Научная статья на тему 'Особенности формирования и реализации структурной политики в лесном комплексе Дальневосточного федерального округа'

Особенности формирования и реализации структурной политики в лесном комплексе Дальневосточного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
123
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА / РАЗБИЕНИЕ НА КЛАСТЕРЫ / НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Олейник Е.Б.

Рассмотрены особенности структуры лесного комплекса Дальневосточного федерального округа. Проведено разбиение регионов на кластеры с целью дифференцированного подхода к формированию структурной политики. Предложены направления реализации структурной политики лесного комплекса с учетом региональных особенностей и кластерного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и реализации структурной политики в лесном комплексе Дальневосточного федерального округа»

УДК 630.(571.6) ББК 65.341(2Рос-17)-11

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В ЛЕСНОМ КОМПЛЕКСЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

© Олейник Е.Б.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Рассмотрены особенности структуры лесного комплекса Дальневосточного федерального округа. Проведено разбиение регионов на кластеры с целью дифференцированного подхода к формированию структурной политики. Предложены направления реализации структурной политики лесного комплекса с учетом региональных особенностей и кластерного подхода.

Ключевые слова структура и особенности лесного комплекса региона, разбиение на кластеры, направления реализации структурной политики.

Лесной комплекс Дальневосточного региона даже в условиях экономических преобразований и спада объемов производства может стать источником финансовых ресурсов для поддержания и развития как собственных, так и других отраслей народного хозяйства региона. К настоящему времени в условиях слабого развития внутреннего рынка лесопродукции, в рамках ограниченных возможностей создания конкурентоспособных товаров на внешнем рынке, сложного инвестиционного климата, при весьма быстрой ликвидации внешнеэкономических барьеров в регионе постепенно сложилась новая структура лесного сектора экономики, в которой имеются значительные диспропорции. Устранение подобных диспропорций и является основной целью структурной лесной политики. Структурная лесная политика включает систему мер, направленных на формирование общегосударственных, внутриотраслевых и межотраслевых и региональных пропорций в экономике, необходимых для обеспечения сбалансированного развития лесного комплекса. Общепризнанно, что в странах, имеющих сложную административную структуру, экономика зависит от региональных факторов. Осуществление национальной лесной политики тесно связано с реализацией эффективной региональной структурной политикой в отношении лесного комплекса. Региональная структурная лесная политика направлена на упорядочение структурных преобразований в лесном комплексе, координацию в мас-

* Доцент кафедры Бизнес-инфрматики и экономико-математических методов, кандидат экономических наук, доцент.

штабах региона всех внутренних и внешних потоков инвестиций - средств бюджета, средств предприятий, займов иностранных частных компаний, частных иностранных инвестиций.

Таблица 1

Основные типы структур и структурные элементы лесного комплекса

Типы структур Структурные элементы

Структура лесного фонда Лесообразующие породы Группы и типы лесов Возрастные категории лесов

Структура управления лесным комплексом Законы и нормативные акты, регламентирующие права и обязанности участников лесных отношений на федеральном и региональном уровне

Структура отраслей лесного производства Лесозаготовительная промышленность Деревообрабатывающая промышленность Целлюлозно-бумажная промышленность Микробиологическая промышленность Лесное хозяйство Прижизненное использование лесов

Структура реализуемой продукции Круглый лес Продукция глубокой переработки Продукты прижизненного использования лесов

Структура источников финансирования Собственные средства Бюджетное финансирование Частные инвестиции Иностранные инвестиции

Структура воспроизводства и охраны лесных ресурсов Лесное хозяйство Противопожарная служба Охрана

Инфраструктура Социальная инфраструктура Инновационный сектор Ремонтная служба Система подготовки кадров Транспортные сети Информационная служба Маркетинговая служба

Структура лесного комплекса характеризуется определенными пропорциями между ее элементами, неоднородностью, полиструктурностью, т.е. наличием некоторого множества структур различных типов [3]. Основные типы структур, составляющие лесной комплекс, представлены в табл. 1. Совершенствование структуры лесного комплекса является одним из основных направлений его развития. Именно эффективные структурные изменения являются важным условием экономического роста лесного комплекса.

