Научная статья на тему 'Особенности формирования и развития рынка коммунальных услуг'

Особенности формирования и развития рынка коммунальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / КОМПАНИИ / СЕГМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виноградова Т.Г.

Т.Г. Виноградова Рынок коммунальных услуг Рынок коммунальных услуг, потребитель, компании, сегмент, управление Устойчивое функционирование жилищно-коммунального комплекса имеет большое значение для социально-экономического развития России, поскольку оказывает прямое влияние на уровень и качество жизни всех граждан страны. Трансформация российской экономики в рыночную обусловила необходимость формирования нового хозяйственного механизма в жилищно-коммунальной сфере. Эти преобразования должны обеспечивать естественный режим вхождения жилищно-коммунального хозяйства в рыночную среду, а населению предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг.T.G. V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

inogradova The market of utilities The market of municipal services, utility services, consumer, company, segment, management Stable functioning of housing and communal services are of great importance for socio-economic development of Russia as a direct impact on the level and quality of life of all citizens. The transformation of the Russian economy into a market necessitated the formation of a new economic mechanism in the housing sector. These changes should provide a natural mode of occurrence of housing and communal services in the market environment, and the public -providing quality housing services.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и развития рынка коммунальных услуг»

УДК 339.138

Канд. экон. наук Т.Г. ВИНОГРАДОВА

(СПбГАУ, 1яутШуапаех.га)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Рынок коммунальных услуг, потребитель, компании, сегмент, управление

Формирующийся отечественный рынок коммунальных услуг разбалансирован и крайне неэффективен. Его маркетинговая среда не имеет четких границ и параметров, а рыночные операторы (в основном управляющие компании и управления) в большинстве своем не конкурентоспособны. Одна из важнейших особенностей рынка жилищно-коммунальных услуг состоит в том, что потребительский спрос здесь будет во времени только нарастать и в объемах, и в территориальных охватах. При этом следует подчеркнуть, что ни одна отечественная организация в данном секторе инфраструктуры не способна в настоящее время удовлетворить полностью все расширяющиеся запросы потребителей. Следовательно, прежде чем осваивать данный рынок, необходимо особенно тщательно изучить клиентуру, т.е. выделить наиболее привлекательные сегменты или другими словами сегментировать рынок. Этот процесс состоит из достаточно сложных этапов: количественная оценка спроса и его прогноз, сегментация рынка, отбор целевых сегментов, позиционирование услуги ЖКХ на рынке, анализ позиционирования конкурентных услуг и предложений.

На первом этапе проводится оценка реальной и потенциальной емкости рынка, различных его сегментов и особенностей спроса. Изучение и прогнозирование спроса методически довольно сложный и трудоемкий процесс. Изучение этого социально-экономического феномена предполагает его группировку по базовым признакам-критериям. Изучение вопроса показало, что спрос в секторе коммунальных услуг можно оценивать по комплексности, субъектности, времени действия.

Группировка по комплексности:

- единица номенклатуры услуги;

- вид и качество услуги;

- номенклатура услуг;

- объем реализации услуг который фирма в состоянии освоить;

- объем реализации услуг по группам в отрасли;

- общий объем реализации услуг ЖКХ.

Группировка по субъектам:

- потребитель;

- область;

- страна;

- регион;

- мировой рынок.

Группировка по времени действия:

- краткосрочный;

- среднесрочный;

- долгосрочный.

Результаты исследований показывают, что емкость данного рынка зависит от числа потребителей, которые в состоянии отреагировать на то или иное предложение производителей услуг или их продавцов. Таким образом, из общего числа потребителей можно выделить потенциальный рынок или совокупность потребителей, которые проявляют

интерес к услугам, предоставленным в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Для более эффективной деятельности компаний рынок потенциальных клиентов целесообразно разделить на следующие типы:

- доступный рынок - совокупность потребителей, проявляющих интерес и имеющих доход и возможность пользоваться услугами управляющей компании;

- квалифицированный рынок - совокупность потребителей, проявляющих интерес и имеющих доход, доступ или право к определенной услуге или продукции управляющей компании;

- целевой рынок - часть квалифицированного рынка, на который управляющая компания решила направить свои усилия;

- освоенный рынок - потребители, которые уже приобрели или пользуются определенными услугами или продукцией управляющей компании.

Для комплексной оценки покупателей на первых трех рынках целесообразно использовать такие методы маркетинговых исследований, как:

- опросы потенциальных и существующих потребителей;

- моделирование рынка;

- вычисления индекса факторов предоставляемых услуг;

- прогнозирование спроса;

- опросы персонала из конкурирующих организаций;

- оценки рентабельности предоставления услуг.

На втором этапе проводится сегментация рынка. В случае если прогноз оценки спроса благоприятный, то управляющая компания решает, каким образом она будет осваивать рынок коммунальных услуг, складывающийся из множества разнообразных потребителей, которых необходимо объединить в группы по различным признакам:

- географическое положение (страна, регион, город);

- демографический признак (пол, возраст, уровень доходов, образование);

- психографический признак (общественный класс, образ жизни);

- поведенческий признак (мотивы покупок, искомые преимущества, интенсивность потребления).

В результате процесса сегментации у управляющей компании появляются количественные параметры той или иной совокупности потребителей, обладающих сходными признаками и одинаково реагирующих на определенный набор побудительных стимулов, используемых в маркетинге сферы коммунальных услуг. Это позволяет конкретизировать ассортимент коммунальных услуг с учетом особенностей того или иного сегмента.

