ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Соклакова И.В., Санталова М.С., Кузьмина Е.Ю., Плиев Х.И.
СОКЛАКОВА Ирина Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством, заведующий кафедрой экономики и управления, ЧОУ ВО «Академия управления и производства», НОЧУ ВО «Московский экономический институт», доцент кафедры государственных и муниципальных закупок Московского городского университета управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова, Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
САНТАЛОВА Марианна Сергеевна - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления, ЧОУ ВО «Академия управления и производства», Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
КУЗЬМИНА Елена Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент, 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством, доцент кафедры теории и организации управления, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ПЛИЕВ Хамзат Иссаевич - студент 5-го курса, специальность «Экономическая безопасность», ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет» - МСХА им. К.А. Тимирязева (ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева), Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье исследуются изменения на рынке медицинских услуг в условиях пандемии. Изучаются конкурентные преимущества медицинских учреждений, возможность использования платных и бесплатных услуг Рассматриваются основные направления развития частной медицины с учетом ее мобильности. Проводится анализ рынка медицинских услуг за 2016-2020 гг. и раскрываются перспективы развития на 2022-2025 гг., а также возможности использования современного оборудования, роль которого возрастает с развитием цифровых технологий. В статье отмечается, что в современных условиях повышаются требования к персоналу и увеличивается стоимость медицинских исследований. Предлагается использовать частные клиники в рамках ОМС, чтобы разгрузить госсектор медицины, который в период пандемии перегружен.
Ключевые слова: пандемия, конкуренция, здравоохранение, платные медицинские услуги, рынок медицинских услуг, частная медицина.
Для цитирования: Соклакова И.В., Санталова М.С., Кузьмина Е.Ю., Плиев Х.И. Особенности формирования и развития рынка медицинских услуг в условиях пандемии // Экономические системы. 2021. Том 14. № 3 (54). С. 88-94. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-3-88-94.
Введение
Пандемия 2020 г, вызванная вирусом СОУЮ-19, стала проверкой всей системы здравоохранения, включая как собственно оказание медицинской помощи пациентам, так и состояние фармацевтической и научно-исследовательской отраслей. Выявлены слабые стороны в системе здравоохранения, которые не были решены на протяжении последних десятилетий реформирования.
Все изменения в системе здравоохранения, направленные на оптимизацию в сфере государственных медицинских организаций, повлекли за собой проблемы с доступностью и качеством медицинской помощи, что частично способствовало развитию частной медицины.
Основная часть
В настоящее время рынок медицинских услуг можно условно разделить на два сегмента [5]:
1. Бесплатные услуги - такие виды услуг, которые гарантированы населению, оказываются в первую очередь в государственных и муниципальных учреждениях и финансируются из соответствующего бюджета, за счет страховых взносов (в настоящее время к таким относится ОМС - обязательное медицинское страхование) и других поступлений.
2. Платные услуги - услуги, оказываемые за плату как в государственных и муниципальных учреждениях, так и в частных медицинских организациях.
Формирование конкурентных преимуществ в условиях нестабильной экономики, мероприятия в рамках проводимой реформы здравоохранения, наличие ряда нормативных документов по оказанию платных медицинских услуг играют важную роль не только в масштабах государства, региона, но и для каждого конкретного медицинского учреждения независимо от форм собственности и объема предоставляемых услуг [8].
Если говорить о конкурентном преимуществе учреждения как производителе медицинских услуг, то нужно помнить, что обеспечение конкурентного преимущества - это долговременный процесс управленческой деятельности организации. Например, нельзя вдруг и сразу начать предоставлять услугу, для этого необходимо получить разрешение, т. е. лицензию на оказание этой услуги, на что уйдет около двух месяцев [7].
Частные страховые организации доводят средства системы ОМС до лечебных учреждений, но они никак не заинтересованы в повышении качества медицинской помощи застрахованным и снижении издержек на ее оказание. Дополнительный канал поступления средств в лечебно-профилактические учреждения - платные медицинские услуги и программы ДМС. Наличие этих источников, с одной стороны, позволяет лечебно-профилактическим учреждениям (в условиях недофинансирования) получить дополнительные средства для зарплаты сотрудников и текущего содержания учреждения, с другой стороны (в отсутствии жесткой регламентации этих услуг), приводит к снижению доступности
и качества медицинской помощи населению, обслуживаемому по программе государственных гарантий [2].