Существует ряд особенностей, определяющих специфику региона и влияющих на формирование структурной политики в лесном комплексе. Основная особенность - большая площадь региона, наличие различных климатические зон и соответственно различных типов лесов, горный рельеф и гус-

тая гидрологическая сеть. Все это значительно осложняет лесоэксплуатацию в регионе. Выделим особенности лесного комплекса ДВФО.

В структуре лесного фонда:

- большое разнообразие породного и возрастного состава, абсолютное преобладание спелых и перестойных насаждений, высокий удельный вес низкокачественной древесины. Наличие больших запасов древесины, разнообразие породного состава лесов позволяют сделать вывод о достаточной обеспеченности лесными ресурсами хозяйства Дальневосточного региона;

- резкая неравномерность внутрирегионального размещения лесных ресурсов: основные запасы сырья сконцентрированы в южной части региона и малоконцентрированные запасы на остальной территории, что оказывает существенное влияние на уровень эффективности промышленного производства.

- высокий выход древесины, которая при современном уровне технической оснащенности предприятий не может подвергаться механической обработке и относится к категории дровяной. Развитию комплексной переработки в значительной мере мешает распыленность лесозаготовок и то, что большое количество древесного сырья остается на лесосеке и идет в отходы на нижних складах лесных предприятий.

- существенные различия условий освоения лесов, неравномерность зонального размещения лесных ресурсов, сосредоточение значительной их части вне основной деятельности предприятий лесного профиля. В связи с этим лесная промышленность испытывает трудности при обеспечении лесосечным фондом своих предприятий.

Леса Дальнего Востока в эксплуатационном плане довольно непривлекательны. Это обусловлено как сложностью природных условий, так и законодательными ограничениями.

- В группу природных ограничений входят: суровость климатических условий, густая гидрологическая сеть и высокая рыбохозяйст-венная значимость водотоков, высокая доля раритетов флоры и фауны.

- К законодательным ограничениям можно отнести: высокую долю защитных лесов и наличие особо охраняемых территорий и защитных участков, ограничение размеров и параметров лесосек и жесткие требования по сохранению подроста, ограничения по внутри-лесосечному транспорту и определенные требования по сохранению биоразнообразия.

В структуре отраслей лесного производства:

- неравномерное размещение отдельных отраслей. Так, например, в ДВФО лесное хозяйство сегодня наиболее характерно для Примор-

ского и Хабаровского краев и Сахалинской области; лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность для Приморского и Хабаровского краев; целлюлозно-бумажная промышленность -Хабаровского края и Сахалинской области. Естественно, что полный набор отраслей в каждом крае (области) необязателен, но целесообразность совершенствования размещения отраслей, по-видимому, имеется.

- горный рельеф и муссонный климат требуют применения особой лесозаготовительной техники, которая не наносила бы вред верхнему лесному подросту и слою почвы.

- низкая эффективность использования лесных ресурсов. В ДВФО лесные ресурсы и предприятия по переработке древесины размещены неравномерно, следовательно, объемы производства различных видов лесопродукции также существенно различаются (табл. 2).

Таблица 2

Структура лесоперерабатывающих производств

Территория Доли по субъектам, %

Глубокая переработка Пиломатериалы Деловая древесина

Российская Федерация 8,86 30,88 60,26

Дальневосточный ФО 0,49 16,70 82,81

в т.ч. по ДВФО

Республика Саха 0,00 37,48 62,52

Приморский край 0,81 7,36 91,83

Хабаровский край 0,07 6,40 93,54

Амурская область 0,05 5,93 94,02

Камчатская область 0,00 23,28 76,72

Магаданская область 0,00 31,82 68,18

Сахалинская область 2,97 10,66 86,37

Еврейскя АО 0,00 10,67 89,33

Источник: рассчитано по материалам [1, 2, 6].

- удельные затраты на освоение лесных ресурсов значительно выше затрат в таких многолесных районах, как Северо-западный и Сибирский. Повышенный уровень затрат связан со слабым развитием производственной и непроизводственной инфраструктуры, повышенными транспортными и энергетическими тарифами, тяжелыми условиями труда, слабо компенсируемыми системой льгот и доплат.

