Научная статья на тему 'Рынок медицинских услуг как социально-экономическая система'

Рынок медицинских услуг как социально-экономическая система Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2286
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРИЗНАКИ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ КАК СИСТЕМЫ / THE MARKET OF MEDICAL SERVICES IS A SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM / CHARACTERISTICS OF THE MARKET OF MEDICAL SERVICES AS A SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титова Александра Олеговна

Рассмотрены различные подходы к определению рынка медицинских услуг. Дано авторское определение рынка медицинских услуг как социально-экономической системы, выделены общесистемные и специфические признаки рынка медицинских услуг как социально-экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author gives her own opinion concerting different methodological approaches to analyze the medical services market. She gives her own interpretation of medical services market as a social and economic system. She pays her attention on specific and neutral characteristics of the medical as a social and economic system.

Текст научной работы на тему «Рынок медицинских услуг как социально-экономическая система»

УДК 338.4(075)

А.О. Титова

РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Рассмотрены различные подходы к определению рынка медицинских услуг. Дано авторское определение рынка медицинских услуг как социальноэкономической системы, выделены общесистемные и специфические признаки рынка медицинских услуг как социально-экономической системы.

Рынок медицинских услуг как социально-экономическая система, признаки рынка медицинских услуг как системы.

A.O. Titova

MEDICAL SERVICES MARKET AS A SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM

The author gives her own opinion concerting different methodological approaches to analyze the medical services market. She gives her own interpretation of medical services market as a social and economic system. She pays her attention on specific and neutral characteristics of the medical as a social and economic system.

The market of medical services is a social and economic system, characteristics of the market of medical services as a system.

В современном мире здоровье населения является одним из значимых конкурентных преимуществ любой страны на мировом рынке, а следовательно, поддержание и укрепление здоровья населения РФ должно являться одной из стратегических задач государства.

Как отмечается в докладе Всемирного банка «Реформирование системы здравоохранения Российской Федерации в целях улучшения состояния здоровья населения: основные задачи на 2008 год и последующий период», по показателям состояния здоровья населения Российская Федерация значительно отстает от других стран «большой восьмерки» и стран со средним уровнем доходов, о чем свидетельствует официальная статистика. В России ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет 66 лет, что на 16 лет меньше, чем в Японии, и на 14 лет меньше среднего уровня в странах Европейского Союза. Высокий уровень заболеваемости и смертности российского населения трудоспособного возраста представляет угрозу для социально-экономического развития и национальной безопасности страны [3, с.22].

Потребность в сохранении здоровья занимает первое место в иерархии потребностей, особенно в современных условиях, когда Россия стоит перед угрозой демографического кризиса. «...С 1992 г. численность российского населения сократилась на 6 млн. человек и составляет в настоящее время 143 миллиона. В большинстве экспертных оценок прогнозируется, что к 2050 г. численность населения сократится еще примерно на 30%... По расчетам экспертов, для восполнения дефицита трудоспособного населения после 2007 г. потребуется ежегодный приток примерно 1 млн мигрантов трудоспособного возраста» [3, с.23]. Сокра-

щение государственного финансирования здравоохранения привело в результате к ухудшению состояния здоровья населения Российской Федерации. «С 2001 года в России доля государственных расходов на здравоохранение в валовом внутреннем продукте (ВВП) колеблется в диапазоне от 2,7 до 3,6%. Это низкий показатель по сравнению со странами ЕС, которые в среднем тратят на здравоохранение 6-8% ВВП» [3, с.23]. В таких условиях государство должно уделить особое внимание рынку медицинских услуг, развитию конкуренции на данном рынке, совершенствованию ценообразования на медицинские услуги, что приведет к повышению качества предоставления медицинских услуг и улучшению показателей состояния здоровья населения Российской Федерации. Реализация данных задач возможна посредством взаимодействия заинтересованных сторон на рынке медицинских услуг.

Существуют различные подходы к определению понятия «рынок медицинских услуг». По мнению одних авторов, рынок медицинских услуг - это форма взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами [5, с.9]. По мнению других, это институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг, между которыми возникают экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена [7, с.9]. По мнению третьих, рынок медицинских услуг может быть определен, с одной стороны, как совокупность всех медицинских технологий, изделий медицинской техники, методов организации медицинской деятельности, фармакологических средств, реализуемых в условиях конкурентной экономики, с другой стороны, как совокупность существующих и потенциальных производителей и потребителей медицинских услуг [1, с.15].

