Научная статья на тему 'Особенности формирования и развития рынка медицинских товаров и услуг в России'

Особенности формирования и развития рынка медицинских товаров и услуг в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3766
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК / МЕДИЦИНСКИЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорофеев Владимир Иванович

В статье рассматриваются предпосылки возникновения и принципы функционирования социально ориентированного рынка медицинских товаров и услуг в системе национального здравоохранения.Показана роль, определены основные направления и механизмы государственного регулирования рынка медицинских товаров и услуг в современных условиях хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This scientific issue deals with conditions of foundation and main principles of operation of socially orient market of medical goods and services in the system of national health protection. The other of the article shows the role and main mechanism of the government development and regulation of the market of medical goods and services in modern national economy

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и развития рынка медицинских товаров и услуг в России»

Дорофеев Владимир Иванович

Особенности формирования и

развития

рынка медицинских товаров и услуг

в России

В статье рассматриваются предпосылки возникновения и принципы функционирования социально ориентированного рынка медицинских товаров и услуг в системе национального здравоохранения.

Показана роль, определены основные направления и механизмы государственного регулирования рынка медицинских товаров и услуг в современных условиях хозяйствования.

Рынок, медицинские товары и услуги, здравоохранение, государственное регулирование.

Возникновение и развитие рынка медицинских товаров и услуг в России обусловлены формированием рыночных отношений и становлением страхового здравоохранения, появлением в экономическом укладе различных видов собственности и организационно-правовых форм лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), фармацевтических фирм и аптек.

Важнейшими предпосылками функционирования рынка медицинских товаров и услуг (МТУ) являются:

- наличие независимых производителей товаров и услуг, свобода предпринимательской деятельности и гарантии прав собственности различных экономических субъектов;

- реальные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение;

- конкуренция производителей услуг и товаров, выступающая основой движущей силой свободного рынка;

- свободный перелив капиталов между различными отраслями и регионами страны;

- наличие финансового капитала и обслуживающих его структур, образование финансового рынка, включающего рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг и валютный рынок;

- наличие рынка труда и наемной рабочей силы с развитой системой ее подготовки и переподготовки;

- открытость экономики России мировым интеграционным процессам.

За рубежом принято различать в здравоохранении и формации три типа рынков: свободный, регулируемый и комбинированный.

Свободный (конкурентный) рынок диктует, какие товары и услуги производить и изготавливать для удовлетворения потребности населения и ЛПУ, по каким ценам, в каком количестве и какого качества.

Регулируемый рынок отличается от свободного рынка тем, что цены, объемы продаж и другие его элементы контролируются государством.

Комбинированный рынок, характерный сегодня для абсолютного большинства стран, в том числе и России, сочетает в себе признаки как свободного, так и регулируемого рынка.

С точки зрения объекта обмена современный рынок МТУ представляет собой совокупность отдельных составляющих рынка: потребительского, рынка услуг, средств производства, капиталов, труда, валютного рынка.

Баланс между ресурсами рынка и спросом на медицинские товары и услуги достигается посредством приспособления ресурсных возможностей к меняющемуся спросу. Другой способ

Ы О К О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•по

>■

ьа о

\

о

РЭ

Си К

К ич О

ч н

^¡ч

к

г

о и

о

и

обеспечения такого баланса - адаптация спроса к ресурсам с помощью рекламы, цены и т.п. -должен использоваться лечебными, фармацевтическими и аптечными организациями в ограниченном объеме при непременном условии регулирующего воздействия государства, поскольку важнейшей особенностью медицинской и фармацевтической деятельности является, несомненно, их социальная направленность.

Таким образом, рынок медицинских товаров и услуг является социально ориентированным, а его регулирование должно осуществляться методами государственного воздействия на систему экономических отношений [1].

Из этого следует требование обязательного обеспечения «обратной связи» между результатами медицинской и фармацевтической деятельности и оценки баланса в системе «ресурсы - спрос». Конкретной формой выражения такой обратной связи является маркетинговое исследование рынка медицинских товаров и услуг. Помимо этого, объективно существует «асимметрия» информации о медицинских товарах и услугах для пациента, врача и производителя в отношении качества и свойств оказываемых услуг: конечный потребитель не всегда способен или может получить достоверную и исчерпывающую информацию о предоставляемых ему услугах, поэтому пациент, врач и производитель зачастую выступают как неравные участники рыночных отношений.

Поскольку рынок МТУ представляет собой систему экономических отношений между производителями и потребителями в процессе купли-продажи медицинских товаров и услуг, постольку при этом формируется три взаимодействующие величины: свободное предложение товаров (услуг), спрос и цены на них. Цена является денежным выражением стоимости конкретных видов товаров (услуг). Спрос подразумевает платежеспособность той части потребностей, которая обеспечена денежными средствами потребителей (покупателей). Предложение - это те услуги и товары, которые уже находятся или могут быть доставлены на рынок их производителями (продавцами).