- износ основных фондов, который на многих лесопильно-деревообра-батывающих предприятиях достигает 80 %. В связи с этим уровень переработки древесины остается на низком уровне. При слаборазвитой переработке древесины наиболее острой и пока нерешенной проблемой лесопромышленного комплекса Дальнего Востока России является недостаточное развитие высокотехнологичных произ-

водств по механической, химической и энергетической переработке древесного сырья, позволяющей вовлечь в производство низколиквидную древесину и отходы лесопользования.

В структуре источников финансирования:

- длительный разрыв во времени между вложениями дополнительных средств в лесное хозяйство и ожидаемого от них конечного результата, что обусловило приоритетное инвестирование лесозаготовительной промышленности;

- неблагоприятный инвестиционный климат в регионе, что объясняется отсутствием гарантий для защиты инвесторов от некоммерческих рисков.

В табл. 3 представлена структура источников финансирования предприятий лесной отрасли Приморского и Хабаровского краев - основных регионов-производителей лесопродукции. В последнее время наблюдается значительное снижение объемов иностранных инвестиций, а с 2000 г. бюджетное финансирование предприятий лесного комплекса было прекращено.

Таблица 3

Структура источников финансирования предприятий лесного комплекса Приморского и Хабаровского краев, %

Виды источников финансирования 2003 2008 2011

Собственные средства 74* 62 8 57 77 34

Кредиты банков 8 18 0 9 5 35

Заемные средства др. организаций 10 16 6 29 3 31

Иностранные инвестиции 8 7 86 5 15 0

Источник: рассчитано на основании [1, 2].

Примечание: * На чертой - Приморский край, под чертой - Хабаровский край.

В структуре управления:

- недостаточно проработанное правовое обеспечение, и слабая координация правовых органов и таможни.

- отсутствие действенных методов борьбы с незаконными рубками и экспортом леса,

- слабо регламентируемая деятельность лесопромышленников по таким важным вопросам, как лицензирование деятельности по использованию лесного фонда.

Существовавшие ранее территориальные органы Рослесхоза расформированы, также как и их низовые звенья - лесхозы. В ДВФО в результате реорганизации лесного хозяйства общее количество сокращенных работников лесного хозяйства составило около 1500 тыс. человек, из них на 54 % приходилось на долю Хабаровского края. На территории округа по данным де-

партамента лесного хозяйства ДВФО лесной контроль и надзор в 2009 г. осуществляло всего 731 человек, из которых 47 % приходится на республику Саха (Якутия), а 26 % - на Сахалинскую области. В многолесных Приморском и Хабаровском краях работало лишь 40 и 52 человека соответственно. Численность государственных инспекторов не соответствует требованиям эффективного лесного контроля. По оценке департамента лесного хозяйства по ДВФО численность госинспекторов должна быть в 2.5 раза больше. В результате реорганизации с одной стороны произошло повышение управляемости лесничествами со стороны региональных органов государственной власти. С другой стороны осложнило функции по управлению внутри самих лесничеств вследствие огромных территорий ДВФО.

В структуре реализации:

- практически полное отсутствие внутреннего рынка лесопродук-ции. 98, % продукции лесного комплекса поставляется на рынки стран АТР, крупнейшим импортером из которых является Китай. Япония импортирует лиственницу среднего и большого диаметров для нужд домостроения. Республика Корея - ель крупных диаметров, Китайская народная республика - все сортименты, в т.ч. балансы. Лесной рынок Японии привлекает российских экспортеров высокими ценами на полуфабрикаты, цена на которые в 2010 г. была в 3,5 раза выше, чем на необработанные материалы. Однако он рынок принимает в основном пиломатериалы, полуфабрикаты и высококачественную древесину, вследствие чего в лесах ДВФО производятся хищнические выборочные рубки деловой древесины ценных пород, без соблюдения правил и технологии рубок. Сокращение экспорта древесины с Дальнего Востока России из-за повышения пошлин по сравнению с 2007 г. составило 16,2 % в 2008 г. и 40,4 % в 2009 г.