На третьем этапе происходит отбор целевых сегментов рынка. То есть осуществляется оценка привлекательности каждого сегмента и выбор одного или нескольких сегментов рынка для начала его освоения. Каждая компания должна ориентировать свою деятельность на те сегменты, в которых сможет в течение длительного времени предоставлять клиентам конкурентоспособную услугу и сохранять свою рыночную нишу.

В ходе четвертого этапа осуществляется позиционирование услуги, т.е. определяется место, которое, по мнению потребителя, данная услуга занимает среди аналогичных услуг, и уровень ее конкурентоспособности.

Результаты исследований показывают, что управляющие компании на локальных рынках являются структурами, выполняющими задачи повышения эффективности муниципального управления и взаимодействия бизнес-структур. При этом современная управляющая компания представляют собой организацию государственной, муниципальной, частной или смешанной формы собственности, деятельность которой заключается в управлении жилищным фондом и/или коммунальной инфраструктурой и предоставлении

набора жилищно-коммунальных услуг потребителям.

Формирование эффективного рыночного механизма в жилищно-коммунальном секторе предусматривает полный отказ от административного влияния муниципальных органов управления производственно-хозяйственной деятельностью коммунальных предприятий и переход на договорные формы отношений (рис.).

Рис. Общая схема формирования и развития рыночного механизма в жилищно-коммунальном

секторе экономики

В эффективном механизме развития жилищно-коммунального сектора разделение ответственности между его субъектами - участниками должно обеспечиваться следующим образом:

- собственник отвечает за содержание своего имущества, управление им, определение источников финансирования необходимых мер по эксплуатации и содержанию имущества;

- заказчик (компания) отвечает за организацию предоставления жилищно-коммунальных услуг, от имени и в интересах собственников и пользователей недвижимости рационально распределяя целевые средства, формируя задачи, подбирая и контролируя подрядчиков;

- производитель отвечает за предоставление услуг надлежащего качества и в объеме, необходимом для комфортного использования жилищного комплекса.

Изучение проблемы в крупнейшем мегаполисе - Санкт-Петербурге, показывает, что основной объем услуг сосредотачивается у рыночных операторов «Жилкомсервиса» -организаций, в уставном капитале которых определенной долей участвует город. Оценка рыночной динамики показывает, что в ходе переизбрания доля и число частных управляющих организаций значительно возрастает, их удельный вес в 2015 году увеличился почти в 3 раза. При этом рынок продолжает дробиться, сохраняя черты слабой регулируемости. Новые организации в основном управляют небольшим количеством домов

(от 1 до 10), обладая низким конкурентоспособным потенциалом.

В целом на основе данных проведенного исследования можно характеризовать отечественный рынок коммунальных услуг как рынок с несовершенной конкуренцией, требующий создания более действенных механизмов и инструментария, позволяющих в совокупности с соответствующим контролем качества и объемов предоставляемых услуг со стороны муниципалитета обеспечивать наиболее полное удовлетворение потребительского спроса. Обширная практика в городах и сельской местности страны показывает, что движение в направлении формирования многообразия собственников в жилищной сфере способствует привлечению значительных резервов и снижения затрат в коммунальном секторе, развитию конкурентных отношений как в управлении, так и в обслуживании жилого фонда в целом.

Литература

1. Зазерская В.В. Формирование рынка жилищно-коммунальных услуг. - Германия:Изд-во: LAP Lambert Academic Publishing. - 2013. - 156 с.

2. Коровин Э.В. Методология формирования рынка жилищно-коммунальных услу. - СПб.: СПбГУСЭ, 2005.-297 с.

3. Малый бизнес в ЖКХ. URL:http://www.comhoz.ru.

УДК 330

Канд. экон. наук Е.А. ЖИДКОВА (ФГБОУ ВО КТИ ПП, nkemtipp@mail.ru)

РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЛИНГА

Бизнес-анализ, контроллинг, стейкхолдеры, комплексный экономический анализ

В настоящее время компетенции в области процессного управления, в частности, и бизнес-анализа в целом чрезвычайно востребованы экономическими субъектами, которые стремятся к повышению операционной эффективности. Это приобретает особую актуальность в современном кризисном социально-экономическом положении и перманентно изменяющихся рыночных условиях.

Бизнес-анализ начинается с определения сферы бизнеса компании. Именно прагматическая концепция бизнеса по своей сущности может трактоваться как теоретическая основа бизнес-анализа, направленного на оценку результатов хозяйствования во взаимодействии с системой стейкхолдеров для удовлетворения их частных интересов, а также на поиск путей наилучшего воплощения целей определенной группы заинтересованных сторон.

Универсальную трактовку определения «заинтересованная сторона» (stakeholder) ввел Роберт Фриман, специалист в области стратегического управления, в 1984 г. в своей книге «Стратегический менеджмент: концепция заинтересованных сторон». Стейкхолдеры в его понимании - это «любой группы или индивида, которые могут повлиять или на которые влияет достижение целей организации»[1]. Р. Фриман предложил также принципиально иной взгляд на природу бизнеса и его целевое предназначение. Согласно его теории приоритетной установкой руководства каждой компании должна стать максимальная ориентация на удовлетворение интересов всех категорий заинтересованных сторон посредством достижения собственных организационных целей. Однако многие положения данной теории заинтересованных сторон воплотили идеи Мэри Паркер Фоллетт [2], обеспечив тем самым направление их продвижения Р.Е. Фрименом почти шесть десятилетий спустя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.