Научная статья на тему 'Особенности формирования и развития познавательной самостоятельности младших школьников'

Особенности формирования и развития познавательной самостоятельности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3036
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРОЦЕСС / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Лариса Георгиевна

В статье рассматриваются сущность и особенности формирования познавательной самостоятельности младших школьников. Выделяются ее признаки, структура, факторы, стадии, уровни, критерии, условия эффективного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и развития познавательной самостоятельности младших школьников»

УДК 373.3.026.7:159.922.72

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

PECULIARITIES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN’S COGNITIVE INDEPENDENCE

Л. Г. Г ригорьева

L. G. Grigoryeva

ФГБОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматриваются сущность и особенности формирования познавательной самостоятельности младших школьников. Выделяются ее признаки, структура, факторы, стадии, уровни, критерии, условия эффективного развития.

Abstract. The article considers the essence and the peculiarities of formation of junior schoolchildren’s cognitive independence. It reveals the features, structure, factors, stages, levels, criteria, conditions of effective development.

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, младшие школьники, процесс, формирование, развитие, трудовое воспитание.

Keywords: cognitive independence, junior schoolchildren, process, formation, development, education through work.

Актуальность исследуемой проблемы. Положительное отношение к повышению самостоятельности детей младшего школьного возраста формировалось на всех этапах развития человеческого общества, начиная с древнейших времен. В последние годы в процессе обучения стали придавать особое значение вопросу познавательной самостоятельности, что ознаменовало новое направление научных исследований, внесшее существенный вклад в теорию и практику процесса обучения.

Формирование познавательной самостоятельности как устойчивой черты личности является одной из целей обучения, а также необходимым условием овладения новыми знаниями в условиях современного образования, характеризующегося постоянным ростом объемов знаний, умений и навыков, многообразием и доступностью источников информации.

Материал и методика исследований. Материалом исследования для нас стал целостный учебно-воспитательный процесс современной начальной школы, а также научные изыскания отечественных и зарубежных исследователей, связанные с проблемой формирования и развития познавательной самостоятельности младших школьников.

Методами исследования выступали: анализ педагогической, методической,

психологической литературы; изучение и обобщение зарубежного, российского, республиканского передового педагогического опыта; наблюдение; беседа; обобщение и систематизация; самоанализ; моделирование и др.

Результаты исследований и их обсуждение. В педагогической литературе можно встретить различные определения познавательной самостоятельности:

- готовность и стремление своими силами продвигаться в овладении знаниями; способность личности своими силами овладевать знаниями и способами получения этих знаний;

- способность обучаемого организовать собственную познавательную деятельность;

- способность личности самостоятельно переносить уже известные знания и умения в новую ситуацию;

- потребность личности самостоятельно мыслить и способность ориентироваться в новой познавательной ситуации;

- характеристика познавательной деятельности учащегося, объединяющая совокупность средств - знаний, умений, навыков, которыми обладает субъект, и отношение личности к процессу учебной деятельности.

Во всех этих определениях можно выделить общее: познавательная

самостоятельность определяется как характеристика деятельности, основанной на процессе познания ученика без непосредственного участия учителя; познавательная самостоятельность выступает как черта личности, характеризующаяся двумя компонентами - мотивационным (т. е. стремлением, потребностью к познанию) и процессуальным (готовностью - наличием опорных знаний и владением способами познавательной деятельности).

Основными признаками познавательной самостоятельности являются умение учащегося ориентироваться в новой учебной ситуации, самостоятельность воли, инициативность, творческий подход в решении задач, а также минимальная помощь учителя или ее отсутствие в процессе познания.

Факторы, влияющие на формирование познавательной самостоятельности школьников, можно разделить на пять групп:

1) побудительные - интерес к знаниям, предмету, любопытство, любознательность, желание лучше подготовиться к продолжению образования, стремление познать новое и др.;

2) образовательные - представления, факты, законы, теории, методы науки и др.;

3) процессуальные - методы, приемы и способы работы учителя с учениками;

4) социальные - знакомство со специалистами, работающими в определенной области, родители, средства массовой информации и др.;

5) психологические - возрастные особенности школьников, склонности, способности, интересы, воля и др. [3].

