Научная статья на тему 'Особенности формирования художественной картины мира современного подростка'

Особенности формирования художественной картины мира современного подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEENS / ARTISTIC PICTURE OF THE WORLD / EDUCATIONAL SPACE / SOCIO-CULTURAL INTERACTION / ПОДРОСТОК / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойкова О.А., Петронюк И.С.

В статье рассматриваются особенности становления художественной картины мира современных подростков. Выделены ценностный, эмоционально-чувственный, когнитивный, творческо-деятельностный и рефлексивный компоненты художественной картины мира. Рассмотрена роль художественной картины мира человека, призванной расширять творческий потенциал личности, содействовать сохранению многообразия культуры в отборе мировоззренческих идей и развития направленности каждой личности и социума, в целом. Предпринята попытка обоснования расширения и обогащения образовательного пространства образовательного учреждения в целях активного системного взаимодействия с социокультурными институтами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF WORLD ART PAINTINGS OF MODERN TEENAGERS

The article discusses specifics of modern art paintings of teenagers around the world. The authors have distinguished evaluative, emotional and sensory, cognitive, creative and reflective components of an activity and of the artistic picture of the world. The role of the artistic picture of a person of the world is designed to expand the creative potential of the individual, to promote preservation of cultural diversity in the selection of philosophical ideas and directions of development of every person and of the society as a whole. The authors make an attempt to justify the expansion and enrichment of educational space of an educational institution for the purpose of an active system of interaction with the socio-cultural institutions.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования художественной картины мира современного подростка»

УДК 374

Boykova O.A., postgraduate, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education (Saint Petersburg, Russia),

E-mail: olga010281@yandex.ru

Petronyuk I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Institute of Continuing Adult Education (St. Petersburg, Russia),

E-mail: pis25@mail.ru

FEATURES OF FORMATION OF WORLD ART PAINTINGS OF MODERN TEENAGERS. The article discusses specifics of modern art paintings of teenagers around the world. The authors have distinguished evaluative, emotional and sensory, cognitive, creative and reflective components of an activity and of the artistic picture of the world. The role of the artistic picture of a person of the world is designed to expand the creative potential of the individual, to promote preservation of cultural diversity in the selection of philosophical ideas and directions of development of every person and of the society as a whole. The authors make an attempt to justify the expansion and enrichment of educational space of an educational institution for the purpose of an active system of interaction with the socio-cultural institutions.

Key words: teens, artistic picture of the world, educational space, socio-cultural interaction.

О.А. Войкова, аспирант каф. социального образования, Санкт-Петербургская академия постдипломного

педагогического образования, г. Санкт-Петербург, Е-mail: olga010281@yandex.ru

И.С. Петронюк, канд. пед. наук, доц. каф. психологии и дефектологии, Институт непрерывного образования

взрослых, г. Санкт-Петербург, Е-mail: pis25@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

В статье рассматриваются особенности становления художественной картины мира современных подростков. Выделены ценностный, эмоционально-чувственный, когнитивный, творческо-деятельностный и рефлексивный компоненты художественной картины мира. Рассмотрена роль художественной картины мира человека, призванной расширять творческий потенциал личности, содействовать сохранению многообразия культуры в отборе мировоззренческих идей и развития направленности каждой личности и социума, в целом. Предпринята попытка обоснования расширения и обогащения образовательного пространства образовательного учреждения в целях активного системного взаимодействия с социокультурными институтами.

Ключевые слова: подросток, художественная картина мира, образовательное пространство, социокультурное взаимодействие.

Интеллектуальный фонд страны - это богатство, которое надо постоянно приумножать за счёт усиления творческого начала в образовательном процессе, и которое невозможно без создания образовательного пространства, которое бы способствовало формированию творческой личности. Художественная картина мира человека способна обеспечить появление личностно значимых ценностей и смыслов, нестандартных (нешаблонных) идей, определяющих собственное отношение к окружающему миру и обогащающих внутренний мир человека. Творчески богатое образовательное пространство не возможно единения науки, образования и искусства. Активное взаимодействие социокультурных институтов станет значительным вкладом для выработки стратегической линии, которая создаст все условия для освоения личностью новых способов деятельности, что предполагает развитие у неё творческого отношения к миру.