Чем ниже цена, тем больше реализуется товаров (услуг). Верно и обратное: с ростом цен на товары (услуги) уровень спроса на них, естественно, уменьшается. Поэтому в практической деятельности важно ориентироваться не только на изменение спроса, но и на его эластичность, т.е. на степень его изменения в зависимости от динамики цен. Дело в том, что спрос разных групп населения (с неодинаковыми доходами, запросами, демографическими характеристиками) на один и тот же медицинский товар (услугу) может быть как эластичным, так и неэластичным. В зависимости от денежных доходов населения, а также от того, насколько необходимы ему те или иные виды МТУ, формируется цена спроса на них, т.е. та максимальная цена, за которую потребитель сможет их приобрести.

Таким образом, цена выступает сигналом, сообщающим предпринимателям и потребителям о том, как им надо действовать на рынке. Именно поэтому предпринимателям рекомендуется всегда начинать новое дело с изучения конъюнктуры (сложившегося положения) рынка, важной составной частью которого является маркетинговое исследование.

Особенности таких социально значимых товаров и услуг, каковыми являются МТУ, проявляются тогда, когда минимальная цена производителя оказывается все же выше той максимальной цены потребителя, по которой он может приобрести эти жизненно важные блага.

В условиях традиционного рынка обычных товаров и услуг такой разрыв минимальной цены производителя и максимальной цены покупки потребителем приводит к прекращению их производства. Производство же медицинских товаров и услуг прекращать нельзя. Чтобы этого не случилось, регулированием рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения должно заниматься государство, которое посредством дотаций (субвенций, субсидий) компенсирует часть затрат производителя, а в отдельных случаях даже организует (централизованно планирует) производственную и сбытовую деятельность с целью минимизации тран-сакционных общественных издержек.

Вместе с тем полный всеобъемлющий контроль и активное участие государства в рыночных процессах (на макроэкономическом уровне) - явление негативное, сдерживающее экономический рост в отрасли и отрицательно сказывающееся на мотивации труда работников. Например, именно рынок позволяет налаживать эффективные связи аптечных организаций с производителями фармацевтической продукции, обеспечивая развитие единого медико-

фармацевтического комплекса. В условиях рыночной конкуренции фармацевтическая служба «очищается» от профессионально и экономически слабых хозяйствующих субъектов. Открываются возможности для более продуктивных и перспективных субъектов хозяйствования.

В теории менеджмента принято различать следующие формы конкуренции, способствующие повышению эффективности общественных издержек:

- функциональная, связанная с тем, что одну и ту же потребность можно удовлетворить различными товарами, например, препаратами одной фармакотерапевтической группы;

- видовая, при которой расходные материалы и средства аналогичного действия (в частности, фармакологические) выпускаются производителями в разном оформлении (упаковках) или способах применения (лекарственных формах);

- предметная, возникающая, как правило, между аналогичными видами услуг и товаров разных предпринимательских структур (фирм);

- ценовая, при которой конкуренция достигается с помощью манипуляции ценами.

Отдельно выделяется незаконная (недобросовестная) конкуренция, когда удаление конкурента с рынка обеспечивается ценой подрыва престижа его услуг и товаров.

Истинный рынок МТУ со свойственными ему разнородными функциями должен обладать действенными механизмами саморегулирования, стимулирования, государственной поддержки, ориентированными на потребности и запросы человека [2].

Насколько опасно неуправляемое функционирование рынка МТУ, можно судить по современному состоянию дел в России. Однако возникающие проблемы - это во многом следствие негибкости управления здравоохранением, отсутствия эффективных механизмов правового регулирования деятельности ЛПУ, фармацевтических организаций (производителей лекарственных средств, оптовых фирм и аптек) и индивидуальных предпринимателей.

В условиях рынка МТУ должны действовать тенденции и закономерности, создающие возможности вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов рынка в тех областях, где такое вмешательство было бы эффективным. Для этого необходимо активизировать разработку и принятие разного рода организационно-правовых и нормативных актов, касающихся развития экономической базы предпринимательства, формирования налоговой и финансово-кредитной политики, банковской системы (для контроля за денежным обращением) и т.д.