На наш взгляд, в определении рынка медицинских услуг, данном Н.Г. Малаховой, исключена роль посреднических организаций и потребителей медицинских услуг. В связи с этим нечетко определена роль во взаимодействии пациентов (потребителей) услуг и организаций, оказывающих посреднические услуги при оказании медицинских услуг (фонд обязательного медицинского страхования, фонды добровольного медицинского страхования, страховые компании и др.). На наш взгляд, основными субъектами любого рынка являются потребители и производители товаров и услуг.

В определении рынка медицинских услуг, которое дают С. А. Столяров, Р. А. Галкин, С.И. Двойников, В.В. Павлов, И.В. Поляков, С.А. Уваров, хотя и отражается процесс взаимодействия между поставщиками и потребителями медицинских услуг, однако, не указана роль посреднических организаций на рынке медицинских услуг.

На рынке медицинских услуг, в его классическом понимании, потребитель в качестве которого выступает пациент, покупает продукцию (медицинские услуги) по рыночным ценам у любого производителя, представленного на рынке. В качестве производителя на рынке медицинских услуг выступают учреждения, производящие медицинские услуги, т.е. лечебно-профилактические учреждения, диспансеры, амбулатории и т. д. Выбор пациента определен, главным образом, ценой на получаемую продукцию (медицинскую услугу). Таким образом, количество медицинских услуг, которые пациент будет готов купить, прямо пропорционально цене, по которой ее предлагает производитель. Другими словами, чем ниже цена на медицинские услуги, тем больше этих услуг он будет готов оплатить. Производитель, в свою очередь, увеличит количество оказываемых услуг и цены на них. Однако, при увеличении цены на медицинские услуги спрос на них у потребителя изменяется, что приводит к снижению спроса, а это, в свою очередь, приводит к снижению цены производителями. Равновесие на рынке медицинских услуг складывается в том случае, когда цена и количество предлагаемых и покупаемых услуг совпадают, однако, складывающееся равновесие неустойчиво. Описанная ситуация возможна только на идеальных рынках, на которых соблюдается ряд условий: действие на рынке большого числа мелких производителей, определенность, доступность информации, свобода потре-

бителей от советов врачей, имеющих собственные интересы, а рынок медицинских услуг функционирует на условиях свободной конкуренции.

Определенность означает, что потребитель точно знает, в каких услугах и какого объема он нуждается. Это крайне редко встречается на рынке медицинских услуг, единственным исключением являются профилактические услуги. Поскольку медицинские услуги - «отрицательный» товар, то его приобретают только в случае заболевания, а случается это, как правило, неожиданно и непредвиденно.

Идеальный рынок может функционировать только при условии полноты и доступности информации у потребителя (пациента) о покупательских свойствах товара (медицинских услуг). Это означает, что пациент должен объективно оценивать состояние своего здоровья, точно знать, какие конкретно медицинские услуги ему нужны и какие изменения могут произойти в результате оказания выбранной услуги. Очевидно, что на рынке медицинских услуг такие знания практически недостижимы.

На идеальном рынке потребитель принимает решение самостоятельно, что невозможно на рынке медицинских услуг. За медицинскими услугами пациент обращается к врачу, который является, в отличие от пациента, профессионалом в области медицины. Именно врач определяет и количество, и набор медицинских услуг, покупаемых пациентом [4, с.7].

В силу специфики рынка медицинских услуг как социально значимого рынка цена на медицинские услуги не может устанавливаться на основе существующего спроса и предложения. Поскольку она складывается, главным образом, на основе предложения, врач является субъектом, непосредственно оказывающим медицинские услуги, и он заинтересован в том, чтобы его труд был оценен высоко. В отдельных случаях нельзя признать его объективным при установлении качества и цены на медицинскую услугу.

Следует признать, что при оценке качества медицинской услуги и затрат на ее производство у врача, как у непосредственного производителя, преобладает субъективный подход. Пациент, в силу жесткой необходимости получения медицинской услуги в случае заболевания, также не может объективно оценить качество, объем и цену предоставляемой медицинской услуги. В такой ситуации необходимо участие «третьей стороны», т.е. организации, оказывающей посреднические услуги при финансировании оказанной медицинской услуги, а также организаций, контролирующих качество оказания медицинской услуги. В определении, данном Р. А. Галкиным, С.И. Двойниковым и другими, на наш взгляд, рынок медицинских услуг трактуется необоснованно широко, включая продажу непосредственно медицинских услуг и инфраструктурные элементы рынка услуг здравоохранения.

