Научная статья на тему 'Специфика функционирования регионального рынка частных медицинских услуг'

Специфика функционирования регионального рынка частных медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
517
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / REGIONAL MARKET / THE MEDICAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселев С. В., Даминов М. Р.

В статье авторы рассматривают специфические особенности форми-рования и развития регионального рынка частных медицинских услуг, предла-гают методику сегментирования рынка медицинских услуг, а также особенно-сти формирования на нем финансовых ресурсовI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the authors shows the specific of forming and development of regional market of private medicine services, they made methodic of segmental market of medicine services, and specific of forming on it financial resources.

Текст научной работы на тему «Специфика функционирования регионального рынка частных медицинских услуг»

УДК 330.526.34

С. В. Киселев, М. Р. Даминов

СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА

ЧАСТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Ключевые слова: региональный рынок, медицинские услуги. regional market, the medical services.

В статье авторы рассматривают специфические особенности формирования и развития регионального рынка частных медицинских услуг, предлагают методику сегментирования рынка медицинских услуг, а также особенности формирования на нем финансовых ресурсов

In article the authors shows the specific of forming and development of regional market of private medicine services, they made methodic of segmental market of medicine services, and specific offorming on it financial resources.

Основные отличительные особенности частного сектора рынка медицинских услуг от государственного заключаются в следующем. Прежде всего, частная медицинская деятельность на рынке медицинских услуг приобретает характер предпринимательства и рассматривается как инициативная, самостоятельная деятельность, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность. Исходя из этого, целесообразность выбора того или иного вида частной медицинской деятельности определяется, исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры, и причинно обусловлена стремлением производителей медицинских услуг к извлечению прибыли.

Кроме того, источником приобретения частной медицинской услуги, могут выступать как личные средства граждан, предприятий и учреждений, направляемые на организацию медико-профилактического обслуживания своих сотрудников, так и средства системы ОМС, при условии наличия договора между частной медицинской компанией и территориальным фондом ОМС. Понятно, что важнейшим условием функционирования частного сектора рынка медицинских услуг является платежеспособный спрос населения, рентабельность предприятий и организаций, а также финансовые возможности системы ОМС. Кроме того, характер потребности в платной медицинской услуге отличается от других видов спроса, что связано с мотивацией ее приобретения как вынужденного неблагоприятного действия, удовлетворить которое индивид не может в силу отсутствия этой услуги в бесплатных программах государственных гарантий оказания населению медицинской помощи. При этом производитель частной медицинской услуги, исходя из рыночных мотиваций, стремится к более высокому качественному уровню медицинского обслуживания, который отвечает потребностям представителей платежеспособного спроса. Фактором, который побуждает производителей платных медицинских услуг повышать качество медицинского обслуживания, является ценовая конкуренция за привлечение пациентов.

Третьей отличительной особенностью частного сектора рынка медицинских услуг является непосредственно отношения собственности в этой сфере, которые заключаются в том, что медицинские услуги реализуются на рынке медицинскими организациями частной формы собственности. В основе частной медицинской деятельности в таком виде лежит предпринимательство, нацеленное на извлечение прибыли. Но предпринимательство особого рода, определяемое спецификой медицинской деятельности и особым содержанием взаимоотношений производителя и потребителя медицинских услуг.

И, наконец, четвертая отличительная особенность частного сектора рынка медицинских услуг состоит в том, что ее результат выступает как частное благо, предоставляемое на платной основе.

Современные рынки медицинских услуг во всех странах характеризуются высокой степенью диверсификации и потребляют огромное количество материальных и трудовых ресурсов. Воспроизводство рыночных потребностей в медицинских услугах требует больших объемов финансовых средств, что неизбежно порождает систему экономических интересов у его субъектов. Рынок медицинских услуг становится средством вложения капиталов, способным приносить прибыль. По данным экспертов, объем только личных средств, затрачиваемых населением России на медицинские нужды, составляет около 600 млн. долларов в год, что равно почти половине всех средств федерального бюджета, выделяемых на здравоохранение. В 2005 году общая сумма расходов на здравоохранение за счет бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования (без учета средств, полученных по платным медицинским услугам) составила 656 млрд. рублей.