Поскольку за состояние здоровья человека и общества конституционную ответственность несет государство, то рынок медико-фармацевтических услуг и товаров принимает форму смешанной социально-рыночной экономики (т.н. «рыночное государственное регулирование»). Основные положения социально ориентированного рынка медицинских товаров и услуг сводятся к следующим принципам:

- целевой установкой его функционирования является адекватный экономическому развитию страны уровень здоровья для всех слоев населения;

- путь к достижению этой цели лежит через свободный выбор МТУ и формы обслуживания, а также через процесс рыночной конкуренции между ЛПУ, фармацевтическими фирмами и аптечными организациями различных организационно-правовых форм;

- активная и ответственная роль в создании такой конкуренции отводится государству и профессиональным объединениям работников отрасли;

- государство должно вмешиваться в те сферы деятельности по охране здоровья населения, где имеют место «провалы» рынка, т.е. где действие рыночных сил увеличивает совокупные общественные издержки;

- действие объективных законов свободного рынка используется для усиления их позитивного (или ослабления негативного) влияния на охрану здоровья граждан;

- обязательным условием является повышение качества труда специалистов в условиях емкого, конкурентоспособного и стабильного рынка производства и реализации медицинских товаров и услуг. Такой подход предусматривает обеспечение баланса интересов всех социальных групп, слоев населения и производителей МТУ.

С одной стороны, достижение равновесия между социальной справедливостью и экономическими интересами производителя МТУ основывается на реализации запросов потребителя. В этих целях государство разрабатывает основные формы социальной защиты населения

Ы О К О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•по

>■

ьа о

(введение социально гарантированного минимума фармацевтических медицинских товаров и услуг; повышение доступности высокоэффективных медикаментов в государственном секторе; исчерпывающий перечень льгот для слабо защищенных слоев граждан в платном секторе; внедрение различных форм контроля за фармацевтическим рынком и т.д.).

С другой стороны, неоправданная ориентация только на социальные нужды потребителя (в первую очередь пенсионеров, инвалидов, нетрудоспособных и лиц, потерявших работу, низкооплачиваемых работников, детей и молодежи) без учета воспроизводственного потенциала поставщика может привести к убыточности и свертыванию производства МТУ. Ослабление подобной угрозы неизбежно связывается с формированием многоукладного сектора отечественного здравоохранения, внедрением эффективных налогово-кредитных и других механизмов.

Таким образом, актуальной становится необходимость разработки и реализации четкого и последовательного механизма мер при разгосударствлении ЛПУ и других организаций здравоохранения в справедливых интересах трудовых коллективов, граждан и общества в целом.

Допущение существования различных форм собственности в секторе отечественного здравоохранения должно быть направлено на создание благоприятных условий для повышения его эффективности, улучшения качества медицинской помощи населению, развития профессиональной установки врачей, фармацевтов и провизоров. Предполагается также преодоление таких социально отрицательных явлений, свойственных сегодня российскому здравоохранению, как теневая экономика, демпинговые цены на контрабандные поставки лекарственных средств, необоснованная дифференциация условий обслуживания и др.

Накопленный мировой опыт свидетельствует о многообразии форм государственного регулирования медицинской и фармацевтической деятельности. Это могут быть, в частности, государственные закупки фармацевтических товаров и услуг - «государственный заказ» (США), реализация механизма финансовых и налоговых регуляторов в отрасли (Германия, Швеция), координация долгосрочных стратегических целей (Япония), прямое воздействие государства на развитие здравоохранения.

Степень социальной ориентации экономики в наиболее обобщенном виде характеризуют такие показатели, как:

- доля налогов и социальных сборов в объеме валового внутреннего продукта (по данным на середину 2000-х гг. этот показатель составлял в США - 30%, в Германии - 40%, в Швеции - 55%, в Японии - 33%);

- совокупные расходы государства на здравоохранение в объеме ВВП (США - 33%, Германия - 45%, Швеция - 60%, Япония - 30%. В России - не более 7%);

- доля и отраслевая структура социальных расходов в бюджете страны и др. [3].

В заключение отметим следующее.

Экономика, основанная на рыночных отношениях, становится социально ориентированной, если она создает на каждом этапе своего развития условия для нормального воспроизводства населения в целом и трудовых ресурсов в частности, расширяет возможности социальных институтов, обеспечивает систему социальных прав и гарантий, создает механизм их реализации. Из опыта недавнего прошлого мы также знаем, что в результате всеобъемлющего огосударствления государство само меняет свой характер, централизованное управление начинает преобладать, и в этих условиях уже совершенно невозможно эффективно контролировать бюрократию, господствующую, в том числе, и в государственном секторе здравоохранения.

В этой связи формирование и развитие цивилизованного рынка МТУ является необходимым условием решения множества проблем, связанных с повышением качества жизни населения России.

Литература

[1] Стародубов В.И., Дорофеев В.И. и др. Концептуальные вопросы развития здравоохранения и фармацевтического сектора Российской Федерации. - СПб.: Из-во СПБГМУ, 1999.

[2] Дорофеев В.И. Формирование фармацевтического рынка и национальная безопасность России // Стратегия развития экономики РФ и проблемы национальной безопасности. - М.: ВГНА, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[3] Droit social. - Paris. - 2007. - №3.

О pq

Plh

К К

U-i

О

1=2

Н

£¡4

к S о ш

о

и

£Т5

ЭКОНОМИКА. НАЛОГИ. ПРАВО.

ГО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.