В последние три года наблюдается тенденция изменения конъюнктуры на мировом рынке древесины. Все более важным становится экологический аспект лесопользования, наличие экологических сертификатов - необходимое условие для работы с зарубежными партнерами. Иностранных покупателей и инвесторов интересуют условия эксплуатации леса, количество вредных выбросов на производстве, так как это во многом влияет на качество продукции. Начиная с 2007 г., в ДВФО наблюдается тенденция сокращения экспорта деловой древесины и значительного роста экспорта пиломатериалов Однако объем экспорта лесопродукции глубокой переработки практически не изменился. Значительных изменений в структуре экспорта лесопро-дукции не прослеживается. Структура лесопромышленного производства Дальневосточного региона не позволяет достичь ему хороших конкурентных позиций на рынке стран АТР.

В инфраструктуре:

- высокие транспортные издержки. Транспортная составляющая в цене лесопродукции составляет 55-70 % (в среднем по России 25 %).

- слабая инфраструктура рынка. Отсутствует единый источник информации о состоянии лесного комплекса региона, о предлагаемой на текущий день лесопродукции, о проектах развития предприятий. В сети Internet практически не представлен лесной комплекс Приморского края, Амурской области в отличие, например, от Иркутского или Архангельского, которые имеют свои постоянно обновляемые сайты. Та информация, которая доступна, является неполной, разрозненной и зачастую устаревшей.

- на предприятиях лесной промышленности региона катастрофически не хватает специалистов. В ДВФО сосредоточен крупнейший научно-технический потенциал, способный решать и проблемы лесного комплекса. Это - институты ДВО РАН в г.г. Хабаровске, Владивостоке, научные секторы вузов, отраслевые и ведомственные НИИ.

Диспропорции здесь двоякого рода. Во-первых, имеющийся потенциал академических институтов использовался длительное время недостаточно полно вследствие резкого сокращения финансирования научных исследований государством.

Во-вторых, промышленность и другие отрасли, находясь в глубоком спаде, были не в состоянии использовать в своей деятельности результаты научных исследований.

Структура лесного комплекса ДВФО всегда была типичной для сырьевого района. Традиционно наиболее развито лесозаготовительное производство, нацеленное на добычу качественного и экономически эффективного (по текущей оценке) сырья, ориентированного на экспорт, что обусловлено близостью ресурсоемкого рынка стран АТР. Несоответствие объемов заготовки и переработки древесины и размещения производительных сил, а также недостаток лесных дорог, высокие затраты на транспортировку леса к местам переработки ведет к тому, что деревообрабатывающая промышленность развивается более низкими темпами, имеет более слабую обеспеченность основными фондами.

Чтобы учесть все эти особенности территории всех регионов России с помощью пакета «Statistica 6.0» методом k-средних были разбиты на 3 кластера по следующим параметрам: лесистость (%), запас древесины (млн. м3) и объем производства (тыс. м3). Соответственно необходим дифференцированный подход к формированию структурной политики для каждого кластера.

Таблица 4

Число регионов и средние значения параметров «лесных» кластеров на территории России, 2010 г.

Характеристика Кластеры

I II III

Число регионов 3 11 61

Лесистость, % 68,9 62,2 31,5

Запас, млн. м3 7 854,7 2 951,5 377,6

Объем пр-ва, тыс. м3 12 731,3 5 220,3 496,6

В первый кластер вошли территории, наиболее эффективно, а третий -наименее эффективно использующие свои лесные ресурсы. В табл. 4 представлены средние значения указанных параметров в каждом кластере. Можно заметить, что третий кластер самый многочисленный, т.е. большинство регионов России неэффективно распоряжаются имеющимися лесными ресурсами.

В первый кластер вошли только три региона: Архангельская область, Красноярский край и Иркутская область. Регионы ДВФО вошли во второй и третий кластер (табл. 5). Большая часть территорий ДВФО относятся ко второму кластеру. На этих территориях при наличии значительных запасов лесных ресурсов, производство лесопродукции не является достаточно эффективным. Только Хабаровский край и Сахалинская область превосходят средние показатели объема промышленного производства в своем кластере.

Субъекты ДВФО, вошедшие во второй кластер располагаются преимущественно на юго-востоке региона; субъекты ДВФО, вошедшие в третий кластер территориально расположении на северо-востоке региона (за исключением Еврейской АО). Сдерживающим фактором в развитии объемов производства лесопродукции в ДВФО является слабое экономическое развитие северо-восточных территорий, где отсутствует или только начинает создаваться транспортная инфраструктура. Остается сложным и финансовое положение лесопромышленных предприятий. Под влиянием опережающих темпов роста цен на энергоресурсы и тарифов на перевозки году снижается рентабельность производства. Более половины лесопромышленных предприятий остаются убыточными. Наибольший удельный вес убыточных предприятий в тех регионах, которые в силу своего географического положения значительно удалены от основных рынков сбыта, это регионы третьего кластера.