Система рыночных отношений, в рамках которой функционирует частный сектор рынка медицинских услуг, изначально предполагает необходимость возмещения всех расходов за счет привлечения финансовых источников. Следовательно, наличие у частного субъекта рынка медицинских услуг дохода, в том числе и в виде выделяемых государством финансовых средств, необходимых для возмещения затрат, произведенных в связи с оказанием конкретной медицинской услуги, является закономерной необходимостью, вытекающей из сущности товарно-денежных отношений.

Современный рынок медицинских услуг объединяет деятельность его субъектов, которую можно подразделить исходя из действующего законодательства на основную деятельность, финансируемую за счет средств бюджетов и фондов ОМС и деятельность, приносящую доход и предпринимательскую деятельность [2]. При этом, ссылаясь на положения Гражданского кодекса РФ, понятия «предпринимательская деятельность» и «приносящая доходы деятельность» разделяются, что вполне оправданно. Если деятельность, приносящая доход, может относиться только к государственным ЛПУ, то предпринимательская деятельность относится только к частным медицинским организациям, так как предусматривает вложение собственных средств предпринимателя и получение дохода, как результата этого вложения. Государственные ЛПУ могут осуществлять только деятельность, приносящую доход, как результат использования имеющегося в их распоряжении, а не собственности, материальные, трудовые и финансовые ресурсы.

Таким образом, рынок медицинских услуг в частном секторе или предпринимательстве имеет большую ярко выраженную специфику, связанную как с правовыми, инвестиционными, так и с организационными факторами и, прежде всего, уровнем налогообложения. При этом государственные ЛПУ никакой имущественной ответственности не несут, потому они предпринимательством заниматься априори не могут, а могут только осуществлять деятельность, приносящую доход за счет оказания платных медицинских услуг на базе имеющегося в их распоряжении, а не собственности, имущества.

На рынке медицинских услуг сталкиваются две специфические системы общественных и частных интересов, которые далеко не всегда совпадают между собой. Как известно, общественный интерес в системе здравоохранения состоит в получении от предпринимателей в обмен на денежный эквивалент соответствующих медицинских услуг, которые необходимы для обеспечения и поддержания общественного здоровья. Иначе говоря, общество напрямую заинтересовано в формировании такой структуры рынка медицинских услуг, которая была бы адекватна структуре потребностей в укреплении обществен-

ного здоровья в стране. Предпринимательский сектор рынка медицинских услуг заинтересован, прежде всего, в производстве и реализации экономически выгодных, рентабельных и пользующихся повышенным спросом медицинских услуг для различных слоев платежеспособного спроса населения. В результате чего порождается противоречие между общественными и частными интересами на рынке медицинских услуг. Задача государства в данной ситуации заключается в разработке форм и методов регулирования, направленного на минимизацию отрицательных последствий складывающегося противоречия, которое имеет внутренние глубочайшие корни и по сути своей неустранимо.

Используя методику «зонирования» сферы медицинского обслуживания, впервые предложенную профессором Н.Х. Сабитовым [1], предпримем попытку экстраполировать ее на более узкий по своим масштабам рынок медицинских услуг с целью определения характера взаимоотношений его субъектов. В соответствие с этой методикой рынок медицинских услуг можно разделить на определенные сегменты. Критериями сегментирования рынка медицинских услуг выступают источники финансирования медицинской деятельности, а также формы собственности на средства производства медицинских услуг. На этом основании, по нашему мнению, рынок медицинских услуг можно также разделить на четыре сегмента (рис. 1), в которых действие рыночных механизмов существенно разнится.

Рис. 1 - Сегментирование рынка медицинских услуг

Сегмент «81» рынка медицинских услуг охватывает совокупность медицинских учреждений федеральной, региональной и муниципальной форм собственности, финансируемых из общественных фондов и оказывающих бесплатную медицинскую помощь по условиям программ государственных гарантий. На этом сегменте рынка медицинских услуг действие рыночных механизмов существенно ограничено, а медицинские учреждения только косвенно испытывают на себе колебания конъюнктуры рынка. Основным рычагом регулирования на этом сегменте рынка выступает деятельность органов управления здравоохранением, направленная на координацию деятельности ЛПУ, входящих в этот рыночный сегмент. Его регулирование осуществляется на основе приоритетности административных, и практическом отсутствии экономических методов управления. В этом сегменте слабо выражена конкуренция между государственными ЛПУ за получение заказов на реализацию программ государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи. Основными субъектами этого сегмента рынка являются федеральные крупные, высокотехнологич-

