February 17, 2003: as of 20.04.2009). Access from reference and legal system "ConsultantPlus".

2. Antropov D.V., Komarov S.I. Zoning of territories in the formation of the natural-ecological framework. Modern problems of project management in the investment and construction sphere and environmental management: proceedings of the IX International scientific and practical conference of the department of project and program management, April 10-14, 2019. Edited by V.I. Resin. Moscow: FSBEI of HE "REU them. G, C. Plekhanov", 2019. 376 p. Pp. 142-147.

3. Varlamov AA, Galchenko S.A., Nikonorova IV, Mulendeeva AV., Ilin V.N. Theory and practice of land management in the Middle Volga regions. Cheboksary: Chuvash state university named after I.N. Ulyanov, 2016. 242 p.

4. Auction or competition. Implementation of cadastral works for state and municipal needs. Actual problems of competitive environment protection. Access mode: http:// geo-lex.ru/analitika/74/

5. GulinaAV,Antropov V.D. Analysis of the development of tourist-recreational cluster of the Ivanovo region in the context of cadastral information. Modern problems of land cadastral activities. Tyumen, 2018. Pp. 44-47.

6. Investment project of Russian regions implemented within the framework of FTP "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011-2018)". Moscow, 2016. Access mode: https://www.russiatourism.ru/ doc/2016W%20.pdf

7. Information on the implementation of the FTP "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011-2018)". Access mode: https://www.rus-siatourism.ru/content/2

8. Kruzhalin V.I., Mironenko N.S., Zigern-Korn N.V., Shaba-lina N.V. Tourism geography: textbook. Moscow: Federal agency for tourism, 2014. 336 p.

9. Main directions of development policy for 2018-2019. Access mode: http://economy.gov.ru/minec/main

10. Powers of the Ministry of finance of the Russian Federation. Access mode: https://www.minfin.ru/ru/

11. Public cadastral map. Access mode: https://pkk5. rosreestr.ru/

12. Tourism development in Russia. Access mode: https://www.russiatourism.ru/

13. Tourism resources of the Russian Federation. Access mode: http://visitivanovo.ru/ivobl/tkio

14. Fomina AV., Tesova E.V. Creation of the tourist and recreational clusters in the Ivanovo region. Actual problems of land management and cadastre at the present stage. Penza, 2019. Pp. 215-218.

About the authors:

Dmitry V. Antropov, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the department of land use and inventories, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8834-7767, antropovzem@gmail.com

Anastasia V. Fomina, leading specialist-expert of the department of land relations of the Federal agency for state property management, undergraduate, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2730-2116, gulina.anastasia2010@yandex.ru

antropovzem@gmail.com

З4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.