В этой связи, актуальность изучения феномена «художественная картина мира» подтверждается возрастанием потребности педагогической науки в использовании метода художественного познания и понимания мира, его высокого потенциала, который заключается в направленности, с одной стороны, на внешнюю - социальную, природную, культуротворческую деятельность человека, а с другой, - на внутренний мир человека, на эмпатийную часть личности.

Необходимость изучения феномена «художественной картины мира» подрастающего поколения также подтверждается потребностью современной школы на развитие личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию, возможности противостоять негативным социальным процессам.

Подросткам открываются рекомендованные к изучению фрагменты картины мира в рамках отдельных учебных курсов. Обучение определяется единицами познания конкретных наук (понятий, правил, формул, лексики, алгоритмов и т. д.) Представления подростка о мире формируются на основе быстро устаревающих учебных текстов, «вчерашних» ценностей, информационных сообщений учителя. Насыщение современной школы компьютерными ресурсами носит узкопредметный характер и недостаточно ориентировано на межпредметную информатизацию и визуализацию интегративной образовательной среды [2].

Перспектива современной школы состоит в педагогическом обеспечении процессов формирования целостного образа мира

подростка. Эта тенденция реализуется внедрением Федерального государственного стандарта основного общего образования. В ФГОС планируется в рамках изучения предметной области «Естественно-научные предметы» обеспечить «осознание подростком своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире», в том числе на основе приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире.

ФГОС ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника в условиях современной школы («портрет выпускника основной школы»), как активность и заинтересованность в познании мира, осознание ценности труда, науки и творчества. В то же время рамочный характер образовательного стандарта не предполагает конкретных рекомендаций научно-методического характера по выполнению данного требования.

И.А. Силкина утверждает, что образ мира подростка представляет аксиологическую структуру интегративного личностного новообразования, характеризующегося синтезом представлений подростка о законах природы и общества, закономерностях развития мира, ценностным отношением к познанию и исследовательскому методу; развитием универсальных учебных действий. Подростки в условиях современной школы демонстрируют различные сочетания дискретных и мозаичных представлений о мире [3].

Авторы доклада ЮНИСЕФ «Положение детей в мире» [1], определили подростковый возраст как важный этап развития человека, переходный этап между детством и взрослостью. Согласно терминологии Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения, подростки-лица в возрасте 10-19 лет.

В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростковом возрасте заложены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна и др. Часто подростковый возраст трактуется как кризисный период «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых. Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском и становлением собственного «Я», а также определения своего места в обществе.

Благополучное становление взрослеющего ребенка возможно при наличии самостоятельной устойчивой картины мира учащегося, которая определяется всем накопленным опытом жизни человека, его общественной и индивидуальной практики. В этой логике, нам видится, что включение культурно-художественного аспекта, «отражающего эмоционально переживаемый ценностно-смысловой мир» культуры общества в творческой деятельности конкретного индивида, будет формировать художественную картину мира, как необходимого механизма для благополучного развития и самоопределения подростка, его когнитивных способностей, эмоционального компонента личности, развития ценностно-смысловых ориентаций.

Рассматривая разные стороны проблемы формирования художественной картины мира подростков, необходимо иметь в виду мир эмоций и переживаний [4]. О подростковом возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, возбудимости, частой смене настроений и т.п. Конечно, некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Однако эмоциональные реакции подростков и их поведение зависят также от социальных факторов и условий воспитания. Поэтому необходимо заботиться о повышении их самоуважения и чувства собственного достоинства, видеть трудности и противоречия возраста и тактично помогать их разрешению в коллективе единомышленников. Поэтому, мы полагаем, что формирование художественной картины мира посредством апелляции к творческой деятельности подростков может стать важной частью для выстраивания целостной картины мира.

Таким образом, нами выявлены следующие компоненты художественной картины мира подростка: аксиологический или ценностный компонент, эмоционально-чувственный, когнитивный, творческо-деятельностный компонент и рефлексивный.

1. Аксиологический или ценностный компонент - творческое отношение к человеческой личности как ценности, потребность в творческой деятельности.