ные, многопрофильные или специализированные ЛПУ, а медицинские услуги, реализуемые на этом сегменте рынка, обладают ярко выраженным свойством социально значимых благ. Однако стоит отметить, что этот сегмент рынка медицинских услуг фактически нельзя назвать рынком, так как основные признаки рынка здесь отсутствуют. В результате все большей ориентации отечественной экономики, в том числе и в сфере услуг, на рыночные механизмы ее функционирования, этот сегмент рынка медицинских услуг, который можно определить как «переходный», сегодня практически уже не существует.

К сегменту «S2» относятся региональные и муниципальные медицинские учреждения, финансируемые за счет общественных и рыночных денежных ресурсов здравоохранения, и, соответственно, оказывающие одновременно бесплатную и платную медицинскую помощь. Этот сегмент расположен ближе к центру рынка медицинских услуг, и на его функционировании достаточно ощутимо сказываются рыночные факторы. Однако решающее значение в финансировании этих субъектов имеют общественные финансовые ресурсы здравоохранения, формируемые за счет соответствующего бюджета и средств обязательного медицинского страхования. Основная цель ЛПУ, входящих в этот сегмент, заключается в реализации медицинских услуг по программам обязательного медицинского страхования и по государственным программам обеспечения населения бесплатной медицинской помощью. Коммерческая (или хозрасчетная) деятельность носит лишь сопутствующий характер. Субъекты этого сегмента рынка конкурируют между собой за привлечение рыночных денежных ресурсов в сферу медицинского обслуживания. Иначе говоря, сегмент «b» одновременно обслуживает государственный и платный секторы здравоохранения.

Сегмент «S3» рынка медицинских услуг расположен еще ближе к его центру. В него входят медицинские организации преимущественно негосударственной формы собственности и частнопрактикующие врачи, для деятельности которых, так же как и в сегменте «S2», привлекаются одновременно общественные и рыночные денежные ресурсы. Кроме того, в этом сегменте могут работать и государственные унитарные предприятия, медицинская деятельность которых носит предпринимательский характер. Основной целью экономической деятельности субъектов, входящих в данный сегмент, является реализация платных медицинских услуг на условиях и в объеме, не предусмотренных программами государственных гарантий, на основе коммерческих принципов. Относящиеся к этому сегменту медицинские организации находятся в отношениях жесткой конкуренции с ЛПУ, входящими в зоны «S1» и «S22, за участие в реализации государственных программ и, соответственно, за максимально полное привлечение финансовых средств из общественных фондов и фондов обязательного медицинского страхования. В данном сегменте достаточно развита конкуренция, поэтому важнейшим условием жизнеспособности негосударственных медицинских компаний является конкурентоспособность производимых ими медицинских услуг, а также высокий качественный уровень их организации.

Сегмент «S4» рынка медицинских услуг охватывает только те медицинские услуги, которые оказываются негосударственными медицинскими организациями и частнопрактикующими врачами на платной основе. Этот сегмент реализации медицинских услуг располагается в самом центре рынка. Входящие в него медицинские организации строят свою деятельность, полностью ориентируясь на рыночную конъюнктуру, а окупаемость этого сегмента рынка медицинских услуг полностью зависит от рыночных денежных ресурсов здравоохранения, от реальных возможностей частных производителей медицинских услуг привлекать эти деньги в частную сферу медицинского обслуживания. Основополагающим фактором, определяющим значение этого сегмента рынка медицинских услуг, является

платежеспособный спрос населения и юридических лиц. Таким образом, в сегменте "84" условия поведения его субъектов диктуются требованиями рыночных законов, и доминируют рыночные методы регулирования.

Ярко выраженная рыночная ориентация сегмента «83» определяет и условия функционирования в нем преимущественно медицинских организаций негосударственной формы собственности и частнопрактикующих врачей в форме индивидуального предпринимательства, которые в своей деятельности используют практически все источники формирования финансовых ресурсов рынка медицинских услуг. Как уже отмечалось, одним из определяющих условий функционирования субъектов, входящих в данный сегмент, является оказание платных медицинских услуг на условиях и в объеме, которые не предусмотрены программами государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью. Структурное строение сегмента платных услуг рынка медицинских услуг представлено на рис. 2.