Такое положение позволяет активнее развиваться частной медицине, которая может быть более мобильна, а также оказывать медицинскую помощь с учетом специфики территории и населения.
При анализе статистических данных становится очевидно, что число больниц за последние 15 лет сократилось почти в 2 раза. Это можно объяснить тенденцией укрупнения. Число больничных коек тоже значительно сократилось, что может быть связано с изменением методологии статистики Минздрава, при которой с 2008 г. в статистические данные входят только круглосуточный стационар без учета койко-мест для дневных стационаров. Однако в государственной статистике не учитываются мелкие медучреждения, например частные стоматологические клиники.
По данным «Анализа рынка медицинских услуг в России», подготовленного Busines Stat в 2021 г., за 2016-2019 гг. объем рынка в стране вырос на 3,8%: с 2,09 до 2,17 млрд приемов [1].
В 2020 г наблюдалось сокращение объема рынка медицинских услуг на 10,8% относительно 2019 г., что составило 1,93 млрд приемов. Причиной спада стало снижение объемов амбулаторно-поликлинической медпомощи. Приостановка плановой медпомощи в условиях пандемии способствовала сокращению числа оказанных приемов в секторе ОМС. Спад в коммерческих секторах был связан с отказом от «несрочных» приемов по причине сокращения доходов. Кроме того, россияне старались не посещать медучреждения, опасаясь заразиться коронавирусом.
По прогнозам Busines Stat, в 2022-2025 гг. в России численность проведенных медицинских приемов будет постепенно повышаться и в 2025 г. достигнет 2,21 млрд. По сравнению с уровнем 2021 г показатель увеличится на 1,5% [1]. Ожидается, что после пандемии люди будут внимательнее следить за своим здоровьем.
Рост числа медицинских учреждений повышает требования к качеству оказываемых услуг, подготовке медицинских кадров с учетом требований современности, предусматривающих, в том числе умение работать на высокоточных аппаратах и другом медицинском оборудовании, расшифровку полученных результатов.
В связи с развитием цифровых технологий рынок аппаратов и оборудования для медицины совершенствуется, что позволяет проводить высокоточные исследования. Все это требует постоянного повышения квалификации специалистов, иначе приобретение такого оборудования будет бессмысленной тратой средств [4].
Частная медицина сталкивается с высокой затратностью, ресурсоемкостью, высоким уровнем риска и низкой рентабельностью, так как окупаемость проекта частной медицины обычно составляет не менее 5 лет. В связи с социальной значимостью оказания медицинских услуг населению можно сказать, что частная медицина больше относится к социальному предпринимательству, нежели к сфере бизнеса.
В этой ситуации государство не должно отталкивать частную медицину. Было бы правильнее разработать такую политику оказания медицинской помощи, при которой частные медучреждения стали бы помощниками и соратниками государства в тяжелых условиях пандемии. Частная медицина могла бы взять на себя оказание помощи пациентам с обращениями, не связанными с ШУЮ-19: с хроническими заболеваниями, сезонной простудой, пневмонией. Часть заболеваний при своевременной диагностике и назначении лечения не «довели» бы пациента до стационара, где риск заболевания ШУЮ-19 повышается в разы, а вылечились бы дома либо в дневных стационарах частных клиник.
Частным медцентрам необходимо разрешить выполнение ряда дополнительных медицинских услуг, которые в настоящее время ими не оказываются. Востребованность этих услуг можно проследить по другим медицинским клиникам. Если получена лицензия - значит, в медицинском учреждении есть необходимые помещения, оборудование и инструменты, но в ряде случаев нет специалистов. Таким образом, для расширения ассортимента оказываемых услуг медицинской клинике нужно стать интересной не только потребителю, но и врачу, который выберет для работы именно ее.