По нашему мнению, рынок медицинских услуг - это отношения, возникающие по поводу купли-продажи медицинских услуг между поставщиками (лечебно-профилактические учреждения, диагностические центры, стационары и др.) и потребителями (пациенты) медицинских услуг, при условии, что потребитель получает медицинскую услугу при посредничестве таких организаций как фонд обязательного медицинского страхования, фонды добровольного медицинского страхования, страховые компании и др., а также организаций, осуществляющих контроль за качеством предоставления медицинских услуг (органы государственной власти, осуществляющие деятельность по лицензированию и сертификации учреждений, предоставляющих медицинские услуги) и общественных организаций, занимающихся мониторингом рынка медицинских услуг.

Наличие различных субъектов свидетельствует о том, что рынок медицинских услуг является системой, которую можно охарактеризовать как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, в качестве которых выступают различные лечебные учреждения (лечебно-профилактические учреждения, диагностические центры, стационары и др.), пациенты, различные страховые организации, контролирующие органы, а также различные общественные организации, занимающиеся изучением спроса, предложения и качества медицинских услуг, а также осуществляющие мониторинг рынка медицин-

ских услуг. На наш взгляд, рынок медицинских услуг следует рассматривать как социальноэкономическую систему (см. рисунок).

Рынок медицинских услуг по характеру и содержанию входящих в него элементов является сложной социально-экономической системой. Во-первых, его отличают разнотипность и множественность входящих в него элементов, которые отвечают за выполнение различных функций [2, с.26]. Так, учреждения, непосредственно предоставляющие медицинские услуги населению (различные виды лечебных учреждений), и пациенты являются основными элементами системы, непосредственно связанными между собой. Органы государственной власти, осуществляющие деятельность по лицензированию и сертификации учреждений, предоставляющих медицинские услуги; различные общественные организации, осуществляющие мониторинг рынка медицинских услуг и участвующие в контроле качества предоставляемых медицинских услуг, и организации, предоставляющие посреднические услуги потребителям и производителям на рынке медицинских услуг, являются косвенными элементами на рынке медицинских услуг.

Рынок медицинских услуг, являясь социально-экономической системой, обладает рядом общесистемных и специфических признаков:

1. Целостность. Все элементы данной системы представляют единое целое, так как объединены общей целью (поддержание и укрепление здоровья населения), расположением (территориальный признак), то есть система ограничена определенной территорией, в качестве которой может выступать как отдельное муниципальное образование, субъект Федерации, так и страна в целом, управлением (организационный признак).

2. Взаимообусловленность функционирования частей - элементы системы взаимосвязаны таким образом, что функционирование одних элементов зависит от функционирования других. Таким образом, исключение из системы одного из элементов, например, пациентов, или лечебных учреждений поставит под вопрос не только функционирование системы, но и само ее существование.

3. Многофункциональность системы проявляется в том, что составляющие ее элементы различаются по своим функциям:

Пациенты несут на себе в основном потребительскую функцию.

Лечебные учреждения выполняют функции производителя медицинских услуг, функции по поддержанию здоровья населения, профилактике социально опасных заболеваний.

Рынок медицинских услуг как социально-экономическая система

Производители услуг:

- Лечебно-профилактические учреждения,

- Диагностические центры,

- Стационары и др.

Посреднические

организации:

- Фонд обязательного медицинского страхования,

- Фонды добровольного медицинского страхования

- Страховые компании

Потребители

услуг:

Пациенты

Контролирующие

органы:

Органы государственной власти, осуществляющие деятельность по лицензированию и сертификации учреждений,предоставляющих медицинские услуги

Общественные

организации

Страховые организации выполняют посреднические функции при финансировании оказания медицинской услуги.

Органы государственной власти выполняют функции контроля на рынке медицинских

услуг.

Общественные организации выполняют функции мониторинга и общественного контроля рынка медицинских услуг, а также функцию информирования об организациях, действующих на рынке медицинских услуг.

4. Адаптивность, т.е. способность приспособления к изменению условий в окружающей среде. В связи с тем, что в последние годы происходит углубление и расширение культурных межгосударственных связей, расширение сферы туристических услуг и интеграция России в мировое пространство, что приводит к проникновению на территорию страны различных несвойственных для данной территории заболеваний; активное развитие рынка медицинских технологий, что приводит к внедрению новых, более технологичных методов лечения, рынок медицинских услуг вынужден приспосабливаться к новым вызовам посредством изменения структуры, функций отдельных элементов, а также вовлечения в действие резервных частей и ресурсов, взаимозаменяемых элементов.