2. Эмоционально-чувственный компонент включает в себя чувство собственного достоинства, гордость за свой коллектив, чувство защищенности, чувство внутреннего спокойствия, уверенности в себе, взаимопонимания, солидарности, сопереживания.

Библиографический список

3. Когнитивный - способность к творческому взаимодействию; умение творчески использовать отобранную информацию и выстраивать её как систему творческих задач.

4. Творческо-деятельностный компонент отражает возможности учащихся в создании чего-то нового и направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности.

5. Рефлексивный компонент - внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности и её результатов; оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в творчестве.

Мы считаем, что, выделив компоненты художественной картины мира, определив критерии, показатели её формирования, с помощью специальных методик можно фиксировать и формировать в дальнейшем развитие данного образования личности.

Таким образом, расширение и усложнение потребностей современного общества обусловило повышение роли художественной картины мира человека, призванной расширять творческий потенциал личности, содействовать сохранению многообразия культуры, отбору мировоззренческих идей, наиболее соответствующих направленности развития каждой личности и социума в целом.

Становление личности современного подростка в виду глобализации мира не может происходить в изоляции от окружающего среды и людей. Именно в этот возрастной период подросток хочет реализовать свой индивидуальный потенциал и начинает искать смысл жизни, проверять свои силы: интеллектуальные, физические, духовные. Эта проверка ведется широким фронтом, но, в основном, в неформальной деятельности и общении. Педагог, организуя разнообразную деятельность подростка посредством творчества, помогает учащемуся создать «условия успеха», помочь обрести уверенность в своих силах, сформировать потребности в творческом стиле жизнедеятельности, удовлетворить потребность в установлении дружеских и деловых отношений с другими людьми.

Нам видится, что значительный потенциал в расширении и обогащении образовательного пространства заложен в активном системном взаимодействии с социокультурными институтами, в частности с театром, как одном из древнейших социокультурных институтов. Именно партнерские отношения школы с театром позволят наиболее полно реализовать учебно-воспитательные задачи образовательного учреждения.

1. Доклад ЮНИСЕФ «Положение детей в мире». Available at: http://www.unicef.org/sowc/

2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: ВЛАДОС, 2002.

3. Силкина И.А. Генезис педагогического знания о целостном образе мира современного подростка. Вестник ОГУ. 2011; 11 (130): 230 - 236.

4. Кирьякова А.В. Развитие аксиологического потенциала личности в условиях университетского образования. Вестник ОГУ. Москва: Гуманитарные науки, 2006; Т. 1.

References

1. Doklad YuNISEF «Polozhenie detej vmire». Available at: http://www.unicef.org/sowc/

2. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Obschaya pedagogika: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva: VLADOS, 2002.

3. Silkina I.A. Genezis pedagogicheskogo znaniya o celostnom obraze mira sovremennogo podrostka. Vestnik OGU. 2011; 11 (130): 230 - 236.

4. Kir'yakova A.V. Razvitie aksiologicheskogo potenciala lichnosti v usloviyah universitetskogo obrazovaniya. Vestnik OGU. Moskva: Gumanitarnye nauki, 2006; T. 1.

Статья поступила в редакцию 31.03.16

УДК 378

Mamedov R.T.O., postgraduate, Moscow State Conservatory n. a. P. I. Tchaikovsky (Moscow, Russia),

E-mail: riad.mammadov@gmail.com

A HYBRID GENRE OF JAZZ-MUGHAM. In the article the author investigates specifics of the interaction between jazz and mugham genres. Jazz-mugham, a new hybrid genre, was created by Azerbaijani composers as the result of such synthesis. All images of this mixed genre are specified by creative intellect and artistic spirit of jazz performers. The researcher uses the basic literature in the jazz-mugam (R. Farkhadov, V. Mamedaliyev), which shows the story of its formation in Azerbaijan, starting with V. Mustafaza-deh's initiatives. In respect to musical language harmony, metrorythm, melody and instrumentation are considered. Important idea of the research is the separation of works into two types: with a prevalence of jazz and with a prevalence of mugham. This dominance depends on the nature of improvisation and a selection of other musical means.

Key words: Azerbaijan jazz culture, hybrid genre, jazz-mugam, improvisation, style.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.