Economy and management in branches and fields of activity
Исмагилова Т. В. Ismagilova Т. V.
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
Михайлов В. С. Mikhailov V. S.
аспирант кафедры «Экономика и менеджмент»,
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
Галиуллина С. Д. GaliuШna S. D.
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой «История и политология»,
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
УДК 643.01
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА УСЛУГ ЖКХ
В данной статье исследуется вопрос совершенствования системы контроля качества услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
Совершенствование данной системы необходимо, потому что коммунальный комплекс в российском хозяйстве занимает центральное место вследствие ряда субъективных и объективных причин:
1) коммунальное хозяйство должно обеспечить удовлетворение общегосударственных интересов получателей услуг, нацеленных на получение конкурентоспособных услуг и достаточно качественного уровня жизнедеятельности;
2) функционирование прерывистой инерционной управленческой структуры ЖКХ, а также командно-административной, функционирующей отдельно от пространственно-хронологических координат развития коммунального хозяйства и препятствующей согласованности совпадений в качестве коммунальных услуг потребителей с национальными и государственными интересами, нацеленными на постепенный рост качественного уровня благосостояния потребителей;
3) организация процессов стабильного роста качества коммунальных услуг осуществляется в условиях центробежных разрушительных тенденций, нередко игнорирующих объективные законы и особенности развития коммунального хозяйства;
4) падение качества рабочей силы в сфере жилищно-коммунального хозяйства вследствие невысокого уровня профессионализма, что заметно снижает мотивационный ресурс заработной платы и спрос на услуги со стороны населения за счет оплаты различных затрат коммунального хозяйства, замедляет экономический рост, накаляет социальную напряженность в социуме;
5) неразвитость институтов общественного партнерства коммунального хозяйства и устойчивого влияния правительства и регионов, поддерживающих интегрально качественную степень и динамику видоизменения и развития коммунального хозяйства;
6) современное коммунальное хозяйство не обеспечивает собственную социально-экономическую действенность.
Жилищно-коммунальное хозяйство выступает важнейшей сферой общественно-экономической структуры социума. Качество его постоянной работы на базе равноправного функционирования в данной сфере любых форм собственности дает возможность создать эффективную систему экономических связей собственников коммунальных услуг и сформировать сетевую среду для соблюдения основных принципов общественно-ориентированной национальной экономики.
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
Ключевые слова: экономика, развитие, услуги, хозяйство, система, связи, контакты, среда, социум, формирование.
QUALITY CONTROL SERVICES UTILITIES
This article explores the issue of improving the quality control system of services in the sphere of housing and communal services.
Improvement of the system is necessary because the municipal complex in Russian Federation's economy takes center stage due to a number of subjective and objective reasons:
1) utilities must ensure that national interests of recipients of services, aimed at obtaining competitive services and sufficient quality level of their life;
2) intermittent functioning inertial management structure of housing and communal services, as well as the command-administrative, operating separately from the spatial and chronological coordinates the development of public utilities and prevents consumers consistency matches as public services with national and state interests, aimed at a gradual increase in the quality level of consumer welfare;
3) organization of the processes of growth consistent quality of public services is carried on in a destructive centrifugal tendencies, often ignore the objective laws, and especially the development of public utilities;
4) the quality of the labor force fall in the sphere of housing and communal services due to the low level of professionalism, which considerably reduces the motivational resource of wages paid and the demand for services by the population due to the payment of various public utilities costs, slowing economic growth, inflame social tensions in the society;
5) lack of development of social partnership institutions, utilities and sustainable impact of the government and the regions, which supports integrated quality level and dynamics of the changes and the development of public utilities;
6) modern public utilities do not provide their own social and economic effectiveness. Housing and communal services are the most important sphere of socio-economic structure of society. The quality of his ongoing work on the basis of equitable operation in the field of all forms of ownership makes it possible to create an effective system of economic relations of owners of utilities and form a network environment for compliance with the basic principles of socially oriented national economy.