Рис. 2 - Структурное строение рынка платных медицинских услуг

В то же время частные медицинские организации, относящиеся к сегменту «83», экономически заинтересованы во вхождении в круг участников реализации государственных программ, но исключительно на условиях полного возмещения издержек, поскольку их работа строится на условиях самофинансирования из рыночных фондов. Входящие в этот сегмент частные медицинские организации находятся в отношениях жесткой конкуренции с субъектами сегментов «81» и «82» за участие в реализации государственных программ и, соответственно, за максимально полное привлечение финансовых средств из бюджетных фондов и фондов обязательного медицинского страхования. Поэтому важнейшим условием жизнеспособности частных медицинских организаций, относящихся к сегменту «83», является конкурентоспособность производимых ими медицинских услуг, высокий качественный уровень их организации и оказания. При этом субъекты сегмента «83» рынка медицинских услуг ведут между собой, а также с государственными ЛПУ, входящими

в сегменты «^1» и «^2», острую конкурентную борьбу за получение госзаказов. Госзаказы гарантируют им устойчивое финансирование из бюджетных фондов средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также их фондов ОМС на лечение работающего населения. Понятно, что при этих формах финансирования их деятельность в меньшей степени будет зависеть от непредсказуемого изменения рыночной конъюнктуры.

Четвертый сегмент «^4» рынка медицинских услуг, включающий частные медицинские организации и частнопрактикующих врачей в форме индивидуального предпринимательства, которые оказывают медицинские услуги на платной основе, привлекая средства исключительно рыночных финансовых ресурсов. Этот сегмент рынка медицинских услуг в наибольшей степени подвержен рыночным факторам. Входящие в него частные медицинские организации строят свою деятельность, полностью ориентируясь на рыночную конъюнктуру и опираясь на собственные предпринимательские способности. Благополучие и работоспособность составляющих данного сегмента в полной мере зависят от рыночных финансовых ресурсов здравоохранения, от реальных возможностей частных производителей медицинских услуг привлекать эти деньги в сферу частной медицинской деятельности. Преобладающее значение здесь приобретают рыночные механизмы государственного регулирования рынка медицинских услуг. Таким образом, в сегменте «^4» рынка медицинских услуг условия поведения субъектов диктуются требованиями рыночных законов и доминируют рыночные методы регулирования.

Резюмируя результаты проведенного нами исследования мы приходим к выводу о том, что в частный сектор здравоохранения входят лишь три из четырех сегментов рынка медицинских услуг, которые, в свою очередь, по целевому характеру осуществления медицинской деятельности дифференцируются на предпринимательскую деятельность и деятельность, приносящую доход.

При этом указанные специфические аспекты функционирования частного сектора на рынке медицинских услуг предопределяют и организационные особенности их реализации, которые заключаются в следующем:

- в противоречивом единстве целей медико-технологической и экономической составляющих процесса производства и реализации частных медицинских услуг;

- в двойственной природе риска производства и реализации медицинских услуг в частном секторе рынка;

- в особой необходимости и специфических формах и методах государственного регулирования минимизации отрицательных последствий противоречивых целей общественных и частных интересов на рынке медицинских услуг.

Таким образом, разработанная методика сегментации регионального рынка медицинских услуг, которая дополняет и уточняет традиционные методические подходы к структурированию рынка услуг, дает все основания для адаптации системы и методов ценообразования на рынке медицинских услуг, а также выработке соответствующих управленческих методов и форм государственного регулирования социально значимого рынка медицинских услуг.

Литература

1. Сабитов, Н.Х. Организация и экономика сферы медицинских услуг. Вопросы теории и практики / Н.Х. Сабитов. - Казань: Медицина, 2000. - 256 с.

2. Киселев, С.В. Экономические и организационные основы функционирования сферы услуг. Монография / С.В. Киселев, Н.Х. Сабитов. - Казань: Изд-во «ТИСБИ», 2004. - 220 с.

© С. В. Киселев - д-р экон. наук, проф. дир. Высшей школы экономики КГТУ; М. Р. Даминов -асп. каф. менеджмента Института социальных и гуманитарных знаний, upak@kstu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.