Конкуренция в сфере медицинских услуг связана в первую очередь с оказанием медицинской помощи населению, т. е. носит социальный характер. И главное в этой ситуации - в погоне за прибылью не забывать о правиле «не навреди». Поэтому частные клиники заинтересованы в высококвалифицированных кадрах, что создает высокую конкуренцию на рынке кадров медицинского персонала. Если раньше можно было говорить, что медики идут в частную медицину только за деньгами, то сейчас это было бы не совсем верно, так как в большинстве регионов в настоящее время медперсонал получает достойную заработную плату. Соответственно, частной медорганизации необходимо заинтересовать такого специалиста чем-то другим: удобным графиком, местоположением, наличием качественного оборудования и т. д. [5].
При расширении ассортимента медицинских услуг может быть привлечено больше пациентов, обслуживаемых по полисам добровольного медицинского страхования. Работодателям, которые обеспечивают ДМС своим работникам, выгодно сотрудничать с медицинским учреждением, где будем предоставлен больший объем услуг.
Медицинские многопрофильные центры находятся примерно в одинаковых условиях, соответственно, поддержание цен на среднем уровне на этом рынке возможно при условии отсутствия значительного роста цена на расходные материалы [6].
Важно подчеркнуть, что во время пандемии государственные и муниципальные учреждения загружены работой по оказанию медицинской помощи больным ШУЮ-19, что значительно снижает возможность оказания медицинской помощи пациентам с хроническими заболеваниями, с болезнями, не связанными с ШУЮ-19. В связи этим частные клиники могли бы оказать активную помощь в лечении заболеваний, не имеющих отношения к пандемии: хронических забо-
леваний, ОРВИ, ОРЗ, гипертонии и проч. В результате повысится возможность вовремя диагностировать болезни и оказать помощь тем, кто не болен корона-вирусом, но нуждается в медицинской помощи по другим заболеваниям.
Частные медучреждения могут обеспечить своевременное обследование и диагностику, получить результат и назначить лечение. Многие заболевания не нуждаются в наблюдении в стационаре и успешно лечатся дома на ранней стадии выявления. Тем самым можно разгрузить госсектор медицины, а многие пациенты будут выздоравливать дома, не попадая в стационары и не подвергаясь риску заразиться коронавирусом.
Заключение
Проведенный анализ показал, что при сравнении стоимости услуг по прейскуранту медицинского центра и стоимости оплаты этих услуг страховой компанией, работающей в системе ОМС, и выявлении их равенства (приблизительного), медицинский центр в рамках имеющихся у него условий может взять на себя часть нагрузки государственных и муниципальных учреждений, по обслуживанию пациентов с заболеваниями, не связанными с COVID-19, заключив договоры с указанными страховыми компаниями. Такое решение позволит увеличить количество пациентов, а также частично переориентировать их с услуг по ОМС на платные услуги, оказываемые частными медицинскими организациями (при условии удовлетворенности качеством услуг и обслуживания).
Источники
1. Анализ рынка медицинских услуг в России в 2015-2019 гг., оценка влияния коронавиру-са и прогноз на 2020-2024 гг. URL: https://businesstat.ru/images/demo/medicine_russia_demo_ businesstat.pdf (дата обращения: 07.07.2021).
2. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. URL: https://ast.social/108-koncepciya-zdravoxraneniya-2020.html (дата обращения: 07.07.2021).
3. ГорловВ.В., Кузьмина Е.Ю., СуратВ.И., Соклакова И.В. Управление потенциалом предприятия в условиях кризиса. Москва : ИТК «Дашков и Ко», 2021. 194 с.
4. Санталова М.С., Борщева А.В., Соклакова И.В., Сурат И.Л. Инновационное управление персоналом: цифровые технологии и развитие креативности. Москва : ИТК «Дашков и Ко», 2021. 208 с.
5. Селезнев В.Д., Волков С.Д. Проблемы конкуренции в российском здравоохранении // Научный журнал НИУ ИТМО. 2016. № 1. С. 112-117. Серия «Экономика и экологический менеджмент».
6. Соклакова И.В., Горлов В.В., Пашков П.А. Повышение эффективности системы управления рисками // Вестник университета. 2021. № 3. С. 14-18.