Познавательная самостоятельность имеет сложную структуру, включающую три системы компонентов: мотивационный (широкие познавательные мотивы, учебно-

познавательные мотивы и мотивы самообразования), содержательно-операционный (ведущие знания и способы учения) и волевой (способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления). Все системы структуры познавательной самостоятельности взаимосвязаны и находятся в иерархических отношениях.

Наиболее сензитивным возрастным периодом для реализации процесса формирования познавательной самостоятельности является младший школьный возраст. Познавательная деятельность младшего школьника направлена на овладение новыми знаниями, развитие активного, самостоятельного, творческого мышления, расширение кругозора, формирование наблюдательности, совершенствование памяти и внимания, умений и навыков наблюдения, обобщения, умозаключения и др.

Основываясь на разных подходах в определении познавательной самостоятельности, выявленных в ходе анализа научно-педагогической литературы, мы рассматриваем познавательную самостоятельность детей младшего школьного возраста как качество личности, которое проявляется у школьников в потребности и способности приобретать знания из различных источников информации, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать и творчески реализовывать их в учебно-познавательной деятельности в результате волевых усилий и эффективно развиваться в процессе обучения при ведущей роли учителя как организатора самостоятельной поисковой деятельности младших школьников, основанной на активном творческом подходе к поставленной учебной задаче.

Следовательно, познавательную самостоятельность младших школьников необходимо рассматривать как личностное свойство, которое в результате целенаправленного педагогического процесса закрепляется и становится устойчивым на следующей возрастной ступени (подростковой).

Процесс формирования познавательной самостоятельности у младших школьников основан на активизации их познавательных потребностей. Познавательную потребность младшего школьника можно определить как переменную личности, отражающую степень получения удовлетворения от учебно-познавательной деятельности с приложением волевых усилий. Познавательная потребность «ведет» младших школьников к саморазвитию, самоактуализации и самосовершенствованию. Впоследствии, на более поздней возрастной ступени, активизация их познавательной потребности будет являться показателем личностной зрелости, источником личностного и социального долголетия [2, 67].

В соответствии с возникшими потребностями у ребенка формируются мотивы. Ожидание нового, интерес к нему является особенностью учебной мотивации младшего школьника. Познавательный интерес как переживание познавательной потребности служит основой внутренней мотивации учебно-познавательной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника сталкивается с отвечающим этой потребности содержанием обучения [1].

Познавательная самостоятельность младшего школьника формируется в несколько этапов, которые характеризуются как уровни познавательной самостоятельности и определяются исходя из критериев:

- предметно-содержательного (степень усвоенности учебных знаний (полнота, обобщенность, осмысленность), умений и навыков);

- деятельностного (степень сформированности умений трансформировать полученные знания и применять их в новой учебной ситуации);

- мотивационного (степень сформированности познавательной мотивации, направленность и устойчивость познавательного интереса, отношение к познавательной деятельности).

В соответствии с указанными критериями представляется возможность установления трех уровней познавательной самостоятельности:

- инструктивно-исполнительский уровень познавательной самостоятельности - зарождение элементов познавательной самостоятельности (исполнение действий по образцу, инструкции) вследствие закрепления механизмов простейших переносов (по аналогии) образцов основных форм интеллектуальной деятельности (действий, операций, актов);

- отражательно-преобразующий уровень самостоятельности - достижение основ познавательной самостоятельности (выработка основных способов, приемов, умений -методов познавательной деятельности и способности их воспроизведения и выбора для применения), достаточная сформированность интеллектуально-познавательных умений для применения в знакомой стандартной ситуации;

- творческий уровень познавательной самостоятельности предполагает прочное овладение основными и второстепенными методами познавательной деятельности, что даст возможность самостоятельно ставить проблему и выбирать пути ее решения, подойти к ее решению с разных точек зрения, то есть осуществить творческий подход к решению познавательной проблемы.

На основе теоретического анализа, исходя из сочетания различных ступеней знаний и степени овладения школьниками способов познавательной деятельности, М. В. Веденькиной были выделены пять уровней сформированности познавательной самостоятельности.

