Economy and management ín branches and fíelds of actmty
Валиев Ш. З. Valiev Sh. Z.,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Региональная экономика и управление», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
Гавриленко И. Г. Gavrilenko I. G.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Региональная экономика и управление», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
Седаков Д. А. Sedakov Б. А.
аспирант кафедры «Региональная экономика и управление», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
УДК 332.8
ЖИЛИЩНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ГРАЖДАН КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
В начале 2000-х едва не главной задачей реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) было провозглашено воспитание в российских многоквартирных домах «ответственного собственника» — активного и самостоятельного заказчика и потребителя жилищно-коммунальных услуг в лице общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и их жилищных объединений: товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов т.д. Речь, разумеется, о воспитании «чувства хозяина» по отношению к общему домовому имуществу, которым законодатель «наделил» собственников помещений в многоквартирных домах в дополнение к частной собственности на помещения.
В статье авторы анализируют проводимую политику в области жилищно-коммунального хозяйства в советский и постсоветский периоды России, где четко прослеживается цикличность перехода управления от населения к государству и от государства к населению. Весь исторический опыт показывает, что государственное управление ЖКХ всегда уступало жилищному самоуправлению граждан.
Авторы приходят к выводу, что в области управления жилищным фондом главный и единственный упор нужно сделать на самих жителей. Это единственный субъект сегодняшнего социума, который объективно максимально заинтересован в сохранении своего жилья, экономии ресурсопотребления. Жилищное самоуправление граждан является наиболее эффективным инструментом повышения качества услуг ЖКХ. Преимущественной формой управления жильем при этом должны стать жилищные объединения граждан.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив, жилищное самоуправление граждан, реформирование.
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
HOUSING THE SELF-GOVERNMENT OF CITIZENS AS A FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY OF HOUSING
AND COMMUNAL SERVICES
In the early 2000, almost the main task of housing and communal services reform was proclaimed the task of education in Russian Federationapartment buildings «responsible owner» — active and independent of the customer and the consumer of utility services. In the face of the general meetings of the owners of premises in apartment buildings and housing associations: homeowners' associations, housing cooperatives, etc. This, of course, about the education of «owner feelings» towards the common house-property, which the legislator has «endowed» owners of premises in apartment buildings in addition to the private ownership of the premises.
The authors analyze the current policy in the field of housing and communal services in the Soviet and post-Soviet periods in Russian Federation, where it is clearly traced cyclical transition from population control to the state and from the state to the population. All historical experience shows that government agencies are unable to provide the required level of quality utility services, reducing utility costs can not (and do not want) to involve residents in the process of maintenance of their homes.
The authors come to the conclusion that in the field of housing management is the main and only focus needs to be done by the residents themselves. This is the only subject of today's society, that objectively as interested in preserving their homes, saving resource consumption.
Housing the self-government of citizens is the most effective tool to improve the quality of housing services. The predominant form of housing management should be the housing associations of citizens.
Key words: housing and utilities, homeowners, building society, housing self-government, reform.
Анализ проводимой политики в области ЖКХ в советский и постсоветский периоды нашей страны показывает, что все годы в этой области боролись, сменяя друг друга, две тенденции: первая — решение проблемы путем централизации и огосударствления, вторая — решение той же проблемы путем максимального вовлечения жителей в процесс управления и развития отрасли.
И нет ничего удивительного, что чередование этих двух подходов к решению жилищной проблемы совпадало с периодами «потепления» и «подмораживания» общественно-политической ситуации в стране в целом:
• все периоды укрепления и ужесточения политического режима («военный коммунизм», «сталинский тоталитаризм», «поздний застой»), которые в политическом плане характеризуются укреплением государствен-нического подхода, построением вертикали власти, сокращением поля деятельности личных свобод и демократических институтов, в области жилищной политики характеризуются ужесточением административных начал, ликвидацией инициатив граждан,
утверждением командно-распределительной системы. И все эти периоды заканчивались острым жилищным кризисом;
• все периоды ослабления идеологического давления (НЭП, оттепель 60-х годов, перестройка) в области жилищной политики характеризуются проведением реформ, направленных на стимулирование инициативы жителей, привлечение их к управлению жилым фондом и жилищному строительству, сокращением сферы действия командно-перераспределительных механизмов в жилищной политике, что позволяло в значительной степени ослабить остроту жилищного кризиса.