7. Швец Ю.Ю. Обеспечение конкурентоспособности медицинской услуги // ACTUAL SCIENCE. 2016. Т. 2. № 11. С. 343-345.
8. Santalova M.S., Soklakova I.V., Ievleva A.A., Elovatskaya T.A. Effective tax management of the organization // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS : Collection. International Conference on Finance, Entrepreneurship and Technologies In Digital Economy. 2020. С. 246-254.
FEATURES OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE MEDICAL SERVICES MARKET IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC
Soklakova I.V., Santalova M.S., Kuzmina E.Yu., Pliev K.I.
SOKLAKOVA Irina Vladimirovna - Ph.D. in economic sciences, associate professor, 08.00.05 -economy and management of the national economy, head of the Department of Economics and Management, Academy of Management and Production, Moscow Institute of Economics, associate professor of the Department of State and Municipal Procurement of the Moscow City University of Management of the Government of Moscow named after Yu.M. Luzhkov, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
SANTALOVA Marianna Sergeevna - doctor of economic sciences, professor, professor of the Department of Economics and Management, Academy of Management and Production, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
KUZMINA Elena Yur'evna - Ph.D. in economic sciences, associate professor, 08.00.05 - economy and management of the national economy, associate professor of the Department of Theory and Organization of Management, State University of Management, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
PLIEV Khamzat Issaevich - 5th-year student of the specialty «Economic Security», Russian State Agrarian University - Moscow State Agricultural Academy named after K.A. Timiryazev (Moscow State Agrarian University named after K.A. Timiryazev), Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article examines the changes in the market of medical services in the context of a pandemic. The competitive advantages of medical institutions, the possibility of using paid and free services are being studied. The main directions of the development of private medicine, taking into account its mobility, are considered. The analysis of the medical services market for 2016-2020 years and development prospects for 2022-2025 years is carried out, the possibilities of using modern equipment, the role of which increases with the development of digital technologies, are revealed. The article notes that in modern conditions, the requirements for personnel are increasing and the cost of medical research is increasing. It is proposed to use private clinics within the framework of the CHI to relieve the public sector of medicine, which is overloaded during the pandemic.
Keywords: pandemic, competition, healthcare, paid medical services, medical services market, private medicine.
For citation: Soklakova I.V., Santalova M.S., Kuzmina E.Yu., Pliev K.I. Features of the formation and development of the medical services market in the context of a pandemic. Economic Systems. 2021. Vol. 14. No. 3 (54). P. 88-94. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-3-88-94.
References
1. Analysis of the medical services market in Russia in 2015-2019, assessment of the impact of coronavirus and forecast for 2020-2024. URL: https://businesstat.ru/images/demo/medicine_ russia_demo_businesstat.pdf (accessed: 07.07.2021).
2. The concept of the development of the healthcare system in the Russian Federation until 2020. URL: https://ast.social/108-koncepciya-zdravoxraneniya-2020.html (дата обращения: 07.07.2021).
3. Gorlov V.V., Kuzmina E.Yu., Surat V.l., Soklakova I.V. Managing the potential of an enterprise in a crisis. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2021. 194 p.
4. Santalova M.S., Borshcheva A.V., Soklakova I.V., Surat I.L. Innovative personnel management: digital technologies and the development of creativity. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2021. 208 p.
5. Seleznev V.D., Volkov S.D. Problems of competition in Russian healthcare. Scientific Journal of NIUITMO. 2016. No. 1. Р 112-117. The series «Economics and Environmental Management».
6. Soklakova I.V., Gorlov V.V., Pashkov P.A. Improving the effectiveness of the risk management system. Vestnikuniversiteta. 2021. No. 3. Р. 14-18.
7. Shvets Yu.Yu. Ensuring the competitiveness of medical services. ACTUAL SCIENCE. 2016. Vol. 2. No. 11. P. 343-345.
8. Santalova M.S., Soklakova I.V., Ievleva A.A., Elovatskaya T.A. Effective tax management of the organization. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS : Collection. International Conference on Finance, Entrepreneurship and Technologies In Digital Economy. 2020. Р. 246-254.