5. Стохастичность, т.е. вероятностный характер функционирования, наличие элементов случайности в действии системы, обусловленных неопределенностью ситуации во внешней окружающей среде и случайным характером процессов, протекающих в самой системе [5, с.122]. На рынке медицинских услуг очень распространен фактор случайности, так как на него осуществляется воздействие: эпидемии, катастрофы, природные катаклизмы, конфликты и др.

6. Динамизм - зависимость параметров функционирования от времени. Поскольку изменения как внутри рынка медицинских услуг, так и во внешней среде, непосредственно на него влияющей, происходят постоянно, то данный рынок, как любая система, реагирует на эти вызовы путем внесения изменений в систему, позволяющих регулировать функции системы во времени.

7. Способность к развитию - наличие потенциала развития системы, позволяющего улучшать ее структуру, изменить нужным образом функции, совершенствовать систему в целом [5, с.122]. Данное свойство применимо к рынку медицинских услуг в полной мере, так как активно развивающаяся в последние годы отрасль, производящая высокотехнологичное оборудование для учреждений, оказывающих медицинские услуги, введение новых способов диагностики и лечения заставляют рынок медицинских услуг реагировать на вызовы путем изменения системы управления и состава функций отдельных элементов.

Помимо общесистемных, рынок медицинских услуг имеет ряд специфических признаков. К ним можно отнести:

Во-первых, на рынке медицинских услуг высоко значение личного фактора при оказании медицинской услуги, что выражается в положительном эффекте медицинских услуг

при взаимодействии производителя с потребителем медицинской услуги. Кроме того, конечным результатом оказания медицинской услуги является изменение состояния пациента.

Во-вторых, фаза производства медицинской услуги зачастую опережает ее потребление. Это связано с необходимостью проведения подготовительного периода при отдельных видах заболеваний, связанного с необходимостью проведения лабораторно-диагностических исследований и постановкой диагноза. Однако процесс производства и процесс потребления медицинской услуги совпадают по времени.

В-третьих, существует значительный временной лаг между моментом оказания медицинской услуги и изменением состояния пациента, являющегося конечным результатом оказания медицинской услуги.

В-четвертых, невозможно определить точную стоимость конечных результатов функционирования рынка медицинских услуг.

Таким образом, можно констатировать, что рынок медицинских услуг является сложной социально-экономической системой, обладающей рядом общесистемных и специфических признаков, деятельность которой направлена, главным образом, на удовлетворение потребностей производителей (организаций, предоставляющих медицинские услуги) и потребителей (пациентов) медицинских услуг с целью поддержания и укрепления здоровья населения, а также снижения уровня смертности для эффективного социально-экономического развития и национальной безопасности страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маркетинг, лизинг, логистика в здравоохранении / Р.А. Галкин, С.И. Двойников,

В.В. Павлов и др. Самара - СПб.: Перспектива, 2000. 176 с.

2. Герасимова В.В. Системный подход как общеметодологический принцип исследования социально-экономических систем / В. В. Герасимова // Актуальные проблемы социальноэкономического развития России: сб. науч. статей. Саратов: Научная книга, 2007. С. 22-28.

3. Доклад об экономике России. Июнь 2008 г. Всемирный банк // http://www.worldbank.org.ru. 32 с.

4. Природа и особенности рынка добровольного медицинского страхования в странах Европейского союза / В.З. Кучеренко, Л.А. Берестов, С.А. Мартынчик и др. // Экономика здравоохранения. 2006. № 6. С. 5-14.

5. Малахова Н.Г. Маркетинг медицинских услуг: метод. пособие / Н.Г. Малахова. М.: МЦФЭР, 1998. 90 с.

6. Райзберг Б.А. Курс управления экономикой / Б.А. Райзберг. СПб.: Питер, 2003.

528 с.

7. Столяров С. А. Рынок медицинских услуг: некоторые его характеристики, проблемы и аспекты управления / С.А. Столяров; 3-е изд., испр. и дополн. Барнаул: Аз Бука, 2005. 269 с.

Титова Александра Олеговна -

аспирант кафедры «Экономика»

Поволжской академии

государственной службы им. П. А. Столыпина, г. Саратов

Titova Alexandra Olegovna -

Post-graduate student of the Department of «Economics» of Povolzhsky Region Academy of Civil Service in the name of P.A. Stolypin, Saratov

Статья поступила в редакцию 12.05.09, принята к опубликованию 17.07.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.