Таблица 5

Отклонения от средних значений в кластере для территорий ДВФО

Объем Абсолютное отклонение

Кластер Территории Лесистость, % Запас, от среднего в кластере

ДВФО млн. м3 3 тыс. м Лесистость, % Запас млн. м3 Объем пр-ва тыс. м3

Республика Саха 46,6 8917,0 488,7 -15,6 5965,5 -4731,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II Приморский край 76,1 1920,0 2900,7 13,9 -1031,5 -2319,6

Хабаровский край 66,2 5145,0 6964,4 4,0 2193,5 1744,1

Амурская область 64,4 2045,0 981,4 2,2 -906,5 -4238,9

Камчатская область 56,7 1213,0 75,8 25,2 835,4 -420,8

Магаданская область 38,4 434,0 4,9 6,9 56,4 -491,7

III Сахалинская область 65,4 635,0 634,6 33,9 257,4 138,0

Еврейская АО 45,2 178,0 118,5 13,7 -199,6 -378,1

Чукотский АО 6,9 86,0 0,0 -24,6 -291,6 -496,6

Источник: [4, 5].

Для субъектов ДВФО, учитывая особенности формирования структурной политики в этих регионах, мы предлагаем следующие направления ее реализации.

Рынок лесоматериалов: развитие внутрирегионального рынка лесо-продукции. Для субъектов ДВФО вошедших в третий кластер, это направление структурной политики должно являться одним из главных.

Инвестиции: значительное увеличение бюджетных средств. Развитие системы государственно-частного партнерства в области освоения и защиты лесных ресурсов. Если не будет бюджетного финансирования лесного комплекса этих регионов, то никакие прогрессивные структурные сдвиги невозможны.

Лесные ресурсы: усиление борьбы с лесными пожарами. Охрана лесов от пожаров должна являться основным видом лесохозяйственной деятельности, особенно в регионах, вошедших во второй кластер. В юго-восточных регионах ДВФО, отличающихся повышенной горимостью, экологический ущерб от лесных пожаров намного превышает ущерб от производственной деятельности лесных предприятий.

Кадры и инфраструктура: привлечение специалистов с предоставлением различных льгот и доплат. Для привлечения и закрепления кадров предприятия должны были развивать не только производственную инфраструктуру, но и социальную. Развитие транспортной инфраструктуры должно быть одним из главных направлений структурной политики в регионах, вошедших в третий кластер.

Производство лесопродукции: обновление материально-технической базы деревообрабатывающих предприятий и ввеение новых технологий глубокой переработки древесины. В основном состояние материально-технической базы многих предприятий лесного комплекса близко к критическому: срок эксплуатации достигает 25 лет, износ большинства машин и оборудования в среднем составляет более 50 %. Состояние основных производственных фондов негативно влияет на объемы производства лесопро-продукции и является одной из главных причин падения объемов производства на предприятиях лесного комплекса.

Структурные изменения в ДВФО, как и в стране в целом носили в основном стихийный, зачастую регрессивный характер. Названные особенности и условия функционирования лесного комплекса требуют тщательной разработки структурной политики, которая должна учитывать специфику региона и способствовать его устойчивому развитию.

Список литературы:

1. Лесопромышленный комплекс края в современных экономических условиях: Статистический сборник / Территориальный орган государственной статистики по Хабаровскому краю. - Хабаровск: 2007-2012.

2. Лесопромышленный комплекс Приморского края. - Владивосток: Приморский краевой комитет государственной статистики, 2000-2012.

3. Олейник Е.Б. Структура, структурная политика и структурные сдвиги в лесном комплексе Приморского края. - Владивосток: Изд. ТГЭУ 2008. -150 с.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 990 с.

5. Российский статистический ежегодник. 2012: Статистический сборник / Росстат. - М., 2012. - 786 с.

6. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fedstat.ru/indicators (дата обращения 09.09.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.