Key words: economy, development, services, management, system, connection, contact, the environment, society, generation.
В данной статье вопросы развития контроля качества в сфере коммунального хозяйства исследуются посредством анализа и синтеза, взаимодействие которых позволяет найти многие закономерности развития данной сферы деятельности, перспективы и возможности развития.
Разногласия между существующей системой коммунального хозяйства и запросами рыночной экономики отражаются в том, что у предприятий коммунального хозяйства отсутствует финансовая заинтересованность в стабильном росте качества услуг в соответствии с запросами потребителей в отношении объема и порядка предоставления коммунальных услуг. Неразвитость предприятий комму-
нального хозяйства в условиях рыночных отношений вызвана также тем, что их экономические запросы не требуют роста качества функционирования на каждом уровне управления, что наглядно видно вследствие наличия в их работе до сих пор невыгодных, в основном трансакционных, тенденций [1].
Подобные инерционные алгоритмы препятствуют формированию условий для повышения качества стабильной сетевой сферы обеспечения жизнедеятельности потребителей и экономических контактов в коммунальном хозяйстве. Развитие жилищно-коммунального хозяйства прошло несколько ступеней, от экстенсивного до интенсивного. Современный период, когда развитие направ-
- 27
ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY
лено на повышение качества коммунальных услуг, начался с выработки Концепции реформирования коммунального хозяйства на 20012010 годы. На данный момент перед комплексом коммунального хозяйства стоит задача повышения эффективности технологии оказания коммунальных услуг, обеспечения их качества и конкурентоспособности и эффективной стабильной работы. Вопросы роста качества коммунальных услуг, поиск резервов, перспективы контроля рассматриваются на правительственном уровне, а также в среде профессиональных холдингов. Контроль за эффективностью коммунальных услуг становится социально значимым, причем проведение всемирных конференций по воплощению стратегии глобального менеджмента качества на базе общеизвестных международных стандартов качества товаров, продукции и услуг создает представление о том, что в современную эпоху задача нахождения резервов обеспечения роста качества коммунальных услуг является крайне важной для зарубежных организаций и российского жилищно-коммунального хозяйства [2].
Поддержание высокого уровня конкурентоспособности коммунальных услуг на рынке обеспечивается повышением уровня качества услуг и эффективности функционирования коммунального хозяйства за счет институциональных ресурсов, приводящих к падению трансакционных затрат и выработке и наполнению вектора качества совершенствования коммунального хозяйства в соответствии с парадигмой качества [3].
Коммунальное хозяйство изучается как изменяемая экономическая система. Под программой развития коммунального хозяйства будем понимать развитие качественных свойств структуры, общие закономерности ее действий для реализации стратегии повышения качества и международных норм качества. При изучении динамики развития коммунального хозяйства нами культивируется психологический подход к анализу качественно-рабочих свойств коммунального хозяйства как развивающейся экономической системы. Коммунальное хозяйство выступает в форме независимого экономического
инструментария качества услуг, при этом направление развития отрасли должно восприниматься как развитие миссии, видения и кредо, уровня эффективности института, таким образом характеризуя изменение всей институциональной системы общества [4].
В динамике обнаружены следующие институционально-системные сдвиги в сфере коммунального хозяйства на экономическом поле других отраслей производства услуг:
1) возникновение непрерывного каскада переходных алгоритмов в рамках исследуемой предметной области;
2) наличие мощных экономических колебаний;
3) эффект стартовых условий (эффект от инерционности приобретения).
Ранг отрасли коммунального хозяйства соответствует достигнутому уровню эффективности отрасли, который измеряется через мультипликатор как первоначальное качество переходной функции перманентного улучшения эффективности услуг в согласии с установленными и необходимыми требованиями получателей [5].