Так, в начале 20-х годов прошлого столетия, оказавшись перед лицом острейшего жилищного кризиса при крайнем дефиците бюджета, при неграмотности значительной части населения, в условиях разрухи, множества внутренних и внешних проблем, Советское правительство в декабре 1919 г. принимает курс на децентрализацию хозяйственного управления. Для его реализации был принят ряд Декретов:
- 21
ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY
— «Об условиях демуниципализации домов», в результате чего МКД были переданы коллективам жильцов в пользование на договорной основе при условии проведения ремонта (1921 г.);
— «О разгрузке коммунальных органов от непосредственной эксплуатации муниципализированного фонда и о передаче домов коллективам жильцов» (1921 г.);
— «О жилтовариществах», позволивший существенно поднять гражданскую инициативу населения (1922 г.)
Следующим этапом стал переход к полноценной кооперации. В августе 1924 г. принимается постановление «О жилищной кооперации»: «В целях борьбы с жилищным кризисом путем развития жилищного строительства и содействия наиболее хозяйственному использованию наличных жилых строений на началах самодеятельности широких масс трудящего населения Гражданам Союза ССР предоставляется право добровольно объединяться в жилищные кооперативные товарищества» [1]. В Постановлении ЦК РКП(б) от 17.07.1925 г. «О жилищных кооперативах» говорится о «праве жилищно-арендных кооперативов выкупа в кооперативную собственность арендуемых ими муниципализированных жилищ путем зачета арендной платы в погашение стоимости дома» [2].
Благодаря принятым мерам были достигнуты значительные успехи. Разруха жилья преодолена. Показатель жилищной обеспеченности населения России достиг уровня 1913 года.
Однако в 1937 г. цели и задачи жилищной политики, пути ее реализации резко меняются. Принято Постановление от 17.10.1937 г. «О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах». Постановление не выдвигает никаких конкретных обвинений против жилищных объединений граждан в отношении их хозяйственной деятельности по содержанию домохозяйств. Оно не содержит никаких примеров подобной бесхозяйственности. Это значит, что таких претензий не было, иначе они обязательно нашли бы отражение в
тексте Постановления. Фактически Постановление решает политическую задачу. Сформулирована суть новой жилищной политики периода консолидации авторитарного режима: власть не намерена терпеть далее существование каких-либо «бесконтрольных объединений граждан». Тем более в такой важнейшей для любого человека области, как жилье. Ярким доказательством сказанного может послужить цитата данного Постановления: «В управлении домами и в законодательстве, регулирующем жилищное строительство, распределение и использование жилищ, сохранились вредные пережитки того периода народного хозяйства, когда местные Советы ввиду своей организационной и хозяйственной слабости были вынуждены передавать права на управление домами, распределение и использование жилой площади отдельным коллективам жильцов — жилищно-арендным кооперативным товариществам. В результате этого вместо государственного распределения и использования домов, осуществляемого через местные Советы, государственный жилищный фонд в значительной степени оказался на деле в руках, по существу, бесконтрольных, независимых от местных Советов мелких коллективов жильцов, лишь формально объединенных в союзы жилищно-арендной кооперации» [3].
Нынешняя ситуация в общих чертах напоминает ситуацию конца 30-х годов. Столкнувшись с глубоким кризисом в сфере жилищного хозяйства, власти в очередной раз ищут выход путем усиления государственного регулирования и контроля. Конечно, ситуация изменилась, никто, например, не предлагает провести тотальную деприватизацию жилищного фонда, передав его в собственность государства. Однако в последних решениях власти нельзя не усмотреть все то же упование на спасительную роль государственных структур.
Но весь исторический опыт показывает, что государственные организации не способны обеспечить требуемый уровень качества ЖКУ, снижение коммунальных расхо-
дов, не могут (и не хотят) вовлекать жителей в процесс обслуживания своего жилища.