На низком уровне у младших школьников познавательная потребность не осознана; социальные и познавательные мотивы проявляются как внешние. В процессе выполнения определенных заданий ими осуществляются копирующие действия по заданному образцу, распознание ведется путем сравнения с известным образцом; в процессе выполнения заданий результаты имеют репродуктивный характер, элементы творчества не присутствуют; самоконтроль и сила воли не проявляются.

Уровень ниже среднего характеризуется тем, что младшие школьники начинают осознавать, что знания необходимы для решения познавательных задач. У них четко выражена потребность в помощи педагога или одноклассников. Самостоятельные действия осуществляются ими неуверенно, неточно; знания реализуются на уровне воспроизведения, используя памятки, опорные схемы; характерны стереотипные способы решения познавательных задач; редко вносятся элементы творчества в процесс выполнения заданий. Самоконтроль и сила воли проявляются крайне редко; они неусидчивы, ранимы, на замечания взрослых реагируют неадекватно, порой очень эмоционально.

Средний уровень характеризуется тем, что у младших школьников проявляется (чаще всего) один устойчивый мотив. Действия носят осознанный характер. В знакомой стандартной ситуации знания применяются свободно. Цель работы, учебную задачу выдвигает учитель, но планировать ее решение ученики могут самостоятельно. После решения познавательной задачи частично осуществляют самоконтроль или взаимоконтроль; весь процесс деятельности самостоятельно контролируют слабо. В процессе работы чаще проявляют усидчивость, терпение, желание преодолеть возникшие сложности. В процесс выполнения работы вносят элементы творчества.

На уровне выше среднего у младших школьников четко выражена познавательная потребность, усложнена мотивация. Успешно определяют алгоритм самостоятельных

действий. В ходе выполнения работы проявляют оригинальность мышления, вносят элементы творчества; способны использовать различные средства поиска информации; готовы к самоконтролю и взаимоконтролю; за помощью к педагогу или товарищам обращаются крайне редко. Младшие школьники чаще проявляют устойчивые волевые действия.

Высокий уровень характерен наличием устойчивой мотивации; вариативностью действий, готовностью сотрудничать с другими; высокой ответственностью за результаты индивидуального и коллективного труда; способностью к самостоятельному алгоритмизированию действий, адекватному корректированию ошибок и недочетов, творческому подходу к процессу выполнения работы, свободному преодолению трудностей [2, 12-13].

Важными условиями эффективного развития познавательной самостоятельности младших школьников являются: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, изменение принципа усвоения знания, построение учебного материала как развивающейся системы знаний: внедрение в учебный процесс системы учебных творческих заданий, использование совместных форм организации обучения, смещение акцента в деятельности учителя с объяснительно-иллюстративного на личностно ориентированный, эвристический; создание положительной мотивации и высокого эмоционального настроя. Эффективное развитие познавательной самостоятельности осуществляется в виде совместной деятельности: в процессе обучения активно

используются коллективно-распределительная и дискуссионная формы обучения.

Резюме. Познавательная самостоятельность младшего школьника не является врожденным качеством личности, а формируется и развивается в процессе обучения, представляя собой постепенный переход от действий, производимых только под руководством педагога, к познавательной деятельности, основанной на самостоятельном, творческом подходе к поставленной учебной задаче. Развитие познавательной самостоятельности - процесс управляемый и направляемый. Ученик в соответствии со своими личными психологическими данными на начальном этапе обучения может обладать какими-то отдельными элементами самостоятельности в познании (решительность, умение быстро улавливать новые знания и тут же применять их, находя свои способы применения этих знаний и т. д.), но развитие познавательной самостоятельности происходит в процессе обучения под непосредственным руководством педагога. Планомерное воздействие на все структурные компоненты познавательной самостоятельности младшего школьника способствует ее развитию и совершенствованию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боденко, Л. А. Педагогические условия общекультурного становления младших школьников в образовательной среде : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Боденко. - М., 1999. - 22 с.

2. Веденькина, М. В. Формирование познавательной самостоятельности у младших школьников с учетом полоролевых особенностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. В. Веденькина. - Волгоград, 2007. -28 с.

3. Лях, Ю. А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательнообразовательном процессе гимназии : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. А. Лях. - Кемерово, 2004. - 14 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.