Наполнение ступеней развития информационной парадигмы качества услуг коммунального хозяйства осуществлялось преимущественно под влиянием институциональных экономических регуляторов [6]. Первоначальный этап характеризуется переходом на сетевую, матричную структуру управления отраслью, приемлемую нарождающейся постиндустриальной экономикой. В то же время была произведена градация качества услуг в зависимости от специфики регионов. Начавшаяся приватизация под влиянием конкурентной среды рынка услуг высоко подняла качество активов коммунального хозяйства и права собственности, что сформировало целевые ориентиры в повышении качества услуг [6]. Социальный этап институциональных видоизменений явно выявил барьеры защиты от теневых операций качества услуг при формировании общественно-ориентированной рыночной сферы отрасли. Это спровоцировано несоответствием рыночной стоимости качества коммунального хозяйства и затрат, которые производитель услуг вынужден нести
для обеспечения конкурентоспособности; в то же время рыночная стоимость напрямую зависит от объема набора имущественных прав на качество услуг [7]. Позднее для созданной матричной организационной структуры отрасли формируются дифференциальные, широко распределенные институциональные манипуляторы службы заказчика, настройки этих регуляторов обеспечивают поддержание высокого качества услуг на всех ступенях производственного процесса, ориентированного на приобретателя. Правительственная концепция реформы отрасли послужила началом следующего этапа институциональных видоизменений в сфере качества услуг. В концепции изложены миссия отрасли, видение и вектор, комплекс программно-целевых долгосрочных и краткосрочных направлений, сфокусированных и нацеленных на совершенствование отрасли.
Изменение институциональной структуры отрасли отвечает закономерностям и направлениям, обнаруженным теорией экономических институтов:
1) обеспечение роста качества активов, законов и норм взаимодействия хозяйствующих единиц отрасли и их организационных структур;
2) снижение общих издержек отрасли, определяемых как сумма собственно производственных и транспортных издержек, ассоциировавшихся с повышением качества функционирования системы коммунального хозяйства;
3) соответствие относительных цен коммунальных услуг структуре спроса, предпочтениям потребителей.
Передовой институциональный управляющий механизм в данной сфере деятельности предполагает:
1) подержание качества свободной конкурентной среды сферы услуг;
2) повышение уровня прозрачности всех операций в отрасли при выявлении первоначального уровня качества коммунальных услуг;
3) формирование договорных отношений на базе контроля качества и стандартов каче-
Экономикл и УПРАВЛЕНИЕ В ОТРАСЛЯХ И СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ства по линии производитель услуг — потребитель.
Коммунальные услуги представляют собой деятельность, в процессе осуществления которой не формируется новый, в прошлом не существовавший продукт, но повышается качество уже функционирующего, готового продукта.
Потребность в коммунальных услугах возрастает под влиянием интенсивности труда, повышения качества подготовки кадров, закона постепенного роста потребностей.
Процесс поставки и потребления большинства коммунальных услуг совпадает в территориально-временных координатах. В сфере коммунальных услуг равновесие спроса и предложения по количеству и структуре поставляемых услуг должно сохраняться постоянно [8], при этом производству услуг в отрасли должен предшествовать заказ в индивидуальной, комплексной или общественной форме, являющийся актом общественной поддержки и гарантом товарообмена.