С начала 90-х, когда еще только намечались контуры жилищной реформы, рядом с официальными государственными ЖЭКами и ДЭЗами, рядом с «липовыми» ТСЖ и управляющими кампаниями, аффилированными с чиновниками, начали создаваться и действовать объединения жителей домов, которые брали в свои руки управление собственным жилищем. В становлении и развитии этого процесса большую роль сыграл опыт ЖСК, которые начали создаваться еще в 60-ые годы прошлого века, многие из которых воспользовались возможностью самостоятельно управлять своим жилищем и делают это весьма успешно. Но как только в начале 90-х (с принятием закона о приватизации жилья) появилась такая возможность, жители многих «некооперативных» домов начали объединяться с целью взять в свои руки управление домом.
По мнению П.В. Крашенинникова, приватизация жилья изменила не только структуру рынка недвижимости и экономический оборот, приватизация изменила людей, отношение к жизни и даже к смерти. По его мнению, «.. .стабильность и эволюционность в обществе возможны только при наличии у граждан в собственности имущества, необходимого для достойной жизни, которое можно передать следующим поколениям. К такому имуществу, безусловно, относится недвижимость и, в первую очередь, жилье» [4].
Цитируемый автор считает, что социальные, экономические и политические последствия такой крупномасштабной и продолжительной акции, какой явилось наделение миллионов россиян собственностью в виде жилых помещений, еще предстоит осознать. Люди, которые ранее имели лишь теоретическое представление о частной собственности (причем долгие годы насаждалось негативное отношение к этому понятию), вдруг на практике оказались собственниками. Было положено начало «тектоническим сдвигам в сознании и психологии людей, которые продолжаются до сих пор».
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
В этой связи вполне закономерно, что вместе с появлением нового класса собственников недвижимости возникла необходимость преобразований в системе управления жилищным фондом, введение и развитие новых институтов, инновационных организационных форм и структур управления в отрасли ЖКХ.
Эти объединения приложили огромные усилия с целью вписаться в непрерывно меняющееся жилищное законодательство, и, в конце концов, большинство из них конституировались в форме ТСЖ. Политолог Д.Г. Евстигнеев определяет сущность товариществ собственников жилья как «... социально-политический феномен, ... важный ресурс сопричастности людей к общественно-политическим процессам», обосновывает гипотезу о том, что эффективная деятельность товариществ собственников жилья является одним из необходимых факторов становления гражданского общества в современной России [5].
Нужно заметить, что власти все эти годы не только не оказывали помощи подобным ТСЖ, но, напротив, всячески стремились затруднить их деятельность. Причиной этого является традиционное недоверие власти к любой форме самодеятельности жителей, в том числе и в жилищной сфере.
Если называть вещи своими именами, в отношении властной «вертикали» к жилищному самоуправлению преобладает «тайная недоброжелательность». На слушаниях 11 марта 2016 года в Общественной палате РФ, в частности, прозвучал такой «диагноз»: ГЖИ (государственная жилищная инспекция), поменяв название на ГЖН (государственный жилищный надзор), окончательно превратилась в карательный орган, ибо вместо своей основной задачи — мониторинга жилого фонда — сосредоточилась на наложении штрафов и ликвидации «неугодных» жилищных объединений. А чего стоят недавние проекты поправок в ЖК РФ, несущие в себе смертельную опасность как для ЖСК и ЖК, так и ТСЖ! Законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», разработанный
EcONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY
Минстроем, появился в начале апреля на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. В проекте очередных поправок в ЖК РФ просматривается чёткое намерение — по возможности свернуть жилищное самоуправление в стране. По крайней мере, создать для этого все условия, чтобы любое неудобное жилищное объединение можно было в нужный момент ликвидировать под благовидным предлогом. Законопроектом предлагаются изменения, внесение большинства из которых вызывает возражения. Многие предлагаемые изменения нуждаются в обсуждении с экспертами и практиками. В целом, законопроект нуждается в серьезной переработке.