Выводы
В заключение можно сделать вывод, что при равновесии информации, когда приобретатель имеет адекватную информацию о производстве услуг в отрасли, на рынке возникает эффективное равновесие. Цена, которую в состоянии заплатить приобретатель за конкретную услугу, рассчитывается в соответствии с ее качеством. При господстве асимметрии информации, наоборот, покупателю неведомо качество конкретной коммунальной услуги, поэтому преподносимая им цена определяется путем оценки среднего качества услуг, а оно обычно определяется в основном путем известного приобретателю закона распределения качества Акерлофа. В его модели качество предоставленной на рынке коммунальной услуги считается распределенным равномерно, но при этом функция распределения известна как производителям, так и приобретателям [9]. В этой ситуации производитель услуг продает на рынке лишь те из них, качество которых находится в нижней части разброса качества, так как реализация наиболее качественных
EcONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY
услуг в таком случае для него невыгодна. Вследствие этого, среднее качество реализуемых на рынке услуг падает, одновременно снижается и цена, которую приобретатель готов заплатить за данную услугу. Соответственно, установленная цена, устраивающая покупателя, в определенный момент оказывается приравненной к нулю, и
рынок перестает функционировать. Явление невыгодного отбора как вид предварительного контрактного оппортунизма, а именно оно возникает на этом рынке из-за низкого качества информации, приводит к безрезультатному функционированию механизма рынка спроса и предложения и в результате к исчезновению рынка коммунальных услуг.
Список литературы
1. Галиев Г.Т. Основы социального аудита. Уфа, 2007.
2. Гавриленко И.Г., Хисаева А.И. О проблемах, препятствующих эффективному управлению многоквартирными домами // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 6 (101). С. 176-181.
3. Галиев Г.Т., Патрушев В.И. Социальные технологии. Ресурсы. Аудит: В 2 Т. Уфа, 2011.
4. Галиев Г.Т., Гимаев И.З., Галиева Т.Г., Патрушев В.И. Социальные технологии развития современных обществ. Уфа, 2014.
5. Исмагилова Т.В., Михайлов В.С., Карамова Л.Ф. Перспективы развития рам-бурсного кредитования в сфере жилищного хозяйства Республики Башкортостан // Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. 2014. № 1 (7). С. 132-136.
6. Валиев Ш.З., Гавриленко И.Г. Мониторинг рынка услуг по управлению многоквартирными домами - региональный аспект // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 17. С. 63-71.
7. Исмагилова Т.В., Михайлов В.С. Ускоренное развитие ЖКХ Республики Башкортостан // Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. 2014. № 1 (7). С. 141-146.
8. Гавриленко И.Г. Формирование региональной инфраструктуры поддержки объединений собственников жилья (ТСЖ) ключевой фактор развития жилищного самоуправления // Казанская наука. 2013. № 6. С. 31-35.
9. Попов Ю.Н. Социальный аудит: учеб. пособие. М., 2008.
References
1. Galiev G.T. Basics of Social Audit. Ufa, 2007.
2. Gavrilenko I.G., Hisaeva A.I. On the Problems Impeding the Effective Management of Apartment Buildings // Bulletin of Irkutsk State Technical University. 2015. No. 6 (101). P. 176-181.
3. Galiev G.T., Patrushev V.I. Social Technologies. Resources. Audit: In 2 V. Ufa, 2011.
4. Galiev G.T., Gimaev I.Z., Galiev T.G., Patrushev V.I. Social Technologies of Development of Modern Societies. Ufa, 2014.
5. Ismagilov T.V., Mikhailov V.S., Karamova L.F. Prospects for the Development of Reimbursement of Credit in the Housing Sector of the Republic of Bashkortostan // Bulletin USUES. The Science. Education. Economy. Series: Economy. 2014. № 1 (7). P. 132-136.
6. Valiev S.Z., Gavrilenko I.G. Monitoring of the Market of Services on Managing Apartment Buildings - the Regional Dimension // Bulletin of Volga Region State University of Service. Series: Economics. 2011. No. 17. P. 63-71.
7. Ismagilov T.V., Mikhailov V.S. The Accelerated Development of Housing and Communal Services of the Republic of Bashkortostan // Bulletin USUES. The Science. Education. Economy. Series: Economy. 2014. № 1 (7). P. 141-146.
8. Gavrilenko I.G. Formation of the Regional Infrastructure of Support of associations of Homeowners (HOA) is a Key Factor in the Development of Housing and Government // Kazan Science. 2013. No. 6. P. 31-35.
9. Popov U.N. Social Audit: Teaching Guide. Moscow, 2008.