Журналисты, пишущие на темы ЖКХ, обычно представляют ситуацию о деятельности ТСЖ в черном свете. В публикациях преобладают проблемы мошенничества, беззакония и т.п. Подобная информация вольно или невольно способствует созданию впечатления о том, что жители неспособны к осмысленной коллективной деятельности, что никакая их инициатива не может привести к улучшению ситуации, а всё равно закончится скандалами, мошенничеством.
Вместе с тем, в действительно противоречивой картине сегодняшнего ЖКХ есть светлые пятна, и это не единицы, не исключения, а тысячи примеров по всей стране, которые говорят о том, что несмотря на пустившее корни беззаконие, бездействие или даже противодействие местных органов власти жители МКД берутся за наведение в них порядка, убеждают своих соседей и добиваются замечательных результатов: улучшают качество предоставляемых услуг и снижают размер их оплаты путем принятия решения о самоуправлении своими домами, внедрения ресурсосберегающих мероприятий, проведения капремонта своих домов, повышают в целом комфортность проживания, устанавливают теплые добрососедские отношения в доме.
Конечно, лучших практик жилищного самоуправления граждан было бы в сотни и тысячи раз больше, если бы власть, наконец, начала системно помогать людям наводить порядок в своих домах, не подменяя при этом их участие в этом сложном, но важном деле, а развивая и поддерживая инициативу жилищного самоуправления.
В области управления жилищным фондом главный и единственный упор нужно сделать на самих жителей. Это единственный субъект сегодняшнего социума, который объективно максимально заинтересован в сохранении своего жилья, экономии ресурсопотребления.
Выводы
Преимущественной формой управления жильем при этом должны стать жилищные объединения граждан, которые работают как управляющие компании, не извлекающие прибыли из своей деятельности. В настоящее время в России около 80 % жилищного фонда находится в частной собственности граждан, и они обязаны по закону сохранять свой дом, но это делать они могут только организованно, создав юридическое лицо, поскольку долевая собственность не выделима в натуре и «размыта» по всему дому. Добровольность вхождения в ТСЖ, попытка управлять домом через совет дома не дают эффективного результата. В данном случае демократичность закона, позволяющая добровольно выбирать любую форму управления домом или уклоняться от такого выбора, не делает собственника ответственным за сохранность своего дома, тем более что по своему менталитету он и не стремится к такой ответственности. Поэтому создание ТСЖ после определенного подготовительного периода должно стать обязательным, как это принято в законодательстве ряда восточноевропейских стран.
Конечно, при этом нужно существенно изменить как иждивенческую психологию жителей, так и руководящую психологию чиновников (а, быть может, и самих чиновников), но другого пути нет.
Список литературы
1. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 19.08.1924 «О жилищной кооперации».
2. Постановление ЦК РКП(б) от 17.07.1925 г. «О жилищных кооперативах».
3. Постановление ЦИК и СНК СССР от 17.10.1937 г. «О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах».
4. Крашенинников П.В. Жилищное право. 8-е изд. перераб. и доп. М.: Статут, 2012. 251 с.
5. Евстигнеев Д. Г. Социально-политические аспекты деятельности объединений собственников жилья (на примере товариществ собственников жилья г. Москвы): дисс. ... канд. полит. наук. М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2007. 152 с.
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
References
1. The Decree of the Central Executive Committee and Council of People's Commissars of the USSR from 19.08.1924 «On Housing Cooperatives».
2. The Resolution of the Central Committee of the RCP(b) from 17.07.1925 G. «On Housing Cooperatives».
3. The Decree of the Central Executive Committee and Council of People>s Commissars of the USSR from 17.10.1937 «The Preservation of the Housing Stock and Improve Housing in the Cities».
4. Krasheninnikov P.V. Housing Law. 8th ed., rev. and add. M.: Statut, 2012. 251 p.
5. Evstigneev D.G. Socio-Political Aspects of Homeowner Associations (on the Example of Homeowners Associations of Moscow): Diss. ... Cand. Polit. Sciences. M.: Moscow State Pedagogical University im. M.A. Sholokhov, 2007. 152 p.